Индивидуальная практика с ребенком
Министерство
образования и науки Российской федерации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА
КАФЕДРА
КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРАКТИКА С РЕБЕНКОМ
Новосибирск
- 2011
Практическое задание №1.
Исследование общения. Методика «Два домика»
Цель: выявление особенностей взаимоотношений в
группе, выявление симпатий к членам группы.
Стимульный материал: лист бумаги, на котором
нарисованы 2 стандартных домика. Один из них, большего размера, красного цвета,
другой - поменьше, черного цвета. Как правило, эти рисунки не заготавливают
заранее, а рисуют на глазах у ребенка карандашами красного и чёрного цвета.
Артем С., 5 лет.
В красный домик Артем пригласил 7 детей из
группы, включая девочек и мальчиков, маму, папу, одного воспитателя. В черный
домик попали два ребенка из группы и старший брат Артема Ярослав. После предложения
поменять кого-нибудь местами, Артем пригласил брата Ярослава в красный домик, а
одного из мальчиков из красного домика отправил в черный. В черном домике
оказались три мальчика, с которыми у Артема бывают конфликты. Артем общительный
ребенок, проблемы и трудности в общении с окружающими у него возникают на фоне
его психического и психологического состояния (последствия менингококковой
инфекции в младенчестве).
Полина К., 5лет, 2 мес.
В красный домик Полина пригласила сначала маму,
обеих воспитателей, дедушку и бабушку, затем начала перечислять детей из группы
и решила пригласить всех. В черный домик не поселила никого, сказала, что туда
никого не надо, потому что там грустно будет. Полина очень общительная девочка,
активная, с качествами лидера.
Практическое задание №2. Определение
особенностей развития мелкой моторики ведущей руки. Методика «Дорожки» и
методика «Птенчики»
Цель задания: определить особенности развития
мелкой моторики. Также решается задача выявления ведущей руки.
Стимульный материал: для проведения первой
методики - простой карандаш, опросный лист (см. на рисунке ниже, расстояния
между краями дорожек 1 см). Для проведения второй методики - коробочка из 2-х
частей с мелкими предметами (например, можно использовать коробочку для скрепок
и мелкие скрепки, или бусинки; лучше, чтобы они были цветными) для детей до 4-х
лет - 10 предметов, для более старших детей - 15 предметов.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать»
по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по
дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим
карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не
останавливалась и не выезжала за края дорожки - иначе случится авария». В
практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш,
правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается,
насколько плавной является проведенная линия, ее сила.
По результатам проведения задания формируется
вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики, и
фиксируется результат о выявлении ведущей руки.
Стимульный материал к методике «Дорожки»
Практическое задание № 4 Изобразительная
деятельность.
Задание рассчитано на проведение с детьми
раннего возраста (с 2-х лет) и дошкольного возраста, с двумя детьми.
Цель задания: определить этап и стадию развития
изобразительной деятельности, некоторые особенности личности ребенка.
Материал: альбомный лист бумаги, цветные
карандаши, простой карандаш, ластик.
Соня С., 5лет, 3 мес.
Получив задание, Соня сразу согласилась
рисовать. По окончании сказала, что нарисовала мальчика. На вопрос: Что он
делает, ответила: идет.
Анализ рисунка.
этап и стадия изобразительной деятельности.
особенности личности:
самооценка
средняя - средний размер;
уровень притязаний
низкий - в нижней части листа;
стеничность
нормальный-нормостеник;
Активность психической деятельности
низкий уровень (пассивность) - в правой части
листа, отсутствие рук у
изображенной фигуры человека.
Олег П., 4 г., 11 мес.
Рисовать согласился сразу, но после того как
нарисовал голову, туловище и ноги, сказал, что устал и больше не хочет
рисовать. После вопроса: возможно что-нибудь другое хочет нарисовать, нарисовал
машинки и руки человечку. Своей работой был очень доволен, т.к. нарисовал себя:
играю, радуюсь, что новые машинки.
Анализ рисунка.
) этап и стадия изобразительной деятельности.
) особенности личности:
самооценка
средняя - средний размер;
уровень притязаний
высокий - в верхней части листа;
стеничность
нормальный-нормостеник;
Активность психической деятельности
средний уровень - в центре листа;
Основные качества личности:
потребность в эмоциональном контакте с
родителями.
Практическое задание № 3.
Креативность (творческое мышление)
Цель: определить особенности развития
креативности у ребенка дошкольного возраста.
Материал: опросные листы (2 экземпляра), простой
карандаш.
Никита Б., 4 г., 9 мес.
Цветок машина флаг сосульки песочник
3 1 2 2 - 10 баллов, средний уровень
креативности.
Саша Н., 5 лет. Рисовал фигуры, копируя
изображения рядом с оригиналом или внутри него.
0 0 0 0 - низкий уровень креативности
Практическое задание №4. Игровая
деятельность ребенка-дошкольника
Цель: изучение проявляемых детьми особенностей
сюжетно-ролевой игры.
Материал: специального материала нет.
Ход работы: провести наблюдение за особенностями
прохождения свободной сюжетно-ролевой игры.
Задания: 1. Оформить выявленные особенности в
схеме (прилагается ниже).
Схема наблюдения:
. В игре принимали участие 2 детей: Маша К., 5
лет, Полина Г., 4г., 10 мес.
. Игру организовала Полина.
. Игра перед обедом, после прогулки.
. Полина - парикмахер, Маша - клиент.
. Сюжет игры «Салон красоты».
. Полина делает прическу Маше.
. Используют набор «Парикмахер» в оборудованной
игровой зоне.
. Конфликтов нет.
Заполнить схему наблюдения, сделать вывод
относительно выявленных в ходе задания особенностей свободной игры детей и
соответствия этих особенностей необходимым для наблюдаемого возраста нормам.
Схема анализа игры.
. замысел игры определяется игровой средой,
предложением сверстника. Дети сами договорились во что и как играть, кто какую
роль играет, замысел статичен.
. основное содержание игры - действия с
предметами, общественные взаимоотношения между людьми. Действовали с предметами
в соответствии с реальностью.
. ребенок следует одному сюжету, один сюжет -
одно событие, не проявляется умение совместно строить и творчески развивать
сюжет игры, источники сюжетов игры - рассказы взрослых.
. В игре придерживаются каждый своей роли, присутствует
ролевая речь. Ребёнок обозначает выполняемую им роль словом до игры, использует
для взаимодействия с партнером по игре ролевую речь, предметные действия,
ролевой диалог содержит отдельные реплики, фразы. Маша предпочитает чаще играть
одна, редко входит в игровое объединение по приглашению, состоящее из 2
человек, не более, любимых ролей нет, всегда на второстепенных ролях. Полина
любит участвовать в коллективных играх, организует их чаще сама, любимые роли -
мама, хозяюшка.
. Широкий спектр игровых действий. Используют в
игре предметы - заместители. Дает словесное обозначение предметам-заместителям,
инициатором выбора предмета-заместителя обычно является сам ребенок, иногда с
помощью взрослого.
. Игру не доводят до логического конца, -
«парикмахеру» надоело быть парикмахером.
. Конфликтов в игре нет.
. Игровая среда оборудована, дети используют
наряду со стандартными предметы-заместители.
. Роль взрослого в руководстве игрой (нет).
Практическое задание №5.
Формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении
Цель: изучить требования к гигиеническому
состоянию помещений, особенности организации и проведения закаливания в данной
возрастной группе; познакомиться с методикой определения общей и моторной
плотности физкультурного занятия и методикой построения физиологической кривой.
Работа 1.
Эколого-гигиеническое состояние помещений группы
удовлетворительное. Температурный режим в группе и спальне выше допустимой
нормы; режим сквозного проветривания соблюдается регулярно, растения не подобраны
по экологическому признаку; у каждого ребенка имеется индивидуальный шкафчик
для одежды, личное полотенце для лица, пронумерованное, соответственно списку в
умывальной комнате, в индивидуальной нише.
Работа 2.
Изучить и зафиксировать в дневнике режим 2-ой
половины дня и выделить его особенности.
Работа 3.
В результате наблюдения и беседы с воспитателем
сделать вывод о наличии системы закаливающих мероприятий в работе с детьми.
В дневнике отразить:
. Место закаливающих процедур в режиме дня.
. Использование всего разнообразия видов и форм
закаливания.
. Соблюдение принципов закаливания.
. Учет индивидуальных особенностей.
. Приемы организации и руководства закаливающими
процедурами.
. Отношение детей к закаливающим процедурам.
Работа 4.
Провести наблюдения с целью изучения форм
организации двигательной активности детей.
Наблюдения фиксировать по схеме:
Форма
организации двигательной активности
|
Количество
детей, вовлекаемых в деятельность
|
Место
в режиме дня
|
Деятельность
|
Деятельность
воспитателя
|
Эмоциональные
реакции
|
1.
Игра на координацию речи с движением. 2. Утренняя гимнастика плавание
физкультура П/игры на прогулке 6. ЛФК
|
подгруппа
группа группа подгруппа, группа группа подгруппа
|
Организационные
моменты в теч. дня Утро 1-ая половина дня 1-ая половина дня - в зале, 2-ая
половина дня - на улице 1 или 2 половина дня
|
Игровая,
совместная Совместная Совместная Совместная Совместная, игровая совместная
|
Организует
проводит Организует проводит Организует Организует проводит Организует
проводит организует
|
положительные
положительные положительная положительная положительная положительная
|
Работа 5.
Результаты наблюдения физкультурного занятия
зафиксировать в карте-протоколе.
Карта-протокол физкультурного занятия.. Дата
17.02. 2011
Группа старшая
Воспитатель Богданова Т.В.
Количество детей 8 человек
Санитарно-гигиенические условия проведена
влажная уборка, проветривание помещения, батареи в зале закрыты специальными
щитками.
Оборудование
Ф.И. ребенка Алеша Л.
Возраст 5 лет
Таблица 1
Структурные
части занятия
|
Решаемые
Задачи
|
Время
|
Содержание
|
Действия
и эмоциональные реакции ребенка
|
ПУЛЬС
|
|
|
|
|
|
в
начале
|
в
конце
|
1.
Вводная часть
|
0:05:00
|
|
положительные
|
90
|
|
2.
Основная часть: 2.1. ОРУ
|
Ортопедическая
коррекция
|
0:11:00
|
|
положительные
|
114-120
|
|
2.2
Основные движения
|
Развитие
физических способностей
|
0:19:00
|
|
положительные
|
126
|
|
8.2.
Подвижные игры
|
Развитие
физических способностей, ориентировки в пространстве
|
0:26:00
|
|
положительные
|
162
|
|
9.
Заключительная часть.
|
Подведение
итогов
|
0:30:00
|
|
положительные
|
114
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2 - Хронометраж занятия
Протокол
хронометража физкультурного занятия
|
|
формат
ввода данных:
|
Часы,
минуты, секунды
|
Части
занятия
|
Основные
моменты
<#"563123.files/image002.gif">
Мотивы выбора сверстника:
умение играть - «умеет играть», «с ним
интересно», « с ним весело играть»;
личностные качества - «добрый», «хороший»,
«честный», «не обижает никого».
Результаты исследования:
Психологический климат в средней группе
соответствует 1 тип психологического климата. Выборы, в основном однополые.
Взаимными выборами охвачено более 90% детей группы, социограмма имеет сложную
структуру. При выборе сверстников, дошкольники ориентируются на их внутренние
психологические качества - игровые умения, качества личности, дружеские
отношения.
В группе детей объединяют прочные межличностные
связи, преобладает дружеская атмосфера, дети организовываются в игровые
объединения как самостоятельно, так и под руководством воспитателей.
Формированию этого типа климата способствует демократический стиль
взаимодействия воспитателя с детьми, учет их мнения детей при решении тех или
иных вопросов.
Блок самоанализа.
. Самооценка эмпатических способностей.
и выше - высокий уровень эмпатии.
Оценка уровня общительности
-18 баллов. Нормальная коммуникабельность.
. Сформирован ли у вас педагогический такт?
-20 баллов. Третья стадия развития такта. Такт
становится устойчивым педагогическим умением воспитателя.
. Оценка профессиональной направленности
личности воспитателя.
. Методика «Проверьте, какой вы педагог».
-15 баллов. Вы - хороший, знающий педагог.
Однако подумайте, не стремитесь ли вы к слишком идеальному результату.
Предоставляйте детям побольше свободы, смотрите на них как на своих помощников,
не забывая при этом контролировать выполнение поручений.
. Самооценка педагога.
,8 < С < 1,2 - адекватная самооценка.
Педагог объективно оценивает свои успехи и неудачи, одобрение и неодобрение
окружающих. Ему свойственно критическое отношение к себе и оценке окружающих.
. Стиль педагогического общения.
Демократический стиль взаимодействия.
Расписание занятий и режим дня группы.
Понедельник Вторник
.00-9.20 «Здравствуй мир» / ЛФК 9.00-9.50
Логопедическое / «Игралочка»
.45-10.10 Музыкальное 11.00-12.00 Бассейн-сауна
.15 Физкультура 16.20-17.00 ЛФКреда Четверг
.00-9.50 Логопедическое/ЛФК 9.30 Лепка
.10-10.30 Музыкальное 10.00-11.00 Бассейн-сауна
.30 Аппликация/Конструирование 15.50
Театрализация
.25-16.45 Физкультура (на улице)
Пятница
.00-9.20 «По дороге к азбуке»/Художественная
литература
.40 Рисование
.25-17.10 Физкультура
Индивидуальный план работы
студента практиканта.
неделя
Дата
|
День
недели
|
Содержание
работы
|
Отметка
о выполнении
|
17.01
|
Прием
детей, проведение утренней гимнастики, артикуляционной, пальчиковой
гимнастики. Проведение занятия по теме: «О тех, кто умеет летать», цель:
уточнить и расширить представления детей о птицах; Учить находить признаки
сходства и различия, выражать их в речи, воспитывать бережное, заботливое
отношение к природе. Взаимодействие с музыкальным руководителем при
проведении музыкального занятия. Проведение прогулки по теме: «Наблюдение за
птицами». Подготовка детей к дневному сну.
|
|
18.01
|
Вторник.
|
Прием
детей, проведение утренней гимнастики, артикуляционной, пальчиковой
гимнастики. Проведение занятия по теме: «Счет до 6. число и цифра 6.», цель:
сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести.
Посещение логопедического занятия. Организация и подготовка детей к занятию в
бассейне. Проведение прогулки по теме: «Наблюдение за птицами». Подготовка
детей к дневному сну.
|
|
19.
01.
|
Среда.
|
Прием
детей, проведение утренней гимнастики, артикуляционной, пальчиковой
гимнастики. Взаимодействие с инструктором по ЛФК на занятии по лечебной
физкультурой. Взаимодействие с музыкальным руководителем на занятии музыкой.
Проведение прогулки по теме: «Зимующие птицы». Подготовка детей к дневному
сну.
|
|
20.
01
|
Четверг.
|
Прием
детей, проведение утренней гимнастики, артикуляционной, пальчиковой
гимнастики. Взаимодействие с преподавателем по ИЗО на занятии лепкой.
Подготовка и организация детей для занятия плаванием. Проведение прогулки по
теме: «Зимующие птицы». Подготовка детей к дневному сну.
|
|
21.
01
|
Пятница.
|
Прием
детей, проведение утренней гимнастики, артикуляционной, пальчиковой
гимнастики. Проведение занятия по развитию речи на тему: «Зимующие птицы»,
цель: формировать представления о зимующих птицах, их образе жизни и
повадках. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование
грамматического строя речи, слоговой структуры слова. Воспитание
нравственно-этических чувств к природе. Взаимодействие с преподавателем по
ИЗО на занятии рисованием. Проведение прогулки по теме: «Зимующие птицы».
Подготовка детей к дневному сну.
|
|
Похожие работы на - Индивидуальная практика с ребенком
|