Проектирование пожарного автомобиля
1.Конструирование пожарной автоцистерны
1.1 Назначение и область применения ПНС
Пожарные насосные станции относятся к основным пожарным автомобилям и предназначены для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар. Кроме того, ПНС могут использоваться для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
.2 Выбор шасси, силового агрегата и надстройки ПНС
Для правильного выбора шасси и силового агрегата проектируемого пожарного автомобиля следует исходя из среднестатистической продолжительности следования ПА - tсл, определяемого по формуле:
tсл = R / с1. с2. с3. с4. JА мах
и нормированного значения радиуса выезда, определить максимальную скорость движения - JА мах при заданных условиях эксплуатации
JА мах = R / (tСЛ. с1. с2. с3. с4), (1)
где R - протяженность (радиус) выезда, км;
с1 - коэффициент использования мощности (0,3…0,4);
с2 - коэффициент развития мощности (0,8);
с3 - коэффициент учета климатических условий (0,5…0,9);
с4 - коэффициент учета дорожных условий (0,3…1,0);
JА мах - максимальная техническая скорость автомобиля, км. ч-1.
tсл = 8 / 0,3. 0,8. 0,8. 0,95. 99 = 0,44 ч.
JА мах = 8 / (0,44. 0,3. 0,8. 0,8. 0,95) = 99 км. ч-1
Для удобства выбора прототипа шасси и силового агрегата параметры технических характеристик рассматриваемых моделей-аналогов сведены в таблицу 1.
Таблица 1 - Параметры технических характеристик сравниваемых ПА
Наименование параметраОбозначениеСтрана, фирма, модель ПА, год выпускаРоссияРоссияРоссияПрототип (проект)12345671. Тип(ПНС)ПНС-110«ПНС-110»2. Колесная формула шасси6х6 ЗИЛ-1314x2 КамАЗ- 43083. Компоновочная схемаКЛКЛ4. Положение кабиныКЗДКНД5. Номинальная грузоподьемность, кгMН500065006. Полная масса, кгMА1080011500продолжение таблицы 112345677. ПеносмесительПС-12ПС-128. Габариты, мм длина ширина высота L А ´ В А ´ Н А 7370 2500 2680 7225 2422 26209. Максимальная скорость км. ч-1JАmах8010510. Расход топлива при работе насосной установки в номинальном режиме, кг/сQS4018,411. Тип, модель Двигателя привода насосадизельный четырехтактный, 2Д-12V8Д 64512. Максимальная мощность, кВтNЕ mах20013513. Частота вращения коленвала при NЕ махnN1350220014. Максимальный вращающий момент, Н.мМЕmах40251015. Масса двигателя, кгmд510743
Где КЛ - классическая компоновка; ПП - переднеприводная компоновка; КЗД - кабина за двигателем; КНД - кабина над двигателем; КПД - кабина перед двигателем.
Выбор пожарной надстройки полностью зависит от заданного типа пожарной машины и современных тенденций инженерного дизайна. Проанализировав характерные для ПНС сборочные единицы, агрегаты, крупное пожарно-техническое оборудование и количество личного состава (боевого расчета), заполним 1, 2, и 3 столбцы таблицы 2.
Таблица 2 - Характеристики сборочных единиц и агрегатов проектируемого пожарного автомобиля
Наименование сборочной единицы, агрегатаМасса, кгГабариты, мм l ´ b ´ hКоординаты центра массСтатические моменты, кг.мхiziMi.хiMi.zi12345671. Кабина7352000´2200´2300 GК 1,3 1,25 1430 1375Команда3´80Дополнительное электрооборудование25Оборудование в ящике кабины1002. Двигатель с коробкой передач18361500´1200´1300 GДВ0,51,19182019,63. Топливные баки для ДН714GБН2,62,01856,414284. Шасси71437550´2422´1300 GШ2,80,7520000,45357,255. Пожарное оборудование, рукава102GПТО4,52,25459229,56. Двигатель насосной установки817GДН3,91,53186,31225,57. Насос204GПН5,01,51020306ВСЕГО:11916
Проанализировав основные ПНС, находящиеся на вооружении в нашей стране, выбираем первый способ создания проектируемой машины: на серийное шасси устанавливаем пожарную надстройку, т.е. кабину (салон) боевого расчета и специальную платформу с оборудованием.
В качестве прототипа ходовой части ПНС предлагаем использовать шасси типа «КамАЗ-4308» с передним рулевым управлением.
На выбранном шасси устанавливаем кабину для водителя и команды из двух человек (1+2) и платформу с дополнительным оборудованием.
Кабина ПНС имеет две двери. Внутренняя облицовка кабины, покрытие пола, входных дверей выполнены из твердого нескользящего материала. Сиденья водителя и членов команды выполнены из каучука, причем первое может регулироваться в 4-х направлениях, обеспечивая удобное положение водителю.
Вдоль задней стенки кабины, устанавливается ящик с оборудованием для визуальной и звуковой сигнализации, а также осуществления связи ПНС оснащается проблесковыми маяками, сиреной, громкоговорителями и радиооборудованием.
2. Компоновочный расчет пожарной насосной станции
2.1 Разработка компоновочной схемы
Разработка компоновочной схемы ПА начинается с определения его собственной (снаряженной) массы без учета массы надстройки. С учетом коэффициента снаряженной массы, собственная масса снаряженного ПА - mС определяется как:
mС = mН.q, (2)
где mН - номинальная грузоподъемность, кг (масса перевозимого пожарного оборудования, без учета массы кузова 1000 кг, вошедшей в собственную массу шасси);
q - коэффициент снаряженной массы.
mС = 6500. 0,68 = 4420 кг.
Полная масса ПА - mА (кг) определяется как сумма следующих масс:
А = mН + mC + 80 z = mН (1 + q) + 80 z, (3)
где z - число мест в кабине (салоне) боевого расчета, включая водителя.
mА = 6500. (1 + 0,68) + 80.3 = 11160 кг.
При определении числа осей ПА прежде всего следует учесть единые международные нормы весовых ограничений для автотранспортных средств, обусловленные прочностью дорожных покрытий. Для ПА, относящихся к автомобилям группы Б, предназначенным для эксплуатации по всей сети дорог, допустимая нагрузка на одинарную неуправляемую ось должна быть не более 60000 Н, на одинарную управляемую ось - 45000 Н. Тогда общее число осей - к определяется:
к =(GА - кУGУ) / GНУ + кУ, (4)
где GА - полный вес автомобиля GА= mА.g = 11160. 9,8 = 109368 Н;
g - ускорение свободного падения, м.с-2;
кУ - число управляемых осей;
GУ - весовая нагрузка на управляемую ось, Н;
GНУ - допустимая весовая нагрузка на неуправляемую ось, Н.
к = (109368 - 1. 31000) / 60000 + 1 » 2,3.
Минимальное число осей - кmin определяется из условия возможности установившегося движения ПА с небольшой скоростью в заданных дорожных условиях по сцеплению:
кmin > GА. ymax (1 - 0,3 jР) / (GНУ. jР),
где ymax - максимальное значение коэффициента суммарного сопротивления дороги, для расчетов принимается 0,150;
jР - расчетный коэффициент сцепления, принимается равным 0,4.
кmin = 2 > 109368. 0,15 (1 - 0,3. 0,4) / (60000. 0,4) = 0,6.
Колесная база - L является одним из наиболее важных параметров конструкции ПА. Ее значение определяется в соответствии с формулой:
L = GН (lК + D + 0,5 lПЛ) / (GН + G0 - G1), (5)
где GН - номинальный вес груза, Н;
lК - расстояние от передней оси автомобиля до задней стенки кабины, мм;
D - зазор между задней стенкой кабины и кузовом D @ 100 мм;ПЛ - длина грузовой платформы, выбирается по прототипу или в зависимости от габаритов размещаемого оборудования, мм;0, G1 - весовая нагрузка на переднюю ось автомобиля без груза и с грузом, Н.
L = 68110 (1500 + 100 + 0,5. 4600) / (68110 + 28026 - 35033) = 4347 мм.
2.2 Определение координат ЦТ и развесовки по осям
Для выбранной компоновочной схемы шасси в соответствии с рисунком 1:
G2 = 0,7. GA = 0,7. 116776,8 = 81743,8 Н.1 = 0,3. GA = 0,3. 116776,8 = 35033 Н.O = 0,8. G1 = 0,8. 35033 = 28026 Н.
Координаты центра тяжести ПА (мм) определяются как:
хGа = å(Gi. хi) / GА; yGа = å(Gi. yi) / GА; zGа = å(Gi. zi) / GА, (6)
где хGа, yGа, zGа - координаты центра тяжести ПА по осям Ох, Оy, Оz;i