Достоинства
|
Недостатки
|
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- Простота
управления - Однозначное
описание обязанностей каждого сотрудника - Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор
их профессионального роста - Конкуренция
между отдельными сотрудниками как стимул роста эффективности работы
|
- Снижение
качества работы при расширении номенклатуры товаров - Отсутствие механизма поиска
нетрадиционных видов и направлений деятельности компании - Конкуренция между сотрудниками - борьба
за частный, а не корпоративный интерес
|
ТОВАРНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- Полный
маркетинг каждого товара - Возможность
изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому продукту
|
- Широкий круг
обязанностей одного сотрудника, затрудняющий рост квалификации - Наличие дублирующих друг друга в
функциональном плане сотрудников
|
РЫНОЧНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- Лучшая
координация служб при выходе на рынок - Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок - Более достоверный прогноз рынка с учетом
его специфики
|
- Сложная
структура -
Низкая степень
специализации работы сотрудников - Дублирование функций - Плохое знание товарной номенклатуры - Отсутствие гибкости
|
ТОВАРНО-РЫНОЧНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ
|
- Лучшая
организация работ при выходе на рынок - Возможность разработки комплексной программы выхода на рынок - Более достоверный прогноз рынка с учетом
его специфики - Достаточно
полное знание товара
|
- Наиболее
высокая себестоимость содержания службы Возможность конфликта при
неоднозначном решении вопроса
|
2.3 Методы и принципы организации службы
маркетинга
Существуют следующие принципы организации службы маркетинга:
. Максимальная близость звена принятия решений к
звеньям практического маркетинга.
. Простота организационной схемы службы маркетинга.
. Ограничение функций и зон ответственности каждого
специалиста.
. Четкое разграничение действий подразделений,
осуществляющих различные маркетинговые функции.
. Недопущение дублирования работ различными
специалистами.
При создании службы маркетинга на предприятии не обходимо
обратить внимание на вопросы:
- Какое место занимает служба маркетинга в
структуре организации.
- Как она взаимодействует с другими
службами.
- Функции отдела маркетинга.
- Образование и численность сотрудников
службы маркетинга.
- Материальная база и принципы формирования
маркетингового бюджета.
Фирма должна разработать такую структуру службы маркетинга,
которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу. Если фирма очень
маленькая, все маркетинговые обязанности могут быть возложены на одного
человека. Ему будет поручено заниматься и маркетинговыми исследованиями, и
организацией сбыта, и рекламой, и службой сервиса для клиентов и т.д. Этого
человека могут называть управляющим службой сбыта, управляющим по маркетингу
или директором маркетинга. Если фирма большая, в ней обычно работают несколько
специалистов в области маркетинга: продавцы, управляющие службой сбыта, исследователи
маркетинга, специалисты по рекламе, управляющие производствами простых и
марочных товаров, управляющие по сегментам рынка и работники службы сервиса для
клиентов.
При организации гостиничного бизнеса уровень квалификации
персонала имеет важное значение, ведь именно персонал встречает гостей,
контактирует с ними, обслуживает их. Специалисты службы маркетинга должны
удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к специалистам данного профиля,
а именно:
- Системность знаний, большая эрудиция и
кругозор.
- Коммуникабельность.
- Стремление к новому, динамизм.
- Дипломатичность, умение гасить конфликты.
- Знание иностранных языков.
- Знание этики и протокола.
- Владение всеми стилями изложения мысли
(публицистический, художественный, бюрократический, научный, разговорный).
Существуют необходимые условия эффективного функционирования
службы маркетинга для любой из структур:
Гибкость, мобильность, адаптивность.
Простота и прозрачность структуры
Соответствие величины службы маркетинга ее задачам
Соответствие структуры службы маркетинга специфике
ассортимента продукции.
Важным этапом является контроль эффективности деятельности
службы маркетинга. Для получения контрольной информации, позволяющей принимать
решения о продолжении или корректировке принятой линии, существуют три типа
маркетингового контроля.
- Контроль за выполнением годовых планов
- осуществляется с целью определения достижения запланированных
результатов. Этот вид контроля базируется на проверке и анализе возможностей
получения заказов, анализе величины доли рынка, охваченной организацией,
анализе отношения потенциальных заказчиков к предложениям организации, анализе
эффективности маркетинговых мероприятий путем оценки соотношения между
затратами на маркетинг и ростом реализуемых объемов.
- Контроль за прибыльностью, в результате
которого определяются как прибыльные, так и убыточные компоненты
производственного процесса. Этот вид контроля заключается в дифференцированной
оценке рентабельности применительно к видам объектов, сегментам рынка, регионам,
объемам заказов, методам реализации, соисполнителям и контрагентам.
- Стратегический контроль - имеет
целью установить, насколько эффективно осуществляется маркетинг и насколько
комплекс реализуемых маркетинговых мероприятий соответствует задачам и возможностям
организации и условиям рыночной среды.
3. Совершенствование организации службы
маркетинга на предприятие ООО «СЛАСТИ»
3.1 Направление оптимизации организационной
службы маркетинга на предприятии.
В соответствии с пожеланиями руководства были определены цели
и задачи для создания службы маркетинга.
Как видно из дерева задач, для эффективной работы необходимо
создать все условия для работы службы. В первую очередь произойдет организация
рабочих мест, а именно выделение отдельного кабинета для сотрудников. Кабинет
предполагается оснащением компьютерной техники, рабочих мест, интернетом,
телефоном, факсом и т.д.
График работы предусматривает работу сотрудников службы
маркетинга в будни с 8.00-17.00, суббота и воскресенье, выходные дни. В праздники
специалисты отдыхают согласно утвержденным дням по всей России, также
составляются графики на отпуск, отгулы и т.д. Больничные предоставляются исходя
из справок из поликлиник и медицинских учреждений.
Цель службы маркетинга - разработка рекомендаций на основе
анализа рынка и координация деятельности предприятия.
Задачи службы маркетинга:
- Разработка стратегии поведения на рынке по
всем направлениям: виды, цена и качествопродукции, каналы и методы продвижения
и пр.
- Разработка долгосрочного и краткосрочного
плана маркетинга.
- Оперативное информационное обеспечение
маркетинговой деятельности.
- Разработка рекомендаций по повышению
эффективности деятельности предприятия, оптимизации ее оргструктуры.
- Управление имиджем предприятия.
На основании зафиксированных целей и задач службы маркетинга
бал составлен план создания данного подразделения, намечен график и результаты
его работы и определены контрольные точки.
Основные направления создания службы маркетинга:
. Формирование целей и задач отдела.
. Составление организационной структуры.
. Распределение обязанностей.
. Составление компетенций специалистов.
. Разработка должностных инструкций.
. Составление требований к кандидатам.
. Поиск и отбор кандидатов.
. Обучение кандидатов и их адаптация.
Дальнейшим этапом является определение функций службы
маркетинга, которой формируется структура службы маркетинга.
. Функция - проведение маркетинговых исследований
Организация процесса маркетинговых исследований, включающего
следующие операции:
определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
получение первичной информации (внешней и внутренней);
проведение анализа вторичной информации (внешней и
внутренней);
проведение анализа данных, характеризующих рынок
рассматриваемого вида продукции;
формирование рекомендаций по результатам проведенного
анализа;
использование результатов маркетингового исследования;
Планы проведения маркетинговых исследований для предприятия в
целом разрабатывают сотрудники; координирует их разработку начальник отдела
маркетинга, утверждает и контралирует директор.
. Функция - сегментация рынков.
Утверждение результатов выбора рыночных сегментов для
коммерческого освоения осуществляет начальник отдела маркетинга.
. Функция - изучение удовлетворенности потребителей
Решения о необходимости изучения разных аспектов поведения и
реакции потребителей в зависимости от актуальности данной проблемы принимают
начальник отдела маркетинга. Утверждает эти решения директор, выполняют -
сотрудники отдела маркетинга. Контроль за исполнением решений осуществляет
начальник отдела маркетинга.
. Функция - изучение конкурентов и спроса
объемы продажи в целом и по сегментам рынка;
общая доля на рынке;
цели и поведение на рынке;
самооценка;
Изучение конкурентов и спроса под руководством начальника
отдела маркетинга. Программа исследований утверждается также начальником отдела
маркетинга.
. Функция - определение цен на услуги
Определение цен осуществляет бухгалтерия на основе
рекомендаций отдела маркетинга. Рекомендации вырабатываются маркетолагами при
участии начальника отдела маркетинга и директора. Утверждает ценовые
прейскуранты директор. Контроль за разработкой цен осуществляет зам. директора
по экономике.
. Функция - продвижение предприятия (организация рекламной
кампании, выставок и демонстраций, деятельности по стимулированию сбыта;
персональная продажа; связь с общественностью)
Подготовку решений и их исполнение по данным функциям
осуществляет группа рекламы и PR отдела маркетинга. Планы рекламных кампаний и
других мероприятий по продвижению продуктов после согласования с бухгалтерией,
утверждает директор. В их реализации в случае необходимости принимают участие
соответствующие производственно-технологические подразделения предприятия.
Контроль за их исполнением возлагается на начальника отдела маркетинга.
. Функция - поиск новых клиентов
Данную функцию выполняет отдел маркетинга под руководством
начальника.
. Функция - разработка стратегических и оперативных планов
маркетинга
Директор утверждает планы маркетинга; возглавляет их
разработку начальник отдела маркетинга; разработку планов осуществляет отдел
маркетинга при участии всех необходимых служб предприятия; контроль за
разработкой и исполнением планов маркетинга осуществляет директор.
. Функция - разработка бюджета маркетинга
Разработку бюджета маркетинга осуществляют отдела маркетинга
при участии бухгалтерии и всех других необходимых служб предприятия; директор
утверждает бюджет маркетинга; контроль его разработки осуществляет начальник
отдела маркетинга; контроль его реализации осуществляет директор.
10. Функция - повышение квалификации сотрудников в области
маркетинга
План повышения квалификации сотрудников в области маркетинга
разрабатывает отдел маркетинга при согласовании с отделом кадров и
бухгалтерией. Утверждает план директор. Организует и
контролирует его выполнение начальник отдела маркетинга.
. Функция - проведение внутренней ревизии (выявление сильных
и слабых сторон) маркетинговой деятельности на предприятии
Принимает решение о проведении внутренней ревизии директор;
внутреннюю ревизию осуществляет специально созданная им комиссия; отдел
маркетинга, а также бухгалтерия предоставляют всю необходимую информацию;
контроль осуществляет лицо, назначенное директором.
Должностные инструкции составляются отдельно и утверждаются
директором согласно положению о службе маркетинга. Далее разрабатывается
временной регламент для работы службы маркетинга.
Как и в любом другом структурном подразделении службе
маркетинга требуется план работы как помесячно, так и по квартально, который
подробно по дням расписан и предполагает включение инструментов и способов
достижения поставленных задач.
Заключение
В рамках стратегии развития компании, направленной на
достижение долгосрочных задач и целей, особое значение приобретают усилия
отдела маркетинга. С целью наиболее эффективного решения стратегических задач в
области рекламы и маркетинга необходимо иметь четкое представление и специфике
бизнеса, особенностях продукции или услуг компании, знать сильные и слабые
стороны компании, обладать информацией о рынке и уметь эту информацию грамотно
использовать.
Обязанности специалистов по маркетингу можно подразделить на
группы: продажа, реклама и связь с общественностью, аналитика. Специалисты
отдела маркетинга работают в тесном сотрудничестве с руководством, исследуют
рынок и определяют тот сегмент, на который предприятие будет ориентироваться.
Затем они изучают работу своих конкурентов, определяют их сильные и слабые
стороны. Обо всех потребностях покупателей администраторы гостиницы ставят в
известность не только то подразделение, которое способно их удовлетворить, но и
отдел маркетинга.
Как правило, больших отделов маркетинга в кондитерских, малых
по величине, не создают - размер службы маркетинга обычно соответствует размеру
самого предприятия. В исследуемой кондитерской ООО «СЛАСТИ» маркетинговые
функции долгое время исполнял директор. Однако в связи с усилившейся конкуренцией
на рынке кондитерского производства, а также с возникшей необходимостью роста и
развития, руководством предприятия было принято решение о создании отдельного
маркетингового подразделения.
Основной целью создаваемой службы маркетинга является
разработка рекомендаций на основе анализа рынка и координация деятельности
предприятия.
Создаваемая служба маркетинга состоит из двух специалистов -
маркетолога-аналитика и специалиста по рекламе, обязанности и функции которых
закрепляются в их должностных инструкциях.
Предполагается, что создание отдельного подразделения,
отвечающего за маркетинговые процессы кондитерской, позволят повысит
эффективность ее деятельности в целом и увеличить прибыль.
Список
литературы
1. Браймер
Р.А. основы управления в индустрии гостеприимства. - М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Ваген
Л. Гостиничный бизнес. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
. Кабушкин
Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - М.: Финансы и
статистика, 2002.
. Котлер
Ф. основы маркетинга. - М.: Прогресс, 2001.
. Ульянов
В.А. Малые гостиницы в индустрии гостеприимства. - М.: РИБ Турист, 2000.
. Горелик
В.М. Постановка маркетинга в российских компаниях. №1/1999. с. 16-18.
Похожие работы на - Организация службы маркетинга