Государственные внебюджетные фонды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственные внебюджетные фонды

Содержание

Введение

1. Необходимость государственных внебюджетных фондов

2. Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов

3. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов

4. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов

5. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ

5.1 Пенсионный фонд Российской федерации

5.2 Фонд социального страхования Российской Федерации

5.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Заключение

Введение


Бюджетная система - один из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему страны, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономики и социальных процессов в интересах общества.

Бюджет, денежное обращение - это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы не доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества над экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государства на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения во всех государствах создаются общественные фонды потребления, которые используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявших кормильца, безработным и др.)

Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

государственный внебюджетный фонд российский

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Актуальность темы курсовой работы: В современных условиях перехода к рыночной экономике используемый в условиях плановой экономики механизм социального обеспечения граждан России стал нежизнеспособным и потребовал коренных изменений. Важную роль в механизме социального обеспечения и экономического развития страны играют внебюджетные фонды, создаваемые для поддержания населения и экономики страны. Для дальнейшего совершенствования системы социального обеспечения и стимулирования экономики необходимо изучение современного состояния внебюджетных фондов.

Целью данной курсовой работы стало изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.

В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

) изучить понятие, роль, структуры и особенности современных внебюджетных фондов РФ

) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ.

) Дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

1. Необходимость государственных внебюджетных фондов


Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главная причина создания внебюджетных фондов была обусловлена стремлением центральных органов власти:

Усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения;

Передать исполнение бюджетов внебюджетным фондам из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;

Создать четкий механизм формирования и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

Снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

2. Общая характеристика государственных социальных внебюджетных фондов


Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, которые не входят состав бюджетов, имеют самостоятельные источники формирования и используются в соответствии с целевым назначением.

Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Особенность формирования этих фондов состоит в том, что за расходами фондов, имеющих узкоцелевую направленность, закрепляются соответствующие источники доходов. При использовании внебюджетных фондов не применяется принцип общего покрытия расходов, характерный для бюджетов, при котором средства обезличиваются и нет четкого закрепления видов доходов и направлений их расходования.

Внебюджетные фонды выполняют распределительную и контрольную функции. Распределительная функция выражается в перераспределении через внебюджетные фонды части национального дохода в пользу социальных слоев населения. Контрольная функция проявляется в сигнализации обществу о возникших отклонениях в производственном либо социальном процессах.

Внебюджетные фонды, как и бюджет, способствуют государственному регулированию социальных процессов, содействует более справедливому распределению национального дохода между социальными слоями населения. В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991г. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов - Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом.

Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

Начиная с 1992 г. В РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды подразделяются на экономические и социальные

В зависимости от источников формирования, от уровня управления, назначения и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на: централизованные и децентрализованные.

Централизованные (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав государственных внебюджетных фондов входят:

·        Пенсионный фонд Российской федерации;

·        Фонд социального страхования Российской Федерации;

·        Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

К децентрализованным относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. Это внебюджетные фонды, создаваемые по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.)

Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом характерных признаков, которые наглядно показаны на представленной схеме.

Предназначение государственных внебюджетных фондов.

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на:

Охрану здоровья и получения бесплатной медицинской помощи

Социальное обеспечение по возрасту

Социальное обеспечение в случае безработицы

Социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направление использования денежных фондов.

Статья 144 Бюджетного кодекса РФ относит к государственным внебюджетным фондам:

) Пенсионный фонд РФ,

) Фонд социального страхования РФ,

) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таблица 2. Признаки государственных внебюджетных фондов.

 


3. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов


. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период и представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов.

. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с дефицитом утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, внесенные Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, должны содержать показатели доходов и расходов в соответствии со статьями 146 и 147 настоящего Кодекса.

. В Государственной Думе проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в течение трех дней направляются Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы направляет проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее - Комитет по бюджету), и определяет профильные комитеты по соответствующим проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

На пленарном заседании Государственной Думы проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации должны быть рассмотрены в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.

. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении являются основные характеристики бюджетов, к которым относятся:

прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с указанием поступлений из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

предельный объем дефицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации и (или) источники его финансирования либо предельный объем профицита бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде.

. Предметом рассмотрения проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются:

·        распределение расходов на очередной финансовый год и плановый период по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджетов;

·        текстовые статьи проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Комитет по бюджету готовит таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты, которые рассматривают и представляют результаты рассмотрения поправок в Комитет по бюджету.

Комитет по бюджету, рассмотрев указанные материалы, принимает решение и формирует сводные таблицы поправок, рекомендованных к принятию или отклонению, выносимых на рассмотрение Государственной Думы.

Порядок взаимодействия комитетов Государственной Думы при рассмотрении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и порядок согласования разногласий между комитетами Государственной Думы определяются Регламентом Государственной Думы.

Государственная Дума рассматривает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации во втором чтении в течение 35 дней после их принятия в первом чтении.

. Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дня их принятия во втором чтении.

При рассмотрении в третьем чтении проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период принимаются в целом.

Принятые Государственной Думой федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня их принятия передаются на рассмотрение в Совет Федерации.

. Внесение изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется в порядке, предусмотренном для внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации одновременно с проектами законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации не позднее принятия законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации.

Порядок рассмотрения проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливается законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

. Счетная палата Российской Федерации, органы государственного финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводят экспертизу проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов.

4. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов


В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, прочие доходы. Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными.

Денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.

Расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (правление фонда)

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Во внебюджетные фонды мобилизуются значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12 %. Размер средств, поступающих в эти фонды, характеризуют данные таблицы.

Таблица 3. - Поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации, включая государственные внебюджетные фонды за январь-июль 2007-2008 гг.

млрд. рублей

 

январь-июль 2007 года

январь-июль 2008 года

в процентах к 2007 году

Всего поступило в бюджетную систему РФ

4598,50

6312,6

137,30

в том числе:

 

 

 

Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ (вкл. ЕСН)

3884,7

5395,0

138,90

Государственные внебюджетные фонды

713,7

917,6

128,6

Государственные внебюджетные фонды - всего

713,7

917,6

128,6

в том числе:

 

 

 

Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР)

559,6

722,8

129,2

Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования)

39,0

46,6

119,5

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)

39,8

51,6

129,7

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС)

75,3

96,6

128,3


В таблице 3. дается информация о структуре поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ за 2007-2008г. На основании этих данных была построена диаграмма 1, из которой видно, что поступления во внебюджетные фонды растут.

Диаграмма 1 Динамика и структура поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ.

 

Диаграмма 2. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2007 году.

Диаграмма 3. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2008 году.

Наиболее весомым источником средств государственных социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог. (Глава 24 НК РФ часть вторая)

Единый социальный налог зачисляется в доходы федерального бюджета (часть из них затем направляется в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату базовой части трудовой пенсии) и в доходы государственных внебюджетных фондов.

Следует отметить, что для исчисления и уплаты единого социального налога установлена регрессивная шкала налоговых ставок и ставок распределения платежей между различными фондами в зависимости от величины выплаченных доходов. Для всех категорий налогоплательщиков сохраняется главный принцип регрессивного исчисления и уплаты - чем выше сумма налогооблагаемого дохода, тем ниже ставка налога. Сумма налога в различных разрядах шкалы варьируется также в зависимости от вида налогоплательщиков. Существует порядок ведения различных расчет платежей для налогоплательщиков, занятых в производстве (кроме производства сельскохозяйственной продукции), для налогоплательщиков-работодателей, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, для налогоплательщиков: индивидуальных предпринимателей, родовых или семейных общин, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, для налогоплательщиков-адвокатов.

Сумма единого социального налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как процентная доля налоговой базы.

Для налогоплательщиков - организаций, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств применяются следующие ставки:

Таблица 4. Ставки ЕСН с 1 января 2007 года по настоящее время

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет (в т. ч. ПФР)

Фонд соц-го страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

ИТОГО




Федеральный фонд обязательного мед. страхования

Территор. фонды обязательного мед. страхования


До 280 000 рублей

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

От 280 001 рублей до 600 000 рублей

56 000 руб + 7,9% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб

8120 руб + 1,0% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб.

3080 рублей + 0,6% с суммы, превышаю- щей 280 000 руб.

5600 руб. + 0,5% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб.

72,800 руб. +10% с суммы, превышаю-щей 280 000 руб.

Свыше 600 000 рублей

81280 руб + 2,0%* с суммы, превыш.600 000 руб

11 320 рублей

5000 рублей

7200 рублей

104800 руб. + 2,0% с суммы, превышаю-щей 600 000



5. Государственные социальные внебюджетные фонды РФ


В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст.144) в Российской федерации функционирует ряд внебюджетных фондов.

 

5.1 Пенсионный фонд Российской федерации


Это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения профессиональной деятельности.


Пенсионный фонд РФ является государственным внебюджетным фондом, средства которого не входят в состав федерального бюджета, не могут использоваться на другие цели и изъятию не подлежат.

ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

Деятельность Пенсионного фонда РФ регулируется Положением о Пенсионном фонде России, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в редакции Федерального закона от 5 декабря 1997 г.)

Деятельностью Фонда руководит Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция.

Пенсионная система России в настоящее время состоит из следующих частей:

·        государственное пенсионное обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет сумм ЕСН предоставление базовой части трудовых пенсий, а за счет ассигнований из федерального бюджета - социальных пенсий нетрудоспособным гражданам в соответствии с законодательством;

·        обязательное пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая за счет обязательных страховых взносов предоставление страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страховой части пенсии инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

·        дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - часть пенсионной системы, обеспечивающая в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами.

В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

Основные функции ПФ РФ

Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т. ч.:

·        сбор и аккумуляция страховых взносов, учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

·        совместно с налоговыми органами контроль за поступлением страховых взносов в ПФ РФ и за целевым и рациональным их расходованием;

·        назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;

·        назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.

·        персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;

·        взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;

·        выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

·        управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании. <#"600947.files/image005.gif">

Диаграмма 5 Динамика и структура расходов бюджета ПФ РФ.


Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.

Суммарные доходы бюджета Фонда в 2009 году прогнозируются в сумме 3,3 трлн. рублей, суммарные расходы - в сумме 3,0 трлн. рублей, из них на исполнение публичных нормативных обязательств по выплате пенсий, пособий и социальных выплат будет направлено 2,9 трлн. рублей.

Бюджет фонда по распределительной составляющей сформирован в 2009 г. с текущим дефицитом в сумме 40,6 млрд руб., в 2010 г. с профицитом в сумме 16,5 млрд руб. Обеспечение текущей сбалансированности за счет остатков средств бюджета Фонда в указанной части на начало 2008 г.

Вместе с тем коэффициент замещения, характеризующий отношение среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы, останется низким и будет составлять в 2008 г. - 23,8%, в 2009 г. - 24,2%, в 2010 г. - 24,4%

В пенсионном фонде РФ подсчитали, что достойную пенсию россияне будут получать не раньше 2027 г. И к этому периоду пенсия на 40-60% будет замещать заработную плату.

Таким образом, бюджет ПФ РФ является основным документом, определяющим повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового учреждения нашей страны.

 

5.2 Фонд социального страхования Российской Федерации


Создан в 1990 г. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. В целях управления средствами государственного социального страхования России. Ныне действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г.

Фонд социального страхования РФ - централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о Фонде утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.

Фонд социального страхования управляет средствами государственного социального страхования РФ.

Основными задачами Фонда социального страхования (ФСС) РФ являются:

·        Обеспечение гарантированных государством пособий по временной не трудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

·        участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

·        разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

·        организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Доходы и расходы ФСС РФ

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждается федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждается председателем Фонда.

В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации подлежат зачислению следующие доходы:

налоговые доходы:

единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 %;

налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 5 %;

минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 20 %;

единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по нормативу 5 %;

единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 6,4 %;

неналоговые доходы:

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

прочие поступления.

Расходы:

Средства фонда направляются на следующие цели:

.        выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; при усыновлении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; а так же социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2.      оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

.        оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенный на территории РФ а также на лечебное (диетическое питание;

.        частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензию на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников);

.        частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

.        частичное содержание детских юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

.        оплату проезда к месту лечения и обратно;

.        создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровня;

.        обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

.        осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.

На основании Федерального закона "О бюджете ФСС РФ на 2007 г." от 19 декабря 2006 г. № 234 - ФЗ бюджет ФСС на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 283 869 488,4 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование - 1787676226,1 тыс. руб., и по расходам в сумме 306214977,3 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование - 202764384,1 тыс. руб., и на покрытие дефицита Фонда - 23997158,0 тыс. руб.

Как следует из Федерального закона "О бюджете ФСС РФ на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годы" от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ, на 2008 г. утверждаются следующие основные характеристики ФСС РФ:

. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2008 год:

) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 359 170 814,0 тыс. рублей,

) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 375 548 428,8 тыс. рублей;

) предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 16 377 614,8 тыс. рублей;

) установить, что источником финансирования дефицита бюджета Фонда в 2008 году являются остатки средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2008 года.

. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2009 и 2010 годов:

) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 396 667 579,6 тыс. рублей,

) общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 год в сумме 356 067 380,0 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 389 463 607,5 тыс. рублей;

) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2009 год в сумме 40 600 199,6 тыс. рублей и на 2010 год в сумме 68 649 917,3 тыс. рублей.

. Утвердить прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда на 2008 год по обязательному социальному страхованию в сумме 242 255 186,8 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 55 991 602,6 тыс. рублей.

. Утвердить прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда:

) на 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 287 717 722,7 тыс. рублей (в том числе 561 430,0 тыс. рублей средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 64 429 520,7 тыс. рублей;

) на 2010 год по обязательному социальному страхованию в сумме 339 413 039,6 тыс. рублей (в том числе 6 290 677,5 тыс. рублей средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 73 009 850,4 тыс. рублей.

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на 2009 год:

) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 445 133 616,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70 568 364,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. рублей;

) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 447 188 618,9 тыс. рублей;

) предельный объем дефицита бюджета Фонда в сумме 2 055 002,4 тыс. рублей;

) источник финансирования дефицита бюджета Фонда в 2009 году - изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда в течение 2008 года по состоянию на 1 января 2009 года.

. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2010 и 2011 годов:

) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 520 578 769,1 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 89 369 210,7 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 18 500 000,0 тыс. рублей, и на 2011 год в сумме 591 387 924,3 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 114 194 323,6 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 250 000,0 тыс. рублей;

) общий объем расходов бюджета Фонда на 2010 год в сумме 506 313 991,5 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 572 307 730,7 тыс. рублей;

) предельный объем профицита бюджета Фонда на 2010 год в сумме 14 264 777,6 тыс. рублей и на 2011 год в сумме 19 080 193,6 тыс. рублей.

. Утвердить прогнозируемые объемы доходов бюджета Фонда на 2009 год по обязательному социальному страхованию в сумме 309 597 708,6 тыс. рублей (в том числе 18 820 169,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда)

. Утвердить прогнозируемые объемы доходов бюджета Фонда:

) на 2010 год по обязательному социальному страхованию в сумме 371 599 043,5 тыс. рублей

) на 2011 год в сумме 426 731 219,2 тыс. рублей (в том числе 53 296 595,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда)

 

Диаграмма 6. Динамика и структура доходов и расходов бюджета ФСС РФ.

На данной диаграмме можно увидеть, что в 2007 и 2008 году расходы бюджета были выше доходов - дефицит бюджета.

За последнее десятилетие в стране сформирована система социального обслуживания граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, которая требует своего дальнейшего развития и совершенствования в целях устойчивого удовлетворения потребности отдельных категорий социально незащищенных граждан в части повышения качества и увеличения объема услуг, в том числе по реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Однако в стране до настоящего времени проблемы социальной защищенности малообеспеченных и бедных граждан остаются актуальными. Согласно официальных данных, доля бедных в России оценивается на уровне 20%.

5.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации


Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, которая осуществляется в двух видах: обязательное и добровольное.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. (ОМС)

Гражданам РФ выдается страховой медицинский полис ОМС - документ, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан.

Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории РФ, а также на территории других государств, с которыми РФ имеет соглашение об обязательном медицинском страховании граждан.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Субъекты медицинского страхования

Страхователями при обязательном медицинском страховании являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - для неработающего населения; организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты, физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками, а также выплачивающие по договорам гражданско-правового характера вознаграждения, на которые в соответствии с законодательством РФ начисляются налоги в части, подлежащей зачислению в фонды обязательного медицинского страхования, - для работающего населения.

Страхователями при добровольном медицинском страховании выступают отдельные граждане, обладающие гражданской дееспособностью, или (и) предприятия, представляющие интересы граждан.

Страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.

Задачи Федерального фонда

Основными задачами Федерального фонда являются:

) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

) аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Функции Федерального фонда

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:

) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;

) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на ОМС;

) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств бюджета Федерального фонда ОМС;

) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ ОМС;

) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС;

) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы ОМС;

) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;

) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы ОМС, и представляет соответствующие материалы в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

) организует в установленном порядке подготовку специалистов для системы ОМС;

) обеспечивает в установленном порядке организацию научно-исследовательских работ в области ОМС;

) участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве по вопросам ОМС;

) ежегодно представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете ФФОМС на очередной финансовый год и плановый период и о его исполнении за отчетный финансовый год;

Финансовые средства и имущество Федерального фонда

Формирование и исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

налоговые доходы:

единый социальный налог - по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Федеральный фонд ОМС;

доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

а) налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 %;

б) налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 %;

в) минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 %;

г) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 %;

д) единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 %;

неналоговые доходы:

недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

безвозмездные поступления:

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

прочие поступления.

Средства Федерального ФОМС используются на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, улучшение материально - технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Средства Федерального ФОМС используются в основном для выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию программ обязательного медицинского страхования.

Основная сумма расходов - это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС и финансирование целевых программ в рамках ОМС.

В соответствии с ФЗ № 243 от 29 декабря 2006 г. доходы бюджета Федерального фонда ОМС на 2007 год сформированы в размере 139643350,4 тыс. руб., что больше чем были сформированы в 2006 г. на 26262883,3 тыс. руб. или на 21,3%

В соответствии с ФЗ № 184 от 21 июля 2007 г. бюджет ФФОМС на период 2008-2010 сбалансирован по доходам и расходам, составляет:

На 2008 г - 123241204,4 тыс. руб.;

На 2009 г - 119987658,2 тыс. руб.;

На 2010 г - 104482669,0 тыс. руб.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что бюджет ФОМС на 2008 г и на плановый 2009 и 2010 гг. бездефицитен и сбалансирован по доходам и расходам.

В настоящее время договорами об ОМС охвачено около 90% жителей РФ. В системе ОМС работают 8092 лечебно-профилактических учреждения (ЛПУ), их них 5564 стационара, 1870 - амбулаторно-поликлинических учреждений и 658 ЛПУ, оказывающих стоматологическую помощь населению. В российской модели сочетаются бюджетное финансирование и ОМС, что позволяет ее охарактеризовать как бюджетно-страховую систему. Система ОМС как форма социальной защиты стала основным механизмом реформирования здравоохранения в стране.

Основным элементом реформирования системы финансирования здравоохранения в условиях ОМС стало введение оплаты за фактически оказанную медицинскую помощь, а также введение систем учета деятельности лечебных учреждений, оценки труда персонала по количеству и качеству труда.

Вместе с тем российская система ОМС далека от совершенства. Одна из острых проблем сегодня - это сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС. Сегодня тариф взноса не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%. Большая часть (60%) - это неработающее население (старики, дети, инвалиды, безработные), которые более всего нуждаются в медицинской помощи и за которых платит государство. Однако бюджетное финансирование здравоохранения постоянно сокращается. При таком сокращении, в первую очередь, страдают скорая и неотложная медицинская помощь, а также социально значимые виды медицинской помощи.

Сегодня в России возникает ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а нездоровых. Качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Цены на медицинские услуги ныне формируются по остаточному принципу и каждый раз подгоняются под имеющиеся финансовые возможности, т.е. не отражают реальных затрат медицинского учреждения. Объем затрат, исходя из которых несколько лет назад рассчитывались плановые объемы финансирования, изначально были значительно меньше средств, необходимых для повышения качества медицинских услуг, формирования нормальной заработной платы врачей.

Территориальные фонды обязательно медицинского страхования

В РФ, как уже ранее было отмечено, в рамках субъектов РФ органами законодательной и исполнительной власти создаются территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Финансовые средства территориальных фондов находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов и других фондов и изъятию не подлежат.

ТФОМС осуществляют следующие функции:

·        аккумулируют финансовые средства на обязательное медицинское страхование;

·        финансирует ОМС по дифференцированным душевым норматива;

·        выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на ОМС;

·        накапливает финансовые ресурсы для обеспечения устойчивой системы ОМС;

·        разрабатывает правила ОМС граждан на территории РФ;

·        согласовывает с органами исполнительной власти, медицинскими ассоциациями территориальную программу ОМС населения;

·        взаимодействует с ФФОМС и другими территориальными фондами.

В бюджет подлежат зачислению доходы: Налоговые, неналоговые, прочие поступления предусмотренные законодательством РФ.

Расходы идут на выполнение территориальных программ ОМС.

На оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным территориальным фондом;

На оплату лечения жителей других субъектов РФ;

На формирование нормированного страхового запаса территориального фонда;

Расходы на обучение специалистов системы ОМС, проведение семинаров.

В России намечено продолжать модернизацию системы здравоохранения. Целью модернизации является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Заключение


Основным выводом, на мой взгляд, следует считать то, что при всех недостатках, и недоработках, можно считать, что система социального страхования в России создана и работает.

Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) во внебюджетные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.

Каждый из фондов выполняет определенные функции, имеет свою структуру и как общие с другими фондами, так и специальные источники формирования, регламентированные законодательством РФ.

Похожие работы на - Государственные внебюджетные фонды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!