принцип «затраты-выпуск», используемый для расчета вновь созданной стоимости и учета прибылей и убытков, и др.
Полностью посвящены управленческому учету пять глав третьего титула, в которых осуществлена подробная методическая проработка проблем организации управленческого учета.
Так, глава А определяет понятия управленческого учета, цены, продукции, затрат и расходов, а также цели управленческого учета. В ней рассмотрено, каким образом происходит отбор затрат для анализа в зависимости от видов деятельности организации, показана связь между управленческим и финансовым учетом.
В главе В изложены концептуальные основы и сфера применения экономического анализа, а также функциональная классификация центров затрат.
Глава С разъясняет использование девятого класса счетов, который зарезервирован для управленческого учета, применительно к потребностям организации.
Предметом рассмотрения главы D стали подходы к выделению видов деятельности, определению себестоимости и центров прибыли, учету запасов. Показаны различия в учете затрат для целей финансового и управленческого учета. Рассмотрен порядок корректировки затрат в связи с отклонением фактических показателей от нормативных.
В главе Е продемонстрирована взаимосвязь между данными управленческого учета и подходами к контролю, а также пути использования учетной информации в процессе принятия решений. Изложены концептуальные подходы к выделению различных типов расходов, учету на основе стандартных затрат, составлению бюджета.
. Обзор Положения Института управленческого учета США (SMA)
В мировой практике долгое время управленческий учет развивался как отрасль практической деятельности и не имел системы структурированных концепций и положений. Значительный вклад в дело систематизации терминов, концепций и методов управленческого учета сделала Национальная ассоциация бухгалтеров США, которая в начале 80-х годов начала разработку Положений управленческого учета (Statement on Management Accounting -SMA). Сегодня этой проблемой занимается Институт управленческих бухгалтеров США, [5, с. 12]
Американский Институт управленческих бухгалтеров (Institute of Management Accountants - IMA) был создан в 1919 году. Сегодня он объединяет более 90 000 членов из США и других стран мира. Главная цель деятельности института - подготовка высококвалифицированных специалистов в области управленческого учета и финансового менеджмента. IMA определяет минимальный объем знаний, который необходим для эффективного выполнения функции управленческого учета.проводит исследовательскую деятельность, в которой пересматривает и разрабатывает новые положения управленческого учета, результаты освещаются в соответствующих Положениях по управленческому учету. Эти положения обобщают лучшую практику и методы управленческого учета и, по сути, служат методическими рекомендациями для предприятий. [6.]
Современная зарубежная практика управления затратами во многом опирается на положения Института управленческого учета США. К настоящему времени разработано более 60 SMA. Среди положений, предусматривающих технологии учета, контроля и регулирования, принципиально важны следующие:
⎯ Распределение сервисных и административных затрат (Allocation of service and Administrative Cost - SMA4B);
⎯ Определение и измерение прямых трудовых затрат (Definition and Measurement of Direct Labor Cost - SMA4C);
⎯ Определение и измерение прямых затрат материалов (Definition and Measurement of Direct Material Cost - SMA4E);
⎯ Распределение затрат на информационные системы (Allocation of Information System Cost - SMA4F);
⎯ Учет и распределение косвенных и производственных затрат (Allocation of Indirect Production Cost - SMA4G);
⎯ Управление стоимостью грузоперевозок (Cost Management for Freight Transporation - SMA4I);
⎯ Применение попроцессно-ориентированного управлениия затратами (Implementing Activity-Based Costing - SMA4T); [7.]
Согласно SMA под управленческим бухгалтером (management account) следует понимать лицо, которое привлечено к выполнению функций контроля, финансового анализа, управления финансами, планирования, разработки бюджета, внутреннего аудита, общего бухгалтерского учета, для эффективной реализации этих функций в положениях содержатся нормы профессионального поведения специалистов по управленческому учету и финансовому менеджменту, включающие такие важные аспекты, как компетентность, конфиденциальность, честность и объективность. [8]
Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту несут ответственность перед обществом, своей профессией, организацией, на которую они работают, и перед самими собой за соблюдение высоких норм этического поведения.
Осознавая такую ответственность, Институт управленческих бухгалтеров провозглашает нормы этического поведения специалистов-практиков по управленческому учету и финансовому менеджменту.
Соблюдение этих норм как в пределах страны, так и на международном уровне является одним из условий достижения целей управленческого учета. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту не должны совершать действий, противоречащих этим нормам, и поощрять совершение таких действий другими лицами внутри организации.[6.]
4.Организационно-методические аспекты управленческого учета в Украине
Реформирование системы бухгалтерского учета в Украине началось с 1998г. Главная задача трансформации национальной системы бухгалтерского учета состояла в ускорении процесса ее приведения в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов бухгалтерского учета, предоставление субъектам хозяйствования возможности определять границы и формы управленческого учета.
Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV определил бухгалтерский учет как процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений. Именно с принятием этого Закона состоялось размежевание финансового и управленческого учета в Украине. [9.]
Управленческий учет - это инструмент оперативного управления предприятием, функцией которого является калькуляция затрат на производство и себестоимость любого изделия, любого подраздела и предприятия в целом на разных стадиях производства и сбыта, и выведение итогов результатов и прибыли по изделиям, подразделам и предприятию в целом.
Нормативная база для определения себестоимости производимой продукции в Украине с 1991 г. претерпевала многократные изменения. С 1991 по 1996 гг. действовали применяемые в бывшем СССР «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на предприятиях СССР», утвержденные Госпланом СССР, Минфином и Госкомцен в 1990 г. с изменениями и дополнениями 1991 г. В 1996 г. на смену этому документу пришло «Типовое положение по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности», утвержденное Кабинетом Министров Украины 26.04.1996 г., которое не внесло существенных изменений в методические подходы к определению себестоимости производимой продукции .
После ввода в действие П(С)БУ 16 не было отменено «Типовое положение по планированию, учёту и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности» 1996 г., но не были сделаны пояснения различий в сферах применения и используемой терминологии в этих документах. В таком виде эти существенно отличающиеся методическими подходами к определению себестоимости производимой продукции и терминологией документы действовали до 2002 г. параллельно. [10.]
На сегодняшний день организационно-методические аспекты управленческого учета в Украине частично рассматриваются в П(С)БУ-16, регламентирующим общие принципы формирования себестоимости, (калькулирования себестоимости). Kроме того, п.6 ст.6 Закона о бухучете предусмотрено, что «министерства, другие центральные органы исполнительной власти, в пределах своей компетенции, в соответствии с отраслевыми особенностями разрабатывают на базе национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета методические рекомендации по их применению».
В настоящее время разработан ряд отраслевых документов, в частности:
Методические рекомендации по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденные приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. № 373;
Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) на предприятиях и в организациях жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 06.03.2002 г. № 47;
Методические рекомендации по формированию себестоимости проектных работ с учетом требований положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденные приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 29.03.2002 г. № 64;
Методические положения по планированию, учету и калькулированию себестоимости работ (услуг) на предприятиях по газификации и газоснабжению, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 20.10.2006 г. № 394.ак следует из названий перечисленных документов, все они носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.
Таким образом, выработка своей системы учета себестоимости в рамках требований П(с)БУ-16 - это задача, которую каждое предприятие решает в значительной степени самостоятельно.[11.]
Заключение
Управленческий учет не регламентируется государством, не ограничен правовыми актами и учетными стандартами. Однако хотя методология управленческого учета не стандартизирована, принципы и методы управленческого учета разрабатываются как на национальном, так и на международном уровне.
Наиболее известными национальными разработками по управленческому учету являются французский Национальный план счетов, а также Положения Института управленческого учета США.
В Украине также существуют организационно-методические проработки управленческого учета, но для того, чтобы управленческий учет на отечественных предприятия функционировал как комплексная, интегрированная система информационного обеспечения поддержки управления необходимо при разработки систем и форм внутрихозяйственного учета использовать опыт развитых стран для достижения максимально эффективного результата.