Зарубежный опыт развития туристической сферы в малых городах
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире конкуренция
является постоянным атрибутом глобальной среды, в которой функционируют и
развиваются отдельные города. Уровень их конкурентоспособности определяется
либо более эффективным использованием ресурсов, которые удалось привлечь, -
либо наличием уникальных ресурсов, в совокупности формирующих привлекательное
предложение страны, региона, города для населения и бизнеса. В связи с
усилением и интенсификацией конкуренции между отдельными городами становится
актуальным конструирование бренда города, разработки и реализация стратегии его
продвижения в эпицентр глобального информационного пространства.
Содействие развитию туристической
сферы в малых городах необходимо рассматривать как инструмент повышения уровня
занятости населения, уменьшение трудовой миграции, в т.ч. молодежной, усиление
деловой активности, улучшение финансовых показателей деятельности предприятий,
формирование позитивного туристического имиджа. С целью содействия развитию
сферы туризма в малых городах необходимо активно стимулировать
предпринимательскую инициативу, создать благоприятный инвестиционный и
предпринимательский климат, привлекать предпринимателей к созданию
туристических информационных центров, формирование туристической маркетинговой
стратегии.
Своеобразной сверхзадачей городского
маркетинга является эффективное использование существующих, а также создание
новых преимуществ для привлечения в город экономических агентов, способных
повысить благосостояние жителей города.
ГЛАВА 1
Туризм в современном мире - одна из
наиболее массовых, доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового
хозяйства. Для развития малых городов с ценным историко-культурным наследием он
может и должен стать одним из приоритетных направлений. В Беларуси, по
результатам научно-исследовательских и проектных работ, выполненных разными
авторами, свыше 30 малых городских поселений рассматриваются как перспективные
центры туризма.
В малых городских поселениях Беларуси
сохранилось большое количество историко-культурных ценностей. Однако многие из
них разрушаются, находятся в плохом техническом состоянии. Поэтому вопросы
сохранения и восстановления памятников истории и культуры, а также продвижения
малых городов особенно актуальны и требуют незамедлительного решения.
Для эффективного продвижения малых
городов Беларуси необходим опыт и наглядные примеры продвижения малых городов в
других странах, к примеру, в Западной Европе.
1.1 Туристические
маршруты Германии
В Германии есть все, чтобы сделать
пребывание гостей приятным: отели на любой вкус, множество магазинов, уютные
кафе и рестораны, общественный транспорт (надежность работы которого известна
во всем мире), а также местное гостеприимство, поднявшее качество обслуживания
туристов до очень высоко уровня. В Германии можно отдохнуть самыми
разнообразными способами, а также можно проследовать по самым популярным
туристическим маршрутам.
«Немецкая романтическая дорога»- это
самый старый и самый известный туристический маршрут Германии. Протяженностью
350 км от Франконии до Тироля, он предлагает отдых и богатые различными
впечатлениями путешествия.
Во время путешествия туристы
знакомятся с историей Баварии и 2000-летней культурой этой земли. Например,
природные достопримечательности, образовавшиеся от падения метеоритов миллионы
лет назад, или римская дорога «Via Claudia Augusta», которая еще в 15 веке до
н.э. пролегала от Северной Италии через Альпы. Уже сама удивительная природа
юга Германии представляет собой достопримечательность: горы, покрытые виноградниками
во Франконии, живописные лесные массивы вдоль Дуная, чистейшее озеро Форггензее
у подножия Альп. На севере "Романтической дороги" недалеко от
Вюрцбурга стоит памятник Балтазару Нойманну, а на юге у подножия знаменитого
замка Нойшванштайн - баварский сказочный король Людвиг 2.
Кроме исторических памятников, у
туристов есть возможность оценить по достоинству немецкую кухню, широкие
предложения для отдыха, рамещение и огранизацию культурных меропрятий.
Маршрут «Романтическая дорога
Германии» охватывает следующие города: Мюнхен - замки Нойшванштайн и
Хоэншвангау - Фюссен - Шонгау - Ландсберг ам Лех - Аугсбург - Нёрдлинген -
Валлерштайн - Динкельсбюль - Ротенбург об дер Таубер - Бад Мергентхайм - Лауда
Кёнигсхофен - Вюрцбург- Бамберг - Нюрнберг.
Как правило, немецкие турфирмы
предлагают маршрут в теплое время года (март-сентябрь), протяженностью 8 дней /
7 ночей.
Программа тура
|
1 день
|
Вылет в Мюнхен. Трансфер в отель и размещение (в случае
раннего прилета обзорная экскурсия возможна в 1-й день).
|
2 день
|
Обзорная автобусно-пешеходная экскурсия по Мюнхену.
Свободное время в городе.
|
3 день
|
Поездка в Баварские Альпы. Начало путешествия по
Романтической дороге Германии. Посещение замков Нойшванштайн и Хоэншвангау.
Переезд в Фюссен. Осмотр одного из старинных баварских городов с прекрасно
сохранившимся центром. Размещение в отеле в Фюссене.
|
4 день
|
Посещение известной паломнической церкви Вискирхе, входящей
в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Переезд в Шонгау, город с
богатой историей, являвшийся долгое время резиденцией династии Виттельсбахов
в Альпах. Переезд в Ландсберг ам Лех. Город был основан герцогом Генрихом
Львом. Переезд в Аугсбург, город с 2000-летней историей. Обзорная экскурсия и
свободное время в городе. Переезд в Нёрдлинген, возникший на месте падения
метеорита, известный в средние века вольный имперский город, центр торговли и
ремесленничества. Размещение в отеле.
|
5 день
|
Обзорная экскурсия по Нёрдлингу. Переезд в Валлерштайн,
являющейся резиденцией князей Оттинген-Валлерштайн, живущих в настоящее время
в замке. Осмотр знаменитого чумного столба. Переезд в имперский город
Динкельсбюль. Знакомство с городом. Переезд в Ротенбург об дер Таубер. В
городе находится всемирно известный Рождественский музей и крупнейший в
Европе музей криминалистики. Обзорная экскурсия по городу (самый известный из
всех малых городов Германии). Размещение в отеле.
|
6 день
|
Переезд в старинный город Бад Мергентхайм. Обзорная
экскурсия по городу - бывшей резиденции Великого и Германского магистров
Тевтонского ордена. Переезд в Вюрцбург (сокровищница мировых архитектурных
памятников культуры, внесённые в список мирового культурного наследия
ЮНЕСКО). Обзорная экскурсия по городу. Переезд в Бамберг - один из старейших
городов Германии. Размещение в отеле в Бамберге/Вюрцбурге.
|
7 день
|
Переезд в Нюрнберг. Обзорная экскурсия по Нюрнбергу.
Свободное время. Переезд в Мюнхен. Размещение в отеле.
|
8 день
|
Трансфер в аэропорт. Вылет в Москву.
|
Стоимость тура на человека в евро
2-х местное размещение
|
1-но местное размещение
|
3-й номер (ребенок до 12 лет с 2-мя взрослыми)
|
3-х местное размещение (по запросу)
|
725
|
825
|
695
|
725
|
Таким образом, можно заметить, что
данный маршрут включает в себя более десятка небольших немецких городов,
прославленных как историко-культурными памятниками, так и природными
ландшафтами, и получил широкую известность и популярность благодаря их
комбинации в одно целое. Данный маршрут широко представлен на сайтах Германии,
в печатных изданиях книжных киосков страны.
Совместно немецко-чешский маршрут
«Дорога Замков» позволяет туристам ознакомиться с общей историей этих двух
стран на примере замков. «Дорога Замков» - единственный маршрут, который идет с
востока на запад. Он начинается в Маннхайме и заканчивается в Праге.
Протяженность маршрута - 460 км. Вдоль маршрута расположено около 70-ти замков
и дворцов. Ценность этого маршрута не только в памятниках древности. Он
проходит по таким международным туристским центрам как Хайдельберг, Ротенбург,
Нюрнберг, Байройт, затем, уже в Чехии: Карловы Вары, Марианске Лазни и Прага.
В Хайдельберге находится самая
большая винная бочка в мире (ее емкость 223 литра). Здесь же туристы посещают
старейший университет Германии, а сам город Хайдельберг когда-то назывался
«студенческим княжеством».
Несомненной достопримечательностью
Ротенбурга является уникальный магазин-музей рождественских украшений,
работающий круглый год.
Кроме замков и дворцов этот маршрут
предлагает еще немало интересного: городские памятники средневековой
архитектуры, старинные церкви, более 100 музеев, сувениры ручной работы,
посещение выставок.
Таким образом, можно заметить, что
аналогичный маршрут можно продвигать и в Беларуси, где большое множество замков
и памятников средневековой архитектуры в малых городах. Для его успешного
функционирования необходимо перенять у Германии такую «изюминку», как остановка
в одном из замков, с национальной кухней и роскошным ночлегом в окружении
старинной мебели, картин и оружия.
Привлекательность города может
определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалями и прочими
событиями, которые делают город уникальным.
Формирование ассоциаций со
знаменитыми историческими персонажами - мощное средство привлечения туристов.
Туристы со всего мира приезжают в эти города, чтобы понять, чем определялось
вдохновение художников, увидеть натуры для их произведений, почувствовать
атмосферу, в которой жили и работали мастера.
Маршрут «Дорога сказок» - это путь по
восхитительно красивой местности, где в давние времена обитали любимые герои
детских сказок.
Маршрут пролегает с юга на север, от
Франкфурт-на-Майне до Бремена. Проходит через такие интересные города, как
Альсфельд. В этом городе домики так красивы и своеобразны, что напоминают
страницы детских сказок. На русских сайтах их называют «пряничными». В городе
проводится традиционный фестиваль, кульминацией которого является
костюмированное шествие по узким средневековым улочкам и площадям. Здесь герои
сказок гуляют по улицам, летают феи и эльфы, а местные жители одеваются в
традиционные народные костюмы. В городе большое количество памятников сказочным
героям, Дом сказок и Музей сказок.
Город Швальмштадт является «столицей»
сказочной героини - Красной Шапочки. В городе есть несколько музеев, театр и
сотни прекрасно сохранившихся фахверковых зданий в старинном центре.
Швальмштадт тоже проводит свой фестиваль, когда по улицам шествуют герои
любимых сказок и на каждом углу туристов встречает Красная Шапочка.
В Касселе - столице «Дороги сказок»,
братья Яков и Вильгельм Гримм начали собирать народные сказания и легенды,
которые сделали их знаменитыми. Именно здесь находится Музей братьев Гримм,
основанный в 1959 году. Здесь же находятся романтические искусственные руины
рыцарской крепости Лёвенбург в неоготическом стиле.
В целом, маршрут напоминает кадры из
Диснеевского мультфильма, поражает красочностью и самобытностью, и заставляет
туристов возвращаться вновь и вновь.
В качестве мест отдыха туристов могут
использоваться исторические или современные парки, другие природные ландшафты с
благоприятными условиями - естественными и искусственными водоемами, лесами,
озелененными пространствами.
Романтичные берега Рейна, Мозеля, Ара
и Саара в землях Рейнланд - Пфальц и Саарланд сплошь покрывают виноградные
плантации, образуя так называемую «Вайнштрассе» (дорогу виноделия).
Особый микроклимат этой местности и в
среднем пять солнечных часов в день позволяют выращивать здесь виноград.
«Вайнштрассе» спускается из Бокхейма
к югу и заканчивается в Швейгене. Протяженность маршрута: 100 км. Незабываемые
впечатления оставляет долина реки Мозель. Самая интересная часть ее -
извилистый 200-километровый участок между древним Триром, основанным 2000 лет
назад, и Кобленцем, расположенным там, где Мозель впадает в Рейн.
На «Вайнштрассе» расположены около
ста деревенек. В течение года здесь проходит более 200 фестивалей и празднеств,
посвященных главному напитку этого края. Вдоль «Вайнштрассе» располагаются
более десяти старинных замков и дворцов.
Особенно много гостей здесь в сезон
сбора урожая винограда.
Таким образом, данный маршрут
ориентирован на определенный сегмент туристов, желающих посетить «самую
глубинку» Германии, принять участие в местных празднованиях и торжествах,
узнать способы приготовления самодельного виноградного вина и продегустировать
его. Данный маршрут будет пользоваться спросом всегда, ведь не в каждой стране
существует тринадцать
винодельческих районов!
Туристический маршрут «Немецкая
дорога игрушек. Путешествие в детство»
Через живописные города и плоскогорья
Франконии и Тюрингии пролегает 300-километровый туристический маршрут, ведущий
прямиком в детство. Здесь можно увидеть самые разнообразные игрушки - в
мастерских и на выставках-продажах, в музеях и парках отдыха.
В городе Нюрнберг ежегодно проходит
Международная ярмарка игрушек. Регион Кобургер-Ланд - это «игрушечное
герцогство», где можно посетить уникальный Музей кукол. Одним из интереснейших
пунктов маршрута является город Зоннеберг - бывшая «мировая столица игрушек».
Здесь находится «Немецкий музей игрушек», аквариум «Наутиланд» и гоночная
трасса для автомоделей «Рейсвей». Курорт Лауша славится стеклянными елочными
украшениями, небольшими стеклянными шариками для детских игр, а также
произведениями искусства из стекла. В местечке Трузеталь находится шахта-музей
«Хюн», где оригинальная железная дорога является интереснейшим аттракционом.
Таким образом, данный маршрут
посвящен одной тематике, предоставляет туристам возможность окунуться в
детство, приобрести сувенирную продукцию и ознакомиться с малыми городами
Германии и их достопримечательностями.
Преимущество таких комбинированных
туров состоит в том, что в отдельности каждый город не представляет большого
интереса для туристов, и не пользуется особой популярностью; но, благодаря
созданию таких тематических маршрутов, как «Дорога замков», «Дорога виноделия»
и т.д., которые охватывают сразу несколько небольших городов, спрос на такие
маршруты возрастает, поток туристов увеличивается, что приносит дополнительные
доходы этим городам. Они не остаются незамеченными, а приобретают ежегодно
новых и новых туристов.
Фестивали в малых городах Польши
Привлекательность города может также
формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий и
событий. Успешно организованное событие, вышедшее за масштабы города, может
создать крепкий бренд города. Должна быть определенная традиция организации
массовых мероприятий - праздников, фестивалей, конференций, выставок, имеющих
международный резонанс, которые ежегодно напоминают об уникальностях данного
города и служат поддержанию, укреплению и развитию его ниши на международном
рынке.
Большим успехом в Польше пользуются
фестивали органной музыки. Во многих костелах находятся старинные и великолепно
звучащие органы. Самой большой популярностью пользуются концерты на летнем
Международном органном фестивале в Кафедральном соборе в Гданьске, уже на
протяжении 30 лет. В репертуаре фестиваля - как классические произведения, так
и произведения современных авторов.
Такие традиционные мероприятия как
песенные фестивали и кинофестивали в обязательном порядке проводятся каждый год
с июня по сентябрь и привлекают многочисленных туристов.
Культурной визиткой Вроцлава стали
музыкальные фестивали международного значения. Самым известным является
«Wratislawia Cantans». Международный фестиваль в 2002 году разросся до
проходящего в течение всего года цикла концертов, балетных спектаклей, кино-показов
и выставок. На них можно послушать грегорианские хоры, классическую музыку и
авангард, причем всё в исполнении знаменитых оркестров, хоров, ансамблей и
солистов.
Так же во Вроцлаве проводятся:
Фестиваль "Джаз над Одрой", Дни Музыки Старых Мастеров, Фестиваль
Актёрской Песни, Международные Джазовые Дни поминовений усопших, Вроцлавские
Встречи Театров Одного Актёра и Малых Театральных Форм, Международный Фестиваль
Диалог Вроцлав.
В Познани ежегодно проводится около
десятка торговых ярмарок и выставок, крупнейшей из которых является
Международная техническая ярмарка в июне и Ярмарка потребительских товаров в
октябре. Также город Познань известен своим фестивалем современной музыки,
который проводится в марте.
В Торуне проходят Фольклорные
фестивали в мае и фестивали классической музыки в сентябре.
Рыцарские турниры
Туристические маршруты в Польше
определены таким образом, чтобы кроме общения с природой можно было осмотреть
памятники истории и культуры: средневековые замки, дворцы в стиле барокко,
резиденции магнатов, храмы, сакральные объекты - свидетельства развития разных
религий и традиций, музеи под открытым небом, а также загадочные сооружения,
созданные до нашей эры.
На севере страны сохранились замки,
которые в XIII и XIV вв. строили крестоносцы. Наибольшей известностью
пользуется крепость в Мальборке. Огромные, массивные башни до сих пор внушают
уважение. Внутри можно увидеть восстановленный интерьер с сохранившимися
оригинальными фрагментами и музейные экспозиции. Замки в Бытоме, Гневе или
Голуб-Добжине летом служат организации рыцарских турниров, куда съезжаются
братства рыцарей со всей Европы. Вместе с ними можно перенестись в средние
века: стать зрителем поединков на копьях или топорах, соревнований по стрельбе
из лука и арбалета, штурма крепостной стены с помощью подъемных машин
средневековой конструкции, а вечерами посидеть с рыцарями у костра, принять
участие в пиршествах и посмотреть придворные танцы.
На юге Польши находится уникальный
Путь Орлиных Гнезд - один из самых живописных туристических маршрутов Польши.
Представляет собой руины нескольких десятков оборонительных замков XIV и XV
вв., размещенных на известковых холмах и скалах. Следы самых массивных замков
находятся в Боболице, Мируве, Ольштыне, Тенчине и местности Огроденец, где руины
замка считаются самыми живописными в Польше. Территория, через которую проходит
Путь Орлиных Гнезд - это Краковско-Ченстоховская гряда юрского периода,
излюбленный район скалолазов. Это идеальные места также для тех, кто увлекается
велосипедным спортом и верховой ездой.
Таким образом, это ярчайший пример
страны-соседки с таким же потенциалом, как и в Беларуси, которая сделала
маршрут «Дорога замков» необычным, красочным, в сопровождении анимационных
программ и зрелищных картин. Необходимость яркости сюжета события, преобладание
визуальных и мультимедийных каналов, оформление его в «картинку»
(анимированную) позволяют привлекать туристов со всего мира.
ГЛАВА 3
Развитие туризма в малых городах
Беларуси является важным источником повышения благосостояния страны. Его можно
рассматривать как систему, предоставляющую все возможности для ознакомления с
историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями малых
городов Беларуси и ее народа, и дающую доход государству, рабочие места
физическим и юридическим лицам. Малые города Беларуси имеют ряд перспектив в
этой сфере. На данном этапе идет разработка программ по привлечению иностранных
туристов. Следовательно, в первую очередь необходимо наладить контакт с
приграничными государствами, одним из которых является Польша.
Приграничный туристский обмен
Беларуси и Польши является актуальным вопросом на данном этапе развития
международного туризма в системе мирового хозяйства, т.к. Польша занимает
главенствующие позиции среди стран, которые направляют туристов в Республику
Беларусь и принимают белорусских туристов.
Западный район Беларуси, включающий
Брестскую и основную часть Гродненской области, является наиболее перспективным
для привлечения польских туристов. Характерной особенностью района является высокая
концентрация культурно-исторических ресурсов в малых городах. Основными
экскурсионными центрами Западного района являются Новогрудок, Мир, Слоним,
Жировичи, Крево, Гольшаны.
В основном на экскурсии в Беларусь
выезжает старшее поколение поляков, те люди, которые когда-то проживали в
Беларуси. Они посещают костелы, католические кладбища, бывшие усадьбы польской
шляхты, руины замков, а также памятные места, связанные с их
соотечественниками.
Целесообразным было бы создать
маршрут «Золотое кольцо по Западной Беларуси», ориентированный на поляков,
который бы включал в себя малые города и поселки, связанные с общей историей
этих государств.
Так, например, полякам будет
интересно совершить обзорную экскурсию по первой столице Великого Княжества
Литовского - Новогрудку с посещением дома-музея Адама Мицкевича. Осмотр
сохранившихся башен Новогрудского замка XII в. Фарного костела XV в. - здесь
состоялось некогда бракосочетание короля Польши Ягайло с княгиней Софьей
Гольшанской, здесь же крестили будущего поэта Адама Мицкевича, Николаевской
церкви (1780 г.), Михайловского костела (1624 г.), Кургана Бессмертия,
насыпанного в честь поэта. В ходе экскурсии туристы посещают усадьбу-музей в
Заосье (Барановичский район) - предполагаемое место рождения поэта. Осматривают
Тугановичский парк, где юный Мицкевич встречался с Марылей Верещако; Камень
Филаретов, у которого собирались юные «филареты» - Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян
Чечот.
Польские туристы могут посетить
места, ставшие источниками вдохновения таких поэтов, как Элизы Ожешко и Адама
Мицкевича (г. Гродно - пос. Понемунь - д. Мильковщина - д. Каменка - г. Щучин -
г.п. Острино - пос. Желудок - оз. Свитязь - д. Райца - д. Воронча - д. Малющичи
- г.п. Кореличи - д. Щорсы - г.п. Мир - г. Березовка - г. Лида - г. Гродно).
По дороге можно заехать в
д.Мильковщина, которая расположена в 10км от города Скиделя, где находится
усадьба писательницы Элизы Ожешко. До настоящего времени на месте бывшей
усадьбы сохранилась кленовая аллея, колодец, старый амбар с подвалом.
Планируется восстановить одно из сохранившихся зданий, где разместится музей.
Далее можно посетить деревню
Сехновичи - родовое имение семьи Тадеуша Костюшко (ныне Жабинковский район),
где сохранилась липовая аллея, по преданию посаженная самим Тадеушем. Затем
путь лежит в Коссово через Кобрин и Ивацевичи. Под Коссово туристы посещают
дом-музей фольварка Мерачовщина, который восстанавливается на месте усадебного
дома Тадеуша Костюшко.
Таким образом, Польша, ввиду
географической и духовной близости, а также тесных экономических, этнических,
культурных связей и сходных стандартов туристского потребления, является
естественным источником туристов в Беларусь. Актуальным является создание
такого маршрута как «Золотое кольцо по Западной Беларуси», который будет
охватывать малые города с высокой концентрацией историко-культурных памятников.
Посещение польскими туристами приграничных районов станет существенным резервом
увеличения туристского потока в Брестскую и Гродненскую области Беларуси.
Общность истории Беларуси и Литвы
стимулирует значительный интерес литовских туристов к культурно-историческому
достоянию Беларуси. Поэтому целесообразно создать маршрут по местам, связанным
с историей Великого княжества Литовского, по которому могут проехать литовцы.
Из Вильнюса можно направиться в Лиду, где литовские туристы могут посмотреть
Лидский замок и анимированное шоу Свадьба короля Ягайло и Софии Гольшанской. Из
Лиды следует поехать в Новогрудок, символом которого является замок - центр
древнего Новогрудка и резиденция сначала удельных, а в последствии - Великих
литовских князей. В этих местах можно услышать знаменитые легенды о коронации
Миндовга. Затем посетить замки в Мире и Несвиже, две из четырех
достопримечательностей Беларуси, внесенных в список мирового наследия ЮНЕСКО. Следующим
пунктом остановки может стать Минск, а на обратном пути интересным будет
посещение Кревского замка в Крево, где в 1385 года была принята Кревская уния,
и рассказы легенд местных экскурсоводов о бегстве князя Витовта из кревских
подземелий. И потом заехать в местечко Гервяты, где в 1536 виленский бискуп Ян
основал деревянный костёл святой Троицы.
Для белорусских туристов в Вильнюсе
есть много интересных мест, связанных с жизнью известных белорусов. Школы,
культурные центры, где были известнейшие люди Беларуси - Янка Купала, братья
Луцкевичи, Вацлав Ластовский. Можно организовывать школьные экскурсии.
Белорусский след истории в Литве можно найти в любом литовском городе.
Таким образом, чем больше создавать
таких комплексных маршрутов по малым городам Беларуси, тем больше возможности у
этих городов прославится, привлечь внимание иностранных туристов и завоевать
свою нишу на международном рынке. Необходимо использовать европейские методы
продвижения малых городов.
В малых городах сегодня создалась
парадоксальная ситуация, когда разнообразной информации вроде бы достаточно, но
она не структурирована, не согласована, недостоверна, и, самое главное, она
недоступна. Поэтому для создания имиджа и популярности малых городов Беларуси
необходимо:
ü создать на базе Интернет открытую
информационную сеть с облегченным поиском информации (к примеру, визитной
карточкой города);
ü выделять город из ряда других по
определенным привлекательным характеристикам (в том числе по основным
направлениям инвестиционной политики властей);
ü разработать фирменный стиль города и
на его основе подготовить полный комплект рекламных материалов для
распространения как внутри, так и за пределами города;
ü определить перечень сувениров.
Разместить торговые киоски в местах массовых туристских посещений;
ü участвовать в региональных изданиях
(газеты, журналы), а также в радио-, телепередачах, которые сообщали бы о
возможностях инвестирования;
ü организовать презентацию города (как
вариант: ряд наиболее интересных инвестиционных проектов) на областном
телевидении, в соседних регионах.
ü Постоянно подогревать интерес к
городу, используя информационные поводы, общение с наиболее влиятельными людьми
района, области, России.
· существует свыше 30 информационных
агентств и бизнес центров, которые предоставляют различные информационные
услуги, главным образом в сфере маркетинга, юриспруденции, экономики и аудита.
Эффективное функционирование
туристских центров невозможно без развитой инфраструктуры. Емкость этих
объектов, особенно привлекательных для частных инвестиций, зависит от роста
туристских потоков и увеличивается поэтапно. Важной градостроительной задачей
является рациональное расположение объектов туристской инфраструктуры.
Первоочередным условием должна быть их удобная доступность - как между собой,
так и по отношению к основным туристско-экскурсионным маршрутам. Оптимальной
для малых исторических городов Беларуси можно считать 10-15-минутную пешеходную
доступность - 500-750 метров.
Особые требования предъявляются к
проектированию открытых пространств для проведения массовых празднеств с
большим количеством зрителей и участников - концертов, рыцарских турниров и
т.п. Такие мероприятия собирают до 10 тыс. человек, а в перспективе их
количество может существенно возрасти. Поля массовых действий желательно
размещать на фоне “естественных декораций” - замка, силуэта исторического
города. При этом важно обеспечить хорошие условия обзора, предотвратить
излишнюю скученность.
Увеличение туристских потоков может
вызвать необходимость использования внутриквартальных территорий для развития
инфраструктуры. Так, на дворовых пространствах, соприкасающихся с туристскими
трассами, возможны устройство летних кафе, озелененных мест отдыха для
туристов, организация сквозных пешеходных проходов на соседние улицы, создание
автостоянок и т.п.
С развитием туризма неизбежно
возникновение противоречий между интересами и потребностями туристов и местных
жителей. Поэтому важно пространственное разграничение функций обслуживания
туристов и проживания местного населения, создание полноценной жизненной среды
для горожан, которым предстоит жить в границах формируемых культурно-туристских
зон. Это может быть достигнуто путем организации замкнутых (полузамкнутых)
жилых дворов, изолированных от основных туристских трасс и не имеющих
свободного доступа с улиц (входы в жилые дворы осуществляются из жилых зданий,
через замыкаемые ворота, калитки и т.п.).
Современное использование исторической застройки. Большая часть исторической
застройки малых городов Беларуси нуждается в реконструкции и модернизации с
обязательным сохранением особенностей композиционно-пространственных решений.
Архитектурно-композиционные особенности застройки исторических городов
проявляются также в характерных приемах кладки стен, цоколей зданий, обрамлениях
дверных и оконных проемов, цветовой гамме, и они не должны исчезнуть.
Развитие туризма заставляет
по-другому взглянуть на воссоздание уникальных, ныне утраченных архитектурных
сооружений. Например, восстановленные во всем их великолепии дворец Огинского с
театром в Слониме или парк “Альба” в Несвиже с каналами и летней резиденцией
Радзивиллов могут стать новыми центрами притяжения туристов и повысить
аттрактивность этих городов.
Организация ландшафтно-рекреационных
территорий. В качестве мест отдыха туристов могут использоваться исторические
или современные парки, другие природные ландшафты с благоприятными условиями -
естественными и искусственными водоемами, лесами, озелененными пространствами.
Организация транспортных и пешеходных
связей. Увеличение людских и транспортных потоков с развитием туризма в малых
исторических городах неизбежно потребует развития улично-дорожной сети и
совершенствования транспортных связей. А это значит - организации удобных
подъездов, рассчитанных на проезд крупногабаритных туристских автобусов к
основным объектам туристского показа, гостиницам, кратчайшего сообщения между
ними и железнодорожными и автобусными вокзалами; создания транспортных обходов
зон концентрации историко-культурных ценностей и объектов обслуживания туристов;
размещения автостоянок необходимой емкости вблизи мест массовых посещений.
При организация пешеходных путей
важно не только обеспечить связи по кратчайшим расстояниям (рациональное
использование времени туристов), но и создать привлекательные прогулочные
маршруты с открывающимися живописными видами на памятники архитектуры,
природные ландшафты.
Во многих исторических городах
целесообразно создание пешеходных набережных, с которых хорошо просматривается
историческая застройка. Такие набережные могут быть созданы вдоль канала
Огинского в Слониме, вдоль прудов в Несвиже, вдоль прудов и р. Миранка в г.п.
Мир. Для этого требуется расчистка территорий от малоценной застройки,
дисгармонирующей с окружающим ландшафтом.
3.1 Основания для формирования и
продвижения бренда города
Для туристов
· Уникальность природно-климатических и
географических условий
· Производство уникальной продукции по
традиционной технологии
· История и знаменитые исторические
фигуры
· Культурные достопримечательности
(музеи, театры и проч)
· События и мероприятия (фестивали,
праздники, выставки, конференции и прочие)
· Спортивные мероприятия
· Здания, монументы и скульптуры
· Прочие
Для инвесторов и предпринимателей
Привлекательные условия для ведения
бизнеса (стоимость земли и недвижимости, условия налогообложения, политика
местной власти по отношению к новым предприятиям, характеристика потребителей,
условия рынка, уровень развития инфраструктуры и проч.)
Слоганы, темы и позиционирование
Качественный слоган формирует
платформу для усиления имиджа города. Вариантом использования всеобъемлющего
слогана является формулирование темы, которая станет основанием специальных
маркетинговых программ, ориентированных на конкретные целевые группы.
Испания
|
Все под солнцем
|
Санкт-Петербург
|
Город белых ночей
|
Шотландия
|
Силиконовая горная долина
|
События и мероприятия
Имидж города может также
формироваться и продвигаться посредством организации определенных мероприятий,
событий и конструирования информационных поводов на этой основе. Успешно
организованное событие, вышедшее за масштабы города, обеспеченное
соответствующими методами PR-коммуникации,
может создать крепкий бренд города. Необходимость режиссуры событий во многом
определяется медиатизированностью современного общества, форматом работы
массовых каналов распространения информации. Мощный информационный шум задает
требование яркости сюжета события, преобладание визуальных и мультимедийных
каналов - требование оформления его в «картинку» (анимированную). В результате
форма события может оказаться более значимой, чем его содержание.
Конструирование информационных поводов связано с наличием определенной традиции
организации массовых мероприятий - праздников, фестивалей, конференций,
выставок и прочих, имеющих международный резонанс, которые ежегодно практически
в один и тот же период помещают город в информационное поле, актуализируют для
мирового сообщества его значимость и ценность, напоминают об его уникальностях,
в связи с чем служат поддержанию, укреплению и развитию его имиджа. Такие
традиционные мероприятия как фестивали в Гластонбери в Великобритании и в
Роскилле в Дании в обязательном порядке проводятся каждый год и привлекают
многочисленных туристов. Мюнхен всемирно известен своим фестивалем пива -
Октоберфест, а такой маленький и практически не известный городок Клермон -
Ферран во Франции славится по всему миру ежегодным фестивалем короткометражного
кино.
Одной из наиболее популярных тем
является организация торжеств в городе в честь известной личности,
ассоциированый с данном городом. Например, в Зальцбурге проводится ежегодный
фестиваль музыки, связанный с именем Моцарта.
Когда например власти Лейпцига
поставили перед собой задачу превратить его в туристический центр, они
фактически на пустом месте организовали летний фестиваль, посвященный ключевой
исторической фигуре города - Иоганну Себастьяну Баху, который и поныне является
ключевым элементом бренда города.
Помимо известных людей темой
празднеств может стать классическая музыка (Фламандский международный
фестиваль), театр и танец (Лилльский фестиваль), кинематограф (Ницца, Канны,
Венеция, Клермон - Ферран - фестиваль короткометражного кино). Многочисленные
небольшие города и деревни Франции, Германии, Италии, Португалии проводят
собственные фестивали виноделия.
Таким образом, лицо города может
определяться традиционными мероприятиями: праздниками, фестивалями и прочими
событиями, которые делают город уникальным и привлекают ищущих уникальности
места туристов.
Наличие связи знаменитой фигуры с
определенным городом - мощное средство формирования положительной ассоциации.
Аналогичными примерами могут служить маленький город Арль и деревенька Живерни
во Франции, связанные с именами художников Ван Гога и Клода Моне соответственно;
наличие подобных ассоциаций - единственный источник привлекательности данных
мест для туристов, что позволяет им продолжать свое существование. Туристы со
всего мира приезжают в эти города, чтобы понять, чем определялось вдохновение
художников, увидеть натуры для их произведений, почувствовать атмосферу, в
которой жили и работали мастера.
Таким образом, бренд города есть то,
с чем ассоциируется город у обычного человека. При отсутствии какого-либо
представления о городе у человека, последний никогда не выберет его в качестве
места для отдыха. С целью того, чтобы привлечь туристов и инвесторов
специалисты в области PR и
бренд-менеджмента конструируют политику направленного воздействия на адресные
группы по формированию у них определенного мнения (представление, имеющее
эмоциональное оформление) по поводу той или иной территории.