Организация использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ИРКУТСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра СДМ и
ГС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
к курсовому
проекту
по дисциплине
«Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства»
«Организация
использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ»
Выполнил студент Ануфриев Н.Н.
Руководитель В.И.Крысенко
Иркутск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Постановка задачи и исходные данные
. Построение начального плана
. Проверка оптимальности полученного распределения
. Улучшение полученного распределения
. Определение эффективности от применения оптимального распределения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Научная дисциплина «Комплексная механизация, автоматизация и
механовооруженность строительства» представляет систему знаний в процессах
функционирования средств механизации и совокупность методов для эффективного
решения задач комплексной механизации, автоматизации и механовооруженности
строительства. Основная задача данного курса - привести в необходимое
соответствие средства механизации и выполнения работы.
В современных условиях возрастает разнообразие объектов и условий
строительства, расширяется номенклатура строительных и дорожных машин и оборудования,
повышается их уровень автоматизации, расширяется сфера использования,
ускоряется темп сменяемости моделей машин и темп выполнения
строительно-монтажных работ.
Курсовая работа ставит своей целью приобретение студентами навыков
применения современных методов оптимизации при организации оптимального
использования строительно-дорожных машин, излагаемых в курсе лекций «КОМПЛЕКСНАЯ
МЕХАНИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНОВООРУЖЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА»
1. Постановка задачи и исходные данные
Дорожно-строительная организация ведет строительство пяти автомобильных
дорог, для которых поставляется песчано-гравийная смесь из четырех карьеров
местных строительных материалов.
Расстояние между соответствующими карьерами и дорогами известно и
обозначено L ij - расстояние от i -го карьера до j-
ой дороги.
Расстояние между карьерами и строящимися дорогами Lij (км) приведено в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Поставщики
|
Потребители
|
|
Д1
|
Д2
|
ДЗ
|
Д4
|
Д5
|
К1
|
8
|
12
|
7
|
9
|
17
|
К2
|
12
|
10
|
11
|
14
|
20
|
К3
|
15
|
14
|
19
|
16
|
19
|
К4
|
23
|
11
|
14
|
18
|
20
|
Требуется определить оптимальное распределение объемов песчано- гравийной
смеси между потребителями с учетом имеющихся ограничений, исходя из минимальных
затрат транспортной работы, выраженной в [т км]
Таблица 1.2 Исходные данные:
№
|
Поставщики Vi ;
тн
|
Потребители Wj ;
тн
|
Отсутствует подъездной путь
между К и Д
|
1
|
600
|
600
|
500
|
200
|
100
|
500
|
600
|
600
|
300
|
К1
|
Д1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В данном случае между карьером К1 и дорогой Д1,
отсутствует подъездной путь и доставка этой дорогой груза из данного карьера
невозможна.
Имеет место ограничения в т:
где
n - число карьеров;
m - число дорог.
600+600+500+200
<
100+500+600+600+300
2. Построение начального плана
Т.к.
отсутствует подъездной путь между поставщиком К1 и потребителем Д1
необходимо в клетку К1Д1 поставить вместо действительно
расстояния на порядок больше самого большого расстояния в матрице и тем самым
выполнить условие математической записи отсутствия проезда
К1Д1
= L11 =8*10=80км → ∞
В
данном случае объем разрабатываемой песчано-гравийной смеси меньше количества,
необходимого для строительства дорог, поэтому в матрицу необходимо ввести так
называемого «фиктивного» поставщика, для которого вводится отдельный столбец.
Его наличие груза над суммарным объемом поставок. Вместо расстояния в клетках
этого столбца матрицы записывается произвольное значение пути, обычно равное 0;
Из
условий решаемой задачи известно, о превышении поставляемого объема разрабатываемой
песчано-гравийной смеси над потребляемым, и об отсутствии подъездного пути
между поставщиком К1 и потребителем Д1, тогда исходная матрица может быть
записана в виде табл. 2.1.
Таблица
2.1
Потребители
|
Поставщики
|
|
К1
|
К2
|
КЗ
|
К4
|
Кф
|
Д1
|
80
|
12
|
15
|
23
|
0
|
Д2
|
12
|
10
|
14
|
11
|
0
|
ДЗ
|
7
|
11
|
19
|
14
|
0
|
Д4
|
23
|
14
|
16
|
18
|
0
|
Д5
|
17
|
20
|
19
|
20
|
0
|
В рассматриваемой матрице расстояние L34 выбирается
значительно большим, чем действительное, с целью выполнения условия
К1Д1 = L11 =8* 10=80км → ∞
Поскольку объем поставляемого груза меньше чем объем потребления, то
вводим в матрицу столбец фиктивного поставщика Кф с объемом
потребления Vф, равным
строительный
машина транспортный распределение
Vф=2100-1900=200 тн.
Таблица
2.2
Потребители
|
Впом.
|
Поставщики
|
Количество потребляемого
материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д 1
|
|
80
|
12*
|
15 100
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
|
12 300
|
10**
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
|
7** 300
|
11 300
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
|
23
|
14* 300
|
16 300
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
Проведем последовательное закрепление потребителей за поставщиками
способом двойного предпочтения. Вначале выбираем и отличаем наименьшее
расстояние в каждой строке. Затем тоже самое делаем по столбцам. Клетку,
имеющую две отметки, загружаем, т.е. записываем в нее количество груза в первую
очередь. Затем загружаем клетки с меньшим расстояниями, отмеченные один раз.
Нераспределенный груз записывают в неотмеченные клетки, расположенные на
пересечении неудовлетворенной строки и столбца. Количество груза, помещаемого в
каждую клетку, определяется наименьшей величиной груза у соответствующего
поставщика или потребностью в грузе соответствующего потребителя.
Клетки, в которых проставлено количество груза, называются загруженными.
Определим общий объем транспортных работ по формуле:
где
qij - наличие груза в загруженной клетке, т;ij
- дороги, км.
3. Проверка оптимальности полученного распределения
Определение
потенциалов
Для
одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui =
0; приравниваем к нулю потенциал третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем
имеется загруженная клетка с наибольшим расстоянием.
Для
загруженной клетки разность между соответствующими этой клетке потенциалами
должна быть равна указанному в ней расстоянию, т.е.
j - Ui=
Lij
Остальные
потенциалы определяют по загруженным клеткам, исходя из следующих зависимостей:
Для
столбцов Ui =
Vj -
Lij
Для
строк Vj =
Ui +
Lij
для
определения всех потенциалов строк в матрице необходимо соблюдение правила:
N = m + n - 1
где
N - число загруженных клеток.
В
данном случае правило выполняется: 9 = 5 + 5 - 1
9 = 93=01 = U3 + L31
= 0 + 15=15;4=U3 + L34 =0+16=16;2=V4
- L24=16-14=2;3 =U2 + L23
=2+11=13;1=V3 + L13 =13-7=6;2=U1
+ L12=6+12=18;4=V2 -L42 =18 -
11=7;5 =U3 + L35 =0+19=19;
Uф = V5 - Lф5 = 19-0=19;
Полученные
значения потенциалов заносим в таблицу 3.1
Таблица
3.1
Потребители
|
Впом.
|
Поставщики
|
Количество потребляемого
материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
6
|
2
|
0
|
7
|
19
|
|
Д 1
|
15
|
80
|
12*
|
15 100
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
18
|
12 300
|
10**
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
13
|
7** 300
|
11 300
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
16
|
23
|
14* 300
|
16 300
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
19
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и
среди них отыскивают такие, для которых разность между соответствующим им
потенциалам будет больше расстояния, указанного в этой клетке, т.е.:
Vj - Ui > Lij
V1 - U1=15-6 = 9 < 80;1 -
U2=15-2= 13 ˃ 12;1 - U4=15-8
= 7 < 23;2 - U2=18-2 = 16 ˃ 10;2 - U3=18-0
= 18 > 14;3 - U3=13-0 = 13 < 19;3 - U4=13-7
= 6 < 14;4 - U1=16-6 = 10 < 23;4 - U4=16-7
= 9 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2
= 17 < 20;5 - U4=19-7 = 12 < 20;
Для каждой такой клетки определяют число
Dij = Vj -
Ui - Lij
Наличие Dij
свидетельствует, что принятое нами в табл. 3.1 распределение не является
оптимальным и его можно улучшить, то есть найти оптимальный вариант доставки
грузов.
D21 =V1 -U2 -L21
=15-2-12=1;22 =V2 -U2 -L22
=18-2-10=6;32 =V2 -U3 -L32
=18-0-14=1;
4. Улучшение полученного распределения
Улучшения поставок приводят путем нахождения наибольшего значения Dij. В нашем случае число Dij присуще только одной клетке - К2Д2.
Начиная с этой клетки, строим «контур». Клеткам в вершинах контура
попеременно присваивают знаки «+» и «-», начиная с выбранной клетки, которой
присваивается знак «-» (см. таблицу 4.1).
Таблица 4.1
Потребители
|
Вспом.
|
Поставщики
|
Количество потребляемого материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д 1
|
|
80
|
12
|
15 100
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
|
12 (+) 300
|
10** (-)
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
|
7** (-) 300
|
11 (+)300
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
|
23
|
14* 300
|
16 300
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
Из всех клеток, обозначенных знаком «+» выберем наименьшую цифру
загрузки. Такой клеткой в матрице табл. 4.1 является К1Д2 и
К2Д3, указанное в ней количество груза отнимем от
загрузки, указанной в клетке со знаком «+», и прибавим в клетках со знаком «-».
Полученные цифры запишем в новую матрицу - табл. 4.2.
Таблица 4.2
Потребители
|
Вспом.
|
Поставщики
|
Количество Потребляемого
материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
6
|
2
|
0
|
1
|
19
|
|
Д 1
|
15
|
12
|
15 100
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
12
|
12 (+)
|
10** (-) 300
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
13
|
7** (-) 600
|
11 (+) 0
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
16
|
23
|
14* 300
|
16 300
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
19
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
Определение потенциалов
В
данном случае правило не выполняется: 
Т.к.
N < m + n - 1, то искусственно загружаем недостающее количество
клеток матрицы, и указываем количество груза равное 0, и в последующих расчетах
оперируем этой клеткой как загруженной. Наличие клетки с нулевой загрузкой не
повлияет на сбалансированность матрицы с точки зрения равенства поставляемого и
потребляемого груза. Нулевую загрузку следует ставить в клетку, лежащую на
пересечении строки и столбца, не имеющих потенциалов, со стрелкой или столбцом,
для которых потенциалы уже определены. Искусственно загружаем клетку К2Д3
Для одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui = 0; приравниваем к нулю потенциал
третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем имеется загруженная клетка с наибольшим
расстоянием.
U 3=01 =U3 + L31
= 0 + 15 = 15;4=U3 + L34 =0+16 = 16;2=V4
- L24=16-14 = 2;2 = U2 + L22
=2+10 = 12;4=V2 -L42 =12 - 11 = 1;3
=U2 + L23 =2+11 = 13;1=V3 -L13
=13 - 7 = 6;5 = U3 + L35 =0+19 = 19;
Uф = V5 - Lф5 = 19-0 = 19;
После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и
проверяем на условие:
Vj - Ui >Lij
V1 - U1=15-6 = 9 < 80;1 -
U2= 15-2 = 13 > 12;1 - U4=15-1 =
14 < 23;2 - U1=12-6 = 6 < 12;2 - U3=12-0
= 12 < 14;3 - U3=13-0 = 13 < 19;3 - U4=13-1
= 12 < 14;4 - U1=16-6 = 10 > 23;4 - U4=16-1
= 15 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2
= 17 < 20;5 - U4=19-1 =18 < 20;
Для каждой такой клетки определяют число
Dij = Vj -
Ui - Lij
Наличие Dij
свидетельствует, что принятое нами в табл. 4.2 распределение не является оптимальным
и его можно улучшить, то есть найти оптимальный вариант доставки грузов.
D21 =V1 -U2 -L24 =15-2-12=1;
Улучшения поставок приводят путем нахождения наибольшего значения Dij. В нашем случае число Dij присуще только одной клетке - К2Д1.
Начиная с этой клетки, строим «контур». Клеткам в вершинах контура
попеременно присваивают знаки «+» и «-», начиная с выбранной клетки, которой
присваивается знак «-» (см. таблицу 5.1).
Таблица 5.1
Потребители
|
Вспом.
|
Поставщики
|
Количество Потребляемого
материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д 1
|
|
80
|
12 (-)
|
15 (+) 100
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
|
12
|
10** 300
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
|
7** 600
|
11 0
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
|
23
|
14* (+) 300
|
16 (-) 300
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
Из всех клеток, обозначенных знаком «+» выберем наименьшую цифру
загрузки. Такой клеткой в матрице табл. 5.1 является К3Д1,
указанное в ней количество груза отнимем от загрузки, указанной в клетке со знаком
«+», и прибавим в клетках со знаком «-». Полученные цифры запишем в новую
матрицу - табл. 5.2.
Таблица 5.2
Потребители
|
Вспом.
|
Поставщики
|
Количество Потребляемого
материала
|
|
Ui Vj
|
К1
|
К2
|
К3
|
K4
|
КФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д 1
|
|
80
|
12 (-) 100
|
15 (+)
|
23
|
0
|
100
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д2
|
|
12
|
10** 300
|
14*
|
11* 200
|
0
|
500
|
ДЗ
|
|
7** 600
|
11 0
|
19
|
14
|
0
|
600
|
Д4
|
|
23
|
14* (+) 200
|
16 (-) 400
|
18
|
0
|
600
|
Д5
|
|
17*
|
20
|
19 100
|
20
|
0 200
|
300
|
Количество поставляемого
материала
|
|
600
|
600
|
500
|
200
|
200
|
|
Определение потенциалов
В данном случае правило выполняется: 9 = 5+5-1
= 9
Для одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui = 0; приравниваем к нулю потенциал
третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем имеется загруженная клетка с
наибольшим расстоянием.
U 3=04=U3 + L34
=0+16 = 16;2=V4 - L24=16-14 = 2;1
=U2 + L21 = 2 + 12 = 14;2 = U2 + L22
=2+10 = 12;4=V2 -L42 =12 - 11 = 1;3
=U2 + L23 =2+11 = 13;1=V3 -L13
=13 - 7 = 6;5 = U3 + L35 =0+19 = 19;
Uф = V5 - Lф5 = 19-0 = 19;
После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и
проверяем на условие:
Vj - Ui >Lij
V1 - U1=14-6 = 8 < 80;1 -
U4=14-1 = 13 < 23;2 - U1=12-6 = 6 < 12;2
- U3=12-0 = 12 < 14;3 - U3=13-0 = 13 <
19;3 - U4=13-1 = 12 < 14;4 - U1=16-6
= 10 < 14;4 - U1=21-11 = 10 < 23;4 - U4=16-1
= 15 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2=
17 < 20;
Так как выполняется условие Vj - Ui ≤ Lij, можно сделать вывод что оптимальный вариант найден.
Определим общий объем транспортных работ для оптимального распределения:
5. Определение эффективности от применения
оптимального распределения
Проведём
сравнения объёмов транспортной работы в первоначальном и оптимальном
распределении
м
Полученные
0% снижения транспортной работы говорят о том, что эффект от применения
оптимального плана использования комплекта машин при доставке материалов на
строящиеся дороги не изменится, а следовательно первоначальное распределение грузов
является оптимальным вариантом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
данной работе ставилась задача приобретения навыков применения современных
методов оптимизации при организации оптимального использования
строительно-дорожных машин.
В
ходе выполнения курсовой работы устранялись ограничения поставок
песчано-гравийной смеси между конкретными пунктами, а также уменьшалась
несбалансированность в поставках и потреблении.
В
результате проведения ряда операций, указанных в методических указаниях по
выполнению курсовой работы, достигалось оптимальное распределение объемов
песчано-гравийной смеси между потребителями и уменьшались затраты транспортной
работы.
Применение
оптимального плана использования комплекта машин при доставке материала на
строящиеся дороги после перераспределения грузов не изменится и поэтому
первоначально составленное распределение является оптимальным.
Список литературы
1. Крысенко
В.И. Методическое указание по выполнению курсовой работы «Комплексная
механизация, автоматизация и механовооруженность строительства». - ИрГТУ.