Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,64 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования









КУРСОВАЯ РАБОТА

ДРЕВНИЕ МЫСЛИТЕЛИ ОБ ОПЫТЕ ВОСПИТАНИЯ В СОСЕДНИХ ГОСУДАРСТВАХ

Оглавление

Введение

Глава 1. История педагогики как отрасль научного знания

.1 Теоретико-методологические принципы истории педагогики

.2 История педагогики в трудах античных философов

Глава 2. Воспитание у древних народов

.1 Египет

.2 Спарта

.3 Афины

.4 Персы

.5 Германцы

.6 Славяне

Заключение

Список литературы

Введение

На мой взгляд, для того, чтобы глубоко постичь какую-либо науку, освоить дело, необходимо окунуться в историю, ознакомиться с корнями. К тому же, период античности, по моему мнению, один из самых интересных и загадочных периодов в истории человечества. Великие мыслители того времени, ознакомиться с идеями которых мы можем с помощью дошедших до нас трудов, заложили основу многих наук, развивающихся и по сей день. В число древнейших наук входит и педагогика, потому что одной из главных задач философов была передача накопленных знаний. Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII века английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками

Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимает первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было бы этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколения в поколение.

В прошлом прогрессивными педагогами и видными мыслителями было выдвинуто немало плодотворных педагогических идей; изучение их педагогического наследия способствует повышению педагогической культуры учителя, предостерегает от рецептурного подхода к вопросам педагогической теории и практики. Изучение истории педагогики играет большую роль в повышении педагогической культуры учителя, способствует вооружению его педагогическим мастерством, передаёт лучшие традиции гуманистической педагогики и тем самым помогает учителю в его повседневной деятельности. Когда педагог строит учебно-воспитательный процесс, воздействуя на личность ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированность отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности формирующегося ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.

Цель курсовой работы - осветить основные черты и особенности воспитания и обучения в древних государствах, с точки зрения античных историков и мыслителей.

Основными задачами курсовой работы являются: проследить развитие педагогики и форм обучения и воспитания в истории, выявить основные проблемы и дать оценку способам и приемам воспитания с точки зрения известных философов, проанализировать обычаи и уклады семьи различных государств и народов, оценить весомость вклада образования в становлении человека как личности.

Гипотеза: изучение систем воспитания и обучения древних цивилизаций могут способствовать:

формированию углубленных понятий о зарождении и развитии воспитания и обучения;

выявлению основных сходств и различий между системами воспитания и обучения разных цивилизаций.

Для достижения цели и доказательства гипотезы мы определили следующие задачи:

. Проанализировать историко-педагогическую литературу по проблеме исследования;

. Уточнить основные принципы систем воспитания и обучения древних цивилизаций с точки зрения древних мыслителей;

Для осуществления поставленных задач, нами была изучена историко-педагогическая литература, которая представлена в списке литературы.

Глава 1. История педагогики как отрасль научного знания

.1 Теоретико-методологические принципы истории педагогики

История педагогики - это область педагогической науки, изучающая развитие образовательной практики и педагогического знания в истории человечества.12 История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции: а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.

«Настоящее бывает следствием прошедшего - утверждал в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин. - Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее: одно другим, так сказать, дополняется, и связи представляются мыслям яснее». В историко-педагогическом исследовании, как и в любом историческом, решающее значение имеет источник, в частности все то, что имеет факты педагогического содержания в конкретный период истории развития общества, системы образования и воспитания. Именно факты истории воспитания и образования могут и должны составить эмпирическую фактологическую базу и содержательную основу историко-педагогического исследования.

Исследователю надлежит подвергнуть основательному критическому анализу историко-педагогические факты и их источники: установить их подлинность и достоверность, авторство некоторых из них, исторические условия появления источников и фактов. Все это имеет существенное значение, так как порой возможны неточности, заблуждения и другие вольные или невольные ошибки при подборе фактов, а иногда - сокрытие некоторых фактов и даже преднамеренная фальсификация отдельных из них. Мы уже отмечали, что встречается немало деятелей педагогики - однофамильцев, авторство которых путать нельзя (к сожалению, такое случается), авторство надо уточнить, а иногда доказать. Порой одна и та же работа одного автора, опубликованная в разных изданиях, имеет неодинаковое название. Так, например, труд В.А. Сухомлинского Методика воспитания коллектива, изданный в Киеве в 1971 г.. имеет и другое название: Мудрая власть коллектива (изд. Молодая гвардия. 1975). Весьма важно уточнить время появления того или иного источника, факта, высказывания, например, до или после какого-то исторического события, в частности до или после Октябрьской революции в России, в период или после культа личности Сталина, в период господства в педагогике коммунистической идеологии, до или после него и т.д. Дело в том. что это был и период идеологического пресса, и коммунистической цензуры: ни одна педагогическая работа не могла быть опубликована, если она не соответствовала этой идеологии. Удивительно ли: воспитание само называлось коммунистическим. Следовательно, именно источниковедческий анализ позволит сделать в последующем беспристрастные, объективные научные выводы и обобщения.

Изучая педагогическое наследие отдельных педагогов прошлого, надо руководствоваться некоторыми известными положениями:

оценивать заслуги педагога не по тому, что он не дал сравнительно с нашим временем, а по тому, что он дал нового по сравнению со своими предшественниками, что и какие идеи послужили толчком для развития в последующем некоторых сторон системы образования и воспитания, вопросов педагогической науки:

отмечая роль деятелей прошлого в развитии педагогики и практики воспитания, не следует идеализировать их вклад в науку или практику, надо видеть и преходящие стороны их взглядов и идей, а возможно, и заблуждения, проанализировать причины, их породившие.

Проводя историко-педагогическое исследование, следует видеть перспективу развития отдельных идей, возможность и целесообразность использования их в современной системе образования и учебно-воспитательной практике.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции.19

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

.2 История педагогики в трудах античных философов

Интерес к тому, как обучается подрастающее поколение в чужеземных странах обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда нередко ставилась утилитарная цель - воспользоваться опытом соседей для улучшения дела воспитания молодежи в своих странах. Например, Платон показывал, как некоторые методы спартанского воспитания могли бы быть заимствованы в его родных Афинах; Ксенофонт, описывая характер воспитания молодых персидских аристократов, рекомендовал извлечь из этого уроки для формирования характера греческой молодежи.

Все это закономерно усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования.

В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинтилиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Кенофонта) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании.

Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

Среди них одним из первых стоит Пифагор (VI в. до н. э.). Он оставил своеобразный свод правил нравственного поведения; выглядевших на первый взгляд туманно и немотивированно. Требовались определенные познания философии Пифагора, чтобы расшифровать конкретное содержание подобных правил. К примеру, совет «не ходи по дороге» подразумевал рекомендацию не следовать поспешно суждениям толпы. Правило «уважай закон» означало уважение к родителям, сдержанность и немногословие. Упражняясь в подобной добродетели, ученики Пифагора нередко выполняли обет длительного молчания.20

Я полагаю, что так называемые «шифрованные» советы Пифагор давал неслучайно. На мой взгляд, они рассчитаны на развитие образного, абстрактного, символического мышления учеников.

Приведем несколько пифагорейских изречений дидактической направленности: «Правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика», «Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если недобровольно, то негодно и безрезультатно».26

Один из первых философов Древней Греции, Гераклит (520 - 460 до н. э.), высказал ряд основательных педагогических идей: об обучаемости и освоении нравственности как свойстве человека («всем людям дано познавать самих себя и быть целомудренными»), разуме и чувствах как орудиях познания, разуме как главном критерии истинности познания, необходимости познать сущность, а не только факты («мудрость в том, чтобы знать все как одно», «многознание уму не научает») и другие.17

Педагогические идеи Гераклита, на мой взгляд, отличает глубина содержания. Так как человек - существо наивысшего уровня развития, то и познавать мир он должен с помощью того, что отличает его от животных - разума и чувств.

К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.). Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать».9

Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей - «микрокосмом».

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество.

Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, считал Демокрит. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

Рассматривая обучение как трудную работу, Демокрит полагал естественным прибегать к принуждению в отношении учащихся. «Если бы дети не принуждались к труду, они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни гимнастике, ни тому, что укрепляет добродетель, - стыду».

Однако Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не одним лишь принуждением Он предлагал формировать стремление постигнуть неизвестное, чувство долга и ответственности как залог успеха в воспитании и образовании: «Наихудшее из того, чему может научиться молодежь, - легкомыслие».24

Софисты, т. е. мудрецы, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, они помышляли о воспитании политически активных граждан полиса.

Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ (470/469 - 399 до н. э.). Его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» («повивальное искусство») - диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом.

Сократ - один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может».

Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование «Могучие духом... если получат образование... становятся отличными... полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми».

Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».9

Известны имена учеников Сократа, высказавших интересные мысли о воспитании. Один из них, Ксенофонт (430 - 355 до н. э.), является автором первого античного педагогического романа «Воспитание Кира». Ксенофонт полагал, что образование должно быть прежде всего делом государства, которому следует воспитывать совершенных граждан. Во главу угла нравственного воспитания ставилось формирование чувства справедливости.

Ксенофонт был очень разносторонним человеком и его произведения принято делить на четыре группы: исторические - «Анабасис», « История Греции», « Агесилай», «Киропедия», философские - «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Домострой», «Пир», «Гиерон», политические - «Государственное устройство Спарты», «Государственное устройство Афин», «О доходах города Афины», дидактические - «Гиппархик», «О верховой езде», «Кинегетик».

Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл самый известный ученик Сократа Платон (427 - 347 до н. э.). Известная философская притча Платона о заключенных в мрачную пещеру людях имеет не только мировоззренческий, но и педагогический смысл. Люди в этой пещере прикованы к стене, на которой видят лишь отражение сущего. Освободившись от цепей, они могут узреть ослепительный свет истины. Достижение знания и истины, следовательно, - мучительный труд избавления от привычных пут и предрассудков.

Педагогическая деятельность была органичной частью жизни и размышлений Платона. Педагогическая проблематика присутствует в «Диалогах» Платона, его трактатах «Государство» и «Законы».

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».

Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного».7

Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Воспитатель должен учитывать такие противоречия, готовить воспитанников к преодолению отрицательных природных потенций. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Реализовать подобное воспитание способен прежде всего наставник преклонных лет, то есть человек, стоящий на пороге мира идей. Сделать это можно было при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником.25

Платон требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить, будь то мудрецы или воины.

В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания - «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

Платон полагает, что при обучении следует обеспечить "свободу призвания" (личные склонности), - сегодня это именуется дифференциацией образования сообразно призванию человека и общественным потребностям.14 «Я говорю и утверждаю, - замечал в этой связи Платон, - что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться... Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен еще в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-то детские сооружения. И воспитатель должен каждому из них дать небольшие орудия - подражания настоящим. Точно так же пусть он сообщит им начатки необходимых знаний, например, строителя пусть научит измерять и пользоваться правилом, воина ездить верхом и так далее. Пусть он пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства». В программу всеобщего образования включалось обучение грамоте, началам математики, начатки трудовой подготовки посредством работы с «малыми инструментами воспроизведением настоящих».18

Весьма привлекательными выглядят у Платона идеи игрового обучения, принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем, надлежащее воспитание»).18

Хочу заметить, что игровое обучение активно используется и сегодня. На принципах игры построено развитие детей в детских садах и начальных классах школы.

Хотя Платон не оставил специальных трактатов по воспитанию, его с полным основанием считают выдающимся мыслителем по вопросам воспитания и обучения. Уже более двух тысяч лет наследие Платона пользуется особым вниманием педагогической мысли. И это закономерно. Ведь Платон стоит у истоков разработки обширного комплекса проблем воспитания непреходящей теоретико-практической значимости.

Ближайший ученик Платона Аристотель (384 - 322 до н. э.) в своих -философских и педагогических воззрениях не только развил идеи учителя, но и пошел во многом вразрез этим идеям ("Платон мне друг, но истина дороже").

Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь».2

Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинения: «Метафизика» (философия - 14 книг), «Физика» (8 книг), «Поэтика», «О душе», «Этика», «Политика», «Органон» (логика), «О небе», « История животных». Уже эти названия говорят об универсальности знаний этого выдающегося философа. Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате «Политика».

Аристотель придавал первостепенное значение общественному, государственному воспитанию. Он полагал, что каждая форма государственности нуждается в соответствующем воспитании как первой необходимости.9 Утверждалась при этом целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения в идеальном государстве.22

Аристотель оказал громадное влияние на философскую и педагогическую мысль античности и средневековья. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.

Принятые в архаической Греции формы воспитания описаны также в поэме Гесиода «Труды и дни», где говорится о быте и жизненных установлениях той древней эпохи. Ведущим мотивом этой поэмы является мысль о трудолюбии как важнейшем качестве человека.

История образования как осознанная история, как культурная история со своими концептуальными основами, пусть и смутными, еще не формулируемыми представлениями и требованиями, социокультурными особенностями, должна отсчитываться от цивилизаций Древнего Востока - Двуречья, Египта, а также Китая и Индии. Сходные черты, в том числе организационные, обнаруживаются и у древних цивилизаций американского континента.

Первые организационные формы воспитания и образования - прототипы школ - возникли в перечисленных регионах почти в одинаковое время, в период между третьим и вторым тысячелетием до нашей эры. В эпоху, переходную от архаичных племенных союзов к рабовладельческому обществу, традиции семейного воспитания, продолжая играть важнейшую роль, вместе с тем видоизменялись и дополнялись, приобретали законодательную основу. Много сходного в этом смысле в Законах Хаммурапи, вавилонского царя (1750 г. до н. э.), кодексах Ассирии (2-я половина II тысячелетия до н. э.), ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.), «Притчах» царя Соломона (начало I тысячелетия до н. э.), индийской Бхагавадгите (тот же период).

Глава 2. Воспитание у древних народов

.1 Египет

В древнем Египте существовала система всеобщего народного просвещения, главным образом в области наук и технологий связанных со строительством и земледелием. В этом отношении особенно выделялось обучение арифметике и геометрии. Об этом мы имеем свидетельство самого Платона в его труде «Законы», в котором он указывает, что каждый египетский ребенок хорошо знаком с арифметическими, геометрическими и астрономическими познаниями. Платон указывает, что эти математические и астрономические познания «помогают ученикам в освоении знаний о построениях, походах и кампаниях войск, а также и в администрации хозяйств, и вообще, делают людей более полезными, более живыми».18 Кроме того, в Древнем Египте существовали школы и центры обучения медицине, и даже разведению и культивированию животных, не говоря уже о технических школах ювелирных и оружейных дел.

Практически вся жизнь и приобретенное образование представлялись подготовкой к загробной жизни. На первый план в образовании выдвигались аскетизм, строгое послушание. Надежным средством в их достижении считались физические наказания: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить по ней, чтобы он услышал». Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера, мирские радости всячески преследовались. Для овладения грамотой требовалось помнить не менее 700 иероглифов, научиться трем видам письма (беглому, упрощенному и классическому). В ряде школ изучались геометрия, география, медицина, языки других народов. В школах писцов (скрибов) необходимым было также обучение красноречию. Несмотря на то, что профессия писца считалась весьма престижной, к ней допускались дети ремесленников и крестьян. Помимо школ писцов, в городах Древнего Египта существовали дворцовые и жреческие школы для весьма ограниченного сословного круга.9

Среди наук выделялась астрономия, игравшая огромную роль в жизни древних египтян и служившая посредническим звеном между земным и небесным мирами. Именно поэтому ею занимались только жрецы, причисленные к касте владык мира. С помощью астрономических знаний они помогали сельскому хозяйству, предсказывая засухи и разливы Нила, действовали на умы людей, предугадывая их судьбу, предупреждая о наступлении песчаной бури или внезапного затмения. То место, которое им отводилось в Древнем Египте, не имеет равных в истории мировых цивилизаций. Жрецы, будучи особо приближенными к фараону, являлись хранителями тайного (эзотерического) знания, которое передавалось уже не обязательно по наследству (как ремесла), но только ученикам, прошедшим специальный отбор. У египетских жрецов учился древнегреческий философ и ученый Пифагор, который перенес подобные принципы образования на свою школу «акусматиков» («молчунов», которые давали длительный обет безмолвия, в течение которого они обязаны были только слушать учителя, прислушиваться к ритму Космоса).20

Геродот показывает, как происходило обучение переводчиков, если возникала необходимость установления языкового контакта с ранее незнакомым народом. Когда при основателе Саисской династии фараоне Псамметихе в дельте Нила появились в значительном количестве греки-ионийцы, царь «передал им даже египетских юношей на обучение эллинскому языку. Эти египтяне - предки теперешних толмачей в Египте». Разумеется, историк выражается здесь не совсем точно: толмачи существовали в стране задолго до Псамметиха, а в данном случае следует говорить о специальном обучении группы людей именно греческому языку. Во времена самого «Отца истории» переводчиков в Египте было так много, что он даже счел их особой кастой.6

2.2 Спарта

Этот полис располагался на юге Пелопоннесского полуострова, в плодородной долине реки Эврот. Спартанское государство образовалось приблизительно к IХ в. до н.э. По преданию, вся жизнь в Спарте строилась на основе древнейших законов, введенных легендарным царем Ликургом.

Сами спартанцы (полноправные жители Спарты) были только воинами. Никто из них не занимался производительным трудом: поля спартанцев возделывали илоты. Вести торговлю могли только периэки, для спартанцев это занятие было запрещено, как и ремесло. В результате Спарта оставалась земледельческим полисом с замкнутой экономикой, в котором не могли развиться денежные отношения.7

Кроме того, в полисе господствовал принцип уравнительности, что было предметом гордости спартанцев, назвавших себя «общиной равных». «Какой смысл стремиться к богатству там, где своими установлениями о равных взносах на обед, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту к деньгам ради приятной жизни» (греческий историк Ксенофонт о Спарте, 430-й - 353 гг. до н.э.).

Неизменность строя и архаичность обычаев поддерживались за счет строгой изоляции от других государств. Ксенофонт писал о том, что спартанцам нельзя было ездить за границу, чтобы граждане не заражались от чужеземцев легкомыслием.27

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, воспитание спартиатов - полноправных граждан Лакедемона - преследовало по преимуществу цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.21

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.3

Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» писал: «Ликург не разрешал, чтобы дети спартанцев воспитывались купленными или нанятыми воспитателями, да и отец не имел права воспитывать сына по своему усмотрению. Он отобрал всех детей, которым исполнилось семь лет, объединил их в агелы и воспитывал их сообща, приучал к совместным играм и учебе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и храбрее других в драках. Дети во всем брали с него пример, исполняли его приказы, терпели наказания, так что все обучение заключалось в том, чтобы воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках. Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо переносить лишения и побеждать в битвах».21 Общий контроль и руководство воспитанием мальчиков было возложено на особое должностное лицо - педонома. Эта должность считалась важной, и на нее назначали лиц, которым было, по словам Ксенофонта, «позволено занимать самые высокие должности в государстве».27

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома. Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых никак нельзя было обойтись: «Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей, ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или добиваться победы».21 Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу: «Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться».21

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные «уроки трезвости», когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. 21

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка.

Воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась весьма скудной. Гипертрофированная военная подготовка, фактическое невежество молодого поколения - таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Впрочем, не весь педагогический опыт Спарты оказался забыт Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

.3 Афины

Система образования в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалась на демократических принципах и общественном воспитании юношей. Государственный порядок, в основе которого лежало участие всех граждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой, в которой воспитывались лучшие сыны города.

Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматься всесторонним образованием юношей, и пренебрежение родителями выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со стороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности. Практику организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.4

Греческая идея воспитания заключается в том, что оно должно быть целостным, интегральным, то есть полноценным, состоящим из всех необходимых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом «всего в меру, ничего чересчур». Этими частями были, в первую очередь, грамматика, гимнастика, музыка и рисование. Аристотель говорит: «Четыре предмета обыкновенно преподаются: чтение и писание, гимнастика, музыка, а также иногда на четвертом месте и рисование». Сегодня эти части воспитания можно было бы обозначить как идейное, интеллектуальное, художественное, спортивное и военное воспитание. Все эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое.1

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. Затем за мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь).

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях. Существовало несколько типов подобных заведений.

Начальное образование давали частные платные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 -16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. В самом деле, «Илиада» и «Одиссея» были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа. 9

Обучение в мусической школе носило синкретический характер. Например, гекзаметры «Илиады» и «Одиссеи» произносились нараспев в сопровождении струнных инструментов. Кстати, этим объясняется меньшая популярность в Афинах духовых инструментов, поскольку их нельзя было использовать при мелодекламации. Постигались также азы математики, прежде всего четыре арифметических действия.

Аристотель утверждает, что обучение музыке не должно быть препятствием для «военной и гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической».1

В другом месте он описывает, к чему должно стремиться музыкальное воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предупреждает, что «нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело». (Это соответствует общему положению эллинской культуры, цитируемому Аристотелем: «Мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности»). Аристотель предостерегает от чрезмерной атлетической подготовки и критикует спартанцев за то, что «они доводят до скотского состояния детей, путем тяжелых трудов», делая их таким образом «пригодными для выполнения только лишь одной из функций гражданина».

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы «не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах». Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.18

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V - IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Платон, учитель Аристотеля, в своем последнем труде «Законы», указывает, что в Афинах, в центре города, в его время существовали «три гимназии» для такого целостного воспитания, имевшие за городом соответствующие инсталляции и обширные поля, для спортивных упражнений, том числе и для верховой езды. В них специальные профессора должны были «преподавать предметы полезные для войны и давать интеллектуальное образование». При этом Платон особенно подчеркивает, что такие учебные заведения должны посещаться «не только теми, чьим отцам это заблагорассудится, но, про возможности, всеми детьми граждан, ибо они принадлежат полису более, чем своим родителям». 18

Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Аристотель делает различие между «дисциплинами утилитарными в жизни и дисциплинами, направляющими к добродетели, то есть не утилитарными». Он особенно защищает не утилитарные дисциплины, которые он связывает с досугом и с играми: «Сама природа старается не только хорошо работать, но также и хорошо пользоваться досугом, каковой является началом всех вещей». (Досуг по-гречески - «схола», откуда происходит и наше «школа»). Что касается игр, «они не являются целью нашей жизни, но предназначены для отдыха». «Необходимо ввести игры, выбирая подходящие моменты, чтобы ими пользоваться и употреблять их как лекарство, так как они вызывают движение настроения, которое ведет к уменьшению напряжения, и посредством такого удовольствия происходит отдых».1

Здесь Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной точке греческой идеи целостного воспитания: «Значит очевидно, что существует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно является полезным, а потому, что оно ведет к свободе и к благородству». И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, несколькими строчками ниже Аристотель объясняет: «Таким образом, главную роль в воспитании должно играть все благородное, а не скотское, так как ни волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а только лишь хороший человек».1

Таким образом, эта система целостного воспитания была органической частью политического строя Афинской демократии.

.4 Персы

С момента возникновения (в 6 в. до Р.Х.) до завоевания Александром Македонским (в 4 в. до Р.Х.), в течение двух с половиной столетий, Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Последующее греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в 7 в. Р.Х. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.8

Геродот сделал попытку собрать сведения о персах - победителях и новых хозяевах Вавилона. Он, несомненно, сам никогда не посещал Персию, то есть область Персеполиса и Иранское нагорье. Он и не претендует на то, что там был. Но на имперских дорогах и в харчевнях Вавилона (или Суз, если он побывал там) Геродот, без сомнения, встречал много персов и расспрашивал их, стараясь, по-видимому, проверить их показания, сравнивая их между собой. Наши историки считают вполне достоверными сообщения Геродота о воспитании и религии персов, за исключением отдельных подробностей. Как ни короток рассказ Геродота об обычаях персов, ему, кажется, удалось схватить внутреннюю сущность персидской цивилизации, его, по-видимому, сильно поразившую.

Относительно воспитания сохранилось его знаменитое и строго отвечающее истине замечание: «Персы приступают к воспитанию своих детей с пятилетнего возраста и, начиная с него и до двадцати лет, они учат их всего трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости». Именно религия персов воспитывала эту любовь к правде. Ничто не могло более поразить грека, восхищавшегося «безупречными сказками» Одиссея. Геродот был также осведомлен о религии Ормузда и Аримана. Он знал, что жрецам Персии запрещено убивать таких полезных животных, как собаки, и других животных, которых он не запомнил,- всех тварей, созданных Ормуздом, тогда как похвально убивать муравьев и змей, сотворенных Ариманом.6

Собственно о воспитании древних персов нам известно из "Истории" Геродота,6 "Киропедии" Ксенофонта,27 трудов более поздних авторов. Обобщая имеющиеся данные, выделим и отдадим должное основным идеям воспитания персов:

во-первых, как и в Спарте, воспитание молодых граждан в Персии - дело государства; это означает то, что воспитание молодого поколения в Персии признавалось общенациональной задачей, т.е. такой, от которой зависела будущность государства;

во-вторых, воспитание молодого поколения осуществлялось в рамках специальных возрастных групп мальчиков (до 16-17 лет), эфебов (следующие 10 лет) и взрослых-мужей (последующие 25 лет);

в-третьих, переход в каждый следующий возраст был возможен только после успешного прохождения предыдущего: лишь те, кто прошел полное обучение гражданской доблести в группах мальчиков и эфебов, могли стать полноправными мужами-гомотимами, и только те из этих последних, кто всегда безукоризненно исполнял свой гражданский долг, могли перейти со временем в высший класс старейшин;

в-четвертых, Ксенофонт отмечает важное отличительное свойство персидских законов: у других народов законы устанавливались для того, чтобы карать за проступки и, таким образом, пресекать правонарушения, у персов же законы были направлены на то, чтобы предотвратить самую возможность преступлений; т.е. сами законы носили воспитательный характер;

в-пятых, школа персидского воспитания, как указывает Ксенофонт, в принципе была открыта для детей всех персидских граждан, однако практически она была доступна лишь детям зажиточных людей, которые благодаря своему состоянию могут содержать их, не заставляя работать; собственность и обусловленное ею воспитание, таким образом, были решающим критерием общественного положения граждан;

в-шестых, замечательно и само содержание осуществляемого в персидском государстве воспитания: оно сводилось к формированию у граждан необходимых, с точки зрения общины, моральных и физических качеств (молодым гражданам внушались идеи справедливости, уважение к имущественным и гражданским правам себе подобных, прививался дух корпоративной солидарности, втолковывалась всеми возможными способами необходимость безусловного повиновения старшим по возрасту и положению);

в-восьмых, заслуживает внимания подход персов к формированию учительского состава (учителями и надзирателями были персы не моложе 50 лет, могущие служить примером для юношества) и определенного рода запреты в воспитании: до пяти лет ребенку не следовало говорить, что такое добро и зло; "все, что совершит он злого, падает на родителей, которые должны до этого времени оберегать его только относительно тела, а в случае сделанных им промахов - говорить ему: «впредь не делай этого!»; до достижения семилетнего возраста обычай строго запрещал бить дитя.27

.5 Германцы

У германцев, которые со II в. до н. э. вели непрерывную войну с Римом, не было специальных лиц, ответственных за воспитание юношества, которое осуществлялось в общине, а с определенного возраста - в дружине, военном отряде. Цезарь, повествуя о племени свевов, нарисовал типичную картину общинной организации воспитания: «Вся жизнь их проходит в охоте и в военных занятиях: они с детства приучаются к труду и к суровой жизни. Чем дольше молодые люди сохраняют целомудрие, тем больше им славы...» 5 Юлий Цезарь писал также и о различных приемах закаливания, о разнообразных военных упражнениях, о приучении юношества ко всем тяготам их сурового образа жизни, о физическом развитии, что высоко ценилось у германцев.

У германцев был распространен обряд посвящения во взрослых, состоящий из серии испытаний, осуществляемый старейшинами в народном собрании. Так, в сочинении Тацита (ок. 117 н. э.) говорится, что у них не в обычае, чтобы кто-нибудь начал носить оружие «до тех пор, пока община не признает его достойным. Когда... кто-нибудь из старейшин, либо отец, либо родственники украшают юношу щитом и фрамеей; это их тога, это первое юношеское отличие...» (У римлян облачение шестнадцатилетнего юноши в тогу являлось обрядом признания совершеннолетия.) С этого возрастного рубежа германские юноши должны были доказать свою взрослость, совершив подвиг. Как свидетельствует Тацит, они не брились до тех пор, пока не убивали врага: «Только после крови и военной добычи открывали они свое лицо, считая, что только тогда они расплатились за свое рождение и стали достойными своего отечества и родителей». Старые заслуженные воины становились наставниками молодежи, учителями жизни. 16

Готы - восточногерманские племена, жившие в I веке на южном побережье Балтийского моря и в нижнем течении реки Висла, куда переселились со Скандинавского полуострова. С конца II века они начали продвигаться на юг и поселились на территориях от реки Дон до реки Дунай. С III века произошло разделение на вестготов (визиготов, тервингов). и остготов(остроготов, грейтунгов).

Следует заметить, что различные версии о происхождении готов оспариваются теми или иными специалистами. По одной версии, к началу нашей эры в районе устья реки Вислы поселилась народность, известная античным авторам, например, Тациту, под названием готоны (гутоны; по-готски гутаны). Происхождение этого названия часто связывают с готским словом giutan («отливать металл» или gutans («отлитые из металла») и толкуют как «литейщики». Согласно более поздним сообщениям (Иордан), готы произошли из Скандинавии.

Судя по всему, основной формой устной и песенной культуры готских племен были эпические песни. «В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом…», - констатирует Тацит.16

Готы были воинственны, основной наукой, по сути, признавали военную. Это зафиксировал Прокопий Кесарийский, описав воспитание юноши - Аталариха: его воспитание и обучение разным наукам по римскому варианту «не нравилось готам, так как, желая иметь право действовать несправедливо по отношению к подданным, они хотели, чтобы Аталарих правил ими согласно с варварскими обычаями».23

Согласно свидетельствам Прокопия Кессарийского, высокопоставленные готы обвиняли мать и регентшу Аталариха Амалазунту в том, что «сын ее воспитывается у них неправильно и не так, как следует для их вождя; что науки очень далеки от мужества, а наставления старых людей по большей части обычно приводят к трусости и нерешительности. Поэтому необходимо, чтобы тот, кто в будущем хочет быть смелым в любом деле и стать великим, был избавляем от страха перед учителями и занимался военными упражнениями».

Древние ученые дают примеры военных упражнений германцев, которые, видимо не были чужды и готам. Что касается конкретных примеров, то, по свидетельствам Прокопия Кессарийского, готы были искусными наездниками. Они искусно проводили «игру с оружием» (джигитовку): пускали коня скакать по кругу, затем, повернув его в другую сторону, вновь заставляли делать круги. «Во время этой скачки пускали в воздух копье, и, схватив это еще дрожащее в воздухе копье, с большим искусством часто перекидывали из одной руки в другую; то откидывались назад, то раскачивались и склонялись на ту и на другую сторону».23 Важным элементом такого военного воспитания была стрельба: «Первой их страстью, [выделяющей их] среди других соседних племен, было натягивание лука тетивою». 13

Когда в первой трети 6-го века Кассиодор по заказу Теодориха (короля остготов) написал «Историю готов», он также исследовал гораздо более раннюю эпоху. Поскольку 12-томное сочинение Кассиодора не сохранилось, лишь сокращенная переработка Иордана (VI в. н. э., римский историк) «О происхождении и деяниях готов» (De Origine Actibusque Getarum, приблизительно 550 год) 13 могла служить источником для ранних народных преданий, которые, может быть, и передавались устно, но по меньшей мере были упорядочены Кассиодором в соответствии с авторитетными историографическими моделями («Германия» Тацита) и, частично, вымышлены. Кассиодор соединил многочисленные скандинавские и скифские племена, названия которых частично были известны в классической античной географии и этнографии еще со времен Геродота (в частности гетов, которых часто путали с готами), и, по-видимому, также всех их вождей в единой истории готов. Оценка сочинения «О происхождении и деяниях готов» осложняется еще и тем, что неясно, насколько большая часть произведения Кассиодора вообще нашла отражение в этом сочинении.

Тацит обращает внимание и на то, что переход от варварства к цивилизации был связан не только с приобретениями, но и с потерями. Тацит показывает, что богатый и культурный Рим с высоким уровнем развития политической, правовой, инженерно-технической, художественной культуры характеризуется упадком и развращенностью нравов. В то же время, описывая образ жизни древних германцев - варваров, Тацит отмечает, что их неграмотность, примитивность их общественной и военной организации сочетается с физическим и нравственным здоровьем. Это проявляется и в воспитании юношей, и в отношениях членов семьи между собой. Таким образом, Тацит отмечает у германцев положительные черты, которые отсутствовали у римлян, находящихся на более высокой ступени культуры.

воспитание древний государство античный

2.6 Славяне

Античные авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, под именем венедов. Впервые этот этноним встречается в Естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом племени энетов, обитавших на северном побережье Адриатического моря. Плиний называет венедов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами».11 Скорее всего, это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I в. н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венеды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, то есть с VI в. н. э.16

Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н. э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которым упоминаются анты, а Иордан знает и прежнее имя - венеды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжениями славян в пределы Восточно-Римской империи (VI-VII вв.). В сочинениях византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.11

Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь между славянами и венедами античных писателей. По Иордану, венеды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра.

Информацию о жизни и быте восточных славян дают нам не только византийские авторы, содержится она и географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX - X вв.: Ибн-Хаукаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др. О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь в виду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они неполны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. И в исследовании истоков исторической жизни славянства только одних письменных источников явно недостаточно.

Письменные свидетельства южных соседей Руси рисуют в ней традиционное родоплеменное общество. Так, Прокопий Кесарийский (VI в. н. э.) подметил ряд черт «славен и антов», в которых косвенно отражена и особенность воспитания у них детей. Некоторые из этих черт подтверждаются и другими источниками, например археологическими, этнографическими и этимологическими данными: обостренное чувство общности и справедливости; религиозность, устойчивая вера в верховного Бога; вера в магию; добронравие; воинская обученность. Византийский стратег Маврикий отмечал и такие качества, как свободолюбие, мужественность, физическая развитость и закаленность: «легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище».23

Восточные славяне находились в постоянных контактах с античным миром, были знакомы с греческим и римским письмом, которым пользовались для записей. Жрецы же издревле для гаданий и вычислений применяли «черты и резы», разновидность пиктографического письма. Латинскими и греческими буквами записывали разговорную речь, звуковое своеобразие и богатство которой не позволяло перенять в готовом виде алфавиты и грамматики южных соседей.

Воспитание в ту эпоху осуществлялось в соответствии с представлениями о добрых и злых силах, отыскивались средства, побуждающие детей к добру, предостерегающие от злых дел. Цель воспитания мыслилась как поэтапное следование к человеку, соответствующему родовому обществу, и воспринималась образно: положительный персонаж детской сказки, добрый витязь былины, эпический богатырь, предок - герой мифов и родовых преданий. Появляются слова, обозначающие возрастные группы: «дитя», т. е. тот, кто вскармливается грудью; «молодой» - ребенок 3-6 лет, воспитываемый матерью; «чадо» - 7-12 лет, начинающий обучаться; «отрок» - подросток 12-15 лет, проходящий специальное ученичество перед посвящением во взрослые члены рода или общины. Роль матери в деле воспитания детей была высока на протяжении всего периода взросления не только девочек, что понятно, но и мальчиков. Не случайно, на Руси человека, достигшего полной зрелости, называли словом «матерый», т. е. воспитанный матерью.

Семейное воспитание детей в Древней Руси строилось на основе народно-педагогических традиций и находилось под общественным и даже государственным контролем. Родители в законодательном порядке были наделены обязанностями по подготовке детей к трудовой и семейной жизни. Так, в «Уставе князя Ярослава» предусматривалась ответственность родителей за подготовку сыновей и дочерей к будущей жизни.

Методы и приемы семейного, воспитания детей чрезвычайно богаты, они отражены в народных песнях, сказках, притчах, былинах, загадках, считалках, скороговорках, обрядах, календарных праздниках и играх. Следует отметить эмпирически обнаруженную людьми того времени опору на детскую самодеятельность как движущую силу развития ребенка.

В многочисленных русских пословицах нашло отражение образное осознание необходимости организации процесса воспитания детей: «Гни деревце, пока гнется, учи дитятку, пока слушается», «Ученье в детстве, как резьба по камню», «Учить - ум точить» и др.

Школьное обучение в народе считалось делом важным. Былинные сказители восхваляли героев, прошедших школьную науку, наделяя их качеством «вежества ученого». В устной народной словесности те родители, которые заботятся об обучении детей, неизменно являются достойными подражания, о них пелось в былинах: «А и будет Волх семи годов, отдавала его матушка грамоте учиться, а грамота Волху в наук пошла».

В древнерусском изобразительном искусстве устойчив иконописный сюжет «Приведение в учение». На иконах мы видим изображения матери и отца, которые заботливо подводят мальчика 6-7 лет к учителю, восседающему на возвышении. Они вручают сына учителю, в облике которого средствами живописи подчеркнута высокая духовность. Ученик, как правило, держит в руке книгу, азбуку с полным алфавитом.

Начальное обучение на Руси чаще всего осуществляли «мастера грамоты», основным ремеслом которых было обучение чтению, письму и счету. Обучали они грамоте подобно тому, как любой другой ремесленник обучал своих подмастерьев хитростям профессии.

Благодаря археологическим раскопкам было обнаружено множество надписей X-XI вв. кириллическими буквами на различных бытовых изделиях, стенах и, главное, были обнаружены берестяные «грамотки скорописчатые». Судя по этим источникам, в Древней Руси грамотность проникла практически во все слои населения. Можно считать, что по распространению грамотности Русь была близка Византии того времени и опережала Западную Европу.

Обучение грамоте в средневековой Руси осуществлялось в частных, платных, как говорилось тогда, «за мзду», училищах, а иногда и просто на дому у мастера грамоты. Корпус учительства формировался из среды низшего духовенства (певчие, чтецы, дьяконы), а также светских лиц - мелких служителей канцелярий разных ведомств, приказных изб и т. п., грамотных ремесленников, отставных воинов, разорившихся торговцев. Родители договаривались с мастером грамоты, чему, в какой срок и за какую плату он обучит их ребенка.15

Заключение

Идеи античной педагогики, активно использовались на всем протяжении Средневековья вплоть до Нового времени. В истории развития научной педагогики это стало началом начал. Многие из них воплотились в образовании и продолжают существовать и в настоящее время. Так, сегодня мы говорим о том, что сотрудничество является наиболее продуктивным и эффективным видом учебной и педагогической деятельности.

Прототипом таких отношений можно считать метод диалога Сократа. Еще одна мысль, получившая свое развитие в дальнейшем - это добровольное участие учеников в учебной деятельности (Сократ). В современном воспитательно-образовательном процессе она лежит в основе личностно-ориентированного подхода.

Еще у древнейших людей старый человек, накопивший за его долгую жизнь знания, становился мудрым советчиком в общественных делах. Трудовые навыки накапливались постепенно, ими нельзя было овладеть сразу. Старшее поколение делилось с молодежью опытом, который приобрело от предшествующих поколений. И, несмотря на то, что в эту эпоху обучение еще было очень примитивным, именно оно явилось предпосылкой и основой преемственности поколений, оно было необходимо для развития производства, культуры и цивилизации. Простейшее обучение младших старшими является частным проявлением общего закона взаимопомощи между поколениями. С.Л. Франк говорил: "Сегодняшний день нельзя понять вне связи со вчерашним и, следовательно, с давно прошедшим…". Мы не можем говорить о современной школе и системе образования, не зная истоков и истории их развития. В целом древние цивилизации дали человечеству бесценный опыт, без которого невозможно представить дальнейшие витки истории мировой школы и педагогики: возникли первые учебные заведения, были предприняты первые попытки осмыслить сущность воспитания и образования. Педагогические традиции древних государств повлияли на генезис воспитания и обучения в более поздние времена.

Значение античного образования в том, что ее достижения оказывали и до сих пор оказывают влияние на содержание и основные формы образовательной деятельности. Древний мир оставил нам в наследство богатый педагогический опыт, великие произведения литературы и искусства, точность математических доказательств и разнообразие философских идей.

Представление истории развития педагогики как борьбы идей, мнений и концепций исследователей приобретает особое значение, поскольку дает возможность "заглянуть" в образовательный процесс прошлого, понять современные тенденции образования, интегрировать прогрессивные системы, методы и приемы обучения в современный образовательный процесс, предвидеть тенденции развития технологий обучения в будущем.

Список литературы

1.Аристотель. Этика; Политика; Поэтика. / Пер. с древнегреч.; Общ. Ред. А.И.Доватура/Собрание сочинений: В 4-х т. - М., 1984. - 830с.

.Бабишин С.Д. История школы и народных педагогических воззрений в свете фольклорных, этнографических и археологических материалов. - М., 1999.

.Вернер И.П. Воспитание античного грека. Перевод с немецкого Μ. Н. Ботвинника. - М., «Греко-латинский кабинет» 1997. 334с.

.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М, 1988. - 496 с.

.Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне // Гай Юлий Цезарь. Записки о Галльской войне. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. - М.: АСТ, Ладомир, 2007. Перевод: Михаил Покровский, В. Горенштейн. - 748 с.

.Геродот. История. Книга первая. Клио. Книга вторая. Евтерпа./ Пер. и прим. Г. А. Стратановского. (Серия «Памятники исторической мысли».) Л.: Наука, 1972. - 943 с.

.Гессен С. И. Основы педагогики. М, "Школа-Пресс", 1995. - 448 с.

.Голицын Н.С. Всеобщая военная история древнейших времен. От древнейших времен до смерти Александра Великого (323 г. до Р.Х.). - СПб., 1872. - 585 с.

.Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

.Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей.- М.: Пед. об-во России, 2000. - 397с.

.Древние славяне в отрывках греко-римских и византийских писателей по VII в. н. э.//Вестник древней истории.1941. № 1, стр. 230

.Иванов Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 52 с.

.Иордан. О происхождении и деяниях гетов. / Getica/ Спб, Алетейя; Серия: Византийская библиотека. 2001- 512 стр.

.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с.

.Кондаков М.И. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV - XVII веков. М.: Педагогика, 1985. - 367 с.

.Корнелий Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии // Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Т.1. Анналы. Малые произведения. Перевод А.С.Бобовича. - Л.: Наука, 1969.

.Лебедев А. В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. (Памятники философской мысли.) - 576 с.

.Лосев А. Ф. «Платон. Законы», - М.: «Мысль», 1999. - 832 с.

.Мазалова М., Уракова Т. История педагогики и образования. М. Высшее образование. 2006 - 185 с.

.Марру А.И. История воспитания в античности. - М., «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина 1998. - 432 с.

.Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. Т. I. Ликург. Перевод С.П. Маркиша, примечания М.Л. Гаспарова. М.: Изд-во «Наука». 1994. - 702 с.

.Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. - 576(747) с.

.Прокопий Кесарийский. Война с готами. Книга I. 2. Война с Вандалами. М.: Арктос, Вика-пресс, 1996. - Ч.1. 336 с., Ч.2. 304 с. - Пер. П.С.Кондратьев.

.Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. - Кн.1. - 174 с.

.Сластёнин В.А. Педагогика. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

.Ямвлих. О пифагоровой жизни. Пер. И. Ю. Мельниковой. М.: Алетейя, 2002. - 192 с.

.Янчевецкий Г. А., Сочинения Ксенофонта. В 5 ч. Ч. 3. Киропедия. 1878. 301 стр., Ч. 4. История Греции. 1879. 281 стр. М., 1887.

Похожие работы на - Древние мыслители об опыте воспитания в соседних государствах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!