выявление степени теоретической и практической подготовки учащихся по определенной теме или разделу программы, а также закрепление и углубление приобретенных знаний, умений и навыков. Урок-КВН требуе большой предварительной подготовки мастера производственного обучения. Он подбирает вопросы и задания для конкурсов. Предварительно мастер разделяет группу на две команды. Каждая команда выбирает капитана и получает домашнее задание: придумать девиз, эмблему и приветствие команде-сопернице.
Урок-КВН в ПТУ №24 строителей им. Н.И. Кедышко мастера производственного обучения проводят по следующему сценарию: мастер производственного обучения начинает урок-КВН с объявления темы и цели. Учащиеся знакомятся с жюри, в состав которого входят мастер производственного обучения параллельной группы, преподаватель спецдисциплин, учащиеся группы, не задействованные в КВН. Урок-КВН проходит в рамках семи различных конкурсов и в конце занятия жюри выставляет оценки командам и отдельным учащимся.
М.И. Канаш описал различные игры и конкурсы, которыми пользуются мастера производственного обучения до сих пор, мастера накапливают свой творческий опыт и в процессе обучения передают его своим учащимся.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что проведение различных игр на занятиях или конкурсов развивает творческое мышление у учащихся, они учаться работать в коллективе, учаться на своих ошибках, помогают друг другу, учащиеся также решают самостоятельно поставленные перед ними задачи и упражнения, что побуждает у них умственную деятельность. Подобные игры, конкурсы, уроки-КВН необходимо проводить чаще и на различные темы, и по различным профессиям именно для того, чтобы ативизации познавательной деятельности учащихся возрастала.
2. Методические особенности планирования производственного обучения в ПТУЗ
2.1 Планирование производственного обучения
производственное обучение мастер учащийся профтехучилище
Под планированием производственного обучения понимается система мер (мероприятий), направленных на создание условий, обеспечивающих качественную профессиональную практическую подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях.
Основой производственного обучения учащихся в профессиональных учебных заведениях является участие учащихся в производительном труде. Вместе с тем программа производственного обучения не раскрывает, какие конкретно, в какой последовательности, сколько учебно-производственных работ должен выполнить учащийся, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. Эта задача перевода требований учебной программы на язык конкретной учебно-производственной деятельности учащихся решается путем правильно организованного планирования производственного обучения. Большую роль играет правильно организованное планирование производственного обучения для установления связей производственного обучения со специальными предметами.
Учитывая все это, основными задачами планирования производственного обучения являются:
обеспечение полного и своевременного выполнения учебных планов и программ;
обеспечение правильного подбора учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределения их между учебными группами, полной и равномерной загрузки учащихся, рационального использования учебно-материального оснащения учебного заведения;
создание условий для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения производственного обучения;
определение объема и сроков выпуска продукции, изготавливаемой учащимися в процессе производственного обучения, обеспечение целесообразного и экономного использования финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на производственное обучение;
планирование (перспективное и текущее) работы мастера производственного обучения.
В процессе производственного обучения в тесной взаимосвязи решаются учебные и производственные задачи, хотя между ними могут быть определенные противоречия. Специфика и искусство планирования учебно-производственного процесса заключается в том, чтобы обе эти задачи решались в единстве, дополняли друг друга.
Планирование производственного обучения включает следующие основные элементы:
педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ учащихся; разработку на этой основе перечней таких работ;
планирование учебно-производственной деятельности группы на определенный отрезок времени;
планирование производственного обучения при нефронтальной организации учебного процесса.
Планирование производственного обучения тесно связано с нормированием учебно-производственного труда учащихся. Нормирование в этом смысле является составной частью планирования, основой для количественных расчетов производственных планов. В этой связи вопросы планирования производственного обучения и нормирования учебно-производственных работ рассматриваются во взаимосвязи.
.2 Подбор учебно-производственных работ
Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения (проекта содержания обучения) в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. Сложность в том, что при этом необходимо тесно увязывать педагогические принципы рационального подбора работ с реальными возможностями, которые не всегда соответствуют этим принципам. Отсюда и многообразие вариантов организации подбора учебно-производственных работ.
При подборе (выборе) учебно-производственных работ руководствуются следующими общими требованиями к ним:
соответствие программе производственного обучения по профессии (группе профессий);
производственная ценность;
посильность для выполнения учащимися на соответствующем периоде производственного обучения по степени сложности, точности, требуемым физическим усилиям, объему и содержанию необходимых профессиональных знаний;
постепенное усложнение как в пределах одной темы, так и в процессе производственного обучения в целом;
типичность для осваиваемой профессии (специальности);
возможность применения современной высокопроизводительной техники, технологии, передовых методов труда.
Наибольшую сложность представляет подбор учебно-производственных работ для изучения операций, поскольку такие работы должны содержать осваиваемую операцию как единственную или преобладающую, а большинство учебно-производственных работ, из которых нужно производить отбор соответствующих объектов, имеют комплексный, т. е. включающий значительное количество трудовых операций, характер. Имея в виду это объективное противоречие, в практике учебных заведений применяют различные варианты подбора учебно-производственных работ для отработки основ профессии, а именно:
внутренняя кооперация, когда учащиеся первого курса отрабатывают на изделиях, деталях, других объектах выпускаемой учебным заведением продукции заготовительные операции, а учащиеся старших курсов выполняют более сложные, финишные операции;
организация пооперационного выполнения работ комплексного характера, когда учащиеся в данный момент отрабатывают на изделии (детали) только изучаемую операцию, а само изделие (деталь) как полуфабрикат хранится до изучения следующей характерной операции;
использование при необходимости учебно-тренировочных работ (т. е. работ, не имеющих производственной ценности) для отработки сложный трудовых приемов и способов и их сочетаний - пластин, плиток, валиков, втулок, призм и т.п.
Объекты учебно-производственных работ комплексного характера подбираются (выбираются) таким образом, чтобы они включали все или большинство ранее изученных трудовых операций в различных их сочетаниях.
При организации производственного обучения на выпуске продукции повышенной сложности, кроме этих требований, необходимо учитывать также, чтобы при выпуске такой продукции по возможности принимали участие учащиеся нескольких профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих и специалистов в учебном заведении. Такие работы должны сочетать разнообразные трудовые и технологические операции, переходы, способы выполнения, дающие возможность формировать квалифицированных рабочих и специалистов в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования.
Вместе с тем, признавая важную роль производственного обучения на выпуске сложной продукций в качественной подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, следует подчеркнуть необходимость избегать крайностей в этом деле. По-видимому, нецелесообразно практиковать организацию производственного обучения на выпуске особо сложной продукции типа металлорежущих и деревообрабатывающих станков, сложного радио- и электротехнического оборудования, пошива модельной одежды и обуви, строительства крупных объектов и т. п. Это связано с организацией мощных вспомогательных служб в училище или даже в условиях их кооперации в масштабах региона, мощной маркетинговой службы, налаженной системы приобретения комплектующих деталей и узлов, устройств, приборов и т. д., вольно или невольно отвлекает и руководство учебными заведениями, и мастеров производственного обучения от решения основной задачи - производственного обучения учащихся, внимательного отношения прежде всего к решению учебных задач.
А.М. Новиков, изучавший проблемы развития профессионального образования, отмечает, что «упование» многих руководителей профессиональных учебных заведений, особенно бывших профтехучилищ и техникумов, на развитие их производственной деятельности как средства выживания учебных заведений, развитие так называемого обучения на выпуске сложной продукции в подавляющем большинстве не оправдались и не могли оправдаться - в условиях появившегося на отечественных рынках изобилия товаров конкурировать учебным заведениям за счет ученического труда со «взрослыми» производителями ни по себестоимости, ни по качеству продукции не под силу. Да и не дело это образовательных учреждений - у них другие - образовательные, а не производственные задачи1.
Наиболее оптимальным решением вопросов повышения эффективности производственного обучения является высококачественное освоение в учебных заведениях выпуска продукции средней сложности, позволяющей, с одной стороны, иметь определенный экономический эффект, с другой - успешно решать вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, специалистов.
Результатом подбора (отбора, выбора) учебно-производственных работ является разработка одного из важных планирующих документов - перечня учебно-производственных работ. Важнейшим требованием к перечням учебно-производственных работ по профессии является их стабильность (по крайней мере, в основной номенклатуре учебно-производственных работ). Это создает благоприятные условия и возможности для разработки качественной и комплектной учебно-технической и технологической документации, оснащения учебных мастерских и производственных подразделений учебного заведения соответствующим основным и вспомогательным оборудованием, инструментами, приспособлениями и другими необходимыми средствами для высокопроизводительной и высококачественной производственной деятельности.
В зависимости от специфики профессий и отраслей формы перечней учебно-производственных работ могут быть самыми различными. Обычно они разрабатываются на весь период обучения учащихся в учебной мастерской, применительно к темам учебной программы, с указанием их сложности (разряда или других требований), «рабочей» нормы времени, ориентировочного количества учебно-производственных работ на одного учащегося.
Перечень типичных работ, рекомендуемых при прохождении учащимися производственной практики, отражается в программе производственной практики.
По выполнению перечня учебно-производственных работ можно и нужно судить о выполнении программы производственного обучения[].
3. Разработка план-конспекта урока производственного обучения по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей»
План-конспект урока производственного обучения
Тема программы: Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей.
Тема урока: Обработка наружных цилиндрических поверхностей.
Цели урока:
обучающая: ознакомить учащихся с приемами обработки наружных цилиндрических поверхностей; ознакомить с правилами работы измерительных инструментов при токарных операциях.
развивающая: развить умение у учащихся обобщать теоретические знания по обоработке наружных цилиндрических поверхностей и умению переносить их на практические действия;
воспитывающая: воспитать у учащихся чувство ответственности за качество своей продукции, бережное отношение к изделиям, инструментам и оборудованию, измерительным приборам, экономному расходованию сырья и электроэнергии.
Тип урока: комбинированный.
Материально-техническое оснащение: токарные станки, заготовки, набор резцов, линейки, уступомеры, штангенглубомеры, штангенциркули.
Методическое оснащение: инструкционные карты, плакаты, чертежи, учебники, учебные пособия, карточки, мел, доска.
Технологическая карта урока производственного обучения
№Название этапаВре-мяЗадача этапаСредства обученияДеятельностьМастера п/оУчащихсяIОрганизационная часть5 минМетод беседа, форма обучения групповая1.1ПриветствиеПриветствуетВстают1.2Проверка учащихся по журналуЖурнал группыЗачитывает фамилии учащихся, отмечает отсутствующихОткликаются на свою фамилию1.3Проверка готовности учащихся к занятиямПроверяет наличие спецодеждыIIВводный инструктаж45 мин2.1Сообщение темы урокаМастер сообщает тему урока2.2Повторение пройденного материала по теме «Обработка внутренних поверхностей»15 минБеседа, фронтально-групповая форма обучения2.2.1Приёмы обработки внутренних цилиндрических поверхностейДемонстрация наглядных пособийСтенды, макетыЗадает вопрос и вызывает учащегося для ответаОтвечают на вопросы2.2.2Ознакомить с правилами обработки заготовок быстрорежу- щими резцами.ИллюстрацияПлакаты 2.2.3Ознакомить с правилами обработки заготовок резцами с минералоке- рамическими пластинами.Демонстрация наглядных пособийСтенды2.3Объяснение нового материала по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей»20 минГрупповая форма обучения2.3.1Сущность процесса Обработка наружных цилиндрических поверхностейРассказ-объяснениеПлакаты, инструк-ционные картыМастер рассказывает и объясняет, используя плакатыСлушают, наблюдают и конспекти-руют2.3.2Ознакомить с основными приемами обработки наружных цилиндричес- ких поверх- ностей, ознакомить с правилами работы.Демонстрация, личный показ, рассказ-объяснениеИнстру-мент, заготовкиНаглядно демонстрирует выполнение производствен-ных операций2.3.3Токарные резцы2.3.4Ознакомить с правилами обработки заготовок резцами с пластинами из твердых сплавовРассказ-объяснениеМастер рассказывает и объясняет2.4Закрепление нового материала 5 минБеседа2.4.1Какова сущность процесса обработки наружных цилиндричес- ких поверх- ностей?Фронтальная форма обученияЗадает вопрос и вызывает учащегося для ответаОтвечают на вопросы2.4.2Правила ТБ в процессе обработки наружных цилиндричес- ких поверх- ностей?2.4.3Особенности обработки наружных цилиндричес- ких поверх- ностей?2.5Инструктаж по ТБ, выдача заданий и расстановка учащихся по рабочим местам5 минФронтально-групповая форма обученияЖурнал по ТБ, инструк-ционно-техноло-гические картыМастер проводит инструктаж по ТБ, указывает учащимся их рабочие местаРасписы-ваются в журнале по ТБ и занимают рабочие местаIIIТекущий инструктаж 240 мин3.1Выполнение производствен-ных работ на рабочих местах учащимисяСамостоятель-ная работа учащихся, упражненияИнстру-менты, заготов-ки, ин-струкци-оные картыСледит за соблюдением учащимися правил ТБВыполняют задания согласно инструкци-онных карт3.2Обход рабочих мест с целью текущего инструктирования учащихсяНаблюдение, фронтально-групповая и индивидуальная формыОбходит рабочие места, при необходимости инструктирует учащихсяОбращаются к мастеру при возникнове-нии затрудненийIVЗаключительный инструктаж25 мин4.1Анализ деятельности учащихсяБеседа Записи мастераМастер анализирует проделанную работу учащихся4.2Проверка работБеседа, демонстрация, фронтально-групповая форма обученияГотовые изделия учащихсяОценивает работуДемонстри-руют свои изделия4.3Выставление оценокБеседа Журнал Выставляет оценки4.4Выдача домашнего задания: тема «Резка металла»Беседа Литера-тура Озвучивает домашнее заданиеЗаписывают 4.5Уборка рабочего местаПроверяет качество уборкиУчащиеся убирают свои рабочие места
Глава 4. Разработка методических рекомендаций по повышению работы в направлении темы
Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» изучается в рамках дисциплины «Производственное обучение». Данная тема актуальна по тому, что это наиболее применяемая операция при токарных работах и без ее изучения не возможно далее изучать токарное дело и работать ни с одной токарной операцией. При подготовке токарей 2-3 разряда в профтехучилище изучают эту тему одну из первых, так как на ней основывается большинство токарных операций. Специфика профессии, как и технология работ, которую охватывает поле деятельности токаря, ориентированы не только на применение и техническое обслуживания токарного оборудования, но и на производство токарной продукции.
Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» стоит под № 3 в изучении данного предмета и, следовательно, выявляется некоторая внутрипредметная связь, такая как логический и постепенный подход к изучению темы, её рациональная постановка в системе изучения предмета «Производственное обучение».
Изучения темы «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» также основывается на таких предметах, как физика, техническая механика, охрана труда, охрана окружающей среды, психология и этика деловых отношений.
Для обучения по предмету «Производственное обучения» используются специальные учебные кабинеты или мастерские, оснащённые специальным оборудованием, машинами, макетами, муляжами, с применением наглядных пособий, учебных плакатов, технической документации и инструкций по использованию оборудования для токарного обучения.
Для проведения занятия необходимо подготовить токарные станки, резцы, макеты инструментов для работы на токарном станке и заготовки.
Занятие производственного обучения по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» построено традиционно. Цель формирование умений и навыков по овладению токарным делом, самостоятельный переход от теоретических знаний к практическим действиям.
Мастер определяет тему, цели, задачи, подбирает задания, разрабатывает систему критериев оценки выполнения заданий.
Можно использовать обобщенную схему :
определение целей;
разработка содержания;
подготовка необходимого дидактического материала;
моделирование реальной ситуации ;
обсуждение;
оценка и разбор, подведение итогов.
Сценарий по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей».
Тема: Обработка наружных цилиндрических поверхностей.
Цель: сформировать умения и навыки по обработке наружных цилиндрических поверхностей, мобилизовать коллективный опыт и знания для взаимообогащения.
Задачи:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
повысить интерес учащихся к данной теме;
изменить самооценку учащихся.
.Последовательность выполнения токарных операций.
Мастер рассказывает о виде работы, последовательности выполнения токарных операций по изготовлению детали, рассказывает о требованиях по охране труда при работе на токарном станке о расценнках при выполнении токарных работ.
1.Выполнение токарных операций (практическая часть).
После установки заготовки в станок, мастер приступает к обработке наружных цилиндрических поверхностей.
Выполнение шлифовальных работ (практическая часть).
Мастер следит за техникой безопасности при выполнении шлифовальных работ;оценивает выполнение шлифовки по пятиббальной системе. При выставлении оценки учитываются организация рвбочего места, соблюдение техники безопасности, качество выполненной шлифовки, скорость, аккуратность.
2.Подведение итогов занятия.
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных форм обучения на занятиях производственного обучения обеспечивает формирование интеллектуальной культуры и развивает творческое мышление.
Заключение
Обучение, как известно, само по себе выполняет воспитательную роль, поскольку обеспечивает формирование знаний, убеждений, привычек поведения. Поэтому все потенциальные возможности обучения достаточно используются в воспитании, но значительные перегрузки снижают интерес к знаниям, необходимость усвоения большого объема информации нередко приводит к механическому заучиванию материала, учащиеся не вдаются в его сущность. Процесс обучения становится непривлекательным, а имеющийся разрыв между теорией и практикой усугубляет это положение, учащиеся не могут овладеть даже минимумом знаний. Одно дело, когда учащихся заставляют учиться и совершенно другое, когда они увлечены процессом учения.
В ходе выполнения курсовой работы мы разработали технологическую карту урока по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей», ведь при раздельном обучении усилия учащегося направлены на то, чтобы заставить себя запомнить, выучить, а при использовании ― учащийся старается глубже разобраться в теории, понять сущность и способы практического действия.
Обучение с использованием особенностей в производственном обучении становится источником мощного воспитательного резонанса, который рассматривается как отзвук, отклик в структуре личности. Особенно сильно влияние на формирование воспитательной мобильности ― готовности и способности воспринимать педагогические требования и правильно реагировать на них. Многие учащиеся характеризуются слабой воспитательной восприимчивостью, некоторые оказывают сопротивление педагогическим усилиям. При производственном обучении личность активизируется, формируется чувство успеха, вера в себя, интерес к знаниям, желание овладеть профессией. Между учащимися и педагогам благоприятно складывается необходимый воспитательный контакт, взаимопонимание, доверие, согласие, все это позволяет поддерживать у учащихся предрасположенность к правильному реагированию на педагогические требования.
Достоинство разработанной курсовой работы заключается во-первых в том, что при определении значения производственного обучения для развития познавательной активности учащихся наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение;
принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
рецензировать ответы товарищей;
оценивать ответы и письменные работы товарищей;
заниматься обучением отстающих;
объяснять более слабым учащимся непонятные места;
самостоятельно выбирать посильное задание.
Разработонная технология и методическое обеспечение занятия производственного обучения поможет преподавателю граммотно и точно провести занятие, а учащиеся смогут раскрепоститься, развить свои творческие способности и закрепить свои навыки и умения на практике, в этом и заключается главное достоинство курсовой работы.
В ходе курсовой работы мы выполнили ряд задач, а именно:
изучили литературные источники;
обобщили имеющийся педагогический опыт по вопросам использования различных приемов на уроках производственного обучения;
привели классификацию и дали характеристику производственного обучения;
разработали план-конспект урока с производственного обучения;
разработали рекомендации по использованию приемов в учебном процессе ПТУЗ.
Список литературы
1.Аристова, Л.П. Усыновление ,удочерение Актуальные проблемы семей в России ⁄ Л.П. Аристова. ― М.: Институт социологии РАН, 2006.
.Аронов, М.Ф., Совершенствование производственного обучения ⁄ М.Ф. Аронов. ― Минск: РИПО, 2002.
.Бергер, И.И., Токарное дело ⁄ И.И. Бергер. ― Минск: Высшая школа, 1980.
.Голант, Е.Я., Особенности использования словесных методов обучения Е.М. Перовский. ― М.: Издательский центр Академия, 1989.
. Жиделев М.А., Производственное обучение в рамках ПТУ ∕ М.А. Жиделев. ― Мн.: 2000.
.Канаш, М.И., Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения ⁄ М.И. Канаш. ― Мн.: РИПО, 2002. ― 38 с.: ил.
.Кларин, М.В., Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках ⁄ М.В. Кларин. ― Минск: РИПО, 1994.
.Колесникова, И.А., Учебный процесс и его особенности ⁄ И.А. Колесникова. ― М.: 2002.
.Лахтин, Ю.М., Леонтьева, В.П., Материаловеление ⁄ Ю.М. Лахтин, В.П. Леонтьева. ― М.: Машиностроение, 1990. ― 528 с.: ил.
.Лозанов, Г.А., Метод погружения в языковую среду ⁄ Л.М. Семенюк. ― М.: Институт практики, 1996.
.Макиенко Н.И., Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования ∕ Н.И. Макиенко. ― М.: Машиностроение, 1990. ― 568с.:ил.
.Мухин, С.А., Соловьев, А.А., Современные инновационные технологии обучения ⁄ С.А. Мухин, А.А. Соловьев. ― ГЭОТАР - Медиа, 2008. ― 360 с.: ил.
.Новик, М.П., Производственное обучение ⁄ М.П. Новик. ─ М.: Машиностроение, 1977. ― 720 с.: ил.
.Позняк И.П., Методика проведения занятий производственного обучения в ПТУ ∕ И.П. Позняк. ― М.:2003. ― 540с.
.Семенюк, Л.М., Учение как основа становления личности ⁄ Д.И. Фельдиштейн. ― М.: Институт практической психологии, 1996.
.Скаткин, М. Н., Введение в научное исследование по педагогике ⁄ М. Н. Скаткин. ― М.: Институт практической педагогики, 1988.
.Титов А.И., Методика производственного обучения в ПТУ ∕ А.И. Титов. ― М.: 2006.
.Тубельский, А.Н., Школа самоопределения ⁄ А.Н. Тубельский. ― М.: Институт социологии РАН, 2006.
.Харламов, И.Ф., Педагогика ⁄ И.Ф. Харламов. ― М.: Гардарики, 2005. ― 520 с.: ил.
.Шамова, Т.И., Проблемы обучения ⁄ Т.И. Шамова. ― М.: Издатеьский центр Академия, 2002.
.Щукин, Г.И., Активизация познавательной деятельности в учебном процессе ⁄ Г.И. Щукин. ― М.: Просвящение, 1997.