Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    859,2 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия














Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия

прибыль экономика рыночный


Введение

Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.

В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те торговые предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой - это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.

В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В плановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами прогрессивными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе деятельности торгового предприятия.

Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.

За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибыли и возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следует отметить, что взгляды современных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболее эффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей её увеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль - это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Актуальность рассмотрения этой темы - неоспорима! Мне хотелось бы стать грамотным специалистом и использовать на практике, полученные мной знания, в полном объеме на благо предприятия и его работников.

Целью данной курсовой работы является:

* рассмотреть понятие прибыли и ее основные функции;

* изучить виды прибыли, ее формирование и доходы предприятия;

* рассмотреть методы планирования прибыли предприятия;

* ознакомиться с механизмом распределения чистой прибыли;

* понять механизм налогообложения прибыли;

* изучить анализ прибыли;

* оценить факторы , влияющие на объем прибыли и ее максимизацию;

* изучить понятие и показатели рентабельности.

В практической части научиться анализировать:

выполнение плана реализованной торговой наценки;

выполнение плана торговой наценки с учетом поступления по источникам;

расчет розничной цены продукции;

выполнение плана доходов и рентабельности;

расчет плановой суммы доходов и рентабельности по кварталам;

* Составить аналитическую часть по деятельности предприятия.


1.Теоретическая часть

.1 Понятие прибыли и ее основные функции

Прибыль - это основной источник финансовых ресурсов предприятия, связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономической категорией и основой целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций:

Оценочная функция - заключается в том, что она наиболее полно отражает уровень производства и дает оценку эффективности хозяйственной деятельности всего предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Отметим, что в условиях экономической нестабильности очень часто монопольное положение некоторых товаропроизводителей искажают роль прибыли как показателя эффективности деятельности и приводят к стремлению предпринимателей к получению доходов, главным образом, за счет повышения цен на свою продукцию. А это негативно отражается на экономике страны в целом.

Стимулирующая функция - заключается в том, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия, т.е. источником собственных денежных средств. Это значит, что за счет полученной прибыли происходит обеспечение самофинансирования. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, так как это является основой для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. Грамотный предприниматель должен понимать, что часть полученной прибыли надо направлять на развитие своего бизнеса, только так можно обеспечить развитие производства и, как следствие, рост доходов.

Фискальная функция - заключается в том, что прибыль - это один из основных источников отчислений в государственный и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. В данном случае средства в бюджеты поступают в виде налогов и используется в дальнейшем государством в качестве источника финансирования для выполнения государством своих основных функций, также деньги направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно-технических программ.

Основная роль прибыли - показать конечный финансовый результат, который характеризует эффективность производства, а также качество и востребованность производимой продукции. Она отражает уровень дохода предприятия. Каждый предприниматель следит за тем, чтобы уровень прибыли его фирмы не сокращался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет очень много факторов, которые не всегда непосредственно зависят от самого предприятия.

Так, например, общая конъюнктура рынка и цены на сырье и топливно-энергетические ресурсы сильно влияют на уровень прибыли, но предприятие никак на данные факторы повлиять не может.

На рынке предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает еще получения прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции.

1.2 Виды прибыли, ее формирование и доходы предприятия

Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции - финансовый результат производственной деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек соответствует необходимым затратам.

Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы - умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовывать рекламу, сбыт, формировать ценовую и товарную политику и т. д.

Уровень издержек зависит от эффективности организации труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия. Но прибыль зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые либо увеличивают ее, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую балансовую прибыль. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы минус внереализационные расходы.

К доходам по внереализационным операциям относят:

доходы, подученные на территории РФ и за пределами от долевого участия в деятельности других предприятий (т.е. часть прибыли, поступающая учредителю в оговоренном размере или дивиденды по акциям пакетом которых владеет предприятие);

дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам;

доходы от сдачи имущества в аренду;

доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции;

присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие санкции, а также доходы от возмещения убытков;

прибыль прошлых лет выявленная в отчетном году (суммы, поступившие от поставщиков по перерасчетам за услуги и материальные ценности, полученные и израсходованные в прошлом году; суммы , полученные от покупателей по перерасчетам за реализованную продукцию);

положительные курсовые разницы по валютным счетам и операциям с валютой;

проценты по денежным средствам, числящимся на счетах предприятия.

К расходам по внереализационным операциям относят:

затраты по аннулированным производственным заказам, а также на производство не давшее продукции, исключая потери возмещаемые заказчиками;

затраты на содержание законсервированных мощностей, за исключением затрат возмещаемых из других источников;

не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;

потери от уценки производственных запасов и готовой продукции;

убытки по операциям с тарой;

судебные издержки и арбитражные сборы;

признанные предприятием штрафы, пени, неустойки и возмещение причиненных убытков;

суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством;

убытки по операциям прошлых лет выявленные в отчетном году, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности;

некомпенсируемые потери от стихийных бедствий, включая затраты связанные с предотвращением или ликвидацией их последствий;

некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий и других экстремальных условий;

убытки от хищений, виновники которых не установлены;

отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям с валютой.

Балансовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики ее роста и определения общей рентабельности деятельности.

Кроме того выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и другим имуществом.

Валовая прибыль используется для целей налогообложения прибыли.

Валовая прибыль предприятия может отличаться от балансовой прибыли в силу ряда причин:

. Валовая прибыль увеличивается для предприятий, осуществляющих прямой обмен или реализацию продукции по ценам не выше себестоимости

. При осуществлении прямого обмена по основным средствам и иному имуществу или реализации этих видов имущества по ценам ниже их балансовой стоимости сумма сделки определяется по рыночной стоимости имущества за вычетом балансовой стоимости реализованного или выбывшего имущества.

. Выручка в валюте пересчитывается в рубли по курсу на день оформления таможенных документов для налогообложения прибыли по этим операциям

. Налогообложению подлежат денежные средства, получаемые безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.

. По имуществу, полученному безвозмездно, его стоимость оценивается не ниже балансовой, по которой оно числится у передающего предприятия.

. Валовая прибыль учитывает также уплаченные штрафы и пени (за исключением суммы штрафов и пеней, перечисленных в бюджет и внебюджетные фонды).

Валовая прибыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):

а) доход от долевого участия в деятельности других предприятий

б) доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также от посреднических операций и сделок.

в) доход юридических лиц по государственным облигациям и другим государственным, ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению

г) суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.

После всех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемая прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль.

Так как валовая прибыль хотя и установлена законодательно, но не отражается в балансе, целесообразно использовать тождественное (до принятия соответствующего нормативного документа) понятие балансовой прибыли. Балансовая прибыль - конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухгалтерского учета всех его хозяйственных операций и оценки статей баланса.

В соответствии с законодательством валовая прибыль за вычетом всех налогов на прибыль, полученную от различных форм хозяйственной деятельности, называется чистой прибылью, которая остается в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности.

1.3 Механизм распределения чистой прибыли

Объектом распределения на предприятии является балансовая прибыль. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно регулируется только часть прибыли, поступающая в бюджет. Определение направлений расходования прибыли остающейся в распоряжении предприятия находится в его компетенции. Таким образом, прибыль распределяется между государством, предприятием и собственниками. Налоговые платежи не должны влиять на заинтересованность предприятия в результатах деятельности. Распределение между предприятием и собственниками должно учитывать не только современное положение предприятия, но и перспективы его развития.

Формирование фондов и резервов вышестоящих организаций (холдингов, консорциумов) за счет прибыли входящих в них предприятий осуществляется по нормативам, устанавливаемым вышестоящим органом управления. Эти нормативы носят индивидуальный характер и зависят от финансового положения хозяйствующего субъекта.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, из которой также возможны некоторые налоговые отчисления в местные бюджеты и финансовые санкции.

Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать направление ресурсов на капитальные вложения, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, на проведение научно-исследовательских работ. Законодательно установлен размер резервного капитала для акционерных обществ, регулируется порядок создания резерва по сомнительным долгам.

Распределение прибыли регламентируется в уставных документах предприятия. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не создаются, то в целях планового расходования средств составляются соответствующие сметы на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работников, благотворительные цели.

Схемы распределения чистой прибыли:

предприятия:

ЧП = РФ + ФН + ФП,

где ЧП - чистая прибыль, РФ - резервный фонд, ФН - фонд накопления, ФП - фонд потребления;

товарищества:

ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива. К расходам связанным с развитием производства относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские и технологические работы, финансирование разработок и освоение новой продукции и технологических процессов, затраты связанные с техническим перевооружением производства, расширением предприятия, проведением природоохранных мероприятий, расходы по погашению долгосрочных кредитов.

Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления может уменьшаться в случаях:

списания затрат, связанных с созданием нового имущества, но по установленному порядку не включаемых в первоначальную стоимость этого имущества (на подготовку кадров);

распределения его между юридическими лицами - учредителями;

погашения убытка хозяйствующего субъекта, выявленного по результатам работы за год.

Накопленная прибыль может быть направлена в уставные капиталы других предприятий, долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения, а также может перечисляться вышестоящим организациям, концернам, ассоциациям, союзам.

Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. В фонд потребления перечисляются следующие выплаты в денежных и натуральных формах:

суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);

доходы (дивиденды, проценты) по акциям членов трудового коллектива и вкладам членов трудового коллектива в имущество хозяйствующего субъекта, начисленные к выплате работникам;

суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

К трудовым и социальным льготам относятся:

оплата дополнительно предоставленных по коллективному договору (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам, в т.ч. женщинам, воспитывающим детей;

надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

оплата проездов членам семьи работника к месту использования отпуска и обратно;

стипендии студентам и учащимся, направленных хозяйствующим субъектом на обучение в высшие и средние специальные учебные заведения, выплаченные за счет средств хозяйствующего субъекта;

оплата путевок работникам и их детям не лечение, отдых, экскурсии и путешествия за счет средств хозяйствующего субъекта;

компенсации удорожания стоимости питания в столовых, буфетах, профилакториях;

расходы на погашение ссуд, выделенных работникам на улучшение жилищных условий, приобретение садовых домиков.

С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Распределение на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий. С расширением спонсорской деятельности часть чистой прибыли может быть направлена на благотворительные нужды, оказание помощи театральным коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Очевидно, что вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, разделяется на прибыль увеличивающую стоимость имущества (т.е. участвующую в накоплении) и прибыль, направляемую на потребление (не увеличивающую стоимость имущества). Если прибыль не расходуется она остается как нераспределенная прибыль прошлых лет и увеличивает размер собственного капитала. Наличие такой прибыли свидетельствует о наличии источника для дальнейшего развития предприятия.

Рис.

1.4 Анализ прибыли предприятия

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности организации являются: оценка динамики показателей прибыли, обоснование их образования, выявление и измерение воздействия различных факторов на прибыль, оценка возможностей её дальнейшего роста на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Для анализа будем использовать следующие его методы: горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, факторный.

В ходе горизонтального анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей за определенный период.

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса от дельных показателей в итоге, т.е. выяснение структуры итогового показателя на определенную дату.

Коэффициентный анализ сводится к изучению уровней и динамики относительных показателей финансового состояния, рассчитываемых как отношения величин абсолютных показателей, получаемых на основе отчетности или бухгалтерского учета. При анализе финансовых коэффициентов их значения сравниваются с базовыми величинами, а также изучается их динамика за отчетный период и за ряд смежных отчетных периодов.

Для выявления причин изменения абсолютных и относительных показателей, а также степени влияния различных причин на величину изменения показателя применяется факторный анализ, в основе которого лежит прием элиминирования, позволяющий устранить влияние всех других факторов, кроме одного, влияние которого измеряется в данный момент.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

. Систематический контроль за выполнением планов получения прибыли:

. Определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на объём реализации продукции и финансовые результаты:

. Выявление резервов увеличения объёма реализации продукции и суммы прибыли;

. Оценка работы организации по использованию возможностей наращивания объёма реализации продукции, прибыли и рентабельности:

. Разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

.5 Факторы, влияющие на величину и качество прибыли, максимизация прибыли

Предприятие не может работать изолированно. Оно постоянно находится во взаимоотношениях с внешней средой: покупателями, производителями, продавцами, инвесторами, кредиторами, общественными и государственными организациями. Совокупность этих отношений влияет на эффективность работы предприятия, сумму его прибыли , рентабельность его деятельности.

Cумма и уровень прибыли и рентабельности формируются под воздействием разнообразных факторов, оказывающих на них как положительное, так и отрицательное влияние. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.

Всю совокупность факторов можно разделить на внутренние и внешние. Они тесно связаны между собой.

К внутренним, т.е. зависящим от деятельности предприятия факторам относятся ресурсные факторы ( величина и состав ресурсов, их состояние, условия их эксплуатации ), внедрение современной техники и технологий, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда.

К внешним факторам, не зависящим от деятельности организаций, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, нормы амортизации, система налогообложения и т.д.

Для всех предприятий обязательным условием деятельности является максимизация прибыли. Ее правило заключается в выборе такого объема производства и реализации продукции, чтобы ее цена равнялась долговременным предельным издержкам. Предприятия, работающие в конкурентных условиях и не занимающиеся максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание.

В связи с тем, что подавляющую часть валовой прибыли (95-97%) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части прибыли должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на прибыль от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

На величину прибыли от продажи продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению прибыли. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести больше продукции, чем существующие возможности ее реализации.

Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. Следовательно, в целях увеличения прибыли предприятие должно предпринять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна.

Падение объема производства при современных экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а ,следовательно, росту прибыли.

Вторым не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Между величиной прибыли и уровнем себестоимости существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот. Этот фактор, в свою очередь, находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно, увеличению за счет этого прибыли. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, которые устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.

В современном рыночном хозяйстве большое внимание уделяется новым методам управления затратами, таким, как управленческий учет. С его помощью осуществляется контроль над издержками предприятия. Особенно эффективен учет по центрам ответственности. Эта форма управления затратами позволяет рационализировать структуру расходов, оперативно реагировать на отклонения от нормальной запланированной величины издержек и передать часть функций по принятию решений на уровень линейных управляющих. Они несут ответственность за утвержденную величину расходов и должны обеспечить выполнение запланированных показателей.

Кроме указанных выше факторов на величину прибыли от реализации, безусловно, влияют изменения в структуре производимой и реализуемой продукции. Чем выше доля рентабельной продукции (исчисляемой как отношение прибыли к полной себестоимости этой продукции), тем больше прибыли получит предприятие. То есть увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли.

Общеизвестно, что любая продукция проходит стадии жизненного цикла: проектирования, освоения, запуска в производство, серийного выпуска, и результате которого происходит насыщение рынка этим продуктом. По истечении времени продукция морально устаревает, либо не выдерживает конкурентной борьбы и, под давлением снижающейся рентабельности, выпуск ее сокращается или прекращается.

Для сохранения уровня прибыли на предприятии важно определить момент начала проектирования и запуска в производство новой продукции. Дело в том, что этап проектирования и освоения продукции занимает определенное время, в течение которого предприятие несет убытки. Затем с момента запуска продукции в производство убытки начинают снижаться и через некоторое время достигается точка безубыточности. При увеличении объема продаж растет и прибыль за счет снижения доли постоянных расходов. При достижении равновесия спроса и предложения размер прибыли стабилизируется и некоторое время остается на неизменном уровне. Такое положение может сохраняться довольно длительное время при отсутствии угрозы со стороны конкурентов и при стабильном спросе на продукцию. При наличии конкурентов поддержание уровня продаж достигается путем снижения рентабельности, т.е. понижения цены за счет доли прибыли. Эффективность начинает снижаться.

При усилении конкурентной борьбы предприятие не в состоянии далее поддерживать уровень продаж за счет снижения цены, поскольку работа становится неэффективной, убыточной. Для поддержания эффективности предприятию нужно снижать издержки пропорционально снижению цены или же переходить к выпуску другой продукции, спрос на которую еще не исчерпан. Поэтому предприятия должны приступать к освоению нового вида продукции на этапе роста прибыли с тем, чтобы к моменту начала снижения рентабельности старой продукции выпуск новой продукции достиг точки безубыточности. Такая стратегия позволит постоянно сохранять достигнутый уровень рентабельности и даже, при благоприятной конъюнктуре, повысить его.

Повышение качества продукции, дизайна, технические усовершенствования и другие приемы поддержания спроса на продукцию требуют дополнительных затрат и потому также должны применяться задолго до того, как уровень рентабельности начнет снижаться, или по крайней мере сразу же, как только такая тенденция наметится. Более того, на гребне спроса улучшение предлагаемого товара может повлечь за собой и повышение цены на нее и соответственно прибыли.

Таким образом, рассмотренные выше основные факторы, воздействующие на объем прибыли от реализации товарной продукции как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, должны являться предметом тщательного анализа, прежде всего со стороны предприятия.

Увеличение объема реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Предприятие, располагающее средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.

Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей.

Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от продажи основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду.

Другие операции, например, безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Прибыль может быть получена от продажи нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Помимо факторов увеличения объема производства продукции, повышения цен продвижения продукции на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.

В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.

Так значительную роль в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.

Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них - механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.

Достичь экономии материальных ресурсов возможно за счет применения ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно здесь и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.

Сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. На предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии закупаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.

Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы связанные с размещение заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырья и материалов, чтобы избежать лишних затрат и увеличить прибыль.

Те же правила действуют при определении оптимальной величины серии запускаемой продукции. При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными, за счет чего возрастет прибыль.

В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня, следовательно увеличить прибыль.

Прибыль может возрасти в результате увеличения производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.

Непосредственное влияние на прибыль оказывает ассортимент выпускаемой продукции. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.

1.6 Методы планирования прибыли предприятия

Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием предпринимательства, определяет необходимость её правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешность финансово-хозяйственной деятельности организации. Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволяет осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств, соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты с бюджетом, банками, поставщиками.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии. Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам. В процессе разработки планов по прибыли важно учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов. Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах. Прибыль от реализации товарной продукции является основным компонентом валовой прибыли предприятия рассмотрим способы ее планирования. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции. В свою очередь, полная себестоимость складывается из производственной себестоимости, административных и коммерческих расходов. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю.

В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период - квартал, полугодие.

Планирование прибыли использует все параметры бизнес-плана и является решающим в определении финансового результата от всей деятельности организации.

На практике возможно применение различных методик прогнозирования (планирования) прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

Традиционные методы.

Экономико-математические методы.

Методы маржинального анализа.

К традиционным обычно относят методы:

Метод прямого счета

Аналитический

Метод совмещенного расчета

Метод прямого счета наиболее распространен в организациях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

Прибыль на реализуемую продукцию в общем виде рассчитывается по формуле:

Пр = Р - с/ст ,

где Р - планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах( без НДС , акцизов, торговых и сбытовых скидок) , с/ст - полная себестоимость продукции

Прибыль (убыток) планируемого года = Прибыль от продажи + Прочие доходы - Прочие расходы

Данная методика расчета применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными.

Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты.

Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных затратах в течение планируемого периода является его точность.

В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на очень короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при годовом и перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при очень большой номенклатуре очень трудоёмок.

Аналитический метод используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости.

Расчет аналитическим методом ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность Рент:

Рент = [П0 : с/ст] * 100%,

где П0 - ожидаемая прибыль (расчет прибыли ведется в конце базисного года, когда точный размер прибыли еще не известен);

с/ст - полная себестоимость товарной продукции базисного года.

Расчет ведется в определенной последовательности:

С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

Рассчитывается изменение [+, -] себестоимости продукции в планируемом году.

Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются по специальным таблицам на основе плановых данных об ассортименте продукции, её качестве, сортности.

После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста [или снижения] цен.

Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на 1-м и последующих этапах.

Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод показывает влияние различных факторов на прибыль, но это преимущество проявляется только при наличии стабильных условий хозяйствования.

Метод совмещенного расчета - используются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода. Необходимо отметить, что для применения традиционных методов нужна значительная исходная информация, не доступная на начальной стадии прогнозирования. Эти методы были продуктивны в условиях директивного планирования, но мало пригодны в рыночной экономике.

Применение математических методов оправдано лишь на основе достоверных экономических моделей, учитывающих реальные факторы в прогнозируемом периоде.

Методы маржинального анализа основываются на эффекте операционного рычага. Применение этих методов соответствует современной системе финансового контроля, учета издержек и формирования прибыли и носит весьма продуктивный характер. Метод планирования прибыли, основанный на эффекте операционного рычага базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные( сумма которых не зависит от объема производства или реализации - аренда, охрана и т.п.) и условно-переменные( сумма которых изменяется прямопропорционально объему производства или реализации - закупка сырья, материалов, тары, упаковки и т. п.) и расчете маржинальной прибыли. Для коммерческих предприятий очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Для этого следует установить точку безубыточности. Она позволяет определять объем и стоимость продаж, при которых коммерческая организация способна покрыть все свои расходы, не получая прибыли, но и без убытка. Из выручки от реализации продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные расходы и определяется финансовый результат (прибыль или убыток). Точка безубыточности - это такой объем выручки, при котором организация не получает ни прибыли, ни убытка.

1.7 Механизм налогообложения

Налоги и налоговая система - это не только источники бюджетных поступлений, но и важнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны рациональные преобразования экономики России.

Так как мы находимся в России и в ней надеемся работать, я решила, что лучшим вариантом этого раздела будет приведение нескольких статей налогового кодекса РФ, касающихся нашей темы:

Статья 246 НК РФ - Налогоплательщики

. Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Статья 247 НК РФ - Объект налогообложения

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций (далее в настоящей главе - налог) признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью в целях настоящей главы признается:

) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;

3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 <#"580143.files/image002.gif">, где Р -  реализация т.е.товарооборот;

% выполн. плана =

.Товарооборот факт мужской обуви = 4260+5%=4473,00 тыс. руб.

Товарооборот факт женской обуви = 7340+10%=8074,00 тыс. руб.

. Торговая наценка в рублях план:

Торговая наценка муж. об. = 931,88 тыс. руб.

Торговая наценка жен. об. =1982,34 тыс. руб.

.Торговая наценка в рублях факт:

Торговая наценка муж .об. =

Торговая наценка жен. об .=2581,48 тыс. руб.

4. Всего:

Суммируем значения в рублях по столбцам:

Товарооборот план = 4260=7340=11600,00 тыс. руб.

Товарооборот факт = 4473=8074=12547,00 тыс. руб.

Торговая наценка план = 931,88=1982,34 =2914,22 тыс. руб.

Торговая наценка факт =1109,84=2581,48 =3691,32 тыс. руб.

. % реализованной торговой наценки:

Торг.нац.план =

Торг.нац.факт =

6. % выполнения плана реализованной торговой наценки:

% в п муж.об.=

% в п жен.об.=

% в пвсего =

7.Посчитаем % выполнения плана товарооборота:


Анализ:

За текущий год наш магазин « Твой Обувной » выполнил план реализованной торговой наценки по мужской обуви на 119,10% ,что в денежном измерении составляет 1109,84 тыс. руб, по женской обуви на 130,22 % , что в рублях составляет 2581,48 тыс. руб. В целом по магазину - 126,67%, 3691,92 тыс. руб. Мы смогли повысить процент торговой наценки, потому что, во-первых - в конкурирующих с нами ближайших обувных магазинах не было представлено в коллекции обуви такого высокого класса, во-вторых расположенный рядом с нами магазин женской одежды косвенно увеличил поток покупательниц в наш магазин. За счет перевыполнения плана торговой наценки план нашего товарооборота выполнен на 108,16%, что в денежном измерении составило 12547,00 тыс. руб.

Рис.

Рис.


2.2 Анализ выполнения плана торговой наценки с учетом изменений поступлений по источникам

Таблица

Источники поступления

Уд.вес источн. %

План

Факт

Отклонение в размере торговой наценки



Цена отпускная

Торговая наценка

Цена отпускная

Торговая наценка




Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

ИП «Топтыгин»

25

2171,45

738,29

34,00

2213,92

797,01

36,00

+58,72

+2,00

ООО  « Глобал- Рикер»

40

3474,31

1042,29

30,00

3542,27

991,84

28,00

-50,45

-2,00

ООО «Европа плюс»

35

3040,02

1133,64

37,29

3099,49

1902,47

61.38

+768,83

+24,09

Всего:

100

8685,78

2914,22

33,55

8855,68

3691,32

41,68

+777,10

+8, 13


Расчеты:

Источники поступлений товара в магазин « Твой Обувной» являются:

ИП «Топтыгин» - удельный вес поступлений - 25%

ООО « Глобал Рикер» - удельный вес поступлений - 40 %

ООО «Европа Плюс» - удельный вес поступлений - 35 %

.Обозначим общую отпускную цену - она равна разности цены реализации и торговой наценки:

Отпускная цена по строке Всего:

план - 11600-2914,22=8685,78 тыс. руб.

. Распределим отпускную цену по источникам:

Для этого необходимо умножить показатель отпускной цены на удельный вес поступлений товара каждой компании - поставщика:

ИП « Топтыгин» - план = 2171.45 тыс. руб.; факт = 2213,92 тыс. руб.

ООО « Глобал Рикер» - план = 3474, 31 тыс. руб.; факт = 3542,27 тыс. руб.

ООО « Европа плюс» - план = 3040,02 тыс. руб.; факт = 3099,49 тыс. руб.

. Расчитаем торговую наценку согласно данным в таблице:

ИП « Топтыгин» - план = 738,29 тыс. руб.; факт = 797,01тыс. руб.

ООО « Глобал Рикер» - план = 1042,29 тыс. руб.; факт = 991,94 тыс. руб.

ООО « Европа плюс» = данные строки Всего - данные остальных поставщиков = план = 1133,64 тыс. руб.; факт = 1902,47 тыс. руб.

. Расчет % торговой наценки на продукцию ООО « Европа плюс»

,

План = 37,29 %; Факт = 61,38 %

. Торговая наценка в денежном измерении и в % по строке Всего известны нам из первой таблицы, при необходимости мы можем провести проверку : денежные показатели суммируются по источникам , % вычисляется по формуле . Полученные результаты заносим в таблицу.

. Отклонения в размере торговой наценки в денежном измерении и в процентах вычисляются арифметически - это разница факта и плана, заносим данные в таблицу.

Анализ:

Наш магазин работает с тремя поставщиками продукции.

ИП « Топтыгин» производитель и поставщик домашней, войлочной и резиновой обуви.

Это не главный, но тем не менее необходимый вид товара, который должен присутствовать в ассортименте магазина. Хорошее качество, натуральные материалы, полный размерный ряд и доступные цены, без участия посредников, позволили нам, не смотря на повышение отпускной цены, повысить торговую наценку на 2 % , что в денежном измерении составляет 58,72 тыс. руб.

Рис.

ООО « Глобал Рикер» поставщик повседневной мужской и женской обуви в доступном ценовом диапозоне. Рикер - известная обувная марка, пользующаяся большим спросом, отшивается в 20 странах мира на весь мир. Мы рассчитывали на него, как на известную, качественную и относительно недорогую марку обуви. Но к сожалению, известность этой марки сыграла с нами злую шутку - мы понизили % выполнения торговой наценки на эту обувь на 2 % , что в денежном измерении составило 50,45 тыс. руб..

Причины:

была повышена отпускная цена;

в ближайших конкурентных обувных магазинах была представлена коллекция «Рикер». Эти магазины - сетевики, следовательно отпускная цена, предоставляемая им «Рикер» гораздо ниже предоставляемой нам, в силу количества поставок , и поэтому они демпинговали цены.

Рис.

ООО « Европа плюс» - наш важный поставщик. Мы закупаем у него обувь известнейших торговых марок. Это европейская обувь производства Германии, Австрии, Финдяндии, Португалии, Испании и т.д. Обувь повышенной комфортности, полнотности, увеличенного размерного ряда, с ортопедическими деталями. Мы смогли повысить торговую наценку на эту обувь на 24,09 % , что в денежном измерении составляет 768,83 тыс. руб. т.к. во- первых мы единственный магазин из близлежащих, представляющий эту обувь, а во вторых, благодаря географической близости склада поставщика, он осуществляет нам бесплатную доставку заказанного товара.

Рис.

2.3 Расчет розничной цены продукции

Таблица

Цена отпускная

Торговая наценка

Валовой доход

Цена розничная

Уровень валового дохода

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

Тыс. руб.

%

Мужская обувь

3363,16

1109,84

33,00

1109,84

4473,00

24,81

Женская обувь

5492,52

2581,48

47,00

2581,48

8074,00

31,97

Всего

8855,68

3691,32

41,68

3691,32

12547,00

29,42

Расчеты:

. Фактические розничная цена и торговая наценка известны нам из первой таблицы - вносим в эту таблицу данные.

.∑ ВД = ∑ Торг.нац.

. Вычислим фактическую отпускную цену:

Цена отпускная = Цена розничная - Торговая наценка

Цена отп. мужской обуви = 4473,00 - 1109,84 = 3363,16 тыс. руб.

Цена отп. женской обуви = 8074,00 - 2581,48 = 5492,52 тыс. руб.

. Рассчитаем уровень валового дохода:

Ур. ВД =  , где ВД - валовой доход , Р - реализация

Мужская обувь Ур. ВД = 24,81 %

Женская обувь Ур. ВД = 31,97 %

Всего Ур. ВД = 29,42 %

Анализ:

Из данной таблицы мы можем сделать вывод, что женская обувь пользуется в нашем магазине большей популярностью - возможно она представлена у нас в большем ассортименте и лучшего качества, чем мужская. Не смотря на значительное повышение торговой наценки на женскую обувь, она лидер реализации. Ур ВД по женской обуви составил 31,97% , что на 7,16% выше, чем Ур ВД по мужской обуви.

Рис.

Рис.

2.4 Анализ выполнения плана доходов и рентабельности

Таблица

Показатели

План

Факт

% выполнения плана

1. Товарооборот, тыс. руб. ( Р)

11600,00

12547,00

108,16

2. Торговая наценка , тыс. руб.

2914,22

3691,32

126,67

3. Уровень затрат , % , ( 10 %)

10

10

_

4. Издержки обращения , тыс. руб. ( ИО)

1160,00

1254,70

108,16

5. Валовой доход , тыс. руб. ( ВД )

2914,22

3691,32

126,67

6. Прибыль от реализации , тыс. руб. ( Пр )

1309,68

1873,54

143,05

7. Внереализационные доходы, тыс. руб. (Дв )

75,00

75,00

100

8. Внереализационные расходы, тыс. руб.

30,00

30,00

100

9. Балансовая прибыль, тыс. руб. ( Пр)

1354, 68

1918,54

141,62

10. Налог на прибыль, тыс. руб. ( 20 % )

270,94

383 ,71

141,62

11. Чистая прибыль

1083, 74

1534 , 83

141,62

12. Рентабельность , % , ( рент .)

11 , 29

14 , 93

_

13. Налог на добавленную стоимость ( НДС )

444,54

563,08

126,67



Расчеты:

Под товарооборотом подразумеваем розничную цену. Размер уровня издержек - 10 % .Валовой доход, а значит и торговая наценка известны нам из предыдущих расчетов.

Внереализационные доходы - 75,00 тыс руб.

Внереализационные расходы - 30,00 тыс. руб.

Внесем известные величины в таблицу.

.        Рассчитаем издержки обращения:

ИО =  ; где ИО - издержки обращения ; Р - реализация ; Ур.ИО - уровень издержек обращения

ИО план = 1160,00 тыс. руб.

ИО факт = 1254,70 тыс. руб.

.        Вычислим налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС по законодательству = 18%

НДС =  х 18;

НДС план = 444,54 тыс. руб.

НДС факт = 563,08 тыс. руб.

.        Рассчитаем прибыль от реализации

Пр = ВД - ИО - НДС , где Пр - прибыль от реализации ; ВД - валовой доход ; ИО - издержки обращения ; НДС - налог на добавленную стоимость

Пр план = 1309,68 тыс. руб.

Пр факт = 1873,54 тыс. руб.

.        Рассчитаем балансовую прибыль (Пб)

Пб = Пр + Дв - Рв ,

где Пб - балансовая прибыль, Пр - прибыль от реализации , Дв - внереализационные доходы , Рв - внереализационные расходы

Пб план = 1354, 68 тыс. руб.

Пб факт = 1918,54 тыс. руб.

.        Налог на прибыль , согласно законодательству = 20%

Налог на прибыль план = 270,94 %

Налог на прибыль факт = 383,71 %

.        Узнаем Рентабельность предприятия:

Рент = , где Пр - прибыль от реализации , Р - реализация или товарооборот;

Рент план = 11, 29 %

Рент факт = 14, 93 %

.        Чистая прибыль = Пр - налог на прибыль

Чистая прибыль план = 1038,74 тыс. руб.

Чистая прибыль факт = 1534,83 тыс. руб.

.        Рассчитаем % выполнения плана:

% вып.плана = ;

% вп ИО = 108,16 %

% вп Пр = 143,05 %

% вп Пб = 141,62 %

Анализ:

Итак, из совокупности данных, приведенных в таблице, сделаем несколько выводов. В нашем магазине « Твой Обувной » выполнен план товарооборота на 108,16 % ; запланировано было 11600 тыс.руб. ,а получено 12547 тыс. руб. Рост товарооборота обусловлен повышением ∑ торговой наценки , % вп торговой наценки = 126,67 %. Почему мы смогли повысить торговую наценку , мы рассмотрели в таблице анализа плана реализованной торговой наценки. Валовой доход вырос пропорционально росту торговой наценки.

Издержки обращения выросли в денежном измерении - мы планировали 1160 тыс. руб. а по факту - 1254,70 тыс. руб. Но уровень издержек остался равным запланированному - 10 % , и в денежном измерении они выросли соразмерно товарообороту.

Показатель прибыли от реализации вырос значительно - % вп Пр = 143,05 % ; мы планировали 1309,68 тыс.руб. , а по факту получили 1873,54 тыс. руб. Это хороший результат . Мы добились его благодаря росту торговой наценки , следовательно росту валового дохода , и при этом удержали запланированный уровень издержек обращения. Тр валового дохода значительно превысил Тр издержек обращения. Но, возможно, запланированный показатель прибыли был несколько занижен.

Наш магазин планировал внереализационные доходы - мы сдали часть помещения в субаренду - у нас появилось два прилавка с кожгалантереей: перчатки, ремни, кошельки. Наше сотрудничество прошло успешно и мы получили 75 тыс. руб.

Были у нас и внереализационные расходы. Наш магазин находится на 1 этаже жилого дома и в нем была совершена кража. Мы потеряли 30 тыс. руб.

После всех подсчетов видно, что % выполнения плана балансовой и чистой прибыли = 141,62 %. Так как ставки налогов не изменялись, то суммы налогов выросли пропорционально суммам прибыли.

Рентабельность нашего магазина составила 14,93 % , против запланированных 11,29 %., т.к. Тр валового дохода и прибыли значительно опередил Тр товарооборота.


Рис.


2.5 Расчет плановой суммы доходов и рентабельности на год по кварталам

Таблица

Показатели

Всего на год

В том числе по кварталам



1 кв. 15%

2 кв. 30%

3 кв. 25%

4 кв. 30%

1.Отпускная цена, тыс. руб.

9032,79

1354,92

2709,84

2258,20

2709,84

2.Торговая наценка в сумме, тыс. руб.

3884,10

582,62

1165,23

971,03

1165,23

3. % торговой наценки

43 %

43 %

43 %

43 %

43 %

4.Издержки обращения, (ИО), тыс. руб.

1291,69

193,75

387,51

322,92

387,51

5.Уровень ИО, %

10 %

10 %

10 %

10 %

10 %

6.Валовой доход, (ВД), тыс. руб.

3884,10

582,62

1165,23

971,03

1165.23

7.Уровень ВД, %

30, 07 %

-

-

-

-

8.Прибыль от реализации, тыс. руб.

1999,92

299,99

599,98

499,98

599,98

9.Внереализационные доходы (Дв), тыс. руб.

80,00

20,00

20,00

20,00

20,00

10.Внереализационные расходы (Рв), тыс. руб.

-

-

-

-

-

11.НДС, тыс. руб.

592.49

88,87

177,75

148,12

177,75

12.Рентабельность, %

-

-

-

-

134.Розничная цена, (Р), тыс. руб.

12916,89

1937,53

3875,07

3229,22

3875,07



Расчеты:

Распределим удельный вес по кварталам:

квартал - 15 %,2 квартал - 30 %,3 квартал - 25 %,4 квартал - 30 %.

. Пользуясь данными предыдущего периода запланируем темп роста (Тр) отпускной цены 102 %.

Отпускная цена = 8855,68 + 2 % = 9032,79 тыс. руб.

. % торговой наценки составит 43%.

. Торговая наценка в сумме = 9032,79 х 43 % = 3884,10 тыс. руб.

. Розничная цена (Р) = отпускная цена + торговая наценка

Р = 9032,79 + 3884,10 = 12916,89 тыс. руб.

. ∑ ВД = ∑ торговой наценки , ВД = 3884,10 тыс.руб.

Ур ВД =

. Уровень издержек обращения удержим - он составит 10%.

. Издержки обращения =  = 1291,69 тыс. руб.

. НДС = , согласно ставке.

. Прибыль от реализации ( Пр ) = ВД - ИО - НДС = 1999,92 тыс. руб.

. Внереализационные доходы - субаренда = 80 тыс. руб.

. Внереализационные расходы не предусмотрены.

. Рентабельность ( Рент ) =

13. Считаем показатели поквартально и заносим их в таблицу.

Анализ:

При планировании деятельности магазина « Твой Обувной» на будущий период мы рассчитали важные показатели:

Растут цены на сырье и материалы, следовательно, ожидаемый рост отпускной цены составит 2%. Она станет на 177,11 тыс. руб. выше предыдущей.

Торговая наценка составит 43 %, исходя из данных прошлого периода, и повысится в денежном измерении на 192,78 тыс. руб.

Наш товарооборот вырастет на 369,89 тыс. руб., благодаря опережению роста торговой наценки над ростом отпускной цены.

∑ Валовой доход = ∑ торговой наценке, что в денежном измерении = 3884.10 тыс. руб., что на 192,78 тыс. руб. больше, чем в предыдущем периоде. Ур ВД = 30,07 % , что на 0,07% выше предыдущего.

Уровень издержек обращения сохраним неизменным, равным 10% , в денежном измерении ИО вырастут на 36,99 тыс. руб. пропорционально росту товарооборота.

НДС = 592,49 тыс. руб., что на 29,41 тыс. руб. больше, чем в прошедшем году. Это обусловлено ростом ВД.

Прибыль от реализации составит 1999,92 тыс. руб., что на 126,38 тыс. руб. выше прошлого показателя.

Внереализационные доходы (субаренда) вырастут на 5,00 тыс. руб., т.к. меняется стоимость аренды.

Внереализационные расходы нами не предусмотрены. На изменение могут повлиять только форс-мажорные обстоятельства.

Рентабельность нашего магазина будет равна 15,48 % , т.е. вырастет на 0,55%. Это очень хороший результат. Он обусловлен ростом товарооборота, при сохранении Ур ИО.

Поквартальные изменения показателей обусловлены сезонностью.

квартал: Январь - месяц новогодних праздников и каникул;

Февраль - месяц тотальной распродажи зимней продукции по сниженным ценам;

Март - распродажа коллекции осеннего периода, т.к. европейские бренды с которыми мы работаем, практически не отшивают к весне сапоги, сразу переходят на ботильоны, туфли, полуботинки.

квартал: Апрель и май - активные продажи новой весенней и летней обуви.

квартал - сезон отпусков, но с середины августа продажи оживляются перед новым учебным годом.

квартал - активные продажи новой коллекции осень - зима, плюс распродажа летних остатков.

Рис.

Аналитический отчет:

Магазин « Твой Обувной» в прошедшем году получил следующие результаты. Розничный товарооборот вырос на 8,16 % по сравнению с запланированным, разница в денежном измерении составила 947 тыс. руб. Этот рост обусловлен повышением ∑ торговой наценки - она выросла на 26,67 % по сравнению с планом, в рублях на 777,1 тыс. руб. Но торговая наценка изменялась неравномерно; при приблизительно одинаковом повышении отпускной цены на продукцию всех наших поставщиков торговая наценка на продукцию ИП «Топтыгин» повысилась на 2 %, на продукцию ООО «Глобал Рикер» - снизилась на 2 %, на продукцию ООО «Европа Плюс» повысилась на 24,09 %. Следовательно сотрудничество с ООО «Европа Плюс» является наиболее приоритетным и выгодным для нас, сотрудничество с ИП « Топтыгин» нам необходимо, т. к. его продукция значительно расширяет наш ассортимент, а сотрудничество с ООО «Глобал Рикер» следует пересмотреть - либо увеличить количество поставок их обуви, вследствие чего добиться понижения отпускной цены, либо заняться поиском конкурентноспособной обувной марки с наиболее выгодными для нас условиями поставок и цен. Также нам следует обратить внимание на ассортимент и качество мужской обуви, т.к. ее реализация ниже чем реализация женской обуви; уровень валового дохода по женской обуви на 7,16 % выше, чем уровень валового дохода по мужской обуви, несмотря на то, что торговая наценка мужской обуви составила 33%, а женской обуви - 47 %. Я рекомендую также разработать систему дисконтных карт для привлечения покупателей и следовательно увеличения товарооборота.

Издержки обращения сохранились на запланированном уровне - 10 %, а в денежном измерении выросли на 94,7 тыс. руб. пропорционально росту товарооборота.

Прибыль от реализации выросла на 43,05 %, что в рублях составило 563,86 тыс. руб. Мы добились этого благодаря росту торговой наценки, следовательно росту дохода, при удержании запланированного уровня издержек обращения.

При планировании прибыли на будущий период учтем все показатели и их динамику. Отпускная цена в прошедшем году выросла на 1,2 % относительно запланированной, в следующем году запланируем Темп прироста на 2 %. Отпускная цена вырастет на 177,11 тыс. руб.

Торговая наценка составила в прошлом году 41,68 % . В будущем году запланируем 43 %. % вп торговой наценки в прошлом году составил 126,67, а в запланированном всего - 105,22 %. Она повысится на 192,78 тыс. руб. Это объясняется нестабильностью поставок обуви из Европы, связанной с транспортными и таможенными проблемами, т. е. обувь может не прийти в срок к сезону, а также неопределенностью нашего сотрудничества с «Глобал Рикер».

Однако Темп роста торговой наценки опережает Темп роста отпускной цены, поэтому наш товарооборот вырастет на 2,94 %, т. е. на 369,89 тыс. руб.

Уровень издержек обращения сохраним неизменным - 10 %.

Мы успешно работали с нашими арендаторами и продолжим наше сотрудничество. Внереализационные доходы вырастут на 5 тыс. руб., т.к. меняется стоимость аренды.

Прибыль от реализации составит в рублях 1999,92 тыс. руб., т.е. вырастет на 6,75% . Это меньший прирост, чем в прошлом году, думаю он объясняется тем, что в прошлом году план был занижен.

Рентабельность нашего магазина составит 15,48 %, т.е. вырастет на 0,55 %. Это обусловлено ростом товарооборота при сохранении уровня издержек обращения.

Я считаю, что мной представлен более реалистичный план, чем в прошлом году, и с помощью моих рекомендаций наш магазин продолжит работать успешно и стабильно.


Список литературы

.В.Д.Грибов, В.П.Грузинов Экономика организации (предприятия); «Кнорус» Москва,2009.

.Л.И.Кравченко Анализ хозяйственной деятельности в торговле;

«Новое знание» Москва, 2009.

Похожие работы на - Оценка и планирование прибыли и рентабельности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!