Сравнение технических и художественно-выразительных возможностей обычного и широкоформатного кинемат...

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    416,05 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнение технических и художественно-выразительных возможностей обычного и широкоформатного кинемат...

МОСКОВСКИЙ КИНОВИДЕОИНСТИТУТ

(филиал)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Техника и технология зрелищной информации»

Вопрос № 1

Сравнить технические и художественно-выразительные возможности обычного и широкоформатного кинематографа

 

Вопрос № 2

Назначение и устройство фильмовых каналов киноаппаратуры. Особенности устройства фильмовых каналов

киносъемочной аппаратуры

 

Работу выполнила:

студентка 3 курса

специальности «Экономика и управление»

Бородкина Ирина Аркадьевна


Работу принял:

Барский Иосиф Давыдович




г. Москва

2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВОПРОС № 1. 3

1. Введение. 3

2. Обычное кино. 5

3. Широкоформатное кино. 8

ВОПРОС № 2. 12

1.  Назначение фильмовых каналов кинопроекторов. 12

2. Устройство и регулирование 
    прямолинейных фильмовых каналов. 16

3. Устройство и регулирование 
    криволинейных фильмовых каналов. 19

4. Эксплуатация фильмовых каналов. 24

Список использованной литературы.. 26


ВОПРОС № 1

Сравнить технические и художественно-выразительные возможности обычного и широкоформатного кинематографа

1. ВВЕДЕНИЕ


В первые годы развития кинематографии технические возможности были таковы, что демонстрирование кинофильмов могло производиться на экраны небольших размеров в основном из-за малых световых потоков кинопроекторов. В дальнейшем размеры экранов стали увеличиваться, при чем принятые ранее соотношения размеров сторон экрана остались, по существу, без изменения.

В кинотеатрах устанавливались киноэкраны, размеры которых занимали весьма малую часть поля зрения человека. Обычный экран занимает лишь 20-25% всего поля бинокулярного зрения, а его угловые размеры даже для зрителей первых рядов не превышают 40° в горизонтальной плоскости.

Для основной части зрителей, находящихся в зрительном зале, обычный экран находится в поле ясного видения (обзора) и, следовательно, зрители могут рассматривать всё изображение, не поворачивая головы.

Из-за сравнительно малых размеров обычного экрана создавалась некоторая условность, ограниченность кинематографического воспроизведения картины окружающего нас мира. Стремление повысить реальность передачи действительности средствами кинематографа и приблизить условия рассматривания киноизображения к условиям, в которых находятся зрители в жизни, привело к тому, что с 1952 г. появились кинотеатры, в зрительных залах которых устанавливались экраны больших размеров, создающие возможно большую заполненность поля зрения человека.

Было признано необходимым увеличить экран настолько, чтобы его размеры находились вне пределов поля ясного обзора, а значит, чтобы при рассматривании изображения работали не только центральные, но и периферические участки сетчаток глаз. Имея в виду, что поле зрения человека по горизонтали примерно вдвое больше, чем по вертикали, увеличение размеров экранов осуществлялось в первую очередь за счет относительного их расширения. В подобных условиях зритель для обозрения всей картины вынужден, как и в жизни, перемещать глазные оси, а иногда и поворачивать голову, т. е. осуществлять панорамирование.

Большая заполненность поля зрения человека, обусловливающая больший объем получаемой информации, участие в видении периферических участков сетчаток глаз, мышечные усилия, связанные с поворотом глазных осей, — все это приближает условия рассматривания киноизображения к реальным условиям видения, создает у зрителя впечатление безграничности наблюдаемого изображения, так же как это происходит в жизни. Зритель перестает быть наблюдателем, становится как бы участником действия, показываемого на экране. Этот эффект получил название эффекта участия.

Основной трудностью перехода к широкоформатному кино являлось создание всего нового комплекта аппаратуры, необходимого как для производства, так и для демонстрирования широкоформатных кинофильмов. В настоящее время выпускается все необходимое широкоформатное оборудование и имеется сеть широкоформатных кино в ближайшие годы должна возрасти в несколько раз.

Трудности, которые стояли при внедрении широкоформатного кино, полностью окупились значительным улучшением качества киноизображения и усилением эффекта участия за счет увеличения угловых размеров киноэкрана. Большая площадь кинокадра широкоформатной фильмокопии позволила очень сильно увеличить объем информации и, кроме того, при сравнительно небольших увеличениях получить высококачественные изображения на больших экранах, угловой размер которых по горизонтали достигает 80° и по вертикали свыше 38°. Такие угловые размеры поля зрения более близки к полю бинокулярного зрения человека. Кроме того, большая площадь кадрового окна приводит к значительному увеличению светового потока кинопроектора, что позволяет применять большие по площади экраны с необходимой освещенностью.

Следует, однако, отметить, что для производства широкоформатных кинофильмов требуется большое количество кинопленки и специальная аппаратура, что в некоторой степени сдерживает широкое внедрение этого метода.

Рис. 1. Кадры обычного и широкоформатного кино

2. ОБЫЧНОЕ КИНО


В отличие от новых видов кинематографа фильм, напечатанный на
35-, 16- или 8-мм кинопленке с соотношением сторон изображения 1 : 1,37 относят к системам обычного кино.

Обычное кино — основной и самый распространенный вид кинозрелищ. Указанный формат кинокадра является классическим и с успехом используется в кинематографе с момента его зарождения. На этом формате кинематограф пережил эпоху немого кино (1895-1928 гг.), и на его основе были разработаны и внедрены звуковое и цветное кино.

Дальнейшее совершенствование кинематографа также осуществлялось на базе обычного кино, которое оказалось по формату весьма удобным для построения композиции кадра, для выбора и расположения экрана в зрительном зале.

Работы по повышению реалистичности киноизображения и связанное с этим получение новых видов кинематографа привели к созданию других форматов кадра и других форматов кинопленок (например, шириной 70 мм). Однако обычное кино продолжает играть важную роль в системах кинопоказа.

Формат изображения обычного кино удобен еще и тем, что экраны многомиллионной сети домашних телевизоров имеют такое же соотношение сторон.

Кинопроекция обычных фильмов ограничивается малыми углами наблюдения изображения. Для зрителя первого ряда зрительного зала этот угол будет наибольшим, для зрителя последнего ряда — наименьшим.

Профессор Е.М. Голдовский установил, что для удовлетворения условия видения кинофильма под горизонтальным углом 40-45° для зрителя, сидящего в центре первого ряда, этот ряд должен находиться от экрана на расстоянии 1,4-1,5 его ширины. Причем зрители боковых мест первого ряда будут видеть экран под углом, меньшим 37°

При большем удалении зрителя угол рассматривания экрана будет соответственно уменьшаться. Так, с центрального места ряда, отстоящего от экрана на расстоянии, равном половине длины зала, вертикальные границы киноизображения будут видны под углом 22,5°. Для зрителя, находящегося на расстоянии, равном пяти ширинам экрана, горизонтальный угол рассматривания киноизображения составит не более 12°.

Требования к качеству демонстрирования обычных кинофильмов столь же высоки, как я к фильмам новых видов кинематографа.

Обычный кинематограф привлекает к себе внимание многих создателей кинокартин удобством съемки фильмов, экономичностью их производства и хорошим качеством изображения. К его достоинствам относится и то, что он лучше других систем способствует взаимопроникновению кино и телевидения.

Качество изображения в классических кинофильмах, сделанных непосредственно с первичных негативов, считается отличным, так как они печатаются на копировальных аппаратах контактным способом, обеспечивающим наилучшую резкость в позитиве.

С классического первичного негатива можно изготовлять кинофильмы всех других форматов (рис. 2). Классический кадр хорошо пригоден для производства малоформатных и мелкоформатных кинофильмов, так как соотношение сторон кадра у этих кинофильмов весьма близко: для 16 мм кино фильмов 1 : 1,33; для 8 мм кинофильмов 1 : 1,38.


Рис. 2

Еще целесообразнее универсальный формат кадра, имеющий размер 25 х 16 мм. для его съемки используют обычные киносъемочные аппараты, с той лишь разницей, что кадровое окно увеличивается по ширине на 3 мм, а видоискатель снабжается отметками, обозначающими поля изображений других форматов кадра.

Съемка универсального кадра сферическими объективами, по сравнению со съемкой анаморфотной оптикой, имеет ряд существенных преимуществ. Например, позволяет вести съемку при меньшем диафратмировании объектива, снижать освещенность объектов, повышать глубину резкости изображаемого пространства, делать панорамы, ракурсы и т.д. Кроме того, сами сферические объективы обеспечивают более качественное изображение по резкости и удобнее для работы, чем объективы с анаморфотными насадками.

С универсального кадра можно напечатать классические кинофильмы, широкоэкранные, широкоформатные, малоформатные и мелкоформатные.

Кинофильмы, классические и кашетированные, могут быть напечатаны с универсального кадра на контактных копировальных аппаратах; широкоформатные, малоформатные и мелкоформатные на оптических копировальных аппаратах со сферическими объективами; широкоэкранные — анаморфированные на копировальных аппаратах с анаморфотной насадкой, обеспечивающей более высокое качество изображения, чем получаемое при съемке с анаморфотной насадкой.

Развитие 16 мм (узкопленочного) кино связано с рядом его достоинств. Киноаппаратура этого формата более компактна, чем широко пленочная, сравнительно проста в устройстве и эксплуатации, удобна для транспортировки и не требует высокой квалификации лиц, ее обслуживающих. Для изготовления 16-мм фильмокопии расходуется и 5,5 раз меньше материала, чем для 35-мм. Масса полнометражной 16-мм фильмокопии около 4 кг, 35-мм фильмокопии того же фильма – 22 кг.

Печать с негатива с универсальным кадром на различные форматы (рис. 3) обеспечивает лучшее качество изображения как творчески, так и технически.



Рис. 3

3. ШИРОКОФОРМАТНОЕ КИНО


Большие успехи достигнуты при съемке и проекции кинофильмов на кинопленках шириной 55, 65 и 70 мм, которые позволяют по сравнению с 35-мм кинопленкой передать большое количество информации и приближают условия восприятия в кино к восприятию окружающего пространства в реальных условиях.

Первичные широкоформатные изображения можно получать на негативных кинопленках, шириной 65 или 70 мм, с кадром 23 х 52,5 и площадью 1210 мм2, что почти в 3,5 раза больше площади классического кадра. С такого негатива за счет использования большой рабочей площади кинопленки можно изготовить копии любого формата отличного качества по резкости и зернистости изображения (рис. 4).


Система широкоформатного кинематографа па 70-мм кинопленке с соотношением сторон изображения 1 : 2,2, получившая широкое распространение у нас и за рубежом, устраняет необходимость в анаморфотной оптике и позволяет получить панорамный эффект на одной кинопленке вместо нескольких используемых в других системах панорамного кинематографа. Однако 70-мм кинопленка требует применения специальной широкоформатной киноаппаратуры для создания фильма, печати и демонстрирования в кинотеатрах.

Преимущества панорамного киноизображения с большим углом поля зрения показаны на рис. 5. Обведенное пунктиром изображение дает сравнительное представление об угловых границах на кадре 35-мм кинопленки в обычном кино.


Рис. 5. Панорамное киноизображение
(пунктиром — изображение в обычном кино)

Одновременно с панорамным кинематографом возникли стереофоническая запись и воспроизведение звука, давшие киноискусству новые технические средства в области озвучения фильмов.

В обычном звуковом кинозритель не ощущает перемещения звука соответственно перемещению объекта изображения на экране. Происходит это потому, что звук записывают на один канал, т.е. на одну звуковую дорожку (фонограмму), с которой он воспроизводится одним или несколькими громкоговорителями.

В панорамном кинематографе при сравнительно больших расстояниях между объектами на экране для создания иллюзии реальности происходящих событий одного канала звуковоспроизведения недостаточно. Поэтому в процессе съемки такого фильма звук записывают на несколько каналов. В этом случае звук, исходящий из нескольких мест разыграеваемой сцены, записывается на звуковые дорожки, каждая из которых соответствует определенному месторасположению источника звука. При перемещении источника звука, например, от края к центру снимаемого плана соответственно начало звучания записывается на крайнем канале, а затем запись продолжается на центральном канале.

Многоканальное воспроизведение звука позволяет не только усилить эффект участия в процессе показа кинофильма, но и значительно повысить качество звучания.

В стереофонических (многоканальных) фильмах используют магнитную запись звука, принцип которой заключается в намагничивании отдельных участков ленты с ферромагнитной дорожкой соответственно звуковым колебаниям, и воспроизведение звука посредством магнитных головок, преобразующих изменения магнитного потока в изменении ЭДС.

При четырехканальной звукозаписи на кинофильме вместо одной звуковой дорожки размещаются четыре, из которых три предназначаются для громкоговорителей, расположенных за экраном, а четвертая, эффектная дорожка, — для громкоговорителей в зрительном зале. Назначение этой дорожки — создать дополнительные звуковые эффекты в виде шума дождя, шторма, звука летающих самолетов, хора в т. д.

Стереозвук в широкоформатных 70-мм кинофильмах осуществляется на шести дорожках (каналах) расположенных вдоль фильма по бокам перфораций: из них пять предназначены для заэкранных громкоговорителей и одна — эффектная — для громкоговорителей, размещенных в зрительном зале.

Показ 70-мм стереофонических фильмов обычно ведут на одной кинопленке с совмещенной с изображением шестиканальной магнитной фонограммой. Однако стереофоническое воспроизведение можно также вести и с раздельной фонограммой, нанесенной на отдельную кинопленку, пропускаемую через специальный звуковоспроизводящий аппарат – фильмфонограф, работающий синхронно с кинопроектором. Использование всей ширины отдельной кинопленки позволяет увеличить число звуковых каналов (дорожек) до девяти и даже двенадцати и создать исключительный по своему воздействию стереофонический эффект.


Рис. 6. Стереофоническое девятиканальное воспроизведение с раздельной фонограммой: 1 – 70-мм кинопроектор; 2 – фильмфонограф, 3 – синхронно-синфазное устройство для синхронизации широкоформатного фильма с магнитной лентой, 4 – 35 мм лента с девятью магнитными дорожками, 5 – блок магнитных головок, 6 – предварительные усилители, 7 – оконечные усилители, 8 – контрольный громкоговоритель, 9 – пульт управления, 10 – заэкранные громкоговящие агрегаты, 11 – громкоговорители зрительного зала, 12 – экран.

Рис. 6 дает наглядное представление о проецировании широкоформатного 70-мм фильма с раздельной девятиканальной магнитной фонограммой. В этом случае пять каналов обслуживают громкоговорители, расположенные за экраном, а четыре – эффектные – громкоговорители, расположенные в стенах и потолке зрительного зала. Блок магнитных головок фильмфонографа передает на предварительный девятиканальный усилитель электрические сигналы от магнитных дорожек, которые усиливаются и передаются оконечному усилителю (также девятиканальному), откуда они поступают на соответствующий каждому каналу громкоговоритель. С помощью пульта управления можно регулировать как общий уровень звуковоспроизведения всех каналов, так и уровень каждого канала в отдельности.

Производство широкоформатных кинофильмов с первичным широкоформатным изображением имеет ряд существенных недостатков:

а) стоимость широкоформатных кинофильмов много дороже всех прочих кинофильмов, так как требует специального и сложного технологического оборудования: съемочного, проявочного, копировального, монтажного и другого, редко используемого полностью;

б) съемка усложнена громоздкостью аппаратуры, повышенными требованиями к постройке декораций, к выбору натурных объектов и к звукозаписи;

в) демонстрация широкоформатных кинофильмов, как правило, осуществляется в больших кинотеатрах, оборудованных кинопроекторами со световым потоком 50 000 лм, большим экраном и звуковоспроизводящей аппаратурой, рассчитанной на различные виды фонограмм. Все это очень удорожает демонстрацию кинофильмов;

г) наличие сравнительно небольшого количества кинотеатров, пригодных для демонстрации широкоформатных кинофильмов;

д) невозможность показа широкоформатных кинофильмов по телевидению без существенных потерь части изображения.

Несмотря на это, широкоформатный стереофонический кинематограф позволяет создать высококачественную звуковую кинопроекцию на экранах огромных размеров в больших аудиториях закрытых помещений или на открытых площадках (парки, стадионы, городские площади и т.д.), благодаря чему кинозрелище становится подлинно массовым.

ВОПРОС № 2

Назначение и устройство фильмовых каналов киноаппаратуры. Особенности устройства фильмовых каналов киносъемочной аппаратуры

1.  Назначение фильмовых каналов кинопроекторов


Фильмовый канал — один из основных узлов лентопротяжного механизма. Для того чтобы изображение кадра на экране было резким и устойчивым, проецируемый кадр должен находиться в строго определенном положении относительно проекционного объектива и не смещаться в момент проекции как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении. Это обеспечивается узлом лентопротяжного механизма, который называется фильмовым каналом.

Фильмовый канал представляет собой направляющий желобок, в котором кинофильм может прерывисто передвигаться механизмом прерывистого движения киноленты.

Фильмовый канал должен удовлетворять следующим требованиям.

1. Удерживать проецируемый кадр в фиксированном положении относительно кадрового окна и объектива, для этой цели кинофильм прижимается к направляющим полозкам прижимными полозками или тонкими металлическими прижимными ленточками. За счет прижима кинофильма в фильмовом канале создается при прерывистом движении кинофильма трение, которое не дает ему возможности продвигаться по инерции. Недостаточная сила трения в канале вызывает вертикальную неустойчивость проецируемого кадра и его изображения на экране.

2. Кинофильм не должен иметь в фильмовом канале горизонтальных перемещений, несмотря на уменьшение ширины вследствие усадки. Горизонтальные перемещения кинофильма в фильмовом канале вызывают горизонтальную неустойчивость проецируемого кадра.

С целью предохранения кинофильма от боковых перемещений перед фильмовым каналом устанавливается поперечно-направляющий ролик, или одна из боковых направляющих, или ее часть (подпружиненный вкладыш) может перемещаться под действием пружин, чем достигается за жим кинофильма по ширине при различной его усадке.

3. Фильмовый канал не должен повреждать поверхность кинофильма, несущую изображение и фонограмму, для чего кинофильм соприкасается с направляющими и прижимными полозками только боковыми участками, на которых нет изображения и фонограммы.

При проецировании новых фильмокопий на деталях, с которыми соприкасается кинофильм, оседает эмульсионная пыль и грязь. С течением времени, и особенно из-за нагрева, она затвердевает, образуя нагар.

Нагар приводит к образованию царапин и даже надрезающих полос по бокам кинофильма; особенно интенсивно он образуется на деталях фильмового канала, соприкасающихся с эмульсионной поверхностью. Нагар можно удалять скребком из мягкого металла (алюминий, медь). Для борьбы с образованием нагара при проецировании новых фильмокопий пользуются полозками, покрытыми замшей.

При проецировании старых фильмокопий, у которых эмульсионный слой более твердый, нагар образуется в значительно меньшей степени. Использовать в этом случае полозки, покрытые замшей, не рекомендуется, так как при разрывах перфорации, стрижках и других повреждениях перфорационных дорожек замша может вызывать разрыв фильмокопий.

Нагар особенно быстро образуется на участках полозков, имеющих царапины или другие повреждения поверхности, поэтому все поверхности фильмового канала, соприкасающиеся с поверхностью кинофильма, должны иметь частоту  78.

На образование нагара существенно влияет величина удельного давления при прижиме кинофильма полозками — нагар образуется на тех участках, где большое удельное давление, а значит — происходит и более интенсивное истирание эмульсионного слоя.

С целью уменьшения удельного давления направляющие и прижимные полозки изготовляют достаточно длинными. Для создания более равномерного прижима кинофильма по его длине часто прижимные полозки изготовляют из двух-трех частей.

Значительно более равномерное давление на кинофильм обеспечивается при прижиме его тонкими металлическими ленточками; в последнем случае значительно уменьшается образование нагара.

4. Проецируемый кадр не должен иметь значительной деформации (прогиба) поверхности, несущей изображение. Источники света, применяемые для кинопроекции, излучают большое количество тепловой энергии, которая вызывает нагрев проецируемого кадра. Нагрев кадра возрастает главным образом с увеличением оптической плотности кадра; основа кинофильма обладает малым поглощением лучистой энергии.

За счет распространения тепла, исходящего от эмульсионного слоя, будет нагреваться основа кинофильма, но степень нагрева ее по толщине неравномерна. В наибольшей степени нагревается та часть основы, которая обращена к эмульсионному слою. Указанные явления приводят к де формации поверхности проецируемого кадра (прогибу) вскоре после начала его просвечивания, что вызывает нерезкость изображения кадра на экране. Это сильнее сказывается при широкоэкранной и особенно широкоформатной кинопроекции.

Деформация кадра вследствие его нагрева не вызывает заметной нерезкости изображения на экране, если смещение середины кадра не превышает глубины резкости объектива.

Развитие новых систем кинопоказа с применением больших экранов приводит к необходимости значительного повышения полезного светового потока кинопроектора, а это вызывает необходимость в новых кинопроекторах применять светосильную проекционную оптику и мощные источники света. Поэтому в современной кинопроекционной аппаратуре применяются эффективные меры для уменьшения деформации проецируемого кадра, к которым следует отнести системы охлаждения проецируемого кадра и фильмового канала, а также повышение жесткости кинофильма (сопротивляемости деформации изгиба поверхности кадра).

Повышение жесткости кинофильма при его изгибе достигается применением криволинейных фильмовых каналов.

5. В фильмовом канале имеется прямоугольное отверстие, ограничивающее проецируемую часть фильма на экран — кадровое окно.

В связи с возможной неточностью расположения проецируемого кадра относительно кадрового окна вследствие усадки кинофильма кадровое окно всегда имеет несколько меньшие размеры по сравнению с размерами проецируемого кадра. В противном случае на краях экрана будут проецироваться участки кинофильма без изображения.

Если бы поверхности канала, несущие кадровое окно, подходили вплотную к поверхности кинофильма, то раз меры проецируемой части кадра и размеры кадрового окна были одинаковыми. Однако в последнем случае с поверхностью фильмового канала соприкасается поверхность фильмокопии с изображением. Во избежание этого кадровое окно обычно несколько смещено от эмульсионной поверхности фильмокопии, несущей изображение, поэтому размеры кадрового окна всегда несколько больше, чем раз меры проецируемой части изображения.

Размеры проецируемой части кадра для различных форматов фильма стандартизованы и приведены в таблице 1.

Таблица 1

 

Размеры проецируемой части кадра для различных

форматов фильмокопий и систем кинематографа

Кинофильм

Ширина кино-фильма

Размеры проецируемой части кадра, мм

Номер ГОСТа

ширина

высота

радиус закругления

Узкопленочный обычный

8

4,4

3,25

0,25

9217-59

Узкопленочный тип С

8

5,36

4,01

 

 

Узкопленочный

9,45

7,05

0,5

2943-59

Обычный

35

20,7

15,2

0,5

2944-59

Широкоэкранный

 

 

 

 

 

а) с кашетированным кадром

35

21,2

12,5

0,5

 

б) с анаморфированным кадром

35

21,2

18,1

0,5

11252-65

Широкоформатный

70

48,5

22

0,5

11253-65


6. Устройство фильмового канала должно обеспечить удобство зарядки кинофильма, регулирование силы прижима и легкий доступ к деталям для их чистки. В передвижной кинопроекционной аппаратуре (КН-13, КН-15, ПП-16-4) прижим полозков устанавливается на заводе; в стационарных кинопроекторах обычно предусматривается возможность его регулирования в процессе эксплуатации.

7. Детали фильмового канала, соприкасающиеся с кинофильмом, должны быть износоустойчивыми, учитывая большую длину транспортируемого кинофильма через канал. Направляющие полозки изготовляются из стали, рабочие поверхности их для удлинения срока службы иногда хромируют.

Прижимные полозки или салазки изготовляют стальными (для работы со старыми фильмокопиями) и покрытыми замшей (для работы с новыми фильмокопиями); прижимные полозки иногда изготовляют из твердых пород дерева (бука) и проваривают в парафине. Такие полозки выполняют роль противонагарной защиты.

При износе направляющих и прижимных полозков происходит истирание их поверхности, вследствие чего рабочая поверхность полозка иногда становится неплоской, может иметь местные выемки и царапины, при большом их истирании возможно соприкосновение с деталями фильмового канала поверхности кинофильма с изображением. Такие изношенные детали подлежат немедленной замене.

2. Устройство и регулирование
прямолинейных фильмовых каналов


Прямолинейные фильмовые каналы применяются в кино проекторах с малым полезным световым потоком (передвижные кинопроекторы КН-13, КН-15, ПП-16-4), а также в не которых стационарных кинопроекторах.

На рис. 7, а показан фильмовый канал кинопроектора КН-13 с передней стороны с открытой дверцей, а на рис. 7, б — канал с задней стороны (со стороны светового потока, падающего на кадровое окно)


Рис. 7. Фильмовый канал кинопроектора КН-13 с передней стороны с открытой дверцей (а) и с задней стороны (б)

Фильмовый канал состоит из двух основных частей: корпуса канала и откидной дверцы, соединенных шарнирами-винтами 1 с гайками. Корпус канала 2 представляет собой отливку из алюминиевого сплава и крепится к большому плато кинопроектора.

К съемной направляющей рамке 3 (иногда ее называют сменным вкладышем) привинчиваются два стальных бор тика 4 — боковые направляющие. Для свободного прохождения светового потока в направляющей рамке имеется отверстие 5. При помощи фасонных штифтов 6 со шляпками, которые заходят в грушевидные отверстия 7 корпуса канала, направляющая рамка крепится к корпусу канала (байонетное крепление). На задней стороне корпуса канала (рис. 7, б) имеются плоские пружины 8, которые плотно прижимают рамку к основанию канала. Таким образом, получается канал, по которому движется кино фильм перед кадровым окном кинопроектора.

Для предупреждения от бокового качания кинофильма перед фильмовым каналом устанавливается поперечно-направляющий ролик 9, принцип устройства которого изображен на рис. 8.

На рис. 8 отдельно показана разобранная дверца фильмового канала кинопроектора КН-1З.


Рис. 8. Дверца фильмового канала кинопроектора КН-13 в разобранном виде

В пазах 10 корпуса дверцы 11 свободно устанавливаются прижимные полозки 2 с винтами 13, которые имеют грибовидные головки. В прижимную планку 14 упирается шайба 15 под действием пружины 16. Второй конец пружины 16 связан с шайбой 17, установленной в корпусе дверцы. В углубление планки 14 упираются грибовидные головки винтов, благодаря чему планки 14 прижимают полозки 2 к направляющей рамке. В данной конструкции фильмового канала величина силы прижима кинофильма определяется жесткостью пружин 16, которые устанавливаются на заводе. Внизу к корпусу дверцы 11 прикреплен держатель 18 с подпружиненными полукруглыми салазками 19, которые при закрывании фильмового канала прижимают кинофильм к рабочим пояскам скачкового барабана. Это устройство называется прижимной колодкой.

На рис. 9 показан фильмовый канал кинопроектора КПТ-7. Его особенностями является устройство прижимных полозков и наличие устройства для регулирования их силы прижима.


Рис. 9. Фильмовый канал кинопроектора КПТ-7

Каждый прижимный полозок состоит из двух частей, что обеспечивает более равномерный прижим кинофильма по длине канала. Кроме того, в прижимных полозках сделаны отверстия для прохода воздуха, охлаждающего проецируемый кадр.

На прижимные полозки 1 нажимает плавка 2 под действием пружины. Подвинчивая гайку 3 на резьбовой шпильке, можно регулировать силу прижима. Фильмовый канал имеет два таких прижимных устройства — в верхней и в нижней части канала.


3. Устройство и регулирование
криволинейных фильмовых каналов


В современных стационарных кинопроекторах («Ксенон-1»,
«Ксенон-3», «Ксенон-5», «Маяк», «Колос», КП-15, КП-30В) применяются криволинейные фильмовые каналы. Применение криволинейных фильмовых каналов особенно не обходимо при проецировании 70-мм кинофильмов, учитывая большую поверхность проецируемого кадра, а значит, возможность значительной деформации поверхности кадра.

Для увеличения жесткости кинофильма его можно изгибать как в продольном, так и в поперечном направлении. В последнем случае жесткость фильма выше, чем при продольном изгибе, однако практическое применение получили фильмовые каналы с продольной кривизной из-за меньшей сложности конструкции.

На рис. 10 показан криволинейный фильмовый канал. Он состоит из корпуса 1, который жестко закрепляется на проекционной головке, и прижимного механизма 2, несущего две металлические прижимные ленточки 3.


Рис. 10. Схема устройства криволинейного фильмового канала

Корпус канала 1 имеет рамку с направляющими полозками 4, с которыми соприкасается кинофильм краями, где расположены перфорационные дорожки; для предохранения кинофильма от боковых перемещений вблизи кадрового окна 5 в корпусе канала устанавливается поперечно направляющий ролик с боковыми ребордами 6 и 7.

Реборда 6 может перемещаться вдоль оси ролика, благодаря чему правый базовый край кинофильма будет всегда прижат к неподвижной в осевом направлении реборде 7.

После зарядки кинофильма прижимной механизм 2 перемещается к корпусу канала и ленточки 3 прижима кинофильм вдоль перфорационных дорожек к направляющим полозкам 4.

Вследствие эластичности тонких металлических лент прижим ленточкой 3 кинофильма к направляющим 4 осуществляется на большой поверхности, благодаря чему значительно уменьшается давление на единицу площади кинофильма, а значит, уменьшается истирание кинофильма и образование нагара.

Криволинейный фильмовый канал имеет вогнутость, обращенную к объективу, причем радиус кривизны R принимается равным 200-300 мм, поэтому стрела прогиба проецируемого кадра в середине его вследствие изгиба будет меньше глубины резкости проекционного объектива. Вследствие этого, несмотря на изгиб проецируемого кадра, изображение его на экране будет резким как в центре, так и на краях экрана.

Устройство фильмового канала рассмотрим на примере кинопроектора «Маяк» (аналогичное устройство имеют фильмовые каналы кинопроекторов («Ксенон-1» и «Ксенон-3»). У других кинопроекторов фильмовые каналы отличаются только элемента конструкции.

На рис. 11 показано основание фильмового канала. К корпусу 1 фильмового канала, отлитого из алюминиевого сплава, привинчивается направляющая рамка 2 с направляющими полозками 3, по которым скользит кинофильм. Направляющая рамка 2 имеет окно 4 для прохода световых лучей и окно 5 для зарядки кинофильма; последнее освещается маломощной лампой накаливания.


Рис. 11. Основание фильмового канала кинопроекторов «Ксенон», «Маяк» и «Колос» с передней (а) и с задней (б) сторон

С задней стороны корпуса укреплены винтами и заштифтованы планки 6 и 7, которыми корпус устанавливается в кронштейн проекционной головки и фиксируется винтом 8. Такое крепление корпуса фильмового канала обеспечивает легкость его съема, что необходимо для протирки направляющей рамки 2.

Фильмовый канал боковых направляющих не имеет, поперечное направление кинофильма на направляющих рамки 2 фиксируется поперечно-направляющим роликом, расположенным немного выше кадрового окна 4.

Для правильной установки проецируемого кадра по ширине относительно кадрового окна 4 необходимо правильно выставить неподвижную в осевом направлении реборду 9 относительно направляющих 3.

На рис. 12, а показан в собранном виде узел механизма прижима ленточек, а также верхняя (б) и нижняя (в) каретки этого механизма в разобранном виде.


Рис. 12. Узел механизма прижима ленточек в фильмовом канале
кинопроекторов «Ксенон», «Маяк» и «Колос» (а), верхняя (б) и нижняя (в) каретки в разобранном виде.

Корпус верхней каретки 1 отверстием 2 надевается на ось 3, жестко закрепленную на вертикальном плато проекционной головки; от осевых перемещений каретка фиксируется торцовым винтом 4.

Аналогично крепится и корпус 5 нижней каретки на оси 7, на которую каретка надевается отверстием 6 и фиксируется торцовым винтом 8.

Верхняя и нижняя каретки связаны шарнирно тягой 9 с двумя отверстиями на концах. Верхнее отверстие надевается на конец а полуоси 10 и тяга фиксируется на оси чекой 12. Полуось 10 входит в отверстие корпуса верхней каретки 1 и фиксируется стопорным винтом 11.

Нижним отверстием тяга 9 надевается на ось 13, жестко закрепленную на корпусе 5 нижней каретки, и фиксируется на оси 13 чекой 14.

Каретки с тягой 9 образуют шарнирно-рычажный механизм, благодаря которому при повороте верхней каретки будет поворачиваться и нижняя каретка. Поворот верхней каретки производится за рукоятку 15. В рабочем положении весь узел прижимного механизма фиксируется упором 16, в который упирается накладка 18 верхней каретки; каретки прижимаются к упору пружинным устройством 17.

В верхней каретке помещается устройство для закрепления концов прижимных ленточек 25 и регулирования их натяжения.

В отверстие 19 корпуса 1 входит ось 20 и стопорится в корпусе винтом 21. На ось 20 при установке ее в корпус 1 надеваются рычаги 22 с распорной втулкой 23 между ними.

На рычагах 22 установлены полуоси 24, концы которых расклепаны в отверстиях рычагов. На полуоси 24 надеваются крючки 26, к которым приклепаны концы ленточек 25. В пазах 27 рычагов 22 помещаются концы плоских пружин 28, в продолговатые отверстия которых проходят ступенчатые штифты 29; концы их заклепываются в рычагах 22.

В отверстия 30 и 31 корпуса 1 входит вал 32, один конец которого заармирован в пластмассовой головке 33. На валу 32 устанавливается кулачок 34 (круглый эксцентрик) и штифтуется штифтом 35. На выступающий наружу из корпуса 1 конец вала 32 надевается втулка 36 с фланцем и фиксируется на валу штифтом 37.

В корпусе каретки 1 помещаются пружина 38 и шарик 39, который под действием пружины упирается в торец втулки 36. Шарик 39 заскакивает в радиальные углубления на торце втулки 36, чем фиксирует положение вала 32.

Кулачок 34 упирается в середину плоских пружин 28 снизу и несколько их изгибает. Поворачивая кулачок 34 с помощью регулировочной головки 33, можно больше или меньше изгибать пружины, а значит, и регулировать натяжение ленточек 25.

Головка 33 вместе с валом 32 может поворачиваться на 180о и имеет пять фиксированных положений (см. увеличенное изображение головки 33 на рис. 12, б). В среднем положении шлиц б регулировочной головки 33 расположен вертикально. В нижней каретке закреплены нижние концы ленточек 25 и прижимная колодка скачкового барабана.

В отверстие 40 корпуса 5 каретки проходит ось 41, на которую надеваются петли ленточек 25 (см. рис. 12, в). На конце ось 41 имеет резьбовую часть, входящую в отверстие 40.

К корпусу 5 нижней каретки винтами 44 прикрепляется кронштейн 43. В отверстие В кронштейна 43 входит конец винта 48, который закрепляет на кронштейне 43 держатель 45 и плоскую прижимную пружину 46; под головку винта 48 подложена гофрированная шайба 47.

Прижимная колодка скачкового барабана состоит из двух осей 49,. на концы которых надеваются щечки 50, втулки 51 и прижимные колодки 52 и закрепляются на осях торцовыми винтами 53.

Оси 49 располагаются между кронштейном 43 и держателем осей 45 в уступах С держателя.

Прижимные колодки 52 имеют пазы Д, куда входят концы плоской пружины 46, которая и прижимает колодки 52 к рабочим поясам скачкового барабана.

В фильмовом канале предусмотрены:

1) регулирование усилия натяжения ленточек 25 для достижения необходимой силы трения в фильмовом канале.

Это достигается поворотом регулировочной головки 33 из одного фиксированного положения в следующие в измерения для каждого положения усилий трения в фильмовом канале;

2) замена прижимных ленточек 25, для чего необходимо отвинтить головку 42 и вынуть ось 41, после этого снять с полуосей 24 крючки ленточек 25. Установка новых лен точек производится в обратном порядке;

3) регулирование положения пружин колодок 52 относительно рабочих поясов скачкового барабана.

Правильно отрегулированная колодка 52 должна прижимать кинофильм одинаково по всей ее рабочей поверхности Е.

Регулировка положения прижимных колодок 52 производится поворотом полуоси 10 (см. рис. 12, б) после ослабления винта, при этом за счет эксцентрической части а тяга 9 получит некоторое перемещение вверх или вниз, благодаря чему произойдет небольшой поворот нижней каретки на оси 7;

4) регулирование положения неподвижной реборды поперечно-направляющего ролика, как было указано выше.

4. Эксплуатация фильмовых каналов


Фильмовый канал оказывает существенное влияние на качество кинопроекции и износ фильмокопий, поэтому необходимо правильно выставить канал на проекционной головке кинопроектора, отрегулировать силу трения и следить за износом рабочих поверхностей фильмового канала.

Фильмовый канал должен быть правильно установлен относительно корпуса кинопроектора. Если фильмовый канал установлен неправильно, то плоскость проецируемого кадра может быть не перпендикулярна оптической оси кинопроектора. В последнем случае при демонстрировании кинофильма будет нерезким один край изображения. В этом случае необходимо проложить тонкую прокладку с одной стороны опорной поверхности корпуса канала и подбором толщины прокладки добиться получения на экране резкого изображения обоих краев изображения. Эту проверку производят контрольным кинофильмом  или по участкам демонстрируемого кинофильма с титрами.

Необходимо также добиться правильного расположения фильмового канала и скачкового барабана, что достигается перемещением скачкового барабана по валу креста.

При правильной установке скачкового барабана относительно фильмового канала зубья скачкового барабана должны располагаться симметрично в перфорации. Для контроля установки скачкового барабана часто применяют специальные шаблоны или металлические перфорированные ленты. Если скачковый барабан установлен неправильно относительно фильмового канала, то это может вызвать надсечку в одном углу рабочей кромки перфорации.

Измерение силы трения в фильмовом канале производится путем вытаскивания отрезка кинофильма из канала динамометром.

Слабый прижим кинофильма (недостаточная сила трения) вызывает вертикальную неустойчивость изображения кадра, а сильный прижим - повышенный износ рабочей кромки перфорации. Необходимо помнить, что вертикальная неустойчивость кадра может быть вызвана погрешностями в работе скачкового механизма, поэтому силу трения в фильмовом канале можно увеличивать только после проверки работы мальтийского механизма.

Поперечно-направляющий ролик должен быть правильно установлен относительно направляющей рамки фильмового канала, что достигается осевым перемещением упорной реборды ролика. В прямолинейном фильмовом канале рабочая поверхность упорной реборды поперечно направляющего ролика 9 (см. рис. 7) должна лежать в одной плоскости с рабочей поверхностью боковой направляющей канала.

Для криволинейного фильмового канала положение кинофильма на направляющей рамке фильмового канала определяется только положением поперечно-направляющего ролика, поэтому последний надо установить так, чтобы кинофильм был правильно ориентирован относительно кадрового окна. Скачковый барабан в этом случае устанавливается, как и ранее, по фильму.

Рабочие поверхности канала с дефектами (царапины, риски) являются источниками быстрого образования нагара, а это вызывает форсированное истирание поверхности кинофильма вдоль перфорационных дорожек.

Наибольшее влияние на износ кинофильма оказывает истирание направляющей рамки в верхней части, так как при ее сильном износе возможно истирание поверхности кинофильма, несущего изображение.

Реже бывает заметное истирание направляющих и прижимных полозков в средней их части. В этом случае проецируемый кадр не будет зафиксирован точно, что может привести к появлению нерезкости киноизображения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. «Кинопроекционная техника», С.Р. Барбанель, И.К. Качурин, Н.М. Королев, М.В. Цивкин, под общей редакцией проф. С.М. Проворнова, Издательство «Искусство», Москва, 1973 г.

2. «Кинопроекционная техника», Л.С. Гинзбург, К.Б. Данилов, Н.М. Королев, Издательство «Искусство», Москва, 1986 г.

3. «Введение в кинотехнику», Е.М. Голдовский, Издательство «Искусство», Москва, 1974 г

4. «Современный кинотеатр», Г.Л. Ирский, Издательство «Искусство», Москва, 1982 г.


Похожие работы на - Сравнение технических и художественно-выразительных возможностей обычного и широкоформатного кинемат...

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!