Организация использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-01-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ

Министерство образования и науки Российской Федерации

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра СДМ и ГС









ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовому проекту

по дисциплине «Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства»

«Организация использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ»

Выполнил студент Ануфриев Н.Н.
Руководитель В.И.Крысенко



Иркутск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Постановка задачи и исходные данные

. Построение начального плана

. Проверка оптимальности полученного распределения

. Улучшение полученного распределения

. Определение эффективности от применения оптимального распределения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Научная дисциплина «Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства» представляет систему знаний в процессах функционирования средств механизации и совокупность методов для эффективного решения задач комплексной механизации, автоматизации и механовооруженности строительства. Основная задача данного курса - привести в необходимое соответствие средства механизации и выполнения работы.

В современных условиях возрастает разнообразие объектов и условий строительства, расширяется номенклатура строительных и дорожных машин и оборудования, повышается их уровень автоматизации, расширяется сфера использования, ускоряется темп сменяемости моделей машин и темп выполнения строительно-монтажных работ.

Курсовая работа ставит своей целью приобретение студентами навыков применения современных методов оптимизации при организации оптимального использования строительно-дорожных машин, излагаемых в курсе лекций «КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ И МЕХАНОВООРУЖЕННОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА»

1.       Постановка задачи и исходные данные

Дорожно-строительная организация ведет строительство пяти автомобильных дорог, для которых поставляется песчано-гравийная смесь из четырех карьеров местных строительных материалов.

Расстояние между соответствующими карьерами и дорогами известно и обозначено L ij - расстояние от i -го карьера до j- ой дороги.

Расстояние между карьерами и строящимися дорогами Lij (км) приведено в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Поставщики

Потребители


Д1

Д2

ДЗ

Д4

Д5

К1

8

12

7

9

17

К2

12

10

11

14

20

К3

15

14

19

16

19

К4

23

11

14

18

20


Требуется определить оптимальное распределение объемов песчано- гравийной смеси между потребителями с учетом имеющихся ограничений, исходя из минимальных затрат транспортной работы, выраженной в [т км]

Таблица 1.2 Исходные данные:

Поставщики Vi ; тн

Потребители Wj ; тн

Отсутствует подъездной путь между К и Д

1

600

600

500

200

100

500

600

600

300

К1

Д1


В данном случае между карьером К1 и дорогой Д1, отсутствует подъездной путь и доставка этой дорогой груза из данного карьера невозможна.

Имеет место ограничения в т:


где n - число карьеров;

m - число дорог.

600+600+500+200 < 100+500+600+600+300


2. Построение начального плана

Т.к. отсутствует подъездной путь между поставщиком К1 и потребителем Д1 необходимо в клетку К1Д1 поставить вместо действительно расстояния на порядок больше самого большого расстояния в матрице и тем самым выполнить условие математической записи отсутствия проезда

К1Д1 = L11 =8*10=80км → ∞

В данном случае объем разрабатываемой песчано-гравийной смеси меньше количества, необходимого для строительства дорог, поэтому в матрицу необходимо ввести так называемого «фиктивного» поставщика, для которого вводится отдельный столбец. Его наличие груза над суммарным объемом поставок. Вместо расстояния в клетках этого столбца матрицы записывается произвольное значение пути, обычно равное 0;

Из условий решаемой задачи известно, о превышении поставляемого объема разрабатываемой песчано-гравийной смеси над потребляемым, и об отсутствии подъездного пути между поставщиком К1 и потребителем Д1, тогда исходная матрица может быть записана в виде табл. 2.1.

Таблица 2.1

Потребители

Поставщики


К1

К2

КЗ

К4

Кф

Д1

80

12

15

23

0

Д2

12

10

14

11

0

ДЗ

7

11

19

14

0

Д4

23

14

16

18

0

Д5

17

20

19

20

0


В рассматриваемой матрице расстояние L34 выбирается значительно большим, чем действительное, с целью выполнения условия

К1Д1 = L11 =8* 10=80км → ∞

Поскольку объем поставляемого груза меньше чем объем потребления, то вводим в матрицу столбец фиктивного поставщика Кф с объемом потребления Vф, равным

строительный машина транспортный распределение


Vф=2100-1900=200 тн.

Таблица 2.2

Потребители

Впом.

Поставщики

Количество потребляемого материала


Ui  Vj

К1

К2

К3

K4

КФ










Д 1


80

12*

15 100

23

0

100









Д2


12 300

10**

14*

11* 200

0

500

ДЗ


7** 300

11 300

19

14

0

600

Д4


23

14* 300

16 300

18

0

600

Д5


17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


Проведем последовательное закрепление потребителей за поставщиками способом двойного предпочтения. Вначале выбираем и отличаем наименьшее расстояние в каждой строке. Затем тоже самое делаем по столбцам. Клетку, имеющую две отметки, загружаем, т.е. записываем в нее количество груза в первую очередь. Затем загружаем клетки с меньшим расстояниями, отмеченные один раз. Нераспределенный груз записывают в неотмеченные клетки, расположенные на пересечении неудовлетворенной строки и столбца. Количество груза, помещаемого в каждую клетку, определяется наименьшей величиной груза у соответствующего поставщика или потребностью в грузе соответствующего потребителя.

Клетки, в которых проставлено количество груза, называются загруженными.

Определим общий объем транспортных работ по формуле:


где qij - наличие груза в загруженной клетке, т;ij - дороги, км.

3. Проверка оптимальности полученного распределения

Определение потенциалов

Для одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui = 0; приравниваем к нулю потенциал третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем имеется загруженная клетка с наибольшим расстоянием.

Для загруженной клетки разность между соответствующими этой клетке потенциалами должна быть равна указанному в ней расстоянию, т.е.

j - Ui= Lij

Остальные потенциалы определяют по загруженным клеткам, исходя из следующих зависимостей:

Для столбцов Ui = Vj - Lij

Для строк Vj = Ui + Lij

для определения всех потенциалов строк в матрице необходимо соблюдение правила:

N = m + n - 1

где N - число загруженных клеток.

В данном случае правило выполняется: 9 = 5 + 5 - 1

9 = 93=01 = U3 + L31 = 0 + 15=15;4=U3 + L34 =0+16=16;2=V4 - L24=16-14=2;3 =U2 + L23 =2+11=13;1=V3 + L13 =13-7=6;2=U1 + L12=6+12=18;4=V2 -L42 =18 - 11=7;5 =U3 + L35 =0+19=19;

Uф = V5 - Lф5 = 19-0=19;

Полученные значения потенциалов заносим в таблицу 3.1

Таблица 3.1

Потребители

Впом.

Поставщики

Количество потребляемого материала


Ui  Vj

К1

К2

К3

K4

КФ




6

2

0

7

19


Д 1

15

80

12*

15 100

23

0

100









Д2

18

12 300

10**

14*

11* 200

0

500

ДЗ

13

7** 300

11 300

19

14

0

600

Д4

16

23

14* 300

16 300

18

0

600

Д5

19

17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и среди них отыскивают такие, для которых разность между соответствующим им потенциалам будет больше расстояния, указанного в этой клетке, т.е.:

Vj - Ui > Lij

V1 - U1=15-6 = 9 < 80;1 - U2=15-2= 13 ˃ 12;1 - U4=15-8 = 7 < 23;2 - U2=18-2 = 16 ˃ 10;2 - U3=18-0 = 18 > 14;3 - U3=13-0 = 13 < 19;3 - U4=13-7 = 6 < 14;4 - U1=16-6 = 10 < 23;4 - U4=16-7 = 9 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2 = 17 < 20;5 - U4=19-7 = 12 < 20;

Для каждой такой клетки определяют число

Dij = Vj - Ui - Lij

Наличие Dij свидетельствует, что принятое нами в табл. 3.1 распределение не является оптимальным и его можно улучшить, то есть найти оптимальный вариант доставки грузов.

D21 =V1 -U2 -L21 =15-2-12=1;22 =V2 -U2 -L22 =18-2-10=6;32 =V2 -U3 -L32 =18-0-14=1;

4. Улучшение полученного распределения

Улучшения поставок приводят путем нахождения наибольшего значения Dij. В нашем случае число Dij присуще только одной клетке - К2Д2.

Начиная с этой клетки, строим «контур». Клеткам в вершинах контура попеременно присваивают знаки «+» и «-», начиная с выбранной клетки, которой присваивается знак «-» (см. таблицу 4.1).

Таблица 4.1

Потребители

Вспом.

Поставщики

Количество потребляемого материала


Ui  Vj

К1

К2

К3

K4

КФ










Д 1


80

12

15 100

23

0

100









Д2


12 (+) 300

10** (-)

14*

11* 200

0

500

ДЗ


7** (-) 300

11 (+)300

19

14

0

600

Д4


23

14* 300

16 300

18

0

600

Д5


17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


Из всех клеток, обозначенных знаком «+» выберем наименьшую цифру загрузки. Такой клеткой в матрице табл. 4.1 является К1Д2 и К2Д3, указанное в ней количество груза отнимем от загрузки, указанной в клетке со знаком «+», и прибавим в клетках со знаком «-». Полученные цифры запишем в новую матрицу - табл. 4.2.

Таблица 4.2

Потребители

Вспом.

Поставщики

Количество Потребляемого материала


Ui  Vj

К1

К2

К3

K4

КФ




6

2

0

1

19


Д 1

15

12

15 100

23

0

100









Д2

12

12 (+)

10** (-) 300

14*

11* 200

0

500

ДЗ

13

7** (-) 600

11 (+) 0

19

14

0

600

Д4

16

23

14* 300

16 300

18

0

600

Д5

19

17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


Определение потенциалов

В данном случае правило не выполняется:

Т.к. N < m + n - 1, то искусственно загружаем недостающее количество клеток матрицы, и указываем количество груза равное 0, и в последующих расчетах оперируем этой клеткой как загруженной. Наличие клетки с нулевой загрузкой не повлияет на сбалансированность матрицы с точки зрения равенства поставляемого и потребляемого груза. Нулевую загрузку следует ставить в клетку, лежащую на пересечении строки и столбца, не имеющих потенциалов, со стрелкой или столбцом, для которых потенциалы уже определены. Искусственно загружаем клетку К2Д3

Для одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui = 0; приравниваем к нулю потенциал третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем имеется загруженная клетка с наибольшим расстоянием.

U 3=01 =U3 + L31 = 0 + 15 = 15;4=U3 + L34 =0+16 = 16;2=V4 - L24=16-14 = 2;2 = U2 + L22 =2+10 = 12;4=V2 -L42 =12 - 11 = 1;3 =U2 + L23 =2+11 = 13;1=V3 -L13 =13 - 7 = 6;5 = U3 + L35 =0+19 = 19;

Uф = V5 - Lф5 = 19-0 = 19;

После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и проверяем на условие:

Vj - Ui >Lij

V1 - U1=15-6 = 9 < 80;1 - U2= 15-2 = 13 > 12;1 - U4=15-1 = 14 < 23;2 - U1=12-6 = 6 < 12;2 - U3=12-0 = 12 < 14;3 - U3=13-0 = 13 < 19;3 - U4=13-1 = 12 < 14;4 - U1=16-6 = 10 > 23;4 - U4=16-1 = 15 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2 = 17 < 20;5 - U4=19-1 =18 < 20;

Для каждой такой клетки определяют число

Dij = Vj - Ui - Lij

Наличие Dij свидетельствует, что принятое нами в табл. 4.2 распределение не является оптимальным и его можно улучшить, то есть найти оптимальный вариант доставки грузов.

D21 =V1 -U2 -L24 =15-2-12=1;

Улучшения поставок приводят путем нахождения наибольшего значения Dij. В нашем случае число Dij присуще только одной клетке - К2Д1.

Начиная с этой клетки, строим «контур». Клеткам в вершинах контура попеременно присваивают знаки «+» и «-», начиная с выбранной клетки, которой присваивается знак «-» (см. таблицу 5.1).

Таблица 5.1

Потребители

Вспом.

Поставщики

Количество Потребляемого материала


Ui Vj

К1

К2

К3

K4

КФ










Д 1


80

12 (-)

15 (+) 100

23

0

100









Д2


12

10** 300

14*

11* 200

0

500

ДЗ


7** 600

11 0

19

14

0

600

Д4


23

14* (+) 300

16 (-) 300

18

0

600

Д5


17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


Из всех клеток, обозначенных знаком «+» выберем наименьшую цифру загрузки. Такой клеткой в матрице табл. 5.1 является К3Д1, указанное в ней количество груза отнимем от загрузки, указанной в клетке со знаком «+», и прибавим в клетках со знаком «-». Полученные цифры запишем в новую матрицу - табл. 5.2.

Таблица 5.2

Потребители

Вспом.

Поставщики

Количество Потребляемого материала


Ui Vj

К1

К2

К3

K4

КФ










Д 1


80

12 (-) 100

15 (+)

23

0

100









Д2


12

10** 300

14*

11* 200

0

500

ДЗ


7** 600

11 0

19

14

0

600

Д4


23

14* (+) 200

16 (-) 400

18

0

600

Д5


17*

20

19 100

20

0 200

300

Количество поставляемого материала


600

600

500

200

200


Определение потенциалов

В данном случае правило выполняется: 9 = 5+5-1

= 9

Для одного из столбцов (поставщиков) принимаем потенциал Ui = 0; приравниваем к нулю потенциал третьего столбца U3 = 0, т.к. в нем имеется загруженная клетка с наибольшим расстоянием.

U 3=04=U3 + L34 =0+16 = 16;2=V4 - L24=16-14 = 2;1 =U2 + L21 = 2 + 12 = 14;2 = U2 + L22 =2+10 = 12;4=V2 -L42 =12 - 11 = 1;3 =U2 + L23 =2+11 = 13;1=V3 -L13 =13 - 7 = 6;5 = U3 + L35 =0+19 = 19;

Uф = V5 - Lф5 = 19-0 = 19;

После определения потенциалов рассматриваем все незагруженные клетки и проверяем на условие:

Vj - Ui >Lij

V1 - U1=14-6 = 8 < 80;1 - U4=14-1 = 13 < 23;2 - U1=12-6 = 6 < 12;2 - U3=12-0 = 12 < 14;3 - U3=13-0 = 13 < 19;3 - U4=13-1 = 12 < 14;4 - U1=16-6 = 10 < 14;4 - U1=21-11 = 10 < 23;4 - U4=16-1 = 15 < 18;5 - U1=19-6 = 13 < 17;5 - U2=19-2= 17 < 20;

Так как выполняется условие Vj - Ui ≤ Lij, можно сделать вывод что оптимальный вариант найден.

Определим общий объем транспортных работ для оптимального распределения:



5. Определение эффективности от применения оптимального распределения

Проведём сравнения объёмов транспортной работы в первоначальном и оптимальном распределении

м

Полученные 0% снижения транспортной работы говорят о том, что эффект от применения оптимального плана использования комплекта машин при доставке материалов на строящиеся дороги не изменится, а следовательно первоначальное распределение грузов является оптимальным вариантом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе ставилась задача приобретения навыков применения современных методов оптимизации при организации оптимального использования строительно-дорожных машин.

В ходе выполнения курсовой работы устранялись ограничения поставок песчано-гравийной смеси между конкретными пунктами, а также уменьшалась несбалансированность в поставках и потреблении.

В результате проведения ряда операций, указанных в методических указаниях по выполнению курсовой работы, достигалось оптимальное распределение объемов песчано-гравийной смеси между потребителями и уменьшались затраты транспортной работы.

Применение оптимального плана использования комплекта машин при доставке материала на строящиеся дороги после перераспределения грузов не изменится и поэтому первоначально составленное распределение является оптимальным.

Список литературы

1. Крысенко В.И. Методическое указание по выполнению курсовой работы «Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства». - ИрГТУ.

Похожие работы на - Организация использования транспортных средств при комплексной механизации дорожных работ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!