Образование Российского централизованного государства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,59 Кб
  • Опубликовано:
    2012-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование Российского централизованного государства













КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по отечественной истории

Образование Российского централизованного государства

Введение

Российское централизованное государство сложилось в XIV - XV в.в. именно в этот период на территории современной России произошел закономерный этап в развитии общества, находящегося на стадии развитого и позднего феодализма. Данный прогрессивный этап принято называть централизацией. Объединение земель и образование русского единого государства произошло под влиянием комплекса предпосылок, из которых можно выделить экономические, социально-политические и внешнеполитические. В России преобладающее влияние имели социально-политические и духовные факторы, в отличие от стран Западной Европы, где в основании объединения лежало развитие товарно-денежных отношений и установление экономических связей между отдельными областями. Процесс централизации проходил в три этапа, в результате которых возникло единое Российское государство, с огромной территорией, объединившей центр Восточной Европы и ее север. Территория формировалась из многонациональных и многочисленных народностей, объединенных общей исторической памятью и схожими идейно-культурными укладами в общественной жизни. Создание единого государства способствовало возникновению благоприятных условий для развития экономической жизни, в том числе обеспечивало равенство всех русских земель в торговле и привлечение на Русь специалистов во всех областях науки и ремесел, а так же позволило укрепить обороноспособность страны и освободиться от монголо-татарского ига.

Предпосылки, ход и особенности политической централизации Руси

Социально-экономические предпосылки.

Возрождение к концу XIV в. экономического потенциала русской земли, распространение трехпольной системы земледелия, некоторое оживление ремесла и торговли в восстановленных городах во второй пол. XV в., "внутренняя колонизация" (т.е. освоение с сер. XV в. под пашню лесов Северо-Восточной Руси), заметный демографический подъем в деревнях, развитие в них промыслов становятся скрытым от поверхностного взгляда основанием прогресса страны, предпосылкой ее политической консолидации. Одним из главных социально-экономических факторов объединения явился рост боярского сословия и феодального землевладения в отдельных землях Северо-Восточной Руси. Основным источником распространения боярских вотчин стали княжеские пожалования земли с крестьянами. Но в условиях политической "распыленности" (к началу XIVв. в системе Владимирского княжения существовало более десяти независимых княжеств) все более ощущался дефицит пахотных земель, что ограничивало развитие боярского сословия, а, следовательно, подрывало силы князя, прежде всего военные. Образованию единого государства способствовало и развитие поместного землевладения, получившее распространение во второй половине XV в. во многом благодаря расширению ареала пахотных земель. Слуги князя, "вольные" и "слуги под дворским" (отсюда более поздний термин - дворяне) получали землю в качестве условного держания, т.е. не могли ею свободно распоряжаться и владели лишь на условиях службы. Они поддерживали князя в его политике, надеясь с его помощью упрочить свое положение и получить новые земли. Стремительный рост численности служилого дворянства стал основой усиления военного потенциала московских великих князей, залогом успеха их объединительной политики.

Князьям, заинтересованным в укреплении своих военно-служилых сил, становилось тесно в рамках небольших княжеств. В результате обострялись противоречия между князьями, поддерживаемыми своими боярскими группировками.

Это и привело к борьбе за расширение владений одного за счет другого. Так постепенно выявилось соперничество Тверского и Московского княжеств, борьба между которыми во многом предопределяла развитие процесса объединения Руси. Великое княжение Владимирское, значение которого было фактически восстановлено татарами, представляло собой готовый институт власти для будущего единого государства. К тому же князь, владеющий ярлыком на великое княжение обладал дополнительными экономическими и военными ресурсами, пользовался авторитетом, позволяющим ему подчинять русские земли. Православная церковь также была заинтересована в объединении земель. Стремление сохранить и упрочить единую церковную организацию, ликвидировать угрозу ее позициям как с Запада так и с Востока (после принятия Ордой ислама как государственной религии) - все это заставляло церковь поддерживать объединительную политику того князя, который будет способен объединить Русь.

Внешнеполитические предпосылки.

Основной политической предпосылкой слияния раздробленных земель являлась насущная задача освобождения страны от ордынского ига. Кроме того, свою роль сыграло противостояние Северо-восточных княжеств с Великим княжеством Литовским, также претендовавшим на роль объединителя русских земель.

Культурные, в целом духовные предпосылки облегчали будущее объединение. В условиях раздробленности русские люди сохраняли общий язык, правовые нормы, а главное - православную веру. На православие опиралось развивающееся общее национальное самосознание, которое особенно активно стало проявляться с середины XV в. (После падения Константинополя центр православия оказался в руках турок, что вызвало чувство "духовного одиночества" у русских людей). В этих условиях усилилась тяга к единству, стремление подчиниться власти самого сильного князя, в котором видели заступника перед Богом, защитника земли и православной веры. Умонастроение народа необычайно подняло авторитет великого князя московского, укрепило его власть и позволило завершить создание единого государства.

Первый этап - возвышение Москвы и начало объединения.

На рубеже ХIII-ХIV вв. политическое дробление Руси достигло своего апогея. Только на Северо- Востоке появилось 14 княжеств, которые продолжали делиться на уделы. К началу ХIV в. возросло значение новых политических центров: Твери, Москвы, Нижнего Новгорода, тогда как многие старые города пришли в упадок, так и не восстановив свои позиции после нашествия. Великий князь Владимирский, будучи номинальным главой всей земли, получив ярлык, практически оставался правителем только в собственном княжестве и не переезжал во Владимир. Великое княжение давало ряд преимуществ: князь, получивший его, распоряжался землями, входившими в состав великокняжеского домена и мог раздать их своим слугам, он контролировал сбор дани, как "старейший" представлял Русь в Орде. Что в итоге, поднимало престиж князя, увеличивало его власть. Именно поэтому, князья отдельных земель вели ожесточенную борьбу за ярлык. Основными претендентами в XIV в были тверские, московские и суздальско-нижегородские князья. В их противостоянии и решалось каким путем будет происходить объединение русских земель. На рубеже ХIII- ХIV вв. преобладающие позиции принадлежали Тверскому княжеству. После смерти Александра Невского великокняжеский престол занял его младший брат тверской князь Ярослав (1263-1272). Выгодное географическое положение в Верховьях Волги, плодородные земли, притягивали сюда население, способствовали росту боярства. Московское же княжество, доставшееся младшему сыну Александра Невского Даниилу, в самостоятельное выделилось лишь в 1270-х гг. и, казалось, не имело каких-либо перспектив в соперничестве с Тверью. Однако родоначальник династии московских князей Даниил сумел сделать ряд земельных приобретений (в 1301 г. отнять у Рязани Коломну, а в 1302 г. присоединить Переяславское княжение) и, благодаря расчетливости и бережливости, несколько укрепить Московское княжество. Его сын Юрий (1303-1325) повел уже решительную борьбу за ярлык с великим князем Михаилом Ярославичем Тверским. В 1303 г. ему удается захватить Можайск, что позволило взять под контроль весь бассейн Москва-реки. Войдя в доверие хану Узбеку и женившись на его сестре Кончаке, Юрий Данилович в 1316 г. получил ярлык, отобранный у тверского князя. В 1327 г. в Твери вспыхнуло стихийное народное восстание, вызванное действиями татарского отряда во главе с баскаком Чол-ханом. Этим воспользовался преемник московского князя Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита (калитой называли кошель для денег). Во главе московско-ордынского войска он подавил народное движение и опустошил тверскую землю. В качестве награды он получил ярлык на великое княжение и не упускал его до самой смерти. После тверского восстания Орда окончательно отказалась от системы баскачества и передала сбор дани в руки Великого князя. Сбор дани, установление контроля над рядом соседних территорий (Угличем, Костромой, северным Галичем и др.), а в связи с этим - некоторое расширение земельных владений, что притягивало боярство, в итоге, усилили Московское княжество. Калита сам приобретал и поощрял покупку своими боярами сел в других княжествах. Это противоречило нормам права того времени, но укрепляло влияние Москвы, привлекало под власть Калиты боярские фамилии из других княжеств. В 1325 г., воспользовавшись ссорой митрополита Петра с тверским князем, Ивану удалось перенести митрополичью кафедру в Москву. Авторитет и влияние Москвы возросли и в связи с ее превращением в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

Историки по-разному объясняют причины превращение Москвы из захудалого в самое сильное в экономическом и военно-политическом отношении княжество Северо-Восточной Руси. Некоторые преимущества заключались в географическом положении: через Москву проходили важные торговые пути, она обладала сравнительно плодородными землями, притягивающими к себе трудовое население и бояр, была защищена от набегов отдельных монгольских отрядов лесами. Но схожие условия существовали и в Твери, стоявшей на Волге и находившейся еще дальше от Орды. Москва являлась духовным центром русских земель.

Главную роль сыграла политика московских князей и их личные качества. Сделав ставку на союз с Ордой и продолжив в этом отношении линию Александра Невского, осознав роль церкви в условиях отхода Орды от политики веротерпимости, московские князья первой половины ХIV в. использовали все средства для достижения поставленных целей. В итоге, унижаясь перед ханом и жестоко подавляя антиордынские выступления, скопидомничая, обогащаясь и по крохам собирая русскую землю, они сумели возвысить свое княжество и создать условия как для объединения земель, так и для вступления в открытую борьбу с Ордой. Большую роль сыграло и то, что в результате соглашательской политики Калиты и его сыновей Московская земля несколько десятилетий не знала монгольских набегов. Московским правителям, к тому же, долгое время удавалось сохранять единство княжеского дома, что спасало Москву от бед внутренних усобиц.

Второй этап объединения.

Если на первом этапе Москва лишь стала наиболее значительным и сильным в экономическом и военно-политическом княжеством, то на втором этапе она превратилась в бесспорный центр как объединения, так и борьбы за независимость. Власть московского князя усилилась, началась активная борьба с Ордой, иго постепенно ослабевало. Внук Калиты Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.) в 9 лет оказался во главе Московского княжества. Воспользовавшись его малолетством, суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович добыл в Орде ярлык. Но московское боярство, сплотившись вокруг митрополита Алексея, сумело возвратить великое княжение в руки своего князя. Его соперником выступила Литва, на которую опиралась Тверь. В 1375 г. Дмитрий Иванович во главе коалиции князей Северо-Восточной Руси напал на Тверь, отобрал ярлык, который в результате интриг оказался в руках тверского князя, и заставил его признать вассальную зависимость от Москвы

Наступление с конца 1350-х гг. "великой замятни" в самой Орде, выразившейся в частой и насильственной смене ханов, в 1375 г. власть захватил темник Мамай, который, не будучи чингизидом, не имел законных прав на "царский престол", дало преимущество Дмитрию Ивановичу, и он отказался платить дань, под предлогом незаконности правления хана Мамая. Решающее сражение произошло на Куликовом поле 8 сентября 1380 г.

Третий этап - завершение объединения русских земель.

Великий князь Иван III (1462-1505) к 1468 г полностью подчинил Ярославское княжество, в 1474 - ликвидировал остатки независимости Ростовского княжества. Более напряженно происходило присоединение Новгорода и его обширных владений. Особое значение борьбе с Новгородом придавал тот факт, что происходило столкновение двух типов государственного строя - вечевого-боярского и монархического, с сильной деспотической тенденцией. Часть новгородского боярства, стремясь сохранить свои вольности и привилегии, пошла на союз с Казимиром IV - великим князем литовским и польским королем. Иван III, узнав о подписании договора, в котором Новгород признал Казимира своим князем, организовал поход и разбил в 1471 г. на р. Шелони новгородское ополчение., а в 1478 г. полностью его присоединил. Иван III постепенно выселил из новгородской земли боярство, передав его владения московским служилым людям. В 1485 г. Тверь, окруженная войсками Ивана III и покинутая своим князем Михаилом Борисовичем, вынужденным искать спасения в Литве, оказалась включенной в состав московских владений. Присоединение Твери завершило формирование территории государства, что и наполнило реальным содержанием используемый и ранее московском князем титул - государь всея Руси. В результате войн с Литвой (1487-1494, 1500-1503 гг.) и перехода на московскую службу со своими землями русских православных князей из Литвы Великому князю московскому удалось расширить свои владения. Так в составе Московского государства оказались княжества, расположенные в верховьях Оки и Чернигово-Северские земли. При сыне Ивана III - Василии III были присоединены Псков (1510), Смоленск (1514), а в 1521 Рязань. Таким образом, основа третьего этапа заключалось в присоединении к Московскому княжеству остальных территорий Северо-Восточной и Северной Руси.

Одним из главных завоеваний Руси эпохи правления Ивана III становится полное освобождение от ордынского ига. В 1480 г. закончилось 240 летнее ордынское иго. Орда распалась на ряд самостоятельных ханств, борьбу с которыми Русское государство вело на протяжении XVI-XVIII вв., постепенно включая их в свой состав. Так возникло Русское централизованное государство.

Формирование политической системы и социальной структуры Российского государства в XV в.


Главной задачей Ивана III и его наследников стало «государственное строительство»: превращение совокупности бывших княжеств, земель и городов в единое государство. Быстрое объединение территорий со своим укладом жизни и правовыми нормами при относительно низком уровне экономического развития и торговых связей делало новую державу внутренне непрочной, поскольку еще не созрели условия для единства многочисленных бывших уделов, городов и разнородных слоев знатных и незнатных вотчинников и «вольных слуг».

Выход был найден в строительстве централизованного аппарата управления и развитии условной формы феодального землевладения, т. е. такой формы обеспечения военной и гражданской службы, которая ставила землевладельца-помещика в прямую зависимость от государя и центральных властей.

Во главе государства стоял великий князь, верховный владелец всех земель. С конца XV в. он стал именовать себя самодержцем. Великому князю принадлежала вся полнота законодательной власти. Совещательные функции

при князе выполняла Боярская дума - совет, постоянно действующий государственный орган. Термин «дума» впервые в источниках появляется в 1517 г.: 5 - 10 бояр и столько же окольничих выступали ближайшими советниками государя.

Базой для формирования новой системы управления стало великокняжеское хозяйство - дворец и государев двор.

Постепенно все феодалы - от вчерашнего князя Рюриковича до рядового «сына боярского» - переходили на положение непосредственных «служилых людей» московского великого князя.

Во главе управления государственными делами стоял Дворец - орган, в составе которого крупным ведомством являлась Казна. Со временем Казна стала главным органом централизованного управления финансами.

Наряду с должностью казначея (главы Казны) выделились и другие ключевые должности аппарата государственного управления: печатник (хранитель великокняжеской печати), дворецкий (глава княжеского дворцового хозяйства). Вспомогательные функции по управлению поручались дьякам - выходцам из низших слоев феодалов.

Из состава «двора» выбирались наместники и волостели, которых великий князь ставил во главе новых территориальных единиц - уездов, делившихся на волости и станы.

Уездом назвалась территория, которая находилась в зависимости от города. Уезд являлся главной административно-территориальной единицей. Волость являлась небольшой административно - территориальной единицей, возникшей на основе крестьянской общины. Волости управлялись волостелями-кормленщиками. Наместники и волостели осуществляли местное управление в городах и волостях. При отсутствии готового аппарата управления наместники приезжали на службу со своим «двором» - вольными слугами и холопами. Местная администрация ведала сбором налогов, судом. Вознаграждение получала непосредственно от населения в виде так называемого «корма» (деньгами, продуктами). Отсюда название наместников и волостелей - «кормленщики». Деятельность наместников на такой должности регулировалась специальными уставными грамотами, определявшими объем полномочий и размер содержания. Наместник творил суд по уголовным и гражданским делам и взимал в свою пользу штрафы и судебные пошлины («присуд»). Но во избежание злоупотреблений он должен был судить только с участием местных выборных сотских и добрых людей, а его решения могли быть обжалованы в Москве. Формирование новой политической системы сопровождалось существенными изменениями социальных отношений. Бывшие независимые князья, в прошлом владельцы собственных земель, превратились в служилых князей, несущих военную службу великому князю. Бояре некогда независимых князей покидали их дворы и шли на службу к великому князю всей Руси. Таким образом, ломалась прежняя иерархическая структура господствующего класса, формировался новый слой детей боярских (мелких и средних служилых землевладельцев), составлявший двор великого князя. Наряду со старой боярской аристократией появились новые могущественные фамилии, связанные с великокняжеским двором. Все они (в первую очередь, дети боярские), организованные и объединенные по территориям, составляли русское войско. Формирование новой социально-политической системы государства сопровождалось и изменениями в области поземельных отношений. В конце XV в. в наиболее освоенных землях Российского государства начались процессы перераспределения земельных владений. Наряду со старым вотчинным землевладением стало все более распространяться условное - поместья военных и административных слуг великого князя. В отличие от вотчины поместье не могло передаваться по наследству, что заставляло помещика нести многолетнюю военную службу. Именно эти непосредственно подчинявшиеся главе государства помещики, условные держатели земли, и стали играть значительную роль в стране.

В связи с распространением поместной формы землевладения особую остроту приобрел вопрос о земле. Несмотря на расширение великокняжеского землевладения за счет удельных земель, в целом фонд государственных и дворцовых земель был очень дробным, разбросанным и отчасти расхищенным в годы феодальных войн. Проблему расширения государственных земель правительство решило за счет конфискаций во вновь присоединенных территориях. Так, после присоединения Новгорода земли местного боярства были конфискованы и на них были помещены служилые люди великого князя из Северо-Восточной Руси. Новгородское боярство было переселено на другие земли, что ослабило его экономическое могущество и старые политические связи. Подобным же образом проводилась конфискация земель и у тверского боярства. Для крупных русских феодалов были не характерны громадные владения-латифундии, которые располагались бы компактно в пределах одной территории. Служба великому князю вознаграждалась новыми земельными пожалованиями в разных уездах (иногда - в пяти-шести). При этом феодал мог быть владельцем как вотчин, так и поместий. Разбросанность земельных владений по многим уездам усиливала стремление феодалов к сохранению единого государства и делала их сторонниками великокняжеской политики.

Отношения между родами и назначения по службе регулировались местничеством-порядком, определявшим назначения членов служилых фамилий на военные и прочие государственные должности и ставившим одного выше, а другого ниже на то или иное число «мест». Дети, племянники и внуки одного боярина должны были находиться на службе в таком взаимоотношении с потомками другого, в котором когда-то служили их предки. «Отеческая честь» зависела от происхождения: было принято, что «за службу жалует государь поместьем и деньгами, а не отечеством», и это заставляло московских князей назначать на ответственные должности людей «родословных».

С другой стороны, местничество основывалось на прецедентах, («случаях») и роды, долго и верно служившие московским князьям, укрепляли свои позиции. Унаследованную «отеческую честь» необходимо было постоянно поддерживать службой. Учитывались заслуги и предков, и самого претендента, поэтому наложение великокняжеского наказания - опалы - за бегство с поля Формирование новой социально-политической системы государства сопровождалось и изменениями в области поземельных отношений. В конце XV в. в наиболее освоенных землях Российского государства начались процессы перераспределения земельных владений. Наряду со старым вотчинным землевладением стало все более распространяться условное - поместья военных и административных слуг великого князя. В отличие от вотчины поместье не могло передаваться по наследству, что заставляло помещика нести многолетнюю военную службу. Именно эти непосредственно подчинявшиеся главе государства помещики, условные держатели земли, и стали играть значительную роль в стране.

Верховным судьей же в местнических спорах был сам государь: «Чей род любится - тот род и высится».

Централизация государства потребовала развития единого для всей страны законодательства. Существовавшие ранее правовые документы - так называемые уставные грамоты - регламентировали поземельные отношения и судебные споры. Но они отражали местные особенности управления в бывших независимых территориях. Новые же условия конца XV в., когда сложилось единое государство, требовали упорядочения и унификации судопроизводства. Именно этим целям отвечало создание при Иване III в 1497 г. нового Судебника - общерусского свода законов.

Этим был сделан первый шаг на пути прикрепления всех частновладельческих крестьян к земле. В повседневной практике Иван III и его дьяки систематически ограничивали при выдаче жалованных грамот судебные права крупных землевладельцев: из их ведения изымались самые тяжкие преступления - «душегубство, разбой и татьба с поличным».

Становление новой армии и администрации, как и активная внешняя политика, требовали средств, поэтому к концу XV в. сложилась новая система налогообложения. При Иване III в казну государя поступали все пошлины, которые раньше доставались удельным князьям московского дома. С 60-х годов XV в. стали составляться писцовые книги - описания пахотных земель и крестьянских дворов по каждому уезду и каждому владению, на основании которых исчислялись поземельные прямые налоги: с определенного количества земли (сохи) собиралась в казну определенная сумма, которую раскладывали между собой сами крестьяне-общинники.

Присоединение к Москве Новгорода, Твери, Рязани нередко сопровождалось «выводом» местной знати и конфискациями ее земель. Только в Новгороде за время с 1475 по 1502 г. Иван III отобрал у бояр и церкви около 1 000 000 десятин, на которых «испомещались» московские выходцы, в том числе из низших слуг «дворца» и вчерашних холопов.

Кроме дворянского ополчения, при Иване III появилась пехота, вооруженная огнестрельными ручницами. В Москве действовали Оружейная палата (арсенал) и Пушечный двор, где отливались совершенные для того времени орудия.

Период XIV - начала XVI вв. стал временем образования единой территории и формирования социально-политической системы Российского централизованного государства. Для возникшего Российского государства в силу исторических обстоятельств были характерны некоторые особенности. Жесткая централизация и ослабление демократических традиций, утверждавшихся в период Древней Руси. Этому способствовала многолетняя зависимость русских княжеств от Золотой Орды. Приоритет государства и государственности в ментальности русского народа. Государство, обретенное в ходе борьбы за независимость, рассматривались как главное национальное достояние и достижение. Корпоративность русского общества. Каждый человек был связан с определенной корпоративной ячейкой: родовой корпорацией знати, посадской общиной, купеческой сотней, крестьянской или казачьей общиной. К началу XVI в. Российское государство обладало единой территорией, сложившейся системой управления, единым законодательством и верховной властью. Вместе с тем, в ходе создания сильного государства проявились отличительные от европейского пути развития тенденции. Это - стремление к дальнейшей централизации, ликвидации центров независимости и самостоятельности, отсутствие сильных социальных слоев в лице земельной аристократии и торгово-ремесленного населения городов, способных прекратить чрезмерное усиление «самодержавства» московских государей, их стремление к всеобщему контролю над обществом и его унификации.

централизация русский земля москва

Заключение

На рубеже XV - XVI вв. завершился процесс объединения русских земель. Возникло Русское централизованное государство, владеющее огромной территорией и включающее в себя центр Восточной Европы и ее север. Государство сформировалось как многонациональное, в него входили многочисленные народности. Создание единого государства создало благоприятные условия для развития экономической жизни, позволило освободить от монголо-татарского ига русские земли, укрепить обороноспособность страны. Но сохранение остатков традиций периода феодальной раздробленности выдвигало задачу поиска новой системы политического устройства государства. Российское государство собралось из вполне самостоятельных княжеств, между которыми возникало постоянное экономическое общение, что создало предпосылки формирования внутреннего рынка и политического объединения. Идейно-культурное единство а также, необходимость борьбы с внешними врагами, такими как Золотая Орда, Литва и Польша, повлияло на объединение княжеств в централизованное государство. Именно центральная власть могла объединить возможности всего русского народа и обеспечить ему свободное самостоятельное развитие по собственному исторически и экономически обусловленному пути.

Список литературы

1. Алексеев ЮГ. Под знаменем Москвы. М., 1992.

. Зимин А.А. Россия на рубеже ХV-ХVI столетий: Очерки социально-политической истории. М.,1982.

. Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальная война в России ХV в. М.,1991.

. История России с древнейших времен до 1861 г. (под ред. Н.И. Павленко) М., 1996.

. Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России ХV-ХVI вв. М.,1985.

. Кучкин В.И. Дмитрий Донской // Вопросы истории, 1995, № 5-6.

. Сахаров А.М. Образование и развитие российского государства в ХIV ХVII в. М.,1969. Гл.1-3.

. История России: учебное пособие 2-е издание, Екатеринбург: издательство Уральского Государственного экономического университета 2006 г

Похожие работы на - Образование Российского централизованного государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!