Анализ экономики и управления производством на ОАО 'Борхиммаш'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    47,72 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ экономики и управления производством на ОАО 'Борхиммаш'

Введение

Целями прохождения практики на Открытом Акционерном Обществе «Борисоглебский Ордена Трудового Красного знамени завод химического машиностроения» являются: ознакомление с деятельностью предприятия, анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.

В процессе практики следует выполнить следующие задачи:

·    Изучить вопросы экономики и управления производством в современных условиях, опыт адаптации предприятия к работе в рыночных условиях;

·    Получить знания и первичные навыки работы в качестве экономиста.

·        Ознакомление с деятельностью предприятия, анализ показателей ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.

В соответствие с поставленными целями во время прохождения практики были решены следующие задачи:

исследован организационный статус деятельности объекта практики;

изучены основные задачи и направления деятельности объекта практики;

сравнить аналитический баланс предприятия;

проанализированы показатели ликвидности и платежеспособности;

определен тип финансовой устойчивости предприятия;

проведена оценка вероятности банкротства предприятия;

сделать выводы и предложения по результатам проведенного анализа.

При подготовке отчета использовались нормативно-правовые акты, научно-учебные пособия, материалы бухгалтерской отчетности ОАО «Борхиммаш».

кадровый экономический бухгалтерский баланс

1. Анализ экономики и управления производством на ОАО «Борхиммаш»

.1 Общая характеристика предприятия

Основной отраслью деятельности компании является тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение. Руководитель компании - Какорин Александр Николаевич. Компания ОАО «Борхиммаш», находится по адресу 397140, Россия, Воронежская область, Борисоглебск, улица Проходная, 4-А.

Открытое акционерное общество «Борисоглебский Ордена Трудового Красного знамени завод химического машиностроения» осуществляет разработку и производство: кожухотрубчатых теплообменников (с плавающей головкой, с U-образными трубами, с неподвижными трубными решетками); аппаратов воздушного охлаждения (малопоточных, зигзагообразных, высоковязких, блочно-модульного типа).

В 2008 году завод ОАО «Борхиммаш» спроектировал аппарат воздушного охлаждения типа Айсберг. Конструкция данного типа АВО была разработана впервые и отличается от аналогичного оборудования применением металлоконструкций с оцинкованным покрытием и поставляется в полной заводской готовности. Предлагает взаимовыгодное сотрудничество в вопросах проектирования и поставок оборудования для нефтегазоперерабатывающей и химической промышленности.

ОАО "Борхиммаш" ведет постоянную работу по сбыту оборудования в страны дальнего и ближнего зарубежья. Общий объем экспорта пока составляет от 4 % до 7 %. Бюро внешнеэкономических связей от имени предприятия поддерживает партнерские отношения и заключает договоры через "Техпромэкспорт". Рынок сбыта продукции в страны ближнего и дальнего зарубежья постоянно расширяется.

Круг потребителей очень широк. Это предприятия металлургической, энергетической, химической, пищевой, нефтеперерабатывающей и других отраслей промышленности. Партнерские отношения строятся на долгосрочной основе и взаимном доверии. А помогает предприятию разумная политика в области маркетинга и качества продукции, долгосрочные взаимоотношения с заказчиками.

Чтобы обеспечить качество выпускаемой продукции при ее проектировании, разработке, производстве, контроле, испытаниях, проводится опережающая подготовка кадров. Цель системы непрерывного профессионального обучения персонала - постоянное приведение уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирование у них высокого профессионализма, обучение знаниям современных методов обеспечения качества продукции, владению необходимыми средствами, методиками, оборудованием и инструментом. Лучшие работники предприятия регулярно поощряются. Большое внимание уделяется привлечению на завод молодых кадров.

Основная цель создания торгового дома - расширение области маркетинговых исследований, освоение новых сегментов рынка оборудования, поставляемых материалов, создание максимальных удобств для заказчиков, системы комплексных услуг и т. д. Наличие своего торгового дома в Москве помогло приблизить маркетинговую политику к потребителю, дало возможность принимать более оперативные решения, расширить связи как с нашими заказчиками оборудования, так и поставщиками материалов. В последнее время торговый дом стал еще и своего рода управляющей компанией, поскольку все основные финансовые потоки идут через него. Введены новые схемы финансирования, инвестирования. Здесь рассматриваются все экономические аспекты деятельности предприятия.

Завод работает напрямую с поставщиками. Но есть дилеры, которые имеют определенные финансовые возможности, позволяющие получать либо товарные кредиты, либо брать продукцию с рассрочкой платежа. Для предприятия это очень важно. Ведь деятельность "Борхиммаша" зависит от многих факторов, например, от сезонных плановых остановок предприятий, с которыми работает. И от того, что бюджеты ряда компаний утверждаются только во втором, третьем кварталах года. Влияют на нашу деятельность и различные политические события, и изменение мировых цен на нефть, и другие факторы.

ОАО «Борхиммаш» очень активно работает с научно-исследовательскими институтами, такими, как ВНИИ "Нефтемаш", НИИ "Ленхиммаш" и др. Сотрудничает с проектными институтами, которые работают с нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой отраслями. Такая совместная работа науки и производства необходима. Предприятие старается работать не на сегодняшний день, а на перспективу.

.2 Характеристика организационной структуры управления предприятием.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.

Генеральному директору непосредственно подчиняются:

. Заместитель генерального директора по экономике и финансам, который организует работу по лучшему использованию резервов производства, снижению материальных, трудовых, денежных затрат на производство продукции, улучшению постановки экономической работы и т. д.

В непосредственном подчинении заместителя генерального директора по экономике и финансам находятся следующие службы предприятия: планово-экономический отдел (ПЭО); бухгалтерия.

. Исполнительный директор - главный инженер, который отвечает за постановку всей работы по производству выпускаемой продукции, разрабатывает и проводит техническую политику на предприятии, обеспечивает развитие НТП, внедрение новых, более прогрессивных видов оборудования и технических процессов и т.д

. Заместитель исполнительного директора по производству - начальник производства, руководящий производственным отделом, группой материально-технического обеспечения (ГМТО), которая занимается своевременным обеспечением производства автомобильным и другими видами транспорта, необходимыми для обеспечения перевозок.

. Заместитель генерального директора по маркетингу, которому подчиняются служба маркетинга и отдел продаж.

. Начальник службы безопасности, которому подчиняются охрана, отдел кадров и канцелярия.

. Заместитель генерального директора по персоналу заведует отделом кадров и отделом организации и оплаты труда. Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе.

Производственная и экономическая деятельность предприятия определяет суть процесса функционирования каждого производственного подразделения. Результатом этого процесса является выпуск каждым из них продукции по заключенным договорам, реализация ее другим заказчикам и вовлечение полученных финансовых средств в новый процесс.

.3 Анализ кадрового состава предприятия.

В настоящее время на заводе работает 1200 чел. В структуре завода имеются службы: отдел маркетинга, коммерческие службы: ОМТС, ОВК, отдел сбыта; финансовые службы и т.д.; службы: главного инженера: конструкторский отдел - 30чел., технологический - 30 чел., инструментальный отдел, ремонтно-механический цех, инструментальный цех и другие подразделения.

Отделы завода и основные цеха возглавляют в основном руководители с высшим техническим образованием.

Главное назначение кадровой службы состоит в том, чтобы не только руководствоваться в осуществлении кадровой политики интересами предприятия, но и действовать с учетом трудового законодательства, реализации социальных программ, принятых как на федеральном, так и на территориальном уровне.

Функции, структура и задачи кадровой службы тесно связаны с характером развития экономики, пониманием руководством предприятия роли персонала в выполнении целей и задач, стоящих перед производством.

Перечень работ, связанных с обеспечением эффективного управления персоналом, имеет относительно стандартный вид для всех предприятий. Это значит, что их реализация является необходимым и достаточным условием реализации задач и функций управления. Рассмотрим структуру кадровой службы.


Сектор найма рабочей силы: планирование, набор, интервьюирование, тестирование, анализ внешнего рынка рабочей силы.

Центр подготовки и перспективного развития персонала: программы обучения и организации непрерывного образования, система профессионально-квалификационного продвижения.

Сектор стимулирования и оплаты труда: анализ и оценка работы, разработка тарифных отношений, тарифных сеток, анализ и увязка со всеми направлениями работы с кадрами, надзор за социальными компенсациями.

Сектор изучения и анализа кадров: изучение и анализ качества трудовой жизни, морально-психологического климата, внутрифирменных коммуникаций.

Сектор трудовых отношений: разработка и текущий контроль за выполнением положений коллективного договора.

Сектор охраны труда: мед. программы, курсы по охране труда, расследование несчастных случае, улучшений условий труда, спорт. работа.

Главный потенциал предприятия заключен в кадрах. Без нужных квалифицированных работников ни одна организация не может достичь целей и выжить в конкурентной борьбе. Профессионально-квалификационный уровень работников предприятия достаточно высокий, позволяющий решать поставленные задачи.

1.4 Анализ деятельности экономических служб предприятия

Экономические службы предприятия представлены финансовым отделом, планово- экономическим отделом, а также централизованной бухгалтерией.

Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением и подчиняться заместителю директора по экономике и финансам.

К задачам финансового отдела относятся:

·    Организация финансовой деятельности предприятия, направленной на обеспечение финансовыми ресурсами текущих затрат (приобретение канцтоваров, аренда, зарплата и т.д.) и инвестиций;

·        Контроль за эффективным расходованием финансовых ресурсов, целевым использованием собственных и заемных средств;

·        Содействие наиболее эффективному использованию оборотных фондов, инвестиций, товарно-материальных ценностей;

·        Осуществление мер по ускорению оборачиваемости оборотных средств, доведение размеров собственных оборотных средств до обоснованных нормативов;

·        Своевременное выполнение обязательств перед бюджетом, банками, другими субъектами хозяйствования, работниками общества, другими физическими лицами;

·        Эффективное размещение временно свободных денежных средств;

·        Оценка финансового состояния предприятия.

Финансист отслеживает все денежные поступления по предприятию за реализованные канцтовары и бумагу по группам (папки, ручки, карандаши, ластики и т.д.), тщательно изучает расходы, оценивает их целесообразность, на основе заявок на финансирование составляет План финансирования на определенный период, а также на основании Плана поступлений денежных средств составляет Бюджет движения денежных средств.

При решении возложенных задач и функций финансовый отдел взаимодействует:

со всеми структурными подразделениями предприятия;

с подразделениями отдела планирования и экономического анализа;

с экономическим отделом;

с внешними организациями.

Планово-экономический отдел также является самостоятельным структурным подразделением и подчиняться заместителю директора по экономике и финансам.

К основным задачам отдела относятся:

·  Осуществление экономического планирования на предприятии, направленного на организацию рациональной торговой деятельности, выявление и использование резервов с целью достижения наибольшей экономической эффективности, постоянное совершенствование экономической работы.

·        Формирование ценовой политики, проведение анализа и разработка предложений по цене на торгуемые канцтовары и бумагу.

·        Осуществление анализа торгово-финансовой деятельности.

·        Осуществление контроля исполнения приказов директора по вопросам планирования и соблюдения дисциплины ценообразования.

·        Осуществление подготовки и предоставление статистической отчетности.

Централизованная бухгалтерия также относится к экономическим службам предприятия и возглавляется главным бухгалтером.

К основным задачам бухгалтерии относятся:

·  Организация рационального бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

·        Формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, полученных доходах и понесенных расходах;

·        Обеспечение внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении имущества и обязательств;

·        Организация действенного контроля за использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов и выявление резервов их рационального использования;

·        Совершенствование методов и приемов бухгалтерского учета

.5 Анализ службы маркетинга

Деятельность службы маркетинга осуществляется по трем направлениям: перспективное планирование, управление и организация процесса продаж, аналитика.

Перспективному планированию развития предприятия способствуют:

·    Анализ тенденции рынка и возможностей расширения сферы влияния на отраслевом рынке путем повышения производственного потенциала предприятия, в том числе за счет освоения новых видов продукции;

·        Поиск потенциальных клиентов путем анализа новых и перспективных направлений развития нефтегазовой и других отраслей;

·        Разработка эффективных путей увеличения рынка за счет расширения дилерской сети;

·        Прогнозирование повышения спроса на продукцию ОАО «Борхиммаш» в связи с открытием новых нефтегазовых месторождений и прокладкой нефтегазотрубопроводов;

·        Изучение возможностей предприятия в импортозамещения.

Управление и организация процесса продаж - это непосредственное ведение продаж и работа по сохранению и расширению клиентской базы; это ведение коммерческих переговоров, заключение договоров с заказчиками; это планирование рекламной и выставочной деятельности предприятия.

Аналитическая работа преследует цели своевременной коррекции текущей деятельности предприятия, обеспечение заводских служб и руководства объективной информацией о сегодняшнем состоянии рынка и положении на нем ОАО «Борхиммаш»:

·  Мониторинг отечественного и зарубежного рынка сбыта и анализа положения на нем производимой предприятием продукции;

·        Разработка текущих, краткосрочных и долгосрочных прогнозов развития рынка и его емкости на основании изучения сегодняшних потребностей заказчиков в продукции, производимой предприятием;

·        Участие в разработке планов реализации продукции и экспортной политики на различных сегментах целевого рынка;

·        Текущий анализ информации по новым разработкам и внедрению в отраслях оборудования ведущих производителей, включая зарубежных.

.6 Информационные системы управления

Центр информационных технологий - подразделение, отвечающее за организацию движения информационных потоков на предприятии и работоспособность электронно-вычислительной техники, функционирование коммуникационного оборудования и локальных вычислительных сетей.

Одно из важнейших подразделений центра - бюро развития и сопровождения информационных технологий. Специалисты бюро занимаются разработкой и сопровождением программного обеспечения, позволяющего организовать оперативный контроль исполнения различных бизнес-процессов предприятия. Так, силами бюро в настоящее время разрабатывается программа , которая позволит получить полную информацию о ходе исполнения всех заказов в режиме on-line в любой момент времени.

На предприятии организована достаточно мощная компьютерная поддержка, все рабочие места специалистов полностью автоматизированы. Автоматизация основных административных отделов предприятия предусматривает возможность компьютерного набора текстов внутренней и внешней документации, подготовка и создание чертежей продукции, ведение бухгалтерской отчетности, кадровой политики. На предприятии организована локальная сеть. Все группы пользователей сети имеют выход в Интернет и свой почтовый ящик: Email.

2. Анализ динамики состава и структуры имущества и источников финансовых ресурсов организации

.1 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Таблица 1 -Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение


2009

2010

Абсолютное, тыс. р.

К изменению баланса, %

1

2

3

4

5

Актив

1.Внеоборотные активы

Нематериальные активы

164

134

-30

-18,29

Основные средства

91 519

88 688

-2831

-3,09

Незавершенное строительство

4 918

28 132

23214

472,02

Долгосрочные финансовые вложения

324

304

-20

-6,17

Отложенные налоговые активы

2 363

9 829

7466

315,95

Итого по разделу 1

99 288

127 087

27799

28

2.Оборотные активы

Запасы

122 439

626 303

503 864

411,52

В том числе сырье, материалы

62 055

128 641

66586

107,30

затраты в незавершенном производств

25183

179 322

154139

612,08

готовая продукция

30918

316 379

285461

923,28

расходы будущих периодов

4283

1 961

-2322

-54,21

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1 504

2 049

545

36,24

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

217106

390 660

173554

79,94

В том числе покупатели и заказчики

187925

278 645

90720

48,27

Денежные средства

1 677

15 669

13992

834,35

Итого по разделу 2

342726

1 034 681

691955

201,9

Баланс

442014

1 161 768

719754

100

Пассив

3.Капитал и резервы

Уставный капитал

102

102

0

0

Добавочный капитал

58 588

58 588

0

0

Резервный капитал

5

5

0

0

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

5

5

0

0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

62 704

67 172

4 468

7,13

Итого по разделу 3

121 399

125 867

4 468

3,68

4 Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

-

16 567

16 567

-

Отложенные налоговые обязательства

4 800

13 591

8 791

183,15

Итого по разделу 4

4 800

30 158

25358

528,29

5 Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

49 681

76 418

26 737

53,82

Кредиторская задолженность

266 120

929 317

663197

249,21

перед поставщиками и подрядчиками

200 702

105 910

-94792

-47,23

перед персоналом

6 768

9 084

2316

34,22

перед государственными внебюджетными фондами

5 671

3 573

-2098

-37

по налогам и сборам

20 181

24 260

4079

20,21

Прочие кредиторы

32 799

786 490

753691

2297,90

Доходы будущих периодов

13

8

-5

-38,46

Итого по разделу 5

315 815

1 005 743

689928

218,46

Баланс

442 014

1 161 768

719754

100


Из таблицы 1 видно, что общая стоимость имущества организации увеличилась за отчетный год на 691955тыс. руб. Оборотные активы увеличились за период больше, чем внеоборотные.

Наблюдается довольно значительный рост дебиторской задолженности на 173554 тыс. руб., или 79,94%. Это означает отвлечение части текущих активов на кредитование потребителей готовой продукции, товаров, работ и услуг организации, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что свидетельствует о фактической иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса.

Увеличение стоимости пассивов за отчетный период на 689928тыс. руб., или 218,46%, обусловлено, главным образом, возрастанием собственных средств. Рост собственных средств произошел за счет роста нераспределенной прибыли в сумме 4468тыс. руб. Уставный, добавочный и резервный капитал не изменились.

Таблица 2 - Вертикальный анализ бухгалтерского баланса

Наименование показателя

Абсолютное тыс. р.

Относительное %

Изменение по структуре


2009

2010

2009

2010

2010/09

Актив

1.Внеоборотные активы

Нематериальные активы

164

134

0,04

0,01

-0,03

Основные средства

91 519

88 688

20,71

7,63

-13,08

Незавершенное строительство

4 918

28 132

1,11

2,42

1,31

Долгосрочные финансовые вложения

324

304

0,07

0,03

-0,04

Отложенные налоговые активы

2 363

9 829

0,53

0,85

0,32

Итого по разделу 1

127 087

22,46

10,94

-11,52

2.Оборотные активы

Запасы

122 439

626 303

27,70

53,91

26,21

В том числе сырье, материалы

62 055

128 641

14,04

11,07

-2,97

затраты в незавершенном производстве

25183

179 322

5,70

15,44

9,74

готовая продукция

30918

316 379

6,99

27,23

20,24

расходы будущих периодов

4283

1 961

0,97

0,17

-0,8

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

1 504

2 049

0,34

0,18

-0,16

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

217106

390 660

49,12

33,63

-15,49

В том числе покупатели и заказчики

187925

278 645

42,52

23,98

-18,54

Денежные средства

1 677

15 669

0,38

1,35

0,97

Итого по разделу 2

342726

1 034 681

77,54

89,06

11,52

Баланс

442014

1 161 768

100

100

0

Пассив

3.Капитал и резервы

Уставный капитал

102

102

0,02

0,02

0

Добавочный капитал

58 588

58 588

11,37

13,25

1,88

Резервный капитал

5

5

0,00

0,00

0

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

5

5

0,00

0,00

0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

62 704

67 172

12,25

14,19

1,94

Итого по разделу 3

121 399

125 867

23,64

27,46

3,82

4 Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

-

16 567


1,43

1,43

Отложенные налоговые обязательства

4 800

13 591

1,085938

1,17

0,084062

Итого по разделу 4

4 800

30 158

1,085938

2,60

1,514062

5 Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

49 681

76 418

11,24

6,58

-4,66

Кредиторская задолженность

266 120

929 317

60,21

79,99

19,78

перед поставщиками и подрядчиками

200 702

105 910

45,41

9,12

-36,29

перед персоналом

6 768

9 084

1,53

0,78

-0,75

перед государственными внебюджетными фондами

5 671

3 573

1,28

0,31

-0,97

по налогам и сборам

20 181

24 260

4,57

2,09

-2,48

Прочие кредиторы

32 799

786 490

7,42

67,70

60,28

Доходы будущих периодов

13

8

0,00

0,00

0

Итого по разделу 5

315 815

1 005 743

71,45

86,57

15,12

Баланс

442 014

1 161 768

100

100

0


Оборотные активы занимают в имуществе больший удельный вес, чем внеоборотные. За отчетный год их удельный вес увеличился на 11,52пункта, что свидетельствует о формировании более мобильной структуры активов.

2.2.2  Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия

Под ликвидностью организации понимается ее способность покрывать свои обязательства активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность означает безусловную платежеспособность организации и предполагает постоянное равенство между ее активами.

Платежеспособность организации является внешним признаком ее финансовой устойчивости и обусловлена степенью обеспеченности оборотных активов долгосрочными источниками. Она определяется возможностью организации своевременно погасить свои платежные обязательства наличными денежными ресурсами. Анализ платежеспособности необходим не только самой организации с целью оценки и прогнозирования ее дальнейшей финансовой деятельности, но и ее внешним партнерам и потенциальным инвесторам.

Таблица 3- Расчет излишка и дефицита ликвидных активов, обязательств ОАО «Борхиммаш»

Наименование показателя

Способ расчета

Обозначение

Годы




2009

2010

1. Наиболее ликвидные активы

с. 250 + с. 260

А1

1677

15669

2. Быстро реализуемые активы

с. 240 + с. 270

А2

217106

390660

3. Медленно реализуемые активы

с. 210 + с. 220 + с. 230 - с. 216

А3

118156

626391

4. Труднореализуемые активы

с. 190

А4

99288

127087

5. Наиболее срочные пассивы

с. 620 + с. 630 + с. 660

П1

266121

929317

6. Краткосрочные пассивы

с. 610

П2

49681

76418

7. Долгосрочные пассивы

с. 590

П3

4800

30158

8. Постоянные пассивы

с. 490 + с. 640 + с. 650 - с. 216

П4

117116

123914

9. Соотношение (А1 - П1)



-264444

-913648

10. Соотношение (А2 - П2)



167425

314242

11. Соотношение (А3 - П3)



113356

596233

12. Соотношение (П4 - А4)



17828

-3173


Исходя из данной таблицы, имеем случай, когда неравенство системы имеет противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса не является абсолютной. Это соотношение можно увидеть в таблице 4.

Таблица 4- Соотношение активов и пассивов баланса

Реальные значения

Соотношение активов и пассивов баланса


2009

2010

1

2

3

А1 > П1 А2 > П2 А3 > П3 А4 < П4

1677 < 266120; 217106 >49681; 119660 >4800 ; 99288 < 117129

15669 < 929317 ; 390 660 > 76418 ; 626391 > 30158 ; 127087 > 123914


Таблица 5 - Анализ показателей ликвидности

Статьи баланса и коэффициенты ликвидности

Нормальные ограничения

Года



2009

2010

1

2

3

4

1. Денежные средства


1677

15669

2. Краткосрочные финансовые вложения


-

-

3. Итого денежных средств и ценных бумаг


1677

15669

4. Краткосрочная дебиторская задолженность


217106

390660

5. Итого: денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженности(с. 3 + с. 4)


218783

406329

6.Запасы (за минусом расходов будущих периодов)


118156

626391

7. Итого: ликвидных средств(с. 5 + с. 6)


336939

1032720

8. Краткосрочные кредиты и займы


49681

76418

9. Кредиторская задолженность


266121

929317

10.  Итого: краткосрочных обязательств


315815

1005735

11. Коэффициент абсолютной ликвидности(с. 3 / с. 10)

0,2-0,25

0,005

0,016

12. Коэффициент критической ликвидности(с. 5 / с. 10)

0,7-0,8

0,7

0,4

13. Коэффициент текущей ликвидности (с. 7 / с. 10)

1-2

1,07

1,03

14. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств(с. 6 / с. 10)

0,5-0,7

0,4

0,6


Коэффициент абсолютной ликвидности не соответствует требуемому значению, это говорит о том, что в ближайшее время предприятие не может погасить текущую краткосрочную задолженность за счет имеющихся у него денежных средств.

Коэффициент критической ликвидности в 2010г. равен оптимальному значению и говорит о том, что предприятие может погасить свои краткосрочные обязательства.

Коэффициент текущей ликвидности соответствует нормальному ограничению и показывает, что доля текущих долговых обязательств может быть немедленно погашена за счет денежных средств и их эквивалентов.

.2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Финансовая устойчивость - это определенное состояние счетов предприятия, гарантирующее его постоянную платежеспособность. Действительно, в результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние может оставаться неизменным либо улучшиться или ухудшиться. Поток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, является как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Знание предельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды или производственные затраты позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия и повышению его устойчивости.

Выделяются четыре основных типа финансовой устойчивости:

Таблица 6- Типы финансовой устойчивости

Тип финан­совой устойчивости

Трехмерный показатель

Используемые источники покрытия затрат

Абсолютная финансовая устойчивость

S = (1,1,1)

Собственные оборотные сред­ства

Нормальная финансовая устойчивость

S = (0,1,1)

Собственные оборотные средства плюс долгосрочные кредиты

Неустойчи­вое финансовое состояние

S = (0,0,1)

Собственные оборотные сред­ства плюс долго­срочные и крат­косроч­ные кре­диты и займы

Кризисное финансовое состояние

S = (0,0,0)

-


Абсолютные показатели финансовой устойчивости показаны в таблице 7.

Таблица 7 - Абсолютные показатели финансовой устойчивости предприятия

Наименование показателя

Обозначение

2009

2010

1

2

3

1.Источники формирования собственных средств (капитал и резервы)

ИСС

121399

125867

2.Внеоборотные активы

ВОА

99288

127087

3.Наличие собственных оборотных средств (с. 1- с. 2)

СОС

22111

-1220

4.Долгосрочные обязательства

ДКЗ

4800

30158

5.Наличие собственных и долгосрочных источников формирование оборотных средств - чистый оборотный капитал (с. 3 + с. 4)

СДИ

26911

28938

6.Краткосрочные кредиты и займы

ККЗ

315815

1005743

7.Общая величина основных источников средств (с. 5 - с. 6)

ОИ

-288904

-976805

8.Общая сумма запасов

З

122439

626303

9. Излишек (+) недостаток (-) собственных оборотных средств (с. 3 - с. 8)

СОС

-100328

62583

10. Излишек (+) недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников покрытия запасов (с. 5 - с. 8)

СДИ

-95528

-597365

11.Излишек (+) недостаток (-) общей величины основных источников финансирования запасов (с. 7 - с. 8)

ОИЗ

-411343

-1603108

12.Трехфакторная модель типа финансовой устойчивости

СОС; СДИ; ОИЗ

(0,0,0)

(1,0,0)


Трехфакторная модель типов финансовой устойчивости показала, что предприятия ОАО «Борхиммаш» имеет кризисное финансовое состояние при котором предприятие зависит от заемных источников финансирования собственного капитала.

Таблица 8 - Относительные показатели финансовой устойчивости

Наименование коэффициента

Способ расчета

2009

2010

Коэффициент финансовой независимости (КФН)

КФН = СК / ВБ,

0,27

0,12

Коэффициент задолженности (КЗ)

Кз = ЗК / СК, где ЗК - заемный капитал

2,64

8,23

Коэффициент финансирования (Кфин.)

Кфин. = СК / ЗК

0,38

0,12

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Кобесп.)

Кобесп. = СОС/ОА, где СОС - собственные оборотные средства; ОА - оборотные активы

0,06

-0,001

Коэффициент маневренности (Км)

Км = СОС/СК,

0,18

-0,01

Коэффициент финансовой напряженности (Кф.напр.)

Кф.напр. = ЗК/ВБ

0,73

0,89

Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных активов (Кс)

Кс = ОА/ВОА, где ОА - оборотные активы; ВОА - внеоборотные активы

3,45

8,14

Коэффициент имущества производственного назначения (Кипн)

Кинп = (ВОА + З) / А, З - запасы; А - общий объем активов

0,50

0,65


Коэффициент финансовой независимости указал на финансовую зависимость от внешних источников (коэффициент при рекомендуемом 0,5) в 2009 году фактически составил 0,27 , в 2010 г. - 0,12, однако наметилась тенденция уменьшения данного коэффициента.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами снизился по сравнению с 2009 и составляет на -0,001.

Доля собственных средств в составе собственного капитала снизилась по сравнению с 2009г. и составляет -0,01

Коэффициент финансовой напряженности показывает зависимость предприятия от внешних источников и этот показатель увеличился в 2010 г. и составляет 0,89

.2.4 Анализ деловой активности предприятии

Деловая активность предприятий является одним из центральных факторов эффективности рыночной экономики. Критерии ее оценки нередко сводятся в литературе к характеристике финансового состояния предприятий.

Деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижении ею поставленных целей, что отражают натуральные и стоимостные показатели, в эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Для анализа деловой активности рассчитаем финансовые коэффициенты, которые отразим в таблице 9.

Условные обозначения:- стоимость внеоборотных активов;

В - итог баланса;- величина оборотных активов;- величина запасов и затрат;- дебиторская задолженность;- кредиторская задолженность;

ИС - величина собственного капитала резервов.

Приведенные в таблице 9 финансовые коэффициенты деловой активности дали возможность оценить деловую активность предприятия.

Таблица 9 - Система показателей деловой активности предприятия

Показатель

Способ расчета

2009

2010

Комментарий

Выручка от реализации (V)

с.010(ф2)

964 858

907 794

-

Фондоотдача производственных фондов (Ф)

V : F

9,72

7,14

Показывает, сколько на 1 руб. стоимости необоротных активов реализо­вано продукции

Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ОК)

V : В

2,18

0,78

Показывает скорость оборота всех средств предприятия

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (ООБ)

V : R

2,82

0,88

Отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия

Срок оборота дебиторской задолженности (СД/З)

365 : ОД/З

82,21

157,33

Продолжительность одного оборота. Снижение - благоприятная тенденция

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (ОД/З)

V : ra

4,44

2,32

При ускорении оборачи­ваемости происходит улуч­шение расчетов с дебиторами

Срок оборота материальных средств (СМ.СР)

365 : ОМ.СР

46,32

251,82

Продолжительность оборота материальных средств за отчетный период

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (ОК/З)

V : rp

3,63

0,98

Показывает скорость оборота задолженно­сти предприятия

Продолжительность оборота креди­торской задол­женности (СК/З)

365 : ОК/З

100,55

372,45

Показывает период, за который предпри­ятие покрывает срочную задолженность

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (ОСК)

V : ИС

7,95

7,21

Отражает активность собственных средств

Продолжительность операционного цикла (ЦО)

СД/З+ СМ.СР

128,53

409,15

Время нахождения ресурсов в материальных средствах и дебиторской задолженности

Продолжительность финансового цикла (ЦФ)

ЦО - СК/З

27,98

36,7

Время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота


Банкротство является результатом кризисного развития предприятия, когда оно проходит путь от эпизодической до хронической неплатежеспособности перед кредиторами. Предпосылки банкротства возникают внутри предприятия, в том числе в структуре его капитала, доля заемных средств превышает 50 % от общего объема.

Существует много методов определения вероятности банкротства. Одним из них является модель Альтмана. Исходя из этой модели, проведем оценку банкротства на ОАО «Борхиммаш»

Оценка вероятности банкротства по пятифакторной модели Альтмана, определяется по формуле:

= 1,2К1 + 1,4К2 + 3,3К3 + 0,6К4 + 1,0К5                             (1)

Произведем расчет вероятности банкротства за период с 2009-2010 гг. Расчеты показателей оценки вероятности банкротства показаны в таблице 10.

Таблица 10 - Оценка вероятности банкротства

Наименование показателя

Годы


2009

2010

1. Текущие активы (оборотные активы)

342726

1034681

2. Величина суммы активов

442014

1161768

3. Величина заемного капитала (сумма долгосрочных и краткосрочных обязательств)

320615

1035901

4. Нераспределенная (реинвестированная) прибыль

62704

67172

5. Прибыль до налогообложения

5283

5805

6. Величина рыночной стоимости собственного капитала (чистые активы)

62704

67172

7. Объем продаж (выручка)

964858

907794

8. К1 (п.1 / п2)

0,78

0,89

9. К2 (п.4 / п.2)

0,14

0,06

10. К3 (п.5 / п.2)

0,02

0,004

11. К4 (п.6 / п.3)

0,20

0,06

12. К5 (п.7 / п.2)

2,18

0,78

13. Значение

3,498

2,305

14. Оценка значений: < 1,81, очень высокая вероятность банкротства > 2,7, вероятность банкротства невелика

Z =

Z =


Z = (1,2*0,81)+ (1,4*0,12) +( 3,3*0,02) +( 0,6*0,16) + (1,0*1,50) =2,802= (1,2*0,89)+ (1,4*0,06) +( 3,3*0,004) +( 0,6*0,06) + (1,0*0,78) =2,305

Как показывают данные таблицы 10 за период с 2009-2010 гг., вероятность банкротства невелика.

.2.5 Анализ рентабельности предприятия

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.

Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия <http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/predpriyatie.html> в данном периоде.

Таблица 11 - Расчет показателей рентабельности

Коэффициент

Способ расчета

2009

2010

Отклонение





2010/09

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения

с.140(ф2):с.300

1,20

1,06

-0,14

Рентабельность активов по чистой прибыли

с.190(ф2):с.300

0,81

0,38

-0,43

Рентабельность продаж

с.050 (ф2):с.010 (ф2)

3,00

4,63

1,63

Рентабельность собственного капитала

с.140(ф2):с.490

4,35

9,75

5,4


Рентабельность собственного капитала показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рентабельность продаж показывает долю прибыли предприятия в каждом заработанном рубле.

Рентабельность активов показывает, сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации, т. е. способность активов компании порождать прибыль.

Заключение

В ходе прохождения практики для реализации поставленных задач была изучена история ОАО «Борхиммаш», цели, задачи, характеристика предприятия.

Была собрана общая информация о производственном процессе на предприятии, внедрении нового оборудования, численность и квалификация рабочих и служащих, показатели производства, ассортимент продукции, организация производственно-сбытовой деятельности, инфраструктура.

Были рассчитаны основные показатели анализа для выявления текущего состояния предприятия.

В целях повышения имиджа ОАО «Борхиммаш» рекомендую интенсивней заняться рекламой: на сайтах, частая реклама по телевизионным каналам, на листовках…

В качестве мер улучшения финансового и экономического состояния предприятия предлагаю антикризисную стратегию деятельности предприятия и ее обоснования, которое предполагает выявление критического объема производства, выручки от реализации, постоянных затрат, цены реализации, то есть анализ безубыточности производства, а также оптимизацию прибыли, издержек и объема производства. На основе выбранной стратегии строился план маркетинговых мероприятий и реструктуризация производства с расчетом их результативности.

План маркетинга включает следующие разделы:

. Свод контрольных показателей (были выбраны на уровне оптимальных);

. Изложение текущей маркетинговой ситуации;

. Перечень опасностей и возможностей;

. Перечень задач и проблем;

. Стратегии маркетинга;

. Программу действий; бюджет маркетинга;

. Контроль за исполнением намеченного.

Основная цель выработки плана маркетинга - это увеличение объема сбытовой деятельности, которая бы увеличила объем собственных оборотных средств и, как следствие, ликвидность и платежеспособность предприятия.

В скором будущем грозит вторая волна кризиса. В качестве защитных мер в антикризисной стратегии предприятия рекомендую выбрать реструктуризацию производства, а именно: сокращение нерентабельных цехов и участков вспомогательного хозяйства, что приведет к снижению издержек на внутреннюю продукцию и позволит увеличить объем производства, при этом рентабельность основной деятельности должно возрасти.

Источник использованной литературы

1. Баканов М.И. Теория экономического анализа. Учебник для вузов. / М. И. Баканов, М. В. Мельник, А. Д. Шеремет Под ред. М. И. Баканова/ - М.: Финансы и статистика. 2006. - 535 с.

2.     Баринов, В. А. Бизнес-планирование [Текст]: Учебное пособие для студ. вузов (гриф МО). - М.: Форум; ИНФРА - М, 2003. - 272 с.

3. Бернстайн Л.А., Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация: Пер. с англ./Научн. ред. перевода чл.-корр. РАН И.И.Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов - М.: Финансы и Статистика, 2002. - 259 с.

4.       Большаков С.В. Финансы предприятия: теория и практика. Учебник. - М.: Книжный мир, 2005. - 18с.

.        Бочаров В.В. Финансовый анализ. - С.-Пб.: Питер, 2008. - 117с.

.        Гиляровская Л. Т., Лысенко Д. В., Ендовицкий Д. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: "Проспект", 2007. - 360 с.

.        Гиляровская Л.Т., Ендовицкая А.В. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций. - М.: "ЮНИТИ", 2007. - 159 с.

8.     Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: учебник / Л. В. Донцова.- 6-е издание, перераб., и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 368

9.       Дыбаль С.В. Финансовый анализ: теория и практика. - М.: "Бизнес-Пресса", 2006. - 301 с.

.        Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005 г. - 361с.

.        Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: "Финансы и статистика", 2006. - 559 с.

12.   Максютов, А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет [Текст]: учебно-практическое пособие. - М.: Приор-издат, 2003.- 96 с. - Библиогр.: с.96.

13.     Пелих, А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес [Текст]: учебно-практическое пособие. - М.: Ось -89, 2002. - 96 с. - Библиогр.: с. 92.

.        Сборник бизнес-планов с рекомендациями и комментариями [Текст]: Учебно-методическое пособие для студ. вузов (гриф УМО) / Попов В. М, Ляпунов С. И., Зверев Л. А., Молодик С. Г..; под ред. В. М. Попова; С. И. Ляпунова, -5-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2004. - 336 с.

15.   Старобинский Э. Е. Как управлять персоналом. - М. Интел-Синтез, 2005. - 218с

.       Ховард К., Коротков Э. Принципы менеджмента: Управление в системе цивилизованного предпринимательства. - М.: ИНФРА - М., 2006. - 390с.

Похожие работы на - Анализ экономики и управления производством на ОАО 'Борхиммаш'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!