О возникновении и развитии флейты в мире и России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,5 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

О возникновении и развитии флейты в мире и России

ГОУ СПО

Иркутский музыкальный колледж им.Ф. Шопена






О возникновении и развитии флейты в мире и в России

(выпускной квалификационный реферат)




Выполнила:

Студентка 4 курса

специализации:

.03

Оркестровые духовые

и ударные инструменты

Рябова Тамара Владимировна

Руководитель:




Реченская Н. П. 2011 г.

Содержание

 

Введение

I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов

I.1 Флейта в Древнем мире

I.2 Флейта в Средние века

I.3 Флейта в творчестве композиторов венской школы

I.4. Роль флейты в инструментальной культуре XVIII - XIX в

II. Флейта в России

II.1. Существование флейты в России как народного инструмента

II.2 Развитие исполнительства в период правления Петра I

II.3 Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство

III. Строение, особенности и применение современной флейты

III.1 Строение и особенности современной флейты

III.2 Флейта в творчестве композиторов XX в

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

В этой работе содержится материал, касающийся истории возникновения и развития флейты в мире и в России. Настоящий реферат позволяет ознакомиться с различными видами флейт, начиная от простейших, известных ещё в древности, и заканчивая видами, появившимися уже в XX веке. Мы считаем, что информация, изложенная в основной части реферата, позволит сформировать ученику-флейтисту некоторое представление о его инструменте, в историческом и техническом смысле, что, несомненно, положительно скажется на его музыкальных вкусах и общем интеллектуальном развитии. Любой раздел данного реферата может послужить отличным дополнением к уроку специальности, а приложения дают более подробную информацию о некоторых видах древних и старинных флейт, о которых зачастую дети школьного возраста ничего не знают. Краткий экскурс по истории развития флейты должен возбудить в ученике-флейтисте интерес не только к своему инструменту, но и к его разновидностям и аутентичным прототипам.

Тема данного исследования - развитие флейты, её значение в музыкальной культуре различных исторических эпох.

Целью работы является ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.

В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.

Цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:

Изучение исторической, учебной и биографической литературы;

Установление достоверности, целесообразности и актуальности тех или иных фактов.

В ходе работы был использован метод теоретического исследования.

Ход и результаты исследования изложены в следующей структуре: введение, три главы и заключение, так же представлен список используемой литературы и приложения, четкого представления о разновидностях флейты.

Ниже изложено краткое содержание глав с обоснованием целесообразности данной в них информации.

В первой главе освещены факты культурного развития некоторых стран, касающиеся существования флейты или её прототипов в различные периоды истории. Так же, в этой главе мы можем встретить имена наиболее известных людей, так или иначе повлиявших на развитие технических возможностей флейты и, соответственно, расширение её репертуара, что способствовало увеличению популярности этого инструмента. Мы надеемся, что данная информация, ознакомительного рода, пробудит в читателе интерес к более глубокому изучению материала касающегося особенностей исполнения музыкальных произведений, так как знание исторических эпох является немаловажным условием грамотного, осмысленного исполнительского процесса. В то время, как зачастую ученик исполняет музыку основываясь на своих интуитивных ощущениях.

Наибольшая часть данного реферата отведена второй главе, целиком посвященной развитию флейты и флейтового исполнительства в России, так как мы считаем, что в процессе музыкального образования детей школьного возраста необходимо в первую очередь прививать интерес и любовь к народному творчеству и наследию русских композиторов. Во втором разделе второй главы рассказывается о флейте, как о неотъемлемой и немаловажной части духового оркестра и дается историческая справка о состоянии музыкальной культуре в этот период в целом. Также, в этой главе упоминается о некоторых выдающихся исполнителях и педагогах, изучение трудов которых просто необходимо каждому флейтисту для совершенствования техники игры. А учебное пособие Н. Платонова "Техника игры на флейте" до сих пор является самым популярным среди преподавателей музыкальных школ.

В заключительной третьей главе мы знакомим читателя со строением и особенностями современной флейты. Многие преподаватели-флейтисты, работающие в музыкальных школах, по каким-либо причинам, пренебрегают освоением современных техник игры на флейте, в результате чего ученики, выходящие из-под опеки таких педагогов, испытывают затруднения в процессе дальнейшего обучения. Из чего мы можем сделать вывод о необходимости хотя бы поверхностного ознакомления с современными техниками игры и усовершенствованиями флейты в период получения начального музыкального образования.

В современной литературе мы не нашли книг в которых целиком отражены все периоды возникновения и развития флейты в мире и в России. В данной работе нам удалось объединить, хотя и в достаточно краткой форме, историю совершенствования флейты и обратить внимание на её значимость в музыкальной культуре различных стран.

I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов


I.1 Флейта в Древнем мире


Продольные, поперечные и многоствольные флейты зародились в глубокой древности. Они изготавливались из тростника, из стручков, свернутых в трубочку, из древесных листьев, кости животного, морских раковин и других природных материалов. Эти примитивные духовые инструменты использовались и в быту, повседневной жизни. В свою очередь многочисленные документы истории, различные исследования, находки археологов, подтверждают, что флейта и её прототипы являются древнейшими среди духовых инструментов.

Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, он стал активно использовать мир звуков, а постепенно и совершенствовать эти простейшие музыкальные инструменты. Среди материальных остатков культуры народов, живших за несколько тысячелетий до наступления нашей эры, встречаются флейты в виде костяных, тростниковых и глиняных дудочек. Они существовали у многих народов под разными названиями. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия.

На продольной флейте иногда имелось особое приспособление для извлечения звука, которое в наше время применяется на блокфлейте. Флейта Пана имела несколько стволов, каждый из которых, в свою очередь мог издавать один или два звука (за счет передувания) различных по высоте. С расцветом культуры она претерпела изменения.

По новейшим предположениям родиной поперечной флейты признана Азия. В те времена флейта была неотъемлемой спутницей барабана: использовалась в войсковых частях. До сих пор на Земле Басков дудочка-флейта (тхироля) применяется совместно с маленьким барабаном (тамбурином) в "народном музицировании".

Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. В основе духового инструментария лежали флейтовые типы: сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана, с двенадцатью бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта, с 3-6 игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Звучат все эти флейты мягко и нежно.

В Индии самый распространённый духовой инструмент древности - ванша (разновидность поперечной флейты), по преданию на ней играл бог Кришна.

В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.

Мифы флейте

Миф о Марсии

Однажды летним днем молодой пастух Марсий, лежавший на зеленой траве, услыхал вдали звуки музыки, такие нежные и волнующие, что затаил дыхание и стал слушать. Это Минерва <#"562117.files/image001.gif">

ЧЖУДИ - поперечная бамбуковая флейта обычно используемая в южной струнно-духовой музыке, представляет собой одноствольный духовой инструмент. Этой флейте более 2400 лет. Сегодня её изготавливают из черного бамбука с одним мембранным и шестью игровыми отверстиями. Используется в сольном исполнении в оркестре, а так же для аккомпанемента традиционной китайской опере. СЯО - продольная (свистковая) флейта также изготавливается из бамбука. Представление об этом инструменте дают керамические статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 - 220 г. до н.э.). Сяо используется в сольном исполнении, в оркестре, в ансамбле, а так же для аккомпанемента традиционной китайской опере.


ДИ, ДИЦЗЫ - Ди представляет собой бамбуковую трубку, имеющую двенадцать отверстий. Одно предназначено для вдувания воздуха, шесть - для изменения высоты звука. Между одним и шестью имеется отверстие, покрываемое тонкой (микронного измерения) тростниковой пленкой ди мо (笛膜), вибрирующей во время игры. Эта мембрана клеится с помощью китайского растения типа чеснока и быстро изнашивается: исполнитель должен менять ее приблизительно раз в две недели. Вибрирование ди мо придает инструменту яркий, неповторимый звенящий тембр, аналог которому трудно найти.

ТАОЦЗЯО (керамический рог) - Керамический рог, найденный при раскопках в Линъянхэ (уезд Цзюйсянь, провинция Шаньдун), напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.


ГУДИ - Флейты этого типа, как правило, изготовленные из кости крыла большой птицы, представляют собой продольные или поперечные духовые инструменты с пальцевыми отверстиями. В течение 1986 и 1987 годов на неолитической стоянке Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань китайские археологи нашли при раскопках 25 костяных флейт, возраст которых оценивается в 7800 - 9000 лет. Эти флейты желто-коричневого цвета и довольно единообразны по конструкции. Большинство из них имеют семь пальцевых отверстий, позволяющие извлекать мелодии современного семиступенного звукоряда. Эти костяные флейты являются не только наиболее древним музыкальным инструментом, обнаруженным в Китае на настоящий день, но и наиболее ранним китайским мелодическим инструментом. Эти памятники материальной культуры демонстрируют миру, что предки китайского народа, жившие в бассейне реки Хуанхэ в период раннего неолита, уже использовали семиступенный звукоряд и обладали высоко развитой доисторической музыкальной культурой, которая находилась в авангарде музыкального развития человечества.

2.      Флейта на Руси

СОПЕЛЬ - русская продольная свистковая флейта, изготовленная из дерева. Древнейший музыкальный инструмент восточных славян, имеющий и другие диалектные названия: сопль, посвистелка, сиповка.

Использовался главным образом как ратный инструмент. В исторических песнях упоминается т. наз. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке. В более позднее время находит применение у скоморохов и пастухов.

Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем - сильный и резкий. У других славянских народов - это украинский пастушеский инструмент "сопилка" или "сопивка", молдавский "флуер" или "флояра", "дудка" и т.д. Все они родственные инструменты. Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хоровых и игровых песен, а также танцевальных мелодий.

ЖАЛЕЙКА (брёлка) - старинный русский <#"562117.files/image007.gif">

В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом для создания трубы серпан. Флейты-серпаны использовались как во время богослужении в церквах, так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах XIV в.



ФЛАЖОЛЕТ. История флажолетов уходит в средние века, но наибольшей популярностью они пользовались во Франции с 17 - го по 19 век. Этот инструмент представлял собой цельную трубку с четырьмя отверстиями для пальцев и двумя отверстиями для больших пальцев; во время игры надо было дуть в небольшой мундштук из обычной или слоновой кости, прикрепленный к головке.

Жак Оттетер <#"562117.files/image011.gif"> <#"562117.files/image012.gif">

Октобасовая флейта             Губки на головке флейты

 <#"562117.files/image014.gif">James альтовая флейта

Бас-флейта Yamaha

Список используемой литературы


1.      Алдошина И., Приттс Р. "Музыкальная акустика", 2009.

2.      Ашик А.Б. Керченские древности. О пантикапейской катакомбе, украшенной фресками, 1845.

3.      Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0> (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907.

.        Грубер Р. Всеобщая история музыки - М., 1974.

.        Древнекитайская философия. Эпоха Хань - М., 1990.

6.      Плутарх, "О музыке" (ок.46 - после 120 гг. н.э.).

.        Матвеев Русский военный оркестр - М. - Л., 1928-29.

.        Розенберг А. О русском производстве духовых инструментов в XVIIIв.

.        Творогов О.В. (подготовка текста, перевод, комментарии) Житие Феодосия Печерского - М., 2006.

.        Усов Ю. История отечественного исполнительства - М., 1975.

.        Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII в., 1935.

.        Маргарет Нобель <http://lib.rus.ec/a/108370> Ананд Кумарасвами <http://lib.rus.ec/a/108372> пер.: Т.Е. Любовская <http://lib.rus.ec/a/44831>, 2010.

.        eomi. ws <http://eomi.ws/>

.        fontegara. narod.ru/russian.html <http://fontegara.narod.ru/russian.html>

15.    lenskij87. narod.ru <http://www.lenskij87.narod.ru>

.        mfc. su <http://mfc.su/>

.        muzyr.ru <http://www.muzyr.ru>

.        pushkinskijdom.ru <http://www.pushkinskijdom.ru>

.        rekonstruktors.com.ua <http://www.rekonstruktors.com.ua/>

.        rtvsymphony.ru <http://www.rtvsymphony.ru>

.        synologia.ru <http://www.synologia.ru/>

Похожие работы на - О возникновении и развитии флейты в мире и России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!