Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,55 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Кафедра теоретической и прикладной экономики






КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему

«Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности»








Брест 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни эффективно функционировать, ни динамично развиваться не в состоянии. Его становление и развитие является одной из основных проблем экономической политики в условиях макроэкономической нестабильности, с которой наша страна столкнулась в последние годы.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, ранее же его влияние на социально-экономическое развитие общества недооценивалось. Но способность малого бизнеса решать некоторые важнейшие социально-экономические задачи, такие как участие в создании национального дохода, обеспечение населения рабочими местами, дополнительные поступления в бюджеты различных уровней, наращивание экспорта и т.д., заставляет государственных функционеров более внимательно присмотреться к освещаемой в данной работе проблеме.

На сегодняшний день в мире роль малого и среднего бизнеса в экономическом развитии постоянно возрастает. Значимость подобного явления подтверждается тем, что вопросами содействия развитию малого и среднего бизнеса занимаются такие крупнейшие международные организации, как ООН, ЕБРР, МФК, ТАСИС, а так же другие более мелкие региональные институты.

По оценкам Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 60-70% ВВП, доля малых и средних предприятий в экспорте составляет от 75 до 80%. На малых и средних предприятиях отмечается более высокая производительность труда, они способны лучше удовлетворять специфические индивидуализированные потребности потребителей на различных рынках, они стимулируют НТП, увеличивают размеры поступлений в бюджеты, повышают уровень занятости населения.

Деятельность малых и средних предприятий в менее развитых регионах это основа всей их социальной и экономической жизни, а так же на сегодняшний день и решающая предпосылка дальнейшего экономического развития стран на мировой арене.

Это открыло доступ новым товарам и услугам на мировые рынки, а так же создало экспортные возможности для большого количества малых и средних компаний, для которых ранее мировые рынки были недоступны в силу высоких издержек выхода на них.

Абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий. В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса: прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска, смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий и кредитов коммерческого банка - обязательства компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы. Таким образом, используются самые разнообразные источники финансирования, что полезно для опыта работы в данном направлении и для нашей страны.

В зарубежных странах на сегодняшний день проблемы малого и среднего бизнеса исследуются в рамках так называемых «CASE-Studies», когда изучаются отдельные проблемы в разрезе определенных стран или их группы, затем делаются теоретические выводы и сравнения. Примером могут служить работы A.Zucchella “SME’s and Export Performance”, 2010, A. Majocchi “Are Industrial Clusters Going International? The Case of Italian SME’s in Romania”, 2008, Dr. Chr. Kalantaridis “Internationalisation and Strategy in the Small Business Sector: the Experience of the UK”, 2007, которые изучают отдельные вопросы развития малого и среднего бизнеса и были использованы в настоящей работе.

Что касается отечественных авторов, то в работе используются исследования Балашевича М.И., Данейко П., Догиля Л.Ф, Семенова Б.Д., Колесникова И., Науменко Б.Н., Дадалко С.В. и других авторов.

В частности, использовалась книга Балашевича М.И. «Малый бизнес: отечественный и зарубежный опыт», где дается комплексное исследование проблем малого бизнеса в Республике Беларусь и зарубежных странах. Более того, при разработке проблем интернационализации малого и среднего бизнеса использовались теоретические исследования Данильченко А.В. в книге «Теории интернационализации предпринимательства».

В целом следует отметить, что проблемам малого бизнеса посвящено довольно большое количество публикаций в отечественных и зарубежных источниках, что только подтверждает актуальность освещаемой темы.

Объектом исследования в настоящей работе является малое предпринимательство как сфера экономических отношений.

Предмет исследования - система поддержки развития малого и среднего бизнеса в зарубежных странах и Республике Беларусь.

Цель работы - определить роль малого бизнеса социально-экономической системе и рассмотреть меры государства по его стимулированию и развитию период макроэкономической нестабильности.

Задачи работы:

рассмотреть роль и значение малого бизнеса для развития экономики, меры государственной поддержки малых предприятий, в том числе с учетом опыта развитых стран;

изучить состояние развития, влияние на социально-экономические процессы малого бизнеса в нашей стране;

определить наиболее эффективный механизм финансирования предпринимательства.

1. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И РАЗВИТЫХ СТРАНАХ

.1 Сущность малого предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии страны

Термин "малые и средние предприятия" впервые использовал британский министр М. Миллан в докладе о промышленном и финансовом состоянии Великобритании в 1931 г.; первое определение малого предприятия появилось в США в Законе об определенных видах обслуживания (1948 г.) и Законе о малом бизнесе (1953 г.). При отнесении предприятии к субъектам малого предпринимательства использовались следующие количественные и качественные критерии:

Количественные:

численность занятых на предприятии (наиболее распространенный);

годовой объем производства;

годовой объем продаж;

среднегодовая балансовая стоимость активов.

При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в общем объеме реализации продукции за квартал.

В Японии к малым предприятиям относятся компании, отвечающие следующим требованиям: в промышленности уставный капитал должен быть не более 100 млн йен и количеством занятых до 300 человек, в оптовой торговле - 30 млн йен и 100 человек, и розничной торговле - 10 млн йен и 50 человек. В США к малым относятся компании с количеством занятых до 99 человек (в том числе до 24 человек - к наименьшим, 25 - 99 - к малым), от 100 до 499 - к промежуточным, от 500 до 999 - к крупным и более 1000 человек - к крупнейшим. В Великобритании к малым предприятиям относятся предприятия с количеством запятых до 24 человек, во Франции - от 10 до 50 человек.

Среди качественных критериев при отнесении компании к субъектам малого предпринимательства используются следующие:

предприятие владеет небольшой долей рынка;

управление предприятием осуществляет лично его владелец;

предприятие является независимым, т.е. не подчиняется
крупной компании.

Например, в Российской Федерации установлено, что доля в уставном капитале МП одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 %.

На сегодняшний день уже является общепринятым и доказанным мировой практикой тот факт, что малые и средние предприятия являются ключевым фактором увеличения занятости и экономического роста.

Первоначально перед малым и средним бизнесом ставилось целью ускорить национальное и местное развитие. К примеру, что касается Японии, то в конце 50х - начале 60х годов правильно выбранная экономическая политика по отношению к малому и среднему бизнесу позволила ей в короткие сроки превратиться в мощную индустриальную державу. Доля малых и средних предприятий в производстве промышленной продукции Японии в середине 90-х годов превышала 60%, а в занятости населения - более 70%. [5]

В США на тысячу жителей приходится сегодня 75 МСП, в Японии - 50, а в странах Европейского Союза - 45. Для сравнения, в Беларуси - 2,6, Украине - 4, Чехии - 10,2, Польше - 35.

В Западной Европе малые и средние предприятия обеспечивают 66% рабочих мест и 65% товарооборота.

В Германии, например, в настоящее время функционирует около 3 млн. малых и средних предприятий и объединений лиц свободных профессий. Они составляют 99,6% всех фирм, облагаемых налогом с оборота, обеспечивая почти половину ВНП, примерно 50% валовых инвестиций страны и 2/3 общего количества рабочих мест. В Греции малым и средним бизнесом выпускается 60% всей промышленной продукции.

В США небольшие фирмы производят более 45% ВНП и более половины валового продукта частного сектора.

Доля предприятий малого и среднего бизнеса в США в экспорте страны превышает на данный момент 50%, хотя еще в конце 70-х годов она не превышала 6 %.

На долю малых и средних фирм Франции, Швейцарии, Италии, Дании приходилось около 50% экспортных сделок в 2010 г. В Ирландии - 56%.

В Канаде 24% малых и средних предприятий экспортируют свою продукцию. Доля экспорта этих фирм составляет в промышленности 50%, в сельском хозяйстве - 33%. [5]

В связи с падением серийности производства и необходимостью гибкого обеспечения быстро меняющихся потребностей рынка начало придаваться так же большое значение симбиозу крупных предприятий или монополий и малых и средних предприятий, которым передаются второстепенные и вспомогательные производственные функции. В результате повышается общая рентабельность производства обеих сторон. Более того, кооперируясь с крупными предприятиями и используя их опыт, знания и возможности, малым и средним предприятиям проще выходить на зарубежные рынки. В Японии, например, до 70% суммарного объема производства малых и средних предприятий приходится на кооперационные связи с монополиями, в США - 30-40%.[3]

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни, а так же на сегодняшний день и решающая предпосылка дальнейшего экономического развития самих стран на мировой арене.

На малых и средних предприятиях отмечается более высокая производительность труда, они способны лучше удовлетворять специфические индивидуализированные потребности потребителей на различных рынках, они стимулируют НТП, увеличивают размеры поступлений в бюджеты, повышают уровень занятости населения.

Малые и средние предприятия сегодня обладают и большим научно-техническим потенциалом. По данным Национального научного фонда США, на разработку проекта малые фирмы затрачивают в несколько раз меньше ресурсов, нежели большие корпорации. На единицу затрат количество нововведений в малых фирмах по сравнению со средними в 4, а с крупными - в 24 раза больше. Кроме того, малые предприятия почти на треть опережают крупные в скорости осуществления инновационного цикла.

Так, на долю малых и средних предприятий Германии приходится сегодня 75% всех выдаваемых в стране патентов.[3]

По оценке Всемирной ассоциации малого и среднего предпринимательства, значительная часть технологических новинок - 59% малый бизнес использует в своей стране, а остальные 41% переносят за рубеж. [15]

Показательным при этом является опыт США в сфере передачи технологий малыми и средними предприятиями, так как здесь 50% экспортных лицензионных сделок заключается представителями малого и среднего бизнеса [20].

Роль малого бизнеса в экономиках отдельных стран представлена в табл.1.1.

Таблица 1.1 - Роль малого бизнеса в экономике отдельных стран

Страна

Число малых и средних предприятий

Число занятых, млн чел.

Доля малых и средних предприятий, %


тыс. ед.

в расчете на 1 тыс. жителей


в общей численности занятых

в ВВП

2930 2290 3920 1980 15777 19300 6450 837 27

46 37 68 35 45 74 50 6 3

13,6 18,5 16,8 15,2 68,0 70,2 39,5 8,1 0,3

49 46 73 54 72 54 78 10 8

50-53 50-54 57-60 55-62 63-67 50-52 52-55 10-11 7-8*

*Для РБ - доля МП в общем объеме промышленного производства

Таким образом, роль малого бизнеса в социально-экономических процессах общества трудно переоценить.

1.2 Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в развитых странах

Все возрастающее признание важной роли малых и средних предприятий, которое они играют в экономике, привело к тому, что государство как в развитых, так и в развивающихся странах поддерживает их посредством формирования политики и программ стимулирования роста малых и средних предприятий как на внутреннем, так и, что является сегодня более важным и актуальным для развитых стран, на внешнем рынках.

Многовекторные программы поддержки среднего и малого бизнеса в разных странах применяются сегодня на региональном, субрегиональном и национальном уровнях. Инициативы на региональном и субрегиональном уровнях в сфере интернационализации включают в себя усилия по углублению экономической интеграции и кооперации, а так же заключению преференциальных торговых соглашений. На национальном уровне, осуществляются программы структурной поддержки малого и среднего бизнеса. [17]

На национальном уровне поддержку малого и среднего бизнеса можно разделить на два уровня. Горизонтальный уровень - поддержка, направленная именно на малые и средние предприятия как группу хозяйствующих субъектов. Вертикальный уровень - поддержка малых и средних предприятий в рамках общегосударственных приоритетов - стимулирование экономического роста страны, решение социальных проблем в обществе, развитие научно-технического потенциала, интернационализация деятельности предприятий и повышение ее эффективности.

Финансовая поддержка. Облегченный доступ к кредитам банков, льготное экспортное финансирование и относящиеся к экспортной деятельности налоговые и финансовые льготы улучшают конкурентное положение СМБ как на внутреннем, так и на зарубежных рынках. При равных производственных возможностях временно предоставляемое экспортное финансирование позволяет малому и среднему предприятию снизить цены поставки на зарубежные рынки.

Более того, кредитные ресурсы, вложенные в оборудование и новые технологии, могут способствовать повышению эффективности производства и снизить издержки.

Для поддержки МСП правительства развитых стран облегчают процедуры получения кредитов, создают специализированные банки развития, размещают кредиты по секторам и открывают другие возможности заимствования. Малые и средние предприятия зачастую получают субсидии и специальные кредиты в рамках государственных программ.

Во многих странах используется механизм государственных гарантий по кредитам, выданным коммерческими банками малым и средним предприятиям, посредством создания специальных гарантийных фондов. При этом банку гарантируется возврат кредита в сумме до 90%.

Существуют так же институты взаимного поручительства, деятельность которых управляется и координируется через центр. Это специализированное финансовое учреждение, находящееся под контролем государства с участием банков, страховых и инвестиционных финансовых компаний. Величина гарантийных сумм варьирует от 40 до 75%.[7]

Возможности финансирования экспорта и сопутствующие услуги имеют для малого и среднего бизнеса очень большое значение. В большинстве развитых стран существует хорошо развитая система пред- и постотгрузочного кредитования, эффективные схемы дисконтирования векселей, валютное страхование.[2]

В настоящее время государственное финансирование внешней торговли в мире осуществляется на основе международного законодательства, которое разрабатывается развитыми странами, входящими в крупнейшие международные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Бернский союз. При этом региональные группировки, например Европейский союз, строят свое внешнеэкономическое законодательство в рассматриваемой области уже на основе международного.

Каждая страна имеет специальные национальные организации (экспортные кредитные агентства) в виде государственных, полугосударственных или частных (гарантированных государством) агентств, экспортно-импортных банков и других структур, которые предоставляют различного рода программы по финансированию (в большинстве случаев долгосрочному) внешней торговли. Например, в Австрии это OeKB - Австрийский Контроллбанк АГ, в Канаде EDC - Корпорация экспортного развития, во Франции COEFACE, DREE - Французская страховая компания по внешней торговле, а так же Министерство экономики, в Италии SACE - Специальная Сессия по страхованию экспортных кредитов, в Японии JEXIM - Японский экспортно-импортный банк, в США Exim Bank - Экспортно-импортный банк. [4]

Экспортные кредитные агентства представляют собой крупные государственные международные финансовые организации, субсидирующие более чем 10% мировой торговли. Целью деятельности подобных агентств является координация деятельности государства по финансированию экспорта и импорта с целью повышения эффективности внешней торговли. Источниками финансирования являются государственные субсидии, а так же заимствования на международном рынке ссудных капиталов. [4]

Малые и средние предприятия в Европе могут так же получить финансовую поддержку при их выходе на рынки Центральной и Восточной Европы по программе JOPP (в рамках проекта PHARE), направленной на создание совместных предприятий, посредством финансирования 20% их имущественного участия в них.[10]

Создание мотивов к осуществлению внешнеэкономической деятельности. Суть побуждающих мотивов со стороны государства к осуществлению внешнеэкономической деятельности варьируется в зависимости от страны. Сюда можно отнести:

налоговые и финансовые мотивы - возврат таможенных пошлин и налогов, уплачиваемых при импорте сырья для производства экспортоориентированной продукции, освобождение от уплаты косвенных налогов на материалы, использовавшиеся при производстве экспортных товаров, разрешение создавать необлагаемые налогом денежные фонды для развития экспорта, отсрочка в уплате налогов и таможенных пошлин, субсидии, инвестиции [7];

мотивы благоприятного регулирования со стороны государства - предпочтение при государственных закупках, прогрессивное лицензирование и упрощенные процедуры;

другие мотивы, как то упрощенная аренда участка земли, упрощенный доступ к кредитным ресурсам, оборотному капиталу, свободно конвертируемой валюте. [17]

Источники информации для СМБ о среде зарубежного рынка. Большую потребность в поддержке предприятия рассматриваемой категории испытывают, например, в сфере информации о зарубежных рынках, а также в установлении деловых контактов с потенциальными партнерами. Малым и средним предприятиям часто не хватает опыта, особенно при оценке экономических рисков и барьеров на пути проникновения на внешние рынки.

При подготовке и реализации внешних контактов допускается много ошибок, что выражается в частых бесполезных командировках, требующих больших финансовых затрат и времени. Из-за слабых исследований рынка и плохого знания зарубежных стран заключаются случайные сделки с риском внешнеторговых операций.

Средние и малые предприятия, которые намереваются проникнуть на внешний рынок, зачастую не знают возможностей и средств государственного стимулирования внешне-хозяйственных связей. В то время как крупные концерны располагают, как правило, зарубежными бюро и в значительной степени пользуются услугами государственных и межгосударственных органов стимулирования внешнеэкономической деятельности [5].

В каждой стране существует ряд организаций, как государственных так и негосударственных, которые оказывают помощь малым и средним предприятиям при выходе на зарубежные рынки. Их роль и выполняемые функции различны. Государственные организации, как правило, предоставляют информацию и оказывают техническую и финансовую помощь. Это могут быть центры предоставления услуг СМБ, обучающие центры, исследовательские центры или центры технической помощи.

Негосударственные организации, в добавок к вышеперечисленным функциям государственных организаций, выполняют представительскую функцию, защищая интересы МСП, а так же объединяющую функцию, соединяя МСП в сеть.

Государственные организации считаются эффективными в предоставлении информации о законодательстве и программах поддержки СМБ, предоставлении торговой статистики, проведении общих исследований рынка, организации участия в торговых выставках и ярмарках.

Торговые и промышленные ассоциации, включая торгово-промышленные палаты, считаются более привлекательными. Они призваны выражать интересы малых и средних предприятий при их выходе на зарубежные рынки и вести диалог с законодателями по проблемам СМБ. В целом, их услуги более профессиональны, чем у государственных предприятий, а предоставляемая информация более практична и своевременна. К тому же, подобные организации предоставляют услуги бизнес планирования и обучения.

Компании содействия развитию экспорта специализируются на долгосрочном развитии экспорта, импорта, посреднических операций в международной торговле. Международный маркетинг является основной их сферой деятельности, они обладают возможностями и гибкостью работать на многих рынках с разнообразным ассортиментом продукции одновременно.

Данные компании по статусу являются коммерческими посредниками между продавцами и покупателями, расположенными в разных странах. Как правило, они являются представителями государства или торгово-промышленных палат и получают поддержку своего государства.

Компании содействия развитию экспорта заинтересованы в участии в их деятельности малых и средних предприятий, поскольку при крупных предприятиях, как правило, создаются собственные экспортные отделы и им не требуются услуги подобных компаний. Более того, участие СМБ в деятельности подобных компаний увеличивает маржу сделок, что приводит к повышению их эффективности. Малая и средняя компания может получить от компании содействия развитию экспорта следующие услуги: маркетингоориентированные, нацеленные на производство, в сфере финансового и рискового менеджмента, логистика и прочие услуги. [15-17]

Широкое применение в промышленно развитых странах имеет франчайзинг, в частности международный. Этим термином принято обозначать систему гибких договорных отношений крупных и малых фирм по всей цепочке от производства до сбыта продукции. Преимущества подобной хозяйственной кооперации значительно укрепляют жизнеспособность малых фирм, посредством их страхования от повышенных рисков, а так же предоставляют в распоряжение малых и средних предприятий налаженные каналы сбыта продукции.[5]

Развитые страны имеют богатый опыт и в стимулировании кооперирования малых предприятий и их организационно-техническое взаимодействие с крупными предприятиями. В промышленно развитых странах практикуется довольно широко субконтрактная система как экономико-организационный механизм, связывающий крупных и малых производителей. [7]

Посредством субконтрактной системы малые и средние предприятия могут косвенно расширять рынки сбыта своей продукции посредством участия в экспорте.

Таким образом, большое значение малого и среднего бизнеса признается сегодня не только для внутреннего экономического развития стран, но и в осуществлении внешнеэкономической деятельности. Многочисленные исследования, проведенные в сфере интернационализации малого и среднего бизнеса, подтверждают это.

2. РАЗВИТИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕСПЕБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Состояние и развитие малого предпринимательства в Республике Беларусь на примере Брестской области

Малые предприятия осуществляют деятельность практически во всех сферах экономики. Ежегодно органами статистики проводится сплошное наблюдение за их работой. В настоящем разделе проведен анализ работы предприятий малого бизнеса в Брестской области по данным Управления по Брестской области Министерства статистики Республики Беларусь. За 2011 год была получена информация от 2157 предприятий.

Отраслевая структура субъектов малого предпринимательства за последние три года значительных изменений не претерпела (рис.2.1).

Рисунок 1.1 - Отраслевая структура малого бизнеса в Брестской области по итогам 2011 года, %

По-прежнему наиболее высок удельный вес предприятий, для которых основным видом деятельности является торговля (33,8% всех отчитавшихся предприятий), промышленность (28,8%), строительство (11,2%), транспорт (10,4%). Значительно возросло количество предприятий, занимающихся сельским хозяйством (в 2,1 раза по сравнению с 2006 годом), прочими видами деятельности сферы материального производства (в 5,5 раза), непроизводственными видами бытового обслуживания населения (на 61%).

Удельный вес выручки, полученной субъектами малого предпринимательства за 2011 год составил 12% от общей выручки всех остальных хозяйствующих субъектов области. Более 43% выручки от реализации приходится на малые предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием. Кроме них наиболее значительные доли у промышленных (37%), транспортных (8%) и строительных (7%) предприятий. Реализуют свою продукцию субъекты малого предпринимательства как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Темп роста выручки от реализации товаров, работ, услуг за пределами республики в 2011 году составил 163,9% и превысил темп роста ее на внутреннем рынке на 5,9 процентных пункта (рис.2.2).

Рисунок 2.2 - Удельный вес в выручке предприятий малого бизнеса в Брестской области по итогам 2011 года, %

Чистая прибыль, полученная за 2011 год, превысила 170 млрд. руб.

Почти половина этой суммы (49,2%) была получена промышленными предприятиями, 24,8% - строительными, 14,4% - предприятиями торговли и общественного питания, 2,4% - транспортными (рис.2.3).

Рисунок 2.3 - Удельный вес в прибыли предприятий малого бизнеса в Брестской области по итогам 2011 года, %

Высокий темп роста чистой прибыли по отношению к 2010 году наблюдается у предприятий, занимающихся наукой и научным обслуживанием (в 5,1 раза), материально-техническим снабжением и сбытом (266,7%). Однако серьезного влияния на динамику этого показателя в целом по области они не оказали, так как на их долю приходится всего 0,8% от общего значения чистой прибыли.

Предприятия транспорта, торговли и общественного питания, строительства увеличили за отчетный год свою чистую прибыль, соответственно, на 179%, 146,8%, 37,8%. Значительно хуже сработали предприятия такой крупной структурообразующей отрасли, как промышленность, где чистой прибыли в 2011 году получено на 44% меньше уровня 2010 года, что негативно повлияло на формирование показателя в целом по области. В итоге чистая прибыль всех субъектов малого предпринимательства отчетного года составила лишь 81,8% от чистой прибыли предыдущего.

В целом результативность функционирования предприятий, измеряемая показателем рентабельности, за последние три года снизилась с 11,9% в 2010 года до 8,6% в 2011 году и впервые стала ниже рентабельности предприятий, отчитывающихся по основному кругу. Наиболее высокий уровень рентабельности имеют малые предприятия, занимающиеся связью (46,7%), культурой и искусством (26,2%), операциями с недвижимым имуществом (21,8%). Нерентабельны предприятия народного образования и лесного хозяйства.

Труд и занятость. Среднесписочная численность работающих в малом предпринимательстве за 2011 год составила 28,6 тыс. человек и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 29,5%. В общей численности работающих в экономике области этот показатель равен 5,8% (в 2010 г. - 4,6%). Следует отметить, что на протяжении последних лет численность работающих в малом предпринимательстве все время колеблется.

Динамика численности в малом предпринимательстве изображена на графике (рис.2.4):

Численность

Годы

Рисунок 2.4 - Численность работающих в малом предпринимательстве за 2007-2011 годы, человек

Более высокие темпы роста численности работающих по сравнению с прошлым годом отмечаются в страховании (в 4,3 раза), в сельском хозяйстве (160%), строительстве (142,9%), а уменьшение произошло в таких отраслях, как заготовки (на 15,2%), в лесном хозяйстве (на 13%), жилищно-коммунальном хозяйстве (на 5,7%), народном образовании (на 10,6%), культуре и искусстве (на 7,5%).

Почти половина от числа работающих в малом предпринимательстве работает в промышленности (47,3%), в строительстве - 11,7%, на транспорте и в связи - 12,5%, в торговле, общественном питании, материально-техническом снабжении, сбыте и заготовках - 20,6% от общей численности занятых в малом бизнесе.

Структура численности работающих по отраслям экономики в 2011 году в процентах показана на рис. 2.5.

Рисунок 2.5 - Распределение численности работающих по отраслям экономики в 2011 году

Малое предпринимательство действует в основном в городах и городских поселениях (работает в городской местности 89,6% от общего числа занятых в малом предпринимательстве).

Следует отметить, что малый бизнес постепенно охватывает и сельскую местность.

Например, в промышленности работает 12,6%, транспорте - 14,8%, торговле и общественном питании - 8,2%, строительстве - 3,8% от численности работающих в соответствующих отраслях малого предпринимательства.

На рост численности работающих в г. Бресте и Брестском районе оказывают большое влияние резиденты СЭЗ «Брест». Так, в г. Бресте из 15320 человек 11,2% приходится на предприятия СЭЗ, в Брестском районе из 2087 человек 22,7%.

Кроме того, практикуется привлечение работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. По такой форме занятости в 2011 году работало 2,6 тыс. человек, из них больше всего работает в промышленности - 36,6%, в строительстве - 26,2% от всей численности работающих по договору подряда.

На условиях внешнего совместительства в субъектах малого предпринимательства работает 1,5 тыс. человек. И опять таки больше всего трудится на правах внешнего совместительства в промышленности (31,8%), в торговле (24,4%), в строительстве (13,5%).

В истекшем году на дополнительно введенные рабочие места было принято 5016 человек, из них больше всего принято в промышленности (3325 человек, или 66,3% от общей численности принятых), в торговле (795 человек, или 15,8%).

Среднемесячная заработная плата работающих в малом предпринимательстве в 2011 году составила 2411 тыс. руб. и по сравнению с прошлым годом увеличилась на 29,2% (в реальном секторе экономики области среднемесячная заработная плата составила 3069 тыс. руб. и возросла на 38,9% по сравнению с 2010 годом).

В 2011 году ниже среднего уровня была начислена заработная плата на транспорте - 1758 тыс. руб., в общественном питании - 1169 тыс. руб., в непроизводственных видах бытового обслуживания - 1202 тыс. руб., в туризме - 1331, социальном обеспечении - 1852 тыс. руб., судебных и юридических организациях - 1506 тыс. руб.

Промышленность. В 2011 субъектами малого предпринимательства произведено промышленной продукции в фактических ценах на 1257 млрд. руб., что составляет 7,8% от общего объема производства по области. На протяжении последних трех лет наблюдается рост удельного веса продукции, произведенной данными предприятиями.

Объем произведенной продукции (работ, услуг промышленного характера) по субъектам малого предпринимательства в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом увеличился на 60,3%. Увеличили производство промышленной продукции предприятия практически во всех районах, кроме Барановичского, Ивановского и Столинского. Наибольший рост объемов производства наблюдался в Ганцевичском, Дрогичинском, Ивацевичском, Брестском районах и СЭЗ «Брест».

Среднесписочная численность работников, занятых промышленной деятельностью в 2011 году составила 12250 человек, что на 40,1% больше, чем в предыдущем году. Рост численности работников наблюдался на малых предприятиях всех районов, кроме Ляховичского.

Всего по области 624 предприятия выпускали промышленную продукцию, из них 558 относятся к отрасли промышленности. Ими произведено промышленной продукции в фактических ценах на 2175 млрд. руб., что в 84,4% больше, чем в предыдущем году. В сопоставимых ценах производство промышленной продукции увеличилось на 59,8%.

Высокие темпы роста объемов производства промышленной продукции обеспечивает более молодой производственный потенциал малых предприятий. Так, коэффициент износа основных средств субъектов малого предпринимательства за 2011 года составил 26,2%, а коэффициент обновления - 41,3% (по промышленности области соответственно 57,4% и 5,1%).

Наибольшее количество субъектов малого предпринимательства сосредоточено в городской местности. Около половины предприятий (44,4%) находится в городе Бресте (248 предприятий), затем идут СЭЗ «Брест» - 10,9% (61 предприятие), г.Барановичи - 8,2% (46 предприятий), Брестский район - 6,8% (38 предприятий), Кобринский район - 6,8% (38 предприятий), г.Пинск - 5,7% (32 предприятия).

Наибольший удельный вес производимой продукции в общем объеме производства субъектов малого предпринимательства приходится на предприятия СЭЗ «Брест» - 46,2% и г. Брест - 24,7%. На остальные регионы остается 29,1% (г. Барановичи - 3,3%, г. Пинск - 3,8%, Брестский район - 4,8%, Кобринский район - 4,6%).

Субъекты малого предпринимательства охватывают своей деятельностью различные отрасли промышленности. Наиболее значимыми являются: машиностроение и металлообработка - 17,4% от общего объема производства данных предприятий; химическая и нефтехимическая отрасль - 16,0%, пищевая промышленность - 15,3%, лесная и деревообрабатывающая - 14,2%, легкая - 13,2%.

Промышленная продукция, выпускаемая субъектами малого предпринимательства разнообразна. Производство по большинству ее видов увеличивается. В 2011 году по сравнению с предыдущим годом увеличено производство вентиляторов промышленных на 94,8%, пиломатериалов - на 44,9%, стеклопакетов - на 63,4%, хлопчатобумажных тканей - на 12,6, чулочно-носочных изделий - в 8,6 раза, швейных изделий - в 2,4 раза, колбасных изделий - на 22,1%, хлеба и хлебобулочных изделий - на 78,9%, макаронных изделий - 63,1%. Снижено производство лаков, эмалей, грунтовки - на 38,7%, трикотажных изделий - на 8,4%, мяса, включая субпродукты I категории - на 39,8%.

Субъектами малого предпринимательства произведено потребительских товаров в 2011 году на 1408 млрд. руб. По сравнению с 2009 годом их выпуск увеличился на 53,0%. В общем объеме производства наибольший удельный вес занимают непродовольственные товары (без товаров легкой промышленности) - 35,9%, далее следуют товары легкой промышленности - 33,5%, продовольственные товары (без стоимости алкогольных напитков) - 23,8%, винно-водочные изделия и пиво - 6,8%.

Выручка от реализации продукции в 2011 году составила 1268 млрд. руб. За пределы республики реализовано продукции на 481,8 млрд. руб. (37,9%). Из общего объема экспорта 81,6% приходится на Российскую Федерацию.

Уровень рентабельности в 2011 году составил 6,9% против 16,1% в 2010 году. Затраты на тысячу рублей произведенной продукции выросли на 3,8%.

Наблюдается тенденция увеличения количества убыточных предприятий, производящих промышленную продукцию. Так, в 2011 году 210 предприятий (35,7%) работали с убытком, сумма убытка составила 14,7 млрд. руб. В 2010 году было 162 убыточных предприятия (34,0%).

Инвестиции и строительство. В 2011 году в сфере малого предпринимательства освоено 1046 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что составляет 7,9% в общем объеме инвестиционных вложений в области. К уровню 2009 года инвестиции в сопоставимых ценах составили 137,0%.

Финансирование инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляется, преимущественно, за счет собственных средств, удельный вес которых в объеме освоенных инвестиций в 2011 году составил 43,8%. Кроме того, предприятиями привлекаются кредитные ресурсы банков (23,7% объема инвестиций), средства иностранных инвесторов (12,5%), средства населения (5,4%) .

По отраслевой структуре в 2011 году преобладали инвестиции в промышленность, составившие 49,8% общего объема, сельское хозяйство - 11,0%, транспорт - 15,5%, торговлю - 7,3%.

В непроизводственной сфере более 50% инвестиций направлено на строительство жилья.

Наиболее привлекательна реализация инвестиционных проектов для развития предпринимательства в свободной экономической зоне «Брест». Предприятиями СЭЗ «Брест» в 2011 году использовано 382 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или 36,9% общего объема по области. В СЭЗ «Брест» наиболее активно осуществляется вложение иностранного капитала. В 2011 году почти 60% инвестиций предпринимательского сектора области, профинансированных из иностранных источников (включая иностранные кредиты), было освоено субъектами хозяйствования свободной экономической зоны «Брест».

На 1 января 2012 года на территории области насчитывался 241 субъект малого предпринимательства, осуществляющих строительную деятельность. В 2011 года в сфере малого бизнеса выполнены подрядные работы на 610 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 33,9% больше, чем в 2010 году. Доля предпринимательского сектора в объеме подрядных работ, выполненных строительными и ремонтно-строительными организациями области, составила 10,1%.

Более половины (52,7%) количества подрядных организаций сосредоточены в сфере малого предпринимательства г. Бреста, 12,4% - г. Барановичи, 8,7% - Кобринского района. Организациями г. Бреста выполнены подрядные работы в объеме 303 млрд. руб., что составляет 129,4% к уровню 2003г., г. Барановичи - 60 млрд. руб.(160,4%), Кобринского района - 102 млрд. руб.(150,6%).

Сельское хозяйство. В сельском хозяйстве области на конец 2011 года осуществляли свою деятельность 170 субъектов малого предпринимательства, основным видом деятельности которых является производство продукции сельского хозяйства и обслуживание сельского хозяйства, а 12 субъектов занимались ветеринарным обслуживанием непродуктивных животных.

За 2011 году субъектами малого предпринимательства реализовано продукции, товаров и услуг на сумму 20 млрд. руб. (в 2010 на 12 млрд. руб.) и в основном, на внутреннем рынке. За пределы республики реализовано продукции на 430 млн. руб., в том числе в Российскую Федерацию - на 300 млн. руб., в Германию - на 130 млн. руб. В целом по отрасли за 2011 году получен чистый убыток в сумме 320 млн. руб. (за 2010 год чистая прибыль составила 2040 млн. руб.).

Внутренняя торговля. В числе субъектов малого предпринимательства 33,8% приходится на предприятия внутренней торговли (оптовой, розничной торговли и общественного питания). Их количество к началу 2012 года составляло 730 единиц, из которых 532 предприятия оптовой и 156 предприятий розничной торговли, а также 38 предприятий общественного питания.

За 2011 год число предприятий малого предпринимательства внутренней торговли увеличилось на 19,9%.

Общий товарооборот указанных предприятий составил 4702 млрд. руб., что на 46,8% больше, чем в 2010 году (в фактических ценах).

В структуре валового товарооборота 82,7% приходится на оптовый товарооборот, 14,1% - на розничный товарооборот торговой сети и 0,7% на товарооборот общественного питания.

В объеме товарооборота области удельный вес малого предпринимательства возрастает, темпы роста товарооборота малого предпринимательства выше, чем в целом по области, о чем свидетельствуют следующие данные (табл.2.1).

Таблица 2.1 - Показатели участия предприятий малого бизнеса в товарообороте Брестской области за 2011 год

   Показатели

Доля малого предпринимательства в товарообороте области, %

Темп роста товарооборота в 2011 в % к 2010 (в фактических ценах)


2010 год

2011 год

по области

по предприятиям малого предпринимательства

Валовой товарооборот, в том числе

16,5

18,4

132,1

146,8

оптовый товарооборот

33,6

41,4

136,8

149,4

розничный товарооборот торговой сети

4,8

4,5

129,6

152,8

розничный товарооборот общественного питания

2,7

2,4

129,1

223,1


Следовательно, в оптовом звене торговли области 41,1% товарооборота получено субъектами малого предпринимательства; в объеме розничного товарооборота области вклад малого предпринимательства незначителен. В 2011 году темпы роста всех видов товарооборота малого предпринимательства превышали этот показатель по области, причем коэффициент опережения особенно значителен по общественному питанию (1,728).

Наибольший объем товарооборота получен в г.Бресте 297 млрд. руб. (36,5%), наименьший в Каменецком районе - 90 млн. руб. (0,01%).

Торговля малого бизнеса в большей степени ориентирована на реализацию непродовольственных товаров, доля которых составляет в структуре розничного товарооборота 95,3%.

В 2011 году сумма прибыли до налогообложения, полученной субъектами малого предпринимательства внутренней торговли, составила 38500 млн. руб., и возросла по сравнению с 2010 году в 2,7 раза. Эта прибыль в 2011 году формировалась за счет прибыли от реализации товаров и прибыли от прочей реализации, сумма которых составила 4547 млн. руб., и была снижена убытками от внереализационных операций, составивших 3697 млн. руб. и поглотивших около 20% прибыли от реализации.

Транспорт. На конец 2011 года у субъектов малого предпринимательства имелось в наличии 2026 грузовых автомобилей, ими перевезено 1350,6 тыс. т грузов и выполнено 1079 млн. т-км. Наибольшее количество грузовых автомобилей - 1253, или 61,8% к общему количеству, сосредоточено у предприятий с основным видом деятельности - «Транспорт», ими перевезено 768,7 тыс. т грузов, или 56,9% от общего объема и выполнено 1022,2 млн. т-км, или 94,7%.

За 2011 год представили отчет 225 транспортных организаций негосударственной формы собственности (10,4% к общему числу), их среднесписочная численность составила 3,4 тыс. человек, среднемесячная зарплата 1758 тыс. руб. В своем большинстве это предприятия, выполняющие транспортно-экспедиционные работы и услуги (62,4%). Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2011 год составила 656 млрд. руб., или 8,3% к общей выручке по области.

Почти половина грузовых автомобилей (1028 единиц) сосредоточена в областном центре, на их долю приходится половина областного объема перевезенных грузов и 61,7% выполненных тонно-километров.

Платные услуги населению. Субъектами малого предпринимательства негосударственной формы собственности всех отраслей экономики за 2011 год оказано платных услуг населению на 212 млрд. руб., что в сопоставимых ценах в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.

Доля платных услуг, оказанных субъектами малого предпринимательства, в общем объеме услуг, оказанных в области составила 3,3%, против 2,5% в 2010 году.

Таким образом, как следует из проведенного обзорного анализа, малое предпринимательство вносит весомый вклад в работу хозяйствующего сектора Брестской области, создает рабочие места, осуществляет инвестиционную деятельность, пополняет бюджет и выполняет некоторые иные важнейшие задачи.

2.2 Система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь

Система государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь начала формироваться после принятия в 1996 году Закона Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь».

К настоящему времени в Республике сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру:

Департамент по предпринимательству Министерства экономики (до сентября 2001 года Министерство предпринимательства и инвестиций), как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, и его территориальные комитеты в регионах;

финансовые органы - Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства и региональные фонды финансовой поддержки;

субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (56 центров поддержки предпринимательства, 8 инкубаторов малого предпринимательства);

общественные объединения предпринимателей.

К этому следует добавить, что при Президенте Республики Беларусь работает Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь. Вопросами развития предпринимательства занимается и Постоянная комиссия по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, связи и предпринимательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

Остановимся на отдельных элементах инфраструктуры поддержки малого предпринимательства более подробно.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июля 1996 года №262, Советом Министров ежегодно, начиная с 1997 года, принимается Программа государственной поддержки предпринимательства. Данная программа принимается в соответствии с приоритетами Основных направлений социально-экономического развития на 2011-2015 годы. В частности, в качестве приоритетов при составлении Программы государственной поддержки малого предпринимательства можно выделить активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности, вторым пунктом в Программе указывается наращивание экспорта товаров и услуг субъектов малого предпринимательства, импортозамещающей продукции, далее следуют стимулирование участия в реформировании АПК, участие в реализации программ жилищного строительства и так далее.

В качестве задач программы указывается усовершенствование нормативно-правовой базы, ресурсного и финансового обеспечения субъектов малого предпринимательства, инфраструктурной поддержки, информационной поддержки, повышения имиджа предпринимателя, подготовка и переподготовка кадров.

При этом ресурсное и финансовое обеспечение в рамках Программы осуществляется посредством частичной компенсации процентной ставки по банковским кредитам, используемым на выплату лизинговых платежей, финансирование инвестиционных проектов (по ставке не более 0,5 ставки рефинансирования Национального банка), частичная компенсации расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках. Решения принимаются экспертным советом по малому предпринимательству при Минэкономики.

Кроме того, может осуществляться кредитование, микрокредитование, финансирования субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов инфраструктуры, на льготных условиях через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей (вопросы его деятельности будут рассмотрены ниже).

Средства, направляемые на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства идут на приобретение основных фондов и иного имущества и передачи их в безвозмездное пользование центрам поддержки предпринимательства и инкубаторам малого предпринимательства, а так же на организацию учебных курсов и семинаров.

При этом меняется и целевое использование средств. Если в 2001-2005 годах средства направлялись в том числе и на информационное и методическое обеспечение малого бизнеса, то сейчас (с 2006 года) финансирование на эти цели выделяется в недостаточном объеме. Из-за нехватки средств они направляются лишь на фактическое материальное обеспечение функционирования предприятий, в отличие от западных стран, где централизованные средства в основном направляются на оказание технической помощи.

При этом важен и тот факт, что в структуре финансирования практически вдвое увеличилась доля средств, идущих на развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. В западных странах подобная инфраструктура хорошо развита и давно доказала свою действенность в поддержке малого бизнеса. Можно говорить о том, что сегодня уже признается важной роль подобных организаций, которые призваны объединять усилия малых предприятий, оказывать им централизованную поддержку, защищать интересы перед государством.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства был создан в 1992 году, затем реформирован и в настоящий момент осуществляет свою деятельность согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 года № 136 «Положение о Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимательства».

Основными задачами Фонда являются финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, мероприятий, проводимых Департаментом предпринимательства при Министерстве экономики; а так же аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание, реструктуризацию, техническое переоснащение субъектов малого предпринимательства. К тому же, в БФФП можно получить консультационные услуги по вопросам осуществления предпринимательской деятельности.

Ресурсы Фонда складываются из средств, выделяемых ПРООН (около 10% общей суммы, при этом в 2010 году ПРООН было выделено 50 000 USD, в 2011 - 15 000 USD), государственных ресурсов в рамках ежегодной Программы развития предпринимательства (однако согласно практике из запланированных Программой средств выделяется лишь 10% ежегодно, так в 2010 году из 7770 млн. рублей средств бюджета было выделено лишь 777 млн. рублей, в 2011 году - из 3070 - 310 млн. рублей), а так же собственных средств Фонда, полученных им от предыдущей деятельности (возврат кредитов и проценты). Приоритеты при выдаче кредитов соответствуют заявленным в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 год, в частности, развитие соответствующих отраслей хозяйства, создание рабочих мест, энергосбережение, ресурсосбережение, импортозамещение, развитие экспорта.

Механизмами реализации финансовой поддержки БФФПП являются микрокредит, кредит и лизинг. Доля микрокредитов составляла на конец 2011 года 87% от всех профинансированных проектов. Количество проектов, связанных с приобретением основных средств составляет 28%, приобретением сырья и материалов, оказанием услуг населению - 72%. [4-9]

Еще в 1999 году в рамках совместного проекта Программы развития ООН «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь» и Правительства Республики Беларусь на базе Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей началась реализация проекта по микрокредитованию субъектов малого предпринимательства.

К преимуществам подобного микрокредитования на сегодняшний день можно отнести, пожалуй, лишь низкий процент, равный ставке рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, а так же небольшой срок рассмотрения заявки и принятия решения о выдаче кредита (не более 2 недель), так как количество документов, необходимых для подачи заявки, а так же требования залога, значительно снижают эффективность подобного способа финансирования. В мировой практике микрофинансирования ставки по микрокредитам зачастую устанавливаются даже выше рыночных, но при этом требуется меньше документов для получения кредита и не нужен залог.

Положением о кредите/микрокредите Фонда установлено, что при первом обращении размер кредита не превышает 2500 минимальных заработных плат, при втором - 5000; срок кредитования 1-12 месяцев; способ перечисления - безналичная форма непосредственно поставщику продукции, минуя расчетный счет получателя кредита; залог - имущество заемщика или поручителя, в качестве обеспечения кредита могут выступать так же банковские гарантии; кредиты выдаются в белорусских рублях. Микрокредиты выдаются БФФПП в рублях.

За все время существования Фонда было выдано около 500 кредитов субъектам малого предпринимательства, что явно недостаточно. Основной причиной этому является недостаточность кредитных ресурсов имеющихся у Фонда. В связи с этим и минимальная активность со стороны Фонда в рекламировании оказываемых им услуг. Тем не менее, Фонд на сегодняшний день все же оказывает финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства.

Более гибкие и эффективные источники финансирования по-прежнему ограничены. Доступ к частному финансированию коммерческих банков у малого бизнеса ограничен в силу отсутствия у компаний оборотного капитала и необходимой репутации (кредитного рейтинга), недостаточной капитализации коммерческих банков и высокой доли необслуживаемых кредитов в их портфелях, а так же недостаточного опыта в управлении рисками и использовании инструментов финансирования торговли.

В результате, коммерческие банки, как правило, выдают краткосрочные кредиты (до 12 месяцев) под залог имущества либо оборотных средств, при этом зачастую сумма залога превышает сам размер выдаваемого кредита. Государство пока не в состоянии обеспечить гарантии банкам по возврату кредитов малыми предприятиями, как это практикуется в западных странах. Таким образом, чрезмерные требования банков в отношении гарантий и залогового обеспечения препятствуют получению финансирования.

Немаловажны и преимущества для тех представителей малого бизнеса, кто будет участвовать в данном проекте. Например, товары, предназначенные для производственных целей (Декрет Президента Республики Беларусь №6 от 27.02.2001 г.), ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию РБ по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредитов, выданных под гарантию правительства РБ, освобождаются от обложения НДС, таможенными пошлинами и акцизами. Кредит предоставляется путем денежного перевода или наличными; существует возможность погашения кредита также наличными; а иностранная валюта, направляемая на погашение кредита и процентов по нему, не подлежит обязательной продаже. Проект кредитования по линии ЕБРР выглядит довольно перспективным, однако говорить об успехе новой программы в Беларуси в целом можно будет тогда, когда удастся достичь массового кредитования частного бизнеса.

В рамках Программы поддержки предпринимательства и совместного проекта Программы развития ООН и Правительства Республики Беларусь «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь» у нас в стране постепенно создается инфраструктура всесторонней поддержки малого предпринимательства, в частности создаются инкубаторы малого предпринимательства.

Согласно Постановлению Совета Министров от 04 июня 1997 года №640 «Об инкубаторах малого предпринимательства», им предназначено выполнять следующие функции: предоставление в аренду или долевое использование специального и офисного оборудования, помещений под офисы и производство субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, оказание на принципах долевого участия услуг по оценке и отбору предпринимательских проектов, по поиску партнеров, инвесторов и кредиторов, информационному обслуживанию, маркетинговым исследованиям, содействию внедрения новых технологий и других услуг.

В форме инкубаторов в Республике могут создаваться так же Инновационные центры, в которых размещаются и используются новые технологии на договорной основе [20].

По данным за 2006-2011 годы, в Республике было создано 8 инкубаторов, в которые входило 60 фирм. Инкубаторы созданы в Минске, Минской области, Гомельской области, Гродненской области, Могилевской области.[4]

В Республике существует и 57 Центров поддержки предпринимательства, которые создаются на основе Постановления Совета Министров от 25 августа 1997 года № 1111. Функции их схожи с функциями бизнес инкубаторов, однако ориентация их деятельности направлена именно на оказание консультационных, информационных маркетинговых услуг, оказания финансовой помощи. Центры поддержки предпринимательства в основном создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью.

К проблемам ЦПП можно отнести на сегодняшний день высокую арендную плату, недостаточное обеспечение оргтехникой, практическое отсутствие государственной финансовой поддержки, необходимость получения лицензии на обучение и оказание юридических услуг, что оборачивается значительными финансовыми затратами и потерей времени.

Центры поддержки предпринимательства имеются далеко не во всех регионах, и в последнее время появилась тенденция к их ликвидации. В силу сложившейся ситуации они не могут пока быть самоокупаемыми, а местные власти так же зачастую не имеют реальной возможности оказать им помощь.[18]

Согласно Положению о научно-технологическом парке, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №996 от 31.07.1997 года, в Республике могут создаваться научно-технологические парки. Под технопарком понимается субъект инновационной инфраструктуры, созданный на коммерческой или некоммерческой основе, способствующий развитию предпринимательства в научно-технической сфере. При этом технопарком предоставляется научно-техническая и информационная база.

Технопарки способствуют развитию научно-технического потенциала, производства конкурентоспособной продукции, заключению международных контрактов, способствующих выходу наукоемкой продукции на внешний рынок, подбору зарубежных партнеров и создания предприятий с иностранными инвестициями, обучению инновационному менеджменту и так далее. Все это ведет к укреплению позиций малого бизнеса как на внутреннем, так и на внешнем рынках.[6]

Тем не менее, на сегодняшний день в Республике Беларусь имеется всего лишь два технопарка - в Минске и Могилеве, с участием немецкой стороны. Этого явно недостаточно для развития научно-технического потенциала малого бизнеса.[2]

В Республике Беларусь существует несколько крупных предпринимательских объединений на республиканском уровне (крупнейшая Белорусская конфедерация промышленников и предпринимателей БКПП, объединяющая 15 предпринимательских союзов). Отдельные республиканские союзы имеют отделения (филиалы) в регионах. Активную работу по поддержке предпринимательства, в частности малого, проводит Белорусский союз предпринимателей и нанимателей им. М. Кунявского, который имеет статус республиканского объединения юридических лиц. Основными направлениями его деятельности являются оказание содействия в решении кредитно-финансовых, коммерческих, производственных вопросов предпринимателей; обеспечение их правовой защиты, оказание организационной и информационной помощи в области продвижения товаров и услуг.

Специфика деятельности предпринимательских объединений в Беларуси состоит в следующем: их статус не определен специальным законом, они объединяют пока незначительное количество предпринимателей (в пределах 5%), невысока их роль в лоббировании интересов предпринимателей, (хотя в последнее время наметились определенные сдвиги в данном процессе - крупные предпринимательские объединения получают, как правило, проекты нормативных актов на заключение, их представители включаются в состав рабочих групп по подготовке проектов, участвуют в работе парламентских комиссий); они испытывают серьезные материальные трудности в связи с отсутствием возможности у их членов платить достаточные взносы; власти воспринимают их зачастую не как партнеров, а скорее как противников, что отрицательно сказывается на возможностях совместной работы. [18]

Таможенным кодексом РБ предусмотрен ряд мер стимулирования экспорта. В частности, по возврату или отсрочке выплаты таможенных пошлин и НДС по ввозимым материалам, сырью и комплектующим для производства экспортоориентированной продукции.

Одним из важнейших элементов инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса в мире, как на внутреннем, так и на зарубежном рынках, являются свободные экономические зоны.

Согласно Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 11 ноября 1998 года, свободные экономические зоны служат для создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь в целом, внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих технологий, содействия международной интеграции и сотрудничеству.

Резидентам СЭЗ предоставляются значительные налоговые и таможенные льготы, позволяющие снизить себестоимость продукции и увеличить инвестиции в производство.

Так, резиденты СЭЗ уплачивают только налог на прибыль и доходы, НДС, акцизы; подоходный налог с граждан, а также налог на землю или арендную плату - по договоренности с администрацией зоны.[13]

Весьма существенной льготой являются пониженные ставки налога на прибыль, доходы и НДС. Они составляют половину от обычных ставок, применяемых к другим предприятиям республики. Резиденты СЭЗ платят налог на прибыль, НДС по сниженной ставке - 50%. Немаловажен и тот факт, что увеличение ставок и перечня налогов, предусмотренных положениями о СЭЗ, не допускается на весь период функционирования СЭЗ.

Помимо вышеперечисленных льгот, резиденты СЭЗ имеют еще одно преимущество. Прибыль, полученная ими за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налога в течение 5 лет с момента ее объявления, а также существует беспошлинный режим ввоза товаров и вывоза из СЭЗ продукции собственного производства, за исключением сборов за таможенное оформление.[16]

Таким образом, СЭЗ в Республике способствуют развитию малого бизнеса, создавая ему благоприятные условия налогообложения и инфраструктурные возможности, а так же, в частности, способствуют выходу малых и средних предприятий на зарубежные рынки. На сегодняшний день в Республике Беларусь уже создано шесть таких зон - в Бресте, Минске, Гомеле, Витебске, Гродно и Могилеве.

Принимаются меры и по централизованному информационному обеспечению внешнеэкономической деятельности предпринимателей. С 2000 года реализуется Проект по формированию информационно-аналитической инфраструктуры частного предпринимательства в Республике Беларусь, осуществляемый Белорусским союзом предпринимателей и нанимателей имени С.Н. Кунявского (БСПН) совместно с Независимым институтом социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ) при финансовой поддержке Центра международного частного предпринимательства (CIPE), Вашингтон. Цель проекта - предоставление информации по развитию экспортного потенциала и инвестиционной активности.

Для реализации проекта создаются информационно-аналитические группы на местах, в центрах поддержки предпринимательства.

К тому же, на сегодняшний день придается большое значение электронной коммерции, как важнейшему направлению для расширения рынков сбыта и возможностей сотрудничества и конкуренции для малого и среднего предпринимательства. Здесь имеются два главных направления работы - создание и совершенствование безбумажного документооборота и электронный бизнес как таковой.

В конце 2001 года на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен при Министерстве иностранных дел создан Межгосударственный центр электронной торговли (МЦЭТ). Его главная цель формирование инфраструктуры электронного бизнеса. На сайте МЦЭТ в сети Интернет размещена информация о белорусских предприятиях-экспортерах, условиях внешнеэкономической деятельности. Центр внедряет также информационную систему «Тендеры» по согласованию с основными министерствами, которая должна упростить процедуру подготовки и проведения конкурсных торгов и мониторинг внешних контрактов. В рамках проекта МЦЭТ подготовлена и согласована с российской стороной совместная белорусско-российская программа «Создание сети информационно-маркетинговых центров Беларуси и России и создание центров электронной торговли». Многие предприятия-экспортеры, министерства и ведомства РБ уже приступили к реализации проектов в сфере информатизации внешнеэкономической деятельности и электронной торговли.

В настоящее время на государственном уровне готовятся решения, которые будут способствовать созданию в Республике Беларусь отделения международного центра ООН по упрощению процедур внешней торговли (БелПРО) и Национального совета по цифровой экономике.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в целом в нашей Республике организация инфраструктуры развития и интернационализации малого бизнеса строится по принципу ее организации в зарубежных странах, тем не менее эффективность ее функционирования далека от совершенства в силу финансовых проблем, недостаточного опыта организации работы, слабой информированности предпринимательства о возможностях поддержки.

Что же касается мер по содействию развитию непосредственно внешнеэкономической деятельности малых предприятий, то оно осуществляется лишь в рамках общих мер для всех предприятий Республики, в итоге малые предприятия зачастую не способны конкурировать с крупными в доступе к внешнеэкономической инфраструктуре.

предпринимательство экономика нестабильность

3. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ПОЗИЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Для развития малого бизнеса в Республике Беларусь должна быть создана единая система, включающая признание важной роли малого бизнеса со стороны общества, внимание со стороны власти и проведение постоянного диалога с представителями малого бизнеса, комплексная и эффективно действующая система поддержки малого бизнеса.

Необходимо принять Концепцию государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь. Концепция - по своему содержанию и целям - управленческий документ, на основе которого разрабатываются основные программы и мероприятия развития предпринимательства. Посредством этого будет более четко сформулирована стратегия развития малого предпринимательства и усилится акцент на развитии малого предпринимательства, привлечено общественное внимание на осознание необходимости развития малого бизнеса в современных условиях.

Как известно, белорусское законодательство в сфере предпринимательства по уровню проработки является одним из лучших среди стран СНГ. Тем не менее, проблема заключается в реальном применении этого законодательства на практике.

Прежде всего, следует обеспечить достаточную экономическую свободу и стабильность субъектам малого предпринимательства при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Таким образом будут созданы благоприятные внешние условия и среда, в которой малый бизнес будет развиваться.

Одним из наиболее актуальных остается вопрос мер ответственности за налоговые правонарушения, в части снижения размеров штрафов, а также дифференциации ответственности за налоговые правонарушения.

Разработка и принятие Закона Республики Беларусь «О налогообложении субъектов малого предпринимательства», предусматривающего сокращение перечня налогов, исключение объемных косвенных платежей и введение системы льгот, стимулирующих развитие производства, создание новых рабочих мест, внедрение прогрессивных технологий особенно актуально в настоящее время для малых предприятий, которые испытывают финансовые трудности.

В настоящее время необходимо совершенствовать применяемую упрощенную систему налогообложения субъектов малого предпринимательства, использовать которую имеют право только индивидуальные предприниматели и юридические лица с общей численностью наемных работников до 15 человек и ограниченным оборотом, не имеющие возможности содержать квалифицированных бухгалтеров и экономистов для применения общей системы налогообложения.

Необходимо расширить круг субъектов малого предпринимательства, пользующегося льготным налогообложением. Данная мера будет способствовать повышению налоговой и инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.

К тому же, должны прорабатываться вопросы по активизации процедур приватизации, особенно в отношении неэффективно используемых площадей, акционирования госпредприятий. Огромные неиспользованные мощности убыточных предприятий могли бы быть использованы не только на создание инкубаторов малого предпринимательства, но и по льготным арендным ставкам предоставляться уже существующим малым предприятиям. Список подобных объектов по Республике уже ведется, требуется уделить подобной мере больше внимания.

Актуальной и очень серьезной для малого бизнеса на сегодняшний день остается и проблема высоких ставок арендной платы. Необходимо установить базовую ставку арендной платы, а для более объективного установления ее рыночной цены применять систему поправочных коэффициентов. Не должно происходить спонтанных и резких изменений арендной платы.

Необходимо развивать малый бизнес в регионах. Это особенно актуально для Беларуси, где большинство малых предприятий находится только в одном городе Минске. Одним из средств решения подобной проблемы являются свободные экономические зоны. Необходимо поддерживать создание СЭЗ       на территории Республики и привлекать в них представителей малого бизнеса.

Необходимо развивать деятельность инкубаторов малого предпринимательства и центров поддержки предпринимательства. На сегодняшний день в Республике существует 8 инкубаторов и 56 центров поддержки предпринимательства. В рамках небольшой страны как Беларусь этого достаточно. Необходимо создать условия для самостоятельного развития малого бизнеса, а за инкубаторами оставить функции по развитию особо чувствительных к конъюнктуре рынка инновационных предприятий, ориентированных на научно-технические разработки.

Тем не менее, существующим субъектам инфраструктуры поддержки предпринимательства должны быть обеспечены условия для более эффективной работы. В частности, необходимо снизить ставки арендной платы для инкубаторов малого предпринимательства, отдать в их распоряжение простаивающие мощности убыточных предприятий и неиспользуемые помещения, необходимо информировать предпринимателей о возможностях поддержки со стороны инкубаторов.

Очень важным на сегодняшний день является обучение и повышение квалификации предпринимателей. На базе центров поддержки предпринимательства должны проводиться семинары по менеджменту и маркетингу, основам внешнеэкономической деятельности, так как многие предприниматели не достаточно информированы о потенциальных возможностях развития своей деятельности, в частности на внешние рынки.

Спецификой Республики Беларусь является то, что у нас в стране очень слабо налажена система взаимоотношений с крупными предприятиями.

Необходимо создать Центр субконтракции, где будет накапливаться и анализироваться информация о производственных возможностях и потребностях малых и крупных предприятий. Посредством взаимодействия с подобным центром малые и крупные предприятия смогут узнать о взаимных потребностях и более эффективно развить сотрудничество и производство.

В перспективе при условии успешного развития подобного центра, возможно будет присоединиться к международной системе центров субконтракции Агентства ООН по промышленному развитию (UNIDO) и стать членом Международной ассоциации европейских организаций, специализирующихся в сфере субконтракции (RIOST). Подобный проект уже успешно осуществляется в России и мог бы прижиться у нас в стране.

Мало внимания в нашей Республике уделяется и развитию научно-технического потенциала малых предприятий. Существует всего два технопарка. Необходимо так же расширять международное сотрудничество в сфере научно-технических разработок.

Отличительной особенностью малых предприятий является то, что, несмотря на высокую инновативность, они не могут внедрить нововведения на практике в силу ограниченности собственных ресурсов. Выходом так же может стать система субконтрактного производства с крупными предприятиями и стимулирование венчурного финансирования малого бизнеса. В итоге, в выигрыше останутся обе стороны - и крупное и малое предприятие.

Крупное предприятие несмотря на эффект масштаба не всегда может обеспечить эффективное производство сложно технических компонент своей продукции, в западных странах эти функции призваны выполнять малые предприятия. Необходимо перенять подобный опыт и у нас в стране.

С точки зрения финансовой поддержки малого бизнеса, слабо развиты в Республике взаимоотношения с ним коммерческих банков. Банки остерегаются выдавать кредиты малым предприятиям в силу повышенного риска их функционирования. При этом если банк соглашается выдать кредит малому предприятию, то он выдается на краткосрочной основе (2-3 месяца) под залог, который по сумме зачастую превышает сумму самого кредита. Во многих западных странах подобные кредиты выдаются под гарантии правительства, которые могут покрывать до 80-90% стоимости кредита. Поэтому нужно создать государственные гарантийные фонды, которые смогли бы застраховать риски банка.

Более того, для стимулирования кредитования малого бизнеса можно предложить снизить обязательные резервы коммерческих банков, выдающих кредиты с высокой степенью риска, в Национальном банке, так как это отвлекает из оборота значительные средства.

Альтернативной формой финансирования могут быть институты взаимного кредитования, которые необходимо развивать. У населения Республики имеются личные сбережения, которые при обеспечении необходимых гарантий и стабильности могли бы направляться на развитие малого бизнеса. Кроме того, объединение капиталов самих предпринимателей расширяет доступ к взаимному финансированию при осуществлении хозяйственной деятельности.

Развитие рынка лизинговых услуг в Республике Беларусь будет так же способствовать решению проблем финансирования и технического обеспечения производства малыми предприятиями. Лизинговые компании не требуют такого большого количества подтверждений платежеспособности, как коммерческие банки, а предметом залога является само лизинговое имущество.

На сегодняшний день международные организации, такие как ПРООН, ЕБРР, МФК оказывают финансовое содействие развитию малого бизнеса в Республике Беларусь. Для продолжения сотрудничества с ними необходимо продолжать диалог на правительственном уровне и показывать реальный положительный эффект от их помощи.

Из опыта зарубежных стран, а так же нашей Республики, малые предприятия испытывают трудности в сфере маркетинга. В зарубежных странах с этой целью предприятия объединяются в сети, где централизованно предоставляется информация о рынках, при этом сами малые предприятия могут обмениваться новыми знаниями об особенностях рынков.

Конечно, коммерческая тайна, как и в любом бизнесе должна присутствовать, но за маской коммерческой тайны зачастую скрываются общедоступные факты, что значительно снижает своевременный доступ к информации, а как следствие и эффективность функционирования предприятий. Акцент должен делаться не на сокрытии доступа к информации, а на повышении качества самой производимой продукции.

Поэтому для малых предприятий должны создаваться центры маркетинга. Если даже они будут функционировать на коммерческой основе, малым предприятиям все равно будет выгодно пользоваться их услугами. На малых предприятиях, как правило, сложно обеспечить эффективную работу маркетингового отдела, так как квалифицированным специалистам нужно выплачивать достойную заработную плату, а сама работа маркетингового отдела требует больших финансовых и временных затрат. Квалифицированные услуги сторонних организаций, в частности, центров маркетинга, за счет эффекта масштаба способны улучшить ситуацию и повысить эффективность деятельности малых предприятий.

Подобного рода услуги предусмотрены положением о центрах поддержки предпринимательства. Необходимо развивать данное направление их деятельности.

Кроме того, на сегодняшний день в Республике имеется большое количество высококвалифицированных молодых специалистов, которым не может быть обеспечено место работы, поэтому их можно было бы привлекать на работу в подобные центры.

Более того, можно создать сектор индивидуальных консультантов на коммерческой основе для малого бизнеса, как это сделано, к примеру, в Италии, где сектор индивидуальных услуг для малого бизнеса составляет 20% всего рынка услуг представителям малого и среднего предпринимательства. Подобные консультанты могли бы к тому же разрабатывать бизнес-планы по развитию деятельности малых предприятий и выходу их на зарубежные рынки.

В целом, необходимо перенести акцент в экономике страны с поддержки деятельности убыточных крупных предприятий и на развитие малого бизнеса с высоким потенциалом развития. Необходимо обеспечить стабильность законодательства для малого бизнеса. Так как в силу своей специфики малый бизнес испытывает экономические и конъюнктурные риски, политические риски добавляют степень неопределенности в деятельности малых предприятий и значительно снижают эффективность их функционирования. Инфраструктура поддержки малого бизнеса в целом создана, нужно повысить эффективность ее функционирования. Акцент на сегодняшний день нужно сделать на развитии кооперационных связей с крупными предприятиями и повышении научно-технического потенциала малого бизнеса, доступе малого бизнеса к финансированию. Подобные меры приведут к укреплению позиций малого бизнеса на внутреннем рынке, а в комплексе с мерами по стимулированию выхода малых предприятий на внешние рынки, сделают его конкурентоспособным и за рубежом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни, а так же на сегодняшний день и решающая предпосылка дальнейшего экономического развития стран на мировой арене.

На малых и средних предприятиях отмечается более высокая производительность труда, они способны лучше удовлетворять специфические индивидуализированные потребности потребителей на различных рынках, они стимулируют НТП, увеличивают размеры поступлений в бюджет, повышают уровень занятости населения.

Понимание значимости малого бизнеса в экономическом развитии привело к тому, что государства как в развитых, так и в развивающихся странах поддерживают малые и средние предприятия посредством формирования политики и программ стимулирования роста малых и средних предприятий как на внутреннем, так и, что является сегодня более важным и актуальным для развитых стран, на внешнем рынках.

В целом малый бизнес в Республике Беларусь пока не получил должного развития. Его доля в ВВП на сегодняшний день составляет не более 6,9 %, а количество занятых - 12,1%. На состояние малого бизнеса влияют общие для всех субъектов хозяйствования негативные явления в экономике страны. Тем не менее, эффективность функционирования малых предприятий выше, чем предприятий в целом по Республике. При условии создания надлежащих условий развития, малый бизнес не только сможет внести свой вклад во внутреннее развитие экономики и повышение благосостояния населения страны, но и будет способствовать улучшениям в сфере внешнеэкономической деятельности Республики, как это доказал опыт развитых зарубежных стран.

Мероприятия, направленные на развитие малого бизнеса должны одновременно способствовать повышению конкурентоспособности его продукции, а так же непосредственно стимулировать выход малых предприятий на внешние рынки.

Прежде всего, следует обеспечить достаточную экономическую свободу и стабильность субъектам малого предпринимательства при осуществлении ими хозяйственной деятельности. Таким образом будут созданы благоприятные внешние условия и среда, в которой малый бизнес будет развиваться.

Необходимо повышать предпринимательскую культуру, углублять экономические знания, знания законодательства посредством организации информационной работы и обучающих семинаров.

Инфраструктура поддержки малого бизнеса в целом создана, нужно повысить эффективность ее функционирования, а так же расширить сферу деятельности и доступ к государственному финансированию.

Государство могло бы улучшить ситуацию, предоставляя гарантии и льготы банкам при выдаче кредитов представителям малого бизнеса.

Акцент на сегодняшний день нужно сделать на развитии кооперационных связей с крупными предприятиями и повышении научно-технического потенциала малого бизнеса. Подобные меры приведут к укреплению позиций малого бизнеса на внутреннем рынке, а в комплексе с мерами по стимулированию выхода малых предприятий на внешние рынки, сделают его конкурентоспособным и за рубежом.

Необходимо развивать институты экспортного кредитования, страхования внешнеэкономических операций и доступ к ним малого бизнеса, как это практикуется в зарубежных странах.

Малому бизнесу так же требуется предоставление систематизированной информации об особенностях зарубежных рынков, продвижение интересов малых предприятий на зарубежные рынки, стимулирование сотрудничества с зарубежными партерами, доступ к сетям Интернет.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Creating an Entrepreneurial Europe. The Activities of the European Union for Small and Medium Sized Enterprises. - Brussels, 01.03.2010. - 142p.

.Investiguide 2010-2012. Project Opportunities and Contacts for the CEI Region. UN Economic Commission for Europe, Trieste, 2001. - 189p.

3. Бажан Е. Особенности международного законодательства в области государственного инансирования внешней торговли. //Внешняя торговля. - 2009 - №2-3 - с.47-53

. Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей как институт микрофинансирования в Республике Беларусь. - Мн.: Информационно-консультативный отдел, 2010. - 21с.

. Гулинский Я., Лицкевич О. Инфраструктура инновационного предпринимательства и трансфера технологий. Польский опыт. // Белорусский экономический журнал. - 2010 - №3 - с.50-59

. Данейко П.В., Шихат А.А. Источники финансирования для малого бизнеса в Беларуси. // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып.2. Минск «Пропилеи», 2011. - с.74-92

. Маненок Т. И медлить нельзя, и торопиться вредно. //Белорусский рынок. 2012 - №2 - с.3

. Данильченко А.В. Теории интернационализации предпринимательства: становление и развитие. - Мн.: Министерство образования РБ. Национальный институт образования, 2007. - 135с.

. Истомина Л., Ковалевич И., Прокофьева Н. Микрофинансирование: основы, практика, перспективы. Аналитический обзор. - Мн.: Представительство ООН/ПРООН в Республике Беларусь, 2011. - 198с.

. Катенова С.А. Теоретический подход к исследованию проблемы глобализации малого бизнеса. //Вестник КГУ. Серия экономики. - 2008 - №10 - с.12-17

. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011-№1

. Маненок Т. Воссоздается кредитная кооперация. // Белорусский рынок. - 2010 - №13 - с.3

. Тур А. Конкретные шаги по либерализации экономики уже обозначены. Малый и средний бизнес в Беларуси. Аналитический бюллетень.- 2011 - №8 с.7-15

. Пушкарев А.В. Состояние и перспективы развития малых предприятий в Беларуси. Квартальный бюллетень клуба экономистов. Вып.2. Минск «Пропилеи», 2000. - с.49-73

. Сенько А., Крум Э. Особенности государственной поддержки субъектов малого предпринимательства Республики Беларусь в 2011 году. // Предпринимательство в Белоруссии. - ноябрь, 2010 - с.7

. Фадеев В. Организационно-правовые условия для развития малого бизнеса в Беларуси. Состояние и перспективы. //Малый и средний бизнес в Беларуси. Аналитический бюллетень. - 2002 - №9 - с.28-33

. Фадеев В. Государство должно уйти из экономики? (Или либерализация по-российски». // Малый и средний бизнес в Беларуси. Аналитический бюллетень. - 2011 - №8 - с.21-27

. Хвалей В.В., Функ Я.И. Курс правовых основ внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ (Россия, Беларусь, Украина). - Мн.: Амалфея, 2010 - 256с.

Похожие работы на - Развитие и государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!