Двигательная установка для коррекции орбиты космического аппарата
Содержание
Перечень условных обозначений, символов, сокращений и терминов
Введение
1. Определение оптимальной скорости истечения рабочего вещества и
подбор двигателя
2. Разработка и описание теоретического черчения расположения ЭРД
на летательном аппарате
3. Разработка функциональной схемы движительного блока. описание
схемы
4. Расчёт тяговых параметров ЭРДУ
4.1 Определение основных размеров движителя [1]
4.2 Определение тяговой мощности СПД и кинетической мощности струи
4.3 Определение разности потенциалов, ускоряющей ионы
4.4 Расчёт разрядного напряжения, разрядного тока и разрядной
мощности
4.5 Расчёт КПД и ресурса движителя
5. Расчёт физических и геометрических параметров двигателя
6. Разработка и описание теоретического чертежа двигателя
7. Расчёт проектных параметров элементов системы хранфения и подачи
рабочего тела
7.1 Расчёт геометрических параметров бака
7.2 Расчёт геометрических параметров ресивера
7.3 Расчет термодросселя
7.4 Расчет геометрических параметров электроклапана
9. Разработка и описание теоретического чертежа двигательного блока
10. Разработка алгоритма стабилизации тяги или потребляемого
импульса
11. Описание функционирования движительного блока
Заключение
Перечень
условных обозначений, символов, сокращений и терминов
B-индукция магнитного поля, (Тл);
bk - ширина ускоряющего канала, (м);
D-средний диаметр движителя, (м);
Dв - внутренний диаметр ускоряющего канала, (м);
Dн - наружный диаметр ускоряющего канала, (м);
d - диаметр бака, (м);
e - заряд электрона ( Кл);
F - тяга ЭРД (Н);
h - орбита космического аппарата круговая, (км);
k - постоянная Стефана-Больцмана, (Дж/К);
lk - длина ускоряющего канала, (м);
Nэл - электрическая мощность ЭРД (Вт);
R-универсальная газовая постоянная, (Дж/ (моль×К));
-время функционирования двигательной установки, (с);
V-объем бака, (м);
-совершенство движительного блока, ;
-молярная масса, (кг/моль);
dк - толщина ускоряющего
канала, (м);
dmin - минимальная толщина бака,
(м);
-тяговый КПД;
t КА - время существования космического аппарата, (с);
jI-потенциал ионизации
рабочего тела, (В);
РК - разрядная камера;
ДУ - двигательная установка;
ИСЗ - искусственный спутник Земли;
КА - космический аппарат;
РВ - рабочее вещество;
СПД - стационарный пламенный движитель;
СУ - система управления;
СХПРТ - система хранения и подачи рабочего тела;
СЭ - система электропитания;
ЭРД - электроракетный движитель;
ЭРДУ - электроракетная двигательная установка;
Введение
Решение многих задач космонавтики в ближайшем будущем связано
с широким использованием космических электрореактивных двигательных установок
(ЭРДУ).
ЭРД открыли новое направление в космическом
двигателестроении. Они отличаются от существующих космических двигателей,
работающих на химических топливах, более высокой экономичностью, но
одновременно значительно меньшей тяговооружённостью. В ЭРД используется принцип
ускорения заряженных частиц электромагнитным полем, на создание которого
расходуется электрическая энергия. Удельные массы современных космических
энергоустановок достаточно велики, поэтому отношение силы тяги к массе
космического корабля оказывается невысоким. Вместе с тем разделение источников
энергии и рабочего вещества в ЭРД и использование электромагнитного ускорения
позволяет значительно (на один-два порядка) увеличить удельный импульс, а
соответственно и экономичность ЭРД по сравнению с химическими реактивными
двигателями. Это предопределяет области применимости ЭРДУ для космических
летательных аппаратов с большими временами активного функционирования (5-10
лет).
Можно выделить следующие преимущества СПД:
1. СПД обеспечивает достаточно высокий уровень тяговых
характеристик при скоростях истечения (1…3) м/с, т.е. нижний предел скоростей истечения у СПД ближе примыкает
к верхнему пределу скоростей истечения современных химических двигателей. Это
позволяет получать относительно невысокие значения цены тяги С и использовать СПД на современных КА.
. СПД эффективно работает на инертных рабочих телах, в частности
на ксеноне. Последнее существенно упрощает проблему создания системы хранения и
подачи рабочего тела и решение проблемы совместимости ЭРДУ с системами ИСЗ.
. СПД имеет простую схему и конструкцию. В частности, для
обеспечения его работы на установившемся режиме можно обойтись лишь одним
источником электропитания.
Эти преимущества позволяют применить СПД для выполнения
поставленной задачи: коррекция орбиты космического летательного аппарата.
Техническое задание:
Разработать двигательную установку для коррекции орбиты.
. Орбита космического аппарата круговая h=400 км.
. Время существования космического аппарата t КА=5 лет.
. Время функционирования двигательной установки =2,3∙107с.
. Рабочее вещество - ксенон
. Тяга ЭРД: .
. Тяговый КПД:
1.
Определение оптимальной скорости истечения рабочего вещества и подбор двигателя
Определим оптимальную скорость истечения рабочего вещества
(РВ) по формуле [1]:
, где (1.1)
-совершенство энергетического блока, ; -совершенство движительного блока, ; -тяговый КПД; -время функционирования ДУ, (с);
Так как аппарат использует солнечные панели в качестве
энергетического источника, то варьируется в пределах (20…80) 10-3 [1]. Выбираем =. Удельные массовые характеристики
движительных блоков варьируются в пределах (5…20) 10-3 [1]. Выбираем =. Коэффициенты и были выбраны исходя из соображений
необходимости вычисления максимальной оптимальной скорости истечения рабочего
вещества. Чем меньше значения этих коэффициентов, тем больше значение
оптимальной скорости истечения.
Подставляем выбранные значения в (1.1) и получаем:
По тяге ЭРД и подбираем тип ЭРД по справочнику [2].
электрореактивная двигательная установка космический
2. Разработка
и описание теоретического черчения расположения ЭРД на летательном аппарате
Космический аппарат представляет собой осесимметричное тело.
Центр масс находится на оси симметрии.
В результате работы движителя создается реактивная тяга,
которая и перемещает объект в космическом пространстве. Поэтому электрореактивный
движитель разместим внутри космического аппарата, так чтобы вектор реактивной
тяги проходил через центр масс космического аппарата, тем самым выполняя
главную задачу - точная коррекция летательного аппарата в космическом
пространстве. Движитель прикрепим к внутренней раме аппарата.