|
2011
|
2010
|
|
Регион. консол.
Бюджет
|
Рег. Бюджеты
|
Муниц. Бюджеты
|
Регион. консол.
Бюджет
|
Рег. Бюджеты
|
Муниц. Бюджеты
|
Всего, млрд.
р.
|
244.320
|
182.917
|
111.019
|
229.415
|
174.594
|
107.989
|
Эмиссия ц.б., %
|
32.5
|
41
|
4
|
26.9
|
33.8
|
2.5
|
Бюдж. ссуды, %
|
3
|
4
|
46.4
|
7.9
|
10.6
|
48.9
|
Иные заимст-я
(в т.ч. банк. кредиты), %
|
64.5
|
55.1
|
49.6
|
65.3
|
55.6
|
48.6
|
Эмиссия ц.б., млрд.
р.
|
79.404
|
74.996
|
4.441
|
61.713
|
59.013
|
2.700
|
Бюдж. ссуды, млрд.
р.
|
7.330
|
7.317
|
51.513
|
18.124
|
18.507
|
52.807
|
Иные заимст-я
(в т.ч. банк. кредиты), млрд. р.
|
157.586
|
100.787
|
55.065
|
149.808
|
97.074
|
52.483
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2
Рейтинг долговых обязательств субъектов РФ на основе нечетких моделей
С недавних пор вопрос о рейтинговой оценке кредитоспособности
регионов получил дополнительную актуальность. Дело в том, что с 2004 года
накопительная составляющая трудовой пенсии, может инвестироваться в разрешенные
фондовые активы российских и зарубежных эмитентов, в том числе и в долговые
обязательства субъектов РФ. И, чем лучше финансово-экономическое состояние
региона, тем больше он, в принципе, может разместить своих обязательств.
Соответственно, регионы, которые еще могут рассчитывать на
инвестиции (таких в РФ чуть меньше половины), могут приводить свои бюджеты в
относительный порядок, чтобы рассчитывать на дополнительные инвестиции. И им
важно знать, что в оценке параметров регионального бюджета следует считать
«хорошим», а что - «плохим», что следует поощрять, а с чем предстоит всемерно
бороться. И, как всегда, встает вопрос о выработке единого показателя
кредитоспособности региона. Все перечисленные задачи в настоящей работе нами
решены.
Для регионов, в отличие от предприятий, инвестиции имеют во
многих случаях более важное значение, поскольку от них зависит не только рост
экономического потенциала, но и состояние социальной сферы, определяющей в том
числе и политическую ситуацию. Пенсионные капиталы, оставленные для
инвестирования в регионах, - это, несомненно, фактор не только экономической,
но и политической консолидации общества.
Несмотря на то, что в стране имеется достаточно большое
количество финансовых ресурсов, инвестиционная активность находится на
недостаточном уровне. C одной стороны, регионы испытывают острую необходимость
в привлечении инвестиций, а с другой стороны, инвесторы (в том числе банки) не
готовы к активному вложению средств в регионы. И это понятно, т.к. существует
дефолтный риск, который гораздо больше, чем в случае гособязательств. Известно
уже множество примеров срыва выполнения обязательств по долгам субъектов РФ.
Беспрецедентен случай, когда целый регион (Ульяновская обл.) фактически был
объявлен банкротом в 2002 году.
Одним из ключевых факторов, препятствующих успешному развитию
процесса привлечения заимствований регионами, является их слабая информационная
прозрачность. Возможно, именно отсутствие качественной информации о
платежеспособности региона является важнейшей причиной неразвитости рынка
региональных облигаций.
Для определения надежности и качества заемщика в мировой
практике используются кредитные рейтинги. Здесь возможны два подхода: один
предполагает оценку риска невыполнения своих обязательств с присвоением
соответствующей рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода для
каждого рейтингуемого региона; другой предусматривает оценку относительной
кредитоспособности, позволяющей провести сравнение различных субъектов
федерации между собой.
Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и
желания администраций регионов своевременно и в полном объеме расплачиваться по
долгам или, другими словами, оценки вероятности неисполнения обязательств перед
кредиторами, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности неисполнения
заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучение большого количества
информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей
региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств, а
следовательно, возможности расплачиваться по долгам, а также изучения кредитной
истории, контактов с региональными властями, кропотливого анализа множества
неформальных факторов и оценки субъективных предпосылок, главнейшей из которых
является желание администраций регионов выполнять свои обязательства.
Чтобы свести все факторы, необходимые для анализа, в один
комплексный фактор оценки кредитоспособности (риска банкротства) региона,
Рейтинговым центром АК&М была разработана хорошая методика, основанная на
свертке частных рейтингов отдельных факторов с предустановленными весами. Можно
адаптировать эту методику к нечетко-множественной постановке задачи, где
проводится распознавание уровня каждого фактора, а веса факторов в свертке определяются
по правилу Фишберна.
В методике AK&M для построения формального рейтинга
использовались 2 группы критериев:
Критерии, определяющие финансовое состояние региона
(базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ, а
также данные региональных Администраций об объемах государственного долга);
Критерии, определяющие уровень экономического развития
региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются
на данных Госкомстата).
Все данные берутся на начало года, в котором проводится
оценка.
Источником информации об исполнении бюджетов субъектов РФ
является Министерство финансов РФ.
. Критерии, определяющие финансовое состояние региона. В эту
группу критериев входят:- Отношение государственного долга к доходам бюджета.
Объем государственного долга по отношению к доходам бюджета является наиболее
значимым критерием, определяющим долговую нагрузку на бюджет и, соответственно,
кредитоспособность региона. Очевидно, что чем больше долг субъекта РФ, тем выше
риск неисполнения обязательств;- Отношение объема заемных средств к доходам
бюджета. Большой объем заемных средств свидетельствует о недостатке доходной
базы для финансирования дефицита бюджета. Это является одним из наиболее
значимых факторов, влияющих на кредитоспособность, поскольку сильная
зависимость от внешних кредиторов заметно усиливает риски нехватки средств для
осуществления выплат по долгам;- Доля собственных доходов в общем объеме
доходов. К собственным доходам бюджетов субъектов РФ относятся все доходы
бюджета без учета финансовой помощи бюджетов других уровней. Уровень
собственных доходов регионального бюджета определяет степень его независимости
от федерального центра. С ростом доли финансовой помощи повышается опасность
неисполнения обязательств из-за риска ее несвоевременного поступления. Кроме
того, недостаток собственных доходов говорит о слабости источников формирования
доходной базы региона, что также приводит к увеличению вероятности невозврата
долгов;- Объем собственных доходов бюджета. Объем собственных средств в
абсолютном выражении характеризует объем собственной доходной базы бюджета
субъекта РФ, а следовательно, позволяет оценить возможности региона выполнять
свои обязательства по долгам;- Отношение профицита (дефицита) бюджета к доходам
бюджета. Бюджетный дефицит определяет уровень превышения расходов над доходами
регионального бюджета. Большой дефицит бюджета свидетельствует о несоответствии
уровня доходов инвестиционным потребностям региона. Увеличение дефицита бюджета
в настоящем рейтинге рассматривается как повышение кредитного риска;- Доля
средств, направляемых в бюджеты других уровней в расходах. Высокая доля
средств, направляемых в бюджеты других уровней (финансовая помощь бюджетам
других уровней, включая дотации, субвенции, трансферты), свидетельствует о
необходимости Администрациям субъектов РФ оказывать финансовую помощь
территориальным образованиям в регионе. Увеличение доли таких средств снижает
возможности финансового маневра, тем самым повышая кредитный риск;- Доля
выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах. Увеличение объема выделяемых
кредитов приводит к росту риска их невозврата, что соответственно усиливает
зависимость финансовой системы региона от качества других заемщиков. В
результате, увеличивается риск невыполнения субъектом РФ своих обязательств.
. Критерии, определяющие уровень экономического развития
региона. В эту группу критериев входят:- Отношение задолженности по налогам к
объему налоговых платежей. Отношение задолженности по налогам к общему объему
налоговых платежей является наиболее важным фактором, определяющим качество
функционирования налоговой системы региона, что, в свою очередь, напрямую
связано с формированием налоговых доходов регионального бюджета. Налоговые
доходы - это основа всех собственных доходов бюджета субъекта РФ (более 70%), а
следовательно, рост долгов по налогам нарушает механизм формирования денежных
потоков, что, в конечном итоге, отрицательно влияет на кредитоспособность
региона;- Доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на
территории региона. Доля прибыльных предприятий на территории региона
качественно определяет уровень поступления налога на прибыль в доходную часть
регионального бюджета. На долю налога на прибыль приходится около 20% суммарных
доходов бюджета. Ухудшение финансового положения предприятий неминуемо приведет
к снижению налоговых поступлений, что обусловит рост риска кредитоспособности;-
Сальдо прибылей и убытков предприятий. Как и второй критерий, сальдо прибылей и
убытков определяет уровень поступлений налога на прибыль в региональный бюджет.
Этот показатель дополняет предыдущий и определяет абсолютную величину
поступления налога на прибыль;- Денежные доходы населения в расчете на одного
жителя. Денежные доходы населения косвенно определяют уровень поступлений
налога на доходы физических лиц, которые занимают значительную долю в доходах
бюджета. В среднем эта величина составляет около 14% доходов региональных
бюджетов. Снижение денежных доходов ведет к уменьшению поступления
соответствующего налога, что, в конечном итоге, увеличивает кредитный риск
региона.
Методика рейтинга обязательств субъектов РФ с использованием
нечетких описаний выглядит так:
Этап 1. Выделим 11 факторов для анализа кредитоспособности
региона, пометив их с Х1 по Х11.
Этап 2. Воспроизведем значения факторов по состоянию на
начало года
Этап 3. Установим пять кластеров:
Высокое значение фактора (обозначение в);
Промежуточно средне-высокое значение фактора (обозначение
св);
Среднее значение фактора (обозначение с);
Промежуточно средне-низкое значение фактора (обозначение сн);
Низкое значение фактора (обозначение н).
Степень принадлежности носителя тому или иному кластеру
(нечеткому подмножеству) есть трапециевидное нечеткое число. Верхнее основание
трапеции - это уровень безусловной принадлежности значений носителя кластеру
(функция принадлежности равна единице). Нижнее основание трапеции - все
подмножество значений фактора, признанное допустимым и относимым к данному
кластеру.
Этап 4. Присваиваем каждому фактору точечный вес в системе
оценки интегрального показателя кредитоспособности. За основу берем систему
весов, т.к. она является непротиворечивой и согласуется с формальной системой
предпочтений, по которой на основе критерия Фишберна можно выстроить точечные
оценки весов. Отметим, что у Фишберна система предпочтений двухуровневая:
сначала устанавливаются предпочтения двух факторных групп, а затем строятся две
цепи предпочтений следующего вида:
Х1 «Х2 «Х3 ý Х4 ý Х5 «Х6 ý Х7, (1.1)
Х8 ý Х9 «Х10 ý Х11. (1.2)
Этап 5. Распознаем текущие уровни факторов.
Этап 6. Обработаем данные - сводный рейтинг по факторам 1 - 7
(финансовый рейтинг региона) оценивается по формуле:
, (1.4)
где pi - веса, li -
значения, полученные по (1.3).
А сводный рейтинг по факторам 8 - 11 (экономический рейтинг
региона) оценивается по формуле:
. (1.5)
Результирующий же интегральный рейтинг кредитоспособности имеет
вид:
. (1.6)
Этап 7. На этом этапе строят гистограммы распределения факторов
для выработки торговых рекомендаций, соответственно. можно выделить три
устойчивые группы регионов: лидеры (все рейтинги высокие), перспективные
регионы (все рейтинги средние) и аутсайдеры (хотя бы один рейтинг является
низким).
На основании полученных количественных оценок можно выделить
решающие правила для установления торговых рекомендаций по обязательствам
региона: определенно «Покупать» - когда значение финансового и экономического рейтингов
больше или равно 0.6, покупать «Под Вопросом» - когда значение финансового и
экономического рейтингов колеблется в диапазоне (0.4, 0.6). Все прочие регионы
(аутсайдеры) не имеют сейчас достаточных оснований для того, чтобы осуществлять
займы, в силу низкой надежности этих займов.
Таким образом, на привлечение инвестиций может в сегодняшних
рыночных реалиях рассчитывать порядка половины всех регионов России. Это -
очень низкий уровень кредитоспособности страны в целом. Ясно, что небольшое
количество регионов-доноров не может без конца заниматься поддержкой
регионов-аутсайдеров, через консолидированный правительственный бюджет. И это
же показывает, что помогать надо сильным, поддерживая их кредитными
инвестициями. Это заставит отстающие регионы пересмотреть свою бюджетную
политику.
Этап 8. Оценим количество средств, подлежащее распределению по
региональным займам. Если сумма к размещению по данному модельному активу
составляет CMuni, а защищенная доля эмитентов-лидеров в модельном портфеле
составляет a, то доля эмитента-лидера в модельном
портфеле составляет
, (1.7)
где Lider - множество эмитентов-лидеров, а Li определяется по (1.6).
Здесь реализовано мягкое правило Фишберна, где доля инвестиций в
портфеле пропорциональна инвестиционному рейтингу.
2.
Анализ кредитоспособности региона (на примере Ленинградской области)
2.1
Общая характеристика Ленинградской области
Дата образования Ленинградской области - 1 августа 1927 г.
Местонахождение областной администрации - Санкт-Петербург (является отдельным
субъектом Федерации). Расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга 651 км.
Географическое положение. Ленинградская область
расположена на северо-западе Восточно-Европейской равнины. Омывается Финским
заливом, Балтийским морем, Ладожским и Онежским озерами. Протяженность
территории с севера на юг 325 км, с запада на восток - 446 км. Граничит: на юге
с Новгородской и Псковской областями, на западе - с Эстонией, на северо-западе
- с Финляндией, на севере - с Республикой Карелия, на востоке - с Вологодской
областью.
Природные условия. Большая часть территории
Ленинградской области - низменность (Прибалтийская, Приневская, Вуоксинская,
Свирская и другие) со следами деятельности ледников. Южнее Финского залива и
Ладожского озера протянулся Балтийско-Ладожский уступ (высота до 300 метров).
Главные реки: Нева, Волхов, Свирь, Вуокса. Климат переходный от морского к
континентальному. Средняя температура января - -7 градусов, июля +15 градусов;
количество осадков - до 850 мм в год. На территории области распространены
подзолистые почвы и почвы болотного типа со смешанными лесами.
Сельскохозяйственные угодья составляют 10,9% всей территории Ленинградской
области. Наиболее освоена в сельскохозяйственном отношении территория, расположенная
на юго-западе, западе и северо-западе от Санкт-Петербурга, где сосредоточено
более 2/3 площади земель, используемых в сельском хозяйстве. В составе
сельскохозяйственных земель преобладают сенокосы и пастбища.
Население. Несмотря на близость крупнейшего экономического
центра, территория Ленинградской области довольно слабо заселена, здесь нет ни
одного большого (с населением свыше 100 тыс. жителей) города. Более 90%
населения - русские. Население области в последние годы устойчиво растет
исключительно за счет миграции. Помимо крайне неблагоприятных показателей
рождаемости и смертности для Ленинградской области характерна низкая
продолжительность жизни у мужчин.
Экономические преимущества и недостатки. В Ленинградской области
имеются месторождения и ведется добыча бокситов, горючих сланцев, фосфоритов,
минерально-строительных материалов, торфа. Ленинградская область находится в
договорных отношениях с федеральной исполнительной властью, что дает ее властям
большую самостоятельность. На части территории действует режим свободной
экономической зоны (район Выборга). Наиболее существенное препятствие
экономического развития Ленинградской области - наличие администраций двух
субъектов федерации (области и Санкт-Петербурга) на фактически едином
социально-экономическом пространстве.
Специализация. Хозяйство Ленинградской области тесно
связано с Санкт-Петербургом. Помимо сельского хозяйства, снабжающего население
города продовольствием, здесь развиты дополняющие экономику Санкт-Петербурга
нефтепереработка, электроэнергетика и цементная промышленность. Самостоятельное
значение имеют цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность.
Основные отрасли промышленности: цветная (алюминиевый
завод в Волхове, глиноземный завод в Бокситогорске) и черная (передельная) металлургия;
лесная, целлюлозно-бумажная, химическая (производство химических удобрений,
серной кислоты, искусственных волокон), нефтеперерабатывающая промышленность. В
области работают гидроэлектростанции на реках Волхов, Свирь, Вуокса, Нарва;
Киришская ГРЭС, Ленинградская атомная электростанция. Ленинградская область
является монополистом в России по производству протравливателей семян,
пергамина, кабельной бумаги, шлифовальных порошков и жидкого парафина.
С точки зрения промышленной инфраструктуры и возможностей
размещения производств, условия, существующие в Ленинградской области и
Санкт-Петербурге, имеют довольно существенные отличия. Объективная причина
большинства различий заключается в территориальном строении регионов. По данным
официальной статистики, Санкт-Петербург с административно подчиненными
территориями занимает площадь 1439 км². В свою очередь, площадь
Ленинградской области почти в 60 раз больше - 83908 км². Следствием территориальной «ограниченности» города является
высокая концентрация производств, зданий и населения.
Таким образом, естественные географические условия
обеспечивают Ленинградской области преимущества для привлечения инвесторов,
заинтересованных в создании производств, требующих значительных промышленных
площадей и развитой инфраструктуры. В свою очередь, Санкт-Петербург может
предложить создание относительно компактных и вместе с тем хорошо обустроенных
промышленных зон. Так, средства, выделяемые из бюджета города на развитие
инфраструктуры, в первую очередь направляются на инженерную подготовку
промышленных территорий - «Шушары-2», «Металлострой-2», «Конная Лахта»,
«Предпортовая-3», «Нойдорф».
Для оценки инвестиционного климата важное значение имеют
инфраструктурные возможности регионов. С этой точки зрения и Санкт-Петербург и
Ленинградская область располагают едва ли не самым привлекательными условиями в
России: развитая сеть железных и автомобильных дорог, морские и речные порты,
имеющие стратегическое значение в федеральном масштабе, воздушное сообщение
практически со всеми регионами мира, системы связи, соответствующие современным
мировым стандартам.
Бесспорно, главным преимуществом для инвесторов
Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются портовые мощности этих
регионов. Петербургский морской порт расположен в черте города. В настоящий
момент он является крупнейшим портом в России по перевалке навалочных грузов.
Петербургский порт - один из старейших в России, в связи с чем, потенциал его
развития во многом уже исчерпан.
На территории Ленинградской области расположено несколько
морских торговых портов. Там присутствуют как давно существующие портовые
терминалы - в Выборге и Высоцке, так и совсем новые, активно развивающиеся
порты в Приморске и Усть-Луге. В настоящее время терминалы, расположенные в
Ленинградской области, не могут сравниться по объему обрабатываемых навалочных
грузов с Санкт-Петербургским портом. Приморск развивается как наливной порт,
ориентированный на перевалку нефти, поступающей по Балтийской трубопроводной
системе. Существующие проекты по его развитию предусматривают лишь возможность
создания там мощностей по перегрузке сжиженного природного газа.
Порты в Выборге и Высоцке характеризуются некоторыми минусами
с точки зрения природно-географического положения. Главными из них являются -
сложный для прохождения подходной канал и незначительные глубины у причалов. В
связи с указанными «слабыми местами» говорить о возможности резкого роста
грузооборота в Выборге и Высоцке вряд ли целесообразно.
Усть-Лужский порт является одним из самых «молодых» на
Северо-западе. Его строительство находится в активной стадии. На сегодняшний
день порт вполне можно назвать одним из самых перспективных инфраструктурных
проектов, реализуемых в Северо-Западном федеральном округе. Уже сегодня
Усть-Лужский порт способен принимать суда большого водоизмещения, что позволяет
грузоотправителям и грузополучателям значительно снижать свои издержки. В
среднесрочной перспективе глубина подходного канала составит 16 метров, что
позволит принимать суда класса Capesize и еще больше усилит конкурентные
преимущества порта. В случае окончательной реализации планов развития,
Усть-Луга обеспечит перевалку до 35 млн. тонн грузов в год. Кроме того,
активный процесс строительства и наличие свободных прилегающих площадей
позволяет говорить о перспективах порта с точки зрения организации
сопутствующих производств. Прежде всего, речь может идти о создании
предприятий, ориентированных на переработку поступающих по импорту материалов и
комплектующих для производства готовой продукции, а также организации компаний,
занятых производством экспортно-ориентированной продукции из местного сырья.
Одним из стимулов дальнейшего развития российских портов на
Балтике может стать закон, который пока находится в стадии разработки, о
создании особых экономических зон нового типа - портовых. Предполагается, что
новые экономические зоны будут формироваться вокруг ведущих аэропортов и
морских портов страны. Весьма вероятно, что порты Усть-Луги и Санкт-Петербурга
станут одними из основных претендентов на создание нового типа особых
экономических зон. В случае предоставления им соответствующего статуса
инвестиционная привлекательность обоих регионов должна значительно увеличиться.
В Ленинградской области структура промышленного производства
в определенном смысле слова является более диверсифицированной, чем в
Санкт-Петербурге. В области можно говорить о пяти отраслях промышленности,
играющих важную роль в региональной экономике: пищевая промышленность,
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая
промышленность, лесопромышленный комплекс.
Региональные власти стремятся поддерживать устоявшийся в
течение нескольких лет отраслевой баланс, в равной степени стимулируя развитие
всех направлений производства. Результатом такой политики является стабильный
ежегодный прирост практически во всех отраслях, за исключением легкой и
топливной промышленности. Лидирующим сегментом областной промышленности
является пищевое производство, как по объемам выпускаемой продукции, так и по
динамике роста. Вместе с тем следует заметить определенный фактор риска,
который присутствует в этой отрасли. Она фактически сконцентрирована в
производстве табачной и алкогольной продукции. В среднесрочной перспективе, по
мере усиления государственного регулирования производства и распространения
данных видов продукции, областные инвесторы могут столкнуться с определенным
изменением «правил игры» на отраслевом рынке.
Залогом успешного развития экономики любого региона являются
инвестиции в производственную область и в сферу услуг. Динамика инвестиций в
Ленинградской области вполне вписывается в рамки общероссийских тенденций.
Регион входит в число национальных лидеров по показателям инвестиционной
активности, поэтому на их инвестиционной динамике наиболее отчетливо
проявляются все тренды в этой области экономики.
В начале текущего десятилетия в большинстве российских
регионов (Санкт-Петербург и Ленинградская область не стали исключением) начался
рост инвестиционной активности. Во многом он был вызван мировым ростом цен на
нефть, который позволил увеличить капиталовложения не только в саму нефтяную
промышленность, но и в смежные отрасли: машиностроение, электроэнергетику,
перерабатывающие производства. Эти отрасли промышленности играют заметную роль,
как в экономической системе Санкт-Петербурга, так и Ленинградской области,
поэтому в обоих регионах наблюдался заметный рост инвестиционной активности.
В целом объемы инвестиций в Санкт-Петербурге и Ленинградской
области за последние пять лет выросли в три раза. (Немаловажен тот факт, что
большая доля в общем объеме инвестиций приходится на капиталовложения
зарубежных компаний, реализующих свои проекты на территории регионов.)
Особенной стабильностью отличался рост показателей инвестиционной активности в
Санкт-Петербурге. В Ленинградской области при общей положительной динамике по
итогам пяти лет, отмечались годы снижения объемов инвестиции. Главной причиной
определенного падения капиталовложений в экономику области необходимо признать
конкуренцию со стороны Санкт-Петербурга, город в последние два-три года достиг
серьезных успехов в области привлечения инвестиций.
Наблюдающееся общее улучшение инвестиционного климата в
рассматриваемых регионах можно отнести к заслугам региональных властей
Санкт-Петербурга и области. Главный инструмент влияния на инвестиционную
привлекательность региона - это законодательное стимулирование и направленная
на максимальную открытость информационная политика. Власти обоих
рассматриваемых субъектов федерации в последние годы довольно активно работали
на этих направлениях.
Таблица 6. Динамика инвестиций в основной капитал организаций
Санкт-Петербурга и Ленинградской области (млн. руб.)
Регион
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2011 г.
|
Санкт-Петербург
|
35 891
|
53 169
|
76 046
|
111 678
|
116 917
|
123 113
|
Ленинградская
область
|
19 241
|
32 273
|
28 212
|
49 704
|
62 182
|
54 726
|
Таблица 7. Общий объем иностранных инвестиций (тыс. дол.)
Регион
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
Санкт-Петербург
|
1 159 891
|
1 171 379
|
881 033
|
695 761
|
985 084
|
1 417 000
|
Ленинградская
область
|
305 578
|
326 952
|
148 320
|
239 708
|
160 865
|
351 200
|
Закон Ленинградской области «О государственной поддержке
инвестиционной деятельности» предусматривает нормы прямого стимулирования, в
частности, предоставление инвесторам субвенций (бюджетных средств на безвозмездной
и безвозвратной основе) на уплату налога на прибыль на срок фактической
окупаемости инвестиционных затрат, а также на двухлетний период после
наступления данного срока.
2.2
Кредитный рейтинг Ленинградской области
кредитоспособность регион долговой нечеткий
В настоящее время после кратковременного улучшения рейтинг
вновь понижен до умеренно-рискового при пониженном потенциале
Обоснование понижения рейтинга можно представить в следующем
виде. В последние годы рост текущих расходов превосходил рост доходов бюджета,
вследствие чего финансовые показатели Ленинградской области ухудшились. Долг,
который в настоящее время составляет 25% доходов, будет расти, но не ожидается,
что он превысит консервативный уровень в 35% доходов в ближайшие несколько лет.
В то же время долговая нагрузка останется умеренной в пределах 10% доходов.
После российского финансового кризиса 1998 г. область была в дефолте по
внутренним облигациям и валютному синдицированному кредиту. К настоящем моменту
Ленинградская область погасила все прямые долговые обязательства, но гарантия в
иностранной валюте на сумму до 14 млн долл. все еще остается условным
обязательством.
Негативное воздействие на Ленинградскую область оказывает
низкая гибкость как доходов, так и расходов, так как федеральное
законодательство устанавливает ставки, виды и пропорции распределения налогов.
Вследствие этого область, как и другие российские регионы, подвержена рискам
дальнейших изменений федерального налогового и бюджетного законодательства.
Кроме того, давление на бюджет Ленинградской области оказывают растущие
зарплаты и крайне необходимые инвестиции в инфраструктуру. Позитивный кредитный
фактор - быстрое развитие экономики Ленинградской области, хотя экономическая
концентрация в табачной и нефтеперерабатывающей отраслях все еще остается
заметной. Средние темпы роста в 1999-2009 гг. составили 7,2%. Кроме того, как
ожидается, рост ВРП замедлится. Экономический рост поддерживается только
расположением области, через которую проходят основные торговые маршруты со странами
ЕС, а также близость области к Санкт-Петербургу.
Таблица 8. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного
климата
Год рейтинга
|
Ранг потенциала
|
Доля в обще -
российском потенциале, %
|
Ранг риска
|
Ранг риска без
учета законодательного риска
|
Средне -
взвешенный индекс риска (Россия=1)
|
Средне -
взвешенный индекс риска без учета законодательного риска
|
2011
|
21
|
1,228
|
17
|
-
|
0,977
|
-
|
2010
|
21
|
1,294
|
26
|
-
|
0,935
|
-
|
2009
|
22
|
1,183
|
10
|
-
|
0,887
|
2008
|
28
|
1,026
|
22
|
-
|
0,946
|
-
|
2005
|
29
|
1,018
|
30
|
-
|
0,965
|
-
|
2002
|
22
|
1,215
|
17
|
-
|
0,851
|
-
|
1998
|
35
|
0,906
|
27
|
38
|
0,952
|
1,122
|
Одновременно с этим Международное рейтинговое агентство
Standard & Poor's присвоило Ленинградской области долгосрочный кредитный
рейтинг по заимствованиям в иностранной валюте на уровне «B+», прогноз - «стабильный».
Рейтинги Ленинградской области отражают ухудшающиеся
финансовые показатели региона, негативную кредитную историю, а также низкую
гибкость доходов вследствие контроля федерального центра. Уровень рейтингов
поддерживается продолжающимся быстрым развитием экономики области,
стратегическим расположением и умеренным уровнем долга.
Заключение
Основные выводы по работе можно изложить в следующем виде.
Предлагаемая система оценки кредитоспособности базируется на
анализе трех групп факторов, в результате которого определяется совокупный
кредитный рейтинг региона. К числу этих критериальных групп относятся:
1. состояние бюджетной системы, или финансовая
составляющая рейтинга;
2. экономический потенциал, по сути рейтинг
инвестиционной привлекательности;
. политический риск.
Итоговая кредитная оценка на 30-50% определяется качеством
управления финансами региональной администрации.
Практическое применение рейтинговой системы подтверждает
возможность введения унифицированного подхода для сравнительного анализа регионов,
а также необходимость создания соответствующей системы информационного
обеспечения рейтинговой оценки.
В работе произведена оценка кредитоспособности Ленинградской
области. Рейтинги Ленинградской области отражают ухудшающиеся финансовые
показатели региона, негативную кредитную историю, а также низкую гибкость
доходов вследствие контроля федерального центра.
Список
литературы
кредитоспособность регион долговой нечеткий
1. Воронова
Т.А., Филинов П.Л., Шуметов В.Г. Совершенствование методики оценки
инвестиционной привлекательности регионов // Наука и образование. Новые
технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.4 «Экономика и образование». - М.:
ИИЦ МГУДТ, 2004. - С. 103-114
2. Кожина
И.М. Методика оценки кредитоспособности регионов // Банковское кредитование,
2005. №4
. Кулешов
В., Маршак В. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического роста.
// Вопросы экономики. 2002. №11. С. 31-45.
. Лебедева
О.В., Филинов П.Л., Шуметов В.Г. Многофакторный анализ показателей
социально-экономического развития регионов Центральной России // Наука и
образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып.1 «Экономика и
технологии». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2003. - С. 133-137
. Социально-экономический
потенциал региона (Проблемы оценки, использования и управления). Под ред. А.И.
Татаркина. Екатеринбург: Уро РАН, 2009.
. Филинов
П.Л. Корреляционный и факторный анализ показателей кредитоспособности регионов
Центральной России // Наука и образование. Новые технологии. Межвуз. сб. науч.
трудов. Вып.5 «Экономика и управление». - М.: ИИЦ МГУДТ, 2003. - С. 63-68
. Чеканова
Е. Анализ кредитоспособности российских регионов - эмитентов ценных бумаг. //
Рынок ценных бумаг. - 2002, №14.
. Шадрин
А. Рынок муниципальных и субфедеральных заимствований в 2002 г. // Рынок ценных
бумаг. - 2003, №5.
. Штульберг
Б., Веденский В. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и
методы реализации. М.: Гелиос АРВ. 2009 - 344 с.