Планирование прибыли и рентабельности производства

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,89 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование прибыли и рентабельности производства















Курсовая работа

На тему: «Планирование прибыли и рентабельности производства»

Введение

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения потребностей людей в своей продукции и получения наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве потребителя и производителя. Производитель стремится реализовать свою продукцию или услугу, а потребитель - удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.

План прибыли и рентабельности может рассматриваться как основной в цепи экономических интересов фирмы в силу значимости показателей прибыли и рентабельности в стимулировании труда, в укреплении конкурентоспособности и стабильности функционирования любого экономического объекта. План прибыли и рентабельности характеризует предполагаемые действия по достижению основной экономической цели предпринимательства.

План прибыли составляется на несколько лет, на год кварталы. Редко, но также составляется план прибыли на месяц, что позволяет фирме лучше контролировать результаты своей работы.

При разработке стратегии предприятия ориентируются на определенный уровень прибыли, достижение которого планируется как в стратегическом, так и в текущем планах. Планирование прибыли осуществляется на основе изучения факторов роста прибыли. Она зависит как от внешних, так и внутренних факторов, учет их воздействия способствует обоснованному планированию ее величины.

План прибыли и рентабельности взаимосвязан с планами производства, издержек и маркетинга и разрабатывается в совокупности с ними.

Каждое предприятие должно планировать размер прибыли и уровень рентабельности, так как это основные показатели, отражающие эффективность работы предприятия. Анализ данных показателей имеет большое производственное значение.

1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности производства

1.1 Планирование прибыли

Процессы планирования и распределения прибыли, полученной от реализации произведенной продукции, тесно связаны и осуществляются в ходе текущей финансовой деятельности предприятия. Например, если организация не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выполненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предстоящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продукции определяется, как разница между объемом продаж и суммой производственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями, и т.д.

Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном году:

Пб = Пр. + Ппр + Пвр

где Пб - балансовая или общая годовая прибыль;

Пр - прибыль от реализации продукции;

Ппр - прибыль от прочей реализации;

Пвр - прибыль от внереализационной деятельности.

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус».

Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Расчет плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование инвестиций и инноваций, прирост собственных средств, создание эффективных систем организации и стимулирования труда, своевременную выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.

Многообразие форм и направлений деятельности предприятий и существующая система налогообложения требуют раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется: прибыль от реализации товарной продукции; прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера; прибыль от реализации имущества; прибыль от внереализационных доходов.

Соответственно, существуют различные методы планирования прибыли по видам.

Различают следующие основные методы прогнозирования и планирования прибыли:

·использование формулы безубыточности;

·экономико-статистический;

·технико-экономический (нормативный), в том числе прямого счета;

·определение оптимальной целевой прибыли;

·определение прибыли на вложенный капитал;

·метод маржинального дохода;

·экономико-математические методы, в том числе метод оптимизационных моделей и пр.

Современная практика планирования прибыли активно использует возможности формулы безубыточности. Согласно этим формулам прибыль будет определяться следующим образом:

P = Q (1 - C - H) - F

Р - прибыль;

Q - Объем товарной продукции или товарооборот;

F - постоянные издержки;

C - Уровень переменных издержек в цене;

Н - размер НДС.

Экономико-статистический метод планирования прибыли использует фактическую динамику показателя. В приведенном примере (табл. 1) планирование прибыли и рентабельности построено на использовании тенденций изменения этих показателей, характерных для последних лет работы организации. Ежегодные темпы изменения показателей экстраполируются на будущее.

рентабельность планирование прибыль оптимизация

Таблица 1. Проект плана прибыли и рентабельности на планируемый год

Показатели1-й год2-й год3-й годПроект планаТоварная продукция, тыс. руб.280278306320Прибыль производства, тыс. руб.33374548Балансовая прибыль, тыс. руб.40455255Капитал, тыс. руб.320360412430Себестоимость, тыс. руб.200195210219Рентабельность продукции, %16,519,021,422,0Рентабельность производства, %11,813,314,715,0Рентабельность капитала, %12,512,512,612,8

Каждая фирма в условиях рыночной экономики придает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обоснования прибыли посредством учета прибыли на вложенный капитал:

а) нормы прибыли на капитал;

б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следует заметить, что расчет рентабельности капитала ведется на основе балансовой прибыли, а рентабельности производства (продукции, торговли) - на основе прибыли основной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять балансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо определить по видам деятельности, т.е. направлениям ее образования.

Метод планирования прибыли, названный как определение оптимальной целевой прибыли, предусматривает специальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-первых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для прочих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том числе для развития.

Полученная таким образом величина прибыли является исходной для определения необходимого объема деятельности, который позволил бы ее получить. Обоснование объема деятельности от прибыли, возможно, посредством использования формул безубыточности.

Метод маржинального дохода в планировании прибыли, использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными издержками определяет плановую прибыль:

М = Q - С - НДС,где

М - маржинальный доход;- товарная продукция;

С - переменные издержки;

Н - налог на добавленную стоимость.

В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С), где П - плановая прибыль;

В-выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост, и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

·определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравни мой товарной продукции за тот же период;

·исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

·учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.

При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции, в составе валовой прибыли рассчитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.

Планирование прибыли осуществляется на основе изучения факторов роста прибыли. Она зависит как от внешних, так и внутренних факторов, учет их воздействия способствует обоснованному планированию ее величины.

·роста (или снижения) объемов производства;

·снижения (или увеличения) себестоимости продукции;

·уровня цен и других показателей рынка.

В реальной практике факторы, влияющие на прибыль, действуют одновременно, хотя и не всегда в одинаковом направлении. В связи с этим нельзя однозначно ответить на вопрос, за счет какого фактора следует увеличивать прибыль. Каждый имеет свои возможности и ограничения. Например, рост объемов производства ограничивается емкостью рынка и производственными возможностями предприятия по увеличению мощности выпуска. Снижение издержек производства ограничивается возможностями поставщиков материалов и комплектующих, а также требованиями к качеству продукции.

Каждый из совокупности факторов оказывает двоякое воздействие на прирост прибыли: количественное и качественное. Количественными характеристиками, например, определяется общий объем основных и оборотных средств, необходимых предприятию для выполнения производственной программы и плана по прибыли.

Качественные характеристики отражают эффективность использования активного капитала фирмы (например, рентабельность предприятия, фондоотдача и т.п.).

Так, улучшение использования основных фондов (прежде всего, технологического оборудования) способствует увеличению объемов производства (а, следовательно, и росту объема продаж), что повышает фондоотдачу оборудования и позволяет уменьшить величину амортизационных отчислений на один рубль продукции и получить дополнительную прибыль за счет уменьшения себестоимости.

Таким образом, между прибылью и эффективностью использования производственных фондов существует прямая связь.

Аналогичная взаимосвязь наблюдается и между материалоемкостью продукции и прибылью. Фактор материалоемкости является наиболее значимым, так как удельный вес статьи затрат на материалы (включая комплектующие) в себестоимости продукции, как правило, превышает остальные статьи расхода. В связи с этим снижение материалоемкости на 1% оказывает большее воздействие нарост прибыли, чем уменьшение на 1% других статей расхода.

Важным фактором, влияющим на величину прибыли, является зарплатоемкость продукции, которая, в свою очередь, зависит от трудоемкости изделий, масштабов производства и других характеристик.

Таким образом, при планировании прибыли необходимо учитывать влияние совокупности внутренних и внешних факторов и моделировать варианты планов для различных производственных ситуаций. Для этих целей успешно используется в деловой практике ситуационное моделирование.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

При планировании прибыли указываются балансовая (или общая) и чистая (расчетная) прибыль.

Величина балансовой прибыли определяется в плане как алгебраическая сумма прибыли и убытков.

Необходимо отметить, что в плане не предусматриваются убытки, связанные с возможными нарушениями плановых заданий (в том числе штрафы, пени, неустойки, списание долгов, убытки по аннулированным заказам и от стихийных бедствий). Они учитываются при определении фактической прибыли.

Балансовая прибыль (Пб) - это результат финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывается по балансу доходов и расходов с вычетом убытков.

Чистая прибыль (Пч) представляет собой разность между балансовой прибылью и налогами на прибыль.

При планировании прибыли необходимо рассчитывать ожидаемую выручку от реализации продукции.

По действующему законодательству выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (безналичным или наличным расчетом), либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.

В процессе планирования (или составления бизнес-плана) ожидаемая прибыль определяется из расчета плановой выручки и плановой себестоимости продукции, которые, в свою очередь, определяются с учетом прогнозируемого воздействия внешних и внутренних факторов на эти величины в планируемый период.

Плановая величина прибыли не дает полного представления о финансовой устойчивости предприятия, так как отражает лишь количественный аспект доходности. Более полное отражение финансового положения фирмы в процессе планирования можно представить в виде финансовых пропорций и соотношений, отражающих качественный аспект деятельности предприятия.

К таким характеристикам относится, прежде всего, рентабельность предприятия.

1.2 Планирование рентабельности

Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Как известно, абсолютная величина прибыли еще не дает полной качественной характеристики производственной, экономической и финансовой деятельности тех или иных предприятий и фирм, компаний и корпораций. Для экономической оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные показатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов.

Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:

Ри = (Ци - Си)/ Си * 100%, где

Ри - рентабельность изделия;

Ци - рыночная цена изделия;

Си - полная себестоимость изделия.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:

Ро = П / (Фо + Ос) *100%, где

Ро - общая рентабельность производства;

П - совокупная прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;

Ос - среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.

В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм. Существует несколько десятков видов и способов расчета рентабельности, различных по задачам и содержанию используемых исходных показателей прибыли и затрат.

Определение чистой прибыли акционерных компаний путем вычета налогов из балансовой прибыли до ее распределения между акционерами по установленным дивидендам. Данный показатель характеризует главным образом эффективность распределительной политики высших менеджеров и степень доходности или рентабельности акционерного капитала.

Расчет потока наличности путем прибавления к чистой прибыли суммы амортизационных отчислений и других накоплений. Фактическая сумма потока наличности соответствует той части прибыли, которую организация оставляет в своем распоряжении. Она имеет большое значение при оценке ликвидности и доходности предприятия.

Оценка способности к самофинансированию путем вычета потока наличности распределенной прибыли. Полученная сумма прибыли используется на расширение производства и служит важным показателем финансирования капитальных вложений и инвестиционной политики организации.

Вычисление предпринимательского дохода путем прибавления к потоку наличности налога на корпорации и прочих резервных отчислений и вычитания прочих доходов от внереализационных операций. Предпринимательский доход дает более точное представление о выгодности основной деятельности фирмы, чем балансовая прибыль.

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции:

Рт = Пр / Срп *100, где

Рт - рентабельность товарооборота;

Пр - общая прибыль от реализованной продукции;

Срп - производственная себестоимость реализованной продукции.

Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. В зарубежной практике считается, что для установления продажной цены изделия необходимо к общим производственным издержкам прибавить фиксированную надбавку, или маржу, исчисляемую как доля товарооборота. Эта надбавка должна обеспечивать каждой организации не только покрытие всех издержек, но и получение нормальной прибыли или дохода. При этом, однако, следует иметь в виду, что величина этой плановой теоретически нормальной прибыли и фактически получаемая величина дохода очень редко совпадают в практической деятельности предприятий. Кроме того, устанавливаемая организацией норма прибыли очень часто определяется рыночными требованиями, а не выбирается произвольно. Тем не менее норматив рентабельности товарооборота может служить важным ориентиром как для установления нижнего предела рыночных цен, так и для планирования прибыли от реализации продукции.

Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой

Рк = Пч / К * 100%, где

Рк - рентабельность собственного капитала;

Пч - чистая прибыль от продажи продукции;

К - стоимость собственного капитала.

Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. При определении рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой:

Рф = Пб / Фо * 100%, где

Рф - рентабельность основных производственных фондов;

Пб - балансовая прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных фондов.

Рентабельность всех активов, показывающая отношение общей прибыли к стоимости экономических ресурсов компании. Данный коэффициент характеризует способность фирмы или предприятия извлекать прибыль из всех находящихся в их распоряжении совокупных активов. При расчете этого показателя в числитель можно подставлять общую прибыль, а в знаменатель - среднегодовую стоимость основного и оборотного капитала с учетом имеющихся материальных запасов и других наличных ценностей.

При планировании рентабельности отечественные предприятия, кроме рассмотренных коэффициентов, могут применять показатели активности, доходности, покрытия, оборачиваемости, ликвидности, риска, платежеспособности и другие финансовые нормативы и экономические критерии. Планирование основных финансовых показателей деятельности фирм и предприятий предполагает в свою очередь активное и творческое решение экономистом-менеджером следующих финансовых и управленческих проблем:

  • выбор показателей, необходимых для осуществления стратегических и текущих задач;
  • расчет основных финансовых показателей, характеризующих
    степень эффективности производства и состояние финансов предприятия;
  • сравнение расчетных показателей с соответствующими корпоративными, отраслевыми, национальными и мировыми их значениями в текущем, отчетном или плановом периоде и за другие годы;
  • использование полученных показателей при составлении финансовых планов предприятия и его подразделений и выборе стратегии и тактики их будущего развития.
  • Среди множества известных финансовых показателей, помимо рассмотренных значений прибыли и рентабельности, важное место при планировании финансов имеют коэффициенты ликвидности, активности и доходности.

Показатели ликвидности характеризуют финансовую способность предприятия обеспечивать за счет имеющихся денежных средств выполнение своих краткосрочных обязательств со всеми предприятиями и банками. Низкая платежеспособность организации свидетельствует о ее слабой финансовой устойчивости и невозможности проведения своевременной закупки производственных ресурсов и, как следствие, о приближающейся остановке производства. Иначе говоря, ликвидность определяет уровень качества текущих или оборотных активов предприятия и его финансовую способность покрывать свои повседневные долги. Поэтому проблема планирования ликвидности должна быть решена в процессе составления как текущих, так и долгосрочных планов развития. При определении коэффициентов ликвидности применяются два основных вида показателей: общий коэффициент покрытия и коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытия определяет соотношение текущих (оборотных) активов предприятия и его текущих (краткосрочных) обязательств. Минимально допустимая величина этого коэффициента должна быть больше 1,0, поскольку при меньшем значении фирма может быть признана неплатежеспособной. Оптимальным считается величина коэффициента в диапазоне от 2,0 до 2,5.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует соотношение между наиболее быстро ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Самая ликвидная часть активов определяется как разность между их общей величиной (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами. Допустимым нижним значением данного коэффициента признается обычно величина больше 0,2.

Показатели активности или оборачиваемости определяют степень эффективности использования предприятием экономических ресурсов. Обычно коэффициенты активности отражают соотношение между величиной продаж продукции и элементами активов. Одним из наиболее распространенных на наших предприятиях показателей активности является оборот товарно-материальных запасов. Этот коэффициент измеряет скорость прохождения материальных ценностей от закупки ресурсов до продажи готовой продукции. Рассчитывается данный показатель как отношение стоимости проданных товаров к величине товарно-материальных запасов по формуле

Коз= РП / МЗ, где

Коз - коэффициент оборота запасов;

РП - стоимость реализованной продукции;

МЗ - стоимость материальных запасов.

Показатели доходности или прибыльности выражают соотношение доходов и расходов фирмы в процессе производства и реализации продукции. В конечном счете они определяют фактическую результативность совокупной производственно-финансовой деятельности каждого предприятия на единицу затрат всех экономических ресурсов или достигнутую норму прибыли на весь капитал (основной, оборотный и человеческий).


2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Эгида»

Характеристика хозяйства

Территория общества с ограниченной ответственностью «Эгида» расположено в юго-западной части Куйбышевского района, центральная усадьба общества - село Абрамово расположено в 3 км от районного центра города Куйбышева. Областной центр город Новосибирск находится на расстояние - 370 км от хозяйства. До ближайшей железнодорожной станции город Барабинск - 25 км.

Общество имеет четыре отделения в селах Абрамово, Старо - Гребенщиково, Осинцево, Мангазерка. Между собой и центральной усадьбой отделения соединены дорогами с твердым щебеночным покрытием.

Грузоперевозки сельскохозяйственной продукции, удобрений, строительных материалов, ГСМ и т.д. осуществляются автомобильным транспортом и комплексными тракторами.

Климат резко-континентальный, зима продолжительная, снежная, холодная с частыми ветрами. Продолжительность безморозного периода 150 дней. Снежный покров достигает 40 - 50 см, поэтому наблюдается промерзания почвы, особенно на возвышенности. Весной наблюдается быстрое таяние снега и быстрое испарение, при таких природных условиях при малом количестве осадков май часто бывает засушливым, но в тоже время бывают и заморозки.

По данным метеорологических станций самым теплый месяц июнь со средней температурой + 21 градус, самый холодный месяц - январь, со средней температурой - 25 градусов.

Территория хозяйства представляет собой низменную равнину с гривами и гривообразными возвышенностями. На территории хозяйства имеются реки и озера, лес занимает 34,3% всей площади хозяйства.

В хозяйстве имеются поля, в которые входят как поля под посадку, так и под сенокосы и пастбища.

Основной вид деятельности общества: разведение крупного рогатого скота, производства молока. Вспомогательная отрасль - растениеводство: заготовка сена, сенажа, силоса, выращивание зерновых культур.

В хозяйстве имеется ремонтная мастерская, она производит капитальный ремонт тракторов Дт-75, Дт-75М, МТЗ - 80, МТЗ-82, Т-4, текущий ремонт автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования. Мастерская предназначена для условных ремонтов, а также в хозяйстве имеются трактора, сельскохозяйственные машины, автомобили которым не производиться капитальный и текущий ремонт.

Таблица 2. Размеры предприятия

Показатели2007200820092009 в % к20072008Выручка от реализации, тыс. руб.1810186661363675373Среднегодовая численность рабочих всего, чел.100111118118106Общая земельная площадь, га261012610126101100100в т. ч. сельскохозяйственных угодий171521715217152100100из них пашня336733673367100100Поголовье КРС. гол.11401357122810890В т. ч. коровы38058053414092Наличие тракторов, физ. ед.26212285105Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.74762582955741746216

Анализ финансового состояния

Анализ финансового состояния предприятия начинаем с составления сравнительного аналитического баланса. Баланс составляем на основании формы 1 «Бухгалтерский баланс» годовой формы отчетности о финансово - экономическом состоянии ООО «Эгида» Куйбышевского района Новосибирской области за 2009 год (см. Табл. 3)

Из сравнительного аналитического баланса можно получить ряд важнейших критериев финансового состояния предприятия:

üОбщая стоимость имущества предприятия = 68245 тыс. руб.

üСтоимость иммобилизованного имущества = 54803 тыс. руб.

üСтоимость мобильных (оборотных) активов = 13442 тыс. руб.

üСтоимость материально - производственных запасов = 13304 тыс. руб.

üОбъем собственного капитала предприятия = 37407 тыс. руб.

üВеличина заемных средств = 30838 тыс. руб.

üОбъем собственных средств в обороте = - 11220 тыс. руб.

Финансовое состояние ООО «Эгида» не стабильно, так как темп роста заемного капитала превышает темп роста собственного капитала.

Выводы: Из сравнительного аналитического баланса на основании рассчитанных показателей структуры, динамики и структурной динамики (соответственно графа 7, 8, 9 таблицы 1) можно сделать следующие выводы:

Наибольший удельный вес в структуре баланса занимают разделы I и III актива и пассива баланса соответственно.

В активе значительных структурных изменений коснулся раздел II «оборотные активы». Запасы сырья в конце отчетного года снизили на 1829 тыс. руб. в структуру эта статья составляет 15,78%, а статья «животные на выращивание и откорме» увеличилась на 2344 тыс. руб. и составила 16, 65%. Это можно объяснить тем, что хозяйство специализировано на разведение КРС, и с каждым годом наблюдается рост поголовья.

В структуре пассива наблюдаются изменения в разделе V «Краткосрочные обязательства» в общей структуре на начало года он составлял 4%, а на конец 36%, такие изменения произошли за счет того, что у «ООО Эгида» в течение года появились краткосрочные и долгосрочные обязательства. На начало года кредитов и займов у организации не было. Возросла кредиторская задолженность, в значительной части это задолженность с поставщиками и подрядчиками. Это говорит о том, что предприятие во время не отвечает по своим обязательствам. Но в тоже время, задолженность перед государственными внебюджетными фондами (отчисления в пенсионный фонд) к концу года снизилась на 199 тыс. руб.

Показатели структурной динамики позволяют сделать выводы о том, какие разделы и статьи в большей степени повлияли на увеличение валюты баланса. Увеличение произошло за счет привлечения кредитов и займов на долгосрочный и краткосрочный период и составило 29872 тыс. руб.

Анализ бухгалтерской прибыли.

Анализ бухгалтерской прибыли включает в себя:

1.Изучение изменений каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным. (Горизонтальный анализ).

2.структурный анализ соответствующих статей. (Вертикальный анализ).

.Изучение динамики изменения показателей за ряд лет. (Трендовый анализ).

.Исследование влияния отдельных факторов на прибыль. (Факторный анализ).

Для анализа бухгалтерской прибыли формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой формы отчетности о финансово - экономическом состоянии ООО «Эгида» Куйбышевского района Новосибирской области за 2006 год используем горизонтально - вертикальный метод. (см. Табл.4)

Оценим динамику следующих показателей:

üТемп прироста прибыли ТП

1 - П0) / П0 * 100

(401 - 1155) / 1155*100 = - 65, 28%.

üТемп прироста выручи от реализации Тр

1 - Р0) / Р0 *100

(13636 - 18666) / 18666*100 = - 26,95%

üТемп прироста имущества Ти

1 - И0) / И0 *100

(68245 - 38373) / 38373 * 100 = 77, 85%.

Прибыль в отчетном году снизилась на 65,28%, а валюта баланса увеличилась на 77,85%. Увеличение произошло за счет привлечения дополнительных средств, а именно у предприятия кредиторская задолженность. Заемные средства были потрачены на приобретение основных средств.

Таблицы 2. Горизонтально-вертикальный анализ формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»

ПоказательПредыдущий годОтчетный годИзменениеТыс. руб.В % к выручкеТыс. руб.В % к выручкеАбсолютноеОтносительноеВыручка от продаж1866610013636100-50300Себестоимость проданных товаров1769194,781351099,08-41814,30Валовая прибыль9755,221260,92-849-4,30Прибыль от продаж9755,221260,92-849-4,30Прочие доходы2541,362962,17420,81Прибыль (убыток) до налогообложения12296,584223,09-807-3,49Налог на прибыль740,40210,15-53-0,24Чистая прибыль11556,194012,94-754-3,25

Вывод: Проанализировав бухгалтерскую прибыль ООО «Эгида», можно сделать вывод о том, что у общества значительно снизился размер прибыли.

Таблица 3. Основных экономические показатели ООО «Эгида»

Показатель Годы200720082009Планируемый годВыручка от реализации1810186661363614000Себестоимость с/х продукции1646160211351011720Прибыль от продаж112975126740Прибыль до налогообложения1651229422660Чистая прибыль1651155401640Рентабельность производства, %9,9616,50,9310

В рассматриваемом предприятии очень низкий уровень рентабельности. На рубль вложенных затрат только в 2008 г. мы получили максимальный размер прибыли 16,5 коп. Пока убытка нет, но при таких темпах снижения производить продукцию будет не целесообразно. Мы будем тратить больше чем получать прибыли, а может быть и не только не получим прибыль, но и не сможем покрыть затраты.

Выводы

Прибыль и уровень рентабельности относятся к основным экономическим показателям производственно - финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия.

В настоящее время анализ и планирование этих показателей имеет очень большое значение, как для отдельного предприятия, так и для народного хозяйства в целом.

При планировании прибыли используют разнообразные способы и приемы, наиболее распространены метод прямого счета, если у организации не большой ассортимент выпускаемой продукции, и аналитический - более точный, но он трудоемок.

В процессе планирования (или составления бизнес-плана) ожидаемая прибыль определяется из расчета плановой выручки и плановой себестоимости продукции, которые, в свою очередь, определяются с учетом прогнозируемого воздействия внешних и внутренних факторов на эти величины в планируемый период.

Плановая величина прибыли не дает полного представления о финансовой устойчивости предприятия, так как отражает лишь количественный аспект доходности. Более полное отражение финансового положения фирмы в процессе планирования можно представить в виде финансовых пропорций и соотношений, отражающих качественный аспект деятельности предприятия.

К таким характеристикам относится, прежде всего, рентабельность предприятия. Уровень рентабельности показывает, сколько копеек прибыли, мы получим на 1 рубль затрат.

Общество с ограниченной ответственностью «Эгида» не является убыточным, но его финансовое положение не стабильно.

Для увеличения размера чистой прибыли и уровня рентабельности в рассматриваемом предприятии необходимо снизить себестоимость производимой продукции, это можно достичь внедрением новых технологий. В растениеводстве целесообразно ввести систему экономии ГСМ.

В обществе преобладают корма собственного производства, это уменьшает затраты на покупку кормов, но в тоже время продукцию на предприятии не перерабатывают, а это дополнительные затраты на транспортировку.

Молоко предприятие реализует по цене 9,50 руб. за литр (см. Приложение), чтоб увеличить выручку от реализации, можно попытаться найти либо покупателя с закупочной ценой выше действующей, либо переработчика расположенного ближе к рассматриваемому хозяйству.

На размер чистой прибыли большое влияние оказывает размер налоговых выплат. При определенных условиях предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения.

Прибыль - основной показатель эффективной работы того или иного предприятия. Увеличение этого показателя экономической эффективности невозможно без подробного анализа все работы организации, способы увеличения уровня рентабельности и размера чистой прибыли есть, но воплотить их в реальных условиях рыночной экономики практически невозможно без финансовой поддержки государства.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!