Особенности формирования знаний дошкольников в области физической культуры

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,65 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности формирования знаний дошкольников в области физической культуры

Оглавление

Введение

1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

2. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры

2.1 Теоретическая подготовка дошкольника в процессе физического воспитания

2.2 Программа «Умные движения»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время умственное воспитание детей, как правило, осуществляется на фоне подавления их двигательной активности, т.е. существует реальный разрыв между физическим воспитанием и всей остальной системой образования (И.М.Козлов). Чтобы решить данную проблему необходимо: во-первых, изменить отношение общества к физической культуре, т.е. рассматривать ее действительно как часть системы образования, во-вторых, создать условия, чтобы сам педагог стал носителем положительного отношения к освоению физкультурных знаний и связанных с ними умений и навыков, поскольку именно он приобщает детей к двигательной деятельности, раскрывает творческие возможности и способности каждого ребенка и может реально осуществлять взаимосвязь физического воспитания с другими видами воспитания и обучения дошкольников.

Под влиянием личности воспитателя по физической культуре развивается потребность в движении, интерес к физическим упражнениям и спорту. Целью занятий физической культуры в дошкольном учреждении, в первую очередь конечно же, является укрепление здоровья детей, но не менее важна и организация здорового образа жизни через овладение знаниями.

Вообще, решение социально-педагогических задач физического воспитания сводится к формированию у детей потребностно-деятельностного отношения к физической культуре, а также интереса к освоению физической культуры. Отсутствие интереса можно объяснить только одним - недостаточной организацией педагогического процесса, основанного на творчестве самого воспитателя.

С целью поддержания интереса дошкольников к физической культуре целесообразно вовлекать их в выполнение творческих и познавательных заданий. На практике хорошо зарекомендовали себя такие формы работы, как решение проблемных ситуаций, выполнение блиц-заданий, разгадывание кроссвордов.

Цель работы: особенности формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

1. Цели и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста

Во всей учебно-воспитательной работе в дошкольном учреждении, в том числе в области физического воспитания педагогу принадлежит первостепенная роль. Именно под его влиянием, благодаря его вдохновению и знаниям в области физической культуры у детей формируется интерес к физическим упражнениям.

Образование дошкольников в области физической культуры является обязанностью дошкольного учреждения, и обеспечивается Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Качество образования обеспечивается созданием хороших условий для занятий детей физическими упражнениями, профессиональной компетентностью педагогов, организующих их двигательную деятельность, а также содержанием программ, используемых в дошкольном учреждении.

В настоящее время целью занятий физической культурой в дошкольном учреждении считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционирование своего организма и способах его защиты. Однако, в современном дошкольном учреждении объем информации значительно возрос, усвоение которой ребенком в полной мере возможно только при интеграции знаний и использовании межпредметных связей. Интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности дает возможность на занятиях физическими упражнениями эффективно решать задачи интеллектуального, творческого развития ребенка.

Двигательная активность ребенка влияет, как это ни парадоксально, на две функции: физическое и умственное развитие. О связи умственного и физического воспитания педагоги говорят давно. Так, в исследовании Г.А. Каданцевой было показано, что среди дошкольников, имеющих низкий уровень физической подготовленности, в 72% случаев характеризуются низким уровнем познавательной активности. В то же время, среди детей с высоким уровнем физической подготовленности не оказалось ни одного случая с низким уровнем познавательной активности. Поэтому основные части программного образовательного материала должны осваиваться в процессе занятий физическими упражнениями или во время различных форм двигательной активности. Таким образом, физическое воспитание дошкольников базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и строится с учетом возрастных, психологических особенностей детей и направлено на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие дошкольников.

Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания, которое кроме оздоровительных задач включает в себя и образовательные. Целью образования дошкольников в области физической культуры является формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, владеющего доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание заниматься физическими упражнениями.

Образовательные задачи физического воспитания направлены на процесс обучения: формирование двигательных навыков и освоение специальных знаний. Большинство движений (ползанье, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на велосипеде и др.) используются детьми в обычной жизни, что облегчает связь с окружающей средой и способствует ее познанию. Использование прочно сформированных навыков позволяет осмысливать задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой, деятельности. Двигательные навыки, сформированные у детей до семи лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спортивной деятельности.

В процессе образования детей в области физической культуры имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляя активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Детям дошкольного возраста необходимо сообщать доступные знания, связанные с занятиями физическими упражнениями. Дети должны знать о значении физических упражнений для укрепления здоровья. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

Следовательно, процесс образования дошкольников в области физической культуры должен строиться так, чтобы одновременно решались задачи оздоровления, обучения и воспитания. Благодаря этому:

создаются благоприятные условия для формирования положительных черт характера (организованности, скромности, отзывчивости и т.п.);

закладываются нравственные основы личности (чувства собственного достоинства, справедливости, товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, умение заниматься в коллективе);

осуществляется воспитание волевых качеств (смелость, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость в преодолении трудностей, самообладание);

прививается культура чувств, эстетическое отношение к физическим упражнениям.

Все вышеперечисленные задачи физического воспитания решаются в единстве. Они способствуют всестороннему воспитанию ребенка, направленному на физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное развитие; психофизическую готовность к труду и учебе в школе.

Таким образом, формирование физической культуры позволяет довести до сознания ребенка необходимость заботливого отношения к собственному здоровью.

2. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры

.1 Теоретическая подготовка дошкольника в процессе физического воспитания

Формирование физической культуры личности в современный период связывают с совершенствованием организации физического воспитания, пересмотром содержания работы. Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному периоду физического совершенствования детей, их оздоровление.

В настоящее время в дошкольных учреждениях в подавляющем большинстве случаев можно встретиться с занятиями по физической культуре, связанными доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система физического воспитания должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Интеллектуальный компонент физической культуры определяется содержанием физкультурных знаний дошкольника. И если они усвоены, у детей формируется правильное отношение к своему здоровью, развиваются умения и навыки, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой. Иными словами, дети начинают понимать, при каких условиях среда обитания безопасна для жизни и здоровья, осознавать вклад каждой системы организма в выживание и здоровье. Так, у детей старшего дошкольного возраста имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности. Они уже могут успешно усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся.

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З.И. Нестерова. В дальнейшем многие исследователи указывали, что формирование интереса к физической культуре вообще и к определенному виду спорта в частности начинается еще в дошкольном возрасте, и содействуют этому окружающие взрослые, в т.ч. воспитатели дошкольного учреждения.

Формирование физкультурных знаний первоначально следует на уровне представлений: фиксировать конкретные образцы поведения, положительные и отрицательные действия по отношению к собственному здоровью.

Какими средствами? Например, на основе личных наблюдений, анализа собственного поведения, словесной информации взрослого или сказочного героя (Доктор Айболит, Мойдодыр, Неболейка, Девочка чумазая, Малыш-крепыш и др.). Конкретные образцы вводят детей в мир доверия, создают чувство уверенности и эмоционального комфорта, помогают прислушаться к себе, лучше понять себя. Тем самым у детей обогащаются и расширяются представления, формируются понятия.

Специальные знания, а также связанные с ними идеи и понятия способствуют образованию в сознании дошкольника ориентировочной основы действий, образца поведения. На этом уровне развивается его способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. Ребенок учится словами выражать события внутренней жизни, осознавать свои чувства, мысли, поступки, соотносить собственный индивидуальный опыт с нормативным. Постепенно правила здорового образа жизни входят в его сознание как естественные, приятные и обязательные.

В основе физкультурных знаний ребенка должны лежать личностно значимые ценности, овладение которыми помогает лучше понять себя, а знания о своей телесности выполняют функцию ориентиров поведения, учат адекватно реагировать на изменения окружающей среды:

знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины. Речь идет о том, как нужно заботиться о здоровье: соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, есть в одно и то же время, занятия чередовать с отдыхом), закаляться (гулять в любую погоду, устанавливать простейшие связи состояния погоды и соответствующей одежды, принимать душ, спать с открытой форточкой), есть продукты, полезные для здоровья (мясо, яйца, рыба, молочные продукты помогают расти; хлеб, овощи и фрукты дают энергию, жиры согревают тело), защищаться от микробов (не пить и не есть на улице, мыть руки с мылом, есть только мытые овощи, есть и пить только из чистой посуды, когда чихаешь - закрывать нос и рот платком), выполнять гигиенические процедуры (полоскать рот после еды, чистить зубы, мыть лицо, шею, уши, руки, ноги, следить за чистотой и длиной ногтей), соблюдать гигиену одежды и обуви (проветривать, чистить, аккуратно хранить);

знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур (носовой платок, расческа, полотенце, зубная щетка); знакомство с правилами хранения предметов личного обихода, некоторыми приемами оказания первой помощи при ушибах и порезах (обработка мелких царапин, накладывание повязок);

знания о физических упражнениях, об их назначении, о способах применения в жизни людей (знакомство с основными исходными положениями физических упражнений, связанных с работой крупных групп мышц; усвоение элементов техники основных видов движений, правил безопасности при их выполнении; получение знаний о содержании и правилах подвижных и спортивных игр, о простейших правилах самостоятельных занятий физической культурой);

знания о своих физических возможностях (уровень физической подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку);

знания и представления о своем организме (строение скелета, значение мышц, строение и деятельность головного мозга, сердца, органов дыхания).

В работе со старшими дошкольниками педагог может использовать знания, формирующие представления об Олимпийских играх, их ритуалах, символике, знаменитых олимпийцах и др.

Одна из форм физического воспитания педагогической работы в детском саду - теоретическая подготовка, которая предшествует практическим занятиям. Ее целью является расширение понятийного аппарата дошкольника в области физического воспитания и спорта. Перед теоретической подготовкой стоят следующие задачи: во-первых, сформировать начальные знания, стимулировать познавательные интересы и развивать способности детей; во-вторых, прививать навыки самообслуживания и ухода за инвентарем для занятий физической культурой; в-третьих, обучить правилам поведения и страховки с целью соблюдения безопасности на занятиях по физическому воспитанию.

Теоретическая подготовка. Поскольку весь программный материал в дошкольном учреждении состоит из трех разделов - гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры, - то и теоретическая подготовка разделена по этому же принципу. Например,

) гимнастика: 3-4 года. Ознакомление с названием гимнастических снарядов: кольца, перекладина, шведская стенка, канат, шест, гимнастическая скамейка, бум, бревно - и гимнастических предметов: скакалка, обруч, палка. От 4 до 5 лет. Ознакомление с правилами размыкания - поднять руки вперед, в стороны. 5-6 лет. Ознакомление со строевыми упражнениями: построение в колонну, шеренгу, круг. 6-7 лет. Ознакомление с правилами поведения на гимнастических снарядах для обеспечения безопасности и правилами страховки. Ознакомление с гимнастической терминологией: сед углом, ноги врозь; сед, согнув ноги в коленях; упор присев; упор на коленях; упор на коленях и предплечьях, упор лежа на предплечьях; наклон прогнувшись; наклон с захватом.

) легкая атлетика: 3-4 года. Ознакомление с названиями снарядов, используемых на занятиях: стойка для прыжков, яма для прыжков, беговая дорожка, мячи для метания, мешочки с песком, маты. От 4 до 5 лет. Ознакомление с техникой высокого старта. Выявления различий между бегом и прыжками. 5-6 лет. Ознакомление с техникой низкого старта. 6-7 лет. Ознакомление с техникой прыжков в длину и в высоту. Ознакомление с правилами передачи эстафеты.

) спортивные и подвижные игры: 3-4 года. Ознакомление с инвентарем для спортивных и подвижных игр: баскетбольным мячом, воланчиком, бадминтонной ракеткой. Ознакомление с правилами подвижных игр, заучивание речитативов для игр. От 4 до 5 лет. Ознакомление с оборудованием и инвентарем для игры в баскетбол: баскетбольным щитом, корзиной, сеткой; в бадминтон: сеткой для игры. Ознакомление с правилами подвижных игр, распределение ролей и диалогов. 5-6 лет. Ознакомление с площадкой для игры в баскетбол, бадминтон. Ознакомление с правилами подвижных игр, распределение ролей и диалогов, подготовка инвентаря. 6-7 лет. Ознакомление с основными правилами игры в баскетбол: вести мяч одной рукой, не бегать с мячом, не касаться руками противников, подсчет очков; в бадминтон: правила подачи, правила приема, подсчет очков; настольный теннис: правила подачи, приема и отбивания мяча, подсчет очков. Ознакомление с правилами подвижных игр, распределение ролей и диалогов, подготовка инвентаря и мест для проведения игры, выбор ведущих с использованием различных считалок.

Теоретическая подготовка проводится во время подвижных игр вне занятий, физкультурных досугов, спортивных праздников, самостоятельной двигательной деятельности детей, а также во время прогулок и экскурсий. Так, например, дети ознакомились по карточкам с названиями гимнастических снарядов во время прогулки, а затем некоторое время спустя проходя на экскурсии мимо школьного стадиона, воспитатель задает им вопросы о том, как называется тот или иной снаряд. Перед тем как ввести на занятии новую игру с речитативом, можно выучить его во время прогулки на улице, и на физкультурном занятии дети уже будут его применять во время игры.

Знания, приобретенные во время теоретических занятий, можно закрепить во время физкультурных досугов и праздников. Так, во всех возрастных группах можно провести праздники под названием «Любишь кататься, люби и саночки возить» - о правилах и приемах уборки спортивного инвентаря, «Упрямый Фома» - о правилах страховки и мерах безопасности на занятиях, «Мой веселый звонкий мяч» - о правилах игры в баскетбол и т.д.

2.2 Программа «Умные движения»

физический воспитание дошкольник программа

На основе вышесказанного, можно рассмотреть программу «Умные движения», которая имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее восьми учебных тем по признаку однородности их содержания (табл. 1). Изложение с первой по шестую темы имеет общую схему. В начале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему. В течение всего месяца руководитель физического воспитания закрепляет пройденный материал на каждом физкультурном занятии, связывая его с запланированной двигательной деятельностью, т.к. придавая большое значение формированию знаний дошкольников, все же первое место должна занимать двигательная деятельность. Именно поэтому теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения темы.

Седьмая тема является обобщающей, поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям самим рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. Руководитель физического воспитания на физкультурных занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Таблица 1 - Распределение тем в программе «Умные движения»

№Группа темСодержаниеМетодические указания1.История физической культурыИстория различных видов спорта, история олимпийских игрТемы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т.п.)2.Организм человекаСтроение и функционирование организма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочекОсобое внимание следует обратить на функционирование организма детей на физическую нагрузку (как усиливается дыхание, как работает сердце и т.п.)3.Основы личной гигиеныГигиена занятий физическими упражнениямиТемы направлены на приучение детей к использованию таких средств физической культуры, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы, а также соблюдению на занятиях гигиенических требований (одежда, обувь и т.п.).4.Физические упражненияФизические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениямиПри освоении этих тем происходит не только знакомство с различными упражнениями и физкультурным инвентарем, но и объяснение на доступном для детей уровне их предназначения и различий5.Охрана здоровьяПравила безопасности при выполнении физических упражненийВ этой группе тем собраны материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.6.Растим человекаЗнания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенкаПоследовательно детям даются знания о том, какие упражнения и как их нужно делать, для того чтобы быть не только здоровым, но красивым, веселым и иметь много друзей.7.Играем самиСамостоятельное моделирование ребенком деятельности, основанной на полученных ранее знанияхЭти занятия являются обобщающими и призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности.8.Веселая физкультураЗакрепление знаний, полученных ребенком в образовательном и воспитательном процессеТемы предназначены для организации рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры)

) могут охарактеризовать несколько наиболее популярных видов спорта;

) знают основные системы организма, их предназначение, изменение функционирования в процессе занятий физическими упражнениями;

) имеют навыки личной гигиены занятий физическими упражнения;

) соблюдают правила, обеспечивающие сохранение здоровья в процессе занятий физическими упражнениями;

5) могут в общих чертах охарактеризовать значение физической культуры;

) знают названия упражнений, выполняемых на физкультурных занятиях, а также используемого инвентаря и оборудования;

) могут подобрать упражнения для утренней гимнастики, физкультминутки, организовать подвижную игру.

Таким образом, сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой; в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного образования.

В результате у детей значительно повышается интерес к занятиям физическими упражнениями, они активно интересуются спортивными соревнованиями, проходившими в стране, делятся своими впечатлениями.

Кроме того, у ребенка воспитываются гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм спортивных игр.

Занимаясь физическими упражнениями, ребенок закрепляет знания об окружающей природе - деревьях, цветах, траве, животных и птицах. Он познает свойства воды, песка, снега; особенности смены времен года. У него значительно обогащается словарный запас, развиваются память, мышление, воображение.

Физическое образование способствует приобщению ребенка и к большому спорту. Он приобретает знания о ведущих мировых и отечественных спортсменах, что значительно расширяет его кругозор.

Заключение

Итак, физическое воспитание дошкольника в полной мере зависит от педагога, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы и приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них.

Физическое воспитание не только играет важнейшую роль в формировании физической культуры ребенка, но и передает ему как общечеловеческие (универсальные), так и национально-культурные ценности. Основы физической культуры усваиваются ребенком и успешно развиваются и совершенствуются под воздействием воспитания. Физическое воспитание способствует гармоничному развитию личности ребенка. Забота о физической культуре ребенка должна быть направлена на полное раскрытие индивидуальных физических и духовных сил, гармоничного развития и познания радости творчества

Дети дошкольного возраста уже вполне могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся.

Таким образом, можно констатировать: в процессе физического воспитания ребенок дошкольного возраста приобретает знания о физических упражнениях, об их воздействии на организм и рациональном использовании, о том, что только правильное выполнение движений оказывает положительное влияние на здоровье, о закаливании как средстве профилактики заболеваний, учится использовать в целях оздоровления природные факторы.

В таком диалектическом понимании взаимообусловленности процессов физического воспитания и развития под влиянием роли взрослого заключается важная исходная педагогическая позиция дошкольного физического воспитания.

Список используемой литературы

1.Зайцев А.А. Физическое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев и др. - Калининград: Калинингр. ун-т, 1997. - С. 12-15.

.Каминский О.А. Физическое воспитание и развитие дошкольников: Учебное пособие / О.А. Каминский, Т.В. Волосникова, С.О. Филиппова. - М.: ИЦ «Академия», 2008.- 224 с.

.Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка учеб. пособие / Н.Н. Кожухова и др.; под ред. С.А. Козловой. - М., 2008. - 352 с.

.Нестерова З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - C. 34-37.

.Перекопская М.А. Педагогические условия формирования интереса у дошкольников к занятиям спортом: дис. канд. пед. наук / М.А. Перекопская. - Челябинск, 2002. - 180 c.

.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие / Э.Я. Степаненкова. - М.: ИЦ «Академия», 2006. - 368 с.

.Филиппова С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.И. Рогачева, Т.Н. Панова // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2011. - №12(82). - С. 181-185.

.Шебеко В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 21-27.

Похожие работы на - Особенности формирования знаний дошкольников в области физической культуры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!