Особенности таможенного регулирования в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,75 Кб
  • Опубликовано:
    2012-08-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности таможенного регулирования в Российской Федерации

Оглавление

Введение

. Особенности таможенного регулирования в Российской Федерации

. Таможенное дело

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

С 1 июля (6 июля) 2010 г. Таможенный союз в составе России, Казахстана и Белоруссии - это реальность, которая практически необратима. С этого времени вступили в действие положения комментируемого Кодекса - Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Международные договоры и решения Комиссии Таможенного союза, принятые на основании комментируемого Кодекса.

К 2010 г. был утвержден ряд нормативных документов, определивших направления развития Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу, в том числе в части распространения информационных и телекоммуникационных технологий для формирования информационного общества. Развитие информационного общества предполагает предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном формате, что является одним из признаков электронного правительства. На совместном заседании Государственного совета и Совета по развитию информационного общества 23 декабря 2009 г. Дмитрий Медведев напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 г.

Таможенному союзу в рамках СНГ предшествовал предварительный и долгий процесс объединений и согласований. Еще в январе 1995 г. президенты Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь подписали Соглашения о Таможенном союзе. А уже летом того же года были сняты таможенные посты на границе Республики Беларусь и Российской Федерации и одновременно был введен упрощенный порядок таможенного контроля на границе Российской Федерации и Республики Казахстан.

В 1996 г. к Соглашениям присоединилась Киргизская Республика, а в 1999 г. - Республика Таджикистан. В указанный период из-за разногласий не удалось создать полновесный Таможенный союз (кроме того, в 1998 г. Киргизская Республика самостоятельно вступила в ВТО). В рамках действия режима свободной торговли была произведена только отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории стран-участниц.

Таким образом, из-за противоположных мнений и как результат - неопределенностей в рамках СНГ Таможенный союз не состоялся ни юридически, ни фактически.

Цель работы - произвести сравнотельно-правовой анализ соотношение таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации.

1. Особенности таможенного регулирования в Российской Федерации

Таможенное законодательство Российской Федерации активно меняется и совершенствуется. Это связано прежде всего с созданием единого таможенного пространства на территории России, Белоруссии и Казахстана, а также со стремлением приблизить нормы российского законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности к международным стандартам.

В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс <garantF1://12071455.0> Таможенного союза (далее - ТК ТС) - основа союзного законодательства. Данный акт содержит большое количество отсылочных норм к законодательству стран - участников союза. Таким образом, для полноценного и эффективного функционирования Таможенного союза каждое государство-член должно принять собственные нормативные акты как для детализации норм ТК ТС, так и для регулирования отдельных правоотношений и установления специфики нормативного правового регулирования на уровне национального законодательства.

декабря 2010 г. вступил в силу Федеральный закон <garantF1://12080625.0> от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон), который практически полностью заменил Таможенный кодекс РФ 2003 г. (за исключением положения ст. 357.10 <garantF1://12031077.35710>, регламентирующей ставки таможенных сборов).

Закон <garantF1://12080625.0> содержит переходные положения, в которых оговаривается конкретная дата вступления в силу отдельных законодательных норм. Он должен стать нормативным правовым актом прямого действия, а отсылочные нормы используются в нем в основном в качестве регламентации отдельных процедур технологического характера. Рассмотрим наиболее важные новеллы Закона и их роль в развитии национального таможенного законодательства.

Глава 2 <garantF1://12080625.1200> Закона посвящена системе таможенных органов, принципам их деятельности, функциям, обязанностям и правомочиям таможенных органов, а также их ответственности. Впервые на таком уровне вводится понятие основных критериев оценки работы таможенных органов, к которым отнесены скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности, своевременность и полнота поступления таможенных платежей, эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

Другой законодательной новеллой является положение о запрете использования на вывесках, бланках, счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики, а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов. Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается размещение на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках слова "таможенный" и включающих его словосочетаний (ч. 2 ст. 13 <garantF1://12080625.1302> Закона).

В целом положения о системе таможенных органов, принципах их деятельности и функциях (обязанностях) существенным образом не отличаются от положений, содержавшихся в ТК РФ.

Важнейшей новеллой Закона <garantF1://12080625.2041> является необходимость подачи декларации на товары <garantF1://12076301.2000> в электронной форме. С 1 января 2014 г. таможенные органы полностью переходят на безбумажный документооборот и технологию представления в электронном виде как таможенной декларации, так и документов, на основании которых она заполнена.

В соответствии с переходными положениями до 2014 г. сохраняется возможность подачи декларации в бумажном виде. Предоставление подобного "коридора" необходимо и для подготовки информационных ресурсов таможенных органов, и для создания соответствующей базы участниками внешнеэкономической деятельности.

Совершенствование и внедрение технологий представления таможенным органам сведений в электронной форме, в том числе с использованием Интернета, является одним из приоритетных направлений деятельности ФТС России. На сегодняшний день таможенными органами Российской Федерации свыше 45% таможенных деклараций оформляется в электронной форме, в том числе около 42% - с использованием Интернета.

Статья 117 <garantF1://12080625.1172> Закона предусматривает применение новых технологий уплаты таможенных платежей - посредством электронных пластиковых карт. Таким образом, на законодательном уровне регламентируется процесс модернизации информационной системы таможенных органов Российской Федерации.

Ряд нововведений Закона связан с таможенным декларированием товаров и направлен на ускорение сроков их выпуска из таможенной зоны. С принятием ТК ТС сроки оформления товаров были сокращены с трех до двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (ч. 1 ст. 196 <garantF1://12071455.1961> ТК ТС), а экспортных товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, - до четырех часов. В рамках данного процесса ускорения таможенных процедур Закон дополнительно сокращает перечень документов, представляемых в таможенный орган при декларировании товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

Закон <garantF1://12080625.1642> закрепил положение об увеличении срока таможенного контроля после выпуска товаров с одного года до трех лет, введенное ТК ТС. Согласно ТК <garantF1://12071455.99> ТС законодательством <garantF1://12080625.164> государств - членов Таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать пяти лет.

Согласно ч. 2 ст. 164 <garantF1://12080625.1642> Закона таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Это положение в условиях Таможенного союза учитывает тенденцию смещения акцента с периода нахождения товаров под таможенным контролем на период "постконтроля" или "постаудита" в рамках общемировой практики, что, безусловно, способствует упрощению и ускорению таможенных процедур.

Специалисты-практики в сфере таможенного дела считают важным создать в Таможенном союзе такую систему таможенного контроля, которая будет эффективной для государства и минимально обременительной для бизнеса. По их мнению, этого можно достичь за счет четкого определения пределов полномочий должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем.

ТК <garantF1://12071455.38> ТС ввел в международные экономические отношения нового участника внешней торговли - уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО). Предоставление участникам внешнеэкономической деятельности статуса уполномоченного экономического оператора предусмотрено рамочными стандартами безопасности и содействия мировой торговле, принятыми Всемирной торговой организацией в 2005 г.

Как известно, рамочные стандарты ВТО строятся на двух опорах: на системе соглашений между таможенными администрациями и на партнерских отношениях между таможенными службами и предпринимательским сообществом. Основной акцент здесь сделан на создание международной системы определения тех частных компаний, которые обеспечивают высокую степень безопасности международной цепи поставок; предоставление им статуса уполномоченного экономического оператора; признание таможенными администрациями статуса УЭО и предоставление им определенных льгот.

Институт УЭО является новым этапом развития института специальных упрощенных процедур, предусмотренного в ст. 68 ТК РФ. В ТК <garantF1://12071455.4101> ТС для данного института разработаны дополнительные упрощения: выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации; транзит товаров без внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.

Закон <garantF1://12080625.861> устанавливает для УЭО дополнительные упрощения, к примеру, он вправе самостоятельно снять средства идентификации и разгрузить товары при завершении процедуры таможенного транзита при определенных условиях, оговоренных в ст. 87 <garantF1://12080625.87> Закона.

В целом созданный в соответствии с европейскими стандартами институт УЭО свидетельствует о значительном росте доверия контролирующих органов к бизнесу.

Отдельные изменения в таможенном законодательстве Российской Федерации связаны с функцией таможенных органов по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Согласно ч. 4 ст. 328 <garantF1://12071455.3284> ТК ТС таможенные органы принимают меры для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве - члене Таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры. Анализируемый Закон расширяет полномочия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в части мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Статья 308 <garantF1://12080625.308> Закона регламентирует процедуру приостановления выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесенные в таможенные реестры. Данное приостановление на семь рабочих дней правомерно при наличии двух условий: наличие информации о правообладателе (его представителе) на территории Российской Федерации и обнаружение признаков нарушения прав интеллектуальной собственности.

Еще одним новым положением, направленным на борьбу с контрафактной продукцией, является норма, позволяющая декларанту в течение срока приостановления выпуска товаров при наличии письменного согласия правообладателя уничтожить товары, выпуск которых приостановлен. В этом случае решение таможенного органа о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене (ст. 310 <garantF1://12080625.310> Закона).

Учитывая, что в условиях Таможенного союза на общих границах фактически отменены таможенное оформление и таможенный контроль произведенных и выпущенных для внутреннего потребления товаров, вероятность поставок контрафактных товаров на российский рынок возрастает*(5). Расширение функции таможенных органов в сфере борьбы с контрафактной продукцией должно отразиться на ее эффективности как в территориальном, так и в качественном аспекте.

Закон содержит и другие относительно новые положения. Так, уточнена и усовершенствована по результатам правоприменительной практики глава <garantF1://12080625.1300>, посвященная процедуре обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Значительно упрощен порядок временного ввоза (допуска) и временного вывоза научных и коммерческих образцов.

Для создания полноценной системы таможенного регулирования на территории Таможенного союза недостаточно нормативной базы ТК <garantF1://12071455.0> ТС и Закона <garantF1://12080625.0>. В настоящее время разрабатываются проекты многочисленных актов, необходимых для реализации названных документов. По мнению специалистов, оценить эффективность таможенного законодательства можно будет только в ходе его применения как участниками внешнеэкономической деятельности, так и рядовыми сотрудниками таможенных органов на местах.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы.

Этот документ содержит ряд сравнительно новых для национального законодательства положений, которые в большинстве своем направлены на максимальное ускорение и упрощение таможенных процедур и свидетельствуют о модернизации в сфере таможенного дела. Данная модернизация, на наш взгляд, имеет три основных направления. Первое из них связано с процессом внедрения информационных технологий и электронного документооборота. Второе направление заключается в оптимизации взаимодействия с участниками внешнеэкономических отношений, которое выразилось в развивающихся процессах ускорения и упрощения таможенных процедур, в поддержании необходимого уровня доверия к бизнесу. Третий аспект модернизации связан с качественно новым статусом таможенных органов, более конкретно и системно определяющих свои задачи, функции, полномочия и оценивающих эффективность своей деятельности. Все это в совокупности позволит усилить внешнеэкономическую активность в рамках единого пространства Таможенного союза, оптимизировать таможенные процедуры и повысить уровень таможенного администрирования.

Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.

Согласно ст. 3 главы таможенное законодательство ТС состоит из Кодекса, международных договоров государств - участников ТС и решений КТС, принимаемых в соответствии с комментируемым Кодексом.

В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

К 1 июля (6 июля) 2010 г. некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу, поэтому в том числе в Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения. По мере вступления нормативно-правовых документов ТС нормы национального законодательства будут утрачивать силу.

Таким образом, кроме комментируемого Кодекса, в области таможенного регулирования будут применяться и другие акты, входящие в законодательство ТС:

международные договоры государств - участников ТС, регулирующие таможенные правоотношения в ТС (48 отсылок);

решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в ТС, принимаемые в соответствии с ТКС и международными договорами государств - участников ТС (56 отсылок).

Состав Единой таможенной территории ТС (таможенной территории ТС) определен п. 1 ст. 2 ТС. С даты вступления в силу комментируемого Кодекса понятие "таможенная территория" Российской Федерации утрачивает силу, хотя понятие "территория РФ" остается (граница России, т.е. пограничная территория).

2. Таможенное дело

Таможенное дело - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования <#"justify">-обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность, защищает экономические интересы РФ;

-обеспечивает соблюдение законодательства, ведет борьбу с контрабандой <#"justify">Заключение

таможенное регулирование

Таможенное законодательство Российской Федерации активно меняется и совершенствуется. Это связано прежде всего с созданием единого таможенного пространства на территории России, Белоруссии и Казахстана, а также со стремлением приблизить нормы российского законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности к международным стандартам.

В июле 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс <garantF1://12071455.0> Таможенного союза (далее - ТК ТС) - основа союзного законодательства. Данный акт содержит большое количество отсылочных норм к законодательству стран - участников союза. Таким образом, для полноценного и эффективного функционирования Таможенного союза каждое государство-член должно принять собственные нормативные акты как для детализации норм ТК ТС, так и для регулирования отдельных правоотношений и установления специфики нормативного правового регулирования на уровне национального законодательства.

Таможенное дело - совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования <#"justify">Таможенное регулирование на территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с законодательством ТС, а в части, не урегулированной им, - в соответствии с национальными законодательствами государств - участников ТС.

Согласно ст. 3 главы таможенное законодательство ТС состоит из Кодекса, международных договоров государств - участников ТС и решений КТС, принимаемых в соответствии с комментируемым Кодексом.

В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения Комиссии Таможенного союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.

Система управления таможенным делом определяется Таможенным кодексом ТС <#"justify">Список использованных источников и литературы

1. Нормативные правовые акты

2.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ред. от 27.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.

3.Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.

. Литература

1.Габричидзе Б.Н. Таможенное право: Учебник для вузов. - М.: Издательство Норма, 2011. - 325с.

2.Андриашин Х.А. Таможенное право: Учебник для вузов. - М.: ЮстицИнформ, 2011. - 464с.

Похожие работы на - Особенности таможенного регулирования в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!