Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,16 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования








Контрольная работа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Исполнитель: студентка Горбоносова Е.С

Преподаватель: Сбродова Н.В.




Омск 2012

ЗАДАНИЕ №1. Макроэкономическое регулирование национальной экономики

1. Каковы теоретические идеи, выдвинутые Дж. Кейнсом в области государственного регулирования экономики

В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской идеи регулирования являются:

высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;

создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий;

широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры,

сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.

Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

. Определите величину валового национального продукта России в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (по предлагаемому ниже образцу)

Расчет валового национального продукта (кейнсианская модель):

ВНП = С + I + G + NX, = Э - И,

где ВНП - объем валового национального продукта; С - потребительские расходы населения; I - инвестиции; G - государственные расходы на покупку товаров и услуг; NX - чистый экспорт; Э - объем экспорта; И - объем импорта.

Таблица 1 Динамика макроэкономических показателей развития России за 2000-2007 гг.

Показатель

2000

2005

2006

2007

Номинальный ВВП, млрд р.

7305,60

21624,60

26882,90

32988,60

Золотовалютные резервы, млрд дол. США, на конец периода

28,00

182,20

303,70

476,40

Инвестиции в основной капитал, млрд р.

1165,20

3534,00

4580,50

6626,80

-//-, % ВВП

15,90

16,30

17,00

20,10

Индекс потребительских цен, % к предыдущему периоду

120,20

110,90

109,00

111,90

Индекс цен производителей промышленной продукции, % к предыдущему периоду

131,60

113,40

110,40

125,10

Объемы производства, % к предыдущему периоду:





1. Объем промышленной продукции

111,90

104,00

106,30

106,30

2. Продукция сельского хозяйства

107,70

102,40

103,60

103,30

3. Строительство

111,50

110,50

115,70

118,20

4. Оборот розничной торговли

108,80

112,80

113,90

115,90

5. Объем платных услуг населению

105,70

107,50

-

-

Реальные доходы населения, % к предыдущему периоду

113,40

109,30

110,00

110,70

Среднедушевой денежный доход, р. в месяц

2288,00

7848,00

9911,00

12499,00

-//-, % к предыдущему периоду

137,60

123,00

123,50

126,10

Оплата труда наемных работников (включая скрытую), млрд р.

2937,00

9474,00

11841,00

15053,00

-//-, % к ВВП

40,20

43,80

44,50

45,60

Среднедушевой прожиточный минимум,р. в месяц

1210,00

3018,00

3422,00

3847,00

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня, % к общей численности населения

29,00

17,70

15,20

13,40

Уровень дифференциации доходов, коэффициент Джини

0,40

0,41

0,42

0,42

Общий уровень безработицы (по методологии МОТ), млн чел. за год

7,50

5,60

5,30

4,60

-//-, % к экономически активному населению

10,50

7,80

7,10

6,10

Официальный курс, р. за дол. США на конец периода

28,16

28,78

26,33

24,55

Экспорт товаров, млрд дол. США

105,00

243,80

303,60

355,50

-//-, % к ВВП

40,50

31,90

30,70

27,60

Импорт товаров, млрд дол. США

44,90

125,40

164,30

223,40

-//-, % к ВВП

17,30

16,40

16,60

17,30

Доходы консолидированного бюджета, млрд р.

2079,00

7611,60

10642,80

13250,70

-//-, % к ВВП

28,50

35,20

39,60

40,20

Расходы консолидированного бюджета, млрд р.

1871,60

5941,40

8384,00

11245,80

-//-, % к ВВП

25,60

27,50

31,20

34,10

Дефицит(-)/профицит(+) консолидированного бюджета, млрд р.

207,40

1670,20

2258,80

2004,90

-//-, % от ВВП

2,80

7,70

8,40

6,10

Доходы федерального бюджета, млрд р.

1127,60

5125,10

6276,30

7779,10

-//-, % к ВВП

15,40

23,70

23,30

23,60

Расходы федерального бюджета, млрд р.

954,10

3512,20

4281,30

5983,00

-//-, % к ВВП

13,10

16,20

16,10

18,10

Дефицит(-)/профицит(+) федерального бюджета, млрд р.

173,50

1612,90

1995,00

1796,10

-//-, % к ВВП

2,40

7,50

7,40

5,40

Стабилизационный фонд (с 2004 г.), млрд р.

-

1237,00

2346,90

3849,10

-//-, % к ВВП

-

5,70

8,80

11,70

Кредиты небанковскому сектору со сроком погашения более 1 года, млрд р.

226,50

1828,70

2670,50

4479,20

-//-, % ВВП

3,10

8,40

10,00

13,60

-//-, % к общему объему кредитов небанковскому сектору

28,00

34,10

33,90

37,40

Ставки по кредитам предприятиям и организациям, р.

24,30

10,70

10,50

10,20

Срочность кредитов предприятиям и организациям, месяцев

16,90

17,00

18,60

20,30

Привлеченные депозиты и вклады, млрд р.

695,80

3792,00

5607,90

8224,30

-//-, % ВВП

9,50

17,50

20,90

24,90

Привлеченные депозиты и вклады со сроком привлечения более 1 года, % ВВП

1,30

8,80

10,30

12,40

-//-, % к общему объему привлеченных депозитов и вкладов

13,30

50,30

49,40

49,70


Решение:

г.

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1. Определение потребительских расходов С

С = 2937,0 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

2. Определение величины инвестиций I

I = 1165,20 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

3. Определение государственных расходов на покупку товаров и услуг

G = 1871,60 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

4. Определение величины чистого экспорта NX

NX = Э - И = 60,1 млрд.долл. (величины экспорта и импорта известны из таблицы) 60,1 млрд.долл. ×28,16 (официальный курс) = 1692,42 млрд.руб.

5. Определение валового национального продукта

ВНП = С + I + G + NX ВНП = 2937,0 млрд.руб. + 1165,20 млрд.руб. + 1871,60 млрд.руб. + 1692,42 млрд.руб. = 7666,22 млрд.руб.

2007 г.

АлгоритмРешение задания в соответствии с алгоритмом


1. Определение потребительских расходов С

С = 15053,0 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

2. Определение величины инвестиций I

I =6626,8 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

3. Определение государственных расходов на покупку товаров и услуг

G = 11245,8 млрд.руб. (величина известна из таблицы)

4. Определение величины чистого экспорта NX

NX = Э - И = 132,1 млрд.долл. (величины экспорта и импорта известны из таблицы) 132,1млрд.долл. ×24,55 (официальный курс) = 3243,06 млрд.руб.

5. Определение валового национального продукта

ВНП = С + I + G + NX ВНП = 15053,0 млрд.руб. + 6626,8 млрд.руб. +11245,8 млрд.руб. + 3243,06 млрд.руб. = 36168,66 млрд.руб.


Вывод: по сравнению с 2000 г. в 2007 г. наблюдается экономический рост ВНП, который связан с увеличением потребительских расходов населения, увеличением инвестиций, соответственно увеличением государственных расходов на покупку товаров и услуг, увеличением экспорта и импорта.

ЗАДАНИЕ №2. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1. Каковы задачи и функции Центрального банка в осуществлении денежно-кредитного регулирования

государственный антиинфляционный заработный рыночный

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы.

Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса. Защита и обеспечение устойчивости рубля и снижение темпов инфляции является важной задачей. Главной особенностью основных направлений денежно-кредитной политики является прогнозирование темпов инфляции.

К функциям Центрального банка в осуществлении денежно-кредитной политики относятся, в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также внедрение кредитных ограничений.

2. Определите, какое значение будет принимать банковский мультипликатор, если обязательная резервная норма для банков установлена в размере 25%. В ответе укажите, какое влияние оказывает изменение размера резервной нормы на объем денежной массы и склонность населения к сбережению

Расчет банковского мультипликатора m:

= (1: Обязательная резервная норма, %) × 100%.

Решение:

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1. Определение обязательной резервной нормы для банков r

Из условия задания r = 25%

2. Расчет банковского мультипликатора m по формуле

m = 1 × 100% / r = 1 × 100% / 25% = 4. Таким образом, банковский мультипликатор принял значение 4


Вывод: резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране.

Между нормами обязательных резервов и денежной массой существует жесткая количественная связь: с их увеличением сужаются предложение денег и потенциал кредитования. Напротив, при снижении норм обязательных резервов увеличивается мультипликатор, растет предложение денег, и расширяются возможности банков в кредитовании.

ЗАДАНИЕ №3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ

. Какие задачи решаются в процессе осуществления государственного регулирования инвестиционной деятельности

Государственное управление (регулирование) инвестиционной деятельности включает задачи определения стратегии поведения инвесторов на инвестиционном рынке, объемы и структуру государственных инвестиций, направленные на реформирование ее социальной, воспроизводственной, отраслевой, технологической и территориальной структур, обусловленные целями и задачами социально-экономического развития страны.

. Определите сумму платежа для погашения кредита в 2000 и 2007 гг., используя данные табл. 1 (см. задание 1). В ответе укажите, чем обусловлены изменения в условиях кредитования за истекший период в России

Расчет платежей по кредиту банка:

= P × (1 + n × i),

где S - сумма платежа по кредиту банка; P - сумма кредита;n - срок действия кредита; i - процентная ставка в виде десятичной дроби.

Решение:

2000 год

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1. Определение суммы кредита банка Р

Р = 226,5 млрд.руб. (сумма кредита известна из таблицы 1 задания №1)

2. Определение процентной ставки i в виде десятичной дроби

i = 0,243 (известно из таблицы 1 задания №1)

3. Определение срока действия кредита n

n = 16,9 мес. (известно из таблицы 1 задания №1)

4. Определение суммы платежа для погашения кредита S по формуле

S = P × (1 + n × i) = 226,5 млрд.руб. × (1 + 16,9 × 0,243) = = 1 156,7 млрд.руб. Таким образом, сумма платежа для погашения кредита составит 1 156,7 млрд.руб


год

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1. Определение суммы кредита банка Р

Р = 4479,20 млрд.руб. (сумма кредита известна из таблицы 1 задания №1)

2. Определение процентной ставки i в виде десятичной дроби

i = 0,102 (известно из таблицы 1 задания №1)

3. Определение срока действия кредита n

n = 20,3 мес. (известно из таблицы 1 задания №1)

4. Определение суммы платежа для погашения кредита S по формуле

S = P × (1 + n × i) = 4479,20 млрд.руб. × (1 +20,3 × 0,102) = = 18233,03 млрд.руб. Таким образом, сумма платежа для погашения кредита составит 18233,03 млрд.руб

Важнейшим фактором кредитной экспансии российских банков в анализируемом периоде стало расширение кредитования физических лиц. За 2000-2007 г. объем кредитов, выданных физическим лицам, возрос более чем в 120 раз (кредитов небанковским организациям - в 19 раз, межбанковских кредитов - в 8 раз). В итоге доля этих кредитов повысилась с 3,5 % на начало 2000 года до 21,4 % на конец 2007 года. Интенсивный рост сегмента кредитов физическим лицам был обусловлен улучшением финансового положения населения, что позволило ему привлекать ипотечные и автокредиты, а также развитием организационной и технической инфраструктуры российских банков.

ЗАДАНИЕ №4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ

. Охарактеризуйте государственную антиинфляционную политику в России на современном этапе развития

Задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Одним из основных механизмов, стимулирующих потребительский и инвестиционный спрос, в рыночной экономике является функциональная экономическая система (ФЭС), регулирующая размеры денежной массы в обращении и уровень инфляции.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию количество денежной массы в обращении и уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков или аналогичных им учреждений, которые наиболее активно используют такие инструменты регулирования, как:

политика обязательных резервов;

уровень процентной ставки Центрального банка;

регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков;

операции на открытом рынке.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

. Определите темп инфляции за год исходя из следующих условий

В структуре потребления населения доля продуктов питания составляет 30%; непродовольственных товаров - 30; расходов на жильё и коммунальные услуги - 20; прочие услуги - 20%. Цены изменились за год следующим образом: на продукты питания возросли на 20%, на непродовольственные товары - на 15%, на жилье и коммунальные услуги - на 20%, на прочие услуги - на 25%.

Расчет темпов инфляции:

Ти = сумма (Дi × Цi) × 100%,

где Ти - темп инфляции; Дi - доля отдельной группы потребительских товаров в общем объеме потребляемых товаров и услуг; Цi - прирост цен в отдельной группе потребительских товаров.

Решение:

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1. Определение доли каждой группы потребительских товаров и услуг в их общем объеме (в долях единицы)

Перевод всех известных из задания величин в доли единицы (при этом потребительские расходы населения должны составить в сумме 1 или 100%). Таким образом, продукты питания составят 0,3, непродовольственные товары - 0,3; расходы на жилье - 0,2; прочие услуги - 0,2

2. Определение уровня изменения цен на каждую группу (в долях единицы)

Прирост цен составит на продукты питания 0,2; на непродовольственные товары 0,15; на жилье и коммунальные услуги - 0,2 и прочие услуги - 0,25

3. Определение темпа инфляции за год по формуле

Перемножим последовательно получившиеся пары чисел: Дi × Цi = 0,3 × 0,2 = 0,06; 0,3 × 0,15 = 0,045; 0,2 ×0,2 = 0,04; 0,2 × 0,25 = 0,05. Сложим получившиеся значения: 0,06 + 0,045 + 0,04 + 0,05 = 0,195. Это будет темп инфляции в долях единицы. Если умножить эту величину на 100%, то получим темп инфляции в процентах, т.е. 19,5%


ЗАДАНИЕ №5. ПОЛИТИКА ДОХОДОВ И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

. Каковы ключевые функции заработной платы в рыночных условиях

В любое время, вне зависимости от формы собственности и системы управления, заработная плата должна, быть направлена на обеспечение следующих основных функций:

) воспроизводственной;

) мотивационной;

) измерительно-распределительная функция;

) ресурсно-разместительная функция;

) функция формирования платежеспособного спроса населения.

Воспроизводственная функция. Она заключается в обеспечении работников набором материальных благ, достаточных для воспроизводства и жизнедеятельности. Важная роль в реализации этой функции принадлежит государству, которое установлением величины минимальной заработной платы ограничивает наименьший гарантированный объем материальных благ работников. Мотивационная функция заработной платы кажется наиболее важной в условиях рыночной экономики. Она направлена на побуждение работников к более эффективному труду путем организации материального стимулирования, поощрения. Измерительно-распределительная функция. Эта функция предназначена для отражения меры живого труда при распределении фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства. Посредством заработной платы определяется индивидуальная доля в фонде потребления каждого участника производственного процесса в соответствии с его трудовым вкладом. Ресурсно - разместительная функция. Значение данной функции в настоящее время существенно возрастает. Сущность ее состоит в оптимизации размещения трудовых ресурсов по регионам, отраслям экономики, предприятиям. Функция формирования платежеспособного спроса населения. Поскольку платежеспособный спрос формируется под воздействием двух основных факторов-потребностей и доходов общества, то с помощью заработной платы в условиях рынка устанавливаются необходимые пропорции между товарным предложением и спросом.

. Каков был индекс реальной заработной платы, если номинальная среднемесячная заработная плата трудящихся составляла в 2001 г. 5 000 р., а в 2002 г. - 7 000 р. Индекс потребительских цен за этот период составил 4,3

Расчет индекса реальной заработной платы:

рзп = Iнзп / Iпц; Iнзп = НЗ1 / НЗ0,

где Iрзп - индекс реальной заработной платы; Iнзп - индекс номинальной заработной платы; НЗ0 - номинальная заработная плата за исходный временной период; НЗ1 - номинальная заработная плата за следующий временной период; Iпц - индекс потребительских цен.

Решение:

Алгоритм

Решение задания в соответствии с алгоритмом

1.Определение индекса номинальной заработной платы

Среднемесячную заработную плату за следующий временной период (известна из условия задания) делим на аналогичную величину в исходном периоде (известна из условия задания), т.е. Iнзп = НЗ1 / НЗ0 = 7000/5000 = 1,4

2. Определение индекса реальной заработной платы

Iрзп = Iнзп/ Iпц = 1,4/4,3 (из условия задания) = 0,326. Так как цены на товары росли быстрее заработной платы (4,3>1,4), то реальная заработная плата в следующем году составила лишь 0,326 от уровня предыдущего года, т.е. жизненный уровень занятых в экономике понизился


ЗАДАНИЕ №6. НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

. Назовите основные налоги в Российской Федерации

Ст. 13 НК РФ Федеральные налоги и сборы

К федеральным налогам и сборам относятся:

) налог на добавленную стоимость;

) акцизы;

) налог на доходы физических лиц;

) налог на прибыль организаций;

) налог на добычу полезных ископаемых;

) водный налог;

) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

) государственная пошлина.

Ст. 14 НК РФ Региональные налоги

К региональным налогам относятся:

) налог на имущество организаций;

) налог на игорный бизнес;

) транспортный налог.

Ст. 15 НК РФ Местные налоги

К местным налогам относятся:

) земельный налог;

) налог на имущество физических лиц.

2. Определите размер эффективной ставки налога на прибыль через построение кривой Лаффера. Постройте кривую Лаффера и определите наиболее эффективную ставку процента по следующим данным

Ставка налога на прибыль, %

10

20

30

40

50

60

70

Сумма поступлений в бюджет, млн усл. ед.

35

70

95

105

110

100

80


В ответе укажите, какие негативные последствия проявляются в национальной экономике при установлении неэффективной ставки налогообложения.

Решение:

По оси абсцисс откладываем ставки налога на прибыль: от 10 до 70 %, по оси ординат - суммы поступлений. Наиболее высокая точка графика соответствует ставке налога на прибыль в 50-51% - это величина, при которой в бюджет поступает максимально возможное количество средств.


Вывод: хронический недобор налогов стал одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности дальнейшего его обслуживания.

Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой экономики и сложившуюся традицию, когда уклонение от налогов не только не осуждается в обществе, а даже приветствуется.

Основными способами, используемыми современным государством для увеличения налоговых поступлений в бюджет, являются: расширение круга налогоплательщиков; увеличение числа объектов, с которых взимаются налоги; повышение ставок налогов.

Для практики налогообложения имеет огромное значение определение эффективности налоговых ставок - размера налога на единицу налогообложения.

В случае завышения ставок возникает целый ряд негативных следствий, важнейшими из которых выступают:

подрыв основ нормального воспроизводства и НТП,

деформирование и торможение процесса производства,

снижение трудовой активности,

рост теневой экономики,

массовая практика уклонения от налогов,

сокращение поступлений в госбюджет.

Наглядным примером воздействия неэффективных налоговых ставок может служить налоговая система России 1990-х гг., когда налоги забирали, чуть ли не всю прибыль, а уклонение от уплаты налогов стало обычным явлением. Наоборот, от чрезмерного занижения налоговых ставок страдают бюджетные доходы и вся финансовая система государства в целом.

ЗАДАНИЕ №7. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

. Назовите стратегические задачи государственной экономической политики на текущий год и среднесрочный период

Основные задачи бюджетной политики на 2010 год и дальнейшую перспективу

обеспечить исполнение социальных обязательств;

ограничить размеры бюджетного дефицита;

перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств;

определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;

обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг за счет бюджетных средств;

усовершенствовать механизмы государственных закупок;

определить экономически оправданный уровень налоговой нагрузки и структуру налогов;

обеспечить сбалансированность расходных полномочий и ресурсов;

завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы;

определить и реализовать комплекс мер по мероприятиям, связанным с реализацией прав инвалидов.

В бюджетном послании Президента определены также:

основные направления налоговой политики и формирование доходов бюджетной системы;

основные приоритеты бюджетных расходов;

вопросы совершенствования технологий формирования и исполнения бюджета.

2. Проанализируйте современные меры антикризисного регулирования, осуществляемые Правительством России (см. п. 11 списка рекомендуемой литературы)

Основными приоритетами антикризисных действий Правительства Российской Федерации в 2010 году станут:

поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения;

поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций.

Поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения.

Обеспечение эффективной социальной защиты населения останется важнейшим приоритетом антикризисных мер. Будет обеспечено совершенствование механизмов поддержки занятости населения, повышение эффективности реализуемых социальных программ.

Повысится эффективность реализации социальной помощи, в частности дальнейшее развитие получит реализация программ, осуществляемых Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут сформированы эффективные механизмы поддержки проектов социально ориентированных некоммерческих организаций.

Снижение напряженности на рынке труда.

В связи с сохранением актуальности проблемы по защите приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест на национальном рынке труда в 2010 году будет продолжен контроль за движением иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

Реализация региональных программ в 2010 году позволит обеспечить возможность трудоустройства граждан в условиях напряженной ситуации на рынке труда и повысить качество рабочей силы за счет организации опережающего профессионального обучения 146,2 тыс. человек, стажировки 85,3 тыс. выпускников образовательных учреждений, стимулирования создания 1,4 млн. дополнительных рабочих мест, в том числе 12 тысяч специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, открытия собственного дела 169,1 тыс. человек.

Поддержка оживления экономики

Главная цель разработки и реализации пакета антикризисных мер в 2010 году - обеспечить максимальный эффект при значительном снижении объема направляемых на эти цели бюджетных средств

Прежде всего, из мер, задействованных в 2009 году, будет продолжена реализация наиболее эффективных

Расширение кредитования предприятий, реструктуризация задолженности реального сектора.

В этих целях будет принят ряд мер, в числе которых:

планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями ключевых секторов экономики в целях «расшивки» их долгов под обязательства реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения крупных проектов национального значения.

проработка совместно с Банком России механизмов обеспечения банков необходимой ликвидностью посредством инструментов рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых операций;

доработка законодательства регулирующего отношения кредитора и заемщика, как на публичных, так и на непубличных рынках, с целью облегчить участникам достижение разумного компромисса. Совершенствование института банкротства.

Поддержка внутреннего спроса.

Правительство Российской Федерации в дополнение к действующим с 2009 года мерам будет предпринимать действия, направленные на стимулирование спроса и поддержку начавшегося экономического роста.

Будут приняты меры по радикальному повышению эффективности государственного спроса. Прежде всего - в строительстве транспортной инфраструктуры. Правительство Российской Федерации также примет меры по ускорению доведения бюджетных денег до экономики, в том числе через усиление контроля за своевременностью заключения госконтрактов и осуществления государственных закупок.

Расширение базы экономического роста - развитие малого и среднего бизнеса.

Важнейшим фактором обеспечения устойчивости оживления станет форсированное расширение базы экономического роста в первую очередь за счет появления новых предприятий малого бизнеса. В этих целях на 2010 год скорректирована государственная программа поддержки малого бизнеса, расширен перечень видов поддержки, осуществляемой за ее счет.

Реструктуризация экономики моногородов.

Для обеспечения устойчивости положительных тенденций в экономике необходимо проведение активной упреждающей политики по реструктуризации экономик моногородов, ситуация в ряде из которых (в частности в г. Тольятти, г. Нижний Тагил) может оказать негативное влияние на экономику целых регионов и отраслей.

Правительством Российской Федерации одобрен перечень моногородов, в отношении которых будут разработаны и реализованы программы оздоровления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особая функция государства состоит в борьбе с экономическими спадами и инфляцией, которые могут серьезно угрожать экономической и политической устойчивости общества. Со времени Великой депрессии правительства всех ведущих стран Запада стали пытаться активно противодействовать экономическим спадам и связанному с ними опасному росту безработицы. Эти попытки во многом вдохновлены трудами английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса.

Государственная экономическая политика - генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране.

Государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику.

Государственная экономическая политика в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство всегда играло важную роль в экономике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательство

Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.1998 № 146 - ФЗ // информационная система «Консультант Плюс»

Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год: Протокол Правительства РФ от 30.12.2009 № 42// информационная система «Консультант Плюс»

Учебная литература

Жарковская Е.П. Банковское дело: учебник. - М.: Омега-Л, 2006.- 450 с.

Камаев В.Д.Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос, 1996. - 384 с.

Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: РАГС, 2005. - 834 с.

Лаврушина О.И. Банковское дело. Экспресс-курс : учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006. - 672 с.

Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. СПБ. Питер: 2000. - 528 с.

Савченко П.В Политика доходов и заработной платы: Учебник . - М.: Юристъ, 2000. - 456 с.

Самуэльсон П. Э. Экономика, т.2, М.:МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002, - 540 с.

Монографии

Ведев А. Перспективы развития российской банковской системы [Текст] / А. Ведев // Биржевое обозрение. - 2005. - Август. - № 8.

Захаров А. В. Нестабильность мировых финансовых рынков: уроки и последствия для России [Текст] / А. В. Захаров // Деньги и кредит. - 2008. - Июнь.- № 6.

Похожие работы на - Государственное регулирование национальной экономики и экономическая политика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!