Организация расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,1 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАСЧЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ

2.1 Значение и задачи учета расчетных операций

2.2 Формы безналичных расчетов

.3 Документальное оформление расчетных операций

3. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧКАМИ

. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование в нашей стране рыночных экономических отношений предъявляет повышенные требования к организации бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет развивается и совершенствуется вместе с потребностями общества и в соответствии с принципами, разработанными национальными, межнациональными и международными профессиональными организациями.

Основной задачей бухгалтерского учета в организациях является обеспечение многочисленных пользователей экономической информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Без строгого учета и контроля невозможно организовать рациональное и экономное использование производственных и трудовых ресурсов, предупредить возникновение непроизводительных расходов и потерь, обеспечить сохранность материальных ценностей организации.

Коренная перестройка экономических отношений в агропромышленном комплексе требует рациональной организации бухгалтерского учета и повышения его роли в управлении производством.

Для эффективной деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет, благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.

Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций, а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов хозяйствования.

На предприятиях, организациях бухгалтерский учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечивать своевременное и достоверное отражение в учете и отчетности всех хозяйственных операций, контроль за рациональным использованием ресурсов.

Коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на счете 60 «Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками».

Поставщики и подрядчики - это организации, поставляющие различные товарно-материальные ценности (готовую продукцию, товары, сырье), оказывающие услуги (посреднические, арендные, коммунальные) и выполняющие разные работы (строительные, ремонтные, модернизирующие и др.). Для нормального функционирования предприятия (организации) требуется электричество, связь, отопление.

Для организаций, не имеющих своего помещения, также требуется помещение (аренда). Все это нам предоставляют поставщики. Организаций осуществляющих ремонтные работы не своими силами прибегают к помощи подрядных организаций (подрядчиков). Все организации как коммерческие, так и бюджетные имеют поставщиков или подрядчиков, а также и тех и других.

Целью курсовой работы является исследование организации расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.

Предметом исследования является методология учета расчетов с поставщиками и подрядчиками предприятия.

Задачи моей курсовой работы:

. Изучить значение и задачи учета расчетных операций;

. Рассмотреть формы безналичных расчетов;

. Изучить документальное оформление расчетных операций;

. Изучить синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками;

. Рассмотреть автоматизацию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;

. Сформировать выводы и предложения.

1. КРАТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

безналичный учет расчетный поставщик

Организационно - экономическая характеристика коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия им. Жукова

Коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие им. Жукова образовано в 2008г в результате реформирования сельскохозяйственного промышленного комплекса «Бурки», сельскохозяйственного промышленного комплекса «Чырвоны кастрычник» с центральной усадьбой в д. Микуличи

Хозяйство расположено в юго-западной части Гомельской области в 7 км. от районного центра гл. Брагин и 110 км. от областного центра г. Гомель. На территории хозяйства расположено 5 населённых пункта: д. Бурки, д. Микуличи, д. Бакуны, д. Маритон, д. Кавали.

Основной тип почвы на территории хозяйства - песчаные и супесчаные, подстилаемые супесями.

Списочная численность работников коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия им. Жукова на 01.01.2009 г. составила 139 человек. Средний возраст работающих 25-45 лет.

Основное направление мясо - молочное с развитым зерновым хозяйством. Помимо традиционного производства мяса, молока, зерна с 2003года практикуется производство лука на репку, чеснока, а также увеличивается производство лука на репку, чеснока, а также увеличивается производство картофеля. Производственную структуру коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятии им. Жукова составляют: одна полеводческая бригада, две молочно - товарные фермы, две фермы по выращиванию молодняка крупнорогатого скота, свиноферма, тракторная бригада.

Для выполнения сельскохозяйственных и тракторных работ в хозяйстве имеются 16 грузовых автомобилей, 33 тракторов, 8 зерноуборочных комбайнов, 2 современных комбинированных агрегата, пневматические сеялки и другая необходимая с/х техника, что дает возможность в оптимальные сроки производить все виды с/х работ.

Основными пунктами сбыта с/х продукции являются: частное унитарное предприятие «Полесские сыры», Хойники РЗК, Гомельский мясокомбинат, РУП «Калинковичи КХП». Обеспечение хозяйства производится через открытое акционерное общество «Брагинагросервис».

Прогнозные показатели за 2005год в целом по хозяйству выполнены на 158,8 % в отрасли животноводства на 121,9%, растениеводства 177,3 %.

Таблица 1.1 - Состав и структура земельных угодий

Вид угодийБазисный годОтчетный годОтклонениеПлощадь, гаСтруктура, %Площадь, гаСтруктура, % +,-,гаОтч. Год к базисному, % 1234567Общая земельная площадь7680100770110021100,3В т.ч. Сельскохозяйственные угодия660085,966468646100,6Из них пашня388050,5390950,829100,7Сенокосы139618,2139618--Пастбища118515,4118515,4--Многолетние насаждения1391,81391,8--Прочие угодия, приусадебные участки108014,1108014,2--

Вывод: Анализируя таблицу видно, что структура земельных угодий по сравнению с прошлым годом существенно увеличилась: общая земельная площадь - 100,3%. Сельскохозяйственные угодия - 100,6%.

Таблица 1.2 - Показатели экономической эффективности использования земли

ПоказателиЕдиница измеренияБазисный годОтчетный годИзменения +,- к базисному годуРост по отношению к базисному году, %1234561.Произведено на 100 га. с/х угодий:Валовой продукциитыс. руб.478.2544.957.7113.9чистого доходатыс. руб.207.3194.6-12.793.9Прибылитыс. руб.48.147.8-0.399.3Молокац270.6102.8167.838Мясац30.329.7-0.6982. УрожайностьЗерновыхц/га2524.9-0.199.6Картофеляц/га181.1164.1-1790.63. Произведено зерна на 100 га. пашниц/га260134.1-125.951.64. стоимость валового продукта в сопоставимых ценахтыс.руб1515.71503.7-1299.8в том числе:Растениеводствотыс. руб.12101392182115Животноводствотыс. руб.382498116130.3

Вывод: Анализируя показатели использования земли видно, что в разрезе отраслей рост в растениеводстве составил 15 %, а в животноводстве 30.3 %.

Таблица 1.3- Основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности хозяйства

ПоказательЕдиница изм. Базисный годОтчетный годОтклонение +,- к базисному году123451. Продуктивность животных Удой молока на 1 коровукг3003310097Выход телят на 100 коровгол.7727808Среднесуточный привес КРСг.2932952Среднесуточный привес свиннейг.313542. Себестоимость 1т. Продукции животноводства:Молокатыс.руб7877903Привеса КРСтыс.руб1257413000426Привеса свинейтыс.руб6372164050329Продукции растениеводства:Зерновыхтыс.руб30732013Картофелятыс.руб20522015Др. продукции(конкретно)тыс.руб431950006813. Прибыль, убыток от реа-и пр-и, всеготыс.руб-1062-1578-516В т.ч. Продукции растениевостватыс.руб16001700100Продуции животноводстватыс.руб7814. Валовой доход, всеготыс.руб1623170077В т.ч. Продукции растениевостватыс.руб1664170036Продукции животноводстватыс.руб-322-330-85. Уровень рентабельности%-28-30-2

Вывод: Анализируя таблицу видно, что основные экономические показатели производственно-финансовой деятельности хозяйства существенно увеличились. Следовательно отклонение себестоимости продукции животноводства по сравнению с прошлым годом составила 758 тыс.руб. Реализация продукции -

516 тыс.руб. Отклонение валового дохода составило 77 тыс.руб. Уровень рентабельности составил -2%.

Таблица 1.4- Показатели экономической эффективности использования трудовых ресурсов

ПоказательЕдиница изм.Базисный годОтчетный годОтклонение +,- к базисному году123451. Стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах, в т.ч.:тыс.руб518789943807Растениеводствотыс.руб381160192208Животноводствотыс.руб1386297515992. Среднегодовая численность работников всего, в т.ч.:чел.299259-40Растениеводствочел.160120-40Животноводствочел.139139-3. Стоимость валовой продукции на 1 среднегодового работника, в т.ч.:тыс.руб16789 3472617937Растениеводствотыс.руб236231-5Животноводствотыс.руб353347-64. Отработано чел/час, всего в т.ч:чел/час589578-11Растениеводствочел/час236231-5Животноводствочел/час353347-65. Выход продукции на 1 чел/час,в т.ч:тыс.руб8523155617038Растениеводствотыс.руб16148200563908Животноводствотыс.руб389885734675

Вывод: Анализируя таблицу видно, что отклонение стоимости валовой продукции в сопоставимых ценах составило 3807 тыс.руб. Среднегодовой численности работников - (-40 тыс.руб.). Стоимости валовой продукции на одного среднегодового работника - 17937 тыс.руб. Отработанных чел/час - (-11 тыс.руб.).

Выход продукции на один чел/час - 7038 тыс.руб.

Таблица 1.5- Размер и структура товарной продукции

Отрасли и виды продукцииБазисный годОтчетный годОтчетный год к базисномуВыручка, тыс.рубСтруктура, %Выручка, тыс.руб.Структура, %123456Растениеводство, всего, в том числе1711511221053,7499Зерновые129438,6160739313Картофель и т.д.1133,460014,6487Животноводство, всего151245176843256В том числе молоко114534,2127431129Мясо КРС (живая масса)3339,93869,453Мясо свиней (живая масса) и т.д.341,11082,674Промышленная продукция381,1400,12Прочая продукция902,71002,410Всего по хозяйству33511004118100767

Вывод: Анализируя таблицу видно, что размер и структура товарной продукции по сравнению с прошлым годом увеличилась. Отклонения по растениеводству составили - 499 тыс.руб., структура 53,7%. По животноводству - 256 тыс.руб., структура 43%. По промышленной продукции - 2 тыс.руб., структура - 0,1%. Прочая продукция - 10 тыс.руб., структура - 2,4%. Всего по хозяйству 767 тыс.руб.

Таблица 1.6 - Структура себестоимости продукции картофеля

Статьи затратБазисный годОтчетный годСумма, тыс.руб.в % к итогуСумма, тыс.руб.в % к итогувсегона 1т.всегона 1 т.12345671. Расходы на оплату труда с отчислениями22023,44724020,233,92. Семена (корма)1433,330,61453,520,53. Удобрения597,912,6706,09,94. Затраты по содержанию основных средств726,515,4736,610,35. Работы и услуги3413,87,34012,95,66. Прочие затраты835,617,7835,611,27. Затраты по организации производства и управлению578,212,2578,28,1Всего затрат46868,710070863100

Вывод: Анализируя таблицу видно, что структура и себестоимость продукции картофеля по сравнению с прошлым годом уменьшилась. Расходы на оплату труда составили - 33,9%. Семена - 25%. Удобрения - 9,9%. Затраты по содержанию основных средств - 10,3%. Работы и услуги - 5,6%. Прочие затраты - 11,2%. Затраты по организации производства и управлению - 8,1%.

Таблица 1.7 - Производственно-экономические показатели производства продукции картофеля

ПоказательЕдиница изм.Базисный годОтчетный годОтклонение +,- к базисному году123451. Площадь посевага150136-142. Удельный вес в структуре посевных площадей%63,2640,83. Урожайностьц/га94895024. Валовый сборт82983015. Товарная продукцият76076336. Товарность продукции%42,3441,77. Удельный вес в стоимости реализованной продукции:%23,4262,6По растениеводству%38,6401,4По хозяйству%60,2643,88. Средняя цена реализациируб./ц600006200020009. Прибыль от реализациитыс.руб.-106-115-910. Уровень рентабельности%47,8502,2

Вывод: Анализируя таблицу видно, что производственно-экономические показатели производства продукции картофеля по сравнению с прошлым годом имеют следующие данные: площадь посева -(- 14га); удельный вес в структуре посевных площадей - 0,8%; урожайность - 2ц/га; валовый сбор - 1т; товарная продукция - 3т; товарность продукции - 1,7%; удельный вес в стоимости реализованной продукции - 2.6%; по растениеводству - 1,4%; по хозяйству - 3,8%.

Прибыль от реализации - (-9тыс.руб.). Уровень рентабельности - 2,2%.

Таблица 1.8 - Состав основного капитала хозяйства (тыс.руб.)

Виды основных средствОстаток на начало годаПоступилоВыбылоОстаток на конец годаПревышение поступления над выбытием123456Здания и сооружения1145271554511622170Передаточные устройства16711-17811Машины и оборудование655614294757510945Транспортные средства65147648-3Рабочий скот10045683251247243Продуктивный скот-----Многолетние насаждения10--1010Другие виды основных средств13863781571607221ИТОГО2122630961509228131587

Вывод: Анализируя таблицу видно, что капитал хозяйства по сравнению с прошлым годом увеличился так как отклонения зданиям и сооружениям составили - 170 тыс.руб. Передаточные устройства - 11 тыс.руб. Машины и оборудование - 945 тыс.руб. Транспортные средства - (-3 тыс.руб.). Многолетние насаждения - 10 тыс.руб. Другие виды основных средств - 221 тыс.руб.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАСЧЕТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ

.1 Значение и задачи учета расчетных операций

Задачи учета расчетных операций:

. Проверка своевременности и правильности документального оформления операций с денежными средствами, расчетами, полное, достоверное отражение их в учете.

. Обеспечение сохранности и контроля за использованием денежных средств в соответствии с их целевым назначением.

. Контроль за рациональным вложением свободных денежных средств как источника, приносящего доход, а также контроля за получением долгов с их целевым назначением.

. Своевременное проведение инвентаризации, денежных средств и расчетов выявления ее результатов и отражения в учете.

.2 Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты - это расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк или его филиал ( отделение ) в безналичном порядке.

Статьей 237 « Формы безналичных расчетов» Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.) определено, что безналичные расчеты проводятся посредством:

платежных поручений;( Приложение 3)

платежных требований-поручений;( Приложение 4)

платежных требование;( Приложение 8)

аккредитивов;

чеков;( Приложение 7)

банковских пластиковых карточек.

Основанием для данного вида расчетов служат платежные инструкции (платежные поручения, платежные требования, заявления и др.). Вид, форма и обязательные реквизиты платежных инструкций устанавливаются Национальным банком. Инструкция о банковском переводе, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 г. № 66, определяет порядок осуществления безналичных расчетов в белорусских рублях и иностранной валюте в форме банковского перевода. Безналичные расчеты физических лиц с юридическими лицами могут осуществляться посредством расчетных чеков. Расчетный чек - это именной расчетно-денежный документ чекодателя на специальном бланке, который поручает банку перечислить с его счета определенную сумму на счет получателя-чекодержателя. Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств. Выдача расчетных чеков на имя организации или на предъявителя не производится.

После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об уплате и представляет его по месту открытия своего расчетного счета вместе с поручением-реестром.

Расчеты в порядке плановых платежей используются при равномерных постоянных поставках товаров или оказании услуг. В этом случае расчеты осуществляются периодически по договоренности сторон, а не по каждой поставке товаров, путем уплаты платежей равными суммами в обусловленные сроки. Сумма плановых платежей зависит от объема поставок товаров на предстоящий период и установленной (согласованной) периодичности платежей. Стороны обязаны периодически, но не реже одного раза в месяц, уточнять свои расчеты на основе фактического отпуска товаров или оказания услуг за истекший период и производить перерасчеты. Образовавшаяся разница может перечисляться отдельным поручением или засчитываться при очередном платеже.

В день наступления срока платежа плательщик представляет в банк платежное поручение с указанием, что это плановый платеж.

Бесспорное списание средств со счетов всех предприятий осуществляют государственные налоговые инспекции при взыскании недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, штрафов и иных санкций в соответствии с законодательными актами, а также по исполнительным и приравненным к ним документам.

Списание средств со счетов в бесспорном порядке производится на основании инкассовых распоряжений взыскателей, представляемых на бланке платежного требования. В распоряжении делается ссылка на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Инкассовые распоряжения с приложением исполнительных документов, плательщиков представляются взыскателем средств непосредственно в банк, обслуживающий взыскателя.

Таким образом, для осуществления расчетных операций предприятия используются различные формы безналичных расчетов, что способствует

ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств.

Платежное поручение - это распоряжение владельца расчетного или другого счета обслуживающему его банку о перечислении получателям определенной суммы денежных средств, указанной в поручении.

Платежные поручения применяются как при иногородних, так и одногородних расчетах.

Платежными поручениями могут производиться расчеты:

за полученные товары и оказанные услуги при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, подтверждающего отпуск товаров, выполнение работ или оказания услуг;

по нетоварным операциям;

при предварительной оплате товаров и услуг, если это предусмотрено договором;

при авансовых платежах;

оплате товарных векселей.

Заготовительные организации производят расчеты с хозяйствами за сданную сельскохозяйственную продукцию платежными поручениями, если иное не оговорено в договоре. Поручения принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете.

Поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки, причем день выписки поручения в расчет не принимается. Выписываются платежные поручения в трех экземплярах, первый из которых с подписями и оттиском печати плательщика служит основанием для проведения операций по списанию средств, второй экземпляр направляется получателю денег вместе с выпиской из его расчетного счета, а третий - выдается плательщику с распиской в приеме поручения и штампом учреждения банка. При перечислении средств нескольким получателям денег предприятие может использовать сводное платежное поручение.

При недостаточности средств на расчетном счете платежные поручения оплачиваются частично в пределах остатков средств на счете плательщика.

В отдельных случаях применяются расчеты платежными поручениями, акцептованными банком. В практике эта форма применяется:

при возврате финорганами, органами государственного налогового комитета и таможенными органами доходов бюджета через предприятия связи;

при расчетах с предприятиями связи за переводы, совершаемые через почту, пересылку почтовых посылок и в оплату наложенных платежей;

при расчетах с транспортными организациями за перевозки грузов, пассажиров и их багажа.

Поручения акцептуются банком при условии депонирования указанной в нем суммы на отдельном счете «Акцептованные платежные поручения».

Плательщик, желающий произвести расчеты акцептованным банком поручением, представляет в обслуживающий его банк для акцепта поручение в четырех экземплярах. Первые два экземпляра подписываются руководителем и главным бухгалтером предприятия и заверяются оттиском печати. Первый экземпляр поручения скрепляется оттиском печати банка и выдается доверенному лицу плательщика, образец подписи которого приведен в тексте поручения, под расписку на втором экземпляре поручения. При необходимости банк может проверить документы, удостоверяющие личность получателя поручения.

Плательщик передает акцептованное банком поручение предприятию связи или транспортной организации, которое представляет их в обслуживающие их банки вместе с поручением-реестром платежных поручений на взыскание платежа. На основании представленных поручений-реестров банк производит оплату и зачисляет средства на счета предприятий связи и других организаций за отгруженную продукцию или оказанные услуги.

Акцептованные поручения, не принятые к оплате вследствие их неправильного оформления, истечения срока действия или по другим причинам, возвращаются предприятию, представившему реестр.

Сумма неиспользованного акцептованного поручения восстанавливается на счете плательщика.

Предприятия могут осуществлять переводы средств через предприятия связи:

на имя отдельных граждан причитающихся лично им средств (пенсии, алименты, заработная плата, авторский гонорар и др.);

на расходы для выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих и по заготовке сельскохозяйственной продукции в местах, где нет банков;

наличных сумм торговой выручки, налогов и других средств для зачисления на счета в банках.

С предприятиями связи расчеты за переводы осуществляются, как правило, акцептованными поручениями.

При осуществлении переводов со своих счетов через предприятия связи в бланках-переводах указывается наименование получателя денег, номер его расчетного счета, а также наименование и номер (код) банка, в котором находится этот счет. Предприятия связи оплачивают поступившие в адрес предприятий-получателей переводы поручениями, составляемыми в четырех экземплярах.

В случае перевода средств отдельным лицам организация-плательщик представляет в банк поручение, в котором указывается предприятие связи, оплачивающее переводы наличными, и назначение перечисляемых сумм.

Платежное требование-поручение - это расчетный документ, где содержится требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, отгрузочных и других документов.

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляются непосредственно плательщику. На первом экземпляре требования-поручения должны быть подписи и оттиск печати получателя средств.

При согласии оплатить требование-поручение плательщик представляет его в обслуживающий банк в 3-х экземплярах. На первом и втором экземплярах должны быть подписи и оттиск печати плательщика.

Требования-поручения принимаются банком к исполнению в сумме, акцептованной плательщиком.

Срок, в течение которого плательщик обязан представить в банк требование-поручение, определяется сторонами в договоре и банком не контролируется.

В случае отказа оплатить требование полностью или частично плательщик уведомляет об этом непосредственно получателя в порядке и сроки, определенные договором.

В случае расчетов платежными требованиями (акцептная, или инкассовая форма) получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчетный документ (платежное требование), содержащий требование к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. Следовательно, обслуживающий поставщика банк принимает от него платежное требование на инкассо, что означает обязательство банка получить денежные средства от должника (покупателя) путем предъявления ему платежных документов.

Данная форма расчетов применяется между сельскохозяйственными предприятиями, заготовительными организациями, предприятиями торговли и другими покупателями сельскохозяйственной продукции. Указанная форма расчетов устанавливается договором между поставщиками и покупателями.

Платежное требование сдается получателем средств на инкассо в 3-х экземплярах вслед за отгрузкой товара или оказанием услуг, но не позднее срока исковой давности. Банк плательщика принимает требования к оплате в случае его акцепта. Акцепт - согласие плательщика на оплату предъявленных ему платежных требований. Требования оплачиваются с предварительным акцептом, срок которого три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк.

Плательщик имеет право заявить обслуживающему его банку отказ от акцепта требования в течение установленного срока предварительного акцепта. Отказ может бать полным или частичным с указанием основания для него.

В требованиях в обязательном порядке указываются дата и номер договора, дата отгрузки и номера товарно-транспортных или заменяющих документов, способ отправления продукции. На первом и третьем экземпляре требования должны быть подписи и оттиск печати получателя средств.

Требования представляются в банк на инкассо в течение 10 дней со дня их выписки вместе с реестром установленной формы, составленном в двух экземплярах. На всех экземплярах реестров указывается дата фактического представления их в банк.

Первый экземпляр реестра заверяется подписями и оттиском печати получателя средств.

Плательщик обязан следить за поступающими в банк на его имя требованиями.

Для извещения о предстоящем платеже и для акцепта плательщику представляется третий экземпляр требования. Отказ от акцепта требования оформляется заявлением произвольной формы в трех экземплярах, которое заверяется подписями лиц и оттиском печати плательщика.

При наступлении срока платежа и наличии достаточных средств на счете плательщика соответствующая сумма списывается банком и зачисляется на счет получателя.

Аккредитивная форма расчетов гарантирует своевременность и полноту платежа поставщику за отгруженные товары или оказанные услуги. Аккредитив - это поручение банка плательщика (банк-имитент) производить оплату счетов поставщика за отгруженный им товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив может быть отзывным и безотзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован в любой момент без предварительного уведомления получателя средств (бенефициара).

Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку (банк-имитент) заявление на аккредитив в 4-х экземплярах, в котором указываются:

вид аккредитива;

наименование приказодателя;

наименование бенефициара;

наименование и местонахождение банка бенефициара;

сумма аккредитива;

номер, дата договора, на основании которого открывается аккредитив;

срок действия аккредитива;

порядок оплаты документов;

полное и точное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, порядок их оформления;

срок представления документов в банк бенефициара;

наименование товара;

дата отгрузки товара.

Аккредитив может быть выставлен за счет собственных средств плательщика или за счет кредитов банка. Выставленный аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком (бенефициаром). Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются договором между плательщиком и поставщиком.

Расчеты между предприятиями могут производиться с помощью чеков из чековых книжек. Чек - это письменное поручение владельца расчетного счета (чекодателя) банку о перечислении необходимой суммы средств на счет получателя средств (чекодержателю).

Бланки чеков изготавливаются банком, брошюруются в книжки по 10, 20, 25 и 50 листов. Срок действия чековой книжки 1 год.

Для получения чековой книжки предприятие представляет в банк заявление-обязательство в одном экземпляре и платежное поручение в двух экземплярах, на основании которых осуществляется депонирование средств для оплаты выдаваемых чеков.

Бланки чековых книжек являются документами строгой отчетности. Не разрешается передавать чековые книжки поставщикам, а также подписывать незаполненные бланки чеков.

Полученные в банке чековые книжки могут быть выданы экспедитору или другому подотчетному лицу для производства расчетов за купленные материалы, оказанные услуги.

Чеки выписываются в сумме платежа за товары по приемо-сдаточным документам, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему. Выписанные чеки подписываются должностным лицом покупателя на основании доверенности.

Организации, получившие чеки, предъявляют их в обслуживающее учреждение банка. Чеки предъявляются в банк вместе с поручением-реестром на бланке установленной формы в двух экземплярах, если счета чекодателя и получателя средств находятся в одном учреждении банка, и в четырех экземплярах - если в разных отделениях банка.

При приеме от чекодержателей полученных ими в платеж чеков банк проверяет правильность оформления чеков, реквизиты поручений-реестров, соблюдение сроков их действия, после чего пересылает в банк чекодателя для списания средств.

Банк чекодателя, получив поручение-реестр, регистрирует его и при наличии средств на счете чекодателя оплачивает его.

Если в книжке осталась неиспользованная сумма, то она зачисляется по поручению владельца книжки на его расчетный счет или переносится на новую книжку чеков.

.3 Документальное оформление расчетных операций

Наиболее распространенной формой расчетов за товары являются в коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова являются расчеты платежными требованиями. При расчетах платежными требованиями получатель денежных средств (поставщик) представляет обслуживающий его банк платежное требование об уплате ему определенной суммы за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги. К платежному требованию прилагаются товарно-транспортные и другие документы, подтверждающие поставку (отгрузку) товаров, выполненные работы или оказанные услуги. Банк поставщика пересылает платежные требования в банк покупателя (плательщика). Банк плательщика принимает платежное требование к оплате в случае его акцент покупателем. Акцепт - это согласие плательщика на оплату предъявляемых ему платежных требований.

Полный или частичный отказ от акцепта бывает в случаях поставки не заказанных или некачественных товаров, наличия недостачи, боя, лома, порчи товаров по вине поставщика, завышения договорных цен и т.п. Оплаченные платежные требования банк покупателя (плательщика) возвращает в банк поставщика и зачисляет денежные средства на его расчетный или другие счета. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика поступившие в банк плательщика платежные требования помещаются в специальную картотеку с начислением пени за каждый день просрочки платежа.

Товарно-транспортная накладная является документом строгой отчетности и предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, а также для расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы. Товарно-материальные ценности, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, приходуются на основании документов, выписанных грузоотправителем. Товарная накладная также является документом строгой отчетности и используется для отпуска и приемки товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется без участия автомобильных транспортных средств.( Приложение 5)

Платежное требование-поручение - это расчетный документ, где содержится требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, отгрузочных и других документов.

Чек - это письменное поручение владельца расчетного счета (чекодателя) банку о перечислении необходимой суммы средств на счет получателя средств (чекодержателю).

Аккредитив - это поручение банка плательщика (банк-имитент) производить оплату счетов поставщика за отгруженный им товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем в четырех экземплярах, хотя по согласованию сторон документ может составляться перевозчиком. Первый экземпляр остается у грузоотправителя и подтверждает списание товарно-материальных ценностей, второй - сдается водителем грузополучателю и служит для оприходования товарно-материальных ценностей, третий и четвертый остаются у владельца автотранспорта. Один из них остается у организации-перевозчика для расчета и подтверждения стоимости автотранспортных услуг, четвертый возвращается продавцу для подтверждения доставки товара грузополучателю, являясь экономическим основанием подтверждения расходов по доставке товара.

Товарно-транспортная накладная составляется для каждого покупателя на каждую поездку автомобиля. При перевозке нескольких грузов на одном автомобиле разным покупателям необходимо выписывать товарно-транспортные накладные в таком количестве, чтобы каждому покупателю был передан груз с экземпляром накладной. В случае, когда на автомобиле в течение смены перевозятся однородные грузы в адрес одного покупателя на одно и то же расстояние, можно оформить одну товарно-транспортную накладную на всю работу смены.

Акт выполненных работ -это документ, который подтверждает факт выполнения определенного заказа, предусмотренного предварительно заключенным между двумя организациями договором.( Приложение 6)

Он также служит доказательством того, что работы (оказанные услуги) действительно были проведены подрядчиком в полном объеме.

3. СИНТЕТИЧЕСКИЙ И АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в коммунальном унитарном предприятии им. Жукова предназначен счет 60.

Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за; полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк; товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке; полученные услуги по перевозкам.

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Суммы, оплаченные по расчетным документам на материальные ценности или товары, отгруженные поставщиками, но не прибывшие на конец месяца на склад, организация - покупатель отражает только по дебету счета 60 в корреспонденции с кредитом счетов учета денежных средств. По мере поступления указанных товарно-материальных ценностей их стоимость отражают по кредиту счета 60 в корреспонденции со счетами по учету ценностей.

По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражается оплата поставщикам (подрядчикам) за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги.

Таблица 2. Корреспонденции счетов:

Хозяйственная операцияДебет счетаКредит счета Отражена задолженность перед подрядчиками за выполненные работы по строительству основных средств, монтажу оборудования.0860Оприходованы материалы, поступившие от поставщиков1060Отражение заготовки и получение материалов по покупным ценам;1560Оказаны работы, выполнены услуги.20,25,2660Начислен налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам.1860

Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова ведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.

При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по счету 60 поставщикам: по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по неоплаченным и срок расчетным документам; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным оплатой векселям; подрядчикам - по выданным им авансам.

В коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова учет расчетов с поставщиками учитывают в журнале-ордере № 6-АПК ( Приложение 1) и реестрах операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Все записи в реестры операций осуществляют на основании счетов-фактур, товарно-транспортных накладных. В конце месяца обороты по счету 60 из реестров переносят в журнал-ордер № 6-АПК, где на каждого поставщика отводят для этого одну строку. В журнале-ордере №6-АПК по дебету счета 60 отражают суммы, оплаченные поставщикам, по кредиту - суммы, причитающиеся к оплате поставщикам, а также по каждому корреспондирующему счету подсчитывают итоги и сверяют их с соответствующими данными ведомости аналитического учета расчетов с поставщиками в порядке плановых и авансовых платежей.

Для учета операций по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» предназначены журнал-ордер ф. № 6-АПК и приложение к нему - реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками ф. № 6а.(Приложение 2)

При отражении операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками необходимо иметь в виду следующие моменты:

) в регистрах журнально-ордерной формы учет ведут, как правило, позиционным способом по каждому документу (счету, товарно-транспортной и товарной накладным, другому расчетному документу). Учет расчетов в целом в разрезе поставщиков (подрядчиков) с отражением движения и выявлением остатка, ведут только в случаях, когда эти расчеты осуществляются в порядке плановых платежей;

) независимо от величины суммы в расчетном документе и формы расчетов (инкассо, аккредитив) все расчеты за отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности и принятые от подрядчиков работы (услуги) отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Если к моменту поступления ценностей на склад получателя или оформления приемки работ (услуг) расчетные документы уже оплачены, то записи должны производиться в корреспонденции со счетом 60.

В журнале-ордере ф. № 6-АПК организуется аналитический и синтетический учет всех операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, отражаемых по счету 60 в корреспонденции с соответствующими счетами. Журнал-ордер открывается на месяц, квартал, полугодие или год; допускается использование вкладных листов.

Журнал-ордер ф. № 6-АПК состоит из двух разделов: «Оборот по кредиту счета 60-для записи в Главную книгу» и «Аналитические данные к счету 60». Последняя страница содержит сводные контрольные данные о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками на конец отчетного периода.

В журнале показаны остатки задолженности поставщикам и подрядчикам на конец каждого месяца, аналитический учет ведется отдельно по каждому из поставщиков и подрядчиков .

При значительном количестве расчетных операций организации предварительно накапливают необходимые данные по поставщикам в реестре операций по расчетам с поставщиками и, подрядчиками (приложение к журналу-ордеру ф. № 6-АПК), открываемом на тот же период, что и журнал-ордер, на каждого поставщика (подрядчика).

Накапливание данных по операциям, связанным с заготовлением товарно-материальных ценностей, можно осуществлять и на отдельных бланках журнала-ордера ф. № 6-АПК. Например, сельскохозяйственные организации могут обособленно учитывать операции по заготовлению материальных ценностей, приобретаемых для капитального строительства.

При открытии журнала-ордера ф. № 6-АПК в нем указываются остатки на начало месяца: по дебету - суммы, уплаченные или зачтенные поставщикам, по кредиту - суммы, причитающиеся поставщикам.

Правая сторона журнала-ордера предназначена для отражения операций по дебету счета 60, т.е. записей об уплате поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и другим списаниям. При записях по дебету счета указываются кредитуемые счета (счета по учету денежных средств, кредитов банка и др.).

В случае продления срока погашения соответствующих обязательств эти суммы записываются в графы в конце журнала-ордера. Отдельные графы выделены для записи даты совершения операций, номеров документов, наименований поставщиков или подрядчиков, а также сальдо на начало и конец месяца.

Итоги левой части журнала-ордера по окончании месяца переносятся в Главную книгу, итоги правой части используются для сверки оборотов с другими журналами-ордерами.

Записи по кредиту счета 60 (как в журнале-ордере, так и в реестре) в части сумм, причитающихся за материально-производственные запасы (работы, услуги), производят на основании предъявленных поставщиками (подрядчиками) и принятых к оплате расчетных документов. Поступление материалов должно быть надлежащим образом оформлено и подтверждено соответствующими приходными документами, поэтому учетные данные товарно-транспортных и товарных накладных (или документов, их заменяющих) принимаются к записи лишь после тщательной проверки.

Реестр операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками ф. № 6а можно также использовать при осуществлении расчетов в порядке плановых платежей. Для этого отдельной строкой записывают сумму задолженности на начало отчетного периода и наименование поставщика, а по всем строкам производят соответствующие записи. Причем поступление материальных ценностей за определенный срок отражают в графе 5, сумму НДС - в графе 6 (графы 7 и 8 не заполняют), а по мере наступления срока платежа делают отметку об оплате. Реестр в этом случае открывают на квартал, полугодие или год с отражением по строкам данных за каждый месяц. Записи делают в хронологическом порядке по каждому расчетному документу поставщика к документам об оплате за определенный период.

В конце месяца в реестре подсчитываются обороты по кредиту и дебету счета 60, и данные переносят в журнал-ордер ф. № 6-АПК, причем для каждого поставщика (подрядчика) отводится отдельная строка. Разовые расчетные операции с поставщиками и подрядчиками отражают непосредственно в журнале-ордере ф. № 6-АПК.

В течение месяца записи в журнале-ордере ф. № 6-АПК (или реестре) делают на основании счетов-фактур или заменяющих их документов по мере поступления соответствующих ценностей на склады организации.

Суммы, принятые к платежу по кредиту счета 60, отражают в соответствующих графах журнала-ордера по слагаемым, определяющим покупную стоимость поступивших материальных ценностей. Отдельно записывают суммы зачетов по задолженностям, НДС и общую сумму, принятую к оплате. Если при принятии товарно-материальных ценностей выявлена недостача, то наряду со слагаемыми покупной стоимости поступивших ценностей отдельно указывают сумму недостачи. В таком же порядке фиксируются выявленные при приемке ценностей претензии по сортности, комплектности, качеству и т.д. По поступившим товарно-материальным ценностям в журнале-ордере также показывается их стоимость по учетным ценам.

Суммы, составляющие покупную стоимость товарно-материальных ценностей, отражают в обособленных графах журнала-ордера по отдельным субсчетам, предназначенным для учета товарно-материальных ценностей, а в необходимых случаях - по группам материалов внутри каждого счета, без разбивки на склады, принявшие указанные ценности. В реестре слагаемые покупной стоимости записывают в графе «Отклонения». Соответствующие суммы должны найти отражение в ведомости учета материальных ценностей товаров и тары ф. № 46-АПК).

Излишки, выявленные при приемке ценностей, показывают в журнале-ордере отдельной строкой. Суммы задолженности за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги отражают в журнале-ордере ф. № 6-АПК и реестре ф. № 6а на основании расчетных документов по мере их приемки. Причитающиеся подрядчикам суммы показывают в корреспонденции с дебетом счетов, на которых должны учитываться соответствующие затраты.

В журнал-ордер ф. № 6-АПК и реестр ф. № 6а заносят суммы оплаты, зачетов и списаний (по каждому расчетному документу отдельно). Оплату с расчетного счета отмечают в отдельной графе, а оплату из кассы, валютного счета и разного рода зачеты и списания - в графах 19 и 20 с указанием корреспондирующего счета и суммы.

При этом в течение 2 месяцев делают отметки об оплате расчетных документов и списания на бланках тех же журналов-ордеров, в которых нашли отражение данные о поступлении груза, принятии работ (услуг), а также в соответствующих реестрах. Основанием служат выписки банка, кассовые ордера или другие денежные документы. Разного рода списания (недоплаченные суммы, принимаемые на учет как кредиторская задолженность по разным расчетам, и суммы, обращаемые в погашение соответствующей дебиторской задолженности, не показанной в расчетных документах как зачет) отражают по справкам, составленным бухгалтерией.

По истечении 2 месяцев суммы, оставшиеся не оплаченными или не списанными, переносят отдельно по каждому документу в графу «Остаток на начало месяца» журнала-ордера третьего месяца. В дальнейшем отметку об оплате, списании или сторно делают уже в данном журнале-ордере.

Если журнал-ордер ведут в течение квартала, полугодия или года, то отметку об оплате производят на соответствующей странице, записывая данные за отчетный месяц. В открытых на этот же период реестрах записи за каждый месяц производятся: по строкам за каждый месяц.

В коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова данные из одного журнала-ордера ф. № 6-АПК переносят в другой в тех случаях, когда поставку материальных ценностей для капитального строительства, учитываемых на общем балансе, отражают на отдельном бланке. В организациях, использующих отдельный бланк указанного регистра только по расчетам за работы и услуги, данные, отраженные в разных бланках, не обобщают. В этом случае дебетуемые счета, по которым производятся записи (в корреспонденции с кредитом счета 60), разные, а общая сумма записей по кредиту счета 60 отражается в одном месте в графе «Итого».

Из второго раздела журнала-ордера общая сумма кредитового оборота переносится в конце месяца в первый раздел журнала-ордера, на основании которого в свою очередь производятся записи в Главную книгу. Одновременно остатки по счету 60 переносятся в таблицу «Аналитические данные к счету 60», размещенную на последней странице журнала-ордера.

Кредитовый оборот по счету 60 (первый раздел журнала-ордера) записывают в Главную книгу в графу «Оборот по кредиту счета», а сумму по дебету счетов, составляющих этот оборот, переносят в Главную книг в дебет соответствующих счетов в графы «с кредита счета 60». Записи в Главную книгу отмечают на последней странице журнала-ордера.

В журнале-ордере ф. № 6-АПК указывают остатки на начало и конец месяца развернуто: по дебету - суммы, уплаченные поставщиками, по кредиту - суммы, причитающиеся поставщикам. Подсчитанные итоги по корреспондирующим счетам сверяют с соответствующими учетными регистрами.

4. АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

Автоматизация учета денежных средств и расчетов может производиться на одном либо на нескольких взаимосвязанных рабочих местах с использованием одного либо нескольких отдельных программных модулей. Большинство программ автоматизации кассовых и банковских операций предполагает работу от документа, т.е. ввод данных осуществляется в экранных формах банковских и кассовых первичных документов с последующей автоматической разноской данных по бухгалтерским счетам.

Рассмотрим автоматизацию учета расчетно-финансовых операций на примере программного продукта, созданного на типовой платформе системы «1С: Предприятие 7.7», - «Главный бухгалтер».

Автоматизация учета кассовых операций

В системе «Главный бухгалтер» предусмотрена возможность наличия в организации нескольких касс. На этапе настройки подсистемы вводится наименование основной кассы, которое автоматически будет проставляться во всех кассовых документах. По счету 50 предусмотрено использование субсчетов, а также объектов аналитического учета (субконто), соответствующих справочникам «Кассы организации» и «Целевое использование средств по кассе».

Ввод вступительного сальдо производится в журнал операций единственный раз при внедрении системы.

Движение наличных денежных средств в системе «Главный бухгалтер» обслуживается электронными документами, которые отражаются и доступны для обработки в журналах «Рублевые кассовые операции» и «Валютные кассовые операции». В разделе «Учет кассовых операций в рублях» вводятся такие первичные документы, как: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, передача денег между кассами, выплата заработной платы. В журнале «Касса рублевая» каждому документу соответствует отдельная строка, записи располагаются в хронологическом порядке.

При оформлении кассовых ордеров система автоматически контролирует уникальность номера документа, правильность ввода даты, наличие в полях ввода и правильность введенных кодов счетов. Для корректного ввода рекомендуется воспользоваться функцией выбора из справочника счетов. В зависимости от выбранного кода счета система предложит соответствующие поля ввода объектов аналитического учета и состав граф табличной части документа. Табличная часть документа заполняется данными по каждому виду целевого использования сумм. В нижней строке окна автоматически отражается итоговая сумма документа. Разнос суммы документов по корреспондирующим счетам производится автоматически после их сохранения.

В разделе «Учет кассовых операций в валюте» вводятся первичные документы, которые затем можно обработать в журнале «Касса валютная»: приходный кассовый ордер (вал.), расходный кассовый ордер (вал.), передача денег между валютными кассами.

В результате автоматизированной обработки информации по учету денежных средств можно получить следующие выходные документы:

Отчет кассира;

Анализ целевого использования средств по кассам;

Ведомость № 1, Журнал-ордер №1;

Оборотно - сальдовая ведомость по счету «50» и др.

Автоматизация учета банковских операций

Автоматизация учета банковских операций рассматривается во взаимосвязи с реализацией компьютерного учета расчетов. Настройка автоматизированной системы предусматривает заполнение банковских реквизитов организации, юридического адреса, общегосударственных кодов. Эти данные впоследствии автоматически проставляются в платежных документах. Конфигурация «Главный бухгалтер» предусматривает использование широкого спектра справочной информации, что существенно ускоряет и упрощает ведение расчетов. В системе по счету 51 и 52 не предусмотрено использование субсчетов, аналитический учет ведется в разрезе расчетных и валютных счетов.

Основным справочником подсистемы является иерархический справочник: «Контрагенты. В окне ввода и редактирования сведений о контрагенте пользователь из списка выбирается вид контрагента: «Организация», «Инд. предприниматель», «Частное лицо», «Сотрудник». В зависимости от выбора того либо иного варианта происходит трансформация формы диалога. Если в качестве вида контрагента установлена «Организация», то система предлагает ввести банковские реквизиты, юридический и почтовый адрес. При выборе в качестве контрагента физического лица в окне диалога предлагается ввод паспортных данных. В справочнике «Контрагенты» можно выполнить ряд действий над данными: сформировать акт сверки взаимных расчетов за любой период; проконтролировать поступление от поставщиков и оплату ТМЦ; проконтролировать отгрузку и оплату ТМЦ покупателями; распечатать справочник контрагентов.

В процессе формирования платежных документов используются также следующие справочники: Основание; «Договора», Код платежа; Страны; Ставки НДС; Поступление и оплата ТМЦ; Отгрузка и оплата продукции.

Документы по обработке банковских операций с белорусскими рублями вводятся в разделе «Учет банковских операций в рублях» и доступны для обработки через журнал «Банк». Пользователь может формировать следующие виды электронных документов: платежное поручение; платежное требование; реестр платежных требований; списание с расчетного счета; поступление на расчетный счет; приход на расчетный счет; объявление на взнос наличными; реестр чеков; оплата кредитной картой.

Для удобства просмотра и обработки некоторых видов документов предусмотрены отдельные журналы «Картотека», «Платежные поручения», «Платежные требования», «Кредитные карты».

Платежные поручения, требования, реестры чеков автоматически записи по счетам не формируют, т.к. требуется подтверждение прохождения денег по расчетному счету. На основании полученной из банка выписки для расходных операций пользователь оформляет документ «Списание с расчетного счета». В документ «Списание с расчетного счета» можно вводить записи вручную для оформления списания на основании платежных требований, мемориальных ордеров и т.д. При сохранении документа система выдает запрос на проведение и автоматически формирует корреспонденции по отражению в бухгалтерском учете фактов оплаты.

Зачисление поступающих на расчетный счет денежных средств в конфигурации «Главный бухгалтер» от одного контрагента выполняет документ: «Приход на расчетный счет», а от нескольких различных - «Поступление на расчетный счет».

Выходные документы формируются в пункте меню «Отчеты». Следует обратить внимание на установку таких параметров формирования отчетов, как период, вывод оборотов по кредиту (для журнала-ордера), выбор вида субконто из списка (для карточки субконто). В конце отчетного периода бухгалтера формируют и выводят на печать такие документы, как:

Оборотно - сальдовая ведомость по счету «51»;

Журнал-ордер и ведомость по счету 51. Документ можно подготовить за любой отчетный период и нарастающим итогом с начала года с любой детализацией записей. Форма документа задается параметрически.

По счетам расчетов целесообразно формировать такие документы как

- Журналы-ордера по счетам 60, 62, 68, 69, 76 за отчетный период и нарастающим итогом с начала года,

- Журналы-ордера по субконто «Контрагенты».

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При написании данной курсовой работы были изучены основные особенности и проблемы в организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, предназначение счёта 60 Учёт расчётов с поставщиками и подрядчиками. Также проведено рассмотрение правильности заключения договоров с поставщиками и подрядчиками.

Приведены примеры отражения на счетах операций по учёту расчётов с поставщиками. В качестве объекта исследования послужила организация - коммунальное сельскохозяйственное унитарное предприятие им. Жукова.

Бухгалтерский учет в коммунальном сельскохозяйственном унитарном предприятии им. Жукова ведется с разработанной учетной политикой и законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»

Операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками оформляются следующими документами:

платежное поручение;

платежное требование-поручение;

требование-поручение;

счет-фактура.( Приложение 9)

Синтетический и аналитический учет ведется в Журнал-ордер ф. № 6-АПК и реестр ф. № 6а. Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется по каждому отдельному предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику.

Подводя итоги своей курсовой работы, следует отметить, что документы оформляются своевременно и правильно.

Таким образом, я закрепила знания, полученные при изучении курса Бухгалтерский учет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУР

1. Закон Республики Беларусь « О бухгалтерском учете и отчетности» № 188-З от 29.12.2006 г.

2. Чечеткин А.С. Бухгалтерский учет денежных средств и финансовых вложений / А.С. Чечеткин - Минск, 2007. - 150-155 с.

. Стешиц Л.И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК / Л.И. Стешиц -2-е изд., перераб. - Минск, 2008, - 68-72 с.

. Сушкевич А.Н. Организация бух. учета в хозяйствования и международные стандарты финансовой отчетности / А.Н. Сушкевич - Минск, 2010, - 120-124 с.

. Сушкевич А.Н. Бухгалтерский учет / Сушкевич А.Н., Сушкевич В.Н. - Минск, 2010, - 38-45 с.

. Михалкевич А.П. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / А.П. Михалкевич - Минск, 2009, - 160-163 с.

. Журнал Главный бухгалтер / - 2009, - 80-85 с.

. Бычкова С.М. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / С.М. Бычкова, Д.Т. Бадмеева - Москва, 2008, - 112-115 с.

. Чечеткин А.С. Бух. учет в сельском хозяйстве / А.С. Чечеткин - Минск, 2008, - 120-130 с.

. Бухгалтерский учет и контроль в РБ / - Минск, 2004, - 512 с.

Похожие работы на - Организация расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!