Обзорная экскурсия по историческому центру Гродно

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,17 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обзорная экскурсия по историческому центру Гродно














Обзорная экскурсия по историческому центру Гродно

Нас ждёт экскурсия по историческому Гродно - это город с многовековой историей, в котором до настоящего времени сохранилось около 1000 памятников архитектуры и культуры: от построек гродненской архитектурной школы ХІІ в. до сооружений модернистов и конструктивистов ХХ в. Расположен город на берегах реки Нёман. Его история началась на Замковой горе.

Наш город стоял на одном из дополнительных направлений знаменитого пути из варяг в греки, что сыграло важную роль в его экономическом и политическом развитии.

Впервые город упоминается в Ипатьевской летописи в 1128 г как центр удельного Городзенского княжества.

Во второй половине XIV века (1376 г) Гродно, входивший в состав Великого Княжества Литовского, становится его второй столицей. Неполное Магдебургское право наш город в Великом княжестве Литовском получает одним из первых в 1391 году, а в 1496 году он наделяется уже всеми привилегиями Магдебургского права.

В 1540 г. городу присваивается герб: на голубом поле олень Св. Губерта.

В XVI-XVIII Гродно был одним из важнейших центров Речи Посполитой, резиденцией литовских князей и польских королей. Тут переплелись пути многих выдающихся людей: князя Витовта и Давида Городенского, Стефана Батория и Станислава Августа Понятовского, Антония Тызенгауза и Жана Жилибера, Иоганна Мёзера и Джузеппе де Сакко, Петра Милонега и Элизы Ожешко. Сохраненные замки и дворцы, костелы и церкви, древние улочки города, интересные музеи создают неповторимую атмосферу и привлекут Ваше внимание.

Маршрут: Борисоглебская церковь - Старый и Новый замки - Пожарная Каланча - улица Троицкая - Синагога - историческая застройка по улице Замковой - Мемориальный знак на месте Гетто №1 - Советская площадь - улица Элизы Ожешко - памятник и дом Элизы Ожешко - городской парк Ж.Э.Жилибера - площадь А.Тызенгауза - Лютеранская кирха - Покровский собор

Коложская церковь

Борисогле́бская (Коло́жская) це́рковь - В соответствии со строительной традицией церковь построена на высоком берегу Немана, (гармонично сочетаясь с ландшафтом и древней застройкой Гродно).

Церковь была построена, во времена или после княжение Бориса и Глеба Всеволодковичей (первый умер до 1166, второй - в 1170) в княжеском детинце. После разрушительного пожара 1184 г (конец 12 века), который уничтожил соборную церковь древнего Городена, Борисоглебская церковь стала главным городским храмом.

Коложская церковь представляет собой шестистолпный, трехапсидный, крестово-купольный храм <#"justify">В конце 14 века князь Витовт ходил походом на Псков. Он захватил один из пограничных городов - Коложу, а жителей города отвел в Гродно. Коложане поселились возле Борисо - Глебской церкви. С тех пор у храма появилось другое имя Коложа. Одной из святынь храма была чудотворная Коложская икона Богородицы. Во время I - Мировой войны икона была эвакуирована в Москву, где и потерялась. В настоящее время в церкви находится вышитая увеличенная копия чудотворной иконы.

Древний храм занимает значимое место в числе мировых исторических памятников и является одним из претендентов на включение в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Старый Замок

Старый замок -один из древнейших памятников архитектуры в Беларуси, первое оборонительное сооружение, построенно в XI веке <#"justify">Новый Замок

Новый замок в Гродно - новый королевский дворец, построенный в Гродно <#"justify">Синагога

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы. Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе <#"justify">Большая Хоральная синагога занесена в список историко-культурных ценностей республики Беларусь.

Улица Замковая

Улица Замковая - одна из старейших городских улиц, протяженностью всего лишь около 300 метров, относится к числу символов нашего древнего города. Впервые в исторических хрониках улица упоминается в XVI в. Именовалась она тогда как улица «Еврейская с Рынка до Замка». Впоследствии получила название «Замковая» и с тех пор практически его не меняла, к примеру, как и ул. Мостовая (за исключением оккупационных лет), которая всегда имела и имеет одно и то же название.

Улица Замковая служила главным трактом, по которому вельможи и сенаторы съезжались в замок. На этой улице иметь свою резиденцию считалось за честь. Из резиденций знатных родов ВКЛ до нас дошел после ряда реконструкций дворец Масальских (ул. Замковая, 5):

возведен в 1-й половине 18 в. для князя Масальского. Пожары 1753 и 1782 г. уничтожили часть здания. После перестройки в 1795 г. дворец приобрел черты классицизма. В 1830-х г. здание выкупил гродненский купец Фрумкин, его семья владела дворцом до 1939 г. С 1-й половины 19 до начала 20 в. здание арендовало почтовое ведомство;

а также дворец Хрептовичей (ул. Замковая, 16):

расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Большая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда.

В результате многочисленных ремонтов и переделок планировка дома потеряла свой первоначальный характер. Но архитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается строгостью и простотой. Все архитектурные элементы рельефны, детали изящно прорисованы. В архитектуре дома заметно прямое влияние русского классицизма конца XVIII - начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: растительные лепные гирлянды над проездом во двор; форма наличников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в народных постройках и небольших монастырских зданиях).

Сейчас там разместил свои экспозиции Республиканский музей истории религии. Можно отметить также дом табачных магнатов XIX в. Шерешевских (ул. Замковая, 12). Во время опустошительного пожара 1885 г. и последующих годов эта улица, как и другие городские улицы, в значительной степени пострадала и была восстановлена в конце XIX - начале XX веков.

Гетто №1

Как вы знаете, история Гродно неразрывно связана с историей евреев.

Полагают, что евреи появились здесь в конце 12 в. Первые достоверные сведения относятся к концу 14 в.

Немецко-фашистские войска заняли Гродно 23 июня 1941. В конце сентября евреи были выселены из своих квартир на центральных улицах города. 1 октября оккупационные власти объявили о создании двух гетто. Граница первого проходила здесь вдоль одной стороны современных улиц Замковой, Советской, Виленской и руслом реки Городничанки. Центральный вход в гетто №1 был здесь (с улицы Замковой) . Вход в гетто осуществлялся только через одни ворота, которые охранялись жандармами и гестаповцами. За самовольный выход из гетто грозил расстрел на месте или казнь через повешение.

ноября 1941 началось переселение в гетто. . На ограниченную территорию нацисты согнали около 15 тыс. чел. Начальником гетто был назначен гестаповец Курт Визе. В каждом гетто была больница. В гетто № 1 больница занимала здание Большой гродненской синагоги - в неѐ помещали больных опасными инфекционными заболеваниями - в основном тифом. Кроме двух больниц в гетто была открыта поликлиника и аптека. Директор поликлиники прикладывал все усилия для сохранения минимальных санитарных условий и предотвращения тифозных заболеваний, несмотря на страшную тесноту, истощение и голод. В условиях гетто было почти невозможно соблюдать религиозные традиции, но при юденрате существовало отделение, которое занималось религиозными вопросами и старалось даже готовить кошерную пищу для религиозных людей в общественной кухне. Главной заботой этого отделения были захоронения умерших, число которых постоянно увеличивалось.

В янв. 1942 в гетто №1 была создана антифашистская коммунистическая группа. Группа оказывала содействие лицам, которым угрожал арест, и тем, кто хотел оставить гетто: помогали им прятаться, подделывали документы, добывали оружие, компасы, карты. В начале 1942 была предпринята попытка создать в Гродно боевую организацию, которая объединяла бы все еврейские молодѐжные организации. Но гестапо напало на их след, и идею вооружѐнного сопротивления пришлось отложить для более подходящего момента. Второй период в истории подпольной деятельности в Гродно начался в ноябре 1942 с ликвидацией гетто №2 и первыми депортациями из гетто №1 (в транзитный лагерь Колбасино) . В конце 1942 - начале 1943 были сделаны несколько попыток нелегального выхода групп молодѐжи из гетто в лес с целью присоединения к партизанам, закончившиеся неудачей. В гродненском гетто была создана небольшая конспиративная мастерская по изготовлению фальшивых документов. Несколько групп девушек с помощью документов на имя гражданок польской национальности была выведена из гетто и отправлена в Белосток.

Первый этап ликвидации начался сразу после ликвидации гетто №2, в ноябре 1942. На тот момент в гетто № 1 в заключении были св. 17 тыс. чел. Началась транспортировка части евреев в транзитный лагерь Колбасино. Оттуда позднее они были депортированы в Треблинку и Освенцим. Второй этап ликвидации гетто №1 относится к началу 1943: в январе (10 тыс.) и в феврале (5 тыс.). Потом нацисты начали депортации прямо из гетто в Освенцим и Треблинку. Этап ликвидации последних оставшихся евреев Гродно начался с депортации в марте 1943 в белостокское гетто, и эти евреи разделили участь евреев Белостока. И 12 марта 1943 Гродно был объявление «свободным от евреев».

На месте входа в Гетто №1 в 1992 году была установлена мемориальная плита в память 29 тысячам погибшим узникам.

Советская Площадь

Сердце исторического Гродно - нынешняя Советская площадь, некогда Рыночная (или Рынок ), во время Российской империи Парадная, при Второй Речи Посполитой площадь Батория. Когда-то она была очень плотно застроена: дворцы магнатов, особняки купцов, магазинчики, Ратуша и две высотные доминанты: костел иезуитов и Фара Витовта.

В Гродно и микрорайонах на настоящее время насчитывается больше чем 400 улиц и переулков. В их названиях отражено прошлое нашей Родины, увековечены выдающиеся личности и важные события Беларуси.

Улица Советская - одна из главных улиц центральной части города. Она органически - архитектурой, функциональным единством - связана с площадью и вместе составляет главную часть старого ядра города.

Советская улица имеет небольшую протяженность (500м), довольно узкая, застроенная преимущественно двухэтажными домами. Тем не менее, она сыграла важную роль в формировании старого центра. Улица начинает формироваться в 1496г. с переносом Рынка в район Советской площади, была известна еще в 4 веке. С этой улицы начинался торговый путь, ведущий в Вильно. В какие только пышные названия ни рядили бывшие господа Советскую улицу: Виленская, Гимназистская (во времена колонизации Беларуси Российской империей т.к. на ней располагалась гимназия), Соборная ( в к.19в. древнюю фару Витовта целиком перестраивают под православный собор), Доминиканская (во времена вхождения г. Гродно в состав Речи Посполитой, т.к на улице находился Доминиканский монастырь, который оказывал огромное влияние не только на развитие г.Гродно, но и вообще принеманского края). В предвоенном сороковом улицу впервые называют Советской, но не надолго. Вторгшиеся в город гитлеровцы растаптывают былые традиции и навязывают свои. Гродно они считают городом немецкого происхождения, а улицу переименовывают в Hinderburg str. После освобождения улице возвращают ее прежнее название. На площади Советской находится Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия, неофициально он называется также Фарный костёл - католический <#"justify">Из истории санктуария

Кафедральный (бывший иезуитский) собор святого Франциска Ксаверия в Гродно причислен к выдающимся памятникам Великого княжества Литовского. Кафедральная базилика и сегодня является одним из самых ценных памятников архитектуры стиля барокко на этих землях.

В 1585 г. король Стефан Баторий пожертвовал 10 тысяч злотых на строительство храма и коллегиума иезуитов в Гродно. Королевская задумка была реализована приблизительно через 100 лет. Фамилия архитектора барочного фарного собора неизвестна.

июня 1678 г. - епископ Николай Слупский освятил угловой камень под строительство храма.

г. - заложен фундамент.

г. - первая Святая Месса в ещё не достроенном храме.

декабря 1705 г. - освящение храма хелминским епископом Теодором Потоцким. На торжестве присутствовали король Август ІІ и царь Пётр І.

г. - завершение строительных работ.

С 1960 г. по 1988 г. в приходе не было священника. На протяжении этих 28 лет верующие собирались в храме каждое воскресение. Ставили на алтарь чашу, миссал, ложили орнат, зажигали свечи и начинали богослужение без священника. Читали Священное Писание, пели, затем шли в процессии. В 1987 г. власти позволили служить Святую Мессу только 5 раз в год. В 1988 г. настоятелем прихода стал о. Тадеуш Кондрусевич, нынешний архиепископ, Митрополит Минско-Могилёвский.

декабря 1990 г. Папа Римский Иоанн Павел ІІ присвоил храму статус Малой Базилики.

апреля 1991 г. храм стал новосозданным кафедральным собором Гродненской епархии. В этот же день Иоанн Павел ІІ назначил о. Александра Кашкевича епископом епархии.

июля 1998 г. вспомогательным епископом Гродненской епархии назначен о. Антоний Демьянко, который до 2004 г. являлся настоятелем гродненской кафедральной базилики.

Здание справа от костела (под красной крышей) - т.н. "Баториевка". Это бывший дворец Сапег, получивший свое название из-за фантастической истории о том, что именно здесь в 1586 году состоялось анатомическое вскрытие тела Стефана Батория, первая подобного рода операция в Восточной Европе. На самом деле разрезали короля в другом месте, но имя прижилось. С 1718 года и до момента возведения Нового замка в этом здании, ставшем королевской резиденцией, проводились сеймы (каждый третий) РП, потом особняк вернули Сапегам. Сейчас здесь медицинский университет кстати с кафедрой анатомии и соответствующим музеем.

За костелом в бывших иезуитских монастырских корпусах ныне находится курия Гродненского диоцеза. Еще там рядом тюрьма. Буквально через стенку в одном квартале: костел, курия и тюрьма.

А слева от костела, в маленьком двухэтажном здании с надписью - аптека. Это первая аптека в специально построенном для этих целей здании в Восточной Европе. Иезуиты основали заведение в 1687 году, в 1709-м построили для него каменный дом, а в 1763-м надстроили второй этаж. Сейчас там аптечный музей.

Через дорогу от аптеки, в северной части Советской площади находится т.н. дом Муравьева. Красивый кирпичный особняк, построенный в 1914 году для купца Муравьева сейчас реконструируют с реставрацией под гостиницу, получившую сами видите какое название. В советские времена в здании размещалась областная библиотека. Понятия не имею, куда ее дели сейчас.

Еще левее дома Муравьева дворец Павла Кароля Сангушки, маршалка великого литовского (1725-28, арх. И.Д.Яух, Д.Фонтана). Это боковой фасад, а центральный выходит на пешеходную Советскую улицу.

Выделяется здание дворца культуры текстильщиков на западной стороне площади.

Этот ДК был построен в 1958 году по типовому проекту архитектора И.Рожина "с использованием элементов классического наследия", но уже безусловно на излете сталинского ампира. Правее от него (за экраном в сквере) до ноября 1961 года возвышалась Фара Витовта.

Областной драматический театр

При всем этом богатстве одним из настоящих символов старого королевского города удалось стать зданию, которому всего 25 лет. Областной драматический театр, построенный в 1977-84 гг. на высоком берегу Немана, своей футурустической архитектурой непостижимым образом вписался в гродненскую панораму, буквально став в один ряд между располагающимися рядом Старым и Новыми замками и костелом Обретения Святого Креста монастыря бернардинцев. В итоге получился на редкость удачный синтез исторической застройки и здания, представляющего собой апофеоз безумного брежневского соварха. Театр теперь занимает место утраченного после Второй мировой войны костела Рождества Пресвятой Девы Марии монастыря бернардинок.

-1984, проект московского института "Гипротеатр", архитектор Г.Мочульский, скульптор Л.Зильбер.

Улица Элизы Ожешко

архитектура культура улица гродно

Старинное здание бывшего окружного суда одним фасадом выходит на улицу Советскую, другим начинает улицу Ожешко. Улица Ожешко - одна из центральных улиц г.Гродно, которая связывает Привокзальную площадь с площадью Ленина. Еще в Средневековье по улице проходила дорога из Гродно на Вертилишки - родовое владение Давыда Городенского (отсюда и название - улица Вертилишшская), в валочном размере 1560 - 1561г. упоминается как «Новая Вертилишская дорога», в магистратских актах 17 - 18в. - дорога мимо Городницы, улица с Рынка до двора Его Княжеской Милости, Городница и др. Некоторое время улица называлась Роскошь по названию корчмы, которая находилась при въезде в город. Кстати, в конце улицы также находилась корчма «Нищета» («Нужда»), что соответствовало морализаторству эпохи Просвещения. Сама улица начинает формироваться в 1760 - 1780г. как часть Городницы - нового района города, где размещались мануфактурные предприятия, жилые и городские здания. В 1802г. Городница была передана городской юрисдикции. Интенсивно застраивается после 1862г. как главная улица до железнодорожной станции. Во второй половине 19в. называется улица Садовая, а в начале 29в. - Муравьева, в честь бывшего губернатора (некоторые считают, что это было сделано специально, чтобы навредить польской писательнице Элизе Ожешко, которая жила на этой улице). Уже после смерти писательницы с приходом польской власти в 1920г. улица называется улицей Элизы Ожешки. В 1960 - 1980г. были разрушены многие памятники архитектуры - здания контрольной палаты, железнодорожного вокзала, ряд построек времени Тызенгауза. На их месте появились здание облисполком, многоэтажные жилые дома.

Улица Ожешко интересна как историческими памятниками, так и современными зданиями. Для тех, кто прибывает в г.Гродно проездом, она становится своеобразной визитной карточкой нашего города.

С городом Гродно связана жизнь и деятельность талантливой польской писательницы Элизы Ожешко. Она родилась в 1842 году в деревне Мильковщизне (недалеко от Гродно). После подавления восстания 1863 года Ожешко переселилась в Гродно и до конца своей жизни проживала в городе. В своих многочисленных романах, повестях и рассказах Элиза Ожещко выступала против социальной несправедливости, против реакции, застоя и косности. Ее произведения проникнуты любовью к трудовому народу, в котором писательница видела могучую силу. На творчество Э. Ожешко оказала большое влияние русская реалистическая литература. Проживая в Гродно, она вела обширную переписку с русскими писателями: Львом Толстым, Салтыковым-Щедриным и другими. Ожешко умерла в 1910 году.

Биография

Элиза Ожешко (1841 - 1910) урожденная Эльжбета Павловская родилась в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе. В 17 лет была выдана замуж за помещика Кобринского уезда Петра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 году сослан в Пермскую губернию, а имение было конфисковано. Брак Элизы с Петром Ожешко по ее инициативе был признан в 1869 году недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщину (1870) и жила литературными трудами. В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

Печаталась с 1866 г. Умерла после тяжелой болезни сердца и похоронена в Гродно.

Библиография

Дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» („Obrazek z lat glodowych) в 1866. Пользовалась псевдонимами E. O., Bak (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka.

Ранние романы и повести «Пан Граба» („Pan Graba, 1869), «Марта» („Marta, 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство. Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» („Eli Makower, 1874-1875), «Семья Брохвичей» („Rodzina Brochwiczow, 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х - 1870-х гг. характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом».

Роман «Над Неманом» („Nad Niemnem, 1887) расценивается вершиной достижений писательницы. В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863, и деградирующая шляхта. Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» („Argonauci, 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (т. е. «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года.

Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Домик, где жила писательница последние 16 лет, восстановлен. Здесь расположена юношеская библиотека, коллектив которой проделал большую работу по сбору ценных исторических материалов о жизненном и творческом пути Э. Ожешко. Имеется развернутая экспозиция, где представлены фотографии, картины, книги, репродукции и гербарии писательницы.

Памятник Ожешко был установлен в 1929 году по проекту скульптора Р. Зериха в городском сквере. В 1949 году памятник перенесли ближе к дому, в котором проживала писательница.

Городской парк Ж.Э.Жилибера и площадь А.Тызенгауза

Возникшая в 1780-х годах на месте пригородной деревни Городница, современная площадь Тизенгауза сменила за всю историю своего существования несколько названий (Дворцовая, Театральная, Свободы, Ленина). До 1987 года здесь стоял памятник вождю мирового пролетариата, смененный затем на более монументальный, работы скульптора Заира Азгура. Он был установлен на новой, нынешней площади Ленина, которая непосредственно смыкается с площадью Тизенгауза. Площадь Тизенгауза, благодаря своей камерности и органичности - один из самых привлекательных уголков Старого Гродно. Судьба довольно милостиво отнеслась к этой площади: утрачен только дворец Тизенгауза (он же - губернаторский дворец в период Российской империи), который сгорел в 1915 году, и флигель одного из административных зданий, который снесли в 1987 году во время реконструкции площади. Сегодня композицию площади определяет комплекс из трех зданий непосредственно на самой площади, театр Тизенгауза, и бывший архиерейский дворец.

Непосредственно на самой площади находится Дом вице-администратора, памятник архитектуры позднего барокко (с элементами классицизма). Двухэтажное, прямоугольное в плане кирпичное здание с вальмовой крышей. Главный фасад украшен лопатками, филенками и нишами. Более низкий второй этаж отделен карнизным поясом и богато декорирован. Архитектурная выразительность здания достигается регулярным ритмом прямоугольных оконных проемов. Первоначальная планировка и интерьеры не сохранились. Сегодня здесь Центральный государственный исторический архив Республики Беларусь.

Напротив - абсолютно симметричное здание, построенное в то же время в административных целях. Единственное отличие от здания-близнеца в наличие флигеля, который непосредственно примыкает к третьему зданию на площади, так называемой "Кривой официне". Это здание музыкальной школы (музыкальный флигель) во времена Тизенгауза. Оно композиционно завершает застройку площади. Кирпичное, криволинейное в плане, покрытое сложной 2-х ярусной крышей, здание первоначально было двухэтажным с мансардой. Первый этаж на главном фасаде с вогнутой стороны имел открытую галерею с аркадой, с которой три входа вели в классы на первом и втором этажах. В мансарде аналогичной планировки жили ученики и учителя.

Здание это предназначалось также и для открытых концертов (отсюда название "музыкальный флигель"). Оно сохранилось в частично перестроенном виде. Сегодня используется как жилой дом. В его подвальном помещении в 1997 году оборудована частная художественная галерея "Тизенгауз". этой же стороны площади за мостом через безымянный ручей хорошо видно здание Дома Валицкого, известного еще как Архиерейский Дом. Это двухэтажное в классическом стиле здание, украшенное треугольным фронтоном. Сейчас в этом здании биологический корпус Гродненского медицинского университета.

В 1772 году по инициативе Тизенгауза вблизи его дворца (замыкал композицию площади со стороны Старого парка) был заложен театр, строительство которого было закончено после отставки Тизенгауза в 1780-х годах (архитектор И.Мезер). Театр соединялся с дворцом крытым переходом. Театральный зал сформирован по "итальянской кривой". Он представлял собой полукруглое помещение с амфитеатром и ярусными галереями по периметру; имел 22 ложи в два яруса, партер и сцену с пятью планами кулисных машин для перемещения декораций. В 1859 году, после реконструкции, объем здания увеличен, план приобрел ассиметричную объемно-пространственную композицию. В 1940 году надстроен третий этаж, что увеличило объем зала. В 1975 году театр реконструирован: расширена сценическая коробка и зрительный зал.

Это трехэтажное здание сложной конфигурации в плане поставлено на высокий рустованный цоколь и покрыто четырехскатной крышей. Главный фасад ассиметричный, разделен карнизом на две части, отделан пилястрами. Над входом, в левом крыле - большой балкон, который поддерживают четыре колонны. Боковой фасад оформлен пилястрами с высокими прямоугольными окнами с сандриками и треугольными фронтонами, на уровне третьего этажа - декор. Завершают стены карнизы с сухариками. Зрительный зал на уровне первого и второго этажей, освещается с одной стороны естественным светом.

Одно время, после постройки, это здание использовалось как манеж для королевских лошадей. Позже (и вплоть до настоящего времени) оно используется по прямому назначению. В конце 1880-х годов - королевский театр (оперная и балетная труппы, которые король вскоре перевел в Поставы, а оттуда в Варшаву, где они стали основой для современного Варшавского Большого театра); затем, в 1802-1809 годах здесь работал театр знаменитой Саломеи Дешнер; в 1846-1854 годах - постоянный русско-польский театр; в 1921-39 годах - польский театр имени Элизы Ожешко; в 1940-41 годах - Государственный польский театр БССР (под руководством А.Венгерко) и передвижной польский театр кукол БССР; в 1945-47 годах Государственны русский драматический театр БССР; в 1947-84 годах - областной драматический театр. C 1984 года здесь Гродненский областной театр кукол.

Театр Тизенгауза располагается непосредственно в Старом парке, где на могиле воинов-освободителей Гродно от немецко-фашистских захватчиков горит вечный огонь. Здесь, среди сотен бойцов и командиров Советской Армии покоятся Герои Советского Союза летчики Ольга Санфирова и Юрий Ивлиев.

На одном уровне с театром Тизенгауза находится медицинская академия, памятник архитектуры позднего барокко. Построена в 1770-е годы. Медицинская школа (академия) основана в 1775 году Ж.Э. Жилибером по инициативе Антония Тизенгауза. До этого Жилибер врачевал в Лионе. В свободное от приема больных время, будущий ботаник собирал гербарий местной флоры. Увлечение переросло в конкретные дела. В лионском квартале Бротто Жилибер заложил ботанический сад. Но посадки, из-за неумелого городского управления садом, пришли в негодность. И все же труд Жана не пропал даром. После приглашения Тизенгауза часть коллекции ученый перевез в гродненский ботанический сад.

В 1777 году в саду было 1 200 видов экзотов, в 1778-ом вместе с местными - более 2 000 видов.

Как было сказано выше, заслуги Жилибера не заканчиваются основанием ботанического сада. Жан-Эмануэль Жилибер - ученый с мировым именем, личность, оставившая яркий след в истории Гродно. Прибыв сюда в 1775 году, он создал и возглавил здесь первую на территории современной Беларуси медицинскую академию, а также госпиталь, аптеку, акушерскую школу. При академии действовали кабинет натуральной истории, где имелись коллекция из 10 000 минералов, множество уникальных гербариев, триста гравюр с изображениями растений, библиотека в три тысячи томов и анатомический театр. Вход в последний венчала надпись: Здесь сама смерть обращается на пользу человека.

Вернувшись в родной Лион, Жилибер пользовался непререкаемым авторитетом среди сограждан, создал городской ботанический сад, занимал должность профессора в Институте наук и полезных искусств и на некоторое время был даже избран мэром города. Его именем назван новый вид растений - жилиберция.

На базе Гродненской медицинской школы был создан медицинский факультет Вильнюсского университета (сам университет основан Стефаном Баторием в 1579 году).

Несмотря на значительные изменения, здание бывшей медицинской академии и сегодня привлекает внимание своей архитектурой. Это кирпичное здание имеет симметричную композицию. Центральная трехэтажная часть покрыта вальмовой крышей. Главный фасад ориентирован на Городницу и окаймлен по углам двумя большими гранеными эркерами, которые раньше были накрыты сомкнутыми вогнутыми куполами. Фасады отделаны ордерной пластикой. Два нижних этажа объединены пилястрами. По бокам к основному объему примыкают одно этажные пристройки с трехскатными крышами. Планировка коридорная. В центральной части с однобоковым, в пристройках с двухбоковым размещением помещений. Памятник республиканского значения.

Старый парк имени Жилибера - наиболее популярное место отдыха горожан с детьми. Расположенный в самом центре города, он занимает площадь в 6,5 гектаров. Хотя от бывшего ботанического сада при Гродненской медицинской школе почти ничего не осталось, сегодняшний парк богат и интересен. Дубы, каштаны, голубые ели, туя, березы, лиственницы объединены в живописные группы, образуя тенистые аллеи.

Через Старый парк протекает река Городничанка. Это у ее устья возник в начале 12 века Городен-Гродно. Начинаясь в болотах перед зоопарком, Городничанка почти пятикилометровой лентой петляет по Старому городу образуя уникальный городской. Жаль только, что сегодня лишен она первозданной чистоты. Почти полностью исчезли родники по берегам Городничанки. Остались только могучие деревья по склонам глубокого оврага, прорытого этой говорливой, неутомимой речкой.

А ведь еще в начале 20 века в Старом парке, в том месте, где через него протекает Городничанка было изумительно живописное место: речка тут разбивалась на два рукава, через которые были перекинуты мостики, вдоль рукавов - тенистые аллеи со скамейками. А все это называлось "Швейцарская долина" и сегодня сохранилось только на открытках начала века.

Покидаем площадь Тизенгауза и движемся по улице Дзержинского (во время Российской Империи - Саперная). Недалеко от театра кукол находится городской Дом культуры. Он располагается в бывшем Народном доме , построенном из кирпича в 1904 году (архитектор М. Романов). Это памятник гражданской архитектуры эклектичного направления. Здание одноэтажное с цоколем, в плане сложной формы. Центральная, более высокая часть главного фасада со зрительным залом на 350 мест несколько углублена и завершена треугольным фронтоном. В декоре использованы фигурные аттики и профилированные карнизы, пилястры, горизонтальный руст, обрамление оконных и дверных проемов разнообразных форм. Внутренняя планировка соответствовала и соответствует назначению здания: помещения для кружковых занятий, библиотека с читальным залом.

Кирха

Евангелическо-лютеранская кирха г. Гродно в литературе по истории архитектуры фигурирует под названием "Немецкая кирха". Ее история, насчитывающая несколько веков загадочна и разнообразна.

Появление лютеран в городе датируется 1776 годом, все они были немцами и приехали в Гродно по приглашению Антония Тызенгауза в качестве мастеров для работы на королевских мануфактурах.

Первоначально верующие лютеране собирались на молитвы в частных домах под руководством пастора из Венгрова, а позднее в местной школе кадетов.

ноября 1793г. король Станислав Август Понятовский подарил общине трехэтажное здание для богослужений, и кроме того, установил ежегодное содержание пастора в размере 450 рублей серебром, из средств двора. Гродненские немцы евангелисты (500 человек) построили на свои деньги кирху на 150 мест, и школу. После раздела Польши, когда Гродно вошел в состав России, содержание священника выплачивалось из средств Российской казны (1796-1824).

Гродненская лютеранская община всегда находилась в развитии. В середине 19 века была основана евангелическая школа. В 1882 году аптекарь Адамович подарил ей две аптеки: в Гродно и в Друскениках, в целях изыскания денежных средств, для развития религиозной жизни.

Гродненская лютеранская община поддерживала связи с другими общинами, например, с общиной Чоло, находящейся около Беловежи, известной с 1809 года. В 1897 году количество немцев составляло 3500 человек, однако в 1915 году количество евангелистов резко уменьшилось, так как царские власти депортировали большинство немцев в глубь России. В 1919 году Гродненские евангелисты перешли в подчинение Евангельски - Ауксбургской церкви Республики Польши с конститорией в Варшаве. В 1923 году количество верующих составляло 1700 человек.

В 1938 году - 1500 человек.

История

Согласно плану Городницы Землера Марковича, на месте немецкой кирхи в 1780 - 1783 годах находился казенный трактир. Указом короля, здание трактира было передано лютеранской общине под кирху. На тот момент (1795 год) трактир - кирха описывался так: "Была каменица каменная, сейчас костел лютерски". По-видимому, для приспособления здания под храм были проведены только самые необходимые работы. С 1793 по 1825 год кирха представляла собой двухэтажное здание с четырехскатной крышей. К 1807 году, немецкой общиной, из пригородных владений князей Друцких - Любецких был выкуплен прямоугольный участок земли, в ста метрах к северу от кирхи, на котором располагалось лютеранское кладбище. В 1825 году к основному объему была пристроена одноэтажная пристройка. В 1848 году была проведена капитальная перестройка основного объема. Вторая капитальная перестройка была проведена в 1872-1873 годах, после которой появилась алтарная апсида и колокольня с башенными часами. К 1910 году был составлен проект перестройки кирхи в стиле неоготики и постройки рядом большого дома пастыря и школы. В объем кирхи вошли части зданий предшественников. По этому плану было построено здание кирхи, просуществовавшее до данного времени. В дальнейшем 28 сентября 1944 года Решением исполнительного комитета гродненского гор.совета депутатов помещение кирхи было предоставлено для размещения гродненского областного архива, а помещения пристроек - для заселения частных жильцов. По решению того же гор.совета имеющаяся в кирхе мебель, люстры и орган были изъяты для парткабинета и гос.Филармонии. 18 апреля 1995 года было принято решение о передаче здания бывшего архива в пользование евангелическо-лютеранской общине.

Архитектура

Лютеранская кирха, построена из кирпича в XIX - нач. XX в. в стиле псевдоготики. Однонефное однобашенное строение с пятигранной апсидой и сакристиями. Главный фасад имеет симметричную композицию, вытянутую по вертикали. Квадратная в плане высокая монументальная башня-колокольня выступает из основного объёма и завершена высоким ломаным по форме острым шатром. Главный вход (через башню) оформлен большим стрельчатым порталом, над ним - окно-роза. Стены боковых фасадов обведены широким карнизным пояском, укреплены контрфорсами, в окнах цветные витражи с готическими металлическими переплётами. Интерьер имеет вытянутую по продольной оси симметричную композицию. Основной прямоугольный в плане объём перекрыт оригинальным по форме фигурным сводом: Цилиндрическое перекрытие переходит у боковых стен в плоский потолок на деревянных кронштейнах. Апсида раскрывается в основной объём арочным проёмом. На втором этаже башни - маленькие хоры.

Свято-Покровский кафедральный собор

Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в правлении епископа Гродненского и Брестского Михаила (Ермакова) (1905-1915) в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.

В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках висящих и сейчас внутри на стенах храма

Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).

Неутомимые труды И. Е. Савельева не остались незамеченными его современниками-гродненцами, которые, как бы предвидя забывчивость потомков, установили в построенном им храме памятную доску с надписью. Освящение храма совершилось 30 сентября (сг.с.)1907года.

Бурные политические события начала XX века (три революции, первая мировая, гражданская и советско-польская войны и т. д., включение Гродно в состав Польского государства) не позволили Свято-Покровской церкви превратиться в классический храм-памятник, более тот о, после потери для православных Гродно Софийского собора (1921), церковь из гарнизонной, военной церкви превращается в кафедральный собор Таковым Свято-Покровская церковь осталась и поныне. Много житейских бурь и невзгод проносилось над храмом-памятником и в последующие годы.

Во время фашистской оккупации вышло постановление, которое запрещало проведение богослужений в будние дни, а в воскресение они должны были завершаться не позже 20-00. Тем не менее епископ Венидикт (Бобковский) добился разрешения на проведение каждодневных молебнов в соборе. (1941-1944).

С приходом советской власти начинается антирелигиозный террор. Запрещалось совершать крестные ходы и торжественные молебны на великие праздники. В 1962 году был запрещён соборный звон, вместо каждодневных служб они проводились только три раза в неделю и со стороны властей делалось всё, чтобы уменьшить количество до двух раз, но закрыть собор советским властям так и не удалось.

После обретения независимости Беларусью начинается новый период в жизни собора. Была возобновлена Гродненская епархия, которая была закрыта в 1951 году, и Свято-Покровский собор снова стал кафедральным.

В конце декабря 1993 года традиция поминовения погибших воинов в соборных стенах совершилось торжественное освещение и открытие новой мемориальной доски в память воинов-интернационалистов, которые погибли в Афганистане.

Накануне своего столетия собор пережил капитальный ремонт, самый масштабный за всё время своего существования. Стиль храма, как сейчас определяет его современная литература неорусский, псевдорусский или ретроспективнорусский, который состоит из трёх нефов. На главном фасаде находится 10-метровая 8-гранная колокольня с маковкой. Высота колокольни составляет 39,5 метров.

По завершении реставрационных работ в центральном нефе Свято-Покровского кафедрального собора можно увидеть ряд новых икон. На них изображены новомученики и исповедники, пострадавшие в годы гонений от богоборческой власти.

Сейчас в соборе находится чудотворная икона «Казанской Божьей Матери», которую во время Первой мировой войны пытались вывезти вглубь России, но её не удалось даже подвинуть и икона осталась в Гродно. Почитается мученик младенец Гавриил Белостокский, чьи мощи находились в соборе с 1946 по 1992 год, а после были торжественно перенесены в кафедральный собор Белостока, в храме осталась только святая частица мощей, которая находиться в особом ковчеге возле правого клироса. Возле левого клироса находится копия креста преподобной Евфросиньи Полоцкой с частицами мощей белорусских святых в Никольском приделе храма находиться икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей.

Похожие работы на - Обзорная экскурсия по историческому центру Гродно

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!