Государственные бюджетные фонды

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,56 Кб
  • Опубликовано:
    2012-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные бюджетные фонды

Содержание

Введение

. Государственные бюджетные фонды

.1 Понятие. Виды. Сущность.

.2 Основные отличия бюджетных фондов от внебюджетных фондов

. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

.1 Налоги и отчисления.

.2 Льготы. Ответственность и контроль.

. Развитие бюджетных фондов

Введение

Обособленная в составе бюджета <http://www.mabico.ru/lib/236.html> часть финансовых ресурсов, формируемая в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html> целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html> и иных поступлений и используемая на финансирование <http://www.mabico.ru/lib/1972.html> только тех расходов, которые изначально были определены в качестве цели создания соответствующего фонда. В отношении доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html> целевого назначения не действует принцип общего (совокупного) покрытия расходов при формировании бюджета <http://www.mabico.ru/lib/236.html> за счет общей величины поступивших доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html>. Доходы целевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов в отличие от всех остальных бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html> не обезличиваются и направляются на заранее обусловленные цели; использование средств бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов на цели, не соответстветствующие их назначению, не допускается. Именно поэтому доходы <http://www.mabico.ru/lib/547.html> целевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов учитываются обособленно от остальных бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html>. Процессы формирования и использования средств каждого из целевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов отражаются в отдельной смете. Целевые бюджетные <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фонды могут иметь либо отраслевой, либо общерегулирующий характер. К первым относятся бюджетные <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фонды, предназначенные для решения задач какой-либо отдельной отрасли (напр., атомной энергетики, или воспроизводства минерально-сырьевой базы, или борьбы с преступностью, или развития налоговой <http://www.mabico.ru/lib/1092.html> службы в стране и т.п.); ко вторым - резервные фонды бюджета <http://www.mabico.ru/lib/236.html>, федеральный фонд финансовой поддержки регионов <http://www.mabico.ru/lib/2050.html> и т.д. Количество целевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов не постоянно и в разные годы может изменяться в соответствии с целевыми установками на их создание. Так, в начале 90-х гг. в составе федерального бюджета <http://www.mabico.ru/lib/236.html> России было большое количество целевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов, среди которых важную роль играли такие, как федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, федеральный фонд налоговой <http://www.mabico.ru/lib/1092.html> службы РФ, федеральный фонд налоговой <http://www.mabico.ru/lib/1092.html> полиции РФ, фонд по охране озера Байкал, фонд содействия военной реформе, федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, государственный фонд борьбы с преступностью и др. После выполнения задач, для решения которых они создавались, значит, часть отраслевых бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов в конце 2000г. была упразднена (в федеральном бюджете <http://www.mabico.ru/lib/236.html> России на 2001 остался только фонд Министерства РФ по атомной энергии). Целевые бюджетные <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фонды общерегулирующего назначения сохранились, хотя механизм их формирования и использования постоянно меняется в целях его совершенствования Министерство (ведомство), выступающее главным распорядителем средств целевого фонда, осуществляет управление его средствами; на стадии бюджетного <http://www.mabico.ru/lib/236.html> планирования оно в установленном порядке представляет расчеты по формированию фонда, а также перечень финансируемых за счет средств фонда мероприятий. Главный распорядитель средств фонда на основе утвержденного поквартального распределения лимита бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> обязательств производит распределение <http://www.mabico.ru/lib/1543.html> средств фонда между нижестоящими распорядителями средств. Учет операций со средствами фондов федерального бюджета <http://www.mabico.ru/lib/236.html> осуществляет Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ, целевых фондов регион, и местных бюджетов <http://www.mabico.ru/lib/236.html> - органы, исполняющие эти бюджеты <http://www.mabico.ru/lib/236.html>. Доходы и расходы <http://www.mabico.ru/lib/1544.html> бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов учитываются в соответствии с действ, бюджетной <http://www.mabico.ru/lib/236.html> классификацией. Финансирование расходов бюджетных <http://www.mabico.ru/lib/236.html> фондов осуществляется в пределах поступающих доходов <http://www.mabico.ru/lib/547.html>, определенных законом (решением) о бюджете <http://www.mabico.ru/lib/236.html> на соответствующий финансовый год <http://www.mabico.ru/lib/2021.html>.

1. Государственные бюджетные фонды

.1 Понятие. Виды. Сущность

Бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. Понятие целевые бюджетные фонды» появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов, и отдельными бюджетными статьями с целевыми поступлениями средств.

С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств, принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения определенной части вновь созданной стоимости. Иными словами, выделение целевого фонда в бюджете более существенно с позиции изменения перераспределительной роли, чем его перемещение за рамки бюджета или консолидации в бюджет.

Бюджетные фонды определены в Бюджетного Кодекса

Российской Федерации. Целевой бюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

В законе учтены следующие фонды:

Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, Федеральный экологический фонд Российской Федерации, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов, Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. Также образованы фонды: Фонд регионального развития и Фонд развития региональных финансов. Суммы, выделенные на создание этих фондов оговорены в статье бюджетного кодекса. Той же статьей устанавливается, что средства Фонда регионального развития направляются на финансирование федеральных программ развития регионов и дополнительную финансовую помощь высокодотационным субъектам Российской Федерации. Порядок предоставления и расходования средств Фонда регионального развития определяется Правительством Российской Федерации. Установлено, что в 2000 году источником образования Фонда развития региональных финансов является кредит Международного банка реконструкции и развития. Средства Фонда развития региональных финансов направляются на активизацию процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Российской Федерации, содействие реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирование экономических реформ. Порядок предоставления и расходования средств Фонда развития региональных финансов определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с соглашением о займе с Международным банком реконструкции и развития после утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Бюджеты местных уровней также вправе предусматривать создание фондов.

Так в городском бюджете предусмотрены расходы следующих фондов:

фонда непредвиденных расходов ( резервный фонд) бюджета города, фонда Мэра, городского экологического фонда, фонда Администрации города по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Очевидно, что создание последнего фонда вызвано последствиями больших наводнений последних лет и необходимостью дополнительного аккумулирования средств на проведение как профилактических работ, так и устранение последствий наводнений.

Несмотря на существование федеральных фондов и работы их отделений на местах (например, дорожных фондов), создаются и предусматриваются в бюджетах местных уровней местные фонды, которые работают параллельно с отделениями федеральных фондов, но имеют несколько другие задачи. Они также являются юридическими лицами, имеют свой Устав и действуют на основе ГК Российской Федерации.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее широкой финансовой категорией, то ему принадлежит все функции, присущие финансам:

.образование целевого бюджетного фонда;

.использование целевого бюджетного фонда;

.контрольная.

Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие налоги, займы, доходы от государственной собственности (предприятий) и эмиссии бумажных денег. При этом бюджетный фонд формируется за счет доходов хозяйствующих субъектов (участников процесса общественного производства - физических и юридических лиц), полученных в результате первичного распределения чистого национального продукта: заработной платы рабочих и служащих; доходов лиц, работающих по найму; предпринимательской прибыли (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); ренты; процентов.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий на каждом этапе развития страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с динамикой экономических процессов.

Вторая функция бюджета связана с конкретными целевыми бюджетными расходами. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех других участников воспроизводственного процесса, в связи с чем бюджетные расходы охватывают все отрасли и сферы хозяйства. Потребность в соблюдении макроэкономических пропорций в народном хозяйстве предполагает регулирование объемов бюджетного финансирования его отдельных отраслей, социальной сферы, экономических регионов (административно-территориальных образований), отдельных хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Структура бюджетных расходов подвержена еще более частым изменениям, чем бюджетных доходов.

Третья функция предполагает создание условий для проведения контроля. Контрольная функция обусловливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. При этом контроль и контрольная функция не идентичны (хотя и взаимосвязанные) понятия. Первое выражает одну из важных сторон деятельности финансовых органов, второе - присущее финансам свойство, создающее объективную основу для осуществления контроля. Реализуя возлагаемые на него функции, бюджет выполняет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Финансируя из бюджетного фонда приоритетные отрасли хозяйства, государство оказывает влияние на перераспределение национального дохода между отраслями. Часть доходов более «доходных» отраслей направляется в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда учреждения и организации социальной сферы, государство способствует воспроизводству рабочей силы, решению других социально значимых задач. Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и субъектами РФ.

Специфика ЦБФ состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие, как национальная оборона, образование, здравоохранение и пр., целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт чьих средств эти фонды формируются, либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (экологические фонды, фонды восстановления и охраны водных объектов, фонды управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и др.).

Одним из основных условий функционирования целевых бюджетных фондов на любом уровне бюджетной системы является осуществление жёсткого государственного финансового контроля за их формированием и использованием. При этом одной из задач контроля становится анализ обоснованности существования того или иного ЦБФ, с тем чтобы не допускать отвлечения бюджетных средств на малозначительные цели вместо их использования на решение приоритетных проблем.

При этом контроль должен быть ориентирован не только на проверку законности расходования бюджетных средств, но и на определение эффективности их использования, поскольку ЦБФ создаются для решения конкретных социально-экономических задач, и от того, насколько эффективно и рационально потрачены средства ЦБФ, зачастую зависит реализация тех целей, ради которых эти фонды создавались.

Под внебюджетными фондами, как экономической категорией, понимаются экономические отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для решения отдельных государственных задач, финансирование которых вынесено за рамки государственного бюджета.

.2 Основные отличия бюджетных фондов от внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды создаются, как правило, в интересах определённых социальных групп общества. Путём государственных внебюджетных фондов формируются финансовые ресурсы, необходимые для финансирования определённых государственных социальных и иных программ. Таким образом, внебюджетные средства - это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включаемые в государственный бюджет, но в некоторых обстоятельствах возможны исключения, так, некоторое время в РФ средства внебюджетных фондов включались в государственный бюджет РФ.

В Российской Федерации существуют следующие государственные внебюджетные фонды:

. Пенсионный фонд РФ;

. Фонд социального страхования;

. Фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджет внебюджетного государственного фонда РФ утверждается на каждый финансовый год. В бюджете определяются источники доходов и направления расходов фонда.

Внебюджетный фонд является формой образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов органов местного самоуправления. Внебюджетные фонды предназначены исключительно для определённых целей, в основном, для целей, вытекающих из социальных правоотношений, а также для финансирования определённых направлений экономики.

Если говорить об историческом развитии внебюджетных фондов в РФ, то первоначально, в начале 90-х годов их было множество. Затем, в рамках реформирования финансовой системы РФ, большинство внебюджетных фондов было включено в состав государственного бюджета, а некоторые и вовсе были ликвидированы. Интересным представляется, например, ликвидация фонда занятости населения. Расходы же по финансированию мероприятий в сфере занятости были включены в государственный бюджет.

Аналогичная участь постигла и некоторые остальные внебюджетные фонды, а именно:

фонд финансирования отраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и мероприятий по освоению новых видов продукции;

некоторые отраслевые государственные внебюджетные фонды и т.д.

Правовой статус <http://yas.yuna.ru/?1879053312@0809128704>, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации;

добровольных взносов физических и юридических лиц;

других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

Таким образом, можно определить следующие основные отличия целевых бюджетных и внебюджетных фондов:

средства целевых бюджетных фондов включаются в соответствующий бюджет, а средства внебюджетных фондов не включаются в бюджет, поэтому они и называются «внебюджетные»;

бюджеты внебюджетных фондов устанавливаются отдельными законами по каждому фонду на каждый финансовый год, а величина финансовых ресурсов всех целевых бюджетных фондов определяется в законе о бюджете на финансовый год;

внебюджетные фонды по своим целям в большей мере относятся к социальным фондам, то есть, они решают общие задачи социального, пенсионного, медицинского обеспечения населения. Что касается целевых бюджетных фондов, то они создаются для решения более узких общественных проблем, имеющих прикладной характер (финансирование работ, компенсация затрат, восстановление ресурсов, развитие региона, развитие новой государственной службы и т.д.);

внебюджетные фонды создаются на больший срок в силу своей большей общественной значимости.

Целевые бюджетные фонды в отличие от бюджета позволяют расходовать деньги на те направления, на которые они были привлечены. К примеру, доход от транспортного налога может быть направлен в дорожный фонд и так далее. На сегодняшний день мы наблюдаем упразднение целевых бюджетных фондов как инструмента бюджетной политики. Отказ органов власти, в частности, федерального уровня, от использования ЦБФ в качестве инструмента бюджетной политики представляется не вполне обоснованным. Целевые бюджетные фонды могут существовать и при казначейской системе, органично вписываясь в неё и выполняя свои специфические функции по стабильному обеспечению финансовыми ресурсами таких имеющих важное значение для всей страны и отдельных регионов направлений расходов, как дорожное хозяйство, экология и другое.

2. Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы

.1 Налоги и отчисления

Плательщиками отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (далее - отчисления) являются пользователи недр (субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации они наделены правом заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами), осуществляющие добычу полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Пользователи недр, осуществляющие свою деятельность на условиях соглашений о разделе продукции в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции", не являются плательщиками отчислений. Налогооблагаемой базой по отчислениям является стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых, к которому могут быть отнесены:

. Собственно полезные ископаемые, прошедшие первичную обработку:

а) нефть, природный газ и газовый конденсат;

б) уголь и горючие сланцы;

в) торф;

г) другие полезные ископаемые, включая подземные воды (за исключением подземных вод, используемых для поддержания пластового давления).

. Товарные руды:

а) железные, марганцевые, хромовые, алюминиевые (бокситы) и никелевые;

в) борные, слюды - мусковита и слюды флогопита, асбеста, серы самородной, графита, талька, гипса, каменной соли;

г) неметаллического сырья для металлургии и производства огнеупоров;

д) неметаллического сырья для стройиндустрии и других полезных ископаемых.

. Концентраты:

а) цветных (кроме алюминия в бокситах и никеля), редких и радиоактивных металлов;

б) фосфоритовые и апатитовые;

в) плавикошпатовые, баритовые и вермикулитовые.

. Благородные металлы - химически чистый металл (аффинированный металл).

. Алмазы и драгоценные камни - необработанные отсортированные камни.

. Пьезооптическое сырье, высокочистое кварцевое и камнесамоцветное сырье - по выходу кондиционного продукта.

. Продукция из минерального сырья, полученная с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (подземная газификация, выщелачивание, скважинная гидродобыча и др.).

Ставки отчислений установлены Федеральным законом "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы", являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья, и устанавливаются в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых. Недропользователи производят отчисления от стоимости всего добытого ими минерального сырья как за основное, так и за попутные компоненты. Отчисления направляются в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации и используются по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы. Основанием для распределения отчислений, направляемых в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации (в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям), являются соответственно федеральные и территориальные государственные программы геологического изучения недр и воспроизводства минерально - сырьевой базы.

Отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд (использование подземной воды для местных нужд устанавливается в лицензии пользования недрами для добычи подземных вод), по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляются в Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации. Региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых определяет Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральный горный и промышленный надзор Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Часть отчислений из направляемых в Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации по представлению территориальных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации может передаваться добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.

Добывающие организации, являющиеся дочерними (зависимыми) акционерными обществами, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти (в соответствии с их компетенцией) могут передавать основному (преобладающему) акционерному обществу для целевого использования часть отчислений, оставляемых этим организациям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.

Предложения по объемам отчислений, направляемым в Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы различных уровней для использования на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы, разрабатываются Министерством природных ресурсов Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих федеральных органов исполнительной власти (в части, касающейся конкретных видов полезных ископаемых) и Министерством экономики Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации согласовывает объемы отчислений, направляемые в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы и Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации для целевого использования на финансирование работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы, с Министерством экономики Российской Федерации и сообщает их Министерству финансов Российской Федерации до 1 июня предшествующего года.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет в Государственную налоговую службу Российской Федерации согласованные с Министерством экономики Российской Федерации по каждому предприятию - плательщику данные по объемам отчислений, перечисляемых им в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы, Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы субъекта Российской Федерации, в том числе передаваемые с согласия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации этому предприятию для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.

Эти показатели доводятся Государственной налоговой службой Российской Федерации до государственных налоговых инспекций, а последние доводят их до каждого предприятия - плательщика.

финансовый государственный фонд бюджетный

2.2 Льготы. Ответственность и контроль

От уплаты в Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы отчислений освобождаются следующие категории пользователей недр:

а) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производственные и технологические цели).

б) пользователи недр, ведущие региональные геолого - геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно - геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;

в) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости).

Отчисления не производятся при добыче трудноизвлекаемых некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Отчисления не производят пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государств на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых месторождений, представляют в Министерство природных ресурсов Российской Федерации или территориальные органы управления государственным фондом недр документы, подтверждающие постановку на баланс запасов данного месторождения, , за счет которых были выполнены геолого - разведочные работы. Если месторождение разведано полностью или частично за счет государственных источников финансирования, освобождение от уплаты отчислений производится после полного возмещения недропользователем соответствующему бюджету затрат на проведение поисковых и разведочных работ по данному месторождению за счет государственных средств. При этом в сумму возмещения не входят отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы. Пользователи недр ведут раздельный учет стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых по месторождениям, разведанным за счет собственных средств и за счет государственных источников финансирования.

Сумма отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы определяется плательщиком самостоятельно исходя из предусмотренных ставок и стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.

Для предприятий и организаций, самостоятельно осуществляющих переработку первого товарного продукта с последующей реализацией продуктов его передела, при передаче первого товарного продукта на промышленную переработку на давальческой основе, реализации его в порядке натурального обмена на другие виды продукции, а также реализация первого товарного продукта по ценам ниже себестоимости, стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, сложившуюся в отчетном периоде в данном регионе.

Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте

При реализации товаров за иностранную валюту в условиях товарообмена датой совершения операции является:

при определении отгрузки (отпуска) выручки от реализации по мере предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов - дата предъявления счетов и иных аналогичных документов при условии отгрузки (отпуска) товаров;

при определении выручки от реализации по мере оплаты (при безналичных расчетах и расчетах наличными денежными средствами) - дата перехода права собственности на импортированные товары.

Датой совершения оборота по реализации первого товарного продукта, полученного из полезных ископаемых, считается день поступления средств за реализованную продукцию на счета предприятий в учреждениях банков.

При поставках в порядке натурального обмена на другие виды продукции или передаче на промпереработку, в том числе на давальческой основе, дата совершения оборота определяется в зависимости от установленного порядка определения выручки от реализации продукции.

Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы в соответствии "Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации, включаются в себестоимость продукции.

Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы перечисляются в Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы налогоплательщиками в следующие сроки:

а) ежемесячно, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший месяц и ставок отчислений, в срок не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным - предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений не менее 10 тыс. руб.

б) ежеквартально, исходя из фактических объемов реализации продукции за истекший квартал, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом предприятиями и организациями со среднемесячной суммой отчислений менее 10 тыс. руб, а также малые предприятия, независимо от размера платежа.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты платежей за истекший период (кроме авансовых взносов по отчислениям), представляют налоговым органам по месту своей регистрации и по месту пользования недрами расчет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы по форме. В случае, если по истечении календарного года объемы работы выполнены геолого - разведочными предприятиями, т.е. подтверждены соответствующими актами приемки - сдачи работ и соответствующие суммы отражены на счетах бухгалтерского учета предприятия, но до окончания года не оплачены из-за временной неплатежеспособности горнодобывающих предприятий, эти суммы не считаются неиспользованными и не подлежат изъятию в отчетном периоде.

Погашение задолженности нефтегазодобывающих организаций и предприятий по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы в федеральный Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы может осуществляться поставкой нефти, газового конденсата и нефтепродуктов в соответствии с "Порядком погашения задолженности нефтегазодобывающих организаций и предприятий в федеральный бюджет по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы нефтью, газовым конденсатом и нефтепродуктами с последующим перечислением средств от их реализации в федеральный бюджет для использования по целевому назначению", Ответственность за правильность исчисления и своевременность внесения в Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы возлагается на плательщиков и их должностных лиц и регулируется Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями и иными законодательными актами Российской Федерации.

Контроль за полнотой, правильностью исчисления и своевременностью уплаты отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы осуществляется налоговыми органами в соответствии с Законом РСФСР. "О Государственной налоговой службе РСФСР" и иными законодательными актами Российской Федерации.

Контроль за достоверностью геолого - маркшейдерских и горнотехнических исходных данных расчетов по отчислениям на воспроизводство минерально - сырьевой базы осуществляется органами государственного горного надзора в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах".

Использованные не по назначению средства, переданные добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования работ по геологическому изучению недр, по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных подразделений Министерства природных ресурсов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в соответствии с их компетенцией) взыскиваются по их представлению налоговыми органами в Фонды воспроизводства минерально - сырьевой базы субъектов Российской Федерации.

3. Развитие бюджетных фондов

Начиная с середины 90-х гг. на федеральном и региональном уровнях управления в качестве одной из форм организации финансовых отношений, призванной обеспечить финансирование на постоянной основе определённых направлений расходов, широко использовались целевые бюджетные фонды (ЦБФ). Однако с переходом на казначейскую систему исполнения бюджета все они на федеральном уровне были упразднены (кроме Фонда Министерства РФ по атомной энергии). Вместе с тем многие субъекты РФ не только не спешат отказываться от их применения, но и продолжают развивать систему своих ЦБФ, упраздняя одни и создавая новые в зависимости от изменения потребностей социально-экономического развития того или иного региона. Кроме того, отдельные экономические последствия проведённых преобразований в бюджетной и налоговой сферах заставляют задуматься о восстановлении некоторых ЦБФ на федеральном уровне.

Причиной резкого сокращения числа бюджетных фондов в рамках федерального бюджета стал осуществляемый в последние годы в соответствии с задачами долгосрочной бюджетной политики переход к казначейской системе исполнения бюджетов разных уровней, которая в сложившихся экономико-политических условиях считается наиболее эффективным инструментом контроля за расходованием бюджетных средств. Вместе с тем отказ органов власти, в частности, федерального уровня, от использования ЦБФ в качестве инструмента бюджетной политики представляется не вполне обоснованным. Бюджетные фонды могут существовать и при казначейской системе, органично вписываясь в неё и выполняя свои специфические функции по стабильному обеспечению финансовыми ресурсами таких имеющих важное значение для всей страны и отдельных регионов направлений расходов экология и др., в связи с чем в большинстве субъектов РФ не стремятся к их полной консолидации в бюджет. Использование системы ЦБФ позволяет путём установления конкретных направлений расходования средств сохранить экономический смысл взимания таких налогов, как плата за пользование водными объектами, транспортный налог, а также целевую направленность расходования субвенций, выделяемых на финансирование дорожного хозяйства, и других подобных видов доходов. Функционирование целевых бюджетных фондов в данном случае не просто способствует обеспечению соблюдения Налогового кодекса, в соответствии с которым «налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными», но и представляется наиболее приемлемой формой его реализации, поскольку ст. 35 Бюджетного кодекса запрещает увязывать доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Специфика ЦБФ состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества, такие, как национальная оборона, образование, здравоохранение и пр., целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счёт чьих средств эти фонды формируются (например, дорожные фонды, фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (экологические фонды, фонды восстановления и охраны водных объектов, фонды управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и др.). Хотя в соответствии Налогового кодекса под налогом понимается индивидуально безвозмездный платеж, налогоплательщик, уплачивая целевые налоги и сборы, получает возмещение потраченных средств в виде воспроизводства тех благ, которые он непосредственно использует в своей деятельности для получения личной прибыли или иной выгоды. Данное обстоятельство способствует повышению заинтересованности экономических субъектов в формировании подобных ЦБФ, в частности, путём уплаты предусмотренных для этих целей налогов и сборов, при условии, что государство обеспечит расходование средств фондов исключительно по целевому назначению посредством, в том числе, казначейской системы исполнения бюджетов.

Рассматривая результаты экономического развития РФ, можно отметить, что в отдельных сферах, финансирование которых ранее осуществлялось посредством ЦБФ, после упразднения фондов положение не улучшилось, поскольку решение одних проблем привело к возникновению новых, не менее серьёзных.

Ликвидация Федерального дорожного фонда привела к резкому ухудшению финансирования дорожного хозяйства. Одним из основных источников финансирования дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации должны были стать поступления от акцизов на нефтепродукты. Подобная ситуация с исполнением доходной части большинства территориальных дорожных фондов может привести в итоге к срыву выполнения заданий федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010гг.)» в части совершенствования и развития сети автомобильных дорог. В отдельных субъектах Федерации неисполнение планируемых доходов территориальных дорожных фондов уже сегодня привело к существенным трудностям в обеспечении устойчивого функционирования автомобильных дорог.

Проблема сбалансированности территориальных бюджетов также связана с поступлением в территориальные дорожные фонды и консолидированные бюджеты субъектов Федерации акцизов на нефтепродукты. По данным Счётной палаты РФ, порядок уплаты акцизов на нефтепродукты не обеспечил поступления налоговых платежей по регионам пропорционально объему потребленных нефтепродуктов. В консолидированные бюджеты субъектов РФ поступило акцизов на нефтепродукты в сумме 26,7 млрд. руб., из них более 50 % поступили в консолидированные бюджеты 10 субъектов РФ.

В целях равномерного поступления указанных налоговых платежей по субъектам Федерации для формирования территориальных дорожных фондов Счетная палата РФ предложила все поступления от акцизов на нефтепродукты направлять в федеральный бюджет, а затем распределять между регионами пропорционально протяженности дорог и числу зарегистрированных автомобилей.

Несмотря на то, что почти все ЦБФ в составе федерального бюджета (в т.ч. и Федеральный экологический фонд) были упразднены с 1 января 2001 г., уже в конце апреля 2001 г. в Государственной Думе обсуждался вопрос о неотложности решения проблем обеспечения экологической безопасности, связанных с прогнозируемым экономическим ростом и неизбежным, сопряженным с ним, ухудшением состояния окружающей природной среды. В качестве факторов, влияющих на ухудшение экологии, отмечались изношенность основных фондов, несовершенство технологий, неудовлетворительность состояния очистных сооружений и др.

Вместе с тем действующим законодательством чётко не определён порядок создания и ликвидации ЦБФ, а также изменения существующей организации функционирования целевых бюджетных фондов, не оговорены сроки утверждения смет их доходов и расходов, возможности и границы отклонения показателей смет от показателей, устанавливаемых в приложениях к законам о бюджете на соответствующий год и содержащих сведения о поступлении доходов и распределении расходов средств ЦБФ. Поскольку ЦБФ присутствуют в бюджетах большинства регионов, представляется целесообразным установить соответствующие положения в Бюджетном кодексе РФ как общие для всех уровней бюджетной системы России, в том числе и для местных бюджетов, среди которых также встречаются многочисленные примеры функционирования целевых бюджетных фондов.

Поскольку исходя Бюджетного кодекса целевой бюджетный фонд образуется в соответствии с законодательством, целесообразно в качестве правовой основы для создания фонда вначале закреплять соответствующее положение в законе о бюджете на год, следующий за текущим, с указанием источников доходов и направлений расходования его средств, а затем до конца текущего года принимать положение о фонде, более подробно описывающее порядок его функционирования.

Что касается сроков утверждения сметы доходов и расходов фонда, то представляется логичным, во-первых, распространить на неё нормы Бюджетного кодекса, касающиеся сметы бюджетного учреждения, предусмотрев её корректировку по итогам I квартала на сумму остатка средств, образовавшегося на начало года, а во-вторых, установить достаточно жёсткую привязку показателей сметы к показателям, устанавливаемым в приложении к закону о бюджете.

Хотя доля ЦБФ в консолидированном бюджете субъектов РФ в последние годы снижалась, в отдельных регионах не только функционируют уже существующие фонды, но и создаются новые.

Похожие работы на - Государственные бюджетные фонды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!