Общая характеристика аудиторской деятельности в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,69 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общая характеристика аудиторской деятельности в Республике Беларусь

1. Технические приемы фактического контроля

По многим объектам контроля можно установить их реальное состояние в натуре. Существует несколько приемов фактического контроля, получивших широкое распространение:

.инвентаризация;

Инвентаризация - это способ проверки фактического наличия материальных ценностей и его соответствие данным бухгалтерского учета на одну и ту же дату. Сопоставление данных инвентаризации с соответствующими остатками в учетных регистрах позволяет установить их реальное состояние, т.е. правильность фактических остатков, излишки или недостачи материальных ценностей. Для проведения инвентаризации приказом руководителя ревизуемого предприятия создается комиссия из соответствующих специалистов, включая работника бухгалтерии. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица (подготовка мест и документов (бирки, инв. номера)) и ревизора. При инвентаризации составляются все необходимые документы (инвентаризационные описи и ведомости, сличит ведомости). Данные о фактическом наличии каждого вида материальных ценностей фиксируются в инвентаризационных описях или соответствующих актах, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии. При обнаружении расхождений ревизор должен потребовать от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах расхождений, определить их характер и порядок урегулирования. По результатам инвентаризации ревизор составляет промежуточный акт. До начала инвентаризации ревизор обязан отобрать у материально-ответственного лица расписку о том, что все, относящиеся к приходу или расходу ТМЦ документы, проведены по складскому учету и сданы в бухгалтерию для определения остатков на момент проверки и неоприходование и несписание в расход ценностей не имеется. Ко времени окончания инвентаризации обработать все документы и определить остатки на дату инвентаризации.

.лабораторный анализ качества сырья и готовой продукции;

Лабораторные анализы чаще всего применяют при проверках соответствия качества готовой продукции действующим стандартам.

.контрольный обмер;

Контрольный обмер производится с участием соответствующих специалистов и представляет собой разновидность инвентаризации. С его помощью проверяется правильность, достоверность отчетных данных о выполненных объемах и стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ, оплаченных или предъявленных к оплате. При этом ревизор устанавливает соответствие фактически строящегося или ремонтируемого объекта его характеристикам, предусмотренным в титульном списке; полноту завершения работ. Проверяется соответствие объема, характера, стоимости работ, выпуск фактически и по актам, рабочим чертежам, журналам учета выполнения работ. При таком сопоставлении ревизор выявляет их соответствие или завышение или объем незапроцентованных работ. Результаты контрольных обмеров оформляются актами и ведомостями перерасчета стоимости работ. Они подписываются ревизором, производителем работ и представителем ревизуемого предприятия. В случае приписок, завышения объемов выполненных строительных и монтажных работ ревизор выявляет виновных, получает от них письменное объяснение и разрабатывает предложения по устранению искажений и наказанию виновных. Обследование на месте производится при проверках готовности объектов собственных капитальных вложений или вышедших из ремонта объектов основных средств, установлении степени готовности объектов строительства, изношенности основных средств, порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей - контрольный выпуск продукции;

.контрольный запуск сырья в производство;

Контрольный запуск сырья и основных материалов в производство используют при поверке правильности норм расхода сырья и материалов на производство продукции. Проверка качества сырья и основных материалов производится для установления причин низкого качества продукции, выполненных работ. При контрольном запуске сырья и материалов в производство в присутствии контролера проверяется весь технологический процесс, начиная от взвешивания материалов, его обработки и кончая определением веса готовой продукции. Это дает возможность проверить действительное количество израсходованного сырья и сопоставить с теми данными, которые имели место до контрольного запуска.

.наблюдение за выполнением операций, осмотр;

Предназначен для изучения внешних признаков объектов.

.устный опрос персонала, руководства проверяемого объекта и независимой стороны (третьих лиц);

Устный опрос работников организации может проводиться на всех этапах проверки. Результаты устных опросов должны записываться в виде протокола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия аудитора, проводившего опрос и фамилии имена и отчества опрошенных должностных лиц. Для проведения типовых опросов аудитор разрабатывает до проведения аудиторской проверки перечень вопросов (или тестов).

.получение письменных объяснений и справок;

.подготовка альтернативного баланса.

Для получения документов о реалистичности и полноте отражения в учете готовой продукции, выполненных работ и оказанных услуг, проверяющий может составить баланс израсходованного сырья и материалов по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Баланс сырья и материалов и выхода продукции позволяет аудиторам выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции и тем самым убедиться в достоверности исчисления финансового результата.

.контрольные проверки.

На многих участках деятельности проверяющие используют разные по своему содержанию контрольные проверки. Они применяются для изучения полноты оприходования грузов, прибывших транспортом, достоверности совершаемых операций по отпуску материальных ценностей со складов, качества инвентаризаций, проводимых в процессе аудита, соблюдения правил отпуска материалов и готовой продукции.

Важное место отводится контрольным проверкам в распознании завуалированных хищений. Иногда расхитители прибегают к созданию неучтенных излишков ценностей на разных этапах их движения. Источниками таких излишков могут быть фиктивные акты на недостачу материальных ценностей, фиктивные приемные акты, обсчет получателей при отпуске им ценностей непосредственно со складов, выпуска готовой продукции за счет изменения компонентов набора сырья для ее изготовления и т. п.

Обычно подобные хищения, если они практикуются, носят не разовый, а систематический характер. Поэтому внимательное изучение записей в аналитическом учете и первичных документах дает возможность напасть «на след», где создаются неучтенные излишки. При этом для распознания завуалированных хищений требуется комплекс методических приемов документального контроля.

2. Государственное регулирование аудиторской деятельности в республике Беларусь

В ноябре 1994 г. вышел Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", регулирующий деятельность аудиторов и аудиторских фирмах. В него, на основании законов РБ от 08.07.2008 № 369-3 (с 1 января 2009 г.) и от 04.01.2010 № 109-3 (с 5 февраля 2010 г.) внесены дополнения и изменения.

С 1 января 2011 г. Постановление Совета Министров РБ от 17.10.2003 № 1346 «Об утверждении положений о лицензировании видов деятельности, лицензирование которых осуществляется Министерством финансов» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.

С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.

Для проведения аудита в республике зарегистрировано более 150 аудиторских фирм и более 150000 аудиторов. Реальный спрос на аудиторские услуги в Республике Беларусь недостаточно высок. Аудиторские проверки заказывают в большей степени хозяйствующие субъекты, которым по закону предписано обязательное аудиторское обслуживание (совместные предприятия, инвестиционные компании и др.) или для пересчета налогооблагаемой базы.

Контроль, осуществляемый в Республике Беларусь за хозяйствующими субъектами (согласно Закону Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности"), подразделяется на два вида:

Статья 15 Закона РБ "Об аудиторской деятельности" прямо указывает, что аудиторская проверка не освобождает субъект хозяйствования от ответственности за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности, несоответствие представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности актам законодательства.

По материалам проверки составляется отчет о результатах проверки, в котором дается оценка состояния учета, внутреннего контроля, а также указываются нарушения, установленные аудитором. Решение об устранении выявленных нарушений аудируемый субъект принимает самостоятельно.

Как правило, юридические лица - заказчики аудиторской проверки стремятся своевременно организовать проведение аудита и одновременно со сдачей баланса за отчетный год представить и аудиторское заключение. Вместе с тем не редки случаи, когда по каким-то причинам проверка в установленные сроки не произведена, и требуемый документ в налоговую инспекцию не представлены.

Некоторые особенности проведения обязательных аудиторских проверок определены Указом Президента РБ от 25.05.2000 № 293 "О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь", который утратил силу Указом Президента Республики Беларусь от 22 июня 2010 г. № 325 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 157, 1/11733). В соответствии с названным указом юридические лица с долей государственной собственности освобождаются от обязательных ежегодных аудиторских проверок, если в отчетном периоде ведомственной контрольно-ревизионной службой у них проведены ревизии финансово-хозяйственной деятельности.

Порядок проведения обязательной аудиторской проверки за период, в котором проводилась проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и других налоговых платежей в бюджет инспекциями ГНК, определен постановлением Совета Министров РБ от 24.07.1997 №938 "О некоторых вопросах проведения аудиторской проверки юридических лиц негосударственной формы собственности", который утратил силу постановлением совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2002 г. № 649 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 60, 5/10485). Данным постановлением установлено, что юридические лица освобождаются от аудиторской проверки за проверяемый период только в части тех вопросов, которые были проверены налоговыми органами.

Поэтому конкретный перечень проверяемых аудитором вопросов по периодам проверки должен быть определен договором, заключаемым с аудиторской организацией (индивидуальным предпринимателем - аудитором). При этом следует руководствоваться Примерным перечнем вопросов, подлежащих проверке в ходе обязательного аудита, согласованным с ГНК и утвержденным постановлением Минфина РБ.

В состав юридического лица, организации могут входить филиалы, представительства, отделения, другие структурные подразделения как определяющие конечный финансовый результат деятельности и уплачивающие все установленные налоговые и неналоговые платежи самостоятельно, так и не определяющие самостоятельно финансовые результаты и не уплачивающие налоги и другие платежи в бюджет. Аудитор, аудиторская организация заключают договор и дают заключение по проверяемому вопросу в целом по юридическому лицу независимо от числа, как правило, выборочно проверенных филиалов. В таком случае для определения предельной суммы затрат, относимых на себестоимость, следует принимать выручку, сумму страховых взносов, собранных страховой, перестраховочной организацией,. При этом порядок ведения бухгалтерского учета структурными подразделениями, в том числе и порядок распределения затрат головного предприятия по обязательным аудиторским проверкам между ними, устанавливается головным предприятием самостоятельно и фиксируется в приказе об учетной политике.

Ответственность аудиторской организации аудитора - индивидуального предпринимателя за качество проверки определяется договором. Государственный контроль осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Министерством финансов Республики Беларусь, Государственным налоговым комитетом. Национальным банком Республики Беларусь, правоохранительными органами (Верховный суд. Хозяйственный суд. Прокуратура и т.д.). Министерством экономики Республики Беларусь, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и др.

Основными задачами, стоящими перед Комитетом государственного контроля, является координация деятельности республиканских органов государственного управления, осуществляющих финансово-экономический контроль в республике, проведение проверок в различных областях деятельности хозяйствующих субъектов, проверка соблюдения законодательства физическими и юридическими лицами и др.

Министерство финансов Республики Беларусь занимается контролем за поступлением и расходованием бюджетных средств. В структуре Министерства имеется Контрольно-ревизионное управление, которое занимается, как правило, ревизиями и тематическими проверками бюджетных организаций.

Перед Государственным налоговым комитетом в области контроля поставлены следующие задачи: контроль за соблюдением законодательства о налогах для физических и юридических лиц; контроль за своевременным и полным поступлением налогов в доход бюджета; предотвращение, выявление и раскрытие правонарушений в сфере применения законодательства о налогах; консультации по вопросам налогообложения и др.

Постановление Совета Министров РБ от 04.05.2001 № 651 «О совершенствовании аудита и аудиторской деятельности» принято в целях дальнейшего совершенствования аудиторской деятельности в Республике Беларусь. Данным постановлением конкретизированы условия осуществления аудиторской деятельности, уточнены процедуры лицензирования, приняты меры по ее дальнейшему развитию и повышению качества аудиторских услуг.

Ряд изменений и дополнений внесены в Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроле за ее осуществлением в Республике Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 28.12.2009 г. № 153, которое изложено в новой редакции. Изменения коснулись как требований, предъявляемых к документам, необходимым для получения (продления сроков действия) лицензии, составу работников аудиторских организаций, так и порядка проведения квалификационных экзаменов, внесения изменений в лицензию, выдачи ее дубликата, ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций.

. Аудиторские доказательства

Аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора.

Аудитор в процессе проверки должен получить достаточную и достоверную информацию (свидетельства, доказательства), которая подтвердит, что бухгалтерская (финансовая) отчетность отражает финансовое положение предприятия, а также, что она составлена в соответствии стандартов и законодательству РФ.

Отнести к аудиторским доказательствам можно:

- первичные документы;

- бухгалтерские записи;

- полученная из других источников информация.

Очень важно определить достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств.

Достаточность - это количественная мера аудиторских доказательств.

Надлежащий характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств с конкретными утверждениями и их достоверность.

Некоторые факторы влияют на мнение аудитора о достаточности и надлежащим характером аудиторских доказательств:

- источник, достоверность информации;

- существенность проверяемой статьи бухгалтерской отчетности;

- характер систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета, оценка риска применения средств внутреннего контроля;

- аудиторская оценка величины и характера аудиторского риска на уровне остатка средств на счетах бухгалтерского учета и на уровне финансовой отчетности;

- опыт, приобретенный в ходе проведения прошлых аудиторских проверок.

Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может с помощью следующих процедур:

- тестирование средств внутреннего контроля;

- проверка по существу.

При проверке по существу аудитор должен оценить следующие принципы полученных доказательств для проверки утверждений, на основе которых подготовлена финансовая отчетность:

- существование - обязательство или актив существуют на определенную дату;

- раскрытие и представление - статья раскрывается, классифицируется и характеризуется в соответствии с основами финансовой отчетности;

- возникновение - в течение отчетного периода были осуществлены операции или произошли события, которые непосредственным образом имеют отношение к аудиту;

- точное измерение - доход или расход относится к соответствующему периоду, а событие или операция учитываются по соответствующей сумме;

- полнота - не имеется нераскрытых статей, неучтенных операций, активов, обязательств;

- стоимостная оценка - обязательство или актив отражаются на соответствующей балансовой стоимости.

При тестирование средств внутреннего контроля аудитор рассматривает достаточность и надлежащий характер аудиторских доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

Аудиторские доказательства, как правило, собирают, принимая во внимание каждый принцип, на основе которого подготовлена финансовая отчетность. Если доказательство относится к одному принципу (например, существование товарно-материальных запасов), оно не может компенсировать отсутствие доказательства относительно другого принципа (например, стоимостной оценки).

4. Формы организации службы внутреннего контроля

Организация системы внутреннего контроля в общем случае находится под воздействием следующих факторов:

. внешние условия функционирования организации, ее размеры, оргструктура, масштабы и виды деятельности;

. количество и региональная неоднородность месторасположения ее обособленных подразделений или дочерних компаний;

. стратегические установки, цели и задачи;

. степень механизации и компьютеризации деятельности;

. ресурсное обеспечение;

. уровень компетентности кадрового состава.

Внутренний контроль может быть организован:

а) в форме постоянно действующей ревизионной комиссии (ревизора), избираемой и принимаемой ежегодно на общем собрании акционеров для утверждения годовой отчетности;

б) в форме отдела внутреннего аудита, подотчетного непосредственно руководителю предприятия;

в) в форме группы контроля;

г) в форме инвентаризационного бюро;

д) в форме договора с аудиторской фирмой на ведение внутреннего аудита (аутсорсинг).

Возникает вопрос: нужен ли собственникам и менеджменту компании именно внутренний аудит или более полезными являются функции, которые в организациях традиционно выполняют службы внутреннего контроля (СВК) и контрольно-ревизионные управления (КРУ)?

Сколько органов контроля необходимо иметь в организации и какие именно, определяет потребность собственников и менеджмента. Немалую роль в принятии решения играет состояние контрольной среды в компании и, если говорить более широко, уровень развития корпоративной культуры. Если системы внутреннего контроля и управления рисками не выстроены или работают неэффективно, поле деятельности для внутреннего аудита очень сильно сужается, поскольку его задача - оценить эффективность этих систем. В данном случае первоочередными задачами менеджмента компании являются проектирование и внедрение системы контроля - этим в организациях традиционно занимаются службы внутреннего контроля.

Ревизия. Поскольку построение системы внутреннего контроля - процесс трудоемкий и длительный, на определенном этапе (пока не выстроена эффективная система контроля) возникает объективная необходимость наличия в компании отдельного подразделения - контрольно-ревизионного управления. В данном случае КРУ будет фокусироваться на выявлении ошибок и злоупотреблений, выполняя роль корпоративного полицейского «в чистом виде». Однако, ревизия оценивает последствия уже материализовавшихся рисков, в то время как внутренний аудит оценивает возможность и предлагает пути снижения рисков и/или негативных эффектов их воздействия. Наличие в организации КРУ ни в коей мере не означает ненадобности внутреннего аудита - все определяется тем, на каком этапе своего развития находится компания и в каком направлении с точки зрения внутренней корпоративной культуры она будет двигаться.

Служба внутреннего аудита. Лучшим вариантом считается функциональное подчинение руководителя СВА генеральному директору. Не существует единой правильной («шаблонной») организации службы. В каждом конкретном случае структура и численность СВА определяются индивидуально, на основе различных факторов. Первый из них - это задачи, которые ставит перед внутренним аудитом руководство компании. Второй фактор, влияющий на структуру СВА, - степень подверженности компании различного рода рискам. Третий фактор - зрелость контрольной среды в компании. И, наконец, географическая разветвленность компании и разбросанность ее структурных подразделений.

К сожалению, во многих случаях структура и численность службы внутреннего аудита определяются величиной выделенного бюджета. И часто при этом не учитываются перечисленные выше факторы.

Аутсорсинг и косорсинг. Как один из вариантов организации внутреннего аудита можно использовать аутсорсинг, т. е. полностью передать функции внутреннего аудита специализированной компании или внешнему консультанту. Однако не рекомендуется, чтобы задачи внутреннего аудита решал внешний аудитор этой компании. Еще один вариант - косорсинг. Он заключается в том, чтобы создать службу внутреннего аудита в рамках компании, но в некоторых случаях привлекать экспертов специализированной компании или внешнего консультанта. К потенциальным преимуществам использования аутсорсинга и косорсинга можно отнести:

- возможность использовать услуги эксперта в разных областях;

- доступ к высокопрофессиональным аудиторским кадрам;

- гибкость в вопросе привлечения аудиторских ресурсов (например, при внедрении новой системы или при необходимости провести внеплановый аудит не придется расширять штат СВА или отвлекать ее ресурсы от выполнения других проектов);

- доступ к передовым технологиям и методикам проведения внутренних аудитов.

К аутсорсингу и косорсингу прибегают различные организации. Это могут быть как небольшие фирмы, у которых нет достаточно ресурсов для создания собственной службы аудита, так и крупные компании. Последним такие услуги, как правило, нужны для аудита какой-либо специфической области (например, информационных технологий или капитального строительства). Кроме того, дополнительные аудиторские ресурсы могут потребоваться в пиковые периоды нагрузки на штатных аудиторов.

Опрос, проведенный среди менеджеров высшего звена крупных и средних российских компаний, показал: более 60% считают, что в штате организации должна быть специально организована служба внутреннего аудита. И лишь 3% указывают на отсутствие необходимости в такой службе.

63% - Да, внутренний аудит необходим, независимо от того, подлежит ли компания обязательному аудиту;

% - Да, но только если предприятие не подлежит обязательному аудиту;

12% - Я считаю, что без этого можно спокойно обойтись, возложив внутренний контроль на руководителей подразделений;

11% - Может, он и нужен, но лишние затраты нам не по карману;

3% - Не нужен.

5. Осмотр, обследование, контрольный обмер

Проверка реального состояния средств хозяйства выполняется путем осмотра и обследования определенных объектов.

Осмотр представляет собой непосредственное изучение компетентным человеком определенных объектов учета, выполняющих в хозяйственной системе те или иные конкретные функции, а также, если это потребовалось, фиксацию важной информации об особенностях осмотренных объектов.

Обследование, как и осмотр, - это непосредственное изучение компетентными работниками определенных объектов хозяйственной системы. Однако при обследовании чаще осуществляется документирование важной информации об их выявленных дополнительных особенностях. Это могут быть акты, протоколы и другая подобная документация.

Осмотру могут подвергаться самые различные объекты: производственные помещения, оборудование, территории, склады, продукция и др. К осмотру или обследованию при необходимости привлекают руководителей проверяемого объекта (индивидуальных предпринимателей) или ответственных за те или иные участки работы лиц, которые могут дать необходимые пояснения.

В торговых организациях для проверки многих хозяйственных операций требуется проводить тщательный осмотр маркировки, товарных знаков, наличия акцизных марок, других отличительных признаков конкретных товаров. Полученные при осмотре данные сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов. В тех случаях, когда для проверки документов требуется изучить свойства осматриваемых товаров, к участию в осмотре может быть привлечен специалист-товаровед.

При осмотре весового хозяйства могут быть обнаружены следующие нарушения:

- отсутствие клейма на весоизмерительных приборах;

- облегченные гири;

- утяжеленные чаши для взвешивания;

- разбалансированные весы и др.

В свою очередь, осмотр торговых помещений позволит установить нарушения при использовании контрольно-кассовых машин. Все данные, полученные при осмотре, сопоставляются с содержанием бухгалтерских документов.

В случаях, если необходима более глубокая проверка и выяснение состояния учета и соблюдения технологического процесса, проверяющим лицом осуществляется обследование отдельных участков предприятия. В процессе данной деятельности могут быть установлены:

- факты нарушения правил хранения продукции;

- неудовлетворительная организация контрольно-пропускного режима и др. аудиторский доказательство контроль фактический

Контрольный обмер - методический прием внутреннего контроля, с помощью которого определяется фактически выполненный объем строительных или строительно-монтажных работ, произведенных хозяйственным или подрядным способом, и правильность их оплаты.

Как правило, обмер осуществляется с привлечением специалистов-строителей. При подготовке обмера определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. После этого подсчитывается количество и стоимость работ, выполненных с начала строительства и оплаченных по проверяемым актам приемки работ или нарядам. Эти данные сверяются с данными проектно-сметной документации, и выявляются отклонения в характере, количестве и стоимости работ. Если возникает необходимость проверить правильность списания материалов, то подсчитываются виды и количество списанных материалов.

К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица, исполнители, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Ими обычно являются прорабы, начальники участков. Кроме того, могут быть приглашены для участия в обмере представитель заказчика, сметно-проектной организации, рабочие, фамилии которых указаны в нарядах на выполнение проверяемых работ, представители общественности.

Целесообразно проводить контрольные обмеры отдельных объектов, на которых выполнен относительно большой объем работ. При большом количестве объектов контрольный обмер, во-первых, малорезультативен в смысле выявления приписок и завышения объемов работ, во-вторых, требует больших затрат времени.

Основным способом производства обмеров строительных работ является инструментальный замер (рулеткой, метром, геодезическим инструментом и т. п.). Проверка объемов работ по конструкциям, замер которых не вызывается необходимостью или затруднен, осуществляется по рабочим чертежам и спецификациям после установления соответствия выполненных работ рабочим чертежам и при наличии конструкции в положении, предусмотренном проектом.

При производстве обмера используются следующие документы: акты на выполнение работ, журналы учета выполненных работ, которые ведутся по каждому объекту строительства, журналы расхода строительных материалов, наряды работ, акты геодезических замеров, акты технического обследования зданий, акты приемки работ, проектно-сметная документация, данные бухгалтерского учета о списании материалов и др.

С помощью обмера проверяется:

- соответствие характера, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проекте и смете;

- соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренному сметными нормами, на основании которых составлены примененные при расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценками в нарядах;

- законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей (в тех случаях, когда это имеет значение для ревизии).

Распространенными способами завышения объемов и стоимости работ являются: включение в акты и наряды фактически невыполненных работ; выполнение работ с отступлением от проекта; выполнение работ в меньшем объеме, чем указано в акте приемки; применение определенных расценок при невыполнении полностью состава предусмотренных ими работ; внесение в акты приемки ранее оплаченных работ и др.

Перед началом обмера у контролера и участвующего специалиста в обязательном порядке должны иметься две таблицы. Одна - в сметных ценах (по журналу учета выполненных работ формы КС-6), другая - непосредственно по нарядам. В левой части таблицы отражаются по отдельным документам наименования и объемы работ, а в правую сторону таблицы заносится все, что будет установлено в процессе обмера. Если необходимо проверить правильность списания строительных материалов, составляется схема на основе материальных отчетов производителей работ. Результаты обмера выполненных работ отражаются в составляемом ревизором совместно со специалистом-строителем акте обмера, который подписывают все участники этого действия. Если кто-либо из них откажется подписать акт, то должна быть сделана соответствующая отметка. При несогласии с результатами обмера, указанными в акте, привлеченные к обмеру лица вправе требовать, чтобы в акте были записаны их замечания и возражения.

6. Принятие мер к устранению выявленных аудитом недостатков и нарушений

Проверка считается законченной, когда выявленные нарушение устранены, а финансово-хозяйственная деятельность проверяемого подразделения обеспечивает полный хозяйственный расчет и рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Выявленные в ходе проверки недостатки, не требующие существенных изменений в деятельности подразделения и входящие в компетенцию руководителя подразделения, необходимо устранить по ходу проверки. Об их устранении в процессе проверки делаются соответствующие записи в отчете.

Если при проверке выявлены серьезные нарушения законодательства, недостачи, хищения денежных средств или материальных ценностей, нарушения налогового законодательства, требующие внесения изменений в бухгалтерскую отчетность предприятия и возмещения потерь (т. е. имеется основание для отстранения от работы виновных должностных лиц и взыскания с них причиненного ущерба), материалы проверок передаются в юридический отдел предприятия. Последний дает правовую оценку записям в материалах проверки и готовит исковые документы для передачи в суд с целью возмещения материального ущерба.

Юридическому отделу должны быть переданы:

- акт проверки в подлиннике с приложенными к нему заверенными копиями документов, подтверждающих причиненный ущерб;

- объяснения должностных лиц, на которых возлагается ответственность за причиненный ущерб;

- дополнительные данные, подтверждающие правильность записей в материалах проверки и величину причиненного ущерба;

- расчет ущерба за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера;

- трудовой договор (контракт) с должностными лицами, допустившими ущерб, и приказ о принятии их на работу.

После выявления размера причиненного ущерба в материалах проверки, инвентаризации или иным способом, меры по его возмещению должны приниматься немедленно.

Профилактической мерой, эффективно способной предотвратить злоупотребления материально ответственных и должностных лиц, является своевременное уведомление их о юридической ответственности.

Законодательно установлены три правовые формы охраны собственности от посягательств - гражданская, административная и уголовная.

Повышению эффективности проверок способствует обсуждение их итогов с учредителями, руководителями и ответственными работниками предприятия. При необходимости вопросы сохранности собственности обсуждаются с персоналом подразделения, вносятся их предложения по организационно-техническим мероприятиям и утверждаются планы по устранению выявленных недостатков и меры по повышению эффективности работы данного подразделения. Отчетные документы по аудиторским проверкам, проект решения по проверке (приказ), приложение, другие документы по проверке и перечень принятых мер представляются на рассмотрение должностному лицу, назначившему аудиторскую проверку.

- кратко перечисляются показатели финансово-хозяйственной деятельности и проведенные мероприятия по улучшению работы проверяемого подразделения;

- указываются недостатки в работе проверенного подразделения вследствие непринятия определенных мер;

- перечисляется, какие законодательные акты нарушены, какие допущены недостачи, хищения, потери от бесхозяйственности;

- перечисляются наиболее существенные факты нарушений, вскрытые проверками и указанные в справке по проверке.

В постановляющей части проекта приказа необходимо:

- оценить деятельность подразделения и ее руководства;

- изложить предложения в отношении ответственности должностных лиц за допущенные недостатки, нарушения и другие негативные проступки;

- предложения, направленные на устранение вскрытых недостатков и улучшение деятельности подразделения. Предложения должны быть конкретными, обоснованными и реальными по существу и срокам;

- указать должностных лиц, ответственных за устранение выявленных нарушений и недостатков и сроки их устранения.

Четко налаженный контроль за выполнением принятых решений по результатам аудиторских проверок обеспечивает эффективность мероприятий по устранению выявленных проверкой недостатков.

Контроль за исполнением приказа осуществляется путем рассмотрения докладов руководителя проверенного подразделения о выполнении указаний руководителя предприятия, анализа данных отчетности и документальной проверки работы подразделения на месте.

Для учета и контроля за исполнением решений по аудиторским проверкам аудиторская служба или аудитор ведут книгу учета аудиторских проверок и принятых по ним мер.

В книге вводятся следующие графы:

- наименование подразделения, на котором проведена проверка;

- организационный метод проверки;

- дата отчетного документа о проверке;

- дата приказа по результатам проверки;

- номер приказа;

- сроки представления информации о выполнении решения по отчету о проверке;

- дата фактического представления отчета о выполнении приказа;

- сумма ущерба денежных средств;

- сумма ущерба в результате налоговых нарушений;

- сумма ущерба материальных ценностей и ценных бумаг;

- передано в суд;

- сумма восстановленных денежных средств, материальных ценностей и ценных бумаг;

- сумма взысканного ущерба с виновных лиц добровольно;

- сумма дополнительно начисленных и внесенных платежей в бюджет.

Список использованных источников

1.Аудит: Нормативные акты, действующие в Республике Беларусь в 3-х

частях. Составитель И.Н. Ковалевич. Витебск, 1993. - 421 с.

2.Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998г. с изменениями от 6.04.2010 г.

3.Закон РК «Об аудиторской деятельности» от 20.11.1998г. с изменениями от 6.04.2010 г.

.Нитецкий В.В., Кудрявцев Н.Н. Справочник аудитора. 2004 год

5.Пупко Г.М. Ревизия и аудит. Мн.: БГЭУ, 2009. - 70 с.

6.Дробышевский Н.П. Ревизия и аудит. Мн.: ООО «Мисанта», 2004. - 256 с.

Похожие работы на - Общая характеристика аудиторской деятельности в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!