Механизмы и способы управления доходами предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    181,85 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Механизмы и способы управления доходами предприятия

Введение

В рыночной экономике действует такая форма организации хозяйственной деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно, на основании экономических мотивов а также конкуренции. Взаимосвязь между участниками рынка устанавливается с помощью платежеспособного спроса и предложения на товары и услуги, посредством системы цен, показателей прибыльности либо же убыточности. Именно уровень получаемых доходов предприятия определяет финансовый результат деятельности организации, а, соответствующие этому уровню доходов, расходы (величина полученной прибыли или убытка) служат главными ориентирами в определении экономического курса для коммерческих организаций.

Одними из главных ориентиров в определении экономического курса для предприятия служат показатели финансовых результатов, т.е. показатели прибыли либо же убытка.

Так как эти показатели прибыли или убытка нельзя сконструировать заранее и они подвергаются колебаниям, то именно эти показатели имеют важнейший экономический смысл. Колебания этих величин автоматически предоставляет информацию об успешности (либо же напротив - о не успешности) производственной, да и в общем хозяйственной деятельности предприятия.

Прибыль, в своей экономической сущности, является чистым доходом коммерческой организации, т.е. когда все доходы предприятия превышают над расходами, которые непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью предприятия.

Значение прибыли можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, прибыль зависит в основном от качества работы на предприятии, также она повышает экономический интерес работников предприятия в рациональном использовании ресурсов. Всё это обусловлено тем, что прибыль - является основным источником производственного и социального развития предприятия. А если смотреть с другой стороны, то прибыль служит самым важным источником формирования государственного бюджета.

Убыток на предприятии отражает не только отсутствие чистого дохода, но также указывает на превышение расходов по текущей деятельности предприятия над всеми его доходами. Убыток и нормальная хозяйственная деятельность предприятия - это два несовместимых понятия в условиях рыночной экономики. Постоянный убыток приводит к снижению собственного и накопленного капитала, а следовательно и к банкротству.

На данном этапе развития рыночных отношений предприятию необходимо повышать эффективность своего производства, также повышать конкурентоспособность продукции и услуг, внедрять достижения научно-технического прогресса, вести эффективную форму хозяйствования и управления производством, активизировать предпринимательство, инициативы на производстве и т.д.

В связи с этим для достижения поставленных задач на предприятии требуется проведение экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. Обращая внимание на результаты такого анализа и делая заключения, на предприятии вырабатываются стратегия и тактика развития данной организации, обосновываются и строятся планы производства и принимаются управленческие решения. Также в этот же момент осуществляется контроль за выполнением таких планов либо же принятых управленческих решений, выявляются резервы повышения эффективности производительности, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Целью любой коммерческой организации в долгосрочном периоде становится максимизация стоимости данного предприятия (собственной стоимости). Что же касается максимизации прибыли, то она представляет собой не цель коммерческой организации, а одно из средств достижения выше поставленной цели. И следственно, вопросы правильного формирования, планирования, анализа доходов и расходов предприятия, а также финансовых результатов предприятия становятся на сегодняшний день одними из самых актуальных.

Так как экономика - решающая сфера деятельности человечества, то переход к рыночным отношениям требует масштабных и глубоких сдвигов в экономике. Человечеству просто необходимо осуществить переориентацию производства на рациональное и эффективное использование ресурсной базы, провести интенсификацию полностью всего производства. Для перехода необходимо подготовить экономику, в которой всесторонне и эффективно развиты производительные силы и производственные отношения, должен быть хорошо отлажен хозяйственный механизм.

Целью данной работы является исследовать максимально-эффективные механизмы и способы управления доходами предприятия с целю дальнейшей максимизацией прибыли предприятия. Также необходимо исследовать правовые и нормативные аспекты регулирования доходов предприятия.

Для осуществления поставленных задач в данной работе необходимо:

Определить экономическую сущность доходов и их видов

Оценить динамику доходов по видам;

Также оценить динамику структуры доходов;

Проследить организацию и методы планирования доходов на предприятии;

Проанализировать полученную информацию и найти методы совершенствования управления доходами на предприятии.

прибыль коммерческий доход планирование

Сущность дохода, факторы, влияющие на его величину

Результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает доход.

Эффективность ведения производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия отражается в финансовых результатах.

В условиях рынка каждый хозяйствующий субъект (предприятие) выступает как обособленный, экономически и юридически независимый товаропроизводитель. Такой хозяйствующий субъект имеет право самостоятельно выбирать сферу бизнеса, формировать товарный ассортимент своего производства, определять затраты, формировать цены, учитывать выручку от реализации своей продукции, а следовательно, выявлять прибыль или убыток по результатам своей хозяйственной деятельности. Получение прибыли в результате хозяйственной деятельности условиях рынка - это одна из главных целей производства субъекта хозяйствования. Но достижение этой цели возможно только в одном случае, если предприятие такую продукцию (работы, услуги), которая по своим потребительским свойствам и качествам отвечает потребностям общества.

Согласно ПОЛОЖЕНИЯ (СТАНДАРТОВ) БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 15 "ДОХОД", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 29 ноября 1999 г. № 290, «доход признается при увеличении актива или уменьшении обязательства, что обусловливает рост собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, что оценка дохода может быть достоверно определена».

Также согласно этого же П(с)БУ 15 «не признаются доходами следующие поступления от других лиц:

Сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, других налогов и обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет и внебюджетные фонды.

Сумма поступлений по договору комиссии, агентскому и другому аналогичному договору в пользу комитента, принципала и т.п.

Сумма предварительной оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

Сумма аванса в счет оплаты продукции (товаров, работ, услуг).

Сумма задатка под залог или в погашение займа, если это предусмотрено соответствующим договором.

Поступления, принадлежащие другим лицам.

Поступления от первоначального размещения ценных бумаг. «

Также доходом называют сумму денежных средств и материальных благ, получаемых или производимых домашними хозяйствами за определенный промежуток времени.

Согласно П(с)БУ 15 для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:

основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);

финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);

чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).

Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, как и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.

Признанные доходы классифицируются в бухгалтерском учете по следующим группам (согласно П(с)БУ 15):

доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

прочие операционные доходы;

финансовые доходы;

прочие доходы;

чрезвычайные доходы.

Доходы, полученные от основной и не основной деятельности, составляют совокупный доход предприятия.

Согласно того же П(с)БУ 15 - «доход (выручка) от реализации продукции (товаров, других активов) признается в случае наличия всех приведенных ниже условий:

покупателю переданы риски и выгоды, связанные с правом собственности на продукцию (товар, другой актив);

предприятие не осуществляет в дальнейшем управления и контроля за реализованной продукцией (товарами, другими активами);

сумма дохода (выручка) может быть достоверно определена;

существует уверенность, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод предприятия, а расходы, связанные с этой операцией, могут быть достоверно определены.»

Если доход (выручка) от предоставления услуг не может быть достоверно определен, то он отражается в бухгалтерском учете в размере определенных расходов, подлежащих возмещению.

На производственном предприятии процесс образования дохода проходит в два этапа:

Первый этап - доход образуется при создании новой стоимости, т.е при создании новой продукции. Однако производственная форма прибыли предприятия (доход, заключенный во вновь созданной продукции) предстает лишь в ее потенциальном виде. Доход может быть получен предприятием только после реализации произведенной продукции на рынке;

Второй этап - созданный в процессе производства доход окончательно выявляется после купли - продажи производственной продукции, в ходе которой реализуется вся товарная стоимость.

Прибыль как форма реализованной стоимости полностью завершает весь процесс формирования дохода производственного предприятия.

На величину доходов, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят:

уровень хозяйствования,

компетентность менеджера,

конкурентоспособность продукции,

зарплату,

уровень цен на реализуемую продукцию,

уровень организации производства и труда.

Практически вне сферы воздействия находятся факторы внешней среды:

уровень цен на потребляемые ресурсы,

конкурентная среда,

барьеры входа,

налоговая система,

государственные органы управления,

политические, социальные, культурные, религиозные и другие.

Величина доходов зависит от направлений деятельности хозяйствующего субъекта:

производственного,

коммерческого,

технического,

финансового .

Правовое и нормативное регулирование доходов

Основным нормативным актом, который регулирует хозяйственную деятельность предприятий, является Закон «О предприятиях в Украине».

В данном законе регулируются вопросы о:

создании предприятий;

порядке регистрации организаций;

правовом режиме имущества, принадлежащего зарегистрированному предприятию;

самоуправлении в трудовом коллективе;

управлении предприятием;

всех видах деятельности предприятия, ликвидации или реорганизации зарегистрированных предприятий.

Закон главным образом направлен на обеспечение самостоятельности предприятий в своей хозяйственной деятельности. Также этот закон определяет права и ответственность предприятий в осуществлении своей хозяйственной деятельности, выступает регулятором отношений предприятий с иными предприятиями и организациями, и с органами местного самоуправления.

Но также, правовое регулирование хозяйственной деятельности предприятий проводится Гражданским кодексом Украины, Законами Украины

«О хозяйственных обществах»;

«О предпринимательстве»;

«О приватизации имущества государственных предприятий»;

«О собственности»;

«О внешнеэкономической деятельности»;

«О режиме иностранного инвестирования»;

«О коллективном сельскохозяйственном предприятии»;

и множеством других Законов Украины.

Что касается непосредственно доходов предприятия, основным законодательным актом, регулирующим определение доходов является Положение стандартов бухгалтерского учета № 15 «Доход», утверждено приказом Министерства финансов Украины от 29 ноября 1999 г. № 290, зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 14 декабря 1999 г. под № 860/4153. В этом положении оговаривается определение дохода, условия признания дохода, его классификация в зависимости от видов деятельности самого предприятия.

Также одним из важных нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы по поводу доходов предприятия является Закон Украины о налогообложении доходов предприятий и организаций.

Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Запорожская кондитерская фабрика основана на основе решения Исполнительного комитета Запорожского областного Совета депутатов трудящихся за №55 от 13 ноября 1945 года с присвоением ей названия "Запорожская кондитерская фабрика". В 1946 году организовано производство карамели по улицы Артема 7 и мучных изделий по улице Чапаева 14 - бисквитная фабрика. В 1947 году создан конфетный цех по ул. Артема 7. В 1971 году - обьеденение предприятия Запорожской кондитерской фабрики и бисквитной фабрики в одно предприятие под названием Запорожская кондитерская фабрика им."40-летия КП Украины". Первое отделение - это три производственных цеха по изготовлению конфет и карамели и вспомогательные службы. Второе отделение - халвично - вафельный цех, бисквитный цех и транспортный отдел. В 1992 году распоряжениям исполкома Октябрьского Совета народных депутатов №241-р от 31.12.1992 года, зарегистрировано организацию арендаторов Запорожской кондитерской фабрики. В 1994 году основано закрытое акционерное общество "Запорожская кондитерская фабрика" на основе решения Учредительных собраний основателей от 15.10.1994 года зарегистрировано распоряжением городского Совета народных депутатов от 28.12.1994 года №894-р. В 2000 году создано открытое акционерное общество "Запорожская кондитерская фабрика" соответственно решениям общих собраний акционеров зарегистрировано отделом регистрации и единственного реестра Запорожского городского совета народных депутатов от 28.03.2000 года.

Запорожская кондитерская фабрика выпускает максимально широкий ассортимент кондитерских изделий, а именно: конфеты, печенье, вафли, мармелад, драже, и халва, из натурального сырья. Кондитерских рынок один из наиболее привлекательных и динамически развивающихся в Украине. Перспективным сегментом является сегмент "Премиум". Спрос постепенно стал смещаться от карамели к шоколаду. Стремительное развитие кондитерской продукции высокого ценового сегмента вызванного увеличением платежеспособности спроса населения.

Компании - лидеры ориентируются на долгосрочные рыночные тренды: планово сокращают продукты неперспективных направлений, таких названных "сладости вчерашнего дня" и фокусируются на перспективных и (востребованных) потребителем сегментах, - прежде всего шоколадных изделий премиум класса. Похожая стратегия позволяет компании в будущем укрепить свои позиции на рынке. Рынок кондитерских изделий (подвержен) сезонному фактору: максимальный объем продажа приходится на октября - апреля, в летний период - спад продаж. Продукция ООО "ЗКФ" реализуется на территории всей Украины, а также экспортируется в Россию, Молдову, Азейбарджан, Грузию, Дагестан, Казахстан, Прибалтику, и Израиль.

Предприятие несет риски связанные с:

введением высоких таможенных собраний при выходе на заграничных рынках;

ростом конкуренции на отечественном и заграничном рынках;

повышением закупочных цен на сырье;

экономической и политической ситуацией в стране.

Мероприятия по уменьшению рисков:

своевременное исследование изменений на рынке;

анализ и прогноз рыночной ситуации;

четкий контроль качества продукции;

использование мероприятий по стимулированию сбыта;

усовершенствование технологий производства;

вывод новой продукции.

ООО "ЗКФ" использует оптовые и розничные каналы сбыта своей продукции. Методы продажи что используются предприятием - прямые и непрямые. На данный момент на рынке кондитерских изделий Украины работают около 800 предприятий (несколько лет тому назад их насчитывалось гораздо меньше - приблизительно 500). из них 28 считаются крупными. При этом, больше двух третьих всего рынка и три четверти экспорта контролируют 9 производителей кондитерской отрасли, а именно - АВК, Бисквит-шоколад, Житомирские лакомства, Конти, Kraft Foods Украина, Полтавакондитер, Рошен, "Мир лакомств" и "Свиточ".

ООО"ЗКФ" входит до 28 наибольших предприятий и занимает 2% кондитерского рынка Украины.

Производство шоколада - наиболее перспективный сектор кондитерской отрасли, где есть возможность роста за счет выпуска новых видов продукции, а также высококачественных дорогих товаров. Основная причина этого - потребление шоколада на душу населения в Украине составляет 16,5кг/чел. и является одним из наиболее высоких показателей в Восточной Европе. За последними маркетинговыми исследованиями шоколад занимает к трети рынка кондитерских изделий, а в России - до 45%. Некоторые компании делают ставку на плитку большего веса и батончики. В этой категории лидирующие позиции занимают ROSHEN, Nestle, Корона. В перспективе достаточно интересным направлением являются кондитерские изделия что не содержат сахар. В Украине ежегодно растет заболеваемость сахарным диабетом. Этот сегмент рынка достаточно свободен. Но главная проблема производителей - ассортимент. Только за счет разнообразия товара можно увеличить рентабельность этого бизнеса.

Планы развития ТОВ"ЗКФ":

освоение выпуска высокорентабельных видов кондитерских изделий и захвата до 2009 года 3% национального рынка Украины;

построить оптимальную систему дистрибуции и распределения товара как по территории Украины, так и за ее пределами;

повышение репутации надежного партнера путем проведения благоприятной для клиента ценовой и товарной политики;

поддержка имиджа компании у потребителей, как компании что беспокоится о своих клиентах, предлагая качественную продукцию по доступной цене;

создать корпоративную культуру, в залог успешной работы команды;

достичь максимального представления продукции в оптово - розничной сети на территории всей Украины.

Основными поставщиками сырья и материалов для производства продукции в течение 2008 года были ООО "Синтез -Трейд", ООО "Астарта Киев", ООО "ТД "Крахмалопродукт" и ООО "Агрокосм".


Табл. 3.1 Технико-экономические показатели деятельности ООО"ЗКФ".

№ п/п

Показатели

2009

2010

Темп роста , %

1

Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн.

113408,3

116528

102,75

2

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн.

98705,9

102187

103,53

3

Финансовые результаты от обычной деятельности, тыс. грн.

441,2

359

81,37

4

Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг), тыс. грн.

85167,2

85909

100,87

5

Операционные затраты, тыс. грн.

102190,4

100462

98,31

6

Материальные затраты, тыс. грн.

71128,7

69623

97,88

7

Материальные затраты, %.

0,696041

0,69303

99,57

8

Затраты на оплату труда, тыс. грн.

16250,4

15017

92,41

9

Затраты на оплату труда, %.

0,159021

0,14948

94,00

10

Товарооборот на одного работника, тыс. грн.

113,0691

138,066

122,11

11

Рентабельность затрат, %.

0,965902

1,01717

105,31

12

Рентабельность товарооборота, %.

0,870359

0,87693

100,76

13

Численность работников, человек.

1003

844

84,15


Оценка динамики доходов предприятия по видам

Анализ доходов организации проводится по данным Формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды в поквартальном, полугодовом, девятимесячном и годовом разрезах.

Это позволяет:

качественно оценить характер возникновения и содержание доходов и расходов;

проанализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение.

осуществлять контроль за их движением и состоянием;

выявлять факторы, оказавшие влияние на увеличение (снижение) доходов и расходов.

рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.

Для анализа доходов используются методы, аналогичные методам анализа бухгалтерского баланса: вертикальный и горизонтальный анализ, коэффициентный и факторный методы. При горизонтальном анализе доходов изучаются абсолютные изменения объемов доходов и темпы роста показателей, анализируются причины изменений с помощью качественных методов экономического анализа.

Проведение анализа динамики, состава и структуры доходов организации углубляется с помощью коэффициентных методов, характеризующих степень эффективности использования этих средств, исходя из данных. Рассчитываются следующие коэффициенты: рентабельность активов, рентабельность продаж, рентабельность расходов; доля выручки от продаж на 1 грн.. доходов; доходы на 1 грн. активов; доходы на 1 грн. расходов. Углубленный анализ коэффициентов проводится в случаях их резкого или систематического изменения в динамике. В этих случаях для выявления количественного влияния различных факторов на результативный показатель используются методы факторного анализа. Факторный анализ позволяет найти реальные пути изменения ситуации в пользу предприятия.

Табл. 4.1.1 Динамика доходов ООО «ЗКФ»

№ п/п

Показатели доходов

Ед. изм.

2009

2010

Отклонение ±

ТР, %

Δ ТР, %

1

Чистая выручка от реализации продукции

тыс.грн

98706

102187

+3481

103,52

+3.52

2

Операционные доходы

тыс.грн

13539

16278

+2739

120,23

+20.23

3

Доходы от финансовой деятельности

тыс.грн

544

1627

+1083

299,08

+199.08

4

Чистый доход

тыс.грн

-412

359

+771

87,1359

-12.86


Всего:

тыс.грн

112377

120451

+8074

107,19

+7,19


Рис. 4.1.1 «Динамика доходов ООО «ЗКФ»

Из выше приведенных данных мы видим, что выручка от реализации продукции увеличилась на 3481 тыс. грн, что составляет 3.52 %.

Еще с данной информации можно увидеть, что на предприятии (хоть и отсутствует чистый доход) наблюдается подъем производства, так как операционные доходы в 2010 году, по сравнению с 2009, выросли на 20%, что составляет 2739 тыс.грн. Также мы видим что предприятие активно ведет финансовую деятельность, так как в 2009 году доход от финансовой деятельности по сравнению с 2010 годом увеличился больше чем в 2 раза (на 199 % или на 1083 тыс.грн.)

Оценка динамики структуры доходов

Оценка и анализ прибыли (доходов) предприятия проводится по вертикальному принципу. Форма №2 годовой финансовой отчетности корректируется так, чтобы по ней было можно изучить динамику удельного веса основных элементов дохода организации и влияние различных факторов на изменение прибыли (доходов). При вертикальном анализе соответствующих статей формы № 2 рассчитывается удельный вес различных статей доходов в итоге по виду доходов, а также доля доходов от обычной, операционной, внереализационной и чрезвычайной деятельности в валовых доходах предприятия. Доля доходов и расходов разных видов, в том числе внереализационных, в общей сумме валового дохода предприятия может быть достаточно большой, однако основную часть, как правило, занимают доходы от основной деятельности. Если же это не так, то необходим более глубокий анализ причин, особенно когда ситуация повторяется в динамике. Слишком высокая доля финансовых доходов в течение длительного времени может свидетельствовать, также о том, что организация является производственной лишь формально.

Табл.4.2.1 Динамика структуры доходов ООО «ЗКФ»

№ п/п

Показатели доходов

2009

2010

Отклонение уд.веса, п.п



тыс. грн

уд.вес, %

тыс. грн

уд.вес, %


1

Чистая выручка от реализации продукции

98706

87,8347

102187

84,83699

-2,99771

2

Операционные доходы

13539

12,04784

16278

13,51421

1,46637

3

Доходы от финансовой деятельности

544

0,484085

1627

1,350757

0,866672

4

Чистый доход

-412

-0,36662

359

0,298047

0,66467


Всего:

112377

100

120451

100

-


Рис. 4.2.1 «Структура доходов ООО «ЗКФ» в 2009 г.»

Рис. 4.2.2 «Структура доходов ООО «ЗКФ» в 2010г.»

Уменьшение производственных фондов может поставить под угрозу нормальное функционирование хозяйствующего предприятия; если распродажа имущества осуществляется с определенной периодичностью (регулярно), это может привести к грани банкротства.

Анализируя данные табл. 4.2.1 можно сделать выводы, что наибольшую долю с структуре всех доходов составляет выручка от реализации более 80%, что составляет 98706 тыс. грн в 2009 году и 102187 тыс. грн в 2010 году. В 2010 году по сравнению с 2009 удельный вес выручки от реализации в общей сумме доходов уменьшился на 2,99771 процентных пункта. Доля операционных доходов увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 1,46637 процентных пункта, что составило 2739 тыс. грн. Также увеличились доходы от финансовой деятельности и чистый доход и их удельный вес в структуре всех доходов предприятия.

Резервы роста доходов предприятия

Доход от продажи продукции (работ, услуг) можно планировать на год, на квартал, месяц или оперативно. Это зависит от целей планирования.

Планирование дохода (затрат) на продаваемую продукцию (работы, услуги) на год, в наше время затруднено по причине нестабильности экономических условий хозяйствования.

Квартальное (помесячное) планирование дохода необходимо и осуществляется с целью определения прибыли.

Оперативное планирование проводится с целью контроля за поступлением дохода по факту на расчетные счета предприятия.

Доход от продажи продукции рассчитывается исходя из объема проданной предприятием продукции, на базе действующих цен без учета НДС, акцизов, сбытовых и торговых скидок.

НДС и акцизы, непосредственно включаются в цену товара, но они не принадлежат предприятию - производителю. И так как это косвенные налоги, то они поступают непосредственно в государственный бюджет страны. Аналогично торговые и сбытовые скидки не являются фактическим доходом предприятия, они относятся к посредническим организациям, реализующим продукцию непосредственно предприятия-производителя.

От величины и разнообразия расценок на каждый вид продукции, а так же на предоставляемые услуги, и от самого объема предоставленных услуг либо же реализованной продукции зависит непосредственно величина дохода предприятия.

Денежные поступления от другой деятельности предприятия, а также связанные с финансовыми и хозяйственными операциями предприятия (продажа валютных ценностей, выбытие основных средств, материальных оборотных и НМА, продажа ценных бумаг и т.д.) тоже включаются в состав валового дохода организации, но эти поступления не планируются, потому как носят нерегулярный характер.

В наше время в условиях хозяйствования для планирования валового дохода на предприятии применяют такое понятие, как «налоговый период».

Налоговый период бывает:

отчетный (налоговый) период, т. е. период с 1 января текущего года по 31 декабря текущего года;

отчетный (налоговый) квартал.

В налоговом законодательстве определено, что валовой доход организации исчисляется нарастающим итогом за весь отчетный период. Валовой доход на предприятии формируется не только в момент поступления средств от покупателя на р/с организации или в ее кассу, но и в момент непосредственной отгрузки продукции, а если это выполняются работы - то в момент фактического предоставления результатов заказчику о выполнении работ организацией. Именно поэтому этот факт необходимо учитывать при непосредственном планировании валового дохода предприятия.

Датой увеличения непосредственно валового дохода предприятия считается дата, что приходится на тот налоговый период, в течение которого происходит какое-либо событие, случившиеся ранее:

дата зачисления средств от заказчика на р/с предприятия (в кассу) для оплаты продукции (товаров, выполненных работ, услуг), которые подлежат продаже. А в случае продажи продукции (товаров, выполненных работ, услуг) за наличность - дата их оприходования в кассу организации, а при отсутствии таковой - дата инкассации наличности в банковское учреждение, в котором обслуживается предприятие;

дата отгрузки продукции, а если это работы (услуги) - то дата фактического предоставления результатов о выполнении работ (услуг) организацией.

Если предприятие ведет торговлю продукцией (предоставлением работ, услуг) с использованием дебетовых или кредитных карточек, разнообразных чеков, то датой увеличения валового дохода предприятия считается дата выписки соответствующего счета.

Если предприятие осуществляет торговлю продукцией (валютными ценностями) или работами (услугами) и использует торговые автоматы (либо же другое подобное оборудование, что не предусматривает наличия кассового аппарата), дата увеличения валового дохода организации - это дата выемки из таких торговых автоматов или такого оборудования денежной выручки.

Если оплата за продукцию либо услуги происходит с участием бюджетных средств, то датой увеличения валового дохода в случае продажи продукции считается поступление этих средств на расчетный счет организации. Либо же дата получения соответственных компенсаций в другом виде, например уменьшение задолженности данного предприятия по его обязательствам перед бюджетом.

Если предприятие осуществляет бартерные (товарообменные) операции, то датой увеличения валового дохода может считаться любое из событий, произошедших ранее:

если это продукция (товары), то дата ее отгрузки, а если это работы (услуги) - то это дата фактического предоставления результатов о выполнении работ (услуг) организацией;

либо же дата оприходования продукции (товаров), а если то работы (услуги), то это дата фактического получения результатов о выполнении работ (услуг) организацией.

Исходя из выше - приведенных требований в процессе планирования валового дохода организации крайне необходимо брать во внимание дату увеличения валового дохода предприятия.

Когда известна годовая общая сумма валового дохода, либо же сумма валового дохода на квартал, месяц, день, предприятию значительно легче владеть ситуацией по отношению к управлению собственными финансовыми ресурсами. В этом и состоит главная задача финансового планирования, которое основывается на планировании валового дохода предприятия.

Плановый объем дохода от продажи продукции определяется с помощью уравнения товарного баланса по следующей формуле:

Дрп = ВПп + ОПн + ОПк ,

где:

Дрп - доход от реализации продукции;

ВПп - объем выпуска продукции плановый;

ОПн - остатки непроданной продукции на начало планируемого периода;

ОПк - остатки непроданной продукции на конец планируемого периода.

Плановый доход от реализации продукции рассчитывается по оптовым ценам без налога на добавленную стоимость и без акциза.

Существует два метода расчета плановой величины дохода от реализации продукции:

метод прямого счета (поассортиментный);

метод укрупненного счета (в целом по предприятию).

Первый метод достаточно простой и точный в расчетах. Но он является очень трудоемким для тех организаций, у которых широкий ассортимент выпуска продукции.

Суть этого метода - для каждой позиции в ассортименте определяются:

планируемые остатки нереализованной продукции на начало периода планирования;

запланированные остатки этой же продукции на конец периода планирования;

план выпуска продукции (без учета НДС и акцизного сбора).

Чтобы рассчитать данные для планового выпуска продукции, необходимо чтобы планово - экономический отдел предоставил информацию, также необходимо чтобы бухгалтерия или отдел сбыта продукции предоставил ведомости о переходящих остатках нереализованной продукции.

В современных условиях на предприятии может возникнуть такая ситуация, когда продукция заказчику отгружена, но не оплачена им в срок. В связи с эти на предприятии на конец планируемого периода иногда формируются остатки продукции отгруженной, но не оплаченной. Проблема в том, что предприятиям, которые ведут свою хозяйственную деятельность на принципах самостоятельности и самоокупаемости, недопустима ситуация, когда в конце планируемого периода у них имеется задолженность покупателей за полученную ими продукцию. Важным заданием финансовых отделов предприятия является улучшение состояния расчетов покупателей за поставленную ими продукцию. В том случае, если предприятие отгружает готовую продукцию с условием предоплаты, то при планировании дохода от реализации продукции, не планируются такие остатки продукции отгруженной, но не оплаченной. Но в том случае, если предприятие, отгружает свою продукцию заказчикам без предварительной оплаты, то есть необходимость планировать остатки такой продукции на конец планового периода, в связи с тем, что объем отгруженной, но не оплаченной продукции существенно влияет на финансовое состояние предприятия - поставщика в планируемом периоде.

Доходы предприятия от иной деятельности, обычно, не планируются, в связи с тем, что носят единоразовый характер.

В том случае, когда предприятие имеет постоянные поступления от определенных видов хозяйственной деятельности, то эти доходы планируются теми же методами, что и доходы от продажи продукции.

Любое предприятие, неважно какой формы собственности или организациии, осуществляя свою хозяйственную деятельность, вступает в различные отношения с иными предприятиями, организациями и отдельными гражданами.

Предприятие имеет определенные права (вести предпринимательскую деятельность, обращаться за кредитом в крудитные учреждения) а также выполняет определенные обязанности (производит товары либо предоставляет услуги, заключает сделки).

Предприятие, в качестве юридического лица, исполняет сделки, заключает договоры, но как таковое оно не может определить главные цели своей деятельности, либо подписать контракт, или оформить человека на работу. Это выполняют люди, выступающие непосредственно от имени предприятия.

Управление предприятием должно осуществляться на основании Устава предприятия, который разработывпется в соответствии с законодательной базой Украины.

Основные составляющие эффективного управления организацией:

Сочетание общенациональных и корпоративных интересов.

Единство политики управления во всех подразделениях организации.

Доступность информации о структуре собственности организации, организационной структуре предприятия, структуре доходов и затрат на предприятии.

Комплексный подход к управлению всей ресурсной базой предприятия, использование развивающихся технологий менеджмента, и информационных технологий.

«Прозрачность» бизнеса а также доступность информации о результатах хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, о характереи направлении производства. Формирование отчетов для инвесторов, контрагентов, акционеров.

Как уже было сказано - одним из способов управления доходами на предприятии - это их планирование.

Эффективное и рациональное управление доходами предприятия предполагает решение задач, способствующих росту конечного финансового результата хозяйственной деятельности предприятия.

Увеличению доходов предприятия способствуют:

·      управление затратами (постоянными и переменными);

·        управление товарооборачиваемостью продукции;

·        ценовая политика (увеличение нормы прибыли).

Чтобы выполнить план мероприятий по совершенствованию управления доходами прдприятия, предполагается выполнение следующих действий:

. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Также важна заинтересованность предприятия в производсве наиболее необходимых для рынка изделий.

. Проведение рациональной и эффективной политики в вопросах подготовки персонала.

. Повышение эффективности деятельности предприятия в сбытовой политике.

. Снижение непроизводительных затрат и потерь в производстве.

. Применение на практике оперативного учета затрат на производство продукции.

. Применение достижений научно - технического прогресса для решения задач анализа доходности предприятия и рентабельности.

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.

Также к мероприятиям по совершенствованию управления доходами предприятия также относятся мероприятия по увеличению таких доходов, снижению себестоимости реализованной продукции, мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики.

Выводы

В рыночной экономике действует форма организации хозяйственной деятельности, в которой потребители и производители действуют самостоятельно, на основании экономических мотивов а также конкуренции.

Одними из главных ориентиров в определении экономического курса для предприятия служат показатели финансовых результатов, т.е. показатели прибыли либо же убытка.

Значение прибыли можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, прибыль зависит в основном от качества работы на предприятии, также она повышает экономический интерес работников предприятия в рациональном использовании ресурсов. Всё это обусловлено тем, что прибыль - является основным источником производственного и социального развития предприятия. А если смотреть с другой стороны, то прибыль служит самым важным источником формирования государственного бюджета.

В ходе данной работы была определена экономическая сущность доходов и их видов. Также в ходе работы была исследована динамика доходов предприятия ООО "ЗКФ", проведен анализ структуры тех же доходов.

В процессе исследования доходов ООО "ЗКФ" была отслежена организация и методы планирования доходов на предприятиях, проанализированы и сформированы методы и пути совершенствования управления доходами организации.

Проанализировав данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «ЗКФ» можно сделать выводы, что выручка от реализации продукции увеличилась на 3481 тыс. грн, что составляет 3.52 %. Также можно увидеть, что на предприятии (хоть и отсутствует чистый доход) наблюдается подъем производства, так как операционные доходы в 20010году, по сравнению с 2009 годом , выросли на 20%, что составляет 2739 тыс. грн.

Также прослеживается тот факт, что предприятие активно ведет финансовую деятельность, так как в 2010 году доход от финансовой деятельности по сравнению с 2009 годом увеличился больше чем в 2 раза (на 199 % или на 1083 тыс. грн.)

Анализируя полученные данные можно сделать выводы, что наибольшую долю с структуре всех доходов составляет выручка от реализации более 80%, что составляет 98706 тыс. грн в 2009 году и 102187 тыс. грн в 2009 году. В 2010 году по сравнению с 2009 удельный вес выручки от реализации в общей сумме доходов уменьшился на 2,99771 процентных пункта. Доля операционных доходов увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 1,46637 процентных пункта, что составило 2739 тыс. грн. Также увеличились доходы от финансовой деятельности и чистый доход и их удельный вес в структуре всех доходов предприятия.

Литература

.Річний звіт ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК», м. Дніпропетровськ, 2009

.Річний звіт ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК», м. Дніпропетровськ, 2010

.А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. Финансы предприятий. - М., ИНФРА - М - 343 с.

.Сафронов, Н.А. Экономика предприятия: учебник /Н.А. Сафронов. - М.: Юристъ, 2002 - 195с.

.Анализ хозяйственной деятельности предприятия./ Савицкая Г.В. Минск, ООО «Новое знание», 2001 год.

.Национальные стандарты бухгалтерського учета

.С. Ф. Покропивный. Экономика предприятия. - К.:КНЭУ, 2000.

.С. Ф. Покропивный. Экономика предприятия. - К.:КНЭУ, 2003.

.І. М. Бойчик. Економіка підприємства. - К.: «Атіка», 2002.

.Т. П. Макаровська, Н. м. Бондар. Економіка підприємства. - К.: МАУП, 2003.

.В.О. Протопопова, А. Н. Полонський. Економіка підприємства. /Навч.посібник. - К.: ЦУЛ, 2003.

.С. Г. Беляева, В. И. Кошкина. Теория и практика антикризисного управления: ученик для вузов. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

.А. С. Иванилов. Экономика предприятия: ученик. - К.: ЦУЛ, 2009. - 728с.

Приложения

Приложение А

Таблица. Баланс на 31.12.2010

Актив

Код рядка

На початок звітного періоду

На кінець звітного періоду

1

2

3

4

I. Необоротні активи

Нематеріальні активи:

- залишкова вартість

010

49

45

- первісна вартість

011

61

72

- накопичена амортизація

012

( 12 )

( 27 )

Незавершене будівництво

020

4847

5343

Основні засоби:

- залишкова вартість

030


- первісна вартість

031


- знос

032

( 15983 )

( 17459 )

Довгострокові біологічні активи::

- справедлива (залишкова) вартість

035

0

0

- первісна вартість

036

0

0

- накопичена амортизація

037

( 0 )

( 0 )

Довгострокові фінансові інвестиції:

- які обліковуються за методом участі в капіталі інших підприємств

040

0

0

- інші фінансові інвестиції

045

8

8

Довгострокова дебіторська заборгованість

050

0

14

Справедлива (залишкова) вартість інвестиційної нерухомості

055

0

0

Первісна вартість інвестиційної нерухомості

056

0

0

Знос інвестиційної нерухомості

057

( 0 )

( 0 )

Відстрочені податкові активи

060

405

0

Гудвіл

065

0

0

Інші необоротні активи

070

0

0

Гудвіл при консолідації

075

0

0

Усього за розділом I

080

21596

21387

II. Оборотні активи

Виробничі запаси

100

8041

5325

Поточні біологічні активи

110

0

0

Незавершене виробництво

120

0

35

Готова продукція

130

3252

1966

Товари

140

58

61

Векселі одержані

150

0

0

Дебіторська заборгованість за товари, роботи, послуги:

- чиста реалізаційна вартість

160

9212

9443

- первісна вартість

161

9329

9487

- резерв сумнівних боргів

162

( 117 )

( 44 )

Дебіторська заборгованість за рахунками:

- за бюджетом

170

1697

3493

- за виданими авансами

180

345

1021

- з нарахованих доходів

190

0

0

- із внутрішніх розрахунків

200

152

153

Інша поточна дебіторська заборгованість

210

527

459

Поточні фінансові інвестиції

220

0

0

Грошові кошти та їх еквіваленти:

- в національній валюті

230

323

1484

- у т.ч. в касі

231

0

11

- в іноземній валюті

240

26

14

Інші оборотні активи

250

84

22

Усього за розділом II

260

23717

23476

III. Витрати майбутніх періодів

270

8

8

IV. Необоротні активи та групи вибуття

275

0

0

Баланс

280

45321

44871


Таблица

Пасив

Код рядка

На початок звітного періоду

На кінець звітного періоду

1

2

3

4

I. Власний капітал

Статутний капітал

300

11416

11416

Пайовий капітал

310

0

0

Додатковий вкладений капітал

320

15

15

Інший додатковий капітал

330

2123

2135

Резервний капітал

340

611

611

Нерозподілений прибуток (непокритий збиток)

350

14963

15316

Неоплачений капітал

360

( 0 )

( 0 )

Вилучений капітал

370

( 0 )

( 0 )

Накопичена курсова різниця

375

0

0

Усього за розділом I

380

29128

29493

Частка меншості

385

0

0

II. Забезпечення наступних виплат та платежів

Забезпечення виплат персоналу

400

336

0

Інші забезпечення

410

0

0

Сума страхових резервів

415

0

0

Сума часток перестраховиків у страхових резервах

416

0

0

Цільове фінансування

420

0

0

Усього за розділом II

430

336

0

ІІІ. Довгострокові зобов’язання

Довгострокові кредити банків

440

0

0

Інші довгострокові фінансові зобов’язання

450

0

0

Відстрочені податкові зобов’язання

460

0

100

Інші довгострокові зобов’язання

470

0

0

Усього за розділом III

480

0

100

ІV. Поточні зобов’язання

Короткострокові кредити банків

500

0

0

510

0

0

Векселі видані

520

2400

0

Кредиторська заборгованість за товари, роботи, послуги

530

11173

13334

Поточні зобов’язання за розрахунками:

- з одержаних авансів

540

262

176

- з бюджетом

550

212

521

- з позабюджетних платежів

560

0

0

- зі страхування

570

495

303

- з оплати праці

580

1193

792

- з учасниками

590

0

0

- із внутрішніх розрахунків

600

0

0

Зобов'язання, пов'язані з необоротними активами та групами вибуття, утримуваними для продажу

605

0

0

Інші поточні зобов'язання

610

122

152

Усього за розділом IV

620

15857

15278

V. Доходи майбутніх періодів

630

0

0

Баланс

640

45321

44871




Приложение Б

Таблиця. Звіт про фінансові результати за 2010 рік

Стаття

Код рядка

За звітний період

За попередній період

1

2

3

4

Доход (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)

010


Податок на додану вартість

015

( 12629 )

( 14507 )

Акцизний збір

020

( 0 )

( 0 )


025

( 0 )

( 0 )

Інші вирахування з доходу

030

( 1712 )

( 195 )

Чистий доход (виручка) від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)

035


Собівартість реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)

040

( 85909 )

( 85167 )

Валовий прибуток:

- прибуток

050

16278

13539

- збиток

055

( 0 )

( 0 )

Інші операційні доходи

060

41592

26917

У т.ч. дохід від первісного визнання біологічних активів і сільськогосподарської продукції, одержаних у наслідок сільськогосподарської діяльності

061

0

0

Адміністративні витрати

070

( 6576 )

( 5805 )

Витрати на збут

080

( 7849 )

( 7699 )

Інші операційні витрати

090

( 41818 )

( 26408 )

У т.ч. витрати від первісного визнання біологічних активів і сільськогосподарської продукції, одержаних у наслідок сільськогосподарської діяльності

091

( 0 )

( 0 )

Фінансові результати від операційної діяльності:

- прибуток

100

1627

544

- збиток

105

( 0 )

( 0 )

Доход від участі в капіталі

110

0

0

Інші фінансові доходи

120

11

13

Інші доходи

130

406

74

Фінансові витрати

140

( 338 )

( 80 )

Втрати від участі в капіталі

150

( 0 )

( 0 )

Інші витрати

160

( 180 )

( 110 )

Прибуток (збиток) від впливу інфляції на монетарні статті

165

0

0

Фінансові результати від звичайної діяльності до оподаткування:

- прибуток

170

1526

441

- збиток

175

( 0 )

( 0 )

У т.ч. прибуток від припиненої діяльності та/або прибуток від переоцінки необоротних активів та групи вибуття у наслідок припинення діяльності

176

0

0

У т.ч. збиток від припиненої діяльності та/або збиток від переоцінки необоротних активів та групи вибуття у наслідок припинення діяльності

177

( 0 )

( 0 )

Податок на прибуток від звичайної діяльності

180

( 1167 )

( 858 )

Дохід з податку на прибуток від звичайної діяльності

185

0

0

Фінансові результати від звичайної діяльності:

- прибуток

190


- збиток

195


Надзвичайні:

- доходи

200

0

6

- витрати

205

( 0 )

( 0 )

Податки з надзвичайного прибутку

210

( 0 )

( 1 )

Частка меншості

215

0

0

Чистий:

- прибуток

220

359

0

- збиток

225

( 0 )

( 412 )

Забезпечення матеріального заохочення

226

0

0


Примітки

Основнi засоби вiдображенi за залишковою вартiстю на початок року 49 тис.грн., на кiнець року - 45 тис.грн. Нематерiальнi активи за первiсною вартiстю на початок року становили 61 тис.грн., а на кiнець року - 72 тис.грн. Переоцiнка матерiальних активiв не здiйснювалась. Нарахування зносу проводиться за податковим методом. Витрат на розробки та дослiдження товариство не має. угод на придбання нематерiальних активiв у майбутньому не має. Нематерiальних активiв придбаних за рахунок цiльового фiнансування не має.

Довгостроковi фiнансовi iнвестицiї, якi облiковуються за методом участi в капiталi iнших пiдприємств на кiнець року: фiнансовi iнвестицiї, якi включенi до статтi "Iншi фiнансовi iнвестицiї", становили 8 тис.грн., в тому числi АТ"Кондитерська промисловiсть" - 5тис.грн., акцiї ТД"Держхарчопром" - 1тис.грн., акцiї "Укрсоцбанку" - 1,6тис.грн., "Укркондитер"-0,7тис.грн. Запаси у балансi враховуються за середньозваженою собiвартiстю. Виробничi запаси за балансовою вартiстю на кiнець року становили 5 325 тис.грн., в тому числi незавершене виробництво - 35 тис.грн., готова продукцiя - 1 966 тис.грн.

Запасiв переданих на комiсiю та у заставу не має. Балансова вартiсть запасiв на кiнець року: сировина i матерiали 3964 тис.грн., паливо - 30 тис.грн., тара i тарнi матерiали - 467 тис.грн., готова продукцiя - 1966 тис.грн., запаснi частини - 503 тис.грн., швидкозношуванi предмети - 30 тис.грн. Товарнi запаси вiдображаються у облiку за чистою вартiстю та за вирахуванням торгiвельної надбавки. Довгострокова дебiторська заборгованiсть на кiнець року вiдсутня. Резерв сумнiвних боргiв складає 44 тис.грн. Дебiторська заборгованiсть за товари, послуги за строками не погашення усього складає 9487 тис.грн., у тому числi: до 3-х мiсяцiв - 1912 тис.грн., 3 - 6 мiсяцiв - 4тис.грн., вiд 18 мiсяцiв - 2215тис.грн. Iнша поточна заборгованiсть - 459 тис.грн., в тому числi за строками погашення: до 12 мiс. - 107 тис.грн., 12-18 мiс. - 309 тис.грн., 18-36 мiс.- 43 тис.грн. Дебiторська заборгованiстьза розрахунками на кiнець року: з бюджетом - 3493 тис.грн., за виданими авансами - 1021 тис.грн.,внутрiшнiх розрахункiв - 153 тис.грн. Сума поточних зобов'язань товариства становить на кiнець року - 15278 тис.грн. Кредиторська заборгованiсть за товари, роботи, послуги становить 13334 тис.грн., строк погашення вiд 10 до 20 робочих днiв. Поточнi зобов'язання за розрахунками на кiнець року: з одержаних авансiв - 176 тис.грн., з бюджетом 521 тис.грн., за оплату працi - 792 тис.грн., зi страхування - 303 тис.грн. Статутний капiтал з початку року - 11416 тис.грн., на кiнець року - 11416 тис.грн. Незареєстрованих випускiв акцiй не має. Додатково вкладений капiтал - 15 тис.грн. Iнший додатковий капiтал становить на кiнець року 2135 тис.грн., сформований за рахунок дооцiнки майна товарно-матерiальних цiнностей. Резервний капiтал становить 611 тис.грн. Виправлення помилок минулих перiодiв - 6 тис.грн.

Таблиця. Елементи операційних витрат

Найменування показника

Код рядка

За звітний період

За попередній період

1

2

3

4

Матеріальні затрати

230

69623

71129

Витрати на оплату праці

240

15017

16250

Відрахування на соціальні заходи

250

5441

5970

Амортизація

260

1956

1909

Інші операційни витрати

270

8425

6932

Разом

280

100462

102190


Таблиця. Розрахунок показників прибутковості акцій

Назва статті

Код рядка

За звітний період

За попередній період

1

2

3

4

Середньорічна кількість простих акцій

300

2283215

2283215

Скоригована середньорічна кількість простих акцій

310

2283215

2283215

Чистий прибуток, (збиток) на одну просту акцію

320

0.15723

0.18045

Скоригований чистий прибуток, (збиток) на одну просту акцію

330

0.15723

0.18045

Дивіденди на одну просту акцію

340

0

0

Примiтки

Дохiд вiд реалiзацiї за звiтний перiод - 116528 тис.грн. Чистий дохiд вiд реалiзацiї продукцiї - 102187 тис.грн. Собiвартiсть реалiзованої продукцiї - 85909 тис.грн. Фiнансовий результат вiд звичайної дiяльностi - прибуток - 359 тис.грн. Операцiйнi витрати за звiтний рiк по елементам: матерiальнi затрати - 69623 тис.грн.; затрати на оплату працi - 15017 тис.грн.; вiдрахування на соцiальнi заходи - 5441 тис.грн.; амортизацiя - 1956 тис.грн.; iншi операцiйнi витрати - 8425 тис.грн.

Похожие работы на - Механизмы и способы управления доходами предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!