Государственный долг Республики Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    99,82 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг Республики Казахстан

ВВЕДЕНИЕ

С начала 1990-х гг. реформы в области государственных финансов бюджетной системы в Республике Казахстан проходили на фоне глубоких структурных изменений как экономики, так и в политической сферах государства. Важный аспект бюджетной реформы - законодательное установление жесткого лимитирования государственного заимствования. Ведь этот период шел процесс поиска системы управления государственным долгом, который использовался для покрытия масштабного бюджетного дефицита страны. До 1998 года практиковалось прямое кредитование дефицита бюджета Национальным банком. Начиная с 1998 года правительство полностью прекратило прямое заимствование у Национального банка. Замещение сокращающейся доли кредитов Национального банка в финансировании дефицита бюджета происходило за счет привлечения внешних займов. Увеличение внешних заимствований стало возможным в результате достижения макроэкономической стабильности экономики.

В начале и в середине 1990-х Казахстану требовались заемные средства, чтобы покрыть дефицит бюджета (когда-то даже пенсионная реформа была проведена с тем, чтобы иметь под рукой свободные внутренние ресурсы), встать на ноги, выполнить обязательства перед населением, провести экономические реформы.

Из-за нехватки собственных резервных активов Казахстан начал привлекать иностранных инвесторов, заимствовать у международных организаций, таких как Международный банк развития и реконструкции, Европейский банк развития и реконструкции, Азиатский банк развития, Исламский банк развития. У иностранных государств - Япония, Германия, Корея, Швеция, Австрия, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и др.

С тех пор как стала расти экономика, ВВП и рейтинги Казахстана, правительство может, и сама финансировать и поддерживать, но наши частные заемщики предпочитают занимать деньги за рубежом. Особенно преуспевают в этом банки. Способствовали этому несколько факторов: укрепление тенге по отношению к доллару, стабильно высокие ставки в Казахстане и предельно низкие учетные ставки Федеральной резервной системы США. Банкам также выгодно выходить на международные рынки заимствования: они привлекают валюту за границу, размещая свои еврооблигации, а здесь выдают кредиты в тенге под более высокий процент. Внешний долг банков превышает государственный долг. Кроме банков, как уже было сказано деньги за рубежом ищут и другие частные компании.

В настоящее время задолженность страны составляет составляет 26,6 млрд долларов. Об этом на личной странице в Twitter сообщил вице-министр финансов Казахстана Руслан Даленов.

"Государственный долг РК составляет 26,6 млрд долларов, в том числе по линии Правительства - 15,8 млрд долларов и Нацбанка - 10,7 млрд долларов. Это весьма безопасный уровень", - написал Р. Даленов.

"Внешний долг Правительства РК - 3739.7 млн (3,74 млрд - прим. агентства) долларов", - добавил он. Согласно классификации МБРР по степени задолженности Казахстан в настоящее время относится к странам с умеренной задолженностью. Большую часть заимствований занимает банковский сектор, межфирменная задолженность и прочая задолженность.

Основной проблемой, которая возникает перед правительством, становится политика по управлению долгом. В Казахстане роль управления государственным долгом отведена Национальному банку и Министерству финансов.

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА


.1 Понятие государственного долга

Государственный долг - сумма на определенную дату полученных (освоенных) и не погашенных государственных займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан на долг Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан или решениями маслихатов на долг местных исполнительных органов.

Государственный долг включает в себя внутренний и внешний государственный долг.

Внутренний государственный долг - составная часть государственного долга по внутренним государственным займам и другим долговым обязательств Правительства Республики Казахстан, Национального Банка Республики Казахстан и местных исполнительных органов перед займодателями-резидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный долг - составная часть государственного долга по внешним государственным займам и другим долговым обязательствам Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан перед заимодателями-нерезидентами Республики Казахстан.

Внешний государственный долг -задолженность государства по непогашенным внешним займам и не выплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг, складывается из задолженности данного государства международным и государственным банкам, правительствам, частным иностранным банкам и др. Текущий внешний государственный долг - тот, по которому срок уплаты наступает в текущем или ближайшем бюджетном году; капитальный - тот, по которому срок платежа еще не наступил.

Механизм государственного кредита, будучи частью финансовой системы страны, представляет собой процесс, обеспечивающий рациональное распределение и аккумуляцию денежных средств и ресурсов с целью устранения противоречий, связанных с расходами и средствами, необходимыми для их финансирования. Кредитный механизм обеспечивает движение свободных средств как внутри страны, так и взаимоотношение с иностранными гражданами по поводу предоставления или получения кредитов.

В широком смысле под государственным долгом понимаются все непогашенные обязательства государства, в том числе процентные платежи, перед частными лицами и институтами, как внутренними, так и внешними, не входящими в государственный сектор, а также иностранными государствами. По сути, государственная задолженность является результатом формирования дополнительных ресурсов государства за счет займов, взятых у указанных кредиторов с целью устранения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества.

Практика государственных заимствований нуждается в серьезном обосновании. Государственные займы являются, с одной стороны, крайне выгодным способом привлечения значительного объема ресурсов без существенных затрат в текущем периоде. С другой стороны, подобный способ финансирования неудобен с точки зрения возникновения новых обязательств и, соответственно, обязательного отчисления доходов на их погашение в будущем.

В действительности можно предложить три группы аргументов в пользу осуществления государственных заимствований: политические, финансовые и экономические.

Политический аргумент

Выпуск займов может представлять один из способов выражения доверия граждан правительству или веры в перспективы развития страны.

Момент, когда граждане дают в долг государству, является подтверждением их солидарности с ним. В период после политических потрясений займы могут являться способом «привязки» граждан к новому режиму.

Однако политическая аргументация не является единственной: наряду с политическим обоснованием, определяющую роль часто играют финансовые факторы.

Финансовый аргумент

Главным обоснованием с финансовой точки зрения является необходимость погашения расходов. Этот аргумент является определяющим даже с учетом обязательств, которые возникают в этой связи в будущем.

Налоговая нагрузка имеет определенный предел, превышение которого вызывает серьезную негативную реакцию со стороны экономических и политических агентов ввиду того, что избыточное налоговое бремя препятствует экономической активности и порождает издержки, которые впоследствии несет население, в особенности, если речь идет о прямом налогообложении. Корме того, существенное налоговое бремя стимулирует активное уклонение от уплаты налогов и обход налогового законодательства, что значительно сокращает налоговые поступления.

Однако не все виды государственных расходов можно сократить (например, военные расходы, природная, экономическая или социальная катастрофа), что служит достаточным обоснованием практики государственных заимствований.

Тем не менее, не только кризисные ситуации могут служить веской причиной использования займов. В частности, подобный способ финансирования расходов применяется в случае постоянного увеличения бюджетной нагрузки, которое не сдерживается только лишь за счет увеличения определенных статей доходов государства.

Вместе с тем, помимо финансовых причин, применения практики государственного заимствования, существуют также экономические факторы, выступающие в пользу подобного рода финансирования.

Экономический аргумент

Экономическое обоснование практики государственных займов является двойственным, поскольку их выпуск может оказывать влияние как на экономические структуры, так и на конъюнктурные параметры .

Классическая теория государственного займа, разработанная в XIX веке, находилась под влиянием доктрины экономического либерализма, в соответствии с которой займы рассматривались как зло и использовались для финансирования заведомо непроизводительных видов деятельности. Финансирование посредством государственных заимствований считалось в полной мере обоснованным в одном единственном случае, когда речь шла об инвестировании. Если государство проводило экономические интервенции, выходя, таким образом, за рамки своей обычной деятельности, его расходы должны были покрываться из источников, отличных от доходов от налогообложения. Иными словами, любой «исключительной» статье расходов должна была соответствовать также «исключительная» статья доходов. В этом случае, в соответствии с положениями экономического либерализма, заем заменял налог.

Государственные займы позволяли привлекать долгосрочные сбережения, накопленные частными лицами. Таким образом возникал особый источник финансирования государственных инвестиций. Однако подобная практика использования государственных займов была редкой ввиду конкуренции между государством и частными инвесторами.

Выпуск займа должен осуществляться при наиболее благоприятных условиях на финансовом рынке, поскольку обязательства по погашению займа несут будущие поколения. Таким образом, государство выступало в качестве частного предпринимателя, который стремился финансировать свои инвестиционные проекты с минимальными затратами при жестких ограничениях, накладываемых рынком капиталов.) современная точка зрения: заем как инструмент государственного вмешательства в экономику.

В рамках данной концепции государство не может больше рассматриваться в качестве обычного экономического агента; напротив, оно играет привилегированную роль руководства экономикой, что коренным образом меняет взгляд на государственный заем. В этом случае он становится инструментом воздействия на ключевые параметры экономического развития. Таким образом, современная теория государственных заимствований отвергает позиции доктрин экономического либерализма .

В широком смысле считается, что заем используется государством в качестве способа установления ряда основных экономических равновесий. С одной стороны, дисбаланс между денежными потоками и потоками реальных экономических благ может быть устранен путем изъятия из обращения определенного объема денежных средств. С другой стороны, государственный заем представляет собой наиболее эффективный способ вложения накопленных сбережений. Так государственные заимствования становятся инструментом экономической политики.

В этой связи они получили широкое распространение в современной экономике, оставаясь, безусловно, способом финансирования государственных инвестиций. Новой стала практика использования займа в качестве инструмента антиинфляционной политики, позволяющего сократить предполагаемые расходы на потребление и впоследствии сдержать инфляционный скачок цен. В отличие от налогообложения, государственные займы являются предпочтительными, в том числе, с психологической точки зрения ввиду своего добровольного (а не принудительного - как в случае налоговых платежей) характера.

1.2 Управление государственным долгом в Республике Казахстан

Основной проблемой, которая возникает перед правительствами многих стран, становится разделение денежно-кредитной политики по управлению государственным долгом. Монетарные власти фокусируются на обеспечением ценовой стабильности, а управляющие долгом на обеспечении баланса стоимости и риска.

Основная цель управления госдолгом - обеспечения финансирования государственных расходов, платежных обязательств Правительства, которые произведены по наименее возможной цене в разрезе средне - и долгосрочного финансирования с минимальным уровнем риска.

Международные долговые кризисы подчеркнули необходимость проведения разумной политики по управлению долгом и рисками, а также настоятельную необходимость формирования эффективного и высокоразвитого внутреннего рынка капитала. Не менее важным в контексте управления долгом является проведение разумной денежно-кредитной и фискальной политики. А в конечном итоге - правильное координирование всех трех: денежно-кредитной, фискальной и по управлению долгом.

При этом отношение уровня внешнего долга к ВВП - всегда основное измерение долговой нагрузки на страну дебитора. Увеличение этого соотношения может привести к возникновению кризиса выплаты внешнего долга (долгового кризиса). А он - одно из наиболее важных препятствий на пути экономического прогресса любой страны. Причем соотношение госдолга к общему долгу страны значительной роли в кризисных явлениях не играет. Некоторые центробанки предпочитают выпуск долговых обязательств, индексированных к инфляции, для усиления доверия к денежно - кредитной политике. Но управляющие долгом могут не верить в развитость рынка для подобных инструментов. Противоречия между фискальными властями и управляющим долгом могут возникнуть на основе различий в управлении бюджетными потоками: выпуск долговых обязательств с нулевым купоном может усилить бремя долговой нагрузки на последующие фискальные периоды.

В связи с этим необходима четкая координация денежно - кредитной, фискальной и политики Правительства по правлению долгом .

Существуют два основных фактора для возникновения долгового кризиса: международный - при растущих мировых процентных ставках; внутренний фактор страны - заемщика - результат экономической политики внутри самой страны-заемщика.

Наличие внешнего фактора проявляется при постоянно растущих ценах на нефть, когда происходит громадное увеличение объемов предоставляемых международным обществом кредитных ресурсов. Для развивающихся стран комбинация низких процентных ставок заимствования и быстрорастущих экспортных доходов (основанных на высоких ценах на сырье), на первый взгляд, предполагает сравнительно легкое последующее обслуживание займов. Как и в странах Латинской Америки в период начала долгового кризиса 1982 г., в Казахстане основная часть внешнего долга страны приходится на негосударственный сектор. Если в Казахстане часть негосударственного долга составляла 89,5 % против части государственного и гарантированного государством долга в общей структуре станового внешнего долга 10,5, то в странах Латинской Америки начала кризиса данные фигуры были представлены соответственно как 73,9 % против 26,1%.

При обратном же сценарии растущих процентных ставках на мировых рынках, являющихся результатом антиинфляционных политик ведущих индустриальных стран, и снижающихся цен на экспорт возникает ситуация, когда страна-дебитор будет выплачивать очень высокие реальные процентные ставки по обслуживанию внешнего долга, что приводит в конечном счете к разрушительным последствиям долгового кризиса. Происходит это потому, что при низких номинальных процентных ставках заимствования и растущих ценах на нефть реальные процентные ставки являются негативными для страны-дебитора, Т.е. номинальные процентные ставки ниже ставок инфляции. В противном же случае при падении цен на нефть и сокращении уровня экспортных доходов происходит рост реальных процентных ставок, так как большинство заимствований происходило по плавающим, а не фиксированным процентным ставкам. Так, например, в странах Латинской Америки долговые обязательства, основанные на плавающих ставках, в структуре общего внешнего долга составляли 64,5% в период начала кризиса, в Казахстане же эта цифра представляется не меньшей, учитывая превалирование части негосударственного внешнего долга в структуре общего внешнего долга. Внутренний фактор определяется степенью целесообразности экономической политики страны, а именно целевой направленностью заимствованных средств. Если объем заимствований происходит для финансирования инвестиций, которые приведут в перспективе к генерированию ресурсов для окончательной выплаты долга, то степень проявления внутреннего фактора сокращается. Если же рост объема внешних заимствований вызван потребностью финансирования растущего внутреннего потребительского спроса, то вероятность проявления внутреннего фактора увеличивается.

Регулирование уровня внешнего долга страны, включающего внешние долговые обязательства как государственного, так и частного секторов, представляется состоящим из двух основных частей: прямого и косвенного управления соответственно.

Прямое управление государственным долгов - это непосредственное участие государства в консолидированном управлении и контроле над всей частью государственного и гарантированного государством внешнего долга, а также долговых обязательств внутри страны.

Косвенное управление - должно осуществляться над негосударственной частью общего внешнего долга страны и внутренних долговых обязательств негосударственного сектора. Данное управление производится опосредованно с использованием инструментов стимулирования для снижения объема внешнего долга негосударственного сектора и правильной организации финансирования внутреннего долга.

Практика многих развитых и развивающихся стран в отношении управления госдолгом показывает целесообразность выделения функции управления внутренним и внешним долгом государства. При создании отдельного агентства возможен постоянный мониторинг необходимости во внешних и внутренних государственных заимствованиях. Нынче управление долгом осуществляют Национальный банк и Министерство финансов, институты, осуществляющие монетарную и фискальную политику государства, для которых функция управления долгом - вторична .

Перед агентством, если оно будет создано, следует поставить задачи по активному управлению долгом государства, снижению стоимости внешних и внутренних заимствований, определению оптимального объема заимствования всего госдолга, формулированию стратегии заимствования на предстоящий период, поддержание адекватных резервов в иностранной валюте для обслуживания внешнего долга. Важна о координация фискальной политики МФ РК с монетарной политикой Национального банка РК в части избежания конфликта интересов между регулятивной ролью Нацбанка в отношении процентных ставок и уровня инфляции и необходимостью покрытия бюджетного дефицита Минфина.

Создание агентства по управлению государственным долгом.

Целесообразно создание отдельного института - Агентства по управлению долгом. В данный момент управление долгом осуществляется Национальным банком РК (НБ РК) и Министерством финансов, Т.е. институтами, осуществляющими соответственно монетарную и фискальную политику государства и для которых функция управления долгом является вторичной. Агентство должно быть подотчетно правительству РК, при этом координируя свою деятельность с НБ РК. В то же время, являясь по своей сути финансовым институтом, агентство не подотчетно НБ РК или же органу, уполномоченному за надзором за финансовыми рынками.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

.1 Роль государственного долга в рыночной экономике Казахстана

государственный заимствование долг казахстан

В условиях устойчивого экономического роста национальной экономики особое значение приобретает формирование структуры государственного долга, которая бы способствовала снижению издержек, связанных с процессами осуществления заимствований, обслуживания и погашения долга. Формирование сбалансированной структуры государственного долга означает закономерно изменяющееся соотношение элементов структуры в процессе развития национальной экономики, обусловленные определением оптимального соотношения по объему, срокам и портфелю осуществляемых заимствований .

В мировой практике, нет практических рекомендаций, относительно соотношения между внутренним и внешним долгом в структуре государственного долга. Для каждой страны это соотношение складывается индивидуально, исходя из уровня развития экономической системы, степени либерализации экономических, политических социальных и других особенностей. В случае значительного преобладания внешнего заимствования и неспособности страны выполнять в срок свои внешние обязательства, возникает угроза ее экономической самостоятельности, что может иметь самые негативные последствия для экономики государства. Кроме этого, наращивание внешних долговых обязательств не создаст предпосылок для развития устойчивого внутреннего рынка долговых ценных бумаг. Если же государственные заимствования переносятся с международных рынков на внутренние, то правительство становится крупнейшим заемщиком на внутреннем финансовом рынке. Считается, что при этом повышается ликвидность государственных облигаций и снижаются затраты по обслуживанию долга. Кроме этого увеличение доли внутренних заимствований, в свою очередь, позволяет без сокращения расходов временно преодолеть текущий недостаток доходной части бюджета, за счет перенесения выплаты по ним на более благоприятные периоды времени, однако накопление государством значительного внутреннего долга приводит к регулярному отвлечению существенной части бюджетных средств на погашение внутренней задолженности и выплаты вознаграждения, а также к увеличению реальных ставок вознаграждения по находящимся во внутреннем обращении ценным бумагам из-за повышения рисков у инвесторов, связанных с их держанием и др. Это, в свою очередь приводит к вытеснению частных инвестиций, что негативно отражается на темпах экономического развития страны и сужает возможности правительства по привлечению ресурсов на приемлемых для государства условиях. Вместе с тем, в последние годы все меньшую значимость имеет деление государственного долга на внутренний и внешний. Этому способствует устойчивая конвертируемость национальных валют, а также сближение базовых условий на рынках внутреннего долга с состоянием и динамикой мировых финансовых рынков. Тем самым обеспечиваются условия общего подхода к управлению внутренним и внешним долгом, что ускоряет также процесс оперативного принятия необходимых решений. Поэтому оптимизация структурного соотношения внутреннего и внешнего долга с точки зрения снижения стоимости заимствований и увеличения срока заимствования предполагает переключение с внутреннего на внешний, и обратно. Однако такое оптимальное решение о соотношении заемных средств на внешнем и внутреннем рынках может оказаться причиной ухудшения структуры долга в долгосрочном плане. Исходя их этого, регулирования соотношения между внутренним и внешним долгом, по нашему мнению, должно быть, основано на анализе долгосрочных последствий того или иного изменения этой структурной характеристик .

В этих условиях для Казахстана оптимальное соотношение между внутренним и внешним долгом должно складываться с учетом имеющихся предпосылок для дальнейшего устойчивого развития государства. Это предполагает минимизацию отрицательных воздействий стоимости обслуживания долга в процессе развития национальной экономики. Если, например, размещение еврооблигаций позволяет привлечь средства в бюджет на более выгодных условиях, по сравнению с внутренними займами, то установленный для внешнего долга лимит может быть пересмотрен, но опять же с учетом обеспечения безопасных пределов всего государственного долга. В связи с чем, по нашему мнению для национальной экономики соотношение между внутренним и внешним финансированием должно складываться с учетом 2 факторов;

выбор и обоснование вида источника привлекаемых средств исходя из стоимости заимствований;

оценки ситуации на каждом текущем этапе развития экономики страны.

Кроме этого, структура долга в качестве основного элемента должна включать в себя расчетные графики платежей по погашению и обслуживанию долга.

В условиях устойчивого социально-экономического развития национальной экономики необходимость в осуществлении крупных государственных заимствований на внутреннем рынке отпадает, это позволяет варьировать структуру долга в зависимости от стоимости осуществляемых займов. Структура государственного внутреннего заимствования, в первую очередь, будет определяться исходя из необходимости финансирования дефицита государственного бюджета и финансирования конкретных инвестиционных проектов. Одним из основных элементов сбалансированной структуры внутреннего финансирования является оптимальное соотношение государственных долговых обязательств по срокам обращения. Оптимизация временной структуры государственных обязательств предполагает такое распределение обязательств по времени, которое бы наилучшим образом соответствовало возможностям государства по обслуживанию и погашению обязательств. Для управления временной структурой государственных обязательств решающее значение имеют:

оптимальное распределение обязательств по обслуживанию государственного долга по годам в течение ближайших 5 -10 лет, а также на более долгосрочную перспективу;

оптимизация доли краткосрочных заимствований в общем объеме государственного долга. Оптимальное распределение долговых обязательств государства во времени должно осуществляться так, чтобы заемщик имел возможность осуществить новые заимствования в целях рефинансирования долга либо в иных целях без существенного увеличения тяжести долга и стоимости его обслуживания. Существенное значение для оценки тяжести государственного долга (а, следовательно, и для оценки надежности заемщика) имеет доля краткосрочных обязательств в общем объеме долга: чем она выше, тем больше опасность дефолта и, следовательно, ниже надежность заемщика. В эти., условиях доля долгосрочных долговых обязательств в обороте ГЦБ становится показателем устойчивости рынка, что значительно снижает стоимость его обслуживания. Поэтому с точки зрения долгосрочной стратегии управления долгом важно оптимизировать временную структуру долга .

В Казахстане по состоянию на 1 января 2012 года объем государственных ценных бумаг Министерства финансов и краткосрочных нот Национального Банка, находящихся в обращении, составил 2590,0 млрд. тенге по дисконтированной цене.

В 2011 году Министерство финансов осуществило размещение государственных ценных бумаг на 655,8 млрд. тенге, уменьшившись на 0,6% по сравнению с 2010 годом.

В 2011 году по государственным ценным бумагам Министерства финансов состоялось 61 аукцион, на которых были размещены 12-месячные МЕККАМ (доходность по ним составила 1,62%),Исходя из того, что основную долю краткосрочных ценных бумаг составляют ноты Национального банка, а доля среднесрочных ГЦБ достаточно высока, то соотношение между краткосрочными и среднесрочными обязательствами может быть признано оптимальным. Если же рассмотреть временную структуру долга с точки зрения показателя дюрации.

Единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Среди современных развитых стран с наиболее крупной экономикой тенденций к полному погашению государственной задолженности не выявлено. Правительства этих стран, скорее всего, не рассматривают государственный долг как негативное явление. Отрицательные стороны государственной задолженности достаточно хорошо изучены, этому вопросу уделено много внимания и в отечественной экономической литературе. В данной статье рассматривается

роль государственного долга с позиции полезности использования механизма государственного долга в рыночной экономике.

Самой главной выгодой для государства, обосновывающей полезность государственного долга, является возможность привлекать в бюджет заемные денежные ресурсы и при этом сохранять относительный размер долга - в процентах от ВВП (за определенный период времени, как правило, за экономический цикл).

Размер сальдо бюджета и объем реального валового внутреннего продукта являются двумя важнейшими факторами, определяющими динамику долга. Дефицит бюджета приводит к увеличению объема государственно0го долга, профицит бюджета позволяет погашать долг. Экономический рост обеспечивает наполнение доходной части бюджета, за счет которой выплачиваются проценты по долгу. Он же позволяет увеличивать денежную массу в обращении без увеличения инфляции, а за счет роста денежной массы создаются условия рефинансирования долга. В зависимости от соотношения названных двух факторов можно условно выделить два подхода к определению роли государственного долга в рыночной экономике.

. Классический подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к государственному долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета. Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов. Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.

В фазе увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т. е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня .

Существует важнейший момент, значимость которого невозможно переоценить. Дело в том, что правительство сталкивается с проблемой пополнения доходной части бюджета в фазе экономического спада. Именно в этот период обостряется проблема дефицита бюджета, и, казалось бы, государственный долг и должен сыграть роль субститута налогов. Однако практика показывает, что в такой ситуации рост объема долга нежелателен, поскольку увеличение государственной задолженности усиливает риск долгового кризиса.

Государственный долг может успешно выполнять роль макроэкономического стабилизатора только при условии устойчивого экономического роста. Фаза устойчивого экономического роста состоит из чередующихся периодов повышения и понижения деловой активности хозяйствующих субъектов. В период понижения деловой активности действительно целесообразно снизить уровень налогов и компенсировать снижение доходной части заемными денежными ресурсами.

Понятие «снижение деловой активности» означает кратковременное сокращение темпов экономического развития, но при этом прирост реального ВВП должен превышать 1 % за год. Если темпы прироста реального ВВП меньше 1 %, то это означает, что имеет место экономический спад. Водораздел, отделяющий экономический рост от спада, проходит не по нулевой отметке, а на уровне прироста реального ВВП в 1 % за год. Практика показывает, что в экономически развитых странах темпы экономического роста менее 1 % за год начинают сопровождаться различными явлениями, характерными для экономического спада,- банкротством крупных компаний, ухудшением состояния банковской системы, ростом безработицы, снижением потребления и т. п.

В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние как на государственные Финансы, так и на экономику в целом.

Класcический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Недостатком классического подхода служат риски ошибочного планирования сальдо бюджета. Дело в том, что в фазе снижения деловой активности решение о наращивании займов принимается на основе прогноза будущей динамики реального ВВП. Нужно знать, чем закончится фаза снижения деловой активности - фазой оживления или экономическим спадом. Наращивание объемов займов в фазе снижения деловой активности превращается в ошибку, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада.

Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.

.2 Проблема обслуживания внешнего долга Республики Казахстан

Валовой внешний долг Казахстана представляет собой непогашенную сумму фактических и ничем не обусловленных обязательств резидентов данной страны перед нерезидентами, которая требует выплаты основного долга и/или процентов, на определенный момент времени.

Специалисты считают, что прирост внешнего долга произошел, в первую очередь, за счет увеличения задолженности банков второго уровня (порядка $2 млрд.) и действующих в республике филиалов иностранных компаний (около $60 млн.).

Как и ранее, иностранные кредиторы предоставляют заемный капитал в основном предприятиям, занимающимся добычей сырой нефти и природного газа. Удельный вес таких кредитов в общей структуре внешнего долга составляет 30,8%, задолженность банков - 26,2%. "В настоящее время значительную долю во внешней задолженности занимают также предприятия, основным видом деятельности которых является проведение геологической разведки и изысканий - 15,9%" .

Основными кредиторами по рассматриваемой категории долга продолжают оставаться многосторонние финансовые организации (МБРР, ЕБРР, АБР, ИБР), доля которых стабильно составляет около 49%. Обязательства перед правительствами иностранных государств (Японии, ФРГ, Кореи, Швеции, Австрии, Кувейта, Саудовской Аравии и ОАЭ) составляют около 18%, перед иностранными коммерческими банками - немногим более 7 %, держателями еврооблигаций 18%. Доля экспортных кредитов составила 7,8% .

В этот период произошел значительный рост негарантированного государством внешнего долга более. Составляющими этой категории долга являются: прямые иностранные инвестиции за исключением акционерного капитала и реинвестированный прибыли, так называемая "межфирменная задолженность", задолженность банков второго уровня и другие долговые обязательства (прочая задолженность).

Межфирменная задолженность.

По данным Национального банка РК, за первое полугодие 2010 года валовой внешний долг Республики Казахстан без учета межфирменной задолженности снизился на $3,7 млрд и составил $59,4 млрд. В основном это было обусловлено снижением внешнего долга банковского сектора.

Вместе с тем, рост межфирменной задолженности резидентов за первое полугодие в объеме $5,1 млрд обеспечил прирост валового внешнего долга.

В результате, валовой внешний долг страны (с учетом межфирменной задолженности) вырос на $1,4 млрд и составил $114,6 млрд. В общем долге страны межфирменная задолженность составляет более 48%.

Валовой внешний долг банковского сектора снизился с $30 млрд в конце 2009 года до $25млрд

Доля внешних обязательств банков (включая АО «Банк Развития Казахстана») составляет около 22% по сравнению с 26,6% на начало 2010 года.

Доля внешнего долга банков снизилась благодаря проведенной реструктуризации внешних заимствований АО «Альянс банк» и АО «Темирбанк». По мнению РА РФЦА, результаты реструктуризации внешнего долга АО «БТА Банк» будут отражены в статистике 3-го квартала текущего года.

По данным Национального банка РК, задолженность других секторов экономики составляет $86,2 млрд, их доля увеличилась с 70,6% на начало года до 75% (см. диаграмму).

Подавляющая часть прироста долга других секторов в первом полугодии приходится на долгосрочные займы, привлеченные для финансирования крупных инфраструктурных и иных проектов. Так, межфирменная задолженность в основной своей сумме состоит из долгосрочных ссуд, большей частью привлеченных на финансирование Северо-Каспийского, Тенгизского, Карачаганакского проектов, а также по проектам предприятий, занимающихся проведением геологической разведки и строительством нефте- и газопроводов.

Доля государственного долга в последние годы поддерживается на низком уровне и составляет 3,2% по сравнению с периодом 1995-1998 годов(в среднем 42,7%). Основную долю по-прежнему составляет долг, не гарантированный государством (96,8%).

Восстановление экономики Казахстана, выраженное в росте темпов ВВП, позволило уменьшить соотношение валового внешнего долга к ВВП, являющегося важным макроэкономическим показателем.

С учетом межфирменной задолженности отношение валового внешнего долга к ВВП снизилось до 89,6% с 98,6% (на начало текущего года). Данное значение выше рекомендуемого в 80%, характеризующего страну с умеренной задолженностью.

Динамика внешнего долга на конец соответствующего периода

Источник: Национальный банк РК

Ожидается, что данный показатель сохранится в течение ближайших лет в связи с притоком иностранных кредитов в сырьевые проекты.

Следует учесть, что значительную часть внешнего долга Казахстана составляет межфирменная задолженность (48%) и, в соответствии с международной практикой, рассматривается как подверженная наиболее низкому риску дефолта.

Важно отметить, что увеличение межфирменной задолженности не представляет серьезной потенциальной угрозы для государства.

Государственный и гарантированный государством внешний долг

Согласно Закону «О государственном и гарантированном государством заимствования и долге» под государственным долгом понимается сумма долговых обязательств правительства, Национального Банка и местных исполнительных органов. Он состоит из двух частей: внешнего и внутреннего долга. Что такое гарантированный государством долг? В том случае, когда деньги привлекаются для реализации проектов, имеющих социальное и экономическое значение, государство выступает гарантом возврата займа. В 2005 году был введен новый для Казахстана финансовый инструмент - инфраструктурные облигации. Большая часть денег, собранных путем размещения этих облигаций, будет использована для строительства новых дорог. Это как раз тот случай когда государство берет на себя обязательство по возврату вложенных денег инвесторам. Государственные гарантии означают, что при невыполнении заемщиком своих обязательств правительство возвращает долги за счет средств госбюджета. При оценке внешней платежеспособности государства в расчет берется именно государственный и гарантированный государством долг. Если Казахстан не смог выполнить именно эти обязательства, то это очень плохо отразилось бы на его имидже и вызвало отток капиталов. Не нужно забывать, что стоит какой-то известной компании усомниться в платежеспособности государства, как это вызовет цепную реакцию, другие инвесторы также перестанут доверять не только правительству, но и частным компаниям. Показатели кредитоспособности страны является чистая внешняя задолженность государственного сектора. Она представляет собой разницу между иностранными активами и иностранными обязательствами госсектора и показывает, насколько госдолг обеспечивается международными резервами страны: золотовалютными резервами Нацбанка и иностранными активами Национального фонда. За первые два месяца 2006 года чистые международные резервы Нацбанка выросли на 28,3% и составили 9,068 млрд. долл. Если к этой сумме прибавить деньги, аккумулированные в Национальном фонде - по предварительным итогам, 8,156 млрд. долл., - то международные резервы в целом составят более 17 млрд. долл., так что пока государственный и гарантированный государством долг в два с половиной раза ниже этой суммы .

По данным Информационного агенства Новости-Казахстан : валовой внешний долг Казахстана по состоянию на конец 2011 года составил 123,848 миллиарда долларов против 118,226 миллиарда долларов на конец 2010 года, указывается в опубликованной в пятницу информации Национального банка республики. При этом, согласно данным Нацбанка, внешний долг банковского сектора за отчетный период снизился на 27% - до 14,600 миллиарда долларов.

За 2011 год доля государственного и гарантированного государством внешнего долга выросла с 4,3% до 4,4% от общего объема валового внешнего долга, а внешний долг, негарантированный государством, соответственно, сократился с 95,7% до 95,6%.

Из информации Нацбанка также следует, что на 1 января 2012 года 48,4% валового внешнего долга приходилось на межфирменную задолженность, то есть на обязательства перед зарубежными материнскими компаниями, дочерними и ассоциированными предприятиями, а также обязательства филиалов иностранных компаний действующих в республике.

Оценка и статистика внешнего долга

Методология формирования статистики внешнего долга Республики Казахстан основана на методологических рекомендациях Международного валютного фонда, Мирового банка и других международных организаций, изложенных в Руководстве по статистике внешнего долга (2001 г.), и соответствует основным принципам формирования Системы национальных счетов ООН (СНС, 1993 г.) и статистики платежного баланса (Руководство по платежному балансу, МВФ, 1993 г.).

В соответствии с Законом РК "О Национальном Банке Республики Казахстан" Национальный Банк РК несет ответственность за формирование оценки валового внешнего долга страны. При этом оценку государственного и гарантированного государством внешнего долга формирует Министерство финансов РК.

Основными источниками информации для формирования оценки негарантированного государством внешнего долга и валового внешнего долга Республики Казахстан являются регистрация валютных операций, связанных с движением капитала, и статистическая отчетность предприятий о финансовых требованиях к нерезидентам и обязательствах перед ними .

Особенности формирования статистики внешнего долга РК.

Межфирменная задолженность. Большую часть валового внешнего долга РК составляет межфирменная задолженность казахстанских резидентов перед аффилиированными нерезидентами. К межфирменной задолженности относятся все прямые иностранные инвестиции в республику, за исключением покупки акций, взносов в уставный капитал неакционерных предприятий и реинвестированной прибыли. В целом такой подход согласуется с методологическими принципами. Однако, особенностью практики статистики внешнего долга республики является включение финансовых средств, получаемых казахстанскими филиалами иностранных юридических лиц от своих головных компаний. По казахстанскому законодательству филиалы иностранных юридических лиц являются нерезидентами РК, поэтому с правовой точки зрения все долговые обязательства филиалов иностранных компаний не являются внешним долгом. Что касается методологии, то Руководство по внешнему долгу предусматривает возможность классификации тех займов, которые привлекаются филиалами иностранных юридических лиц от своих головных компаний, в инструмент участия в капитале. В этом случае такие займы, если они удовлетворяют определенным критериям, могут не учитываться во внешнем долге. Несмотря на это в настоящее время займы прямых инвесторов своим филиалам из-за отсутствия достаточной информации об условиях их привлечения и погашения продолжают учитываться во внешнем долге. Однако в дальнейшем по мере обследования деятельности филиалов и получения более детальных данных по условиям привлечения и погашения займов, подход относительно классификации внешней задолженности филиалов может быть пересмотрен.

Еврооблигации Правительства РК. Согласно методологии формирования статистики внешнего долга необходимо учитывать только те долговые ценные бумаги резидентов, которые реально находятся у нерезидентов. Однако статистика государственного долга, которую формирует Министерство финансов и которой придерживается Национальный Банк при формировании статистики валового внешнего долга, учитывает еврооблигации Правительства РК по первоначальной эмиссии не принимает во внимание факт перехода собственности на них от нерезидента к резиденту.

Депозиты нерезидентов в банках второго уровня. Банки второго уровня учитывают депозиты в соответствии с законодательно закрепленным понятием резидентства, что не соответствует методологии формировании статистики внешнего долга. Поэтому Национальный Банк включает во внешний долг только долгосрочные депозиты предприятий специального назначения (ПСН) по которым ведется отдельный учет .

Модель для определения уровня задолженности страны

Для модельного описания уровня задолженности необходимо выявить набор определенных характеристик (параметров), подлежащих рассмотрению в будущей модели. Такими параметрами являются временные ряды макроэкономических показателей 52 развивающихся стран, динамика 5-летнего развития которых исследована в журнале

«New Horizon Economies» (UBS банка). Экономический анализ выявил закономерности, позволившие определить основные параметры функции, уравнение которой представлено следующим видом:

у = 0,2 Х1 + 0,25 Х2+ 0,3 ХЗ

Параметры Х1, Х2, Х3 являются компонентами, отражающими следующие макроэкономические показатели:

Х1- отношение внешнего долга к экспорту;

Х2 - отношение внешнего долга к ВВП;

Х3- отношение обслуживания внешнего долга к экспорту.

Данное уравнение описывает уровень задолженности страны, в которой зависимое значение Y является функцией независимых значений Х1. В зависимости от полученного значения Y подразделяется на:

при Y < 25% - страна с наименьшей задолженностью;

при 25% <Y< 50% - страна с умеренной задолженностью;

при Y > 50% - страна с высоким уровнем задолженности.

В приложении результирующий показатель Y наглядно отражает реальную оценку возможности обслуживания странами своих обязательств перед иностранными государствами. Наиболее платежеспособными являются Гонконг и Сингапур, которые не имеют внешней задолженности. При анализе используется метод ранжирования стран по категориям в зависимости от усредненного показателя. В первую категорию входят страны, которые имеют незначительную внешнюю задолженность или не имеют ее вообще. В этой группе наиболее высокий уровень ВВП на душу населения, указывающий на более высокий уровень человеческого развития в этих странах. К первой категории относятся 15 из 52 рассматриваемых государств: 6 стран Юго-Восточной Азии, 6 государств бывшего СССР, 2 государства Европы и одна страна Ближнего Востока. Наиболее высокий внешний долг в этой группе был отмечен в 1996 г. в Китае, он равнялся 110 млрд. долларов США .

Большинство стран (6 государств бывшего СССР, Тайвань, Словения, Саудовская Аравия, Малайзия) с каждым годом снижают уровень своей платежеспособности. В то же время такие страны, как Китай, Южная Корея, Португалия, увеличивают свой экономический потенциал.

Прогноз 1998 г. был основан на снижении платежеспособности стран, вызванном начавшимся кризисом в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Во вторую категорию входят страны со средней платежеспособностью, имеющие усредненный показатель Y в диапазоне от 0,25 до 0,5. Во вторую группу стран с умеренной задолженностью входят государства, имеющие в основном ВВП на душу населения от 1,5 до 6,4 тыс. долл. США. Многие из них сейчас имеют высокий темп роста ВВП - от 4 до 8,6%. К таким странам относятся Малайзия, Словакия, Чили, ЮАР, Таиланд, Венесуэла, Чехия. В эту группу входят Россия, Украина и Казахстан.

В 1995 г. Казахстан снизил коэффициент Y до уровня 0,198, что отражало действительное положение с внешней задолженностью, сформировавшейся за счет снижения внешних долгов перед Российской Федерацией. Информация по Республике Казахстан, у которой рассчитываемое уравнение Y имеет за период с 1994 по 1998 гг. тенденцию снижения. При этом наиболее высокой является независимая переменная Х1. При рассмотрении независимых переменных Х1,Х2,Х3 по Казахстану можно отметить, что имеется некоторая определенная тенденция, которая связывает показатели между собой. Эта связь между показателями является стохастической и предполагает исследование тесноты связи между явлениями. Существование стохастической связи между исследуемыми показателями является важной предпосылкой анализа корреляцией.

Итоговый результат Y показывает, что Казахстан перешел в категорию стран с умеренной задолженностью, так как его процентное значение превышает 25% и в 1998 г. составляло 27,2%. Однако усредненный показатель за все годы исследования равен 23% , что классифицирует Казахстан как страну с низкой задолженностью. Следует отметить, что наиболее высокий уровень внешнего долга в этой группе у России в 1996 г. он составлял 115 млрд. долл. США.

В этой группе выделяются такие страны, как Словакия, Чехия, Хорватия, Румыния, ЮАР. Однако у большинства из них в настоящий период показатель имеет тенденцию к снижению (Хорватия, Румыния). Чили, Россия, Панама и Вьетнам также снижают интегральный показатель Y, что свидетельствует об экономическом росте этих государств. Более высокий уровень уменьшения Y отмечается в Чили: с 0,629 в 1993 г. до 0,447 в 1997 г. В России этот показатель также снизился с 0,598 в 1993 г. до 0,439 в 1997 г. Несмотря на то, что у России имеются проблемы с обслуживанием внешней задолженности, многие аналитики и эксперты предполагают в ней потенциал мощного экономического роста .

В третью категорию входят 28 государств со средним показателем Y от 0,5 и выше. В ней сконцентрированы в основном развивающиеся страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Европы, Африки. Наиболее высокие показатели среди данной категории стран по итогам 1997 г. у Польши, Венесуэлы, Венгрии. Предполагается, что они в будущем смогут перейти в категорию стран со средней платежеспособностью. Многие страны имеют чрезмерно высокую внешнюю задолженность. Например, задолженность Бразилии равна 186 млрд. долл. США, Мексики - 175, Индонезии -114 млрд. долл. США. Во всех трех классифицируемых группах имеются страны с высоким уровнем внешнего долга, который превышает 100 млрд. долл. США.

Кроме указанных государств существует множество других стран, таких, как Греция, Перу, Египет, Филиппины, которые значительно уменьшили свою внешнюю задолженность за счет изменения стратегии внешнего заимствования. Поучителен опыт Бразилии, направляющей на экспорт большую часть выпускаемых машин и оборудования, различных промышленных товаров.

Из анализа данных по странам можно сделать следующие выводы:

• на показатель Y влияет экономическое развитие страны;

• высокий уровень внешнего долга снижает значение Y;

• интегральный показатель Y, рассматриваемый в динамике, отражает правильность выбранной стратегии заимствования и экономических реформ, проводимых в стране.

В настоящее время Республика Казахстан относится к странам с умеренной задолженностью наравне с такими государствами, как Малайзия, Словакия, Чили, ЮАР, Таиланд, Венесуэла, Чехия, Россия и Украина.

Предложенная нами модель позволяет оценить и определить уровень задолженности каждой страны для выработки соответствующей стратегии и механизмов ее снижения.

Обслуживание внешнего долга

С ростом объемов внешнего заимствования увеличиваются расходы по его обслуживанию. В настоящее время республика вынуждена нести возрастающие расходы по обслуживанию внешних займов, в основном из-за резкого роста объема внешнего негарантированного заимствования.

Вместе с тем, учет основного долга и вознаграждений ведется предприятиями по методу начисления, вследствие чего, оценка погашения и обслуживания валового внешнего долга, особенно по части негарантированного долга, является завышенной по сравнению с фактическими расходами. Это объясняется тем, что начисленные, но подлежащие оплате в будущем платежи вознаграждения учитываются дважды: на момент начисления они указываются как расходы по вознаграждению (и одновременно увеличивают основной долг, поскольку оплаты не было) и затем, в момент оплаты - как часть расходов по погашению основного долга. То же самое происходит при реорганизации или рефинансировании долга: расходы по погашению долга отражаются по перво- начальному сроку возврата, затем - по наступлению срока оплаты в соответствии с договорами по переоформлению задолженности .

В связи с этим, большинство стран, применяющие метод начисления, в оценку обслуживания не включают погашение и обслуживание краткосрочного долга.

Учитывая это, в расходах по погашению и обслуживанию валового внешнего долга показано погашение и обслуживание только долгосрочного долга. В целом, общие расходы по погашению и обслуживанию долгосрочного валового внешнего долга (все начисленные платежи, подлежащие выплате заемщиком: основной долг, включая реорганизацию, вознаграждение и комиссии) возросли.

Платежи по обслуживанию долга финансируются за счет налоговых сборов, снижения государственных расходов или новых заимствований. При этом необходимость привлечения дополнительных доходов бюджета или снижения его непроцентных расходов существует только в том случае, когда средние темпы роста реального ВВП, ниже уровня реальных процентных ставок по государственным обязательствам.

Погашение и обслуживание внешнего долга. Платежи по погашению и обслуживанию внешнего долга показываются по методу начисления, когда начисленные, но не оплаченные (подлежащие оплате в будущем или просроченные) платежи по вознаграждению ведут к росту внешней задолженности. Платежи по погашению долга включают в себя также реорганизацию долга. Реорганизация долга - это изменение ранее установленных для заемщика порядка и условий обслуживания и погашения долга. Реорганизация долга осуществляется, в основном, путем продления сроков погашения по краткосрочным кредитам, переуступки требований или перевода долга, а также с помощью свопа долг/ акции (доля в уставном капитале).

Традиционно роль внешнего заимствования рассматривается как дополнение к внутренним сбережениям, заполняющего разрыв между сбережениями и инвестициями, в целях достижения более быстрого экономического роста. Внешнее заимствование также может рассматриваться как дополнение к имеющейся в распоряжении иностранной валюты и для устранения разницы между валютными поступлениями от экспорта и необходимым импортом, в случае, если национальная валюта не является валютой свободно-конвертируемой. Преимущества привлечения страной заемного иностранного капитала очевидны. Однако, как долго или как "далеко" должно происходить это заимствование?

Превышение уровня доходности инвестиций в стране-заемщике над процентной ставкой по ее внешним займам еще не означает, что страна способна обслуживать свой долг без особых проблем, так как займы и про центы по ним должны быть погашены, чаще всего, в иностранной валюте. Поэтому, проблемы доходности инвестиций, финансируемых за счет внешних займов, и способность обслуживать данные займы концептуально отличны друг от друга. Способность обслуживать внешний долг зависит от запаса СКВ, который можно нарастить путем увеличения экспорта или сберечь путем уменьшения импорта определенных товаров и услуг, финансируя через внешнее заимствование определенные проекты. Наиболее широко используемым критерием для оценки желательности дальнейшего заимствования и подверженности дефолтам в обслуживании внешних займов является норма обслуживания долга (отношение платежей по обслуживанию долга к экспорту товаров и услуг). Хотя невозможно привязать лимит внешнего долга только к этому показателю (т.к. немало других факторов, имеющих важное значение в данном вопросе), постоянно растущий показатель нормы обслуживания означает всё большие претензии нерезидентов на экспортную выручку страны и, следовательно, большую подверженность дефолтам в случае, если эта выручка подвержена сильным колебаниям (как в случае с экспортом первичных продуктов), а расходы иностранной валюты для других целей не могут быть с легкостью сокращены. Другими критериями для оценки оптимально допустимого уровня внешней задолженности являются показатели отношении валового внешнего долга к ВВП и экспорту. Доля валового внешнего долга республики в валовом внутреннем продукте в последние годы была достаточно высокой, составляя более 75%. Согласно классификации МБРР по степени задолженности Казахстан в настоящее время относится к странам с умеренной задолженностью. В то же время, поскольку более половины объема внешнего долга составляет межфирменная задолженность, которая согласно международной практике рассматривается как подверженная наиболее низкому риску дефолта, отношение валового внешнего долга к ВВП без учета последней составляет около 37% .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выполненной курсовой работы можно выделить следующие основные выводы и предложения:

Конечно, весь мир живет в долг, но занятые деньги можно тратить по-разному. Каждый из нас кроме своих личных долгов несет бремя государственного долга. Хотя Казахстан относится к странам с умеренной задолженностью, правительство должно вести жесткий контроль за привлеченные иностранные заимствования. Из-за повышенной активности банковского сектора и частных предприятий сумма внешнего долга с каждым годом увеличивается, и поэтому государство несет большие риски, которые могут привести к долговому кризису. Также правительство несет расходы по его обслуживанию и рефинансирования долга. При управлении долгом следует принимать во внимание, что растущая государственная задолженность является непосредственным отражением общеэкономического кризиса, неэффективности финансово-кредитной системы, неспособности правительства проводить адекватную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику. В этом случае методы государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на оздоровление самой экономики.

Прослеживая динамику относительных показателей внешнего долга по годам, нужно отметить благоприятную тенденцию их сокращения. Это служит определенным доказательством эффективности проводимой политики Казахстана в области внешнего заимствования, а также об эффективности иностранного капитала. Кроме того, в связи с увеличением абсолютного объема привлекаемых средств на долгосрочной основе необходимо установить наблюдение и контроль за структурой внешней задолженности, которые должны включать: устранение скученности платежей; диверсификацию долга по валютному составу; улучшение кредитного рейтинга и снижение ставки заимствования.

Для Казахстана наиболее предпочтительными является привлечение связанных кредитов международных организаций, т.е. предназначенными для финансирования конкретных проектов, и их средства могут, использованы только по целевому назначению. При этом приоритетом должны пользоваться инвестиционные высокоэффективные проекты в области экологии, развития инфраструктуры, проекты, обеспечивающие развитие экспортного потенциала не сырьевых отраслей, а также регионов страны. При этом критерием использования средств финансовых организаций должно стать обеспечение эффективности используемых средств.

Для получения более достоверных оценок влияния государственного долга на величину национального производства необходимо учитывать еще один принципиальный момент. Эффективно используемые денежные средства, привлекаемые в виде государственных заимствований, вносят определенный вклад в развитие национальной экономики. Например, государственные социальные расходы в сфере образования и здравоохранения способствуют развитию человеческого капитала. Негативное влияние государственного долга на объем национального производства в той или иной степени уравновешиваются социально-экономическими преимуществами, полученными результате эффективного размещения государственных средств.

Если учитывать только государственный и гарантированный государством долг, то сумма долга не большая по сравнению с негарантированным государственным долгом. По данным Национального банка его международные резервы в два с половиной раза больше гарантированного государством долга.

Подводя итоги дипломной работы можно сказать, что долг присущ каждой стране и у каждой страны есть свои на то причины, потому что государство, как и люди, стремится достичь благосостояния, развиваться в ногу с современным миром, изучить все новое и т.д. Если человек берет кредит для покупки нового компьютера, то государство берет заимствование для того, чтобы достичь технического развития и образования, чтоб компьютеры были доступны всем. Кредит это временное явление, так и внешний долг тоже.

В жизни в долге нет ничего плохого, если занятые деньги не проедать, а использовать на дальнейшее развитие, делать деньги на деньгах, чтобы было, чем расплачиваться с долгами. Страны-должники, как правило, сталкиваются с одним и теми же проблемами - трудностями расчета своих внешних обязательств, оценки своего положения и примерной динамики цен внешнего рынка на много лет вперед. А ценовые колебания увеличивают (при правильном управлении - сокращают) проблемы обслуживания внешнего долга. Так, в 1986-1988 годы основная причина роста внешнего долга Советского Союза была результатом не новых заимствований, а изменения курса доллара по отношению к другим валютам. Поэтому необходимо изучение процесса привлечения иностранного капитала и роли государственного регулирования в создании благоприятных условий для его притока, а также того отрицательного воздействия, которое могут оказывать внешние займы и иностранные инвестиции на экономику страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головачев Д.Л.// Государственный долг. Теория и практика. М., 1999 г., с.176.

2. Обзор экономической политики в России за 1997 г. Фонд «Бюро экономического анализа» Материалы официального сайта БЭА www.beafnd.ru

. Кошербаева А.Б. Теория внешнего долга.// Под ред. д.э.н. Елемесова Р.Е. Международные экономические отношения. А.,2001,с.367-386

. Вавилов А. Государственный долг: уроки кризиса и принципы управления. М.,2001, с.304

. Диггер Х. Планирование и контроль.// Финансы и статистика . М.,1999.,с.150

. Missale A. 1999/ Public debt management. Oxford University Press Inc., NY,310p

7. Сазанов К.С. «Чтобы их не росли долги» // Казахстанская правда,2012г.

. Сазанов К.С. Снижение риска долгового кризиса посредством единого управления долгом.// АльПари.-2005,№2,с.31-33

. Жигаев А.Ю. Роль государственного долга.//Деньги и кредит.2004,№5,с.43-49

. Амрионова А. Проблемы формирования структуры государственного долга в условиях устойчивого развития экономики Казахстана.// Транзитная экономика,2003,№4,с.115-119

11. Хромушин И., Куприянов С. Риски все еще высоки.// Рынки ценных бумаг, 2000,№1, с.35-42

. Статистический бюллетень Национального банка Казахстана. 2002, №11(96), с.60-61

. Информационно аналитические материалы. Система макроэкономических ограничений размера государственного долга. №41, 2003,с.23-27

14. Банковские займы. www.kz-today.kz

. . www.google.kz

. Темиржан Г. О внешних государственных заимствованиях Казахстана.//www.kz-today.kz

17. Финансы Казахстана.2011, №5,с.7-11

. Договор факторинга.// Деньги и кредит, 2001,№11, с.56-58

. Пришев В. Под прессом долгов.// Южный Казахстан, 1998,28 января, с.4

. Вестник Национального Банка Казахстан. Июнь,2004,с.92-94

. Грибанов С. «Река долга» // Новое поколение. 2006, 10 марта. С.5-6

. Государственный и гарантированный государством долг// АльПари.-2006. №1. С.-12-13.

23. А. Буранбаева. Внешний долг.// www.nationalbank.kz

. Статистический бюллетень,№3(87),Март,2006

. Т. Бирмагамбетова. Оценка внешнего долга на основе системного анализа.// АльПари.-2000.№2. С.53-56.

. Статистический бюллетень Национального банка Казахстана. 2004, №5, с.27-28

. www.minfin.kz

.Статистический бюллетень Казахстана.2005, март,№3(124)

Таблица 1

Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства(по состоянию на 1 октября 2011 года)

 

Наименование показателей

тыс.тенге

тыс.долл.США

п/п

 




I

Государственный долг1

 

 3 270 689 963

 22 118 685

1

Долг Правительства Республики Казахстан

 

 2 512 627 154

 16 992 136

1.1.

внутренний:

 

 1 916 890 716

 12 963 351

 

1.1.1.

Государственные краткосрочные казначейские обязательства

 98 829 558

 668 354

 

1.1.2.

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

 481 575 260

 3 256 748

 

1.1.3.

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

 603 752 380

 4 082 994

 

1.1.4.

Государственные долгосрочные казначейские обязательства

 669 538 273

 4 527 884

 

1.1.5.

Государственные долгосрочные индексированные казначейские обязательства

 52 909 000

 357 808

 

1.1.6.

Государственные специальные среднесрочные казначейские обязательства для физических лиц

 9 550 783

 64 589

 

1.1.7.

Прочие обязательства

 735 462

 4 974

1.2.

внешний:

 

 595 736 439

 4 028 785

 

1.2.1.

Международный Банк Реконструкции и Развития

 264 932 302

 1 791 657

 

1.2.2.

Азиатский Банк Развития

 113 788 279

 769 516

 

1.2.3.

Европейский Банк Реконструкции и Развития

 15 802 523

 106 868

 

1.2.4.

Исламский Банк Развития

 19 490 197

 131 806

 

1.2.5.

Саудовский Фонд Развития

 852 797

 5 767

 

1.2.6.

Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития

 1 639 814

 11 090

 

1.2.7.

Фонд Развития Абу-Даби

 1 737 435

 11 750

 

1.2.8.

Японское агентство международного сотрудничества

 144 931 397

 980 127

 

1.2.9.

Кредитное агентство Правительства Германии

 2 987 696

 20 205

 

1.2.10.

Иностранные коммерческие банки

 29 574 000

 200 000

2

Долг Национального Банка Республики Казахстан

 

 742 568 212

 5 021 764

2.1.

внутренний

 

 742 568 212

 5 021 764

2.2.

внешний

 

 -

 -

3

Долг местных исполнительных органов Республики Казахстан2

 

 116 981 211

 791 108

3.1.

перед Правительством Республики Казахстан

 101 486 614

 686 323

3.2.

перед прочими кредиторами

 15 494 597

 104 785

II

Гарантированный государством долг

 

 51 309 932

 346 994

1

внутренний

 

 6 845 834

 46 296

2

внешний

 

 44 464 098

 300 697

III

 

 40 237 110

 272 111

1

внутренний

 

 40 237 110

 272 111

2

внешний

 

 -

 -

Всего государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства (I + II + III)

 3 362 237 004

 22 737 790


Справочно:

Курс доллара США на 30.09.2011г. -147,87 тенге

Источник:

Министерство Финансов Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан

Примечание:

- без учета взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)

- оценка долга подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам местных исполнительных органов

Таблица 2

Государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства(по состоянию на 1 января 2012 года)

 

Наименование показателей

тыс.тенге

тыс.долл.США

п/п

 




I

Государственный долг1

 

 3 266 995 206

 22 014 792

1

Долг Правительства Республики Казахстан

 

 2 741 695 121

 18 475 035

1.1.

внутренний:

 

 2 080 470 002

 14 019 340

 

1.1.1.

Государственные краткосрочные казначейские обязательства

 95 423 210

 643 014

 

1.1.2.

Государственные среднесрочные казначейские обязательства

 492 186 092

 3 316 618

 

1.1.3.

Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства

 658 752 367

 4 439 032

 

1.1.4.

Государственные долгосрочные казначейские обязательства

 770 948 605

 5 195 071

 

1.1.5.

Государственные долгосрочные индексированные казначейские обязательства

 52 909 000

 356 530

 

1.1.6.

Государственные специальные среднесрочные казначейские обязательства для физических лиц

 9 512 630

 64 101

 

1.1.7.

Прочие обязательства

 738 098

 4 974

1.2.

внешний:

 

 661 225 119

 4 455 695

 

1.2.1.

Международный Банк Реконструкции и Развития

 312 422 871

 2 105 275

 

1.2.2.

Азиатский Банк Развития

 126 668 818

 853 563

 

1.2.3.

Европейский Банк Реконструкции и Развития

 20 610 633

 138 886

 

1.2.4.

Исламский Банк Развития

 22 164 883

 149 359

 

1.2.5.

Саудовский Фонд Развития

 796 308

 5 366

 

1.2.6.

Кувейтский Фонд Арабского Экономического Развития

 1 630 907

 10 990

 

1.2.7.

Фонд Развития Абу-Даби

 1 656 746

 11 164

 

1.2.8.

Японское агентство международного сотрудничества

 142 824 162

 962 427

 

1.2.9.

Кредитное агентство Правительства Германии

 2 769 791

 18 664

 

1.2.10.

Иностранные коммерческие банки

 29 680 000

 200 000

2

Долг Национального Банка Республики Казахстан

 

 509 805 488

 3 435 347

2.1.

внутренний

 

 509 805 488

 3 435 347

2.2.

внешний

 

 -

 -

3

Долг местных исполнительных органов Республики Казахстан2

 

 125 101 258

 843 000

3.1.

перед Правительством Республики Казахстан

 109 606 661

 738 589

3.2.

перед прочими кредиторами

 15 494 597

 104 411

II

Гарантированный государством долг

 

 72 462 764

 488 294

1

внутренний

 

 6 870 370

 46 296

2

внешний

 

 65 592 394

 441 997

III

Долг по поручительствам государства

 

 40 126 210

 270 392

1

внутренний

 

 40 126 210

 270 392

2

внешний

 

 -

 -

Всего государственный и гарантированный государством долг, долг по поручительствам государства (I + II + III)

 3 379 584 180

 22 773 478


Справочно:

Курс доллара США на 31.12.2011г. -148,40 тенге

Источник:

Министерство Финансов Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан

Примечание:

- без учета взаимных требований (долга местных исполнительных органов перед Правительством Республики Казахстан)

- оценка долга подлежит уточнению по завершению процесса формирования и сверки базы данных по долговым обязательствам местных исполнительных органов

Похожие работы на - Государственный долг Республики Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!