Налоговое регулирование деятельности предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговое регулирование деятельности предприятий

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградской области

"Государственный институт экономики финансов права и технологий"

Кафедра национальной экономики и организации производства

Дисциплина: Экономика организаций






Курсовая работа

Тема: Налоговое регулирование деятельности предприятий


Выполнила студентка

Курач А.В.

Проверил:

ст. преподаватель Пыженкова Е.С.





Гатчина

Содержание

Введение

1.           Сущность налогов

1.1 Принципы налогообложения

.2 Классификация налогов

.3 Функции налогов

2.           Налоговое регулирование предприятий

2.1 Понятие налогового регулирования

.2 Налоги предприятий

.3 Методы и способы налогового регулирования

. Налоговый контроль

.1 Права и обязанности юридических лиц

.2 Права и обязанности налоговых органов

.3 Ответственность за налоговые правонарушения

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Налоги - одно из важнейших понятий экономической науки, являющееся экономической категорией, одним из звеньев экономических отношений, и поэтому в экономической теории их необходимо рассматривать как проблему налогообложения в целях определения их места в экономической системе. Налоги выступают косвенным регулятором развития экономики, являются инструментом структурного, антиинфляционного регулирования, одним из способов регулирования дефицита бюджета, распределения и перераспределения доходов различных слоев населения и инструментом воздействия на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов.

Экономическая природа налога состоит в определении источника обложения (дохода, капитала) и влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на народное хозяйство. Налоговое регулирование - один из важнейших инструментов в налоговой политике государства, где отдельное место занимает налоговое регулирование деятельности предприятий, на рассмотрении которого я остановлюсь более подробно в своей работе.

Современная экономика - это сочетание противоречащих друг другу групп отношений: рыночной системы отношений и сознательного регулирования всей экономики; активного предпринимательства, основной целью которого является возрастание капитала, прибыльности и необходимости социально-ориентированного развития; стремлений к открытости экономики и необходимости обеспечить защиту национального воспроизводства особенно в тех секторах, где национальная промышленность еще неконкурентоспособна.

На современном этапе развития экономики, проблемы повышения эффективности налогообложения предприятия на всех уровнях становятся все более актуальными. Весьма целесообразно и необходимо повышать эффективность применения налогов на предприятиях, определяющих социально-экономический потенциал субъекта Российской Федерации.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. При помощи налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, которые необходимы для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В своей курсовой работе я остановлюсь на рассмотрении сущности налога, его видов и функций, принципов налогообложения. Во второй главе речь пойдет о налогах, взимаемых с предприятий и их роли в регулировании хозяйственной деятельности организаций, а также о методах и способах его осуществления. Особое внимание необходимо уделить правам и обязанностям налогоплательщиков, налоговому контролю и мерам, применяемым к нарушителям налогового законодательства.

1. Сущность налогов

1.1 Принципы налогообложения

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему, элементами которой являются:

1)      субъекты налога, т.е. налогоплательщик или плательщик сбора;

2)      носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает налог;

)        объект налога - доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.);

)        ставка налога - размер налога, устанавливаемый на единицу обложения (определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте);

)        налоговая база;

)        налоговый период;

)        налоговые льготы.

Налоговые льготы не принадлежат к разряду обязательных элементов, ибо налог может быть установлен и без них.

Принято различать следующие принципы формирования налогов:

·        власть вправе устанавливать налоги;

·        всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы);

·        ясность и определенность в размерах, способах и сроках уплаты;

·        стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности;

·        определённость (порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно);

·        однократность налогообложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный законом период налогообложения);

·        гибкость (возможность адаптации к изменяющимся экономическим условиям).

Налоги обязательны для всех физических и юридических лиц, получающих различные виды доходов (заработную плату, прибыль и т.д.). При взимании налогов используется два основных принципа налогообложения:

. Принцип получаемой выгоды основан на том, что физические и юридические лица должны платить налоги пропорционально выгодам, которые они получают от общественных товаров и услуг, предоставляемых государством. Примером может служить оплата пользования общественными парками, дорогами, мостами и другими местами общественного пользования.

. Принцип платежеспособности предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают большие налоги и наоборот. Рациональность данного принципа заключается в том, что существует разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который получен из расходов на предметы первой необходимости.

.2 Классификация налогов

Для того чтобы понять сущность и предназначение налогов, необходимо их классифицировать.

I. В зависимости от компетенции органов законодательной (представительной) власти в применении налогового законодательства принято выделять:

) федеральные налоги, т.е. налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров и услуг и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций, государственная пошлина и т.д.;

) региональными считаются налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. К ним относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, транспортный налог, налог с продаж, транспортный налог, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы и т.д.;

) местные налоги - это налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся земельный налог, налог на рекламу, местные лицензионные сборы и т.д.

II. В зависимости от экономического содержания и особенностей взимания налоги можно разделить на:

) прямые налоги, налагаются на имущество и доход, уплачиваются соответственно собственником и получателем. К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на имущество предприятий и др.

) косвенные налоги включаются в стоимость товаров и услуг, фактическим плательщиком является конечный потребитель. (НДС; акцизы; таможенные пошлины).

III. По типу налоги бывают:

) пропорциональный налог, который означает взимание налога в равных долях не зависимо от размера дохода;

) прогрессивный налог предполагает увеличение % ставки по мере возрастания дохода;

) регрессивный налог характеризуется тем, что его средняя ставка снижается по мере возрастания дохода и наоборот.

) ресурсные;

) имущественные;

) с дохода или от выручки;

) налоги на потребление.

VI. По плательщикам:

1)  с юридических лиц (налог на прибыль организаций);

2)      физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);

3)  юридических и физических лиц (транспортный налог, земельный налог и др.).

Кроме указанных классификаций, в литературе и на практике применяются и другие налоги, например, по срокам уплаты, по моменту обложения и т.д.

Для организаций характерны налоги на прибыль, НДС, налог на имущество предприятий. В данной работе я остановлюсь на них более подробно.

.3 Функции налогов

В данной главе необходимо рассмотреть основные функции налогов, которые являются основой осуществления налогового регулирования. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов юридических и физических лиц.

. Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная или бюджетная функция. С ее помощью формируются государственные денежные фонды и создаются материальные условия для нормального функционирования государства. Именно фискальная функция создает реальные возможности для перераспределения части стоимости национального дохода между различными классами и социальными группами, предприятиями и организациями, а также отраслями народного хозяйства.

. Распределительная или социальная функция налогообложения заключается в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

. Регулирующая функция налогообложения направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структур производства, его размещении. По мнению выдающегося английского экономиста Джона Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

. Контрольная функция налогообложения дает возможность государству владеть информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.

Иногда в качестве отдельной функции налогов выделяют поощрительную, осуществляемую через установление налоговых льгот. Но, на наш взгляд, ее можно не выделять в качестве самостоятельной функции, поскольку она поглощается социальной и регулирующей функциями налогов.

В настоящий момент необходимо отметить, что регулирующая функция налогов направлена, прежде всего, на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач финансово-экономической политики государства.

Анализируя этот аспект налоговых отношений, представляется целесообразным выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.       

Стимулирующая подфункция налогообложения направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она осуществляется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения заключается в установлении через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90 %), установлении налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др. Таким образом, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства в связи с потерей его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации за несколько лет.

Последней из подфункций следует назвать воспроизводственную подфункцию, которая предназначена для накопления средств, необходимых для восстановления используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Перечисленные функции налога тесно связаны между собой. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, так как их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков.

Налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие на поведение налогоплательщика с целью добиться какого-либо результата не может быть основной целью налога. Однако если какие-либо налоговые платежи начинает выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.

2. Налоговое регулирование

2.1 Понятие налогового регулирования

Исходя из предыдущей главы, можно сделать вывод, что суть налогов в практическом значении сводится к взиманию средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственную "казну" с целью их дальнейшего распределения на нужды государства. Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений.

Система налогообложения должна решать определенные задачи: способствовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда, побуждать предприятия эффективно использовать основные производственные фонды, минимизировать производственные запасы, сокращать непроизводственные расходы, обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

Следует отметить, что если сначала налоги носили чисто фискальный характер, то есть являлись основным источником формирования финансовых ресурсов государства, то впоследствии, с тех пор как государство решило принимать активное участие в организации хозяйственной деятельности страны, понятие распределительной функции налогов значительно расширилось и приобрело регулирующее свойство.

Налоговое регулирование - это, прежде всего, меры косвенного воздействия на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Следовательно, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности. Кроме того, налоги помогают направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Наглядно такие ситуации можно показать на кривой Лаффера. (рис.1)

А. Лаффер считал, что чрезмерное повышение налоговых ставок на доходы подрывает стимулы к инвестициям, уменьшает трудовую активность и вызывает переход легальной экономики в теневую. Обоснованием этому послужил так называемый "эффект Лаффера", графическим отражением которого служит "Кривая Лаффера".

Кривая Лаффера показывает зависимость получаемых государством сумм налоговых поступлений от ставок налога.

По вертикальной оси откладываются величины налоговых поступлений (T), по горизонтальной - значения ставок подоходного налога (r).

Если r = 0, то государство не получит налоговых поступлений. При r = 100% общие налоговые поступления также будут равны нулю, так как отсутствуют стимулы к увеличению дохода.

Рис. 1 - Кривая Лаффера

В точке А при ставке подоходного налога r = 50 % налоговые поступления будут максимальными, затем они будут снижаться при росте налоговых ставок (Tb < Tа).

Смысл "эффекта Лаффера" состоит в том, что уменьшение налоговых ставок вызовет сокращение доходов государства, но это сокращение будет носить кратковременный характер, в длительной перспективе снижение налогов вызовет рост сбережений, инвестиций и занятости.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны; целевыми отчислениями во внебюджетные государственные фонды; компетенцией органов государственной власти в области налогового регулирования и способами их взаимодействия между собой; методами исчисления налогов, а также налоговым контролем.

Основными задачами налогового регулирования являются:

·        формирование централизованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизации налоговых поступлений;

·        составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступления налогов;

·        разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы.

·        осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических и юридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Налоговое регулирование предприятий является важнейшим видом экономического регулирования в условиях свободного рынка. В противовес административным методам регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, укрупнения масштабов и автоматизации производства.

.2 Налоги предприятий

Около 3\4 бюджета России состоит из федеральных налогов, которые и стали основным источником. Стоит отметить, что пока они не в полную силу выполняют регулирующую функцию (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, взносы в государственные внебюджетные фонды, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, налог на пользование недрами, лесной налог, водный налог и некоторые другие).

К региональным налогам и сборам относятся: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный и транспортный налоги, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы.

К местным налогам можно отнести налог на рекламу, на землю и местные лицензионные сборы. Налог на прибыль стал одним из главных в классе прямых налогов в России. Он взимается с различных компаний. Данный налог направлен в первую очередь на доход, который получает налогоплательщик. Краткая характеристика основных налогов, уплачиваемых предприятиями, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Источник уплаты

Налог на добавленную стоимость

Выручка от реализации

18 %, 10 %, 0 %

квартал

выручка

Налог

Объект налогообложения

Налоговые ставки

Налоговый период

Источник уплаты

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

год

финансовый результат

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

2,2 % (может понижаться региональными органами власти)

год

расходы


В системе прямых налогов, действующих в Российской Федерации и взимаемых с предприятий, ведущее место принадлежит налогу на прибыль. Теоретически окончательным плательщиком налога на прибыль выступают организации, которые получают эту прибыль. Другими словами, реальным плательщиком налога на прибыль является получатель дохода, т.е. данный налог не перекладывается на конечного потребителя продукции как при косвенном налогообложении.

Налогом облагается прибыль, которая является целью функционирования организации и источником уплаты налогов. Это позволяет государству регулировать экономические процессы, достаточно эффективно влиять на развитие производства. В то же время налоги - очень острый инструмент. Поэтому установленные государством чрезмерно высокие ставки налога могут привести к свертыванию производства. Именно обложение прибыли - конечного финансового результата деятельности организации - позволяет государству широко использовать налоговые методы в регулировании предпринимательской деятельности и экономики в целом, а также иметь существенный источник доходов бюджета.

Плательщиками налога на прибыль являются все предприятия и организации (включая бюджетные), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками этого налога являются и не располагающие статусом юридических лиц филиалы предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

Объектом налогообложения является валовая прибыль предприятий и организаций, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В налогооблагаемую прибыль не включаются дивиденды и проценты, которые получены по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятиям, а также доходы от долевого участия в деятельности других предприятий (предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ и др.), кроме доходов, полученных за пределами Российской Федерации.

Налог на прибыль определяется исходя из облагаемой прибыли и установленной ставки налога. Ставка налога, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена в фиксированном размере 20%, из которых: 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% (но не ниже 13,5%) - в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Объектом обложения налога на имущество организаций согласно ст. 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность).

Необходимость налога на имущество обусловлена наличием в современной России предприятий разных форм собственности. Именно конкуренция между ними вызывает необходимость взимания налога не только с получателей доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту доходов предприятия.

При взимании налога на имущество реализуются обе функции налога: и фискальная и регулирующая. Фискальная функция за счет того, что посредством налога на имущество обеспечиваются небольшие, но стабильные поступления в доходы бюджетов. Регулирующая функция реализуется через заинтересованность предприятий в уплате меньших сумм налога путем освобождения от лишнего, неиспользуемого, не приносящего дохода имущества.

Таким образом, стимулирование эффективности использования имущества с помощью налога на имущество организаций происходит путем повышения ставки, когда нерентабельные предприятия вынуждены продавать неиспользуемое имущество.

Плательщиками налога на имущества предприятий и организаций в России являются:

·        предприятия, организации, учреждения;

·        филиалы и другие обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

·        иностранные юридические лица, международные объединения и их обособленные подразделения на территории РФ.

Что касается косвенных налогов, то важнейшим из них, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость (НДС). Ему принадлежит одно из первых мест по общему объему налоговых поступлений.

НДС является формой изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства, и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Механизм действия этого налога следующий:

·        при отгрузке продукции предприятие в платежные документы включает сумму НДС и добавляет ее к цене;

·        по окончании налогового периода в бюджет выплачивается разница между НДС, полученным от потребителей, и НДС, оплаченный поставщикам;

Максимальная ставка НДС в Российской Федерации составляет 18 %, для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров - ставка 0 %.

Особую группу налогов, действующих на территории Российской Федерации, составляют платежи, связанные с использованием и охраной природных ресурсов. Наиболее важными из них являются плата за землю и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, при пользовании отдельными видами природных ресурсов установлены специфические обязательные платежи (например, платежи за использование недр, плата за воду, забираемую из водохозяйственных систем, лесной доход, акцизы на добычу нефти и газа). Имеются и платежи за загрязнение природной среды.

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством, все предприятия, объединения и организации обязаны перечислять средства в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, а также в Фонд обязательного медицинского страхования РФ. В том числе предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность через постоянные представительства и расположенные на территории Российской Федерации, также обязаны осуществлять данные платежи. Эти платежи не поступают непосредственно в доход соответствующих бюджетов, а имеют целевую направленность для решения тех или иных социальных задач. Однако в силу своей обязательности носят для плательщиков налоговый характер. Все они включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Следует также отметить, что все предприятия, организации и учреждения, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, должны вносить обязательные платежи в дорожные фонды РФ, которые осуществляются в форме уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, налога на владельцев транспортных средств, налога на приобретение автотранспортных средств, а также налога на реализацию горюче-смазочных материалов. За счет средств этих фондов (федерального и региональных) осуществляется финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования.

Помимо обязательных отчислений в государственные внебюджетные социальные и дорожные фонды по отдельным отраслям народного хозяйства (электроэнергетика, металлургия и т.д.), а также для предприятий определенного профиля предусмотрены отчисления в ряд отраслевых внебюджетных фондов, за счет которых осуществляется решение общеотраслевых проблем.

налог предпринимательский ответственность правонарушение

2.3 Методы и способы налогового регулирования

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избегании двойного налогообложения.

Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей, а налоговые каникулы представляют собой предоставляемый законодательством срок, в течение которого налогоплательщику разрешено не уплачивать налоги.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона и выполнение организацией государственного оборонного заказа.

Во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, а при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты, которые могут применяться не только предприятиями и организациями, но и гражданами. Налоговые вычеты представляют собой сумму, на которую уменьшается налоговая база. Они определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие их виды:

·        отмена авансовых платежей;

·        отсрочка платежа по заявлению;

·        освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

·        понижение налоговых ставок и т.д.

Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

·        финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство;

·        малых форм предпринимательства;

·        занятости инвалидов и пенсионеров;

·        благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах;

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы являются географические, политические, природно-климатические факторы, которые заранее предопределяют порядок и условия вхождения товаропроизводителя в рынок. Налоговая политика государства должна быть направлена на выравнивание таких условий не только с помощью предоставления налоговых льгот, но и путем предоставления товаропроизводителям возможности самостоятельно использовать имеющийся экономический потенциал.

Существенной является такая льгота, в соответствии с которой не облагается прибыль, использованная предприятиями на содержание находящихся на их балансе жилищного фонда и иных объектов социально-культурного назначения, а также при долевом участии предприятий в указанных расходах.

Система налоговых льгот тесно взаимосвязана с системой налоговых санкций. Составляющими этой системы являются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения. Если финансовые санкции применяются по отношению к хозяйствующим субъектам, то есть предприятиям и организациям, то административные - по отношению к должностным лицам этих предприятий. Например, статьей 122 части I Налогового Кодекса РФ установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Данное нарушение ведет также к наложению административного штрафа на должностное лицо предприятия в размере, кратном ММОТ, который зависит от размера неуплаченной суммы налога. В следующей главе я остановлюсь более подробно на налоговых правонарушениях и санкциях, применяемых в отношении юридических лиц, которые нарушают налоговое законодательство.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций вызвана постоянными изменениями экономико-социальных и общественно-политических отношений. Именно совокупность мер налогового регулирования призвана учитывать и контролировать эти изменения.

3. Налоговый контроль

 

3.1 Права и обязанности юридических лиц


Следует отметить, что как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. В свою очередь юридические и физические лица обладают своими правами и обязанностями.

В соответствии с Налоговым Кодексом налогоплательщики юридические лица и предприниматели обязаны:

. своевременно и в полном размере уплачивать налоги;

. встать на учет в органах Государственной налоговой службы

Для организаций - в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала или представительства в течение 10 дней после их государственной регистрации, а при осуществлении деятельности в Российской Федерации через филиал и представительство - в течение 10 дней после создания филиала и представительства.

. представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения:

·        об открытии или закрытии счетов - в пятидневный срок;

·        обо всех случаях участия в российский и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

·        обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

·        о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

·        об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения - в 10-дневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах.

. выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

Налогоплательщик имеет право:

. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством;

. на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов;

. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

. присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

. получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

. требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

. не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

. обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

. требовать соблюдения налоговой тайны;

. требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

.2 Права и обязанности налоговых органов

Законодательство закрепляет следующие права налоговых органов по контролю, связанные с налогообложением:

·        производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, что определяется в установленном законодательством порядке;

·        контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

·        получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения) справки, документы, копии с них. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

·        обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений и организаций.

Органы налогового регулирования имеют также право применять меры принудительного воздействия:

·        требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

·        приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов;

·        взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом;

·        требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов, пеней и штрафов.

При установлении правонарушений органы налогового регулирования вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям финансовые санкции.

В соответствии со ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны:

. соблюдать законодательство о налогах и сборах;

. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

. проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

. бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

. соблюдать налоговую тайну;

. направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Кроме того, Налогового Кодекс Российской Федерации регулирует взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями и лицами, осуществляющими нотариальные действия в целях осуществления учета налогоплательщиков и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в бюджеты различных уровней. На основе информации, поступающей от перечисленной категории организаций, налоговые органы осуществляют проверку сведений, представленных налогоплательщиками при постановке на налоговый учет и уплате налогов.

Таким образом, Налоговым Кодексом предусмотрен механизм своевременного поступления в налоговые органы информации, необходимой для осуществления налогового контроля.

.3 Ответственность за налоговые правонарушения

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. В случае если в ходе такого рода проверок устанавливаются нарушения налогового законодательства, налоговый орган может привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности, а должностных лиц налогоплательщика юридического лица - к административной ответственности.

Кроме этого, если при проверке организации сумма неуплаченных налогов превысит размер, установленный Уголовным кодексом, то налоговый орган передаст материалы проверки в Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ, которая может привлечь должностных лиц к уголовной ответственности.

Налоговая ответственность установлена за следующие виды нарушений налогового законодательства:

·        за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

·        за уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

·        за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

·        за непредставление налоговой декларации;

·        за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

·        за неуплату или неполную уплату сумм налога;

·        за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;

·        за несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

·        за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

·        ответственность свидетеля налогового правонарушения;

·        за неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

За нарушение налогового законодательства может наступить уголовная ответственность, в том случае если происходит уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации; сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

На предприятии руководитель несет ответственность за исполнение всех хозяйственных операций, поэтому в подавляющем числе случаев именно руководитель несет уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов. В значительно меньшем числе случаев ответственность несет главный бухгалтер.

Для возбуждения уголовного дела важен размер неуплаченных налогов. Уголовная ответственность наступает только в случае неуплаты в крупном и особо крупном размерах. Размер крупной недоимки составляет более 500.000 рублей при условии, что неуплата превышает 10 % от суммы причитающихся налогов. Под особо крупным размером понимают недоимку более 2.500.000 рублей при 20 % неуплаты.

Неуплаченная сумма налогов или сборов считается крупным размером, только если срок, в течение которого налогоплательщик уклонился от уплаты налога или сбора, составляет не более трех финансовых лет подряд.

В соответствии с УК РФ за уклонение от уплаты налогов либо неисполнение обязанностей налогового агента предусматривается:

·        штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

·        арест на срок от четырех до шести месяцев;

·        лишение свободы на срок до двух лет;

·        лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если преступление совершено руководителем и главным бухгалтером по предварительному сговору или фирма уклонилась от уплаты налогов в особо крупном размере, то наказание будет строже:

·        лишение свободы на срок до шести лет;

·        лишение права занимать руководящие должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

·        штраф в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

В соответствии с НК РФ взыскание может быть обращено на денежные средства, находящиеся на счетах в банках, а также последовательно в отношении:

·        наличных денежных средств;

·        имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, предметов дизайна служебных помещений;

·        готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих или не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

·        сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

·        имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

Руководитель предприятия и его заместители за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей могут быть уволены с предприятия, т.е. несут дисциплинарную ответственность. Однако в тех случаях, когда руководитель предприятия дал письменное распоряжение главному бухгалтеру предприятия принять к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим законодательству, в том числе и налоговому, и нарушающим договорную и финансовую дисциплину, главный бухгалтер исполняет такое распоряжение. Всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель предприятия.


В заключении данной работы можно сделать следующие выводы.

Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства. Суть налогов в практическом значении заключается во взимании средств у хозяйствующих субъектов и граждан в государственный бюджет с целью их дальнейшего распределения на нужды государства.

Все юридические лица обязаны платить налоги в государственный бюджет. Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль, доход, стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических лиц, передача имущества, отдельные операции, отдельные виды деятельности, минимальная месячная оплата труда и др.

Основными налогами, взимаемыми с предприятий, являются НДС, налог на имущество организаций, налог на прибыль предприятий, а также отчисления в Пенсионный фонд РФ, в Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и т.д. В случае нарушения налогового законодательства к юридическим лицам применяются финансовые санкции - штрафы, пени, доначисление неуплаченных сумм налогов и административные санкции. Состав и размер налоговых санкций зависят от вида налогового правонарушения.

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Они косвенного воздействуют на экономику, на экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет.

Снижение налогов может стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности, как было показано на кривой Лаффера. Кроме того, налоги помогают направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.

Налоговое регулирование предприятий является одним из важнейших видов экономического регулирования в условиях свободного рынка. В отличие от административных методов регулирования, эффективные экономические, в частности, налоговые методы регулирования, не сковывают, а поощряют развитие предпринимательства, являются стимулом оптимизации производства товаров и услуг, снижения непроизводственных издержек, увеличения масштабов и автоматизации производства.

Таким образом, налоговое регулирование является сложным действием налоговой политики государства, так как его цель - не только соблюдение интересов государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть обеспечение покрытия государственных расходов доходами бюджета, но и интересов налогоплательщика и, кроме того, обеспечение необходимых условий для роста благосостояния всей страны в целом.

Список использованной литературы

1. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009. - 227 с.

. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учеб. пособие для бакалавров / Л.И. Гончаренко, А.В. Варнавский, Н.С. Горбова и др.; Под науч. ред. Л.И. Гончаренко. - М.: ИНФРА-М, 2009

3. Живаева Т.Л. Ответственность за неуплату налогов// Налоговый вестник. - 2010, № 2 февраль, с. 51-58

. Жидкова Е.Ю. Налоги и налогообложение, учеб. пособие / Е.Ю. Жидкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с. - (Новое экономическое образование)

. Налоговый Кодекс РФ

. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для вузов /Пансков. - М.:Юрайт, 2010. - 680 с. (Университеты России)

. Прикладная экономика: [Учеб. пособие]: Пер. с англ. / Межрегион. обществен. орг. "Достижение молодых - Junior Achievement Russia". - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Артель-сервис, 2008. - 272 с.

. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.В. Сапрыкина, Л.Н. Семыкина; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. - М.: КНОРУС, 2009. - 480 с.

. Черник Д.Г. Налоги. Учебник для студентов / Д.Г. Черник, О.В. Староверова, В.А. Титов, Н.М. Бобошко, И.А. Майбуров, Н.Н Селезнева, А.Н. Литвиненко, Н.Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Д.Г. Черник и др.]; под ред. Д.Г. Черника. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА

11. www.consultant.ru/online/base/ - справочная правовая система

Похожие работы на - Налоговое регулирование деятельности предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!