О возникновении и развитии флейты в мире и России

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,5 Мб
  • Опубликовано:
    2012-06-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

О возникновении и развитии флейты в мире и России

ГОУ СПО

Иркутский музыкальный колледж им.Ф. Шопена






О возникновении и развитии флейты в мире и в России

(выпускной квалификационный реферат)




Выполнила:

Студентка 4 курса

специализации:

.03

Оркестровые духовые

и ударные инструменты

Рябова Тамара Владимировна

Руководитель:




Реченская Н. П. 2011 г.

Содержание

Введение

I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов

I.1 Флейта в Древнем мире

I.2 Флейта в Средние века

I.3 Флейта в творчестве композиторов венской школы

I.4. Роль флейты в инструментальной культуре XVIII - XIX в

II. Флейта в России

II.1. Существование флейты в России как народного инструмента

II.2 Развитие исполнительства в период правления Петра I

II.3 Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство

III. Строение, особенности и применение современной флейты

III.1 Строение и особенности современной флейты

III.2 Флейта в творчестве композиторов XX в

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Введение

В этой работе содержится материал, касающийся истории возникновения и развития флейты в мире и в России. Настоящий реферат позволяет ознакомиться с различными видами флейт, начиная от простейших, известных ещё в древности, и заканчивая видами, появившимися уже в XX веке. Мы считаем, что информация, изложенная в основной части реферата, позволит сформировать ученику-флейтисту некоторое представление о его инструменте, в историческом и техническом смысле, что, несомненно, положительно скажется на его музыкальных вкусах и общем интеллектуальном развитии. Любой раздел данного реферата может послужить отличным дополнением к уроку специальности, а приложения дают более подробную информацию о некоторых видах древних и старинных флейт, о которых зачастую дети школьного возраста ничего не знают. Краткий экскурс по истории развития флейты должен возбудить в ученике-флейтисте интерес не только к своему инструменту, но и к его разновидностям и аутентичным прототипам.

Тема данного исследования - развитие флейты, её значение в музыкальной культуре различных исторических эпох.

Целью работы является ознакомление с историческими фактами существования флейты от древних времён до современности, особое внимание уделяется развитию флейты в России.

В качестве объекта исследования выступают исторические факты, а его предметом является сам инструмент.

Цель, объект и предмет исследования потребовали решения следующих задач:

Изучение исторической, учебной и биографической литературы;

Установление достоверности, целесообразности и актуальности тех или иных фактов.

В ходе работы был использован метод теоретического исследования.

Ход и результаты исследования изложены в следующей структуре: введение, три главы и заключение, так же представлен список используемой литературы и приложения, четкого представления о разновидностях флейты.

Ниже изложено краткое содержание глав с обоснованием целесообразности данной в них информации.

В первой главе освещены факты культурного развития некоторых стран, касающиеся существования флейты или её прототипов в различные периоды истории. Так же, в этой главе мы можем встретить имена наиболее известных людей, так или иначе повлиявших на развитие технических возможностей флейты и, соответственно, расширение её репертуара, что способствовало увеличению популярности этого инструмента. Мы надеемся, что данная информация, ознакомительного рода, пробудит в читателе интерес к более глубокому изучению материала касающегося особенностей исполнения музыкальных произведений, так как знание исторических эпох является немаловажным условием грамотного, осмысленного исполнительского процесса. В то время, как зачастую ученик исполняет музыку основываясь на своих интуитивных ощущениях.

Наибольшая часть данного реферата отведена второй главе, целиком посвященной развитию флейты и флейтового исполнительства в России, так как мы считаем, что в процессе музыкального образования детей школьного возраста необходимо в первую очередь прививать интерес и любовь к народному творчеству и наследию русских композиторов. Во втором разделе второй главы рассказывается о флейте, как о неотъемлемой и немаловажной части духового оркестра и дается историческая справка о состоянии музыкальной культуре в этот период в целом. Также, в этой главе упоминается о некоторых выдающихся исполнителях и педагогах, изучение трудов которых просто необходимо каждому флейтисту для совершенствования техники игры. А учебное пособие Н. Платонова "Техника игры на флейте" до сих пор является самым популярным среди преподавателей музыкальных школ.

В заключительной третьей главе мы знакомим читателя со строением и особенностями современной флейты. Многие преподаватели-флейтисты, работающие в музыкальных школах, по каким-либо причинам, пренебрегают освоением современных техник игры на флейте, в результате чего ученики, выходящие из-под опеки таких педагогов, испытывают затруднения в процессе дальнейшего обучения. Из чего мы можем сделать вывод о необходимости хотя бы поверхностного ознакомления с современными техниками игры и усовершенствованиями флейты в период получения начального музыкального образования.

В современной литературе мы не нашли книг в которых целиком отражены все периоды возникновения и развития флейты в мире и в России. В данной работе нам удалось объединить, хотя и в достаточно краткой форме, историю совершенствования флейты и обратить внимание на её значимость в музыкальной культуре различных стран.

I. Возникновение и развитие флейты и её прототипов

I.1 Флейта в Древнем мире

Продольные, поперечные и многоствольные флейты зародились в глубокой древности. Они изготавливались из тростника, из стручков, свернутых в трубочку, из древесных листьев, кости животного, морских раковин и других природных материалов. Эти примитивные духовые инструменты использовались и в быту, повседневной жизни. В свою очередь многочисленные документы истории, различные исследования, находки археологов, подтверждают, что флейта и её прототипы являются древнейшими среди духовых инструментов.

Как только первобытный человек осознал возможность извлечения звука из камыша, рога или раковины, он стал активно использовать мир звуков, а постепенно и совершенствовать эти простейшие музыкальные инструменты. Среди материальных остатков культуры народов, живших за несколько тысячелетий до наступления нашей эры, встречаются флейты в виде костяных, тростниковых и глиняных дудочек. Они существовали у многих народов под разными названиями. Звук на них возникал в результате трения струи воздуха об острый край лабиального отверстия.

На продольной флейте иногда имелось особое приспособление для извлечения звука, которое в наше время применяется на блокфлейте. Флейта Пана имела несколько стволов, каждый из которых, в свою очередь мог издавать один или два звука (за счет передувания) различных по высоте. С расцветом культуры она претерпела изменения.

По новейшим предположениям родиной поперечной флейты признана Азия. В те времена флейта была неотъемлемой спутницей барабана: использовалась в войсковых частях. До сих пор на Земле Басков дудочка-флейта (тхироля) применяется совместно с маленьким барабаном (тамбурином) в "народном музицировании".

Богатством отличалась музыкально-инструментальная культура Древнего Китая. В основе духового инструментария лежали флейтовые типы: сяо (продольная глиняная флейта), пайсяо (разновидность флейты Пана, с двенадцатью бамбуковыми стволами), чи (поперечная флейта, с 3-6 игровыми отверстиями), юэ (короткая поперечная флейта) и др. Звучат все эти флейты мягко и нежно.

В Индии самый распространённый духовой инструмент древности - ванша (разновидность поперечной флейты), по преданию на ней играл бог Кришна.

В Греции флейта называлась сиринкс (многоствольная флейта, "флейта Пана") и была самым популярным инструментом. Сиринкс главенствовал среди других инструментов в обрядах, торжествах, музыкальных соревнованиях, вечерах поэзии. Само слово флейта применялось древними для определения всех духовых инструментов, без различия их особенностей и свойств. Флейта "фригийская", "простая", "двойная" только именовались флейтами, но не имели к флейтам прямого отношения, как и флажолет - простенькая дудочка с "пищиком" и несколькими дырочками и клапанами.

Мифы флейте

Миф о Марсии

Однажды летним днем молодой пастух Марсий, лежавший на зеленой траве, услыхал вдали звуки музыки, такие нежные и волнующие, что затаил дыхание и стал слушать. Это Минерва <#"justify">Флейта Кришны

Наступило жаркое лето, но благодаря Кришне в Бриндабане царила вечная весна. Однажды в Бриндабане появился демон. Приняв облик пастушка, он стал играть с другими детьми, но Кришна сделал знак Балараме и велел ему убить демона, но не в облике ребенка. Словно играя, Баларама уселся на спину демона, и тот понесся прочь. Затем, вернув себе истинный облик, демон напал на Балараму, но тот убил чудовище. Пока пастушки играли, а Баларама сражался с демоном, коровы разбрелись по всему лесу. Забравшись на дерево, Кришна достал флейту и заиграл. Коровы тут же явились к Кришне, послушные его зову.

Кришна часто играл на флейте в лесу. Девочки-пастушки, заслышав чудесные звуки, искали, но никак не могли найти мальчика, и им приходилось ждать, когда он выйдет из леса вечером, чтобы отогнать стадо домой. В один из дней пастушки уселись у дороги и заговорили о флейте.

Смотрите, какая честь выпала этой простой бамбуковой дудке, - сказала одна. - Каждый день она пьет нектар с уст Кришны. Почему ее любят больше, чем нас? Даже боги внимают, когда Кришна играет на своей флейте. Что же заставляет внимать ее зову?

Когда флейта была еще бамбуковым стеблем, она помнила Хари, - ответила другая пастушка, - и стойко выносила жару и холод. Наконец стебель разрезали, чтобы сделать флейту. За свое смирение она и была вознаграждена.

Почему бы Кришне не сделать флейты из нас? Тогда мы могли бы остаться с ним! - воскликнула третья девочка.

Когда настала холодная и морозная зима, девочки отправились совершать омовение в Джамне. Сделав фигурку Деви, они украсили ее цветами и взмолились:

О богиня, пусть Шри Кришна станет нашим повелителем!

Совершив омовение, они улеглись спать на речном берегу, чтобы Деви могла исполнить их желание.

I.2 Флейта в Средние века

Период средневековья характеризуется возникновением инструментальных ансамблей при дворах. В моде была продольная и поперечная флейта. В эпоху Ренессанса в Венеции и Болонье делались лучшие духовые инструменты. До конца 16 века исполнители пользовались продольными флейтами разных размеров - дискантовыми, альтовыми, теноровыми, басовыми. Диапазон их колебался в пределах от 2-х до 2,5 октав. Звук их был приятным, мягким, но очень слабым, маловыразительным, неровным по силе и не всегда точным по высоте. Причина была в том, что игровые отверстия были расположены там, где удобно закрывать их пальцами, а не исходя из требований акустики.

Из флейт составлялись ансамбли до 20 человек.

В 17 веке возникли первые оркестры. Монтеверди в опере "Орфей" в группу духовых инструментов оркестра ввёл лишь одну маленькую флейту, которая исполняла безмятежные пастушьи наигрыши, создавая пасторальный колорит ряду сцен. По мере развития оркестра роль флейт возрастала, и в операх немецкого композитора Г. Шюца они уже не только сопровождали пение, но обогащали его, дополняли и соревновались с ним.

Есть предположение, что поперечная флейта возникла в Германии. Изготавливалась она из одного куска дерева, имела 6 отверстий, прикрываемых пальцами и одного для вдувания воздуха. Старонемецкая флейта охватывала 2,5 октавы - от ре первой до ля третьей. Канал ствола был коническим, суживающимся к концу, благодаря чему звук получался мягким, нежным, но не сильным (хотя более громким, чем у продольной), а главное более выразительным. Все звуки соответствовали основным дырочкам, а промежуточные "хроматические" ступени получались при помощи "раздвоенной аппликатуры" или "вилочной хватки". Сверление трубки старонемецкой флейты имело обратноконическое сверление, при котором наибольший размах поперечника приходился на "головку" флейты, а наименьший - на её "лапку", т.е. сверление суживалось к нижней части инструмента, что позволяло удобно разместить пальцы на поверхности флейты. В Англии в эпоху Возрождения в театральном оркестре флейта использовалась в сценах свадеб. Тогда же впервые знаменитым английским композитором Пёрселлом была написана Соната для флейты.

Как сольный концертный инструмент поперечная флейта почти не применялась. В этой роли выступали различные виды продольных флейт. Признание же её в качестве художественно-концертного инструмента произошло во Франции, где мастера начали заниматься её усовершенствованием. Так, в 1695 году был применён клапан ре-диез, в конструкцию внесены улучшения: точное сверление канала, облегчающее взятие верхних звуков, сделало их красивыми, певучими. Для подстройки флейты вставлялись деревянные кольца в канал раздвигающейся головной части. Удобные тональности для такой флейты были Соль-мажор, Ре-мажор и До-мажор. В них и писали композиторы. Во Франции продольные флейты получили обозначение "немецкая флейта". Широко известны имена двух французских флейтистов XVII века - Декато и Фильбер.

В это же время появляются первые педагогические методы обучения игры на флейте ("Искусство игры на поперечной флейте" Опетера, 1707 г.).

I.3 Флейта в творчестве композиторов венской школы

До сих пор шедеврами флейтового репертуара являются произведения Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта. Примером выразительного использования флейты служит знаменитое соло в опере К.В. Глюка "Орфей". Эта бессмертная "Мелодия" до сих пор не потеряла своего очарования и свежести.

Но самую значительную роль в поднятии исполнительского мастерства игры на флейте сыграло творчество Гайдна и Моцарта, которые проявляли огромный интерес к музыкантам-флейтистам, почитали их мастерство, наблюдали, экспериментировали. Одним из ярких музыкантов своего времени был флейтист И.Б. Вендлинг (1720-1797). Первый исполнитель флейтовых сочинений Моцарта. И. Гайдн сумел прочувствовать необыкновенную теплоту и красочность тона флейты, создав в своих произведениях затейливые флейтовые фигурации.

В.А. Моцарт утверждал, что терпеть не может флейты. Он всегда боялся, что интонация не будет точной, что музыканту не хватит сердца, слуха и техники для того, чтобы справиться с художественными задачами. Но это не помешало ему написать блестящие произведения для этого инструмента. Моцарт под влиянием дружбы с Вендлингом написал Концерт № 1 для флейты с оркестром. А Концерт № 2 Моцарту заказал вернувшийся из Индии, разбогатевший голландский офицер, любитель-флейтист де Жан. Есть версия, что Моцарт просто переделал для де Жана свой концерт для гобоя, написанный годом ранее.

Флейта как солирующий инструмент занимает в творчестве Моцарта видное место. В оркестре Моцарт поручал флейте напевные мелодии, чарующие задушевностью и соперничающие с человеческим голосом. В 1778 году по заказу парижского любителя-флейтиста де Гина и его дочери арфистки Моцарт написал Концерт для флейты и арфы, который до сегодняшнего дня считается одним из лучших в репертуаре флейтистов и арфистов. Флейтовое наследие Моцарта - отличная школа воспитания музыкантов-флейтистов.

Величайший симфонист Бетховен обучался игре на флейте, когда ему было 10 лет. у профессионального флейтиста. Музыку для флейты он писал под влиянием творчества Моцарта, предъявляя к инструменту очень высокие виртуозные требования. В области использования выразительных возможностей флейты Бетховен пошёл значительно дальше своих современников, совершенно по новому, необычайно смело введя её в симфонический оркестр. В увертюре "Леонора № 3" композитор раскрыл подлинное понимание тембровых и виртуозных качеств флейты, употребив её для выражения острых и напряжённых душевных переживаний.

К сожалению, почти забыты замечательные произведения для флейты многих композиторов XVIII века, например, итальянца Д.С. Мерканданте, друга Моцарта Ф.А. Хофмайстера и др.

I.4. Роль флейты в инструментальной культуре XVIII - XIX в

В начале XVIII века в Германии <#"justify">флейта россия композитор творчество

II. Флейта в России

II.1. Существование флейты в России как народного инструмента

На Руси существовали различные виды флейт, причем их возникновение имеет глубокие народные корни. Истоки духового искусства как, в частности, и самого духового инструментария, связаны с народной музыкальной жизнью. Исследуя древние русские традиции в области игры на духовых инструментах, можно обнаружить их общность с традициями славянских народов. Финдезейн (Николай Федорович (1868 - 1928) - российский <#"center">II.2 Развитие исполнительства в период правления Петра I

Восемнадцатый век охарактеризован коренным переломом в культурной жизни России. Приобретает регулярный характер театральная деятельность, где возрастает значимость музыкального сопровождение, что в свою очередь повлекло за собой увеличение числа инструменталистов.

Петр I придавал музыке, как и другим видам искусства, важное государственное значение. Он явился создателем и преобразователем военно-оркестровой службы в России.

В музыкальном исполнительстве XVIII в. всё чаще стала появляться поперечная флейта. Этому во многом способствовали реформы Петра I, коснувшиеся буквально всех сторон культурной жизни России восемнадцатого века. Так, например, согласно приказу от 1711 года, в каждую воинскую часть вводился небольшой духовой оркестр. Петром I осуществляются широкие мероприятия, связанные с подготовкой и обучением отечественных военных музыкантов. Для этого в армию приглашались иностранные музыканты, которые должны были обучать русских молодых людей игре на д/и, в частности, на флейтах. Также, Петр I выписывает из-за границы и различные духовые инструменты.

Постепенная популяризация духовых инструментов в XVIII веке привела к расширению их роли в придворной жизни. Очень модной становится в это время светская музыка, причем ведущая роль в ней стала принадлежать духовым инструментам. Ассамблеи, маскарады и другие празднества в то время сопровождались духовой музыкой.

Однако придворная музыкальная жизнь с её засильем иностранных певцов, инструменталистов, композиторов не была той основной линией, по которой развивалось отечественное исполнительское искусство и вместе с ним флейтовое исполнительство. Истоки русского оркестрового и сольного исполнительства своими корнями уходят в сферу усадебного крепостного музицирования. Именно там зарождалась основа русского музыкального профессионализма. В этой среде возникают первые крепостные оркестры восемнадцатого века, ставшие впоследствии широко известными. Сюда можно отнести оркестра Шереметьевых и Долгоруких. Для обучения молодых крепостных музыкантов организуются специальные классы, в которых преподавались так же духовые инструменты.

Имеющиеся данные о начале музыкального образования в России сводятся по сути дела к перечню нескольких крупных иностранных музыкантов, преподававших музыку при дворе. О том, какими музыкальными педагогами довольствовалось дворянство можно судить лишь по случайным газетным объявлениям, в которых неизвестные никому лица, преимущественно иностранцы, предлагали свои услуги в качестве преподавателей музыки. Особый интерес представляет запись "об учреждении училища музыки в столичном городе Москве" она свидетельствует о существовании частной консерватории в 70-х годах XVIII века. В записи также указывается, что в организованном Керцелли музыкальном училище могут обучаться "благородное дворянство, мещане и крепостные люди. В училище производится обучение сочинению музыке, генерал-басу, скрипке, виолончели, валторне и флейте".

Большую роль в подготовке музыкальных кадров в России сыграл и так называемый Шляхтинский корпус, открытый в 1756 году.

Весьма разнообразной была музыкальная подготовка, которую получала дворянская молодежь. Они могли обучаться, на выбор, либо в Академической гимназии Московского университета, либо в одном из многочисленных частных пансионов, среди которых следует отметить музыкальную школу при крепостном оркестре графа Шереметьева.

Одной из форм приобщения к музыке было и камерное ансамблевое исполнительство, пользовавшееся большой популярностью у русской дворянской интеллигенции восемнадцатого века. В этих домашних музыкальных "упражнениях" вместе с любителями принимали участие и профессиональные музыканты.

Так, современники вспоминают, что любитель-флейтист князь П.И. Репин часто выступал в доме графа Шереметьева в составе профессионального оркестра. Репин считался одним из "сильных" музыкантов, среди которых были так же скрипачи Г.Н. Теплов и С.П. Ягужинский.

В связи с растущей популярностью флейты начинают появляться на концертной эстраде и выделяться в придворных оркестрах первые русские придворные музыканты-духовики. Так, в Петербургском придворном театре выделяются имена "флейттраверсистов" Василия Михайлова, Данилы Калашникова, Егора Каратыгина.

Наш обзор музыкальной жизни России XVIIIвека будет недостаточно полным, если мы не выделим некоторые гастроли иностранных исполнителей сыгравших значительную роль в пропаганде духовой музыки. Так, в России гастролируют известные инструменталисты-виртуозы. Сюда прежде всего следует отнести известного флейтиста Христиана Гартмана. Также следует выделить римскую певицу и флейтистку Юлию Катальди и братьев Турнеров.

II.3 Влияние русской композиторской школы на духовое исполнительство

Трудно переоценить роль российских музыкантов-флейтистов в создании отечественной исполнительской и педагогической школы - она значительна и давно получила всемирное признание.

Одним из основателей современной школы игры на флейте является Владимир Николаевич Цыбин (1877-1949) - выдающийся педагог, солист оркестров Большого театра в Москве и Мариинского в Петербурге, профессор Московской и Ленинградской консерваторий, заслуженный деятель искусств. Образованный, эрудированный музыкант, он был не только ярким исполнителем, но и одарённым композитором. Его сочинения, написанные в традициях русской классики, привлекают искренностью мелодики и ясностью гармонического языка. Это "Десять концертных этюдов, три "Концертных аллегро", "Тарантелла", цикл, посвященный знаменитым флейтистам, где каждый этюд, написанный для развития определённого вида техники, назван по фамилии артиста. "Основы техники игры на флейте" В.Н. Цыбина очень помогают начинающим флейтистам развить виртуозные навыки. Жизнь Цыбина прошла в неустанном труде и постоянном творческом поиске. Учеником Цыбина в Московской консерватории был Н.И. Платонов (1894-1967) - блестящий флейтист, композитор, член Союза композиторов, заслуженный деятель искусств, создатель учебных методических пособий "Школа игры на флейте" и "Техника игры на флейте". В своём творчестве Платонов всегда стремился пропагандировать произведения различных эпох и стилей: "Вариации на русскую тему", "Вариации на тему романса Глинки "Жаворонок", "Вариации на тему "Красный сарафан" и т.д. Платонов был талантливым педагогом, одним из "первопроходцев" современной методики игры на флейте.

Первым профессором Петербургской консерватории, преподающим флейту, был Цезарь Иосифович Чарди (солист, флейтист итальянской труппы). Его сменил Карл Фридрих Ватерстраат (немецкий флейтист, также солист оркестра). В Петербургской консерватории работали солисты-флейтисты Императорского симфонического оркестра и оркестра Мариинского театра оперы и балета Ф.В. Степанов, Н.Н. Верховский, Р.К. Ламбер, Б.В. Тризна и др.

В оркестре флейте выпала почётная задача: пленять слух изумительными образами. Большая флейта виртуозностью, блеском и легкостью пассажей превосходит все остальные духовые инструменты. Что же касается staccato, то здесь она вне конкуренции (напр., в балетной сюите Равеля "Дафнис и Хлоя" флейта выступает как солирующий инструмент). Однако игра на большой флейте требует большого расхода воздуха: при вдувании часть его разбивается об острый край отверстия и уходит, от этого получается характерный сипящий призвук, особенно в низком регистре, поэтому на ней очень трудно исполнять широкие мелодии. Тембр ее беден обертонами, и это делает его матовым, холодноватым. Различные регистры этой флейты сильно отличаются по характеру звука: самый нежный - таинственный и "стеклянный", средний - светлый и поэтичный, верхний поражает яркостью и блеском, а высшему присуща некоторая пронзительность; поэтому большой флейте не свойственно выражение эмоций, сильных душевных движений. Вот как охарактеризовал её звучность Н.А. Римский-Корсаков: "Тембр холодный, наиболее подходящий к мелодиям грациозного и легкомысленного характера в мажоре, и с оттенком поверхностной грусти в миноре". Звук ее похож на колоратурное сопрано; часто в музыкальных произведениях человеческий голос с этим тембром и флейта перекликаются, и на этом приёме построено много вступлений оперных героинь (например, Антонида в "Иване Сусанине", Людмила в "Руслане и Людмиле").

Большой флейте не дано говорить о чувствах, зато ей подвластна другая область: мир природы с его реальными и фантастическими обитателями, она великолепно имитирует птичьи голоса; что же касается сказочных существ, которыми народное воображение населило леса и реки, то в их характеристике флейта не знает себе подобных (напр., поэтичный мотив Снегурочки из оперы-сказки Римского-Корсакова или очень красивый ансамбль из 3-х флейт в балете Чайковского "Щелкунчик" в изящном, хрупком танце пастушков). В V действии оперы Рамо "Ипполит и Арицея" звучит лучшее вдохновение композитора Ария Соловья". Замечательных красот в звучании флейты достиг Глюк в операх "Орфей" и "Армида". У Моцарта флейта "символизирует сверхчеловеческое могущество звуков", хотя и неспособна к выражению потрясающей страсти. "Волшебная флейта" Тамино сумела обуздать грубые стихии природы - огонь и воду.

Многие ноты низкого регистра, создающие ощущение бархатистых звуков, вылетающих поспешно и как бы запыхавшись, встречаются в конце очаровательного "Скерцо" из "Сна в летнюю ночь" Мендельсона. Эти чарующие звучания рисуют захватывающую картину ночного бега таинственных существ - сильфов и гениев. Эти настроения внушили Римскому-Корсакову мысль воспользоваться флейтой для передачи звуков "полёта шмеля" в опере "Сказка о царе Салтане". Виртуозные возможности флейты использовали Россини в опере "Вильгельм Тель", Майербер в "Гугенотах".

Глинка в опере "Руслан и Людмила" в сцене похищения героини поручил флейте ответственную роль: таинственная, немного холодная флейта способствует ощущению оцепенения, в которое погружаются участники действия. В танцах же флейта выполняет обязанности чрезвычайно подвижной свирели и своим затейливым узором восхищает завороженный слух зрителей. Глазунов в балете

"Времена года" заставляет флейту воспроизводить сложные технические узоры.

Особой любовью пользуется флейта у Шостаковича.

Очень мило использована она у Прокофьева в детской шутке-сказке "Петя и волк". Здесь флейта воспроизводит щебетанье птички.

Когда Маргарита в опере Гуно "Фауст" открывает окно и поверяет ночному эхо тайну своей страстной любви, ясные звуки флейты как бы отражают мерцание звёзд, безмолвно освещающих своими бледными лучами таинственное созвучие голосов природы. Прозрачные, холодные звуки флейты идеальны для изображения голосов природы - щебетанья птиц, вздохов ветерка, всего, что наивно и идиллично, что даёт возможность использовать флейту в сочинениях для лёгких женских голосов, где голос и флейта соревнуются в преодолении виртуозных трудностей, всегда оказываясь на должной высоте и не умоляя достоинств друг друга.

III. Строение, особенности и применение современной флейты

III.1 Строение и особенности современной флейты

Флейта существует в четырёх основных разновидностях, образующих семейство: собственно флейта (или большая флейта), малая флейта (флейта-пикколо <#"justify">Настраивают инструмент с помощью выдвижения головки из тела инструмента (чем сильнее выдвинуть головку, тем длиннее и, соответственно, ниже становится инструмент). Этот способ настройки имеет свои недостатки по сравнению со струнными или клавишными инструментами - при выдвижении головки расстраиваются отношения между отверстиями инструмента и октавы перестают строить между собой. При выдвижении головки больше чем на сантиметр (что понижает строй инструмент почти на полутон) звук флейты меняет тембр и становится похожим на звук деревянных барочных инструментов.

Флейта - один из самых виртуозных и технически подвижных инструментов из группы духовых. В её исполнении типичны гаммаобразные пассажи в быстром темпе, арпеджио, скачки на широкие интервалы. Реже флейте поручаются продолжительные кантиленные эпизоды, поскольку дыхание на ней расходуется быстрее, чем на других деревянных духовых. Хорошо звучат трели на протяжении всего диапазона (за исключением нескольких трелей на самых низких звуках). Слабым местом инструмента является его сравнительно небольшой диапазон в динамике - разница между пиано и форте в первой и второй октавах составляет около 25 dB, в верхнем регистре не более 10 dB. Этот недостаток флейтисты компенсируют, меняя окраски тембра, а также другими средствами музыкальной выразительности. Диапазон инструмента делится на три регистра: нижний, средний и верхний. В нижнем регистре сравнительно легко играть пиано и легато, но форте и стаккато требует зрелого мастерства. Средний регистр наименее богат обертонами, часто звучит тускло, поэтому мало применяется для мелодий кантиленного характера. В верхнем регистре легко играть на форте, владение пиано в третьей октаве требует нескольких лет обучения на инструменте. Начиная с до диеза четвёртой октавы тихое извлечение звуков становится невозможным.

Окраска тембра и красота звука на флейте зависит от многих факторов в постановке и мастерстве исполнителя - важную роль играет открытое горло, достаточно открытое отверстие головки инструмента (обычно на 2/3), правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха с помощью "опоры" (совокупность мышц брюшного пресса, части межрёберных мышц и части мышц спины, влияющих на работу диафрагмы).

Флейте доступен широкий спектр приёмов игры. Повсеместно используется двойное (слоги ту-ку) и тройное (слоги ту-ку-ту ту-ку-ту) стаккато. Начиная с конца XIX - начала XX веков для особых эффектов используется приём фрулато - игра на инструменте одновременно с произношением звука, вроде "трр" с помощью кончика языка или горла. Впервые техника фрулато была использована Рихардом Штраусом <#"center">III.2 Флейта в творчестве композиторов XX в.

В XX веке флейта становится одним из самых востребованных инструментов в музыке. Высокий уровень исполнителей французской флейтовой школы, таких как Поль Таффанель <#"center">Заключение

История развития флейты от истоков до наших дней довольно полно, но, к сожалению, весьма разрозненно разработана в отечественной и зарубежной литературе. В этой работе мы постарались объединить наиболее значимую, по нашему мнению, информацию о флейте. Мы считаем, что музыкальное образование не должно ограничиваться просто игрой на инструменте. В первую очередь перед любой школой искусств, и в частности перед каждым педагогом, помимо обучения специальности, стоит ещё множество других задач: формирование эстетических качеств личности, нравственных идеалов, общественных представлений и мировоззрения. Чем больше педагог знает о своём предмете, тем больше он может рассказать ученику, таким образом, воспитывая в нём любознательность, пробуждая тягу к знаниям. Изучая историю флейты, или какого-либо другого инструмента, мы можем проследить, как меняются быт, устройство общества, как политические отношения влияют на развитие культуры.

Начиная с XVIII века флейта пользовалась такой любовью современников, что стала неотъемлемой частью их жизни. Играть на флейте считалось признаком "хорошего тона", а флейта на сцене театра была достойным участником драматического спектакля. Много произведений живописи, литературы, театра рассказывают, как люди во всех слоях общества играли на флейте. На ней играл русский художник Федотов и прусский король Фридрих II. На русской сцене в пьесе А. Грибоедова "Горе от ума" флейта появлялась дважды: рано утром, когда Фамусов застаёт Лизу за переводом часовой стрелки, а другой раз - вечером на балу у Фамусовых в беседе старых друзей - Чацкого с Платоном Михайловичем. В пьесе английского драматурга Шэридана "Школа злословия" дуэтом флейты и арфы начинается I действие. На флейте играл персонаж Ч. Диккенса Урия Хип в "Дэвиде Копперфильде". Изображение играющих на флейте мы видим на картинах фламандского художника Ван-Дейка, голландских художников Ф. Хальса и Я. Стэна, француза Ланкре.

На сегодняшний день флейтовая музыка, как и всякая классическая, теряет свою популярность. Как уже говорилось выше, нашей основной задачей является всестороннее развитие ученика, а не только совершенствование практических навыков. Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества и высокий интеллектуальный потенциал.

Приложение

Список приложений

1. Китайские флейты:

чжуди, сяо

ди (дицзы)

таоцзяо

гуди

. Флейта на Руси:

сопель

жалейка

. Некоторые духовые инструменты XV - XIX вв.

флейты-серпаны

хоро (хорум)

флажолет

трёхчастная поперечная флейта эпохи барокко

. Современная флейта

октобасовая флейта

большая флейта системы Бёма

альтовая флейта

бас-флейта

1.Китайские флейты



ДИ, ДИЦЗЫ - Ди представляет собой бамбуковую трубку, имеющую двенадцать отверстий. Одно предназначено для вдувания воздуха, шесть - для изменения высоты звука. Между одним и шестью имеется отверстие, покрываемое тонкой (микронного измерения) тростниковой пленкой ди мо (笛膜), вибрирующей во время игры. Эта мембрана клеится с помощью китайского растения типа чеснока и быстро изнашивается: исполнитель должен менять ее приблизительно раз в две недели. Вибрирование ди мо придает инструменту яркий, неповторимый звенящий тембр, аналог которому трудно найти.


ТАОЦЗЯО (керамический рог) - Керамический рог, найденный при раскопках в Линъянхэ (уезд Цзюйсянь, провинция Шаньдун), напоминает рог домашнего быка. Сделанный вручную из глины, он издает звучные, но довольно хриплые, ухающие звуки.


ГУДИ - Флейты этого типа, как правило, изготовленные из кости крыла большой птицы, представляют собой продольные или поперечные духовые инструменты с пальцевыми отверстиями. В течение 1986 и 1987 годов на неолитической стоянке Цзяху в уезде Уян провинции Хэнань китайские археологи нашли при раскопках 25 костяных флейт, возраст которых оценивается в 7800 - 9000 лет. Эти флейты желто-коричневого цвета и довольно единообразны по конструкции. Большинство из них имеют семь пальцевых отверстий, позволяющие извлекать мелодии современного семиступенного звукоряда. Эти костяные флейты являются не только наиболее древним музыкальным инструментом, обнаруженным в Китае на настоящий день, но и наиболее ранним китайским мелодическим инструментом. Эти памятники материальной культуры демонстрируют миру, что предки китайского народа, жившие в бассейне реки Хуанхэ в период раннего неолита, уже использовали семиступенный звукоряд и обладали высоко развитой доисторической музыкальной культурой, которая находилась в авангарде музыкального развития человечества.

2.Флейта на Руси


СОПЕЛЬ - русская продольная свистковая флейта, изготовленная из дерева. Древнейший музыкальный инструмент восточных славян, имеющий и другие диалектные названия: сопль, посвистелка, сиповка.

Использовался главным образом как ратный инструмент. В исторических песнях упоминается т. наз. сиповщик - "ратный игрец" на сиповке. В более позднее время находит применение у скоморохов и пастухов.

Изготавливается преимущественно из ивы (длина 360-400 мм), с 5-6 игровыми отверстиями, звук в нижнем регистре сипловатый, мягкий, в верхнем - сильный и резкий. У других славянских народов - это украинский пастушеский инструмент "сопилка" или "сопивка", молдавский "флуер" или "флояра", "дудка" и т.д. Все они родственные инструменты. Сопель применяют как сольный инструмент для сопровождения хоровых и игровых песен, а также танцевальных мелодий.


ЖАЛЕЙКА (брёлка) - старинный русский <#"justify">3.Некоторые духовые инструменты в средние века и в эпоху возрождения


В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и не только прямой, но и волнистой. Длина ее 60 см, в самом широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом для создания трубы серпан. Флейты-серпаны использовались как во время богослужении в церквах, так и на светских празднествах. Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах XIV в.


Хоро или хорум (choro) - разновидность волынки. По описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства св. Власия (IX в.), это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и та и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для воздуха, из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы. Поскольку кожа "мешка" начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро, звук получался несколько дребезжащий и резкий (рис.6).


ФЛАЖОЛЕТ. История флажолетов уходит в средние века, но наибольшей популярностью они пользовались во Франции с 17 - го по 19 век. Этот инструмент представлял собой цельную трубку с четырьмя отверстиями для пальцев и двумя отверстиями для больших пальцев; во время игры надо было дуть в небольшой мундштук из обычной или слоновой кости, прикрепленный к головке.

Жак Оттетер <#"justify">4.Современная флейта

<#"151" src="/wimg/11/doc_zip12.jpg" />

Октобасовая флейта Губки на головке флейты

<#"117" src="/wimg/11/doc_zip14.jpg" />James альтовая флейта

Бас-флейта Yamaha

Список используемой литературы

1.Алдошина И., Приттс Р. "Музыкальная акустика", 2009.

2.Ашик А.Б. Керченские древности. О пантикапейской катакомбе, украшенной фресками, 1845.

3.Брокгауз и Ефрон, Энциклопедический словарь <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%91%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B3%D0%B0%D1%83%D0%B7%D0%B0_%D0%B8_%D0%95%D1%84%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B0> (82 т. и 4 доп.) - СПб., 1890-1907.

.Грубер Р. Всеобщая история музыки - М., 1974.

.Древнекитайская философия. Эпоха Хань - М., 1990.

6.Плутарх, "О музыке" (ок.46 - после 120 гг. н.э.).

.Матвеев Русский военный оркестр - М. - Л., 1928-29.

.Розенберг А. О русском производстве духовых инструментов в XVIIIв.

.Творогов О.В. (подготовка текста, перевод, комментарии) Житие Феодосия Печерского - М., 2006.

.Усов Ю. История отечественного исполнительства - М., 1975.

.Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII в., 1935.

.Маргарет Нобель <http://lib.rus.ec/a/108370> Ананд Кумарасвами <http://lib.rus.ec/a/108372> пер.: Т.Е. Любовская <http://lib.rus.ec/a/44831>, 2010.

.eomi. ws <http://eomi.ws/>

.fontegara. narod.ru/russian.html <http://fontegara.narod.ru/russian.html>

15.lenskij87. narod.ru <http://www.lenskij87.narod.ru>

.mfc. su <http://mfc.su/>

.muzyr.ru <http://www.muzyr.ru>

.pushkinskijdom.ru <http://www.pushkinskijdom.ru>

.rekonstruktors.com.ua <http://www.rekonstruktors.com.ua/>

.rtvsymphony.ru <http://www.rtvsymphony.ru>

.synologia.ru <http://www.synologia.ru/>

Похожие работы на - О возникновении и развитии флейты в мире и России

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!