Особенности формирования дивидендной политики в условиях российской экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,76 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования дивидендной политики в условиях российской экономики

Содержание

Введение

1. Формирование и распределение прибыли предприятия

1.1 Экономическая сущность прибыли, факторы, влияющие на ее формирование

1.2 Виды прибыли, направления ее распределения и использования

2. Дивидендная политика предприятия

2.1 Теории дивидендной политики предприятия

2.2 Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия. Формы выплаты дивидендов

2.3 Особенности формирования дивидендной политики в условиях Российской экономики

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Предметом исследования данной работы является процесс распределения прибыли на предприятии. Актуальность данного вопроса очевидна, поскольку уровень будущего развития компании, его рыночной стоимости во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между капитализируемой и потребляемой прибылью.

Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, оставшаяся часть реинвестируется в активы предприятия. Реинвестированная часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности предприятия и это - наиболее приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, расширяющего свою деятельность. В частности, в этом состоит одна из причин ее широкого распространения. Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, которые имеют место при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля за деятельностью предприятия, поскольку в этом случае количество акционеров практически не меняется.

Одной из основных составляющих распределения прибыли является выработка дивидендной политики предприятия. И здесь с теоретической позиции ее выбор предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина? В данной работе мы будем рассматривать основные факторы, которые должен учитывать финансовый управляющий при принятии решения о том, какая часть прибыли должна быть выплачена акционерам в форме дивидендов, а также альтернативы их распределения.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. В условиях рыночной экономики основа экономического развития - прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источники его жизнедеятельности. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

Чтобы обеспечить высокую экономическую эффективность производства, нужна государственная экономическая политика, которая содействовала бы формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности и ориентировало предприятие на максимальное получение прибыли (доходов).

Так как, именно государство определяет успешное функционирование предприятия, то проблемы прибыли и рентабельности в настоящее время очень актуальны.

дивидендная политика прибыль

1. Формирование и распределение прибыли предприятия

1.1 Экономическая сущность прибыли, факторы, влияющие на ее формирование

Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой. К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю - как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом. В неоклассической теории прибыль объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли. В зависимости от положения организации на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, то есть такого ее объема, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие ее производства в условиях конкуренции, в краткосрочном - достижение необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды - обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.

Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции, при этом отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение.

Распределение прибыли представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предприятия. Характер распределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена следующими основными положениями:

Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной деятельности предприятия, объемы которой определяются возможностями формирования финансовых ресурсов, в первую очередь, за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль является основным из этих внутренних источников.

В процессе формирования политики распределения прибыли предприятия обеспечивается ее использование по следующим основным направлениям (Приложение 1).

Исходя из основной цели, в процессе формирования политики распределения прибыли предприятия решаются следующие задачи:

обеспечение получения собственниками необходимой нормы прибыли на инвестированный капитал;

обеспечение приоритетных целей стратегического развития предприятия за счет капитализируемой части прибыли;

обеспечение стимулирования трудовой активности и дополнительной социальной защиты персонала;

обеспечение формирования в необходимых размерах резервного и других фондов предприятия.

Факторы, влияющие на распределение прибыли

По характеру возникновения все факторы, можно разделить на две основные группы:

а) внешние (генерируемые внешними условиями деятельности предприятия);

б) внутренние (генерируемые особенностями хозяйственной деятельности данного предприятия (их основной состав приведен на рисунке 2).

Внешние факторы рассматриваются как своего рода ограничительные условия, определяющие границы формирования пропорций распределения прибыли. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Правовые ограничения. Законодательные нормы определяют общие финансовые и процедурные вопросы, связанные с распределением прибыли. Они формируют приоритетность отдельных направлений ее использования (налоговых и других отчислений), устанавливают нормативные параметры этого использования (ставки налогов, сборов и других обязательных отчислений за счет прибыли; ставки минимальных отчислений в резервный фонд и т.п.).

Налоговая система. Конкретные ставки отдельных налогов и система налоговых льгот существенным образом влияет на пропорции распределения прибыли. Если уровень налогообложения личных доходов граждан значительно ниже уровня налогообложения хозяйственной деятельности и имущества предприятия, это создает предпосылки к повышению доли потребления капитала. И наоборот, если налоговая система предусматривает льготы по реинвестированию прибыли. По ее направлению на благотворительные и иные цели, это создает предпосылки стимулирования таких форм использования прибыли.

Рисунок 1. Система основных факторов, влияющих на распределение прибыли предприятия.

Темп инфляции. Этот фактор генерирует риск обесценения будущих доходов, формируя склонность собственников к росту текущих их выплат. Однако если предприятие выпускает инфляционно защищенную продукцию (а цены на отдельные виды продукции, как показывает опыт, могут и значительно опережать темпы инфляции) или его инвестиционные проекты обеспечивают высокий уровень материализации капитала, то негативным влиянием этого фактора на реально обусловленные пропорции распределения прибыли можно пренебречь. Главным условие при этом является выплата текущих доходов собственникам в предстоящих периодах с учетом их корректировки на индекс инфляции по отношению к предшествующему периоду.

Стадия конъюнктуры товарного рынка. В период подъема конъюнктуры рынка, на котором предприятие реализует свою продукцию, эффективность капитализации прибыли в процессе ее распределения возрастает. Действие этого благоприятного фактора позволяет получить в предстоящем периоде гораздо большую норму прибыли на реинвестируемый капитал, чем в предшествующие периоды.

"Прозрачность" фондового рынка. Возможность быстрого использования акционерами информации о характере распределения прибыли и уровне выплачиваемых дивидендов на акцию позволяет им оперативно принимать решения о реинвестировании капитала (при снижении уровня дивидендных выплат) или приобретении дополнительного числа акций (при повышении уровня дивидендных выплат). Поэтому в условиях высокой "прозрачности" фондового рынка необходимо учитывать последствия управленческих решений о распределении прибыли, их влияние на изменение реальной стоимости и рыночной котировки акций. При отсутствии такой "прозрачности" влияние этого фактора проявляется в меньшей степени и со значительным "лагом запаздывания".

Среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал. Характер этого показателя формирует эффективность пропорций потребления и реинвестирования прибыли, являясь своеобразным критерием управленческих решений по этому вопросу. В условиях снижения среднерыночного уровня прибыли на капитал возрастают тенденции повышения доли прибыли, направляемой на потребление. В то же время рост этого показателя создает предпосылки к более эффективному использованию реинвестируемого капитала, т.е. повышение доли капитализируемой части прибыли.

Альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов.

Если предприятие имеет возможность привлекать финансовые ресурсы из внешних источников на условиях более низкой стоимости, чем средневзвешенная стоимость его капитала, оно может больший размер прибыли распределять среди собственников и персонала, так как его инвестиционные потребности будут удовлетворяться за счет более дешевых альтернативных внешних источников финансирования. Если же доступ предприятия к внешним источникам формирования капитала ограничен, или если стоимость его привлечения значительно превышает уровень средневзвешенной стоимости капитала, сложившийся на предприятии, более эффективным будет использование прибыли в инвестиционных целях.

Внутренние факторы оказывают решающее воздействие на пропорции распределения прибыли, так как позволяют формировать их применительно к конкретным условиям и результатам хозяйствования данного предприятия. К числу важнейших из этих факторов относятся:

Менталитет собственников предприятия. Это один из важных показателей формирующих конкретный тип политики распределения прибыли предприятия (его дивидендной политики). Если собственники (акционеры) нуждаются в постоянном притоке текущих доходов или не приемлют риски, связанные с длительным ожиданием этих доходов в будущем периоде, они будут настаивать на обеспечении высокой доли потребляемой прибыли в процессе ее распределения (если их менталитет не будет учтен, они реинвестируют свой капитал в другие предприятия с более приемлемой для них дивидендной политикой). В то же время, если собственники не нуждаются в высоких текущих доходах и предпочитают еще более высокий уровень этих доходов в предстоящем периоде за счет реинвестирования капитала, доля капитализируемой части прибыли будет возрастать (если их менталитет не будет удовлетворен, они также будут вынуждены реинвестировать свой капитал в другие предприятия с соответствующей дивидендной политикой).

Уровень рентабельности деятельности. Этот показатель оказывает существенное влияние на свободу формирования пропорций распределения прибыли. При низком уровне рентабельности хозяйственной деятельности (а соответственно и меньшей сумме распределяемой прибыли) свобода формирования пропорций ее распределения существенно ограничена. Это связано с тем, что определенная часть прибыли "связана" контрактными обязательствами с собственниками (уровень дивидендных выплат по привилегированным акциям) с персоналом (формы социальной защиты) или обусловлена правовыми нормами (формирование резервного фонда). Поэтому остающаяся часть распределяемой прибыли на пропорции ее использования в этих условиях существенно влиять не будет.

Инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов. Если в портфеле предприятия имеются готовые проекты, внутренняя ставка доходности по которым значительно превышает средневзвешенную стоимость капитала, и такие проекты, могут быть реализованы в относительно короткий период, доля капитализируемой прибыли (при прочих равных условиях должна возрастет).

Стадия жизненного цикла предприятия. На ранних стадиях своего жизненного цикла предприятия вынуждены больше средств инвестировать в свое развитие, ограничивая размеры выплат собственникам. В то же время предприятия в стадии зрелости ведут не столь активную деятельность в сфере реального инвестирования, имеют возможность привлекать необходимые им кредитные ресурсы на более выгодных условиях, а следовательно могут обеспечить более высокие размеры выплат.

Если потребность в инвестиционных ресурсах, обеспечивающих прирост намеченных объемов операционной деятельности, может быть удовлетворена за счет альтернативных внутренних источников их формирования (амортизационных отчислений, реализации неиспользуемых машин ин оборудования, продажи финансовых активов при их низкой инвестиционной отдаче и т.п.), то возможности использования прибыли на цели потребления существенно расширяются. И наоборот - если прибыль является преимущественным внутренним источником формирования финансовых ресурсов, обеспечивающих развитие предприятия, доля капитализируемой ее части в процессе распределения должна возрастать (особенно в условиях низкого доступа к внешним источникам финансирования).

Необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и проектов. Ряд ранее начатых инвестиционных программ и проектов, связанных с региональной или товарной диверсификацией хозяйственной деятельности, переходом на новые технологии, обновлением состава операционных основных фондов и другими направлениями стратегического развития предприятия, могут требовать ускоренного завершения в условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся конъюнктуры рынка и т.п. При недостатке инвестиционных ресурсов для ускорения завершения их реализации, следует отказаться от высокого уровня потребления прибыли в пользу ее капитализации.

Принципы распределения прибыли и факторы, его обуславливающие, позволяют сформировать на предприятии конкретный тип политики распределения прибыли (дивидендной политики), в наибольшей степени удовлетворяющей цели и учитывающий возможности развития предприятия в предстоящем периоде.

1.2 Виды прибыли, направления ее распределения и использования

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель.

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и в конечном счете повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

2. Дивидендная политика предприятия

2.1 Теории дивидендной политики предприятия

Понятие "дивидендная политика" (dividend policy) по известным причинам пришло в Россию в первой половине 90-х гг. прошлого века вместе с основополагающими элементами теории финансового менеджмента из экономической науки США. Именно в этой стране произошло формирование и развитие данной категории, начало которому положило исследование Д. Линтнера, опубликованное в 1956 г. Оно касалось дивидендных выплат 28 американских компаний за период с 1947 по 1953 г. Его результатом стало выявление закономерности, согласно которой исследуемые предприятия на выплату дивидендов направляли относительно постоянную долю прибыли. Д. Линтнер поставил в числе прочих актуальный до сих пор вопрос о том, что влияет на выбор менеджерами корпорации размера, формы и периодичности дивидендных выплат. Даже через полвека данный вопрос сохраняет остроту, что объясняется значительным количеством факторов, обусловливающих выбор параметров дивидендной политики, а также зачастую их стохастическим влиянием на нее и, следовательно, на рыночную капитализацию компании. Последнее обстоятельство ставит под сомнение широкое использование российскими акционерными обществами такого резерва повышения своей инвестиционной привлекательности, как политика дивидендных выплат.

Сформировать успешную дивидендную политику без углубленного изучения факторов, влияющих на нее, можно только в том случае, если компания будет придерживаться благоприятных тенденций в этой сфере, складывающихся на протяжении длительного периода в той или иной стране. Например, в США с 1978 по 1999 гг. доля эмитентов акций, практикующих выплату дивидендов, непрерывно снижалась с 66,5 до 20,5%. Поэтому отказ некоторых американских корпораций (таких, как Microsoft, которая лишь в 2003 г. впервые за 27 лет своего существования распределила часть прибыли в виде дивидендов) от соответствующих выплат не оказывал существенного отрицательного влияния на их рыночную капитализацию.

С теоретической позиции выбор дивидендной политики предполагает решение двух ключевых вопросов: влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров, если да, то какова должна быть оптимальная их величина?

Существуют два различных подхода в теории дивидендной политики.

"Теория начисления дивидендов по остаточному принципу (Residual Theory of Dividends).

Смысл данной теории в том, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, поэтому оптимальная стратегия в дивидендной политике заключается в том, чтобы дивиденды начислялись после того, как проанализированы все возможности для эффективного реинвестирования прибыли. Таким образом, дивиденды выплачиваются только в том случае, если профинансированы за счет прибыли все приемлемые инвестиционные проекты, т.е. если всю прибыль целесообразно использовать для реинвестирования, дивиденды не выплачиваются совсем, напротив, если у предприятия нет приемлемых инвестиционных проектов, прибыль в полном объеме направляется на выплату дивидендов.

*Пример:

Предприятие Х имеет возможность инвестировать средства в следующие проекты:

Таблица 1.

ПроектРасходы, связанные с инвестированием, руб. Прибыльность проекта, %. А70 18Б10017В13016Г5015Д10014

Цена капитала компании - 16%, оптимальное количество заемного капитала на инвестиционную деятельность - 30%, чистый годовой доход - 350.000 руб.

В данном случае предприятие, скорее всего, инвестирует свою полученную прибыль в проекты: A, Б, В, так как их прибыльность >=16%, для этого потребуется 300.000 руб. Причем, 90.000 руб. поступят в качестве заемных средств, Т.о. Средства оставшиеся на выплату дивидендов составят {350.000- (300.000-90.000) }=140.000 руб.

Основные теоретические разработки в рамках этой теории были выполнены Франко Модильяни и Мертоном Миллером в 1961 г. Они выдвинули идею о существовании так называемого "эффекта клиентуры, согласно которой акционеры в большей степени предпочитают стабильность дивидендной политики, чем получение каких-то экстраординарных доходов. Кроме того, они считают, что дисконтированная цена обыкновенных акций после финансирования за счет прибыли всех приемлемых проектов плюс, полученные по остаточному принципу дивиденды в сумме эквивалентны цене акций до распределения прибыли. Иными словами, сумма выплаченных дивидендов примерно равна расходам, которые в этом случае необходимо понести для изыскания дополнительных источников финансирования. Модильяни и Миллер все же признают определенное влияние дивидендной политики на цену акционерного капитала, но объясняют его не собственно влиянием величины дивидендов, а информационным эффектом - информация о дивидендах, в частности об их росте, провоцирует акционеров на повышение цены акций. Основной вывод этих ученых - дивидендная политика не нужна.

Недостатком данной теории является то, что ученые задали некоторые исходные параметры (отсутствие влияния налогов, отсутствие расходов по дополнительному выпуску акций и др.), носящие искусственный характер. А так же признавали незначительными риски связанные с процессом инвестирования прибыли.

Теория "синицы в руках" М. Гордона и Д. Линтнера

Оппоненты вышеописанной теории считают, что дивидендная политика влияет на величину совокупного богатства акционеров. Основным идеологом второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон. Основной его аргумент выражается крылатой фразой "Лучше синица в руке, чем журавль в небе и состоит в том, что инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и возможному приросту акционерного капитала. Кроме того, текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в предприятие; тем самым их удовлетворяет меньшая норма дохода на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной оценки акционерного капитала. Напротив, если дивиденды не выплачиваются, неопределенность возрастает, возрастает и приемлемая для акционеров норма дохода, что приводит к снижению рыночной оценки акционерного капитала.

Можно сказать, что второй подход является более распространенным. Вместе с тем признается и тот факт, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего из присущих ему особенностей. Можно выделить две основополагающие инвариантные задачи, решаемые в процессе выбора оптимальной дивидендной политики. Они взаимосвязаны и заключаются в обеспечении:

максимизации совокупного достояния акционеров;

достаточного финансирования деятельности предприятия. Эти задачи ставятся во главу угла при рассмотрении всех основных элементов дивидендной политики: источников дивидендов, порядка их выплаты, видов дивидендных выплат и др.

Прежде всего, следует провести систематизацию факторов дивидендной политики, разделив их по месту возникновения на внешние и внутренние. К внешним можно отнести следующие группы факторов: требования законодательства; требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств акционерного общества; макроэкономические факторы. К внутренним - группы субъективных и объективных внутрифирменных факторов.

2.2 Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия. Формы выплаты дивидендов

Согласно Российскому законодательству источниками дивидендных выплат могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используется для выплат дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибили или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределение чистой прибыли текущего периода.

Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не исключена такая ситуация, когда предприятие может отработать с убытком. Принятие решений о размере дивидендов в любом случае является непростой задачей. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные варианты дивидендных выплат. Различают внешние и внутренние факторы, определяющие дивидендную политику предприятия.

Внешние факторы

Факторы первой группы объективны, поскольку влияют на все предприятия, либо на строго определенную их категорию. Эти факторы можно разделить на две подгруппы: к первой относятся условия, при которых дивиденды могут быть объявлены, ко второй - требования, регламентирующие источники, форму и процедуру их выплаты.

В России источником таких ограничений является Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ. Согласно указанному нормативному акту акционерное общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если выполняется одно из следующих условий:

) не произведена полная оплата уставного капитала предприятия;

) не выкуплены акции, которые акционерное общество обязалось выкупить у акционеров по их требованию;

) если на день принятия решения о выплате дивидендов компания отвечает признакам банкротства или данные признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

) если на день принятия такого решения стоимость чистых активов меньше уставного капитала, резервного фонда и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера после выплаты дивидендов. Тем самым объявление дивидендов запрещено, если выполняется либо в результате выплаты будет выполняться следующее неравенство:

СЧА < УК + РФ + (Рл - Рн), (1),

где СЧА - стоимость чистых активов акционерного общества;

УК - уставный капитал акционерного общества;

РФ - резервный фонд акционерного общества;

Рл - ликвидационная стоимость привилегированных акций;

Рн - номинальная стоимость привилегированных акций.

Помимо перечисленных выше условий запрещено объявлять дивиденды:

) по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивиденда по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, размер дивиденда по которым оговорен в уставе общества;

) по привилегированным акциям определенного типа, по которым размер дивиденда определен уставом общества, если не принято решение о полной выплате дивидендов (в том числе о полной выплате всех накопленных дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям) по всем типам привилегированных акций, предоставляющим преимущество в очередности получения дивидендов.

Несложно заметить, что требования, ограничивающие способность компании объявлять дивиденды, в основном касаются платежеспособности и финансовой устойчивости. Таким способом законодательство уравновешивает преимущества владельцев обыкновенных акций, которыми они обладают, перед кредиторами и владельцами привилегированных акций при распределении прибыли и препятствует умышленному или непреднамеренному уменьшению минимальных размеров имущества предприятия, гарантирующего интересы последних.

В силу того что между принятием решения о выплате (общим собранием акционеров) и выплатой дивидендов может пройти до 60 дней, некоторые ограничения на объявление дивидендов дублируются ограничениями на их выплату. По всей видимости, законодатель, вводя последние, исходил из возможности ухудшения финансового состояния эмитента в период между объявлением и выплатой дивидендов.

Так, на день выплаты дивидендов эмитент не должен иметь признаков банкротства, и они не должны появиться как следствие выплаты. Признаки банкротства для отдельных категорий предприятий сформулированы в соответствующих нормативных актах.

Внутренние факторы

Руководство акционерного общества представляет себе потребности собственников относительно ставки дивидендов. Факторы данной группы субъективны, так как связаны прежде всего с мнением менеджеров. Первым фактором следует считать состав акционеров предприятия. Так, если большая часть акций сосредоточена в руках миноритарных акционеров и (или) институциональных инвесторов, то наиболее вероятно, что менеджмент будет ориентироваться на выплату высоких дивидендов. Если же предприятие контролирует небольшая группа физических лиц, занимающих в нем руководящие посты, то наиболее вероятен сценарий отказа от значительных дивидендных выплат в пользу реинвестирования прибыли.

Вторым фактором этой группы можно считать мнение руководства о прочности своего положения во главе акционерного общества. В случае если менеджеры видят высокую вероятность недружественного поглощения своей компании другим акционерным обществом, то вполне возможен вариант, когда руководство поставит свои групповые интересы над интересами остальных собственников и постарается снизить инвестиционную привлекательность предприятия, воздерживаясь от распределения прибыли в виде дивидендов.

В пятую группу также входят внутрифирменные факторы, однако в отличие от предыдущей группы механизм их воздействия на дивидендную политику более прозрачен. Первым выступает наличие инвестиционных возможностей. Если руководство предприятия имеет возможность вложить средства в инвестиционный проект, ожидаемая доходность которого превышает рентабельность активов предприятия, а риск сопоставим, при этом финансирование за счет нераспределенной прибыли будет дешевле, чем за счет других источников, то совет директоров снизит дивидендные выплаты в пользу реинвестирования прибыли.

Структура капитала акционерного общества, на наш взгляд, наиболее важный фактор в данной группе по двум причинам: во-первых, его воздействие на показатели дивидендной политики можно оценить количественно; во-вторых, он относительно легко поддается регулированию со стороны менеджмента.

Механизм реализации влияния структуры капитала корпорации на ее политику дивидендных выплат разработан американскими учеными Ченгом Ф. Ли и Джозефом И. Финнерти при детализации расчета чистой прибыли в расчете на одну акцию. Данный показатель наряду с размером дивиденда, приходящегося на одну акцию, доходностью акции и отношением выплаченных дивидендов к чистой прибыли, выступает одной из главных характеристик дивидендной политики, а также применяется при расчете коэффициента ценности акции (отношения рыночной стоимости обыкновенной акции к чистой прибыли, приходящейся на нее). Структуру капитала акционерного общества, в свою очередь, отражает коэффициент "квоты собственника", составляющий отношение долговых обязательств корпорации к ее акционерному капиталу. В российской практике он более известен как коэффициент финансовой активности. Показатель характеризует степень зависимости предприятия от заемных источников финансирования:

der = D/ (A - D) = D/S, (2),

где der - коэффициент квоты собственника;

D - долговые обязательства предприятия;

A - стоимость активов предприятия;

S - акционерный капитал предприятия.

В вышеприведенном виде коэффициент позволяет проиллюстрировать влияние структуры капитала акционерного общества на его дивидендную политику, но для количественной оценки этого влияния в формулу (2) следует внести изменение. В знаменателе отношения D/S, на наш взгляд, совокупный акционерный капитал следует уменьшить на ту его часть, которая сформирована за счет эмиссии привилегированных акций. Причиной тому является специфика привилегированных акций.

Другой точки зрения на привилегированные акции в большинстве своем придерживаются теоретики и практики финансового менеджмента в странах с развитой рыночной экономикой. Согласно ей эта ценная бумага представляет собой смешанный или гибридный тип - акцию по форме, которая по содержанию подобна долгосрочному долговому обязательству. Некоторое сходство с облигациями заключается в том, что привилегированная акция с высокой вероятностью будет генерировать периодические дивидендные выплаты. Теоретически руководство акционерного общества может иногда отказываться от этих выплат, но на практике чаще всего предпочитает этого не делать из-за возможных негативных для него последствий, связанных с получением в этом случае дополнительных прав владельцами привилегированных акций.

Таким образом, нельзя говорить, что привилегированные акции способствуют уменьшению плеча финансового рычага, но и достаточных оснований для отнесения их к долговым обязательствам нет. Поэтому коэффициенту "квоты собственника", по крайней мере, при анализе дивидендной политики следует придать следующий вид:

derm=D/ (A-D-Sp) =D/Sc1, (3),

где - модифицированный коэффициент квоты собственника;

Sp - часть акционерного капитала, образованная привилегированными акциями;

Sc - часть акционерного капитала, образованная обыкновенными акциями.

Принимая во внимание то, что из коэффициента "квоты собственника" исключено влияние привилегированных акций, для дальнейшей иллюстрации связи дивидендной политики акционерного общества со структурой его капитала воспользуемся формулой чистой прибыли за вычетом сумм дивидендов по привилегированным акциям, начисленных за отчетный период.

Общество вправе выплачивать дивиденды по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года.

Необходимо особенно подчеркнуть, что выплата дивидендов является правом, а не обязанностью общества. Это подтверждает и многочисленная практика, обобщенная в Постановлении Пленума ВАС РФ N 19 от 18.11.2003.

На отсутствие обязанности по выплате дивидендов ссылаются суды и в случае попытки признания недействительным решения совета директоров, рекомендовавших не начислять дивиденды.

Как следует из определения, дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли, определяемой по данным бухгалтерского учета. В то же время дивиденды по привилегированным акциям могут выплачиваться из специально сформированных для этих целей фондов. В этом проявляется одно из преимуществ для владельцев привилегированных акций - в периоде, за который общество выплачивает дивиденды, оно может и не получить прибыли, а то и быть убыточным.

Решение о распределении прибыли путем выплаты (объявления) дивидендов, принимается общим собранием акционеров. Вопрос о распределении прибыли по итогам года должен быть рассмотрен на годовом общем собрании акционеров в силу прямого указания закона (пп.11 п.1 ст.48 Закона). На внеочередные собрания обязательность рассмотрения вопроса о дивидендах не распространяется, а значит и регулирование процесса принятия решений, связанных с выплатой дивидендов по итогам года и по итогам кварталов, будет отличаться.

Процедура принятия решения о распределении прибыли начинается с рассмотрения этого вопроса советом директоров общества, поскольку именно он формирует повестку дня общего собрания акционеров. Предложение о внесении в повестку дня того или иного вопроса вправе внести наиболее заинтересованные стороны, которыми являются акционер (акционеры), обладающий не менее, чем 2 процентами голосующих акций общества, и совет директоров. Акционеры, как правило, заинтересованы в регулярных дивидендах, а совет директоров - в реинвестировании полученной прибыли в общество.

В повестку дня годового общего собрания вопрос о выплате дивидендов вносится советом директоров, поскольку об обязательности рассмотрения этого вопроса говорит закон, акционерам нет необходимости дублировать императивную норму, путем направления своих предложений в совет директоров. Акционеры вправе ограничиться предложением по размеру и форме выплаты дивидендов.

Акционеры вправе инициировать вопрос об объявлении дивидендов на внеочередном общем собрании, предложив распределить прибыль полученную обществом по итогам трех, шести или девяти месяцев.

Совет директоров, анализируя финансовые результаты деятельности Общества за определенный период, рассматривает вопрос о возможности выплаты дивидендов. Следует обратить внимание, что законом установлен ряд ограничений на принятие этого решения.

Так, Общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям всех категорий и типов в следующих случаях:

§до полной оплаты всего уставного капитала общества;

§до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 76 Закона (например, при реорганизации общества или внесении изменений в устав Общества ограничивающих их права, если они голосовали против или не принимали участие в голосовании);

§если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;

§если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения.

Ограничения на принятие решений по выплате дивидендов накладывает категория и тип эмитированных обществом акций, решение о выплате дивидендов по одни акциям может быть принято только после принятия решения по другим. Выстраивается определенная иерархия среди акций. Согласно ст.43 Закона, первоначально должно быть принято решение о выплате дивидендов по тем типам привилегированных акций, которые предоставляют преимущество очередности получения дивидендов перед другими привилегированными акциями. Затем принимается решение о выплате дивидендов по привилегированным акциям размер по которым определен. В последнюю очередь принимается решение о выплате дивидендов по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен.

Если наличие вышеназванных ограничений будет установлено перед годовым общим собранием, совет директоров обязан рекомендовать Общему собранию не распределять прибыль, указав на конкретные обстоятельства, препятствующие этому. Представляется, что аналогично следует поступить и при установлении ограничений и при подготовке к внеочередному общему собранию, если вопрос о распределении прибыли предложил в повестку для внеочередного общего собрания акционер, имеющий на это право.

Если вопрос поднят советом директоров перед внеочередным общим собранием, то выявленные ограничения станут основанием для невключения вопроса о дивидендах в повестку дня внеочередного общего собрания

2.3 Особенности формирования дивидендной политики в условиях Российской экономики

Политика распределения доходов акционерных компаний отражает реальные мотивы экономического поведения их собственников и менеджеров. Существующие сегодня стандарты лучшей практики корпоративного управления, защищающие интересы инвесторов (раскрытие информации, распыленная собственность, отделение собственности от управления), призваны способствовать привлечению дешевых финансовых ресурсов и росту компаний. Торгуемые компании вынуждены демонстрировать позитивную динамику краткосрочных финансово-экономических результатов, чтобы поддерживать курсовую стоимость своих бумаг и привлекать новых инвесторов. Таким образом, распыление собственности ведет к ориентации акционеров на краткосрочные решения. В условиях плохой защиты прав собственности и институциональной неопределенности российской экономики ситуация осложняется оппортунизмом менеджеров и крупных акционеров. При отсутствии реальных механизмов мотивации на долгосрочное развитие бизнеса возникает возможность финансировать проекты за счет дорогих заемных средств, а прибыль выводить за пределы страны. Сохраняется интерес к переводу корпоративных доходов в личную собственность, к неэффективному использованию не только прибыли, но и заемных средств, существуют и законодательные возможности для этого. Несовершенство институтов и рыночной информации порождает ложные стимулы и негативные экстерналии.

Далеко не всегда высокие дивиденды отражают стабильное финансовое положение компании. Например, "АвтоВАЗ", отечественный автомобильный гигант, конкурентоспособность которого на внутреннем рынке искусственно поддерживается государством путем введения высоких таможенных пошлин на иномарки, проводит странную с точки зрения экономики дивидендную политику. В предкризисный 2007 г. совет директоров "АвтоВАЗа" принял решение рекомендовать общему собранию акционеров выплатить дивиденды на одну акцию в 2,8 раза больше, чем в 2006 г., при росте чистой прибыли на 57,3% и серьезных трудностях со сбытом. Только по итогам 2010 г. было принято решение не назначать дивиденды: убыток компании по российским стандартам бухучета (РСБУ) составил 6,68 млрд руб.

При отмеченном за годы роста многими экспертами улучшении корпоративных практик российских компаний ситуация с дивидендными выплатами оставалась далекой от совершенства.

Непрозрачность и незначительное число компаний, регулярно выплачивающих дивиденды, не позволяют развивать отечественные эмпирические исследования в этом направлении. В то же время нам представляется важным для создания стимулов к повышению эффективности отечественного бизнеса и его долгосрочного развития попытаться дать ответы на следующие вопросы: кто в России платит дивиденды? Однородна ли сегодняшняя дивидендная политика в российском корпоративном секторе и чьим интересам она отвечает? Какие факторы определяют дивидендную политику? Сказалось ли снижение совокупного спроса на дивидендах российских компаний? Удалось ли за годы роста создать механизмы, формирующие стимулы к инвестициям и развитию компаний на долгосрочной основе?

Детерминанты дивидендной политики Согласно теореме Ф. Модильяни и М. Миллера, в условиях совершенного рынка капитала и совершенной информации стоимость корпорации не зависит от дивидендной политики. Компания, не выплачивающая дивиденды, реинвестирует средства в развитие бизнеса, информация об условиях осуществления инвестиций полностью доступна всем участникам рынка, которые справедливо оценивают акции фирмы в соответствии с уровнем риска и ожидаемой доходностью осуществляемых проектов. Если компания способна инвестировать средства в проекты с положительной чистой приведенной стоимостью (NPV), она обязательно осуществляет инвестиции независимо от дивидендов. Если дивиденды выплачены, а свободных денежных средств недостаточно, то в условиях совершенного рынка капитала компания свободно привлекает недостающие средства без каких-либо дополнительных издержек. Однако в условиях реального мира с ненулевыми трансакционными издержками и налоговыми ставками, асимметрией информации, поведенческими эффектами возникает сложная взаимосвязь стоимости компании и проводимой ею дивидендной политики. Существует несколько теорий, предлагающих свои объяснения этой взаимосвязи.

Поведенческая теория описывает последствия психологических эффектов при принятии решений инвесторами в условиях неполной информации о реализуемых проектах. Неприятие риска приводит к тому, что инвесторы предпочитают выплату дивидендов росту капитализации, даже при наличии хороших возможностей роста. Теория обслуживания предполагает, что менеджмент корпорации изменяет дивидендную политику в зависимости от изменения предпочтений инвесторов в отношении компаний, выплачивающих дивиденды, и компаний, которые не выплачивают дивиденды. Клиентская теория предполагает проведение дивидендной политики в зависимости от того, какого рода инвесторов стремится привлечь менеджмент компании. В соответствии с теорией сигналов в условиях неполной информации выплата дивидендов воспринимается как сигнал об устойчивом положении компании и хороших перспективах роста ее доходов. Существует гипотеза об использовании дивидендной политики в качестве механизма корпоративного управления. Стремясь уменьшить величину возникающих агентских издержек, акционеры направляют на выплату дивидендов свободные денежные средства, если они не могут быть эффективно реинвестированы.

Результаты эмпирических исследований дивидендной политики в странах с развитой экономикой, где высокий уровень защиты прав акционеров, свидетельствуют о первостепенной значимости мотива распределения свободных денежных потоков корпораций в целях уменьшения агентских издержек. Кроме того, существуют эмпирические подтверждения значимости сигнальных мотивов: даже в условиях высокоразвитого рынка капитала дивиденды несут косвенную информацию о финансовом положении компании.

Выяснилось, что увеличение доходов фирмы сверх ожидаемого уровня вызывает лишь слабую позитивную реакцию фондового рынка, а сокращение доходов ниже прогнозного уровня приводит к существенному падению курса акций. Таким образом, фирмы резервировали непредвиденные доходы и изымали резервы при ухудшении финансового положения. Сглаживание прибыли стало возможно благодаря гибким стандартам финансового учета. Кроме манипуляций с учетом, возможно реальное сглаживание, когда непредвиденные доходы просто растрачиваются менеджментом либо показатели достигаются в ущерб эффективности. Реальное сглаживание значительно более опасно для компаний. В целом волатильность прибыли негативно сказывается на стоимости компаний, что подтверждается многими.

Если выплата дивидендов играет существенную сигнальную роль, то торгуемые компании должны быть склонны выплачивать дивиденды. Склонность к выплате дивидендов мало изменилась для крупных, прибыльных компаний и существенно сократилась для прочих торгуемых фирм. Среди возможных причин авторы назвали: снижение трансакционных издержек при продаже акций для нужд потребления; возросший интерес менеджеров, предпочитающих дивидендам капитальный доход, к опционам; улучшение технологий корпоративного контроля. Результаты исследования стали еще одним доводом в пользу агентской и сигнальной теории дивидендов.

В крупных компаниях утрачивается предпринимательский тип мышления как среди управленцев, так и среди собственников компании. Последние, по сути, переходят в категорию инвесторов, воспринимающих принадлежащую им долю в капитале компании как один из активов в своем портфеле. Эмпирические факты позволяют ставить выплату дивидендов в зависимость от жизненного цикла фирмы. На первых этапах своего развития, когда велики инвестиционные возможности, а объем свободных денежных средств ограничен, фирма не склонна выплачивать дивиденды. А на стадии зрелости, когда высоко соотношение заработанного и внесенного капитала при значительном размере прибыли, собственники стараются снизить агентские издержки удержания свободных денежных средств путем распределения прибыли.

Чем ниже качество корпоративного управления, тем вероятнее выплата дивидендов, тем самым фирмы компенсируют слабое управление и высокие агентские издержки. Качественно управляемые фирмы заплатят дивиденды, если у них устойчивое финансовое положение, позволяющее поддерживать принятую политику. Но если фирма платит дивиденды, у нее высокие агентские издержки. Получается, что регулярные дивиденды выступают субститутами качественного корпоративного управления. В странах с более сильной правовой защитой акционеров дивиденды в среднем выше частных, но показательным случаем зависимости дивидендной политики от качества корпоративного управления и защиты прав акционеров являются российские компании с государственным участием. Регулирующее воздействие государства на компании усиливается из-за серьезных нарушений прав акционеров. В июле 2004 г. были приняты изменения в Федеральный закон "Об акционерных обществах", касающиеся определения величины базы для исчисления дивидендов, которые исключили возможность занижения чистой прибыли российскими компаниями. Такие возможности до принятия этих поправок использовал "Сургутнефтегаз": компания уменьшала размер чистой прибыли за счет включения в расходы капитальных вложений и отчислений в различные фонды. Кроме того, нередко реестр закрывался задним числом. Дивиденды по привилегированным акциям "Сургутнефтегаза" традиционно не превышали 1% фактической прибыли. Однако уже по итогам 2004 г. компания начислила дивиденды по привилегированным акциям в 3,79 раза выше, чем в предыдущем году.

В мае 2006 г. вышло распоряжение правительства РФ о единой дивидендной политике госкомпаний, которое обязывает их направлять на дивиденды фиксированную часть чистой прибыли, а расчет дивидендов производить из консолидированной чистой прибыли, а не из прибыли материнской компании. Несмотря на принятые изменения, только в 2006 г. общие подходы к дивидендной политике были зафиксированы на уровне правовой нормы.

Проблема низких стимулов и высоких агентских издержек сказывалась на дивидендных выплатах в компаниях с госучастием даже в годы подъема экономики. Размер чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, зачастую устанавливался по остаточному принципу. Из-за непрозрачности компаний оказалась возможной практика вывода обществами прибыльной части бизнеса из-под контроля государства через зависимые и дочерние структуры. Не согласованы позиции отраслевых министерств и Росимущества как по вопросам дивидендных выплат, так и по вопросам перечисления их в бюджет.

Заключение

Нераспределенная прибыль, безусловно, является наиболее важным источником нового собственного капитала. Но мы знаем, что нераспределенная прибыль также является остатком, который получается после выделения из прибыли средств для выплаты дивидендов. Акционеры обычно ожидают прибыли от своих капиталовложений либо в виде дивидендов, либо в виде увеличения размера капитала. Дивидендная политика, о которой рассказывается в данной работе, призвана решать, как прибыль компании будет разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью.

Финансовые управляющие должны принимать решение о том, вывести ли прибыль корпорации из-под контроля компании или реинвестировать ее внутри самой компании, когда это более прибыльно. Так как дивидендная политика влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена компании, то финансовый управляющий несет большую ответственность при определении приемлемой структуры дивидендов.

В настоящее время многие компании успешно осуществляют инвестиционные проекты за счет прибыли и выплачивают дивиденды собственникам предприятия, что позволяет им одновременно развивать свое предприятие; делая его финансово устойчивым и инвестиционно привлекательным; а так же иметь высокую оценку своих акций, и следовательно предприятия, на фондовом рынке.

Список использованной литературы

1.Налоговый кодекс РФ гл.25.

2.Федеральный закон об акционерных обществах от 24 ноября 1994г (с изм., внесенными Федеральными законами от 13.10.2008 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ (ред.27.07.2010), от 18.07.2009 N 181-ФЗ).

.Бланк И.А., "Управление прибылью", М: Ника-Центр, 2009г.

.Бланк И.А., "Финансовый менеджмент: Учебный курс", М: Ника-Центр, 2009г.

.Быкова Е.В., "Финансовый менеджмент", Москва 2008г.

.Ковалев В.В., "Финансовый анализ", М: Финансы и статистика, 2-ое издание, 2008г.

.Ковалев В.В., "Финансовый анализ. Методы и процедуры", М: Финансы и статистика, 2007г.

.Колчина К.В., "Финансы предприятия", М: Юнити, 2-ое издание, 2005г.

.Стоянова Е.С., "Финансовый менеджмент", М: Перспектива, 5-ое издание, 2009г.

.Юджин Бригхем, Луис Гапенски, "Финансовый менеджмент", С-П, 2007г.

Приложения

Приложение №1

Рисунок 2. Основные направления распределения прибыли.

Похожие работы на - Особенности формирования дивидендной политики в условиях российской экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!