Статистика таможенных правонарушений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    72,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Статистика таможенных правонарушений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет

им. Н.И. Лобачевского»



КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Таможенная статистика»

на тему:

«Статистика таможенных правонарушений»


Выполнила:

Студентка 3 курса, группы 13311,

дневного отделения, специальности

«Таможенное дело»

Гурджия Е. М.

Научный руководитель:

К.Э.Н.

Чалиев Александр Александрович


г. Нижний Новгород 2012 г.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы статистики таможенных правонарушений

1.1 Понятие и виды таможенных правонарушений

1.2 Сущность статистики таможенных правонарушений

1.3 Способы организации импорта в Россию

1.4 Структура и принципы системы управления рисками

Глава 2. Статистика таможенных правонарушений

2.1 Статистика правоохранительной деятельности таможенных органов

2.2 Анализ рядов динамики

2.3 Корреляционный анализ

2.3 Противодействие коррупции

Заключение

Список используемой литературы

таможенное правонарушение импорт

Введение

Актуальность темы исследования.

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов России принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов современной экономики.

Защита экономической безопасности государства, борьба с контрабандой, незаконным перемещением наркотиков, оружия культурных ценностей - важнейшие задачи таможенной службы, являющиеся неотъемлемой частью таможенной системы любого государства.

Таким образом, правоохранительная функция - одна из основных функций, возложенных на таможенные органы. Исторически ее можно определить как главную. Необходимость повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов - проблема, остро стоящая на сегодняшний день. Решение ее требует в первую очередь разностороннего анализа состояния дел по реализации этой функции на всех уровнях. И поэтому особую актуальность на сегодняшний день приобретает анализ деятельности таможенных органов РФ в сфере таможенных правонарушений. Поэтому данная работа посвящена изучению основных функций и компетенции таможенных органов по предотвращению таможенных правонарушений.

Целью данной курсовой работы является изучение основных целей, функций и задач специальной таможенной статистики таможенных правонарушений в сфере таможенного дела. А также как на основании сведений, предоставленных статистикой таможенных правонарушений, осуществляется деятельность таможенными органами ФТС и таможенными органами РТУ, а именно: как ведется правоохранительная деятельность таможенными органами и деятельность подразделений таможенной инспекции.

Задачи: ознакомить с теоретическими основами таможенных правонарушений, рассказать о видах таможенных правонарушений, привести статистику таможенных правонарушений ,провести анализ рядов динамики , а также корреляционный анализ.

Объектом исследования в курсовой работе является деятельность таможенных органов Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению таможенных правонарушений.

В первой главе курсовой работы рассказывается, что такое статистика таможенных правонарушений, ее основные цели, задачи, функции, то есть раскрывается сущность статистики таможенных правонарушений. Одновременно с этим, рассказывается, что такое таможенные правонарушения и какие существуют виды этих правонарушений.

Во второй главе курсовой работы приведены основные направления деятельности таможенных органов, направленные на выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений. А именно приводится статистика правоохранительной деятельности таможенных органов. Так же производятся статистические расчеты по показателям рядов динамики и производится корреляционный анализ.

Глава 1. Теоретические основы статистики таможенных правонарушений

.1 Понятие и виды таможенных правонарушений

Таможенные правонарушения - это противоправное действие или бездействие лица, посягающее на установленный законодательством РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ.

Существуют следующие разновидности таможенных правонарушений:

Преступления в сфере таможенного дела;

Нарушения таможенных правил.[8]

Преступления в таможенной сфере - это преступления, объектом которых являются:

Неприкосновенность таможенной территории России, ее защита от ввоза запрещенных товаров;

Нормальное функционирование таможенных органов, соблюдение порядка таможенного оформления;

Иные отношения в области таможенного дела.[7]

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за следующие виды таможенных преступлений:

Контрабанда (ст.188 УК РФ), то есть перемещение в крупном размере (превышающем стоимость в 250 тыс. рублей) через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, совершаемое помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с не декларированием или недостоверным декларированием.

Незаконные экспорт или передача лицом, наделенным правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность, иностранной организацией или ее представителю сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение этим лицом работ для иностранной организации или ее представителя либо незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю, которое заведомо для указанного лица могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен экспортный контроль (ст.189 УК РФ) - являются преступлениями, представляющими особую общественную опасность и угрожают безопасности человека. Невозвращение на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и стран зарубежья (ст.190 УК РФ), вывезенных за ее пределы, являются уголовным преступлением, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст.194 УК РФ), совершенное в крупном размере (более 500 тыс. рублей).[1]

Нарушение таможенных правил - это правонарушения, не попадающие под признаки преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации.

Конкретные виды нарушений таможенных правил определены в главе 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях:

Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу РФ;

Не декларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств;

Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию РФ и (или) вывоз товаров с таможенной территории РФ;

Не декларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты РФ;

Нарушение режима зоны таможенного контроля;

Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы;

Представление недействительных документов при таможенном оформлении;

Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам;

Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них;

Несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита;

Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации;

Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений;

Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа;

Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций;

Непредставление в таможенный орган отчетности;

Нарушение сроков временного хранения товаров;

Представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации;

Не вывоз либо неосуществление обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств физическими лицами;

Несоблюдение таможенного режима;

Незаконное пользование или распоряжение условно выпущенными товарами либо незаконное пользование арестованными товарами;

Незаконное приобретение, пользование, хранение либо транспортировка товаров и (или) транспортных средств;

Нарушение сроков уплаты таможенных платежей;

Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела.[2]

.2 Сущность статистики таможенных правонарушений

Специальная таможенная статистика таможенных правонарушений

Специальная таможенная статистика представляет собой «совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов, предназначенных для оптимизации их деятельности».[9]

Роль статистики таможенных правонарушений в системе специальной таможенной статистики определяется тем, что она призвана способствовать:

Организации управления и контроля за расследованием дел о нарушениях таможенных правил, уголовных дел, возбужденных таможенными органами, и дел об административных правонарушениях, посягающих на нормативную деятельность таможенных органов;

Разработке и формированию унифицированного правового механизма по регулированию на нарушения таможенного законодательства, а также обобщению и использованию положительного опыта поисковой, оперативно-розыскной работы.

На основе законодательной базы Российской Федерации по таможенному делу, нормативно-правовых актов ФТС России определяются функции статистики таможенных правонарушений:

Разработка и утверждение форм отчетности на текущий год, регламента их составления и доведения до вышестоящих таможенных органов, составление методических рекомендаций по их заполнению;

Работа по заполнению отчетных форм в каждом из таможенных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, доведение их до вышестоящих таможенных органов;

Получение сводных данных за соответствующие периоды;

Сверка данных путем логического контроля и вычисления конкретных сумм;

Анализ сводных данных и подготовка отчетных материалов к докладу руководства ФТС РФ, таможенных органов на местах и для сведения территориальных подразделений.

Организация ведения специальной таможенной статистики таможенных правонарушений должна отвечать следующим требованиям:

Оперативность сбора, обработки, хранения данных по делам о таможенных правонарушениях;

Возможность автоматизации процессов создания и ведения как основных, так и дополнительных баз данных для осуществления информационной поддержки правоохранительной работы;

Оперативность использования всего объёма данных специальной таможенной статистики, а также иных информационных ресурсов в работе подразделений правоохранительного блока таможенных органов;

Пользования данными в масштабе времени, близком к реальному.

Основной целью ведения специальной таможенной статистики таможенных правонарушений является обеспечение руководства таможенного органа и вышестоящих таможенных органов информацией о состоянии правоохранительной деятельности для принятия решений по совершению её организационно-правовых основ.

В соответствии с определенной целью к основным задачам специальной таможенной статистики таможенных правонарушений относятся:

Накопление, обработка, систематизация, обобщение и последующий анализ данных о правоохранительной деятельности таможенных органов;

Изучение динамики проявления противоправных деяний;

Изучение связи показателей таможенных правонарушений и внешнеторговой деятельности, выявление предпосылок совершения правонарушений участниками ВЭД;

Развитие методологии и практики применения данных статистики таможенных правонарушений в оперативно-служебной деятельности;

Информационное обеспечение подготовки эффективных управленческих решений по борьбе с таможенными правонарушениями;

Формирование системы обобщающих статистических показателей правоохранительной деятельности;

Оценка деятельности таможенных органов по правоохранительным вопросам.[6]

Объектами изучения статистики таможенных правонарушений являются:

Преступления в сфере таможенного дела;

Нарушения таможенных правил;

Административные правонарушения.

Система признаков и показателей в специальной таможенной статистике таможенных правонарушений включает в себя атрибутивные признаки и количественные показатели.

Атрибутивные признаки определяют наличие некоторого качественного свойства у единицы учета.

Укрупненный перечень атрибутивных признаков основной единицы учета включает следующие признаки правонарушений:

Квалификация дел о нарушениях таможенных правил;

Сумма санкций материального характера;

Аналитические показатели применяются для анализа статистической информации и характеризует особенности правонарушений и эффективности борьбы с ними в сфере ВЭД. Например, сумма материальных взысканий на одно дело по нарушению таможенных правил; количество дел о нарушениях таможенных правил на одного сотрудника правоохранительной направленности.[10]

В статистических исследованиях специальной таможенной статистики таможенных правонарушений выделяют три основных этапа:

Статистическое наблюдение (сбор исходной статистической информации);

Первичная обработка исходной информации;

Анализ статистической информации.

На первом этапе решается задача получения и регистрации значения количественных показателей и качественных признаков правонарушений. Для решения этой задачи применяется метод массового наблюдения. Обусловленность выбора указанного метода определяется тем, что в сводных статистических характеристиках наблюдается закономерность массовых случайных событий.

На втором этапе решается задача сводки и группировки исходных данных, а также представление их в удобной и наглядной форме - в виде таблиц и графиков.

На третьем этапе решается комплекс аналитических задач. При этом могут использоваться те же методы и приемы, что и в других статистических дисциплинах - сводка и группировка, метод средних, ряды распределения, индексы и другие методы и приемы. Однако в настоящее время лишь немногие из перечисленных методов используются для обобщения и анализа.[6]

.3 Способы организации импорта в Россию

Существует 3 схемы, по которым осуществляется импорт в Россию:

.«Белая» - абсолютно легально, соответствуя требованиям ФТС;

. «Черная» - нелегально (контрабанда);

В большинстве случаев это ввоз товаров без декларирования, без таможенного оформления и без выплат в государственный бюджет. Уголовно-правовая окраска и высокая рискованность такого бизнеса компенсируется практически полной экономией на разнообразных сборах, пошлинах и налогах. Единственная расходная статья при этом виде бизнеса - взятки и поборы криминальных группировок. Очевидно, что черные схемы весьма уязвимы, поэтому очень немногие участники внешнеэкономической деятельности строят свой бизнес на такой основе.

.«Серая» - (полулегально) условное название большого спектра технологий, существенно различающихся по степени и формам отклонения практики от нормативных требований.

В осуществлении как «серых», так и «черных» схем, как правило, задействуются следующие участники:

. Продавец товара - это чаще всего крупная зарубежная компания, которая может и не знать, что сделка осуществляется с нарушением закона;

.Российский банк, обеспечивающий перевод необходимой суммы для закупки товара;

.Компания, закупающая товар и зарегистрированная, кК правило, в оффшоре;

.«Черный брокер», имеющий «окно» на таможенном посту;

.Несколько фирм-однодневок и конечный покупатель, дистрибьютор продукции.

Вся эта цепочка по закону несёт ответственность за нарушение таможенного режима.[4]

.4 Структура и принципы системы управления рисками

Система управления рисками (СУР) основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:

Принцип целевой направленности, заключающийся в подчинении всех задач таможенной службы и способов их решения в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

Принцип целостности, заключающийся в разработке и использовании структурными подразделениями ФТС России функциональных подсистем управления рисками, как элементов единой системы таможенной службы Российской Федерации;

Принцип информационного единства, заключающийся в совместимости информационных источников и единых подходов к процедурам их обработки и анализа, а также взаимосвязи информации, как по вертикали, так и по горизонтали, на всех уровнях таможенного администрирования (ФТС России, РТУ, таможня, таможенный пост);

Принцип законности, заключающийся в соответствии принимаемых мер по предотвращению или минимизации рисков действующему законодательству Российской Федерации;

Принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.

Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечит организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности.

Принципами управления являются:

Стратегическое управление - определение областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков (тенденции, закономерности), а также разработка и внедрение соответствующих мер по их предотвращению или минимизации на уровне всей таможенной службы Российской Федерации;

Оперативное управление - определение локальных областей риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков, характерных для отдельных лиц, товаров и (или) таможенных органов, в том числе распределение компетенции таможенных органов по принятию решений.

Тактическое управление - определение областей риска, характерных для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц, партий товаров.

Основными элементами системы управления рисками являются:

) Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

) Выявление и анализ рисков.

Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из определения:

совокупности условий и факторов, влияющих на риски;

таможенных операций, при осуществлении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;

объектов анализа;

критериев и параметров, характеризующих риски (количество перемещений, номенклатура товаров, получатель товаров и т.д.);

индикаторов риска (граничных количественных показателей, определяющих необходимость применения мер по предотвращению или минимизации рисков);

оценки возможной величины ущерба в случае возникновения рисков.

) Разработка и реализация мер по управлению рисками.

При разработке и реализации мер необходимо учитывать:

прогноз результатов и определение возможных последствий планируемых мер и вероятности наступления этих последствий;

анализ возможных мер по предотвращению или минимизации рисков, а по результатам - выбор оптимальных, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

) Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений.

СУР невозможна без отлаженной системы "обратной связи". Наряду с подготовкой и реализацией профилей рисков необходимо на постоянной основе осуществлять контроль за применением соответствующих форм таможенного контроля, анализ их эффективности, а по результатам - их корректировку.

Глава 2. Статистика таможенных правонарушений

.1 Статистика правоохранительной деятельности таможенных органов

Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших функций таможенных органов, а также форм государственного контроля. Данная функция заключается в том, что:

Таможенные органы являются органами дознания по делам:

О контрабанде;

Уклонение от уплаты таможенных платежей;

Незаконных валютных операциях и иных деяниях с валютными ценностями, касающихся таможенного дела;

Иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов РФ.

Ведут оперативно-розыскную деятельность.[3]

Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

Дознание осуществляется с целью обнаружения преступлений и лиц, совершающих данные преступления, поэтому таможенные органы производят дознание по делам, которые относятся к их компетенции.

Таможенные органы, обнаружив признаки преступления, возбуждают уголовное дело и проводят следующие неотложные следственные действия: осмотры, обыски, выемки, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых и свидетелей. Органу дознания отводится 10 дней для осуществления неотложных действий, затем выносится постановление о передаче дела в прокуратуру. Только после принятия следователем дела к своему производству, таможенный орган может проводить по нему следственные и розыскные мероприятия, руководствуясь поручением следователя.

Дознание по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, осуществляют отделы дознания таможен и отделы организации дознания региональных таможенных управлений. Непосредственно же дознание проводят должностные лица этих подразделений.[7]

Оперативно-розыскная деятельность - это вид государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно соответствующими подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность:

В целях выявления лиц:

подготавливающих;

совершающих;

или совершивших противоправное деяние, признаваемое российским законодательством преступлением, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов РФ.

А также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.12.2005).[9]

Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ в 2009 - 2011 гг. была направлена на предотвращение нанесения экономического ущерба государству, на дальнейшее усиление борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, а также прекурсов, используемых для их нелегального изготовления; на противодействие контрабанде оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств; товаров двойного и военного назначения; предметов антиквариата и культурных ценностей; драгоценных металлов и драгоценных камней.

.2 Анализ рядов динамики

Ряд динамики - это числовые значения определённого статистического показателя в последовательные моменты или периоды времени (т.е. расположенные в хронологическом порядке).

Анализ рядов динамики начинается с определения того, как именно изменяются уровни ряда (увеличиваются, уменьшаются или остаются неизменными) в абсолютном и относительном выражении. Чтобы проследить за направлением и размером изменений уровней во времени, для рядов динамики рассчитывают показатели изменения уровней ряда динамики[4]:

абсолютное изменение (абсолютный прирост);

относительное изменение (темп роста или индекс динамики);

темп изменения (темп прироста).

Все эти показатели могут определяться базисным способом, когда уровень данного периода сравнивается с первым (базисным) периодом, либо цепным способом - когда сравниваются два уровня соседних периодов.

Таблица 1. Анализ динамики и структуры возбуждения дел об административных правонарушениях.

В том числе за 1-е полугодие 2010 и 2011 годов:



2010 год

2011 год

Без проведения административного расследования

Составлено протоколов об АП

19196

14562


Вынесено постановление прокурора

301

164


Постановление-предупреждение

1371

1281


Постановление без составления протокола

4323

5886

Всего:

25191

21893

С проведением административного расследования

Вынесено определений о возбуждении дела об АП

18653

17127


Постановление прокурора

584

532

Всего:

19237

17659


Исходя из данных, которые получились в таблице, можно сказать что, что в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года в абсолютном отношении произошло сокращение возбужденных дел без проведения административного расследования на 3298, а так же дел с проведением административного расследования на 1578 дел.

Таблица 2. Виды назначенных наказаний в период за 1 полугодие 2010 и 2011 годов.

Год

2010

2011

Предупреждения

2454

2387

Административные штрафы

29036

28229

Конфискация орудий совершения и/или предметов АП

4008

4601

Административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП

635

695

Административный арест

29

29

Всего:

36162

35941


Судя по рассчитанным данным, можно сказать, что в целом в первом полугодии 2011 года идёт незначительное снижение по назначенным наказаниям на 221 дело. В основном это связано из-за снижения количества административных штрафов.

Таблица 3. Суммы денежных средств в млрд. рублей, изъятых в ходе проверок по правонарушениям таможенными органами в первом полугодии 2010 и 2011 годов.


2010

2011

Сумма неуплаченных таможенных платежей

0,5182

0,319

Товары и транспортные средства, незаконно перемещенные через таможенную границу

8,6

5,7

Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте

58

48

Итого:

67,1182

54,019


Как вывод, можно сказать, что при проведении анализа динамики и структуры статистических данных за первое полугодие 2010 и 2011 годов было выявлено сокращение возбужденных дел без проведения административного расследования на 3298, а так же дел с проведением административного расследования на 1578 дел. Так же, в первом полугодии 2011 года идёт незначительное снижение по назначенным наказаниям на 221 дело. А что касается выявленных сумм денежных средств изъятых в ходе проверок таможенными службами, то в первом полугодии 2011 года произошло снижение общей суммы на 13,0992 млрд. рублей.

.3 Корреляционный анализ

Корреляционная связь - это связь, проявляющаяся при большом числе наблюдений в виде определенной зависимости между средним значением результативного признака и признаками-факторами. Другими словами, корреляционную связь условно можно рассматривать как своего рода функциональную связь средней величины одного признака (результативного) со значением другого (или других). При этом, если рассматривать связь средней величины результативного показателя y с одним признаком-фактором x, корреляция называется парной, а если факторных признаков 2 и более (x1, x2, …, xm) - множественной.

По характеру изучений x и y в парной корреляции различают прямую и обратную связь. При прямой связи значения обоих признаков изменяются в одном направлении, т.е. с увеличением (уменьшением) значений x увеличиваются (уменьшаются) и значения y. При обратной связи значения факторного и результативного признаков изменяются в разных направлениях.

Изучение корреляционных связей сводится к решению следующих задач:

выявление наличия (отсутствия) корреляционной связи между изучаемыми признаками;

измерение тесноты связи между двумя (и более) признаками с помощью специальных коэффициентов (эта часть исследования именуется корреляционным анализом);

определение уравнения регрессии - математической модели, в которой среднее значение результативного признака у рассматривается как функция одной или нескольких переменных - факторных признаков (эта часть исследования именуется регрессионным анализом).

Для выявления наличия и характера корреляционной связи между двумя признаками в статистике используется ряд методов.

. Рассмотрение параллельных данных (значений x и y в каждой из n единиц). Единицы наблюдения необходимо расположить по возрастанию значений факторного признака x и затем сравнить с ним (визуально) поведение результативного признака y (таблица 4).

. Линейный коэффициент корреляции - самый популярный измеритель тесноты линейной связи между двумя количественными признаками x и y. Он основан на предположении, что при полной независимости признаков x и у отклонения значений факторного признака от средней () носят случайный характер и должны случайно сочетаться с различными отклонениями (). При наличии значительного перевеса совпадений или несовпадений таких отклонений делается предположение о наличии связи между x и y.[4]

Таблица 4. Параллельные данные.

Год

Количество проверок, х

Количество возбужденных дел, y

2003

17509

58503

2004

19291

64097

2005

20535

68116

2006

21854

74552

2007

23781

84927

2008

25064

88688

2009

27514

94838

2010

29476

96764

2011

30941

97829


В линейном коэффициенте корреляции учитываются не только знаки отклонений от средних величин, но и значения самих отклонений, выраженные для сопоставимости в единицах среднего квадратического отклонения t (1) и (2):

(1)                    и                          (2)

Линейный коэффициент корреляции r представляет собой среднюю величину из произведений нормированных отклонений для x и у (3) :

 (3)

Числитель формулы (3), делённый на n, представляющий собой среднее произведение отклонений значений двух признаков от их средних значений, называется коэффициентом ковариации - это мера совместной вариации факторного x и результативного y признаков (4):

(4)

Недостатком коэффициента ковариации является то, что он не нормирован, в отличие от линейного коэффициента корреляции. Очевидно, что линейный коэффициент корреляции представляет собой частное от деления ковариации между x и y на произведение их средних квадратических отклонений (14):

(5)

Линейный коэффициент корреляции может принимать значения от -1 до +1, причем знак определяется в ходе решения. Если , то r=0, что означает отсутствие линейной зависимости между х и у, а при r=1 - функциональная зависимость между х и у. Следовательно, всякое промежуточное значение r от 0 до 1 характеризует степень приближения корреляционной связи между х и у к функциональной. Существует эмпирическое правило (шкала Чэддока) для оценки тесноты связи, представленное в таблице 5.

Таблица 5. Шкала Чеддока.

| r |

Теснота связи

менее 0,1

отсутствует линейная связь

0,1 ч 0,3

слабая

0,3 ч 0,5

умеренная

0,5 ч 0,7

заметная

более 0,7

сильная (тесная)

Таким образом, коэффициент корреляции при линейной зависимости служит как мерой тесноты связи, так и показателем, характеризующим степень приближения корреляционной зависимости между х и у к линейной. Поэтому близость значения r к 0 в одних случаях может означать отсутствие связи между х и у, а в других свидетельствовать о том, что зависимость не линейная.[4]

Для начала построим вспомогательную таблицу 6.

Таблица 6. Вспомогательные расчеты линейного коэффициента корреляции.

Год

x

y

tx

ty

tx ty

2003

17509

37936

6534089

915486049

-1,524

-1,615

2,461

2004

19291

58503

5494256

-0,443

-0,517

0,229

2005

20535

64097

344276

16777216

-0,105

-0,219

0,023

2006

21854

68116

513460

5929

0,131

-0,004

-0,0005

2007

23781

74552

4073441

40436881

0,381

0,339

0,129

2008

25064

84927

15529456

280026756

0,746

0,893

0,666

2009

27514

88688

27275321

420045025

0,99

1,094

1,083

2010

29476

94838

58850921

709956025

1,454

1,422

2,068

2011

30941

97829

73928576

681732100

-1,63

-1,394

2,272

Итого:

215965

669486

270304196

3358362081

 

 

8,9305


Год

xy

2003

243175509

447948288

2004

22635840

1024329027

2005

-35509738

1236495227

2006

-53130

1398762060

2007

12775231

1629259408

2008

65865024

2019648987

2009

106963405

2222876032

2010

204340505

2609372732

2011

224441560

473391667

Итого:

844634206

13062083428


В нашей задаче:

= 178605/9 = 19845                          = \/270304196/9 = 1733,147

y =669486 /9 = 74387                        = \/3358362081/9 = 19317,125

Тогда линейный коэффициент корреляции по формуле: r = 8,9305/9 = 0,992.

Найденное значение свидетельствует о том, что связь между величиной возбуждённых уголовных дел и величиной таможенных проверок очень близка к функциональной (сильная по шкале Чэддока).

Проведём проверку коэффициента корреляции на значимость (существенность). Интерпретируя значение коэффициента корреляции, следует иметь в виду, что он рассчитан для ограниченного числа наблюдений и подвержен случайным колебаниям, как и сами значения x и y, на основе которых он рассчитан. Другими словами, как любой выборочный показатель, он содержит случайную ошибку и не всегда однозначно отражает действительно реальную связь между изучаемыми показателями. Для того чтобы оценить существенность (значимость) самого r и, соответственно, реальность измеряемой связи между х и у, необходимо рассчитать среднюю квадратическую ошибку коэффициента корреляции σr. Оценка существенности (значимости) r основана на сопоставлении значения r с его средней квадратической ошибкой: . [4]

Если число наблюдений небольшое (n<30), то σr рассчитывается по формуле (6):

, (6)

а значимость r проверяется на основе t-критерия Стьюдента, для чего определяется расчетное значение критерия по формуле (7) и сопоставляется c tТАБЛ.

. (7)

Исходя из нашей задачи мы видим, что число наблюдений небольшое, значит, оценивать существенность (значимость) линейного коэффициента корреляции будем по формулам:

= 0,992/0,048 = 20,667

Из значений по таблице Стьюдента видно, что при числе степеней свободы ν = 9 - 2 = 7 и вероятности β = 95% (уровень значимости α =1 - β = 0,05) tтабл=2,36, а при вероятности 99% (α=0,01) tтабл=3,5, значит, tРАСЧ > tТАБЛ, что дает возможность считать линейный коэффициент корреляции r = 0,893 значимым.

Теперь можно производить подбор уравнения регрессии, которое представляет собой математическое описание изменения взаимно коррелируемых величин по эмпирическим данным. Уравнение регрессии должно определить, каким будет среднее значение результативного признака у при том или ином значении факторного признака х, если остальные факторы, влияющие на у и не связанные с х, не учитывать, т.е. абстрагироваться от них. Другими словами, уравнение регрессии можно рассматривать как вероятностную гипотетическую функциональную связь величины результативного признака у со значениями факторного признака х.

Найти в каждом конкретном случае тип функции, с помощью которой можно наиболее адекватно отразить ту или иную зависимость между признаками х и у, - одна из основных задач регрессионного анализа. Выбор теоретической линии регрессии часто обусловлен формой эмпирической линии регрессии; теоретическая линия как бы сглаживает изломы эмпирической линии регрессии. Кроме того, необходимо учитывать природу изучаемых показателей и специфику их взаимосвязей.[4]

Линейное уравнение регрессии:

 = a0 + a1x,

Параметр a1 в уравнении линейной регрессии называется коэффициентом регрессии, который показывает на сколько изменяется значение результативного признака у при изменении факторного признака х на единицу.

Составим вспомогательные расчеты для нахождения уравнения регрессии в виде таблицы 7.

Таблица 7. Вспомогательные расчеты для нахождения уравнения регрессии.

Год

x

y

x2

xy

2003

17509

37936

139428864

447948288

39854,538

3680788,057

803068428,5

2004

19291

58503

306565081

1024329027

59956,264

2111976,254

67843819,93

2005

20535

64097

372142681

1236495227

66239,596

4590717,619

3815787,187

2006

21854

68116

421686225

1398762060

70625,94

6299798,804

5919197,044

2007

23781

74552

477597316

1629259408

75276,734

525239,3708

50179287,38

2008

25064

84927

565535961

2019648987

82071,336

8154816,881

192608210,1

2009

27514

88688

628204096

2222876032

86595,194

4379836,954

338640744

2010

29476

94838

757020496

2609372732

95233,894

156732,0592

731209948,3

2011

30941

97829

126540001

473391667

37883,504

17635766,65

918665547,8

Итого:

215965

669486

3794720421

13062083428

613737

47535672,65

3111950970


Исходя из формул, находим уравнение регрессии:

а 1 = (13062083428/9 - 19845*68193) / 5273,668^2 = 3,526

а0 = 68193 - 3,526 * 19845 = -1780,47

Отсюда получаем уравнение регрессии: = (-1780,47) + 3,526 * х

Расчет ошибок параметров уравнения регрессии основан на использовании остаточной дисперсии, характеризующей расхождение (отклонение) между эмпирическими и теоретическими значениями результативного признака. Для линейного уравнения регрессии () средние ошибки параметров a1 и a0 определяются по формулам (8) и (9) соответственно:

(8)                (9)            (10)

Значимость параметров проверяется путем сопоставления его значения со средней ошибкой. Обозначим это соотношение как t(10) :

(11)

Если выборка малая (n<30), то значимость параметра ai проверяется путем сравнения с табличным значения t-критерия Стьюдента при числе степеней свободы ν=n-2 и заданном уровне значимости α. Если рассчитанное по формуле (20) значение больше табличного, то параметр считается значимым.

В нашем примере по формуле (10):


Находим среднюю ошибку параметра а0 по формуле (8):


Теперь находим среднюю ошибку параметра а1 по формуле (9):


Теперь по формуле (11) для параметра а0:


И по той же формуле для параметра а1:


Так как выборка малая, то задавшись стандартной значимостью α=0,05 находим табличное значение tα=2,36, которое значительно меньше полученного значения 21,37 и выше, чем значение (-2,05), что свидетельствует о значимости обоих параметров уравнения регрессии.

Наряду с проверкой значимости отдельных параметров осуществляется проверка значимости уравнения регрессии в целом или, что-то же самое, проверка адекватности модели с помощью критерия Фишера. В нашем примере получим:


Сравнивая расчетное значение критерия Фишера Fр = 45,83 с табличным Fт = 5,59, при числе степеней свободы ν1 = k - 1 = 2 -1 = 1 и ν2 = n - k = 9 - 2 = 7 и стандартном уровне значимости α = 0,05, можно сделать вывод, что уравнение регрессии значимо.[4]

В заключении можно сказать, что величина возбуждённых дел на таможенной территории России за период с 2003 года по 2011 год практически напрямую зависела от количества проверок, проводимых таможенными органами. Выявили тесную корреляционную связь.

.3 Противодействие коррупции

В 2011 году продолжались работы по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности и принимались меры по повышению эффективности оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление и пресечение организованной преступности во внешне-экономической деятельности, с участием должностных лиц таможенных органов.

Подразделениями по противодействию коррупции и подразделениями собственной безопасности таможенных органов направлено в правоохранительные органы 896 материалов (ст. 144 (порядок рассмотрения сообщения о преступлении), ст. 145 (решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении) УПК РФ), из них:

по 349 материалам приняты решения о возбуждении уголовных дел;

по 41 - о приобщении к ранее возбужденным уголовным делам;

по 291- об отказе в возбуждении уголовных дел;

материалов находятся на рассмотрении в правоохранительных органах.

По материалам подразделений по противодействию коррупции и подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено
398 уголовных дел, в том числе:

уголовных дела - по преступлениям коррупционной направленности
(224 уголовных дела - в отношении 126 должностных лиц таможенных органов и 40 уголовных дел - в отношении 33 взяткодателей);

уголовных дел - по преступлениям против интересов службы;

уголовных дел - по таможенным преступлениям (части 1, 2, 4 ст. 188 (контрабанда), ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) УК РФ) без признаков коррупции;

уголовных дел - по преступлениям в отношении должностных лиц таможенных органов;

уголовных дел - по другим преступлениям, наносящим ущерб таможенным органам;

уголовных дел - по иным преступлениям, не связанным с таможенным делом.

В 2011 году по материалам подразделений по противодействию коррупции и подразделений собственной безопасности таможенных органов следственными органами возбуждены дела по тяжким и особо тяжким преступлениям:
76 уголовных дел - по ст. 290 (получение взятки) УК РФ, 53 уголовных дела -
по ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ,
38 уголовных дел - по ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ.

За совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности, осуждено 58 должностных лиц таможенных органов и 18 взяткодателей (в 2010 году - 100 должностных лиц и 17 взяткодателей).[13]

Наиболее распространенными видами преступлений коррупционной направленности в таможенных органах, выявленных подразделениями по противодействию коррупции и подразделениями собственной безопасности таможенных органов, являлись злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, получение и дача взятки.

Структура преступлений коррупционной направленности в таможенных органах


Количество уголовных дел по коррупционным преступлениям, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции и подразделений собственной безопасности, уменьшилось на 29 % по сравнению с 2010 годом. При этом удельный вес преступлений, выявленных подразделениями по противодействию коррупции и подразделениями собственной безопасности таможенных органов, в общем числе преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере уменьшился на 3 %.

Сведения о количестве выявленных и пресеченных преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере в 2009 - 2011 годах


Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями по противодействию коррупции и подразделениями собственной безопасности таможенных органов. Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 91 % (в 2010 году - 94 %).

В 2011 году по всем фактам выявленных нарушений со стороны должностных лиц таможенных органов действующего законодательства, регулирующего правоотношения в таможенной сфере, по инициативе и
с участием подразделений по противодействию коррупции и подразделений собственной безопасности таможенных органов проведено 547 служебных проверок (в 2010 году - 610), по результатам которых к дисциплинарной ответственности привлечено 369 должностных лиц (в 2010 году - 465), уволено - 6 должностных лиц (в 2010 году - 22). [12]

Заключение

В данной курсовой работе были достигнуты поставленные цели, а именно: изучены основные цели, функции и задачи специальной таможенной статистики таможенных правонарушений, а также, как осуществляется правоохранительная деятельность таможенных органов РФ .

Для достижения поставленной цели была проделана следующая работа: рассказано что такое таможенные правонарушения и какие бывают виды этих правонарушений, раскрыта сущность понятия «статистика таможенных правонарушений», перечислены ее основные функции и задачи, проанализирована работа правоохранительных подразделений таможенных органов на основании сведений, представленных статистикой таможенных правонарушений.

В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы о том, что, во-первых, основными видами таможенных правонарушений являются преступления в сфере таможенного дела и нарушение таможенных правил. Во-вторых, сущность статистики таможенных правонарушений является организация управления и контроля за расследованием дел о таможенных правонарушениях, а также разработка и формирование унифицированного правового механизма по регулированию нарушения таможенного законодательства. Также организация ведения статистики таможенных правонарушений должна отвечать следующим требованиям: оперативность сбора, обработки, хранения данных по делам о таможенных правонарушениях; оперативность использования всего объема данных специальной таможенной статистики; пользование данными в масштабе времени, близком к реальному. В-третьих, осуществляя правоохранительную функцию, таможенные органы выступают как органы дознания и ведут оперативно-розыскную деятельность.

Список используемой литературы

Уголовный кодекс РФ

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 №144-ФЗ (ред. от 02.12.2005).

Чалиев А.А., Овчаров А.О. Таможенная статистика. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2008г.

Приказ ГТК России № 1069 от 26.09.2003 года «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации».

Азаров Ю.Ф. Основы таможенного дела: учеб. пособие в 2т. Т 2/ под общей ред. Ю.Ф.Азарова. - М.: РИО РТА, 2005 г., стр. 238-253.

Давыдов Я.В. Таможенное право / Я.В. Давыдов - М.: Приор-издат, 2006.

Ларичев В.Д., Гильмутдинова Н.С. Таможенные преступления / В.Д. Ларичев, Н.С. Гильмутдинова - М., Экзамен, 2001.

Рассолов М.М., Эриашвили Н.Д. Таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»/ под. ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г.

Теория статистики: учебник для вузов (под. ред. Шмойловой Р.А.). - изд. 4-е, доп., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007

Справочные материалы к заседанию ФТС России (Таможенная служба в 2011 году)://customsonline.ru/2126-statistika-tamozhennyh-prestupleniy-tendensiya-k-rostu.html

1.      

Похожие работы на - Статистика таможенных правонарушений

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!