Особенности рынка швейных изделий в Республике Беларусь (на материалах магазина 'Товары для детей')

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    43,95 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности рынка швейных изделий в Республике Беларусь (на материалах магазина 'Товары для детей')

Введение

История возникновения одежды уходит далеко вглубь веков, к самым ранним ступеням развития человечества. Материалистическая точка зрения связывает происхождение одежды с климатическими условиями, а её развитие - с составлением производительных сил и средств производства.

Первоначально одежда возникла в основном для защиты тела человека от неблагоприятных климатических условий, атмосферных воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей. Общество претерпело множество изменений, достигло большого многообразия видов и форм прикладного искусства.

На современном этапе одежда - это совокупность покровов, частично или полностью закрывающих тело человека в качестве предохранения от внешних воздействий и несущие утилитарные и эстетические функции. Одежда разнообразна и включает множество видов изделий (более двух тысяч видов). Основные виды - пальто, пиджак, юбка, брюки, жакет, платье. Они поваляют создавать комплекты одежды различного назначения: для работы, отдыха, дома, занятий спортом. В состав этих комплектов входят одинаковые виды изделий, сходные по конструкции, но различающимся материалами, художественно-колористическим оформлением.

Швейная промышленность является одной из крупнейших отраслей легкой промышленности. Главная задача швейной промышленности - удовлетворение потребности людей в одежде высокого качества и разнообразного ассортимента. Решение этой задачи осуществляется на основе повышенной эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы, совершенствования труда и производства.

Современная швейная отрасль, выпускающая одежду массового производства, должна характеризоваться достаточно высоким уровнем техники, технологии и организации производства, наличием крупных специализированных предприятий и производственных объединений.

Совершенствование швейного производства предусматривает внедрение высокопроизводительного оборудования, поточных линий, расширение ассортимента и улучшение качества одежды, выпуск изделий, пользующихся повышенным спросом. Ассортимент швейных изделий должен обновляться в результате расширения ассортимента и улучшения качества сырьевой базы швейной промышленности.

Понятие ассортимент швейных изделий включает в себя совокупность их видов, разновидностей, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование ассортимента швейных изделий, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта швейных изделий характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых изделий, следует также отметить конкуренцию цен, по которым одежда предлагается на рынке. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли.

Проектирование и изготовление одежды - комплексный, сложный процесс, объединяющий в себе решение художественных, технических и социальных задач. В настоящее время предприятия, в том числе и швейной промышленности, стремятся производить ту продукцию, которая необходима потребителю, и получают прибыль за счёт максимального удовлетворения его нужд. Нужды людей многообразны и сложны: социальные, физиологические, личные. Нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида, уже являются потребностью. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества. Формирование определённого уровня качества и соответствующего ассортимента одежды должно производиться на основе знания потребностей, которые находят свое дифференцированное отражение в типологии потребления. Потребности делятся на две группы: биологические и социальные. В группу биологических особенностей входят пол, возраст, антропометрические характеристики. В определение типологии потребителя входит и его личная социальная характеристика - общественное положение, национальная принадлежность, место жительства, специальность, увлечения. Национальная среда пребывания, среда условий жизнедеятельности, уровень общественной жизни, формирующиеся требования в отношении стиля, моды - всё это, с одной стороны, формирует одежду и, с другой, - обеспечивает посредством этой одежды наилучшую адаптацию человека в конкретном обществе. Все вышеизложенное и определяет актуальность темы.

Целью курсовой работы является формирование оптимальной структуры ассортимента швейных изделий.

Задачи курсовой работы:

. Изучить рынок швейных изделий в РБ.

. Описать потребительские свойства швейных изделий.

. Рассмотреть ассортимент швейных изделий по признакам классификации.

. Провести анализ структуры ассортимента швейных изделий.

Глава 1. Ассортимент швейных изделий в Республике Беларусь

1.1      Состояние рынка швейных изделий в Республике Беларусь на современном этапе

Легкая промышленность является одной из важнейших отраслей по производству потребительских товаров в промышленном комплексе Республики Беларусь, поэтому разработка направлений ее развития имеет большое значение для повышения эффективности работы не только этой отрасли, но и народного хозяйства в целом.

В составе легкой промышленности Беларуси самой крупной по объему выпускаемой продукции является текстильная промышленность, объединяющая производство всех видов тканей, трикотажных, войлочных и других изделий на основе волокнистого сырья.

Вторая по значению в этой сфере подотрасль - швейная промышленность (свыше 250 предприятий и производств). Крупнейшими предприятиями являются швейные фабрики: ОАО «Коминтерн» в Гомеле, «Знамя индустриализации» в Витебске, СП ЗАО «Милавица» и ОАО «Прогресс» в Минске, ЗАО «Веснянка» в Могилеве и др. Их основная специализация - пошив мужских и женских костюмов, пальто, детской одежды, белья, головных уборов, меховых изделий. Часть продукции швейных предприятий республики направляется на экспорт не только в страны СНГ, но и в Великобританию, Данию, Польшу, США, Нидерланды, Чехию. На территории страны успешно работают такие совместные предприятия швейной промышленности, как «Джерси» в Бресте, «Гартен» и Барановичах и др.

Основные направления ассортиментной политики в производстве швейных изделий: расширение ассортимента женской и мужской одежды за счет создания эксклюзивных моделей различных видов ассортимента класса „Люкс”, крупноразмерной женской одежды, организация производства одежды для беременных, обеспечение выпуска одежды для отдыха из натуральных тканей; развитие ассортимента детской одежды (нарядной одежды для девочек, комплектная одежда для новорожденных из хлопчатобумажных трикотажных полотен, а также трикотажных полотен в сочетании с текстильными материалами в подарочной упаковке и др.). Будет организовано производство одежды из кожи и натурального меха. Проводимая работа по расширению ассортимента выпускаемой продукции позволит расширить взаимодействие с торговыми организациями всех форм собственности, увеличить объемы продаж отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке. Необходимо отметить, что продажи товаров легкой промышленности занимают достаточно значимый удельный вес в реализации непродовольственных товаров на внутреннем рынке республики.

Реализация отечественных товаров легкой промышленности на внутреннем рынке осуществляется через торговые организации республики, в том числе подчиненные Министерству торговли Республики Беларусь, Республиканскому союзу потребительских обществ, в объектах фирменной торговли отечественных производителей, иными субъектами хозяйствования, в том числе субъектами малого предпринимательства.

За период 2006-2010 г.г. обеспечен рост объемов поставок продукции по всем основным товарным позициям.

В период 2011-2015гг. ожидается дальнейшее планомерное увеличение объемов поставки отечественных товаров легкой промышленности на внутренний рынок республики, прогнозируемый темп роста объема поставок к 2015 г. ожидается в пределах до 150 процентов к уровню 2010 г.

Организации отрасли уделяют большое внимание организации производства импортозамещающих потребительских товаров. При разработке импортозамещающих потребительских товаров предприятия отрасли руководствуются информацией Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Республики Беларусь о товарах, недостающих на рынке республики (в т.ч. потребительских импортозамещающих товаров).

Планируется по отношению к 2010 году в 2015 году обеспечить рост объемов производства и поставки импортозамещающих потребительских товаров на уровне 130 - 145 процентов, в 2020 году - до 200 процентов.

Насыщение потребительского рынка республики отечественными товарами легкой промышленности будет обеспечиваться за счет расширения сотрудничества отечественных производителей товаров легкой промышленности с оптовыми и розничными торговыми организациями республики всех форм собственности, и развития фирменной торговли отечественных производителей товаров легкой промышленности.

Взаимодействие с оптовыми организациями республики, а также обеспечение эффективного товароснабжения потребителей на территории республики, позволит отечественным производителям товаров легкой промышленности расширить возможности по реализации продукции. Развитие розничной фирменной торговой сети будет обеспечиваться, как за счет открытия как монобрендовых магазинов, так и магазинов представляющих ассортимент нескольких производителей товаров определенной номенклатуры либо сопутствующих товаров, открытие фирменных секций на торговых площадях магазинов иных собственников, применения франчайзинговой модели развития торговой сети. При этом, основная доля в развитии фирменной торговой сети по реализации товаров легкой промышленности принадлежит организациям концерна „Беллегпром”. В настоящее время на территории республики функционируют более 350 фирменных и ведомственных магазинов предприятий, входящих в состав концерна „Беллегпром”. Также, рядом предприятий отрасли созданы отдельные торговые организации, осуществляющие реализацию производимой продукции на внутреннем рынке республики (СП ЗАО „Милавица” и др.). С учетом развития фирменной торговой сети таких производителей, за период 2006-2010 гг. обеспечен рост в 1,5 раза количества объектов фирменной торговли.

Несмотря на то, что рядом организаций сеть фирменной торговли на внутреннем рынке республики уже организована, в период 2011-2015гг. ожидается дальнейший рост (ориентировочно в 1,2 раза) числа объектов фирменной и ведомственной торговли отечественных производителей товаров легкой промышленности, в том числе входящих в состав организаций концерна „Беллегпром”.

Развитие сети фирменной торговли на территории республики дает возможность производителям добиваться значительного увеличения объемов реализации производимой продукции на внутреннем рынке. Так, за 2006-2010 гг. темп роста объемов поставки в фирменную торговую сеть организаций концерна „Беллегпром” швейных изделий составил 311,9%.

Розничный товарооборот фирменной торговли входящих в состав концерна „Беллегпром” организаций в период 2006-2010 гг. составил:

2006г. - 148 млрд. руб. или 113,8 процентов к уровню предыдущего года;

2007г. - 176,8 млрд.руб. или 112,0 процентов к уровню предыдущего года;

2008г. - 243,6 млрд.руб. или 122,9 процентов к уровню предыдущего года;

2009г. - 288,7 млрд.руб. или 106,5 процентов к уровню предыдущего года;

2010г. - 385,0 млрд.руб. или 122,9 процентов к уровню предыдущего года.

Наряду с магазинными формами торговли товарами легкой промышленности, предполагается дальнейшее развитие и других форм. Достаточно широкое распространение при реализации товаров легкой промышленности получит дистанционная торговля, в том числе через Интернет-магазины, а также с предоставлением возможности заключения договора розничной купли-продажи иными способами (телемагазины, по каталогам, почте и др.).

В целях увеличения продаж будет расширяться применение, в том числе совместно с торговыми организациями республики, таких мер стимулирования потребительского спроса, как проведения ярмарок, выставок-продаж, расширенных продаж, сезонных и праздничных распродаж, дисконтных продаж, школьных базаров, и иных форм. В период с 2005г. по 2009г. наблюдается рост экспорта основных товарных позиций продукции белорусской легкой промышленности. Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции швейных изделий за 2009 г. составил 66,3 процента. В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 процента. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США. При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ, на долю которых приходится более 85 процентов всех экспортных поставок. В страны Европы поставляется около 13 процентов продукции. На страны Азии и Америки приходится немногим более 2 процента в общем объеме экспорта концерна „Беллегпром”. Экспортные поставки предприятий концерна „Беллегпром” за 2008 - 2010 гг. отражены на рис. 1.

В условиях усиливающейся конкуренции со стороны стран Юго- Восточной Азии белорусские предприятия легкой промышленности пытаются сохранить существующие рынки сбыта и выйти на новые. Негативное влияние на уровень продаж в странах Латинской Америки, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африки оказывает высокая составляющая стоимости транспортировки грузов в цене изделий, а также конкуренция со стороны местных производителей аналогичной продукции, где уровень оплаты труда в несколько раз ниже, чем в Республике Беларусь. Развитие экспорта товаров легкой промышленности проблематично из-за климатических, этнических и культурных особенностей регионов. Налаживанию двустороннего сотрудничества препятствует также нестабильная экономическая ситуация во многих указанных странах, отсутствие гарантий в отношении выполнения обязательств по контрактам.

Удержать традиционные рынки сбыта можно только путем снижения издержек производства и, как следствие, себестоимости продукции при высоком уровне качества за счет технического перевооружения предприятий и применения новых технологий. При рассмотрении перспектив развития легкой промышленности Республики Беларусь особое внимание привлекает рынок Европейского Союза. С 2010 года Комиссией Европейского Союза введены автономные квоты на импорт белорусского текстиля в ЕС по номенклатуре и в объеме 2009 года. Наличие квот на белорусскую продукцию не является ограничительной мерой при осуществлении поставок в страны ЕС, но вместе с тем не способствует формированию позитивного имиджа белорусских производителей товаров легкой промышленности. Также, на экспорт в страны ЕС оказывает негативное влияние отмена Обобщенной системы преференций для Республики Беларусь, которая повлекла увеличение ввозных таможенных пошлин на 1,6 - 3,5% на одежду. Особенностью белорусского экспорта продукции в страны ЕС является тот факт, что готовая швейная продукция собственного производства отгружается на рынки в незначительных объемах по сравнению с экспортом давальческих изделий. В перспективе планируется снижение поставок давальческих товаров и наращивание экспорта продукции собственного производства.

Подводя итоги по разделу мы пришли к выводу, что основная доля в развитии фирменной торговой сети по реализации товаров легкой промышленности принадлежит организациям концерна „Беллегпром”. В настоящее время на территории республики функционируют более 350 фирменных и ведомственных магазинов предприятий, входящих в состав концерна „Беллегпром”. За 2006-2010 гг. темп роста объемов поставки в фирменную торговую сеть организаций концерна „Беллегпром” швейных изделий составил 311,9%.

Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции швейных изделий за 2009 г. составил 66,3 %. В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 %. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США.

При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ.

Рис. 1 Экспортные поставки предприятий концерна „Беллегпром”

Таблица 1.1 Розничный товарооборот фирменной торговли входящих в состав концерна «Беллегпром» организаций в период 2006-2010 гг.


2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

Товарооборот (млрд. руб.)

148

176,8

243,6

288,7

385

% к уровню предыдущего года

113,8 %

112,0 %

122,9 %

106,5 %

122,9 %


1.2 Потребительские свойства швейных изделий

Швейные изделия - это изделия, изготовленные в условиях швейного производства из всех видов материалов, предназначенных для одежды и бельевых изделий. Основную массу швейных товаров составляет бытовая, спортивная и производственная одежда.

К одежным товарам относятся различные виды верхней одежды, лёгкого платья, белья, головных уборов, а также перчатки и варежки.

Основными предприятиями по производству швейных товаров в Республике Беларусь являются: Жлобинская швейная фабрика, Барановичская швейная фабрика, Бобруйская НПТФ «Славянка», Витебское производственно-швейное объединение «Витебчанка», Могилевское НП «Веснянка», ОАО «Коминтерн», производственное швейное объединение «Гомельчанка», ОАО «Элема», АО «АКМО» (г. Могилев).

Важнейшими факторами, влияющими на формирования потребностей в одежде, являются её производство, материальный и культурный уровень населения, численность населения, его половозрастной и социальный состав, типология, природно-климатические условия.

На перспективу предусмотрено создание товаров с учётом дифференциации ассортимента одежды - для детей, молодёжи, лиц пожилого возраста, спорта, туризма и т.д. Значительное внимание будет уделяться улучшению художественного оформления тканей, моделированию и конструированию швейных изделий.

Для правильного прогнозирования производства, формирования структуры ассортимента требуются данные о численности, составе населения, роде его занятий. На качественный и количественный состав набора одежды оказывает влияние соотношение числа городов и сельских жителей, род их занятий.

К важным факторам, влияющим на формировании в потребности в одежде, относятся природно-климатические условия.

Основные потребительские свойства одежды, удовлетворяющие следующие требования:

.эргономические;

.эстетические (нематериальные);

.надёжность.

Свойства, удовлетворяющие эргономические требованиям, обеспечивают защиту тела человека от неблагоприятных воздействий окружающей среды и создание температурных условий, необходимых для нормальной деятельности организма. Эстетические свойства способствуют самовыражению человека в общественной среде. Одежда выявляет и подчёркивает лучшие черты внешности человека, скрывает его недостатки, кроме того, выполняет функцию знаковости. Особенности набора предметов одежды, манера их одевать и носить всегда отражали социальную, обрядовую, профессиональную специфику определенного социума.

Эргономические свойства определяют особенностями человека и характеристиками среды. Наиболее важными требованиями являются:

·        антропометрические;

·        гигиенические;

·        психофизиологические

·        коммерческие.

Антропометрические свойства определяют соответствие конструкции изделия и его элементов форме и размерам тела человека. Одежда не должна стеснять движений.

Гигиенические свойства предусматривают обеспечение безопасных и безвредных условий жизнедеятельности человека при его взаимодействии с предметами одежды и со средой.

Для обеспеченья нормального микроклимата в пододежном пространстве одежды должны быть изготовлена из материалов, обладающих таким свойствам, как гигроскопичность.

Теплозащитные свойства одежды зависят от теплофизических свойств материалов, основными из которых являются теплопроводность и теплоёмкость.

Газопроницаемость одежды необходима для удаления из пододежного пространства углекислого газа и водяных паров и поступления из внешней среды воздуха, обогащенного кислородом. Наибольшее значение здесь имеет воздухо- и паропроницаемость материалов, которая в свою очередь определяется степенью пористости.

К важным гигиеническим требованиям относится безвредность. Одежда не должна выделять вредных веществ, вызывать аллергию, электризоваться.

Психофизиологические свойства предполагают эстетичность изделий, хорошую посадку на фигуре, создание комфортных условий.

Для удовлетворения физиологических требований важное значение имеют масса одежды, жёсткость и трение между слоями пакета одежды и кожи человека.

Эстетические свойства одежды предполагают соответствие изделия социальным потребностям, сложившемуся стилевому направлению и моде. Одежда должна быть практичной и в то же время украшать человек. На эстетические требования к одежде большое влияние оказывают стиль и мода.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы формальных средств и приёмов художественной выразительности. Основой современного стиля в одежде является общеевропейский. Ведущие признаки такого стиля - предельная целесообразность, чистота, ясность, четкость и совершенство форм и линий.

Мода - временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде - это непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах. Возникновение моды в одежде связано с потребностью человека в постоянное обновлении, улучшении изделий. Мода определяется появлением, а затем и преобладанием в определенном периоде времени, например в сезоне, новых форм одежды, новых тканей, материалов, отделок.

При оценке эстетических свойств одежды необходимо обращать внимание на форму, силуэт, покрой одежды, цветовое решение, фактуру и туше материалов, целостность композиции: ритм, пропорции (симметрия и асимметрия), массу, ансамблевое единство и т.п.

Надежность - способность одежды удовлетворять материальные и нематериальные потребности во времени. Одежда должна в течение определенного промежутка времени соответствовать предъявляемым к ней требованиям. Эти требования характеризуются такими свойствами одежды, как долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность.

Долговечность характеризуется временем работоспособности изделия до его разрушения и зависит от сопротивления физическому износу. Определяется она безотказностью изделия. Срок службы изделий зависит от стойкости одежды к физическому износу, т. е. к различным механическим и физико-химическим воздействиям (истирание, многократное растяжение, изгиб и т. п.).

Формоустойчивость - способность одежды быстро восстанавливать первоначальную форму. Она зависит от упругости исходных материалов и их жесткости, наличия упругих прокладочных материалов (флизелин, поролон и др.), конструкции и механической обработки (стежка лацканов, подворотников, поясов и др.).

Большое значение для удобства одежды в процессе ее эксплуатации имеют ремонтопригодность и размероустойчивость.

Ремонтопригодность - возможность повторно использования одежды. Ремонту подлежат швейные изделия, имеющие 10-12% поврежденной местными дефектами площади материалов.

Физическая надежность одежды зависит от стойкости материалов к воздействующим факторам физической среды при транспортировании, хранении и эксплуатации.

Коммерческие свойства одежды характеризуются: адекватностью социальных потребностей, товарным видом, коньюктурно-рыночными и торгово-технологическими показателями.

Адекватность социальным потребностям - соответствие функциональному соответствию одежды, антропометрическим характеристикам потребителей, географо-климатическим условиям региона потребления, возрасту потребителей, требованиям моды и стиля.

Товарный вид определяется: привлекательностью внешнего вида изделия; художественно-эстетическим уровнем фирменных знаков, эмблем, ярлыков, инструкций по уходу; эстетическим уровнем упаковки, стабильностью товарного вида изделия.

Коньюктурно-рыночные показатели: конкурентная способность изделий, реализуемость, степень насыщенности рынка данным товаром и его рекламируемость.

Торгово-технологические показатели: транспортабельность, складируемость, удобство подготовки к продаже, демонстрации и упаковке в торговых предприятиях.

Подводя итоги по разделу мы пришли к выводу, что важнейшими факторами, влияющими на формирования потребностей в одежде, являются её производство, материальный и культурный уровень населения, численность населения, его половозрастной и социальный состав, типология, природно-климатические условия.

Основные потребительские свойства одежды следующие: удовлетворяющие эргономическим требованиям, эстетические (нематериальные), требования, характеризующие срок службы одежды (надежность), и коммерческие.

1.3    Классификация швейных изделий и их ассортимент

Под ассортиментом швейных и трикотажных товаров понимают состав и соотношение отдельных видов изделий в выпуске продукции определенного вида и наименования по количеству или сортам, размерам, внешней отделке и другим признакам.

В настоящее время единой классификации на одежду не существует. Принято несколько классификаций для швейных изделий и продукции трикотажной промышленности: по Межгосударственному классификатору для стран СНГ, классификатору Республики Беларусь.

В основу межгосударственной классификации швейных и трикотажных товаров положена десятичная система классификации, состоящая из шестизначных чисел (табл.1.2). Первые две цифры обозначают класс, третья - подкласс, четвертая - группу, пятая - подгруппу, шестая - вид изделия, остальные - характеристику разновидностей.

Таблица 1.2 Структура кодового обозначения

Высшие классификационные группировки

Дальнейшая конкретизация видовой группировки продукции

Класс

Подкласс

Группа

Подгруппа

Вид

Внутривидовые группировки


Продукция швейной промышленности по признаку отраслевой принадлежности относится к 85-му классу. По назначению швейные изделия подразделяют на 7 подклассов: 1-й - верхняя одежда; 2-й - костюмные изделия; 3-й -платьевые изделия; 4-й - бельевые изделия и одеяла; 5-й -головные уборы (кроме фетровых и трикотажных); 6-й -изделия рабочие и специального назначения; 7-й - прочие. Подклассы делятся на номенклатурные группы (от первой до десятой), объединяющие изделия, близкие по модельно-конструктивным признакам и употреблению.

В свою очередь, каждую группу по выполняемым социальным функциям и основному материалу подразделяют на подгруппы, подгруппы - на виды изделий по половозрастному признаку, виды - на разновидности, характеризующиеся следующими признаками: наименованием изделий, фасоном, сложностью обработки.

В соответствии с классификатором Республики Беларусь ОК РБ 007-98 классификация швейных изделий имеет следующую структуру. Продукция подразделяется на разделы, группы, классы, категории, подкатегории, виды, подвиды.

Изделия, входящие в группы по половозрастному признаку, делятся на подгруппы: одежда мужская, женская, для мальчиков и девочек подросткового и старшего школьного возраста, мальчиков и девочек дошкольного и младшего школьного возраста, мальчиков и девочек ясельного возраста, новорожденных.

По сезонным признакам различают следующие виды изделий бытового назначения: зимние, демисезонные, летние, внесезонные (не зависящие от сезона).

По выполняемым социальным функциям одежду подразделяют на торжественную, повседневную, домашнюю, спортивно-бытовую.

Виды швейных изделий можно характеризовать следующими признаками: наименованием одежды (платье, костюм и т. д.); половозрастным делением; сезонностью; видами тканей и материалов верха, применяемых при изготовлении изделий; сложностью.

Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются наименованием изделия, фасоном, покроем и видом обработки.

Фасон изделий определяется его силуэтом, формой, покроем и обработкой. Сложность фасона определяется по НСО-87, который предусматривает 10 и более групп сложности. Сложность обработки определяется количеством баллов по узлам обработки изделий. Группа сложности указывается в техническом описании модели и в артикуле изделий.

Силуэт одежды может быть прилегающим, полуприлегающим, расширенным книзу, прямым, трапециевиным, Х-образным и др.

По форме одежду подразделяют на классическую (строгую), спортивную и «фантази».

Покрой одежды определяется покроем рукавов (реглан, втачные, широкие, объемные, комбинированные), формой воротника (отложной, стойка, апаш и др.), видом застежки (высокая двубортная, однобортная), вырезом горловины (фигурный, каре, лодочка и др.). Обработка изделий бывает жесткой, полужесткой и мягкой.

Разновидности одежды характеризуются размерными признаками - ростом, обхватом груди (размером), полно той (для мужчин - обхват талии, для женщин - обхват бедер). Размерные признаки для детской одежды (от 3 до 18 лет) - рост, обхват груди и талии. Размеры головных уборов обозначают по их внутренней окружности. Указываются вид подкладки, утепляющего материала, мехового приклада и отделки.

Групповой ассортимент - это перечень товаров, объединенных по назначению, применяемому сырью, условиям использования. Различают производственный и торговый ассортимент.

Мужская верхняя одежда

К мужской верхней одежде относятся следующие виды изделий: пальто, полупальто, плащ, плащ-пальто, тренч, куртка, бушлат, шинель, пиджак, блейзер, китель, жилет, костюм, брюки, комбинезон, полукомбинезон и др.

Пальто - швейная плечевая одежда с рукавами, воротником или без него, с разрезом спереди донизу, с застежкой, капюшоном или без него. Различают пальто летние, зимние и внесезонные.

Полупальто - укороченное пальто. Выпускают полу пальто одно- и двубортные, полуприлегающие и прямые, с капюшоном и без него, с поясом, хлястиком. Полупальто может быть зимним и демисезонным.

Плащ, плащ-пальто относятся к разновидностям паль то. Их шьют из водонепроницаемой ткани со специальной пропиткой полимерными материалами.

Тренч - армейский плащ с погончиками, шлевками, поясом.

Куртка - швейная плечевая одежда с рукавами, разрезом или застежкой, не имеющая жестко фиксированной формы. В качестве материала верха при меняются плащевые (непромокаемые) ткани и формоустойчивые трикотажные полотна. Длина куртки меньше длины полупальто.

Бушлат - разновидность полупальто; чаще всего это изделие ведомственного назначения. В качестве бытовой одежды его изготовляют для мальчиков дошкольного и школьного возраста и для юношей (молодежная одежда спортивного стиля).

Шинель - разновидность пальто ведомственного назначения. Форма, покрой, материал, цвет шинели определяются ведомствами.

Пиджак - швейная одежда жестко фиксированной формы с рукавами, разрезом, застежкой от верха до низа.

Блейзер - однобортный пиджак подчеркнуто делового стиля, полуприлегающего силуэта, с формоустойчивой прокладкой и подкладкой. Пуговицы обычно металлические, иногда по краям бортов прокладывается кант.

Китель - форменное изделие полуприлегающего силу эта, с отложным воротником или стойкой, с глухой одно бортной застежкой. Фасон, цвет, материал, отделка, знаки различия зависят от ведомства. Китель шьют с погона ми, на сатиновой или шелковой подкладке.

Жилет - швейная плечевая одежда без рукавов.

Костюм - комплект швейной одежды, состоящий из двух или более предметов.

Брюки подразделяют по сезону использования на зимние, демисезонные, летние, внесезонные. По разновидности различают: брюки гражданские - гольф, галифе, бриджи; брюки спортивные - шорты, джинсы, шаровары, бермуды и др.

Комбинезон - швейная одежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, трусов, объединенных в одно целое.

Полукомбинезон - швейная одежда, состоящая из лифа без рукавов и брюк, рейтуз, шорт, тру сов, объединенных в одно целое.

Женская верхняя одежда

Ассортимент женской верхней одежды разнообразен и включает пальто, полупальто, плащи, накидки, костюмы, куртки и др.

Пальто шьют однобортные и двубортные, прямого силуэта, прилегающие, полуприлегающие и др. В зависимости от сезона использования различают пальто зимние, демисезонные, летние и внесезонные. Пальто могут быть однослойными и многослойными.

Полупальто короче пальто на 20-30 см. Для его изготовления используют такие же ткани, что и для пальто.

Плащи шьют прямого, полуприлегающего и трапециевидного силуэта, цельнокроеные и отрезные по линии талии, с прямой или расклешенной юбкой, иногда гофрированной.

Накидка - швейная плечевая одеж да свободной формы без рукавов и пройм на шелковой подкладке, с петлей и крючком, с разрезом спереди, с про резями для рук, имитирующими карманы в рамку.

Костюм - классический универсальный тип одежды, который состоит из жакета и юбки или жакета, жилета и юбки.

Детская верхняя одежда

В ассортимент детской верхней одежды входят пальто зимние и демисезонные, плащи, куртки, комплекты, состоящие из пальто и брюк, костюмы для мальчиков и девочек. Одежда для детей чаще бывает многослойной, длина детских изделий различна. Основной стиль - спортивный, чаще прямого силуэта.

Легкое платье

Ассортимент легкого платья отличается разнообразием. Это платье, платье-костюм, платье-пальто, халат, пеньюар, сарафан, фигаро, пелерина, блузка, юбка-брюки, топ и др.

Платье - традиционная одежда для женщин и девочек, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое.

По возрастному признаку различают платья для взрослых женщин и девочек (от ясельного до старшего школьного возраста). По сезонности платья подразделяются на летние, зимние, демисезонные и внесезонные. По назначению различают платья повседневные, домашние, спортивно-бытовые, специальные, торжественные. Фасоны платьев различны по крою, вырезу горловины, покрою рукава, воротника, виду застежки, форме карманов, отдел ки. Платья выпускают с рукавами: втачными, реглан, полуреглан, цельнокроеными, рубашечного покроя, волана ми, фонариками, узкими, широкими, с манжетами, фигурными отворотами, различной длины - длинные, короткие, три четверти, семь восьмых. Фасоны воротников разнообразны - шалевый, отложной, стойка, английский, хомутик, драпированный, цельнокроеный и др. Карманы могут быть накладными, с листочком, в рамку с клапана ми, в рельефной линии.

Платье-костюм состоит из платья и жакета или жакета и юбки либо сарафана.

Платье-пальто - легкое женское пальто без подкладки, с разрезом сверху донизу, с застежкой или без нее, с длинными или короткими рукавами.

Халат имеет разрез спереди донизу, может быть с застежкой или поясом. Выпускают халаты свободные и длинные, с подкладкой и без нее; в двубортных халатах одна пола заходит за другую.

Пеньюар - нарядный домашний халат для утреннего туалета из легкой шелковой ткани, с подкладкой или утепляющей прокладкой.

Сарафан - платье без рукавов и воротника, с застежкой и без нее, иногда на бретелях. Его носят с блузкой или жакетом.

Фигаро - короткий жакет по линии талии и даже выше, с длинными или короткими рукавами, с воротником или без него, с застежкой или без нее. Носят поверх блузки или платья.

Пелерина - короткая накидка без рукавов различной длины. Можно использовать ее как самостоятельную одежду или как дополнение к платью.

Блузка по характеру оформления похожа на лиф платья. Бывает разъемной и цельной, с рукавами и без них. Воротники блузок могут быть разных фасонов - от ложной, стойка, шалевый, фигурный и т. д. Блузки вы пускают со складками, защипами, отделывают вышив кой, мережкой, кружевами, жабо, тесьмой; носят заправленными в юбку или поверх юбки, с поясом или без него.

Юбка-брюки конструктивно выполняется как брюки и производит впечатление длинной или короткой юбки со складками. Такая одежда не подчеркивает особенностей фигуры, не стесняет движений.

Топ - швейная плечевая девичья и женская одежда, покрывающая туловище частично или полностью, без рукавов, на бретелях (или без них), с застежкой (или без нее), надеваемая на корсетное изделие или непосредственно на тело.

Белье

В ассортимент белья входят: изделия, которые защищают кожный покров от соприкосновения с верхней и легкой одеждой и создают тепловой комфорт (белье верхнее и на тельное); белье постельное и столовое; корсетные изделия.

Верхнее и нательное белье подразделяют на мужское, женское и детское; по сезону использования - на зимнее, демисезонное, летнее, внесезонное; по силуэту изделия могут быть полуприлегающие, прилегающие, прямые. Белье изготовляют строгой, спортивной формы и «фантази»; обработка мягкая.

По виду применяемых материалов различают белье из хлопчатобумажных, шелковых, льняных, шерстяных, искусственных и синтетических тканей. Из нетканых материалов изготовляют только некоторые виды изделий, например, нижние сорочки и пижамы для сна, трусы, корсетные изделия, пеленки. В настоящее время основная доля бельевых изделий приходится на трикотажные. Белье из трикотажных полотен отличается повышенной теплозащитностью, воздухо - и паропроницаемостью, высокой гигроскопичностью, и, следовательно, хорошими гигиеническими свойствами, легко отстирывается, прочно в носке, мало сминается.

Белье верхнее из тканей. В ассортимент верхнего белья входят сорочки, пижамы, манишки, воротнички, манжеты.

Сорочки верхние мужские и для мальчиков выпускают различных фасонов. В зависимости от конструкции воротника, застежки, длины рукавов, отделки и применяемых материалов различают следующие типы верхних сорочек: с пришитым воротником, с застежкой на пуговицы донизу, с длинными или короткими рукавами, с карманами или без них, прямого или полуприлегающего силуэта.

Большинство сорочек вырабатывается с жесткой клеевой прокладкой в воротнике и манжетах. Фасоны сорочек самые разнообразные: «спорт», офицерская, косоворотка, «украинка», «гуцулка», «ковбойка», «кубанка», сорочка-куртка и т. д.

Пижама представляет собой комплект, состоящий из куртки (или блузы) и брюк. Различают пижамы для сна и отдыха. Куртки пижамные бывают прямые, полуприлегающие, однобортные и двубортные, с застежкой на пуговицы донизу. Выпускаются с двумя карманами на полочке, с хлястиком или поясом. Брюки пижамные вырабатывают длинные и короткие, на поясе или эластичной тесьме. Пижамы для женщин и девочек мало чем отличаются от мужских, но более нарядны по оформлению.

Манишка - легкая мужская и женская одежда без рукавов, с воротником или без него. Надевается поверх нательного белья и заменяет верхнюю сорочку.

Воротнички выпускают одинарные мягкие - под гимнастерку и китель, а также двойные - с прокладочной тканью внутри, жесткие, с уголками и без них.

Белье нательное из тканей. Белье нательное подразделяют на женское и для девочек, мужское и для мальчиков, для новорожденных и детей ясельного возраста. швейный изделие магазин ассортимент

Белье женское и для девочек. Сорочка нижняя - изделие, которое используют в качестве чехла для платьев. Комбинация - нарядная дневная сорочка с бретелями или без них, длиннее сорочки на 4 см. Гарнитур - на рядное дневное белье из хлопчатобумажных, шелковых или синтетических тканей. В него входят сорочка на бретелях или плечиках, панталоны или трусы. Трусы используют также как составную часть пляжного костюма и спортивной одежды. Сорочка ночная - это нательное белье свободной формы. Пляжный ансамбль - комплект изделий, в который обязательно должен входить купальный костюм. Дополнительными предметами могут быть блузка, сарафан, юбка, халат, головной убор, сумка и другие изделия, предназначенные для пляжа. Нижняя юбка служит чехлом под платье. Ее носят летом вместо сорочки.

Белье мужское и для мальчиков. Сорочка нижняя мужская и для мальчиков - нательное белье с рукавами и застежкой вверху или без нее, с воротником или без него. Кальсоны для мальчиков и мужские состоят из двух передних и двух задних половинок, соединенных между собой боковыми и шаговыми швами и швом сидения. Трусы мужские и для мальчиков шьют из сатина, ситца, саржи. Выпускаются также трусы для занятии спортом - футболом, боксом, гимнастикой. Плавки мужские и для мальчиков - это короткие трусы, плотно облегающие тело. Они могут быть двойные и одинарные, на пуговицах или на шнуровке. Пижамы для сна состоят из куртки и брюк свободной формы. Их шьют из сатина, ситца, штапеля, шелка. Белье для новорожденных и детей ясельного возраста. К такому белью предъявляют высокие гигиенические требования. Изделия должны обладать воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, теплозащитными свойствами, а также хорошо отстирываться и гладиться, не стеснять движений ребенка, не нарушать дыхания и кровообращения. В ассортимент белья для новорожденных и детей ясельного возраста входят следующие изделия: распашонки, рубашечки, кофточки, ползунки, песочницы, нагрудники, конверты для новорожденных, пеленки, подгузники, простыни, комбинезоны.

Белье трикотажное. По назначению различают бытовой и спортивный бельевой трикотаж; по половозрастному признаку - женский, мужской, подростковый и детский; по материалу - из хлопчатобумажной, хлопколавсановой пряжи, искусственных нитей, синтетической пряжи и нитей, эластичных и объемных нитей, чистошерстяной и смешанной пряжи и др.

По виду полотна трикотажные бельевые изделия подразделяют на основовязаные и поперечно-вязаные; по сезону - на осенне-зимние и весенне-летние; по способу производства - на вязаные и кроеные. Кроме того, существует классификация по видам, фасонам, росту, обхвату груди, обхвату талии, обхвату бедер и другим признакам.

Ассортимент бельевого трикотажа включает женское, мужское, подростковое и детское белье. Белье для девочек и мальчиков выпускают такое же, как для женщин и мужчин. Детское белье производится для следующих возрастных групп: ясельной, дошкольной, младшей школьной, старшей.

К женским бельевым изделиям относятся комбинации, ночные сорочки, юбки нижние, панталоны и др. Разнообразие моделей комбинаций и сорочек обеспечивается раз личными конструкциями лифа, разной отделкой горловины, пройм и низа изделия. Ассортимент женского белья пополняется благодаря разработке и внедрению полотен новых структур, обладающих комфортностью и модным художественно-колористическим оформлением, а также за счет создания новых видов изделий.

В последнее время отечественная промышленность стала выпускать домашнюю одежду. Домашняя одежда для женщин и девушек - это халаты в комплекте с ночными сорочками или пижамами; туники в комплекте с ночными сорочками; жилеты и юбки с запахом в комплекте с ночными сорочками или пижамами и др.

Домашняя одежда для мужчин и юношей включает халаты в комплекте с пижамами или фуфайками и шортами, куртки типа халата или блузона в комплекте с пижамами.

Корсетные изделия. В ассортимент корсетных изделий входят бюстгальтер, корсет, полукорсет, грация, полу грация, пояс для чулок, трусы корсетные и др.

Белье постельное и столовое

Ассортимент постельного белья включает пододеяльники, простыни, пеленки, наволочки, одеяла стеганые и др.

Постельное белье шьют из отбеленных, гладкокрашеных и набивных хлопчатобумажных, льняных и полульняных тканей.

Пододеяльник - чехол на одеяло. Пододеяльники бывают двойные, полуторные, для взрослых, детей и подрост ков, четырех типов (А, Б, В, Г), различающихся по форме. Пододеяльники имеют следующие размеры: детские - 121 х 121 см и 143 X 143 см; подростковые -173 х 123 см; для взрослых - 215 х 143 см (полуторные) 215 х 175 см (двойные).

Простыни шьют стачными в полтора или два полотна из хлопчатобумажных тканей - ситца, бязи, мадаполама и цельными - из льняных и полульняных тканей. Шири на одинарных простыней для взрослых при длине 214 см может составлять 126, 130, 135 см, полуторных - 138, 149, 150, 165 см, двойных - 170, 180, 187, 200 см.

Наволочка - швейное изделие в виде чехла с застежкой или клапаном с одной стороны. Наволочки бывают подушечные (верхние и нижние), тюфячные и матрацные.

Верхние наволочки имеют следующие размеры: 40 х. 40 см, 60 х. 60, 70 х. 70, 75 х. 75, 80 х. 80 и 60 х. 54 см; нижние наволочки на 2 см меньше верхних.

Простыни с капюшоном изготовляют из махровых хлопчатобумажных тканей.

Одеяла стеганые состоят из двух слоев ткани и утепляю щей прокладки из ваты, ватина, пуха и других материалов.

Покрывала стеганые имеют размер 210 х. 150 см, 210 х. 170, 210 х. 180 и 210 х. 190 см. Их изготовляют в основном из шелковых тканей с отделкой по низу.

К ассортименту столового белья, которое предназначено для сервировки стола, относятся скатерти, салфетки, полотенечно-платочные изделия.

Швейные головные уборы

Бытовые головные уборы являются частью костюма. Их основная функция - защита человека от различных воздействий окружающей среды.

Ассортимент головных уборов классифицируется по следующим признакам: по полу и возрасту потребителей - на мужские, женские и детские; по времени использования -- на зимние, летние, демисезонные; по виду применяемых материалов; по назначению - на повседневные, на рядные, для летнего отдыха, спортивные; по форме - на строгие, спортивные, «фантази»; по обработке - на мягкие, полужесткие, жесткие; по характеру отделки поверхности - на гладкие, ворсовые, со стриженым и нестриженым ворсом; по расцветке - на гладкокрашеные, набивные, меланжевые и др.

Головные уборы выпускают трех групп сложности - первой, второй и третьей. Размеры головных уборов для взрослых - с 53-го по 62-й, для подростков и детей школьного возраста - с 50-го по 56-й; для детей дошкольного возраста - с 45-го по 47-й. Для определения размера голо вы сантиметровой лентой измеряют всю окружность по выпуклой части затылка и на 1,5-2 см выше ушных раковин и надбровных дуг.

Для производства головных уборов используют разно образные хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные ткани, искусственный мех, фетр, велюр, кожу, соломку и др. Ворсовые пуховые шляпы подразделяют на следующие виды: замшевые - шляпы с коротко срезанным от шлифованным равномерным ворсом; велюровые - с равно мерно подстриженным густым ворсом высотой до 2 мм.

Для головных уборов используют разнообразные отделочные материалы: цветы из тканей, фетра, эгреты из перьев, банты, ремешки, пряжки и др.

Головные уборы мужские и для мальчиков. Ассортимент головных уборов мужских и для мальчиков включает кепи, кепи-береты, шляпы, шапки-ушанки, береты, матроски, башлыки, фуражки, шлемики, фески и др.

Кепи - мягкий головной убор с козырьком и узким околышем. Основными его деталями являются головка (или колпак), козырек, налобник, подкладка. Верх кепи может быть различного покроя - из клиньев, цельнокроеный, реглан и «фантази».

Кепи-берет - разновидность кепи. Головка имеет форму мягкого или жесткого кроеного берета с козырьком.

Шляпа - головной убор с головками различных форм и размеров, состоящая из отдельных деталей или цельная. Основные ее детали - головка (тулья), поля, подкладка, налобник, детали внутренней прокладки и отделка.

Шапка-ушанка - швейный головной убор с козырьком и бортиком с наушниками.

Берет - мягкий головной убор круглой или овальной формы с околышем или без него. Различают береты формованные (из фетра) и сшитые из ткани, кожи, искусственного меха, на подкладке и без нее. К летним головным уборам для мальчиков относятся жокейка, капитанка, башлык, шлемик, феска, тюбетейка, шляпа-панама.

Головные уборы женские и для девочек. Разнообразие женских головных уборов во многом зависит от вида при меняемых материалов (фетр, ткани, искусственная кожа, мех, соломка и др.). Модные силуэты - канотье, шляпы по типу мужских, небольшие, облегающие голову шапочки с овальными бортиками, «ток», береты, кепи-береты, «фантази», «чалма», «болеро», шляпы спортивного типа. В качестве отделки для этих шляп используют шелковую ленту, металлическую фурнитуру, эгреты из перьев, цветы и др.

Перчаточные изделия

Перчаточные изделия вырабатываются шитые и вязаные. В качестве сырья для их изготовления используют различные виды природных и химических волокон. Перчаточные изделия выпускают для мужчин, женщин, детей. По назначению их подразделяют на спортивные и повседневные (бытовые), для носки в летний, зимний периоды и демисезонные. При их изготовлении используют различные виды переплетений - прессовые, рельефные, жаккардовые, начесные и др.

К перчаточным изделиям относятся перчатки, варежки и рукавички. Перчатки вязаные выпускают пятипалые и двупалые, одинарные и на подкладке. Перчаточные изделия выпускают следующих размеров: перчатки вязаные мужские- 9-14, женские - 8, 5; 9; 9,5, детские - 7, 8; перчатки шитые мужские - 10-14, женские - 8-10, детские - 7-9; варежки вязаные мужские - 9-14, женские -8,5; 9; 9,5, детские - 5,5; 6; 6,5; 7; 8. Размеры перчаток и варежек определяют по обхвату кисти руки в сантиметрах. Измерение проводят посередине ладони между основаниями большого и указательного пальцев.

В зависимости от застежки различают перчатки на кнопке и на резинке; по отделке - пестровязаные, гладкокрашеные, отделанные под замшу, кожу.

Исходя из вышесказанного подведем итоги:

. Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам.

. Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др. Классы швейных товаров: бытовая, спортивная, специальная, национальная, ведомственная одежда. Каждый класс делится на подклассы.

. Подклассы бытовой одежды: верхняя одежда, легкая, белье нательное, постельное, корсетные изделия, головные уборы.

. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды: пальто, плащи, куртки, костюмы и др.

. Группы по половозрастному признаку делятся на подгруппы, например, группа пальто - мужские, женские, для мальчиков и девочек старшего школьного, школьного, дошкольного возрастов.

. Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия.

. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона.

. Последней ступенью классификации является артикул (номер изделия).

Глава 2. Формирование ассортимента швейных изделий в розничной торговле

2.1 Формирование торгового ассортимента швейных изделий на материалах магазина «Товары для детей»

Курсовая работа выполнена на материалах магазина «Товары для детей», который расположен в г. Речице, по адресу: ул. Советская, д.51.

Основные виды деятельности магазина «Товары для детей»:

-       оптовая и розничная торговля непродовольственными товарами;

-       посреднические услуги;

-       посреднические услуги в области транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения;

-       оказание комплекса автотранспортных, перевозочных, погрузочно-разгрузочных, складских услуг.

Данное предприятие использует следующие виды ресурсов:

-       материальные (оборудование, транспорт, энергоносители, расходные материалы)

-       информационные (о клиенте, о своих поставщиках, о конкурентах, о ценах на данном рынке, о появлении новых технологий в этой сфере деятельности, о рынке труда)

-       трудовые (персонал фирмы)

-       финансовые (счёт в банке, кредит).

Основные ресурсы, используемые организацией, это люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, информация.

Миссия организации «Товары для детей» заключается в содействии благосостоянию и экономическому развитию сообществ, обслуживаемых организацией, путём предоставления гражданам и предприятиям качественных услуг, таким образом, и в таком объёме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам.

Целью организации «Товары для детей» является получение стабильной высокой прибыли.

Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется заведующим, который осуществляет весь комплекс мер по обеспечению рационального и нормального функционирования предприятия.

Основная задача товароведов - своевременно оформить заказ на товар и обеспечить его доставку в магазин. Задача продавцов-кассиров - вежливое и качественное обслуживание покупателей, правильное осуществление расчетно-кассовых операций, выкладка товара.

Перейдем непосредственно к рассмотрению ассортимента швейных изделий, реализуемых магазином «Товары для детей». В связи с тем, что ТТН для анализа не были предоставлены, данные были взяты из торгового зала.

Таблица 2.1 Структура ассортимента швейных изделий, реализуемых в магазине «Товары для детей» в 2011г.

№ п/п

Группа

Объем продаж (бел. руб)



II квартал

удельный вес

III квартал

удельный вес

IV квартал

удельный вес

1.

Верхняя одежда

26128658

20%

14948292

12%

43500097

27,62%

2.

Белье

9145030,4

7%

11211219

9%

12095610

7,68%

3.

Головные уборы

5225731,6

4%

2491382

2%

16851956

10,7%

Итого:

130643290

31%

124569100

23%

157494921

46%


412707311 бел.руб.


Таблица 2.2 Структура ассортимента швейных изделий по предприятиям-производителям РБ, реализованных в магазине «Товары для детей» в 2011г.

№ п/п

Предприятие-производитель

Объем продаж, (бел.руб.)

Удельный вес,%

1

ОАО «Коминтерн»

11307520

32%

2

ОАО «Элема»

91873600

26%

3

Бобруйская НПТФ «Славянка»

63604800

18%

4

Жлобинская швейная фабрика

45936800

13%

5

Барановичская швейная фабрика

38869600

11%

Итого


353360000

100%


Рис. 2.2 Удельный вес швейных изделий по странам-производителям, реализуемых в магазине «Товары для детей» в 2011г.

 

Рис. 2.3 Удельный вес швейных изделий по предприятиям-производителям РБ, реализованных в магазине «Товары для детей» в 2011г.

Следует сразу отметить, что ассортимент в магазине достаточно широк и пользуются устойчивым спросом потребителей.

Проанализируем структуру ассортимента швейных изделий в 2011г. в магазине «Товары для детей» (таблица 2.1).

Анализ структуры ассортимента швейных изделий позволяется сделать выводы, что больший удельный вес занимает верхняя одежда, ее доля составляет 59,62%. Реализация белья находится на втором месте ее доля составляет 23,68%.

Как видно из рисунка 2.2, удельный вес швейных изделий отечественных производителей пользуется наибольшей популярностью у местных потребителей. Швейных изделий отечественного производства было продано более всего, в течении 2011г. - 85,62%.

С рисунка 2.3, видно, что по объему продаж в магазине «Товары для детей» лидируют швейные изделия, изготовленные швейной фабрикой «Коминтерн» (32 %).

Проанализировав работу магазина «Товары для детей» мы пришли к выводу, что ассортимент швейных изделий, реализуемых магазином, достаточно широк и пользуется устойчивым спросом потребителей. Больший удельный вес занимает верхняя одежда, ее доля составляет 59,62%. Доля реализации белья - 23,68%. У потребителей наибольшей популярностью пользуется продукция отечественных производителей, реализация которой в 2011 г. составила 85,62%.

Заключение

В данной работе были изучены особенности рынка швейных изделий, проанализирована структура ассортимента.

В результате проведения данного исследования подтвердилось:

. Основная доля в развитии фирменной торговой сети в РБ по реализации товаров легкой промышленности принадлежит организациям концерна „Беллегпром”. В настоящее время на территории республики функционируют более 350 фирменных и ведомственных магазинов предприятий, входящих в состав концерна „Беллегпром”. За 2006-2010 гг. темп роста объемов поставки в фирменную торговую сеть организаций концерна „Беллегпром” швейных изделий составил 311,9%.

Удельный вес экспорта предприятий концерна „Беллегпром” в общем объеме экспорта продукции швейных изделий за 2009 г. составил 66,3 %. В 2010г. экспорт предприятий концерна „Беллегпром” вырос по сравнению с фактически достигнутым объемом экспорта в 2005г. на 116,6 млн. долларов США или на 23,1 %. Среднегодовой прирост экспорта составил 23,3 млн. долларов США.

При этом основными экспортными партнерами предприятий концерна являются страны СНГ.

. Важнейшими факторами, влияющими на формирования потребностей в одежде, являются её производство, материальный и культурный уровень населения, численность населения, его половозрастной и социальный состав, типология, природно-климатические условия.

Основные потребительские свойства одежды следующие: удовлетворяющие эргономическим требованиям, эстетические (нематериальные), требования, характеризующие срок службы одежды (надежность), и коммерческие.

. Под ассортиментом швейных изделий понимают перечень их товаров, объединенных в группы по определенным признакам. Швейные изделия классифицируют на классы, подклассы, группы, подгруппы, виды и др. Изделия, входящие в подклассы, делятся на группы, например, группы верхней одежды. Швейные изделия различают по видам, отличающимся следующими признаками: видовым наименованием, полом потребителя, его возрастом, сезонностью и временем использования, применяемым материалом, назначением изделия. Виды швейных изделий подразделяются на разновидности, которые характеризуются тремя признаками: наименование изделия, фасон, сложность фасона. Последней ступенью классификации является артикул (номер изделия).

4. При формировании ассортимента используются два подхода: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.

Рассмотренные выше подходы к формированию ассортимента имеют как положительные характеристики, так и явные недостатки. Формирование ассортимента на основе ассортиментного перечня имеет больше минусов по сравнению со вторым методом. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата торговой организации в области планирования, организации формирования, контроля и регулирования торгового ассортимента.

5. Ассортимент швейных изделий, реализуемых магазином «Товары для детей», в котором проходила практика, достаточно широк и пользуется устойчивым спросом потребителей. Больший удельный вес занимает верхняя одежда, ее доля составляет 37,11%. Доля реализации белья - 23,68%. У потребителей наибольшей популярностью пользуется продукция отечественных производителей, реализация которой в 2011 г. составила 85,62%.

Однако в последние годы появилась не внушающая оптимизма тенденция - вымывание дешевого ассортимента, когда отечественные товары медленно, но уверенно подбираются по цене к уровню зарубежных фирменных магазинов. В связи с этим хотелось бы предложить своевременное реагирование на потребительский спрос, то есть:

·        расширить ассортимент швейных изделий импортного производства;

·        поиск новых поставщиков дешевого ассортимента швейной продукции;

·        ввести в практику работы магазина анкетирование покупателей по вопросам ассортимента.

Список использованных источников

1. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учебник / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова.- Мн.: Выш. шк., 2005.- 351 с.

2.       Грибанова, И.В. Торговое дело / И.В. Грибанова.- Мн.: «Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі», 2009.- 181 с.

3.       Грибанова, И.В. Товароведение непродовольственных товаров / И.В. Грибанова.- Мн.: Выш. шк., 2006.- 190 с.

5.       Розничная торговля и основы товароведения: Практ. пособие для продавцов, товароведов и индивидуальных предпринимателей / А.И. Савинский, Л.Л. Лаппо, З.М. Мадаев и др.; Под ред. А.И. Савинского.- Мн.: Беларусь, 2002.- 543 с.

.        Станкевич, Л.Г. Организация и технология торговли / Л.Г. Станкевич. - Минск: Изд-во БГУ, 2006. - 289с.

.        Товароведение непродовольственных товаров: учебник / В.Е. Сыцко и др.; под общ. ред. В.Е. Сыцко.- Мн.: Выш. шк., 2006.- 669 с.

.        Экономика предприятий торговли: учеб. пособие / Н.В. Максименко и др.; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой.- Мн.: Выш. шк., 2007.- 542

Приложение

Перечень швейных изделий для включения в ассортиментные перечни розничных торговых объектов, в том числе розничных торговых объектов организаций потребительской кооперации, расположенных в районных центрах.

Швейные изделия

Вид товара

Размеры

Кол-во моделей, разновидн. в размере

Швейные изделия для мужчин:

пальто, полупальто, куртки утепленные (зимние и демисезонные в сезон)

88-92 96-104 108-112

2 3 2

куртки неутепленные, плащи (в сезон)

88-112

2

костюмы, пиджаки

88 92-112

3 4

брюки

88-112

2

сорочки верхние

39-46

3

трусы

88-128

1

Швейные изделия для женщин:

пальто, полупальто, куртки утепленные (зимние и демисезонные в сезон)

84-92 96-104 108-112

2 3 2

куртки неутепленные, плащи (в сезон)

88-112

2

платья, костюмы, комплекты

84 88-112

2 4

платья, халаты домашние

88-112

2

блузы

88-112

4

юбки

84 88-112

2 3

брюки

84 88-112

2 3

сорочки ночные

88-120

2

Швейные изделия для мальчиков:

полупальто, куртки утепленные (зимние и демисезонные в сезон)

56-92

2

куртки неутепленные (в сезон)

56-92

1

костюмы, комплекты

56-92

2

пиджаки

60-92

2

брюки

52-92

2

сорочки верхние

26-38

3

Швейные изделия для девочек:

пальто, полупальто, куртки утепленные (зимние и демисезонные в сезон)

56-92

2

куртки неутепленные, плащи (в сезон)

56-92

1

платья, костюмы, комплекты, сарафаны

52-92

3

блузы

52-92

2

юбки

52-92

2

брюки

52-92

2

Белье для новорожденных и детей ясельного возраста:

комплекты

 

2

конверты

 

1

пеленки теплые

 

2

пеленки холодные

 

2

распашонки теплые

 

2

распашонки холодные

 

2

рубашечки, кофточки теплые

 

2

рубашечки, кофточки холодные

 

2

чепчики теплые

 

2

чепчики холодные

 

2

косынки

 

2

Постельное белье:

комплекты полуторные и двойные - всего

 

10

в том числе из льняных тканей

 

4

простыни полуторные и двойные - всего

 

10

в том числе из льняных тканей

 

4

простыни детские

 

2

пододеяльники полуторные и двойные

 

6

пододеяльники детские

 

2

наволочки 40 x 40, 60 x 60, 70 x 70, 80 x 80, 40 x 60, 50 x 70

 

14

Одеяла стеганые ватные, с шерстяным или синтетическим наполнителем полуторные и двойные

 

8

Одеяла стеганые ватные, с шерстяным или синтетическим наполнителем детские

 

2

Рабочая одежда:

куртки ватные

88-112

1

костюмы, брюки

88-112

1

халаты

88-124

2

рукавицы

 

1

Головные уборы

Головные уборы из разных видов тканей, искусственного меха, комбинированные, фетровые (зимние и демисезонные в сезон):

 

 

мужские

55-60

2

женские

55-60

2

детские

50-56

2

Головные уборы летние из всех видов тканей и материалов (в сезон):

 

 

мужские

55-60

2

женские

55-60

2

детские

49-56

3


Похожие работы на - Особенности рынка швейных изделий в Республике Беларусь (на материалах магазина 'Товары для детей')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!