Феминизм и его идеология

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,7 Кб
  • Опубликовано:
    2012-12-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Феминизм и его идеология

Филиал НОУ ВПО "Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права" в г. Красноярске









Контрольная работа

по дисциплине: Философия

на тему: Феминизм и его идеология



Студент очного отделения

Курс 1 группа Б011Т

Морозова Яна Андреевна

Проверил: Рублев Геннадий Викторович

кандидат социологических наук




г. Красноярск 2012 год

Содержание

Введение

Феминизм и его исторические корни

Классический и постклассический феминизм

Список использованной литературы

Введение

Феминология - это наука о положении и роли женщины в обществе. Как наука о жизнедеятельности женщины в обществе, отражает объективные закономерности ее существования и служит основой гуманной деятельности, цель которой - претворения в жизнь принципа равенства между мужчиной и женщиной. Эта наука ставит перед собой задачу научного изучения взаимоотношения полов, анализа причин существующих противоречий между ними. Она призвана помочь объективно оценить характер этих взаимоотношений в различных сферах жизни общества. Феминология исследует всю совокупность социально-политических, экономических и духовных закономерностей, условий преобразования общества на основе эгалитарной системы - полного равенства мужчин и женщин в возможностях, изменения статуса женщины во многих сферах.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила демократические основы Российской государственности, обеспечила общество правовыми механизмами разрешения социальных конфликтов, провозгласила равные права и свободы мужчин и женщин, а также равные возможности для их реализации. Вместе с тем демократические преобразования и экономические реформы не привели к ожидаемым результатам и не способствовали прогрессу в обеспечении и защите прав и свобод женщины. Наоборот, гендерная асимметрия усилилась в связи с женской безработицей, увеличением разрыва в оплате труда мужчин и женщин, разрушительными процессами в социальной сфере. Хотя конституционное закрепление равных прав мужчин и женщин, равенства всех людей перед законом должно было бы стать отправной точкой начала перемен во взглядах на назначение женщин, в оценке их роли в обществе, в их статусе, однако этого не случилось.

Знание предмета науки необходимо для получения фундаментального понимания ее сущности. В понятие "предмет" вкладывается определенное содержание и одновременно специфика самого объекта, представляющего, по определению немецкого философа Г. В.Ф. Гегеля, нечто конкретное, в себе завершенное, самостоятельное. "Объект… есть вообще единое (еще не определенное в себе) целое, объективный мир вообще, бог, абсолютный объект.

В феминологии объектом исследования является женщина со всеми социальными связями и противоречиями. . Маркс писал, что чем большей зрелости достигает система, тем полнее ее внутренняя целостность. Применительно к науке о женщине это означает: - развитие и осмысление женского движения; - возрастание контактов между различными общественными организациями; - развитие теории о роли женщины в жизни общества; - критика патриархата как мужской власти; - изучение имеющих место противоречий в этой сфере и др., - все это необходимо для обоснования внутренней целостности данной системы. Помимо объекта любая наука должна четко представлять свой предмет. Предмет - это сущность объекта. Он выражает объективные законы развития и функционирования определенной системы, связанной с жизнедеятельностью женской половины общества. В.И. Ленин писал: "…вся человеческая практика должна войти в полное определение предмета и как критерий истины, и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку предметом феминологии является: - изучение социально-политических и экономических закономерностей решения женского вопроса; - определение социального статуса женщины в обществе; - анализ гендерного подхода к проблеме власти; - сущность дискриминации женщины и ее социально-политические последствия.


Феминизм как направление в теории и практике женского движения уходит своими корнями в XVII век. Сам термин был введен в оборот Ш. Фурье - французским социалистом-утопистом - в 40-е годы XIX столетия и предполагал решение проблемы равенства женщин и мужчин. Американская исследовательница Л. Татл, издавшая "Энциклопедию феминизма" (Нью-Йорк, Оксфорд, 1986 г.), считает, что это социальное движение и идеология, состоящая из многих аспектов и мнений, что "простое определение, которое устроило бы каждого, кто считает себя феминистом, очень трудно сформулировать. И далее: "Феминист - это человек, который не имеет предубеждений против других людей из-за их пола и своими действиями способствует политическому, экономическому, духовному и сексуальному равноправию женщин. ¹ Феминизм акцентирует внимание на самоценности личности женщин, их праве на развитие, творчество, свободу в проявлении себя. Одна из первых феминисток Франции, художница и философ, подруга крупнейшего философа Рене Декарта, М. ван Шурман из Утрехта (1607-1678) выступала за научное образование женщин. Ее последовательница в Англии Б. Мэкин даже составила программу учебных занятий для женщин. М. Кавендиш (1623-1673) всю жизнь боролась за свое признание среди мужчин. Известная английская писательница М. Астелл, выступая против дискриминации женщин, заявляла, что если все мужчины рождены свободными, то как случилось, что все женщины рождены рабами? В 1744 г. в Англии стараниями Э. Хэйвуд начал выходить периодический женский журнал. Он был очень популярен и Северной Америке, где феминизм получил распространение в период войны за независимость (1775-1783. Феминистские организации оформлялись в Международный альянс женщин - сторонниц равных прав и возможностей, к которому присоединился и Всероссийский союз равноправных женщин, основанный в 1905 г. Однако, как отмечалось, движение женщин России возникло задолго до 1905 г. Оно развивалось на уже имевшихся традициях женских благотворительных союзов, обществ, журналов. Михаил Бакунин в своей работе "Запоздалый голос сороковых годов" (по поводу женского вопроса) писал, что "все иные вопросы - суть вопросы о постороннем, но женский вопрос не может ни быть, ни считаться посторонним вопросом; в нем затронуты сущность и самый смысл всего бытия человека, и ответом на него, его разрешением даются ответы и разрешения по всем другим вопросам, затрагивающим жизнь человека. В России уже в 1899 г. появился первый печатный журнал "Женское дело. Феминизм на раннем этапе своего существования касался лишь проблем конкретных прав женщин: права на труд и равную оплату, политические и гражданские права и др., что явно было недостаточно для подлинной эмансипации женщин. После Второй мировой войны сущность феминизма изменилась: он все больше приобретает социально-политический характер.

Общая идея феминизма - это осуществление принципа гармонии, признание равных возможностей и значимости полов в развитии цивилизации, борьба, по словам одной из теоретиков современного феминизма Э. Мольтманн-Вендель, с сексизмом, экономическим господством мужчин, доминирующим мужским правом на протяжении всей истории существования общества. Фактическая борьба с сексизмом, т.е. дискриминацией по признаку пола, провозглашена в Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, подписанной многими ее членами - государствами. Этими идеями руководствуется и ЮНЕСКО в своей деятельности. Итак, возникнув в 40-е гг. XIX столетия, феминизм постепенно становится самостоятельной социально-политической теорией. И если на первом этапе он выступал как социальный протест, а его сторонники выступали за этические и гуманистические принципы жизни граждан цивилизованного общества, то в дальнейшем происходит развитие идеологии на основе приобретенного опыта действий, выступлений женщин в разных странах. Постепенно начинается активная борьба за права, против дискриминации в общественной и личной жизни. Происходит переход в новое качество, а именно: развитие самостоятельных теоретических моделей - классического и постклассического феминизма, переход от первоначальных требований равных прав с мужчинами к созданию концепции, к поискам основ социального угнетения и путей его ликвидации.

Виды феминизма

Классический и постклассический феминизм

Классический феминизм, его становление как самостоятельного, осознанного, имеющего элементы организации женского движения в большинстве цивилизованных стран начиналось именно в середине XIX века. Для него прежде всего характерны практические действия, характеризующиеся социальным протестом в рамках организованного движения. Он характеризуется не столько научной разработкой его философской доктрины, что показательно для его более позднего этапа, сколько "наработкой посредством приобретения опыта активных действий и выступлений за гражданские и политические права.

Для классического феминизма характерны следующие черты:

·Существовало не всегда организационно оформленное женское движение, которое имело бы своих лидеров и научно обоснованную стратегию.

·Доминировало консервативное сознание не только у мужчин, но и у женщин, ориентированное на традиционные патриархатные половые роли.

·Буржуазные социальные и демократические процессы облегчали активизацию деятельности женщин, но эта деятельность подчас ограничивалась формально существующими правами, о которых забывали при отсутствии экстремальных ситуаций.

феминизм идеология гендерный подход

·Попытки женщин изменить свое положение в семье и поиски новых основ гармонии полов сопровождались резкой критикой со стороны консервативно настроенных мужчин.

Со временем сторонники феминизма осознавали, что без глубокого теоретического анализа существующей реальности невозможно изменить положение женщин в обществе.

Они начинают предпринимать реальные попытки теоретического поиска основ социального угнетения, уйти от эклектичности теоретических построений к выработке теоретической модели феминизма, основанной на всестороннем анализе места женщины в обществе.

Постклассический феминизм (начало его распространения - 60-е гг. XX в.) опирается на развивающееся женское движение, когда женщина стремится изменить свой имидж, способна к самовыражению, социальному признанию как партнер. Это период становления самостоятельной теории, заметно влияющей на социальные проблемы общества, на политологию и имеющей четко выраженную гуманистическую направленность, что при - влекло к ней немалое число сторонников.

Таким образом, от протеста через выступления (демонстрации, шествия и др.) он переходит к академической разработке, научному обоснованию проблемы, выработке стратегии и тактики. А это в свою очередь приводит к постановке проблемы участия женщин в науке. В 80-е гг. XX столетия феминизм приобретает новое качество:

.идет процесс переосмысления теоретических и идеологических постулатов;

2.появляются более рационально обоснованные концепции и теории, объясняющие социальную природу женского движения;

.предпринимаются попытки определить место феминизма среди других наук;

.происходит постепенная смена лозунгов "полного равенства" на лозунг "равенство в различии.

При этом объектом критики становятся не представители мужского пола вообще, а реальные государственные структуры власти и управления, патриархатно ориентированные культурные нормы и порядки.

Гендер - это социальный аспект отношений между мужчинами и женщинами, который проявляется во всех областях общественной жизни, включая политику, экономику, право, идеологию, культуру.

Первое определение гендера возникло в связи с феминистским анализом современного общества и критикой дискриминационного положения женщин в нем. Американский социолог Э. Гидденс по поводу этого термина отмечает: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие "гендер затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

Гендер лежит в основе гендерологии как системы знаний и гендерной политики, предполагающей:

формирование правовой базы обеспечения равноправия полов;

создание условий и возможностей для равноправного участия в жизни общества всех граждан независимо от пола;

паритетное представительство мужчин и женщин в вы - борных и назначенных должностях;

внесение новых элементов женщинами в политическую культуру;

реализация женских инициатив в сфере законодательства, отражающего интересы женщин и детей;

организация широкого гендерного просвещения населения в России.

Гендерология как новое научное направление находится в стадии становления и основывается прежде всего на феминологии - науке о женщине и социальном равенстве полов. "

Первые шаги феминизма в России

Начало женскому движению в России было положено еще в XVIII веке, когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины. Эти преобразования были невозможны без ликвидации женской неграмотности, без получения образования, которое обеспечивало бы женщинам активную деятельность во всех сферах жизни, способствовало развитию женского движения, созданию союзов, обществ. Непосредственно отсюда вытекала задача научной раз - работки экономической, правовой, политической, нравственной теорий о роли женщин в обществе. Заметный след оставил Смольный институт благородных девиц, первое в России женское среднее воспитательно-образовательное учреждение, положившее начало женскому школьному образованию в государстве. Он был основан по инициативе И.И. Бецкого в соответствии с указом императрицы Екатерины II в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре и носил название "Воспитательное общество благородных девиц. Институт являлся учебным заведением закрытого типа. Воспитание и обучение в нем имели узкосословную направленность: принимали в институт в основном дочерей дворянской знати и девиц-горожанок в возрасте от 6 до 18 лет. Учебный план включал "Закон Божий, иностранные языки, русскую словесность, арифметику, историю, географию, рисование, музыку, различные виды домоводства, правила светского обхождения

В конце XVIII века стали учреждаться открытые школы для всех сословий населения, в уездных городах появились малые, в губернских - главные народные училища. Однако среди учащихся этих училищ число лиц женского пола было ничтожно мало. Существовали также отдельные ведомственные женские училища - в Ведомстве учреждений императрицы Марии, Министерстве народного просвещения и в ведении Святейшего Синода.

Коренная реформа образования началась лишь во второй половине XIX столетия. Появились женские гимназии, средние общеобразовательные учебные заведения, к концу века их число дошло до 142. Женские гимназии развивались в составе Ведомства учреждений императрицы Марии, Министерства народного просвещения, появились и частные гимназии. Гимназии Министерства народного просвещения предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов и восьмого педагогического класса. Первые три класса составляли прогимназию и могли существовать как самостоятельные учебные заведения. Выходцам из простого народа доступ в гимназии был ограничен, ибо все они были платные, а право поступать в университеты имели только выпускники мужских гимназий. Девушки, окончившие гимназию, могли преподавать в младших классах, но не имели возможности получить высшее образование. Первые женщины в университетских аудиториях появились в качестве вольнослушательниц, которые, прослушав курсы, рассчитывали держать выпускные экзамены. Но с введением в действие университетского устава 1863 г. доступ лицам женского пола туда был закрыт. В 1865 г. на имя ректора Петербургского университета поступило около 400 заявлений от женщин с просьбами об устройстве для них лекций или курсов. В Москве образовался кружок представительниц слабого пола, решивших добиваться получения высшего образования.

В числе ходатайствующих было немало тех, кто принадлежал к высшим кругам, был выходцем из самых родовитых сословий - графини А. Толстая, В. Ростовцева, баронесса Ю. Розен, княгиня Эристова и др. В 1869 г. в Москве были открыты Лубянские курсы для женщин по программе классических гимназий Министерства народного просвещения, которые вскоре стали фактически высшим учебным заведением, так как самое деятельное участие в них принимала профессура Московского университета. В 1872 г. здесь же открылись еще одни высшие женские курсы, учрежденные профессором В.И. Герье. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы за оплату в размере 50 руб. в год. Продолжительность обучения сначала была 2-летней, а с 1879 г. - 3-летней. К преподаванию были привлечены выдающиеся ученые - В.И. Герье, А.И. Соболевский, В.О. Ключевский, Ф.И. Чупров и др. В эти годы на частные средства были открыты высшие женские курсы также в Киеве и Петербурге. Среди них прославились высшие Бестужевские курсы в Петербурге. В учебном заведении, получившем имя учредителя профессора К.Н. Бестужева-Рюмина, готовили врачей, учителей. В последующем этим курсам был присвоен статус государственных и назначено соответствующее финансирование. Московские высшие женские курсы, учрежденные В.И. Герье, официальный статус высшего учебного заведения, имеющего своей целью предоставление женщинам высшего образования университетского характера, получили только в 1906 г. Свидетельство, выдаваемое окончившим полный курс, признавалось равнозначным диплому соответствующего факультета университета. Несколько позднее слушательницы получили право приобретать звание учительниц среднего учебного заведения, а также ученые степени магистра и доктора. К этому периоду, т.е. к концу XIX - началу XX века, образованные женщины России выступали с определенными требованиями: по изменению положения в семье и обществе, объединению женщин в борьбе за свои права. Группа, которой руководила А.П. Философова, создала "Общество для предоставления средств высшим Бестужевским курсам. Дискриминация женщин вызвала целую волну женского движения, выделила теоретиков, заботившихся не только об объективном освещении причин неравенства полов, но и занимавшихся поиском путей обеспечения этого равенства Приоритетность получили прежде всего идеи о самостоятельном труде женщин, вызванном новыми экономическими условиями, об изменении социального статуса, семейных отношений, о правах на свободу и независимость, получении высшего образования и многом другом. Демократические идеи независимости личности, не нуждающейся в опеке и поддержке, оказывали заметное влияние на взгляды российских женщин. Эти идеи поддерживали также многочисленные представители прогрессивной интеллигенции, часть депутатов Госдумы, студенты и др. Известность получили А. Шабанова, С. Перовская, Е. Дмитриева. Они не только "ходили в народ, но и влияли на мировоззрение женщин, вовлекая их в борьбу за равенство, теоретически обосновывая реакционную сущность господствующей мужской власти. Женщин, выступавших за эмансипацию, поддерживали литературные и общеполитические журналы: "Дело, "Женское дело, "Женский вестник, "Союз женщин. За равенство полов выступали "Современник, "Отечественные записки, "Колокол, "Полярная звезда и др. Россия стала лидером в деле реализации прав женщин на высшее образование. В 1890 г. на Всемирной выставке в Париже "Русское женское взаимно-благотворительное общество было удостоено золотой медали. Это общество проводило концерты. Преподаватели трудились безвозмездно. Организовывали сбор взносов членов общества (ежегодно собирали по 22 тыс. руб.), что дало возможность купить участок земли и в 1885 г. построить учебный корпус для Бестужевских курсов. Начали с 222 руб.25 коп., а к началу XX века имели имущество в размере 1 млн 5100 руб.

Итак, первые шаги становления феминологии характеризуются практическими действиями женщин в разных сферах жизни и стремлением обобщить первый опыт. Начало научной разработки женского вопроса было обусловлено прежде всего неприкрытым ущемлением интересов женщин. "Речь идет, - писал В.М. Хвостов, - не о том, что между мужчиной и женщиной нет существенных различий и что роли обоих полов в социальной жизни должны быть тождественны. Речь идет о том, - справедливы ли существующие ограничения женских прав, ставящие женщину в стесненное и подчиненное положение. Справедливы ли те нормы права, которые не дают женщине возможности свободно развивать все свои индивидуальные задатки и занимать в обществе положение, которое она могла бы завоевать себе своими личными силами

То как видят мужчины феминизм.

Просматривая сайты, социальные сети, различные форумы, можно сказать где большинство мужчин располагают свое свободное время, обсуждая все, что им попадает на глаза в течении дня, можно подвести не большой такой итог, как они представляют и видят феминизм.

Мужчины считают, что методы феминизма абсолютно идентичны кухонным бытовым методам, которые любая женщина инстинктивно применяет для управления своим мужчиной. Вот такие методы представляют наши мужчины в современном мире как большинство в это называют "тактика войны полов":

·мифы;

·эмоциональное накручивание (истерия);

·создание комплекса вины;

·создание комплекса неполноценности;

·манипуляции;

·провокации.

Каждая женщина - бунтарь по натуре. Причем бунтует она исключительно против себя самой. (с) Оскар Уайльд

Большинство мужчин с ним и этой фоазой соглашаются, и представляют свою теорию о том, как женщины берут власть в доме над мужчиной. Якобы это проявляется даже в обычной семейной ссоре, когда женщина вызывает комплекс вины у мужчины перед женщиной в том, что некоторые дела по дому должен и мужчина делать, ведь получив равноправие они так же работают, к тому же рожают детей, воспитывают их, готовят, стирают, и прочее, именно этим тыкая носом мужчину, как они выражаются. Мало того, женщины еще и "торгуются" перед готовкой, мол "не буду я готовить, и будешь сидеть голодным" или "да чтоб ты вообще без меня делал". От сюда идет какая то дискриминация.

Я работаю в сетевой очень известной компании, как многие утверждают девушкам там не место, и некоторые абоненты даже удивляются что девушки работают в такой сфере, еще и молоденькие. Это что, некоторые напрочь отказываются общаться с девушкой оператором, мол молодые мы, не опытные, да и понимаем в компьютерах и "всемирной паутине" плохо. А я скажу напротив, что многие из нас, еще даже более сообразительнее будут в этой, да и не только в этой сфере даже чем мужчины. По себе знаю.

Интересные цифры и факты о феминизме

Праздник 8 Марта возник как день борьбы за права женщин.8 марта 1857 года в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, как и у мужчин, и равную с мужчинами заработную плату. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. В 1910 году на Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин выступила с предложением о праздновании Международного женского дня 8 Марта.

000 долларов в месяц - именно столько должна получать домохозяйка, если бы ее труд оплачивался, считают американские исследователи. Оставаясь дома, имеющая детей женщина одновременно является учителем "школы полного дня", водителем, которому приходится возить детей на занятия в разные части города, домоправительницей, поваром, администратором, медицинской сестрой, психологом, а также. слесарем, электриком, уборщицей и плотником.

В 89% российских компаний женщины занимают руководящие посты. По этому показателю наша страна на первом месте. Следом идут Филиппины (85%), а затем США (75%).

% женщин-руководителей злоупотребляют алкоголем. Среди женщин-подчиненных таких всего 4%. У мужчин процент алкоголиков не зависит от занимаемой должности.

На 30% меньше в среднем зарабатывают женщины по сравнению с мужчинами, имеющими такую же квалификацию.

В законодательствах большинства стран применение смертной казни допускается только для мужчин, что входит в явное противоречие с концепцией о равенстве полов.

Список использованной литературы

1.<http://nfor.org/stati/dom-i-semja/pravda-o-feminizme-i-zhenskom-fashizme.html>

.Феминология и гендерная политика: Учебник

.Авторы: Ерусланова Р.И. <http://www.knigafund.ru/authors/19387>, Зуйкова Е.М. <http://www.knigafund.ru/authors/19415> Издательство: Дашков и К, 2009 г.

.http://vk.com/


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!