Кинопроекционная аппаратура, типы, принцип действия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Кинопроекционная аппаратура, типы, принцип действия

Московский киновидеоинститут











Реферат по предмету

«Введение в специальность»

на тему:

Кинопроекционная аппаратура, типы, принцип действия

Выполнила студентка 1-го курса специальности

«Звукорежиссура аудиовизуальных искусств»

Лякина Александра


Классификация кинопроекционной аппаратуры

Кинопроекционная аппаратура классифицируется по характеру ее работы, размерам кинофильма и назначению.

По характеру работы кинопроекционная аппаратура делится на стационарную, передвижную и любительскую.

В настоящее время для профессионального кинопоказа применяются три формата киноленты: 16-, 35- и 70-мм. Соответственно этим форматам различают три типа кинопроекторов.

Любительские кинофильмы снимаются на узкой кинопленке шириной 16- или 8-мм, соответственно этому существуют и две разновидности любительских передвижных кинопроекторов.

По назначению кинопроекционная аппаратура делится на следующие группы:

.Аппаратура, предназначенная только для демонстрирования изображения фильма. К этой группе относится большинство любительских и школьных проекторов, панорамные и рирпроекторы.

.Аппаратура, на которой демонстрирование изображения фильма производится одновременно с воспроизведением звука с фотографической или магнитной фонограммы. Вся кинопроекционная аппаратура для профессиональных целей ,кроме панорамных кинопроекторов, относится к этой группе.

.Рирпроекторы - аппараты, проецирующие на полупрозрачный экран динамический фон при комбинированных съемках.

.Аппаратура для кинопроекции и звуковоспроизведения с двух лент.

.Аппараты для демонстрирования учебных фильмов, имеющие прямой и обратный ход, покадровую проекцию, а иногда и устройства для демонстрирования фильмов, склеенных в кольцо.

.Аппаратура для рекламных целей, выставок, в последней устанавливается кассета для кольцевого фильма, что обеспечивает возможность показа небольшого по длине кинофильма большое количество раз без перерыва. Управление этими кинопроекторами производится обычно дистанционно.

.Кинодешифраторы.

Кинопроекционные аппараты СССР

В Советском Союзе было разработано множество кинопроекторов для кинотеатров: КПТ-2, КПТ-3, 35-СКПШ-1 и 35- СКПШ-2, Меопон IV-С. Кинопроекторы для демонстрации 35- и 70-мм фильмов: КП30В, КП15-А, 23-КПК. Кинопроекторы для демонстрации 35-мм панорамных фильмов: КПП-2, КПП-3, КПК-1. Стереокинопроекторы: КПТ-С-2, КПТ-С3. Узкопленочные кинопроекторы: КПС-16-2,КПС-16-2А, КПС-162А(М).

Среди передвижных кинопроекторов СССР можно выделить устройства КН-12 и КН-11 для 35-мм пленки; ПП-16-4, ПУ-16-2, ПУ-16-1, 16-КПЗЛ-3 для 16-мм фильмов; «Луч» (ПКЛ), «Кама» (8П-1), «Веймар», «Аматор», «Меопта» (Мео-8), АМ-8 для 8-мм показа.

Были также разработаны двухпленочные кинопроекторы, среди них 35-СПД-2 и 35-СПД-4, кинодешифраторы (КД-3 и КДУ), стендовые кинопроекторы - РС-35, СКУ, КДУ-2.

Рассмотрим некоторые из этих проекторов.

Стационарный Кинопроектор КПТ-3

-е годы XX века в кинотеатрах были распространены кинопроекторы модельного ряда КПТ, модель КПТ-3 отличалась наличием магнитного звукоблока для работы с 4-канальными стереофоническими магнитными фонограммами. Главным отличием так же являлось и то, что эта модель появилась в эпоху ШИРОКОЭКРАННОГО кинематографа. Кинопроектор имел в комплекте анаморфотную насадку и рамку (вкладыш фильмового канала) с отверстием под "ШИРОКИЙ".

Технические характеристики

Звуковой стационарный кинопроектор КПТ-3 предназначен для демонстрирования 35-мм широкоэкранных фильмов со стереофонической магнитной записью звука, 35-мм широкоэкранных фильмов с фотографической записью звука и 35 мм обычных фильмов с фотографической записью звука.

Осветительная система кинопроектора состоит из источника света (дуги высокой интенсивности горения) и асферического отражателя. Полезный световой поток кинопроектора при нормальных условиях без заряженного фильма при работающем обтюраторе и углях высокой интенсивности при силе тока 90 А составляет не менее 7000 люмен. Равномерность освещенности киноэкрана не менее 70%.

Ход фильма - открытый

Приемная и размоточная бобины заключены в противопожарные коробки с пламягасящими роликами на выходах.

Частота смены кадров при проекции - 24 к/с.

Обтюратор конический двухлопастный.

Лампа просвечивания (звукочитающая) - К27 10 В, 50 Вт, цоколь Р-14.

Расстояние от центра кадрового окна до зазора магнитных головок - 28+-1 кадров.

Фоточувствительный элемент оптического звукоблока - ФЭУ-1 (фотоэлектронный умножитель).

Приводом механизма проекционной головки кинопроектора служит трехфазный асинхронный двигатель 220/380 В, 027 кВт, число оборотов 1400 об/мин.

Емкость бобин - до 600 м.

Смазка приводного механизма головки кинопроектора - автоматическая, принудительная от шестеренчатого насоса.

Наматыватель имеет постоянный момент силы сухого трения.

Угол наклона проектора от 6 градусов вверх, до 17 градусов вниз.

Габаритные размеры кинопроектора 2025Х1600Х1100 мм.

Высота от пола до оптической оси 1250-1275 мм.

Масса - 350 кг.

Источником света в кинопроекторе является дуговая лампа с углями высокой интенсивности. Дуговая лампа этого проектора предназначена для работы с углями интенсивного горения 8-60 и 9-90. Основанием лампы служит чугунное плато, являющееся одновременно основанием фонаря. На плато размещены механизмы лампы.

Для крепелния углей служат держатели. Держатель отрицательного угля расположен за отражателем, в задней части лампы. Держатель положительного угля находится перед отражателем. Для приведения дуговой лампы в рабочее положение необходимо выставить дуговую лампу на одну оптическую ось с кадровым окном кинопроектора и его объективом. У дуговой лампы предусмотрена автоматическая подача обоих углей. В зависимости от скорости сгорания углей подбирают скорость движения держателей положительного и отрицательного угля с помощью потенциометра и кулачкового дифференциала механизма автоматической подачи углей. Для разжигания дуговой лампы следует включить рубильник подачи постоянного тока на держатели углей сзади дуговой лампы и толкнуть рукоятку подачи положительного угля. Таким образом, положительный уголь замыкается с отрицательным, а при разведении на рабочую дистанцию образуется дуга.

кинопроектор лампа изображение контрастность

Двухформатный кинопроектор КП-30В

Кинопроектор КП-30В является усовершенствованной моделью двухформатного кинопроектора с дуговой лампой Д-200 КП-30А. Данный вид аппаратуры устанавливался в широкоформатные кинотеатры в период с начала 70-х года. Двухформатная аппаратура типа КП монтировалась в трех и четрыехпостные киноустановки. Во всех столичных широкоформатных кинотеатрах, таких как Россиия (Пушкинский), Эльбрус, Октябрь, Балтика, Минск и прочие, киноустановки состояли из четырех постов с комплектом звуковоспроизведения ЗВУК-6-100 или ЗВУК-6-50, а так же ранее с комплектами КВЗС-10

Кинопроектор КП-30В предназначен для демонстрирования 70 мм кинофильмов с шестиканальной магнитной фонограммой, а так же 35 мм обычных, широкоэкранных и кашетированных кинофильмов с оптической и магнитной фонограммой.

Технические характеристики

Осветительная система кинопроектора представляет собой ксеноновый блок с отражателем диаметром 600 мм и вертикальной ксеноновой лампой мощностью до 10 кВт в переделанных фонарях с комплектом ОК30 и в заводском исполнении с дуговой лампой Д-200И. Кинопроектор снабжен противопожарными кассетами и плямагасящими роликами на выходах кассет.

Полезный световой поток без пленки и при вращающемся обтюраторе составляет:

при ламповом фонаре с 10 кВт ксеноновой лампой или (КП-30В+ОК30) - 16 000 лм (35 мм), 30 000 лм (70 мм)

при ламповом фонаре с дуговой лампой Д-200И - 16 000 лм (35 мм), 30 000 лм (70 мм)

Применяемые в дуговой лампе киноугли:

ТИП КП-30, положительный диаметром 12 мм, длиной 800 мм; отрицательный диаметром 14 мм, длиной 300 мм

Емкость кассет до 1500 м, емкость бобин до 750 м

Частота проекции 24 к/с

Обтюратор плоский дисковый однолопастный

Равномерность освещенности при демонстрации обычных 35 мм фильмов - 65%

Неустойчивость кинофильмов в кадровом окне в вертикальном и горизонтальном направлениях не более 0,025 мм.

Пусковой период стабилизатора скорости (гладкого барабана с маховиком) - 7 секунд

Пределы регулирования совмещения кадра с кадровым окном по вертикали +-0,5 кадра.

Электропитание кинопроектора осуществляется от следующих источников:

переменного трехфазного тока 380/220 В, 50 Гц

специального выпрямительного устройства типа 56ВУК300 для питания ксеноновой лампы постоянным стабилизированным током с напряжением холостого хода не менее 100 В, силой тока 300А.

выпрямителя для питания постоянным током звукочитающей лампы

Оптический звукоблок монофонический с обратным считыванием

Магнитный звукоблок стереофонический 6-ти канальный

Угол наклона оптической оси вверх - 3 градуса, вниз 8 градусов

Расстояние от пола до оптической оси кинопроектора - 1250+-20 мм

Уровень шума, создаваемый кинопроектором при работе не должен превышать 75 Дб

Габаритные размеры кинопроектора 2325х890х2260 мм

Масса кинопроектора без выпрямителя 1200 кг

Состав кинопроектора

К состав кинопроектора входят следующие системы и составные части:

фонарь с дуговой лампой Д-200И

звукочитающая система

гидравлическая система принудительного водяного охлаждения

головка кинопроектора

станина с разматывателем

наматыватель

Кинопроектор двухформатного типа, в течение 10 минут пост может быть переналажен с 35 мм формата на 70 мм и наоборот. Для работы с 70 мм форматом в кинопроекторе следует заменить фильмовый канал, прижимные полозки переставить в положение 70 мм, заменить кадровую рамку, перевернуть все каретки из положения 35 мм на 70мм.

В оптическом звукоблоке установлены две звукочитающие лампы с механизмом револьверного резервирования. В кинопроекторе предусмотрен механизм автоматической блокировки открытия фильмового канала в течение 15 секунд после остановки проектора. При открытии фильмвого канала мальтийский механизм автоматически переходит в положение конца рабочего хода эксцентрика. Таким образом, перед зарядкой кинопроектора нет необходимости прокруткой механизма устанавливать положение скачкового барабана, кинопроектор сразу готов к зарядке. Дуговая лампа имеет полноценную систему автоматики подачи киноуглей при горении. Дуговая лампа обладает самым надежным приводом подачи киноуглей среди всех выпускавшихся кинопроекторов с дуговыми лампами в Советском союзе. Кинопроекторы так же выпускались в экспортном варианте.

Кинопроетор 23-КПК

Самый распространенный кинопроектор в нашей Стране, выпускался на ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) с 1973 года. Это ранняя модель кинопроектора, так как на наматывателе и сматывателе присутствуют противопожарные кассеты с плямягасящими роликами для демонстрации кинофильмов на нитроцеллюлозой основе. Кинопроектор предполагает работу с двумя основными форматами изображения для того времени, в револьверный объективодержатель устанавливали два объектива: для обычного формата 1:1,37 и для широкого 1:2,35 с применением анаморфотной оптики с коэффициентом анаморфирования М=2 типа 35-НАП-2-2. При смене формата требовалась замена кадровой рамки, выполненной в виде прямого вкладыша с отверстием нужного формата и пластиковыми или замшевыми полозками. Кинопроектор имеет ксеноновый осветитель с вертикальным креплением ксеноновой лампы, отражатель типа РЧИ (разведенная чаша интерференционная) диаметром 358 мм с двумя вырезами. В осветителе так же применен контротражатель. В данной модели имеется так же световой противопожарный клапан на корпусе осветителя, в последующих модификациях эта деталь отсутствует.

Механизм проекционной головки представляет собой закрытый картер с масляным шестеренчатым насосом внутри. От вертикального распределительного вала вращение передается всем элементам лентопротяжного механизма. Мальтийский механизм имеет четырехлопастный мальтийский крест, конструктивно механизм представляет собой отдельный узел. Обтюратор у кинопроектора двухлопастный конический. Фильмовый канал прямолинейного типа. Механизм установки кадра в рамку предает дополнительное вращение корпусу мальтийского механизма, обеспечивая поворот скачкового барабана в пределах 1,5 кадра. Снабжен роликовым самозаклинивающим механизмом, исключающим самопроизвольное сползание "рамки"

Стабилизатор скорости механически не связан с кинематикой проекционной головки, на конце вала гладкого барабана имеется масляный центробежный фильтр, выполненный в виде картера, в котором в масляной среде вращается маховик.

Все электрооборудование смонтировано в литой станине и чугунном столе с пультом управления на передней его части, на нем же установлен приводной двигатель проекционной головки.

Наматыватель кинопроектора карданом связан с проекционной головкой, сама его кинематика с постоянным моментом сил трения.

Работа Кинопроектора

Кинопроектор осуществляет проекцию движущегося изображения на экран при помощи последовательной проекции неподвижных кадриков, отснятых на кинопленке, или отпечатанных на фильмокопии. Для этого перфорированная кинопленка передвигается в фильмовом канале мимо кадрового окна при помощи скачкового механизма. В качестве последнего могут применяться грейфер или мальтийский механизм. В большинстве кинопроекторов, рассчитанных на кинопленку форматом 35 мм и более, применяется мальтийский механизм. В кинопроекторах формата IMAX вместо скачкового механизма применяется оригинальная система прерывистого перемещения пленки "бегущая петля" с неподвижным контргрейфером. Стандартная частота кинопроекции звукового фильма - 24 кадра в секунду. Для предотвращения смазывания изображения на экране в момент передвижения пленки в фильмовом канале, применяется обтюратор, перекрывающий световой поток от осветительной системы. В отличие от фильмового канала, в остальных частях лентопротяжного тракта кинопленка передвигается непрерывно и для предотвращения ее обрыва перед фильмовым каналом и после него кинопленка делает петли у тянущего и задерживающего барабанов. Тянущий барабан сматывает кинопленку с подающей бобины, после чего она попадает в фильмовый канал, где прерывисто передвигается скачковым механизмом. После фильмового канала, делая петлю, пленка попадает на задерживающий барабан и с него - в звукочитающую систему на гладкий барабан, сглаживающий колебания скорости кинопленки. После звукочитающей системы фильм попадает на приемную бобину, которая для равномерной намотки кинопленки оснащена фрикционом.

В последнее время для кинодемонстрации все чаще используются цифровые кинопроекторы. Цифровой кинопроектор обеспечивает показ не с плёнки, а с цифрового видеосервера. Разрешение обычных цифровых проекторов составляет 2К, то есть 2048х1080 элементов изображения. Но уже сейчас есть модели, способные воспроизводить контент с разрешением 4К. Световые потоки некоторых моделей цифровых проекторов превышают 30000 Лм, не уступая лучшим пленочным проекторам. Массовое внедрение цифрового кинопоказа позволит полностью исключить киноплёнку из кинопроизводства, что его удешевит и сделает более экологичным, снизит эксплуатационные затраты кинотеатров за счёт сокращения обслуживающего персонала путем автоматизации процесса кинопоказа, повысит его качество.

Учитывая популярность цифровых кинопроекторов, направим свое внимание на них. Не смотря на то, что запись кино- и телефильмов, и даже рекламы по-прежнему производится на пленку, популярность цифровой аппаратуры растет. Проекторы выпускают такие фирмы, как BenQ, InFocus, LG, Epson, NEC, Panasonic, Sanyo, Sharp, Sony, Toshiba, одними из самых популярных производителей являются Barco и Kinoton.

Кинопроекторы XXI века

Принцип действия современного проектора. Для получения изображения на широком экране проектор подключают к источнику видеосигнала (видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, видеокамера, система спутникового телевидения, ТВ-тюнер) или к компьютеру. Несмотря на то, что проекторы в основном работают только в тандеме с внешними источниками информации, существуют и модели - такие, как TLP-X21 (Toshiba), PT-L557E (Panasonic), HT1000 (NEC) (все - Япония) - с возможностью записи небольшого объема (8-32 Mb) цифровой информации на встроенные в них карты памяти (PC-карты для хранения цифровой информации), что позволяет провести показ видео без компьютера и DVD-проигрывателя. Теоретически можно подключать к проетору даже мобильный телефон!

Проекторы формируют изображение разными способами. Мы рассмотрим две основные технологические схемы, чаще всего применяемые в современных приборах: LCD и DLP. Трудно сказать, какая из них лучше: вследствие конкуренции между производителями грань различий в качестве изображения, выдаваемого работающими по разным технологиям моделями, стирается все больше.

Итак, начнем с LCD-технологий. Главными в LCD-проекторах (Liquid Crystal Display - жидкокристаллический дисплей или матрица) являются три LCD-матрицы, собранные из множества ЖК-элементов (пикселей). Когда световой поток от лампы проходит через ЖК-ячейки, под воздействием входного сигнала от управляющего электрода они открываются или закрываются (пропускают либо блокируют свет). Это корректирует поток света и создает изображение.

Каждая из матриц управляет только одним цветом (красным - R, зеленым - G и синим - B). Окончательную картину формирует оптическая система путем совмещения световых потоков от всех трех матриц. Смешение базовых цветов и дает нужные оттенки. Яркость изображения обусловлена способностью жидких кристаллов менять степень прозрачности (поляризоваться) под воздействием электрического поля, создаваемого управляющим сигналом. Когда нет сигнала, они прозрачны, а при росте напряжения происходит сдвиг вектора поляризации и прозрачность пикселя уменьшается. Средняя яркость изображения - 700-2500 ANSI лм. Чем меньше это значение, тем сильнее следует затемнять помещение для получения оптимальной картины. Но надо учитывать, что жидкий кристалл даже при закрытии остается немного прозрачным, поэтому черный насыщенный цвет для такого проектора недоступен, а следовательно, это не очень хорошо сказывается на изображении - черный выглядит сероватым.

У LCD-проекторов - качественная цветопередача, естественные, яркие, насыщенные цвета. Минусы - в некоторых моделях заметен эффект "мозаики". Дело в самой матричной структуре, где ячейки разделены токоизолирующей перегородкой, - она и проявляется на изображении в виде сетки. К тому же часть пикселей могут быть неисправными, что также ухудшает изображение. Хотя надо сказать, что у самых современных проекторов эти недостатки практически незаметны.

Мерцающая поверхность

Экраны можно разделить на два типа: для прямой и обратной проекции. Первый вариант более привычен: проектор находится перед экраном и проецирует на него изображение. Самый доступный экран - полотно, натянутое на рамку, которую просто вешают, например, на стену. Но это вносит диссонанс в обстановку, поэтому лучше купить более дорогой экран с электроприводом. По окончании просмотра он автоматически сворачивается в рулон и незаметно висит под потолком.

Во втором случае прибор располагают позади просветного экрана. Это решит многие проблемы. Во-первых, во время "киносеансов" можно спокойно перемещаться по комнате, не заслоняя луч проектора. А во-вторых, улучшится внешний облик комнаты - проектор будет выглядеть как обычный телевизор. Самый важный параметр экрана, по которому можно судить о его свойствах, - коэффициент усиления (достигается благодаря особой фактуре экрана). Это отношение яркости изображения, отраженного от конкретного экрана с усиливающим эффектом, к яркости того же изображения, полученного на эталонной поверхности (белая, плоская, матовая поверхность). Высокий коэффициент усиления (1,5-2,5) позволяет направлять луч света, падающий на экран, непосредственно к зрителю, который должен находиться как можно ближе к оси проектора, иначе картинка будет плохо видна. А при небольшом коэффициенте усиления (1 или меньше) яркость не зависит от расположения зрительского места.

Light Processing

Около 10 лет назад в проекторах стали применять интегральные микросхемы, разработанные фирмой Texas Instruments (США). Такие приборы назвали DLP-проекторами (Digital Light Processing - дословно "цифровой обработчик света"). Их "сердце" - DMD-чип (Digital Mirror Device - цифровое зеркальное устройство), на поверхности которого находятся сотни тысяч и даже миллионы крошечных зеркал - они крепятся к специальной подложке, соединенной с основанием управляющей матрицы. Каждое микрозеркало соответствует одной световой точке на экране. Свет от лампы попадает на DMD-устройство, под воздействием управляющего электрического сигнала зеркала наклоняются под углом 10-12° (больше угол - лучше контрастность), тем самым отражая и направляя поток на линзы (пиксель "работает") или в сторону от линз на светопоглощающий элемент (пиксель "закрыт"). В этом и заключается отличие от LCD: микрозеркала работают на отражение света, а не пропускают его, значит, меньше потери света и выше яркость. DLP-проекторы могут быть с одним, двумя и тремя чипами. Наиболее распространены первые и последние, поэтому дальше будем говорить о них.

Трехчиповые. Картинка формируется путем разделения, а затем объединения трех пучков света. Световой поток расщепляется на три составляющие (красный, зеленый, голубой цвета) посредством дихроичных призм. Каждая составляющая направляется на свою DMD-матрицу, которая создает однотонную картинку. Объектив аппарата одновременно проецирует на экран три цветные картинки - они и формируют полноценное изображение. Но такие приборы очень дороги. В моделях же дешевле 500 тыс. руб. задействован только один чип.

Одночиповые. Цветным изображение делает светофильтр (обычно разделен на три сектора разных цветов: красный, зеленый, синий), который расположен между потоком света и DMD-матрицей. То есть поток света проходит через диск, вращающийся с огромной скоростью (3600 об/мин - обозначается "x 1", 7200 об/мин - "x 2", 10 800 об/ мин - "x 3", 14 400 об/мин - "x 4", 18 000 об/мин - "x 5"). Чем выше скорость, тем лучше изображение; например, "x 1" не подходит для просмотра кино - такой проектор можно использовать для презентаций.

Цвет формируется так. Свет от лампы падает на вращающийся фильтр. На соответствующей микрозеркалу точке экрана последовательно будут отображаться все три основных цвета RGB, но каждый - в течение определенного отрезка времени. Зеркальца могут мгновенно переключаться из одного положения в другое - как бы "дрожать" с неразличимой для глаз частотой. Для формирования нужного оттенка зеркало "включается" только в тот момент, когда через фильтр проходят соответствующие цвета. Так, для получения желтого нужно смешать красный и зеленый: зеркало "включено", когда проходит красный цвет, "включено", чтобы пропустить зеленый, и "выключается", когда проходит синий.

Причем оттенок зависит от того, каково соотношение длительности "открытий" зеркала во время прохождения определенного сектора. То есть, например, при прохождении через красный сектор "открыто" 45 % времени и через синий - 55 % времени - получится фиолетовый цвет. Но помимо цвета необходимо управлять еще и яркостью изображения.

Здесь разработчики использовали особенность человеческого зрения. Чем дольше светит точка, тем более яркой мы ее воспринимаем, хотя в реальности ее яркость не изменяется. Значит, направляя дольше свет зеркальцем в "ловушку", а не на экран, можно уменьшить яркость точки изображения, и наоборот. Поэтому, не меняя общего соотношения времени "открытия" зеркала в каждом цветовом секторе фильтра, но одинаково уменьшая процент времени "открытия" в каждом секторе, можно уменьшить яркость цветной точки. Для усиления яркости производители ввели в фильтр прозрачный сектор. Но возникла другая проблема: яркость увеличилась, а вот насыщенность цветов ухудшилась. Однако придумали, как бороться и с этим недостатком. Вместо того чтобы делить светофильтр на три или четыре сектора, его разбили на шесть частей (по два набора красного, зеленого и синего цветов). Это улучшает цветовую насыщенность и точность цветопередачи.

Кроме того, есть и эксклюзивные разработки фирм. Например, в модели MP510 (BenQ, Тайвань) - пятисегментное колесо с определенным соотношением цветных сегментов, где помимо основных (синий, красный и зеленый) добавлены сегменты белого и желтого цветов, что также улучшает цветопередачу.

Плюсы DLP-проекторов - меньшее расстояние между микрозеркалами, чем между пикселями LCD-матрицы, то есть картинка получается без эффекта сетки. Минусы в том, что не все способны нормально воспринимать изображение. Вращение светофильтра и соответственно мелькание цветов у особо чувствительных людей может вызвать ухудшение самочувствия (например, резь в глазах или головную боль). С постоянным усовершенствованием проекторов этот недостаток почти устранен: чем быстрее вращается фильтр, тем меньше человеческому глазу заметно это мерцание и тем естественнее выглядят динамические сцены.

Обычно у проекторов есть аудиовходы и встроенные динамики. Но для полноценного просмотра фильма их мощности будет недостаточно. Лучше купить отдельную полностью укомплектованную аудиосистему и подключить ее непосредственно к источнику сигнала, скажем к DVD-плееру.

Проекционные лампы

Лампы в проекторах имеют особое значение, поэтому обычно они долговечны (срок службы - 1500-4000 ч). Даже при частом использовании заменить такой элемент надо будет лишь через несколько лет. Правда, это мероприятие будет затратным и обойдется в 3-15 тыс. руб. (в зависимости от модели проектора). Но срок службы можно и немного увеличить. Если при отключении лампы подогревать катод для более медленного остывания по сравнению с остальными частями лампы, то он не загрязняется и сопротивление не растет, а иначе ему может потребоваться большее напряжение при запуске, и это плохо сказывается на "самочувствии" лампы. Подобная система подогрева катода есть, в том числе у проекторов Sharp. Помните, что не стоит включать прибор повторно, пока не остыла лампа.

Сначала разберемся со световым потоком (яркостью) экранного изображения. Измеряют его в ANSI люменах. Чем выше его значение, тем менее строги требования к затемнению помещения. Выбирать подходящее значение светового потока нужно исходя из необходимого размера изображения, а также величины и освещенности помещения. То есть чем больше помещение и чем оно светлее, тем яркость должна быть выше. А для маленькой комнаты с возможностью ее затемнения будет достаточно проектора с небольшим значением светового потока. В среднем значение яркости для проектора, используемого в домашних условиях, колеблется в пределах 400-2500 ANSI лм. Главное - не забудьте, что прямые солнечные лучи противопоказаны даже самому "яркому" проектору.

Кстати, у некоторых фирм есть специальные разработки по улучшению яркости. Проекторы Epson оснащены специальным устройством Cinema Filter. Это линза, которая позволяет не затемнять комнату, например, при просмотре телевизионных программ.

Контрастность

Контрастность изображения - тоже важный параметр. Именно от нее зависит объемность деталей, а также их различимость в темных и светлых местах изображения. Это соотношение яркости наиболее светлого участка изображения и самого темного. Чем оно выше, тем четче изображение. На этот параметр также влияет затемнение помещения - в светлой комнате даже при самой большой контрастности картинка может быть недостаточно четкой. У LCD-проекторов контрастность колеблется от 300: 1 до 1200 : 1, а у DLP-моделей этот показатель в несколько раз выше - от 800 : 1 до 5000 : 1, что обусловлено самой технологией формирования изображения.

В значениях контрастности есть и некий подвох. Существует несколько методик ее измерения. Одна из них называется "белое поле/черное поле" - именно ее применяет большинство производителей, поскольку она позволяет получать самые высокие значения. В центре экрана замеряют освещенность белого и черного изображений, затем значения белого кадра делят на значения черного, а результат и есть контрастность. Но тогда нельзя судить о равномерности контрастности по всему экрану. Другой способ - "шахматное поле". Экран делят на 16 прямоугольников (8 черных и 8 белых), измерения проводят на всех, значения усредняют и вычисляют их отношение. Цифры, полученные такими разными способами, различаются, и их нельзя сравнивать.

Кстати, указанная в техническом описании величина выведена при измерении, проведенном в идеальных условиях, поэтому лучший способ узнать реальную контрастность - прийти в магазин и самостоятельно протестировать понравившуюся модель.

Разрешение проектора

Разрешение проектора - это количество точек (пикселей) матрицы, которые формируют изображение. В техническом описании обычно указывают два значения - по горизонтали и вертикали. Чем выше разрешение, тем меньше размеры светящихся элементов, то есть изображение более детализировано.

У проекторов разрешение может быть стандарта SVGA (800 - 600 пикселей), XGA (1024 - 768), реже встречаются модели с разрешением SXGA (1280 - 1024) и UXGA (1600 - 1200). Для демонстрации фильмов с помощью видеомагнитофона вполне хватит и возможностей SVGA. Формат изображения будет, как на обычном телевизоре, - 4 : 3 (соотношение его сторон). Если вы собираетесь использовать DVD-диски или телевидение высокой четкости (HDTV), то лучше выбрать широкий формат - 16 : 9, который поддерживают проекторы с разрешением W-SVGA (848 - 480) и W-XGA (1366 - 768 или 1280 - 720), а также с разрешением Full HD (1920 - 1080).

Разъемы

Количество разъемов на корпусе говорит об универсальности прибора. Чем их больше, тем больше возможностей интеграции с любым источником сигнала. У многих нынешних проекторов панель включает один или два RGB-входа, один RGB-вход для подключения компьютерного монитора, 1-2 компьютерных аудиовхода, несколько портов для подключения видеоисточников. Для просмотра фильмов с DVD-проигрывателей и цифрового ТВ нужен компонентный - Y, Cb (Pb), Cr (Pr) - интерфейс. Иногда есть разъем для подключения сигналов HD.

На вход любого проектора можно подать сигнал формата, который не совпадает с разрешением прибора. Тогда картинку надо сжать или растянуть (функция цифровой интерполяции). То есть проектор может работать с разрешением выше или ниже базового. Качество изображения будет лучше, когда номинальное разрешение проектора совпадает с тем, что подается на его вход от источника сигнала. Если формат носителя 16 : 9 сжать до формата проектора 4: 3, изображение потеряет детальность, а если сделать наоборот, то снизится четкость.

Размер изображения

Настраивают размер изображения, изменяя расстояние между проектором и экраном: чем оно больше, тем больше изображение. Однако оптика приборов выстроена таким образом, что оптимальное расстояние до проектора равно удвоенному значению ширины экрана. Zoom-объективы - они есть только у некоторых моделей, таких, как TLP-T790 (Toshiba), VPL-HS50 (Sony), - с переменным фокусным расстоянием позволяют менять это значение в пределах до 30 % без перемещения проектора. Если аппарат надо расположить ближе (в частности, при обратной проекции), то лучше использовать широкоугольный объектив, а при необходимости установить проектор на большом расстоянии - длиннофокусный вариант.

Технологии

- это, пожалуй, старейшая технология. Главными здесь являются электронно-лучевые трубки. У них высочайшее качество воспроизведения изображения, и пока ни одна современная технология не может с ними сравниться. Но они сейчас уходят в прошлое из-за большой массы (несколько десятков килограммов), кроме того, просмотр фильмов возможен только при значительном затемнении помещения, и самое главное - они очень дорогие.

D-ILA-проекторы (разработаны фирмой JVC, Япония), как и LCD-модели, функционируют с применением свойств жидких кристаллов, но изображение формируется с помощью ЖК-матриц, действующих на отражение, а не на просвет, как у LCD-приборов. Такие проекторы могут обеспечить высокое разрешение и менее заметную сетчатую структуру. Пока они не нашли массового покупателя из-за высокой цены, но успешно используются в просмотровых залах.

LDT-проекторы базируются на новейшей лазерной технологии. Она применяется для профессиональных целей, но в ней еще много недоработок, и ее постоянно совершенствуют.

Дополнительные функции

Дополнительные функции делаю проктор максимально удобным и приятным. Важна "коррекция трапецеидальных искажений", которая при необходимости исправляет изображение. Так, если проектор установить не перпендикулярно экрану, а под углом, то картинка искажается - становится не прямоугольной, а трапециевидной. "Картинка в картинке" позволит, например, одновременно с просмотром фильма с DVD-плеера следить за счетом футбольного матча, транслируемого по телевидению. Цифровое масштабирование (до 10 раз) увеличит выделенный фрагмент. Всплывающие подсказки помогут новичкам разобраться с настройкой и управлением проектора. Цифровое изменение формата (с 4 : 3 на 16 : 9 и наоборот) происходит с помощью функции Resize.

Заключение

И так, можно увидеть, что современная киноаппаратура значительно ушла вперед от своих «доисторических» предков 60-70-х годов. Меньшие размеры и удобство эксплуатации делают цифровые проекторы частью не только больших кинозалов, но и домашних «кинотеатров». Аппаратура все время меняется и совершенствуется, так как изменятся и форматы кино: популярный сейчас формат 3D уже уступает место формату 4D. 4D кинотеатр подставляет из се6я комбинацию современного 2D/3D цифрового кинотеатра и технологий создания тренажеров и систем виртуальной реальности. К трехмерному стереоизображению добавляются в соответствии с сюжетом фильма такие специальные эффекты, как движение кресел, вибрация, ветер, дождь, дым, запах, щекотка и т.д. Для такого рода кино необходимо высококачественная аппаратура, с большим разрешением экрана и качественной картинкой. Развитие киноаппаратуры не стоит на месте, и мы с нетерпением ждем новых разработок в этой области.


1.С.Р Барбанель, С.М. Проворков, А.В. Соломоник « Кинопроекционная и звукопроекционная аппаратура»; М., Искусство, 1964 г. 367с.

.Информационная база Музея кино и кинотехники в Государственном бюджетном образовательном учреждении московской государственной средней общеобразовательной школе №544.

.Журнал «Бытовая техника: волшебная сила кино». Авт. Татьяна Попова. №7 (108) июль 2007.

Похожие работы на - Кинопроекционная аппаратура, типы, принцип действия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!