Изменение динамики темпа, длины 'шага', скорости у пловцов-брассистов 12-14 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,52 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Изменение динамики темпа, длины 'шага', скорости у пловцов-брассистов 12-14 лет













ИЗМЕНЕНИЕ ДИНАМИКИ ТЕМПА, ДЛИНЫ "ШАГА", СКОРОСТИ У ПЛОВЦОВ-БРАССИСТОВ 12-14 ЛЕТ

Оглавление

Введение

Глава 1. Состояние вопроса в научной литературе и практике спорта

.1 Эволюция плавания способом брасс, рациональная модель, методика формирования и совершенствования техники

.2 Изменение техники движений при преодолевании спринтерской дистанции, факторы, влияющие на темп и время проплывания отрезков

.3 Основные методы современной техники плавания, соотношение темпа, длины "шага", и скорости плавания у сильнейших пловцов

.4 Биомеханический и гидродинамический анализ техники плавания брассом

.5 Гидростатические и гидродинамические качества

.6 Техническая подготовленность пловцов-брассистов

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

.1 Возрастная динамика основных параметров техники (темпа и шага) у пловцов разного возраста и пола

.2 Изменение основных параметров техники плавания в зависимости от динамики спортивных результатов, квалификации юных пловцов

Выводы и практические рекомендации

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность. Подготовка спортивного резерва, совершенствование процесса многолетней подготовки юных пловцов является одной из главных проблем теории и методики юношеского спорта. Решение проблемы связано со своевременным выявлением спортивно одаренных детей и подростков, рациональным построением и оптимальным содержанием учебно- тренировочной работы на разных этапах многолетней подготовки, совершенствования программно-нормативных положений, регламентирующих работу в возрастных группах ДЮСШ и СДЮШОР по плаванию.

Итогом многолетних исследований (Булгакова Н.Ж. [9,10],Воронцова А.Р. [18], Гордона С.М. [24], Макаренко Л.П. [40], Тимакова Т.С. [56], Чеботаревой И.В. [60] и многие другие) стало выявление модельных характеристик и нормативных требований по уровню физического развития и специальной подготовленности пловцов различной специализации и квалификации.

Проведенные ранее в спортивном плавании исследования (Булгакова Н.Ж. [11], Воронцов А.Р. [20], Гордон СМ. [24], Кашкин А.А. [35], Морозов С.Н. [43], Соломатин В.Р. [53], Тимакова Т.С [57], Фомиченко Т.С[59], Чеботарева И.В. [60]) в целом решают проблему формирования специальной подготовленности пловцов на разных этапах многолетней подготовки. Но, учитывая, что брасс является способом, отличающимся по технике и уровню результатов от других способов плавания необходимо более подробно изучить основные параметры техники в процессе подготовки юных пловцов-брассистов.

Объектом исследований является процесс формирования индивидуальных элементов техники у юных пловцов-брассистов на этапах специализации.

Предметом исследований служит динамика технических показателей и скорости плавания, определяющих спортивные достижения юных пловцов.

Проблема исследования связана с необходимостью достоверных научных знаний возрастной динамики показателей, определяющих результаты юных спортсменов на этапах специализации для достижения в будущем высоких результатов.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что используя специальные упражнения, направленные на подбор оптимальных для каждого пловца сочетания длины шага и темпа движений, на ранней стадии обучения, приведет к скорейшему росту спортивных результатов.

Новизна исследования заключается в том, что были выявлены статистически достоверные различия и тенденции изменения показателей техники в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей.

Практическая значимость настоящего исследования состоит во внедрении методических принципов и практических рекомендаций в детские спортивные школы, что позволяет повысить оптимальность распределения в процессе многолетней подготовки средств и методов тренировки, внести научно - обоснованные коррективы в планирование годичных циклов, повысить надежность отбора на разных этапах, многолетней подготовки юных пловцов-брассистов, учитывая индивидуальные особенности, возраст, квалификацию.

Глава 1. Состояние вопроса в научной литературе и практике спорта

.1 Эволюция плавания способом брасс, рациональная модель, методика формирования и совершенствования техники

Мало найдется видов спорта, где техника изменялась столь существенно, как в спортивном плавании. Отошли в прошлое и неведомы молодежи стили оверарм, треджен, плавание на боку, брасс на спине, классический баттерфляй. Значительно изменились представления о правильной технике в других способах плавания. Этот прогресс - результат длительного поиска тренеров и спортсменов, шедших к высоким показателям трудным путем проб и ошибок.

Создание новой техники в плавании в чем-то сходно с созданием корабля принципиально новой конструкции. Однако никому не приходит в голову конструировать новый корабль, не опираясь на теорию кораблестроения. "Конструирование" же техники плавания всегда происходило без опоры на соответствующую теорию.

По сравнению с водными животными и рыбами человек в воде выглядит беспомощно и неуклюже. Это касается даже лучших пловцов. К счастью, это не очень существенно для локомоций человека. Мотивы для улучшения умения плавать могут быть различны. Например: желание увеличить скорость, получать от этого удовольствие и/или повысить возможности выживания в воде. Хотя человек даже не может надеяться соперничать с его водяными предками в скорости, он по-прежнему готов добиваться совершенствования в плавании для выполнения особых задач.

Брасс - один из старейших спортивных способов плавания. Он появился благодаря изучению движений человека и животного в воде. Однако способы плавания первобытного человека и животного очень утомительны и малоэффективны. Более того, они характеризуются неустойчивым положением тела в воде. Поэтому необходим был способ, который обеспечил бы равновесие пловца даже в неспокойной воде, позволил держаться высоко над поверхностью.

В 1690 году француз Гевенот писал: "Если бы мы знали, как плавать с высокоподнятой головой, то тонуло бы меньше людей, так как тонущие, надеясь спастись, опускают голову и хватаются руками за воду".

В начале XVI века обнаружено первое упоминание о способе плавания, который, казалось, воплощал требования людей того времени. При этом способе плавания руки появлялись на поверхности воды одновременно, хотя ноги все еще выполняли попеременные удары (движущая сила создавалась ударом подъема стопы). Этот способ можно считать первым шагом в эволюции брасса.

В течении XVIII века брасс становится известен как "лягушачий" способ, который характеризуется одновременными толчковыми движениями ног. Колени расходились, а удары ногами назад выполнялись по прямой линии.

В 1798 году Гутс Мутс утверждает, что плавание на груди брассом является стилем, который используется всей Европой. Он сообщает, что в продвижении участвует верхняя часть стопы, но не пятки, и было бы неправильно сравнивать брасс с "лягушачьим" способом.

Полагают, что следующим усовершенствованием в плавании

на груди брассом (после Мутса) была замена удара подъемом ноги на удар пяткой. В 1842 году Р.Хорне пришел к выводу, что сила, получаемая при клиновидном выталкивании воды больше, чем сила, возникающая от толчка назад пятками. Во второй половине XIX века к спортивному плаванию стал проявляться большой интерес, особенно в Англии.

Брасс оказался первым из спортивных способов, применяемых на соревнованиях. Вскоре появились новые, получившие большую, чем брасс, популярность способы плавания - оверарм и треджен. 24-25 августа 1875 года капитан Матью Вебб переплыл английский канал Ла-Манш за 21 час 43 мин. Это послужило толчком к развитию скоростного плавания. Он плыл способом брасс. Несмотря на успех Вебба спортсмены склонялись к применению других способов плавания.

В начале XX века появление австрийского кроля привело к дальнейшей потере интереса к брассу. Это произошло еще и потому, что в начале XX века программа соревнований не была разделена на способы плавания. Победителем считался тот, кто первым заканчивал дистанцию или показывал лучший результат. В программе соревнований по плаванию брасс часто отмечался как новый способ или вообще отсутствовал до тех пор, пока соревнования не стали проводиться отдельно по способам плавания - брассом, кролем на спине и вольным стиле.

Для увеличения скорости продвижения пловца техника брасса подвергалась постоянному экспериментальному изучению. Особенно интересовал тренеров вариант брасса, при котором пловец погружался под воду и выполняя от 1 до 4 движения руками - широко в стороны и вниз к телу. Удар ногами и гребок руками сочетались. В этом случае у пловцов с плохими движениями ног продвижение оказывалось за счёт гребков руками. Но самым большим нововведением в брассе оказался гребок, выполняемый способом баттерфляй, при котором руки двигались над водой. Новый способ плавания впервые был продемонстрирован на соревнованиях Генри Майером в 1933 году, Хотя он проиграл дистанцию, пловцы заинтересовались его техникой. На Олимпийских играх 1936 года всех покорил классический брасс японца Д.Хамуоро.

На Олимпийских играх 1948 и 1962 годов мужчины, плывшие баттерфляем, настолько превзошли брассистов, что эти два способа были разделены. Однако для плавающих баттерфляем был узаконен удар ногами дельфином. Если бы этого разделения не произошло, то о классическом брассе как о спортивном способе мы узнали бы лишь из истории.

Многие выдающиеся брассисты, такие как К.Болл, К.Мертен, В.Джоб, Ю.Богданова, Гудхилл, плыли без скольжения, особенно на спринтерских дистанциях. При таком согласовании движений пловец начинает гребок почти в момент окончания удара ногами. Преимущество такой техники в том, что происходит как бы слияние рабочих фаз движений ног и рук. При этом требуется, чтобы пловец, выполняя на дистанции большее количество гребков, развивая высокий темп.

Обычно при плавании на 200-метровой дистанции наблюдается небольшое скольжение, а на 100-метровых отрезках скольжение сводится до минимума.

При плавании брассом без скольжения движения головой вверх и вниз еле заметны, поскольку у пловца на это остается меньше времени. Он не сгибает шею так сильно, как при плавании брассом со скольжением.

Уже в течение полувека советские пловцы брассисты являются сильнейшими в мире, что объясняется оригинальностью и высокой эффективностью применяемой ими техники плавания, одного из основных факторов роста спортивного результата.

Важным способом является формирование правильной структурной основы техники брасса с самого начала обучения с тем, чтобы в дальнейшем избежать непроизвольной затраты времени и сил пловца на его переучивание.

До настоящего времени среди специалистов нет единого мнения о сравнительной рациональности современных модификаций техники брасса к критериям эффективности её отдельных элементов (Иссурин В.Б. [31]; Вайцеховский С.М. [16] и др.) Так, например, известно, что в брассе подготовительные движения ногами во многом определяют эффективность рабочей фазы и всего стиля в целом (Гордон С.М. [22];Оноприенко Б.И.[45] ). Между тем методические рекомендации даже в специальной литературе по плаванию, выпущенной в последнее время, довольно разноречивы в отношении величины углов сгибания ног в тазобедренных суставах [14,21,32].

Проведенные комплексные исследования позволяли обосновать и разработать рациональную модель брасса с незначительным сгибанием ног в тазобедренных суставах (до 140 ±5°), в коленных (до 40 ±5°) и вертикальной постановкой голени в конце подготовительного движения ногами. Эффективность предполагаемой модификации брасса обусловлена следующим: уменьшение гидродинамического сопротивления при подготовительном движении ногами сокращает потери скорости и энергозатраты; перпендикулярное к поверхности воды положение голеней перед началом рабочей фазы создает достаточно устойчивую опору на воду; предварительное растяжение четырехглавой мышцы бедра в граничащей фазе помогает выполнить последующий толчок ногами значительно сильнее; одновременное стягивание ног в коленных и тазобедренных суставах создает возможность длительно сохранять общее направление развиваемых при разгибании ног мышечных усилий вдоль продольной оси тела и обеспечивает движение стоп как можно ближе к поверхности воды. При этом увеличивается темп гребковых движений ногами за счет сокращения времени подготовительного движения (практически подтягивается лишь одно звено - голень)

Объединение взаимосвязанных элементов техники и выполнение вдоха в граничных фазах движения рук и ног, смежное согласование ("накладывание" подготовительных фаз движения ногами на конец рабочих фаз движения руками и наоборот) делает технику плавания более динамичной.

Современная техника плавания предъявляет новые требования к работе со спортсменами на всех этапах их подготовки, в частности нового подхода к оценке эффективности существующих традиционных методик формирования и совершенствования техники. Попробуем заглянуть в завтрашний день. Каким будет плавание брассом? Какими будут брассисты, их результаты?

Мнение большинства спортивных специалистов и ученых сходится на том, что плавание еще не достигло высокого уровня развития и продолжает развиваться.

Рекордные показатели, достижения пловцов прошлых лет, казавшиеся фантастическими, неповторимыми, сегодня становятся обычными и доступными даже для молодых спортсменов. Это объясняется многими причинами. В плавании брассом мы ожидаем дальнейшего роста скоростей. Одной из причин является то, что этот способ плавания долгое время не пользовался достаточной популярностью в мире. Только сейчас интерес возрос к нему по-настоящему. Этим и объясняется то, что если в других способах, как в кроле, например, мировые достижения улучшаются уже давно не на десятые доли секунды, а на сотые, в брассе они растут на целые секунды.

Большие резервы заложены в технике брасса, и, прежде всего в координации движений. Можно с уверенностью сказать, что наметившийся повсеместно переход к улучшению скольжения и сокращению наплыва будет продолжен.

Подобное ведь произошло, например, в эволюции техники "дельфина", где на смену плаванию с раздельными движениями и глубоким заныриванием, пришло плавание с помощью сметной координации по поверхности воды. Повышение слитности в брассе должно привести к изменению движения руками. Возможно, даже к появлению новой техники гребка. Детальный анализ техники современных брассистов показывает, что неполная слитность, т.е., разрыв в поступательном движении после отталкивания ногами, происходит не только из-за того, что запаздывает гребок руками, но часто и из- за неудачного захвата кистями в самом начале их движения, когда он выполняется более размашисто и вызывает в большей степени не силу продвижения, а подъемную силу. Если начало гребка руками будет выполнено качественно, тогда и вторая его половина может быть усовершенствована таким образом, что скорость будет нарастать непрерывно, а так как в технике все взаимосвязано и изменение одного ее элемента немедленно влияет на другие элементы, потребуется усиление толчка ногами.

Наверное, мы уже не увидим широкого "обхватывающего" движения ногами. Короткий захлестывающий удар, направленный вниз, впитавший в себя детали "дельфина", быстрая смена напряжения и расслабления, такими, очевидно, станут движения в брассе.

Вторым направлением новой техники брасса может быть перестройка дыхания. Брасс в настоящее время остался единственным способом плавания на груди, в котором дыхание выполняется каждый раз на цикл движений. В других способах пропуск дыхания и один вдох на несколько циклов стали обычной нормой. Ясно, что здесь будут большие трудности, связанные с перестройкой техники гребка руками - он будет иным при низком положении головы - с лицом, опущенным в воду. Сложность будет и в том, что возникают два различных вида координационных движений: один вид - координация на цикле со вздохом, другой - координация при опущенной голове. Появление такой техники не исключено в будущем. Какой может быть динамика спортивного роста брассистов?

Составим прогноз. Анализ динамики подготовки пловцов, проведенный специалистами позволял сделать вывод о некоторой стабильности показателей их спортивного роста. На подготовку брассиста высокого класса в мужском плавании требуется около 10 лет, в женском - около 7 лет. Установлено также, что на олимпийских играх сильнейшие в плавании брассом женщины становятся чаще всего в 18-19 лет, мужчины - в 20-21 год. В отдельных случаях мы можем встретиться с некоторыми отклонениями от этих показателей.

Если сопоставить средние показатели с прогнозами результатов для призеров будущих олимпийских игр, мы увидим, какая напряженная подготовка предстоит брассистам, которые будут готовиться к борьбе за призовые места.

1.2 Изменение техники движений при преодолевании спринтерской дистанции, факторы, влияющие на темп и время проплывания отрезков

На коротких дистанциях(50-100 метров), где спортсмен плывет со спринтерской скоростью, для достижения наилучшего результата важно научиться экономно распределять усилия в течение всей дистанции. Пловец может показать отличный результат только в том случае, если желает преодолевать дистанцию с относительно равномерной скоростью.

Таблица 1 Изменение характера техники движений на дистанции 100 метров

Спортивная квалификацияМетры дистанцииХарактер движенийскорость плавания (см/с)длина "шага" гребков (м)темп движений (циклов/мин)МСМК25213,4±2,3206,6±6,563,0±2,350181,1±1,6169,5±7,164,4±2,975175,1±2,0170,7±5,162,5±2,5100168,5±1,8154,5±7,767,8±3,7МС25213,0±2,3222,4±5,157,7±1,050172,0±1,8192,5±3,053,8±0,875168,6±1,5190,4±3,453,2±0,8100160,1±0,9175,3±4,655,1±1,4I разряд25199,0±7.7206,3±6,457,8±1,450170,5±3.4186,3±4,655,0±1,575158,5±5.1186,7±5,051,3±2,7100152,7±2,9172,0±4,853,0±1,0

Вызывает сомнение то, что пловец может проплыть все 100 метров с максимальной скоростью. На этой дистанции даже подготовленные пловцы будут плыть первые 50 метров с меньшими усилиями по сравнению со вторыми 50 м, которые будут преодолеваться с максимальными усилиями.

Со временем пловец научится показывать свое время на второй половине дистанции. Такой пловец может извлечь пользу из второстепенных соревнований и тренировок, где его обучают выполнению длинного гребка и уменьшению темпа движений.

Следует обратить внимание на вопрос изменения техники движений пловца на дистанции, это представляет большой интерес для практики, спортивного плавания.

Рассмотрим некоторые выводы из экспериментальной работы А.И.Кудряшова, В.И.Глухова, 1974, подготовленной к 6 спартакиаде народов СССР. Результаты представлены в таб. 1. Установлено, что у МСМК наблюдается в начале дистанции наиболее высокая скорость плавания(213.4 см/с) поддерживается благодаря оптимальному соотношению между длиной "шага" гребков(206.6 см) и темпом движений(63дв/мин). Снижение скорости плавания на втором 25-ти метровом отрезке дистанции, прежде всего, связано с уменьшением длины "шага" гребков, а увеличением темпа можно считать сдерживающим моментом в продолжающемся падении скорости плавания. Дальнейшее снижение скорости до 175,1 см/с на третьем отрезке дистанции происходит ввиду снижения темпа движений и некоторой стабилизации в уменьшение длины "шага" гребка.

Однако на четвертом отрезке дистанции вновь переходит в уменьшение длины "шага" до 154,5см. Темп при этом возрастает до 67,8дв/мин поддерживая тем самым относительно высокую скорость на этом отрезке дистанции 168,5см/с.

Рассматривая изменение показателей, обусловливающих скорость плавания у пловцов первого разряда (табл.1), следует отметить, что снижение скорости до 170,5см/c на 50-ти метровом отрезке дистанции, в сравнении с начальным является следствием прямого уменьшения и длины "шага", и темпа движений, соответственно, до186,3см и 55дв/мин. Продолжением снижения скорости плавания (до 158,5см/с), мы наблюдаем и на третьем -75-метровом отрезке дистанции. Одновременно с этим происходит уменьшение темпа движений до 51,3ц/мин, несмотря на то, что длина "шага" увеличивается, по сравнению с предыдущим отрезком дистанции до 186,7см. При финишировании скорость пловцов снижается до 152,7см/с. Это снижение вызвано уменьшением длины "шага" и незначительным увеличением темпа движений.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные данные и экспериментальные исследования других советских и зарубежных ученых [50,58]можно сформулировать три принципа преодоления дистанции:

.Пловец обязан предотвратить рост кислородного долга в начале проплывания дистанции. Если он начнет дистанцию в слишком высоком темпе, что вызовет высокий уровень кислородного долга, то скорость его дальнейшего продвижения значительно снизится. На любой дистанции пловец может пытаться проплыть равномерно, поскольку это создает лучшие условия для потребления кислорода; спортсмен обязан стараться сразу же обеспечивать в легкие приток почти такого количества кислорода, которое ему требуется во время преодолевания всей дистанции. Лучше, если кислородный долг будет нарастать медленно, по мере завершения дистанции. На коротких дистанциях пловец может справиться с относительно высоким уровнем кислородного долга. Однако во время преодолевания длинных дистанций такой уровень кислородного долга может быть достигнут лишь на финише.

Второй и третий принципы касаются непропорционального уровня затрат энергии на высоких скоростях.

. Сопротивление воды и воздуха пропорционально квадрату скорости. Когда пловец увеличивает скорость в 2 раза, сопротивление возрастает в 4 раза.

. Энергетическая стоимость мышечных сокращений связана со скоростью сокращения кубической зависимостью. Если при увеличении скорости движений пловца вдвое увеличивает скорость сокращения мышц, то энергетические затраты и потребление кислорода возрастут в 8 раз.

В соответствии с двумя последними принципами пловец, который продемонстрирует на дистанции 200 метров 2 мин. и преодолеет первые 100 метров за 53 сек., а вторые за 67сек., столкнется с большим общим сопротивлением, затратит больше энергии и больше устанет, чем тот пловец, который проплывет эту дистанцию более равномерно: первые 100 метров за 53 сек., вторые за 62 сек.

Из таблицы 2 видно, что время первых 50 метров каждой дистанции на 3 сек лучше последующих 50. Сразу же после старта во время полёта и короткого промежутка, когда пловец скользит под водой, он двигается с большей скоростью, чем на дистанции. Поэтому 1-й отрезок дистанции, если даже проплыть в темпе остальных отрезков дистанции, обычно преодолевается на 2-3 с. быстрее.

Несмотря на то, что на дистанции желательна равномерная скорость, это не говорит о том, что все заплывы по времени должны быть одинаковыми. Кроме механического и физиологического существуют и другие факторы, которые влияют на прохождение дистанции. Нет постоянной формулы или твердой установки на величину темпа, в котором бы пловец мог достигнуть своего лучшего результата. Существуют причины индивидуального характера, которые могут вызвать изменение тактики пловца, его плана прохождения дистанции. Некоторые спортсмены "наслаждаются" болью ("агонисты"), вызванной физическим напряжением. Они способны преодолевать дистанцию с максимальными усилиями. Другие, более слабые физически, должны плыть как на пороге боли и вызывать ее не только на финише в последней части дистанции. Первый тип пловца при прочих равных условиях имеет тяготение к достижению выдающихся результатов на стайерских дистанциях. Некоторые пловцы достигают успехов, когда лидируют на протяжение всей соревновательной дистанции. Это помогает им больше расслабиться, плыть экономичнее, техничнее. Другие не могут поддерживать постоянный темп до тех пор, пока кто-то не будет плыть рядом с ними, "подталкивая" их вперед. Известны спортсмены, которые в одном случае плывут одним из описанных способов, а в другом - совершенно другим. Такое постоянство, скорее всего, объясняется рядом психологических факторов.

Иногда спортсмен начинает дистанцию быстрее, чем это необходимо для того, чтобы оказаться впереди и плыть по спокойной воде. В хорошо оборудованных бассейнах, в которых волна гасится быстрее, чем в обычных, тактика пловца должна строиться с учетом этих факторов.

Многие пловцы любят участвовать в соревнованиях, применяя свою любимую тактику, и в некоторых случаях выигрывают соревнования. Такая тактика проплывания дистанции имеет свои преимущества, ибо позволяет спортсмену сохранить силы для решающей борьбы, которая развертывается на финише или в финальных заплывах. Однако, в этом случае спортсмен не установит рекорда, не сможет показать хорошего для себя результата. Тактика проплывания дистанции имеет свои преимущества, ибо позволяет спортсмену сохранить силы для решающей борьбы, которая развертывается на финише или в финальных заплывах. Однако, в этом случае спортсмен не установит рекорда, не сможет показать хорошего для себя результата.

.3 Основные методы современной техники плавания, соотношение темпа, длины "шага", и скорости плавания у сильнейших пловцов

.Весьма важным моментом, характеризующим оптимальную технику плавания, является ее стабильностью, что позволяет спортсменам добиваться высоких и устойчивых результатов на соревновании.

Таблица 2 Формула для расчета скорости пловца

Дистанция и способы плаванияВремя, затраченное на плавание (с)Расстояние, проплываемое пловцом (м)Скорость пловца (м/с)Мужчины100 м в/с, брасс, баттерфляйТ-588 88/(Т-5)200 м в/с, брасс, баттерфляйТ-10178178/(Т-10)400 м в/сТ-20358358/(Т-20)800 м в/сТ-40718718/(Т-40)1500 м в/сТ-7513481348/(Т-75)100 м на спинеТ-590 90/(Т-5)200 м на спинеТ-10180180/(Т-10)Женщины100 м в/с, брасс, баттерфляйТ-59090/(Т-5)200 м в/с, брасс, баттерфляйТ-10182182/(Т-10)400 м в/сТ-20366366/(Т-20)800 м в/сТ-40734734/(Т-40)1500 м в/сТ-7513881388/(Т-75)100 на спинеТ-59292/(Т-5)200 м на спинеТ-10184184/(Т-10)

Однако здесь нельзя не отметить, что под стабильной техникой специалисты понимают не твердо закрепленный двигательный навык, а навык исключительно лабильный, быстро и эффективно приспосабливающийся к изменению уровня тренированности, соответствующий функциональным возможностям пловца в каждый конкретный момент прохождения соревновательной дистанции.

У хороших пловцов увеличение темпа не приводит к сокращению основной фазы гребка. Если же техническая подготовленность пловца не высока, то при увеличении темпа рабочая фаза сокращается. Это важно учитывать в практической работе.

Как уже указывалось, специалисты придают весьма большое значение оптимизации темпа и "шага" в связи с динамикой скорости. Эти показатели они считают интегральными критериями техники.

.Одни пловцы имеют большую длину шага, по сравнению с другими, однако их скорость ниже. Преимущество российских пловцов обеспечивается за счет более высокого темпа, при достаточно высоком и стабильном шаге.

Таким образом, одни пловцы реализуют свои возможности через более высокую эффективность гребковых движений, в то время как другие пловцы - посредством увеличения темпа движений. Как уже отмечалось, этот путь является менее эффективным.

.Отмечено, что у спортсменов имеется высокая положительная скорость выполнения поворота.

.Иностранные девушки выше и тяжелее своих российских соперниц, иностранные мужчины также выше, но легче. Это также может накладывать отпечаток на технику.

.Выявлены два пути поддерживания высокой соревновательной скорости на дистанции. Пример первого пути дает сопоставление динамики скорости, темпа и шага гребков Буре и Питтеля. У Буре колебания скорости на дистанции были очень невелики, однако у него очень существенно возрастал темп к концу дистанции и уменьшался шаг. У Питтеля колебания длины шага и темпа были выражены меньше, но его результаты были хуже. Другой пример поддержания соревновательной скорости представляет сопоставление данных Хрюнин и Гласса. Хрюнин показал более высокий спортивный результат, при этом он плыл более равномерно и с меньшими колебаниями длины шага и темпа, чем Гласс.

Можно полагать, что второй вариант поддержания соревновательной скорости предпочтительнее. Вариант со значительными колебаниями темпа и длины шага для обеспечения большей равномерности движения является переходным к варианту со стабилизацией этих параметров техники, который более экономичен. Оценка техники приводится, главным образом, на основе сопоставления показателей пловца с его же собственными показателями, зарегистрированными ранее. Все это рассматривается в связи со спортивным результатом. Пример подобного подхода представляет динамика показателей Маттеса. В 1972 году он имел исключительно высокие спортивные результаты. Им сопутствовала очень большая длина шага (2,5 м), большой путь горизонтального воздействия кисти на воду, значительная амплитуда движений ног, высокая скорость кисти назад и стопы снизу вверх. По всем этим параметрам у Р.Маттеса есть связь с соревновательным результатом.

Показатели темпа на протяжении всего времени прохождения дистанции не изменялись. При снижении спортивных результатов этого пловца, наметившимся в последние годы, значительно уменьшалась амплитуда движений ног, снизилась горизонтальная скорость движения рук, укоротился шаг гребка, В 1974 году Р.Маттес добился значительного восстановления параметров до уровня 1972 года, но результаты его не достигли прежних. Причина этого- отсутствие высокого положение локтя в начале гребка, недостатки в уровне физической подготовленности.

Эти примеры показывают, что существует тесная связь между индивидуальными параметрами техники спортсмена и уровнем его спортивных результатов.

При этом неоднократно отмечалось, что, оценивая эффективность техники спортсменов нужно, прежде всего, ориентироваться на индивидуальные колебания различных параметров в связи с ростом или ухудшением спортивных результатов.

.4 Биомеханический и гидродинамический анализ техники плавания брассом

С 1956 года советские пловцы-брассисты являются сильнейшими в мире. Один из факторов, способствующий этому - оригинальность и высокая эффективность применяемой ими техники плавания.

Однако среди специалистов по плаванию до настоящего времени нет единого мнения о рациональности современных модификаций техники брасса и критериях эффективности ее отдельных элементов[30,31,43].Так известно, что в брассе подготовительные движения ногами во многом определяют эффективность рабочей фазы и всего стиля в целом [22,46,50].Между тем методические рекомендации относительно оптимальной величины углов сгибания ног в коленных и особенно в тазобедренных суставах при их подтягивании довольно разноречивы. Это объясняется сложностью исследования техники брасса. В частности, специфические трудности возникают при использовании "метода протяжки" для определения полезного изменения встречного сопротивления во время подготовительных движений ногами[54]. Не меньше трудностей представляет выявление горизонтальной составляющей мышечной силы ног или рук в имитационных движениях на суше. По сложившейся методики обучения брассу, с начала осваивается так называемая "ортодоксальная" техника гребка ногами: при подтягивании ног они сгибается в тазобедренных суставах почти до прямого угла, после чего следует толчок подошвенной части стопы. Такие движения вызывают значительное встречное сопротивление, и затрудняет успешную реализацию силы мышц - разгибателей ног из-за недостаточной опоры па воду. В процессе дальнейшего совершенствования техники ставится задача формирования эффективности гребка с незначительным сгибанием ног в тазобедренных суставах и опорой на воду не только стопой, но и голенью. Как показывает практика, подобное преувеличение связано с лишними затратами времени и далеко не всегда приводит к желаемым результатам.

В плавании задача выработки и совершенствования двигательного навыка осложняется еще тем, что движения производятся в непривычных условиях водной среды, и зрительный самоконтроль за движением рук и особенно ног весьма затруднителен[3,27]. Вместе с тем, плавательные движения усваиваются успешнее, если, предварительно дать обучающимся возможность их смоделировать и проверить в облегченных условиях, особенно с помощью тренажеров, обеспечивающих контроль за кинематическими и динамическими параметрами выполняемых движений.

Однако, разработка тренажеров и методики подготовки брассистов требует предварительного проведения сложных и трудоемких исследований для выявления рациональной модели техники плавания и структуры факторов, влияющих на результат пловцов-брассистов. Поэтому широкого распространения такие тренажеры не получила и в настоящее время успешно применяется несколько отечественных моделей специальных тренажеров для брассистов.

Экспериментально доказано, что величина активной подвижности в коленных суставах существенно влияет на углы сгибания в тазобедренных суставах и угол атака тела; во многом определяет эффективность гребковых движений ногами и выбор индивидуальной техники плавания [43].

Активная подвижность коленных суставов связана с показателями длины тела, возрастом и квалификацией пловцов-брассистов и результатами в плавании с помощью одних ног.

Биохимический и гидродинамический анализ условий реализации мышечной силы показал, что возрастание встречного сопротивлении: (0,5-0,6 кг) в результате большего, чем на 145° сгибания ног в тазобедренных суставах, не компенсируется дополнительной движущей силой (0,067-0,117 кг), получаемой за счет большего сгибания.

Российская спортивная наука, исследования зарубежных специалистов в области спортивного плавания дают всесторонние и достаточно обоснованные ответы на многие вопросы методики тренировки пловцов. Особенно большое значение придается технике движений. Однако, многие положения техники плавания еще не нашли окончательного решения.

Как известно, скорость пловца определяется соотношением между силами, создаваемые ого гребковыми движениями (движущими силами) и силами гидродинамического сопротивления поступательному движению тела. Так же скорость можно рассматривать как произведение частоты гребков и расстояния, на которое продвигается пловец за один полный цикл гребка. Экспериментальная регистрация этих сил и разработка теории, позволяющей определить их значения, являются ключевыми проблемами биомеханики спортивного плавания. Их решения позволят находить варианты техники, при которых соотношение между динамикой темпа и длиной "шага" будет наилучшей. Именно этот выбор оптимальных вариантов техники с учетом индивидуальных особенностей - вот реальная цель, которую пытается достичь современная биомеханика спортивного плавания.

Одной из актуальных задач является способность спортсмена в тренировочном и соревновательном процессе сохранять усилия на стабильном уровне.

Поэтому возникла необходимость проведения специального исследования в этом направлении.

Опубликованные работы по данному вопросу подчеркивают важность частоты гребков для поддержания высокой скорости и уделяют внимание взаимосвязи длины "шага", с темпом движений и скоростью проплывания отрезков всей дистанции. Структура движений при выполнении спортивных действий (спортивная техника) определяет степень реализации физических возможностей спортсмена и его спортивных результатов. Особенно большое значение спорттехника приобретает в плавании, где спортсмен лишен возможности пользоваться твердой опорой и при продвижении вперед вынужден преодолевать сопротивление воды,

Исследования, направленные на определение оптимальной техники плавания в брассе, проводятся у нас и за рубежом[36,52,59].

Однако, экспериментальные исследования этой проблемы не нашли окончательного решения. Подсчет гребков при проплывании каждого отрезка с последующим подсчетом темпа, длины "шага", скорости косвенным образом позволяет судить об усилиях пловца. В ходе эксперимента и по обобщению литературы российских и зарубежных источников выяснилось, что техника движений при плавании способом брасс изменяется у всех пловцов в зависимости от отрезка дистанции, финиша, старта, гладкого проплывания, ускорения, спурта. При этом немаловажную роль играет усталость (Глухов,[14]) при ней мы наблюдаем потерю в скорости, понижение темпа, укорочение длины "шага". Больше всего подвержены изменению динамические характеристики гребка,

Разработка биомеханических основ спортивной техники и методов управления развитием движений с позиций эволюционного подхода на основе выше изложенных принципов, на наш взгляд будет способствовать созданию многомерных представлений о сложном, противоречивом и динамичном процессе развития движений спортсмена. Теоретически каждую дистанцию нужно плыть с меньшей частотой гребков и с большим значением скорости, Однако, чтобы достигнуть этой скорости, при меньших значениях количества гребков, необходимо прикладывать при каждом гребке большее усилие.

На основании вышеизложенного можно предположить, что оптимальное соотношение темпа, длины "шага" окажет решающее значение на результат проплывания дистанции. Цель нашей работы заключается в совершенствовании процесса технической подготовки на основе исследования динамики темпа, длины "шага" и скорости высококвалифицированных пловцов-брассистов.

.5 Гидростатические и гидродинамические качества

Плавучесть и обтекаемость, наиболее важные гидродинамические характеристики при отборе для занятий спортивным плаванием [9, 11, 13, 41]. Плавучесть тела человека в воде зависит от удельного веса тела. Ткани тела различаются по плотности и в большинстве случаев они превышают единицу: мышцы - 1,082±0,0025 г/см3, жир -0,961 ±0,036 г/см3, полые кости - 1,105±0,047 г/см3, сплошные кости -1,800±0,105г/см3.

По результатам практических исследований можно прийти к выводу, что человеческие тела могут удерживаться на плаву только при полном вдохе. При максимальном вдохе удельный вес тела колеблется от 0,960 до 1,110 г/см. Между уровнем спортивного мастерства и плавучестью положительной достоверной связи не обнаружено (Кашкин А.А., Гордон СМ. [34]). По экспериментальным данным, полученным [23, 28, 31, 44, 45, 46, 47] и многими другими, имеется достоверная положительная корреляция между обтекаемостью тела в воде и спортивными результатами. Результаты при пассивной буксировке тела в воде показали, величина сопротивления пропорциональна квадрату скорости .

Длина скольжения у пловцов является условным показателем обтекаемости и плавучести тела. Гидродинамические качества пловца, к которым относятся обтекаемость и плавучесть, равновесие тела в воде, во многом определяются особенностями телосложения, скелетными размерами, весом тела, ЖЕЛ [31, 33]. Гидродинамические качества, условным показателем которых является длина скольжения, оказывают значительное влияние на спортивный результат в плавании. С возрастом зависимость спортивных результатов от гидродинамических качеств становится более специализированной; влияние на результат хороших гидродинамических качеств уменьшается.

Плавучесть человека зависит от средней плотности тканей его тела, плотности воды, стадии вдоха или выдоха. Плотность воды в плавательных бассейнах для практических целей можно считать равной 1,00 мг/м . Средняя плотность тканей тела пловца, по данным Оноприенко Б.И. [44,45,45], равна 1,04 - 1,09 мг/м3. Эта величина связана с индивидуальными анатомическими особенностями тела спортсмена. Чем меньше средняя плотность тканей тела спортсмена, тем лучше его плавучесть. При глубоком вдохе [42] пловец, как правило, обладает положительной плавучестью; при полном выдохе - отрицательной (пловец погружается в воду с головой).

Одним из важных критериев оценки гидродинамических качеств пловца является обобщенный коэффициент сопротивления, интегральным показателем, связывающим обтекаемость и площадь поперечного сечения тела, он зависит от возраста, пола и индивидуальных антропометрических данных. У девочек и девушек увеличение обобщенного коэффициента сопротивления идет наиболее ускоренно с 11 до 12 лет и с 14 до 15 лет, в остальные возрастные периоды идет почти равномерное увеличение средних показателей обобщенного коэффициента сопротивления с возрастом.

Гидродинамические характеристики, представленные плавучестью и обтекаемостью, являются важнейшими критериями отбора в плавании (Булгакова Н.Ж.). Несмотря на то, что с возрастом увеличивается вес тела и меняется его объем, показатели плавучести у девочек и девушек остаются высокими, это связано, прежде всего, с естественным и целенаправленными этапными отборами, а также тем, что с 15 лет у девушек масса тела растет в основном за счет жировой ткани. Пловцы, имеющие перспективную динамику роста спортивных результатов, имеют плавучесть в среднем выше, чем малоперспективные пловцы. Обтекаемость тела пловца в воде связана со скоростью плавания и индивидуальными особенностями строения тела пловцов. У девочек и девушек обтекаемость с возрастом ухудшается, о чем говорят значения обобщенного коэффициента сопротивления - они увеличиваются. Наиболее интенсивно ухудшение обтекаемости, по данным литературных источников, отмечается в возрасте от 13 до 16 лет.

плавание брасс спринтерский биомеханический

1.6 Техническая подготовленность пловцов-брассистов

Освоение современной техники плавания и особенно в таком сложно- координационном способе плавания как брасс имеет большое значение для достижения высоких спортивных результатов. На различных этапах многолетней подготовки юных пловцов, техника плавания способом брасс претерпевает значительные изменения в связи с изменением строения тела, уровня силовой подготовленности, функциональных возможностей, индивидуальных особенностей и других показателей. Несмотря на то, что техника плавания носит индивидуальный характер, имеются общие тенденции ее развития в процессе многолетней подготовки на этапах начальной и углубленной специализации. С целью достижения в будущем высокого спортивного мастерства на начальном этапе проводится комплексное обучение технике плавания и совершенствования в ней. В период углубленной специализации, для совершенствования в технике плавания применяется все то же обучение, что и на начальном этапе, а так же ставится индивидуальная техника и стиль плавания в соответствии с особенностями телосложения и физической подготовленности каждого спортсмена. Техника движений пловца на отдельных участках соревновательной дистанции имеет свои особенности, так как каждый из компонентов соревновательной деятельности относительно самостоятелен. Учет этих особенностей крайне важен в период предсоревновательной подготовки. Один и тот же уровень скорости плавания, может быть, достигнут путем различного сочетания величин темпа и длины шага. Для достижения наиболее высокой скорости на соревновательной дистанции существуют оптимальные (сугубо индивидуальные для каждого пловца) соотношение длины шага и темпа. Они зависят от способа плавания, длины соревновательной дистанции, длины тела пловца и его пропорций, уровня его квалификации, технического мастерства, координационной и двигательной одаренности, избранного варианта техники, а также других факторов. В вариантах техники, применяемых сильнейшими пловцами мира при плавании брассом, применяется так называемый поздний вдох. Он начинается после завершения главной фазы движений рук, когда кисти и локти направляются внутрь и сближаются перед грудью. Момент вдоха строго согласован как с движениями руками, так и с движениями плечевым поясом.

Сохранение ритма или, наоборот, его изменение в первую очередь сказываются на скорости передвижения. Управление скоростью идет главным образом за счет изменения амплитуды, ритма и темпа гребковых движений [4,7]. Скорость плавания растет в связи с повышением темпа лишь до определенного уровня - уровня оптимальных значений темпа, когда спортсмен достигает своей максимальной соревновательной скорости [47]. Пловец, хорошо владеющий техникой, увеличивает темп преимущественно за счет сокращения подготовительной и заключительной фаз гребка. Он старается сохранить пространственные и временные характеристики главной фазы и в то же время повысить скорость и силу движений [29,30,32]. Поэтому импульс движущих сил у такого пловца возрастает пропорционально росту темпа.

Оптимальный темп - показатель индивидуальный и достаточно консервативный для достигнутого уровня подготовленности. Изменение скорости плавания связано также с изменением длины шага.

Целенаправленное изменение длины шага опосредовано изменением темпа и представляет для пловца более трудную задачу. В целом же взаимосвязь показателей темпа и длины шага тонко отражает функциональное состояние пловца, уровень его технической и физической подготовленности [20, 22, 27, 34, 41]. Это то состояние мобилизации пловца, когда он наилучшим образом координирует гребковые движения и добивается оптимального сочетания темпа с длиной шага. По мере повышения скорости плавания суживается диапазон сочетаний темпа и длины шага, которые позволяют спортсмену плыть при заданной скорости с наименьшей затратой сил [47, 48, 50, 51]. При достижении максимальной соревновательной скорости такое сочетание практически единственно [48]. Однако даже пловцы высокой квалификации нередко оказываются не в состоянии сохранить стабильность темпа и длины шага на всей дистанции. Наступающее на финише утомление сказывается на амплитуде и эффективности гребковых движений - длина шага начинает уменьшаться. Чтобы сохранить высокую соревновательную скорость, пловцы, как правило, увеличивают темп плавательных движений. Некоторым мастерам высокого класса удается удержать на финише длину шага в границах оптимальных величин; другие, менее подготовленные пловцы, не способны решить такую задачу - длина шага у них заметно снижается [41].

По мнению ряда тренеров и специалистов по плаванию (Булгакова Н.Ж. [9], Кашкин А.А. [34], Макаренко Л.П. [41] и другие) возрастная динамика темпа и длины шага на этапах начального обучения, начальной и углубленной специализации проходит в три этапа:

) Овладение техникой плавания на оптимальных амплитудах;

) Начальная специализация растягивание, удлинение шага;

) Поиск оптимальных соотношений между темпом и длиной шага.

Бачин В.П. [1] обнаружил наибольший прирост длины "шага" у мальчиков в 9-12 лет и в 13-15 лет. Отсюда он сделал вывод, что с 11 до 12 лет и с 13 до 14 лет у пловцов происходит накопление разнообразного двигательного потенциала, а с 12 до 13 и с 14 до 15 лет идет его реализация с коррекцией структуры соревновательного упражнения. В возрасте 12 - 13 лет коррекция происходит путем увеличения частоты гребковых движений (темпа), а с 14 до 15 лет за счет поднятия эффективности гребковых движений и, следовательно, увеличения длины "шага". По его мнению, в возрасте 8-11 лет скорость плавания в большей степени определяется техническим мастерством юных пловцов, а с 15 лет и более, уровнем силовой подготовленности в воде.

У начинающих пловцов до 12 лет и темп, и шаг увеличиваются и влияют на повышение скорости плавания. Полученные данные позволили автору сделать вывод о том, что ритмовая основа техники плавания формируется уже на начальном этапе многолетней подготовки. Брагина В.Р. и Китаев В.Ф. [7], изучая влияние темпа и длины "шага" на соревновательную скорость плавания у 2000 пловцов взрослых и юношей установили, что каждому способу плавания свойственны определенная длина "шага" и темп. Так с увеличением длины дистанции длина "шага" у пловцов увеличивается, а темп падает. На более коротких дистанциях длина "шага" укорачивается, а темп увеличивается. Отмечено, что длина "шага" у женщин меньше, чем у мужчин на всех дистанциях и способах, исключая плавание брассом. У юношей темп движений был выше, чем у мужчин, а длина "шага" короче. Специальная техническая подготовленность пловца определяется уровнем овладения техникой соревновательных действий и упражнений по ее совершенствованию. Можно выделить технико-тактическую подготовленность пловца как составную часть специальной технической подготовленности, проявляемую при проплывании дистанции на соревнованиях. Совершенствование техники избранного способа плавания строится на базе совершенствования техники дополнительных способов плавания, чтобы прочно закрепленный двигательный навык, ограниченный узкими рамками специализации, не превратился в препятствие для дальнейшего роста спортивных достижений. Основным показателем специальной технической подготовленности является эффективность техники соревновательных действий пловца. Более объективной оценкой эффективности специальной технической подготовленности является сопоставление основных ориентиров педагогической модели техники плавания, стартов и поворотов с техникой пловца. Немаловажным критерием технической подготовленности пловцов является освоенность техники, выражаемая в умении спортсмена не снижать эффективность техники при внешних (условия соревнований, действия соперников) и внутренних (изменение эмоционального состояния, нарастающего утомления) сбивающих факторах. Чем совершеннее техника пловца - тем выше его способность к сохранению оптимальных величин соревновательного темпа и длины шага на протяжении всей дистанции в условиях нарастающего утомления. Брасс является способом, отличающимся по технике и уровню результатов от других способов плавания. Необходимо более подробно изучить возрастные и половые особенности показателей физического развития, специальной силовой подготовленности, основных параметров техники и гидродинамики в процессе многолетней подготовки юных пловцов-брассистов.

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель исследования состоит в выявение закономерностей улучшения спортивных результатов вследствие подбора каждому занимающемуся оптимального соотношения темпа движений и длины шага. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

.Изучить показатели, характеризующие техническую подготовку у пловцов-брассистов в зависимости от спортивной квалификации.

.Выявить индивидуальные и групповые параметры техники в зависимости от возраста, спортивной квалификации, индивидуальных особенностей.

.Определить взаимосвязь спортивных результатов на дистанции 50 метров с уровнем технической подготовленности у пловцов разного возраста и квалификации.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

. Анализ и обобщение научной литературы

. Педагогические контрольные измерения и тесты

. Методы математической статистики

Организация исследования. Исследование проводилось в течение двух лет (2006-2007гг.). В исследование приняли участие пловцы, выбравшие как основной способ плавания брасс, юноши от 12 до 14 лет, имеющие квалификацию от юношеского разряда до II разряда (8 человек - юношеский, 8 человек - III разряд,4 человека- II разряд). Всего в исследование приняли участие 20 спортсменов. Для определения основных параметров техники проводились контрольно-педагогические измерения и тесты. Все испытуемые на основе спортивных результатов были разделены на две группы: экспериментальную (А) и контрольную (Б).

. Анализ и обобщение научной литературы проводился с целью получения представления о состоянии изучаемого вопроса и выявлении количественных данных, касающихся основных параметров техники при плавании в координации путем изучений диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научно - методических пособий, в различных изданиях

. Педагогические контрольные измерения и тесты. Хронометраж проводился путем измерения времени прохождения дистанции с помощью электронного секундомера, обеспечивающего точность до сотых долей секунды. Все участники проплывали дистанции 50, 100, 200 с возрастающей интенсивностью с определением скорости, темпа и шага. Для определения темпа и шага при плавании в координации использовались отрезки по 25 и 50 метров, из которых высчитывалось время и длина стартового скольжения и определялось чистое время и путь с подсчетом количества циклов. Затем рассчитывалась скорость на дистанции, темп и шаг по формулам:

V=S/t; где V - скорость в м/с, t - время в с, S - длина пути в м.;

L=S/n; где L - длина шага в м, S - путь в м, n - количество циклов.

T=(n/t) х 60; Т - темп ц/мин, t - время проплывания отрезка в с.

.Педагогический эксперимент. Контрольная и экспериментальная группы занимались по обычной программе. Но в процессе тренировочных занятий в экспериментальной группе проводились беседы, велась видеосъемка, занимающимися выполнялись специальные упражнения на удлинение гребка.

. Методы математической статистики. Для расчета статистических показателей применялись следующие зависимости: средняя арифметическая, общая формула для не сгруппированных данных: X=(x1+x2+x3+.. .xn)/n;

Стандартное (квадратичное) отклонение: ± σ=(хmax - хmin)/К

Был использован t-критерий Стьюдента для выявления различий между двумя независимыми средними арифметическими.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Высокий спортивный результат в современных условиях, как правило, итог многолетней целеустремленной тренировки, обеспечивающей достижения необходимых физических, функциональных, психологических и координационных кондиций.

В биомеханическом смысле - это итог целенаправленного формирования сверхорганизованной, жестко ориентированной системы движений.

Пловец изучает темп, как на тренировках, так и на соревнованиях. Это изучение строится на познании зависимости между причиной и результатом (или между возбуждением и ответной реакцией). Причиной является величина усилий, которая прикладывается спортсменом на определенной дистанции, а результатом скорость или время, за которое он преодолевает эту дистанцию. Фактически пловец должен научиться запоминать ощущения, которые появляются в результате прикладывания той или иной величины усилий. Эти ощущения возникают в мышцах и в различных частях тела при стрессах. Давление воды на кисти и ноги, а также другие ощущения пловца в воде также помогают ему определить скорость движения.

Поскольку в процессе многолетней подготовки юных пловцов не только специализированная тренировка определяет уровень специальной силовой и технической подготовленности, а также темпы биологического развития, от которых зависят показатели длины и массы тела, которые в свою очередь определяют гидродинамические качества и параметры техники и специальной силовой подготовленности было целесообразным изучить возрастную динамику показателей физического развития у пловцов-брассистов. Ещё раз вспомним основные закономерности темпа и длины "шага" пловцов, они таковы, спортсмены большого роста, при одинаковой скорости, по сравнению с пловцами маленького роста, имеют несколько большой "шаг" и маленький темп. При одинаковой скорости у пловцов может быть больший шаг и меньший темп, и наоборот. Темп играет большую роль при достижении высоких результатов, так как во многом определяет ритм и согласование движений пловца. Результаты исследования показывают, что характер техники движений брассистов характеризуется строго определенным соотношением показателей - скорости плавания, длины "шага" гребков и темпа движений.

.1 Возрастная динамика основных параметров техники (темпа и шага) у пловцов разного возраста и пола

Анализ показателей темпа и шага при плавании в координации 25 и 50м с максимальной скоростью выявил, что увеличение скорости плавания сопровождается увеличением темпа движений и снижаем длины шага. Это отмечено у всех пловцов без исключения. При плавании с максимальной скоростью на 50м дистанции темп движений у мальчиков с возрастом снижается (табл. 3). Длина шага при проплывании с максимальной скоростью 50 метровой дистанции постоянно увеличивается и составляет в 12 лет - 1,26±0,084м, в 14 лет - 1,51±0,211м. Достоверность различий по t критерию Стьюдента (р< 0,05-0,01). В зависимости от средних данных темпа и шага в группах с разным спортивным мастерством (от юношеского разряда до II разряда) можно по среднему квадратическому отклонению оценить темп и шаг в выражениях - высокий, средний и низкий. Используя отклонения темпа и шага по показателю среднего квадратического отклонения ± σ в каждой квалификационной группе пловцов были рассчитаны средние данные темпа: средний ±1 σ , высокий +1,5, σ низкий -1,5 σ. Средняя длина шага рассчитывалась как ±1 σ, выше средней +1,5 σ, ниже средней -1,5 σ. Сочетание этих соотношений параметров техники плавания брассом в зависимости от квалификации пловцов представлены в таблице 4.

Таблица 3 Показатели темпа и шага у пловцов-брассистов 12-14 лет при проплывании с максимальной интенсивностью 50 метровой дистанции

Показатели техникиВозраст, лет121314Темп, ц/минX53,553,150,5σ2,645,066,85Шаг, мX1,261,391,51σ0,0840,1510,211

Как показывают данные, представленные в этой таблице пловцы II разряда используют вариант техники, в котором сочетание темпа и шага в 33,3% случаев- "высокий темп и относительно - ниже среднего шаг" и "средний темп - средний шаг"; в 16,7% - "средний темп - ниже среднего шаг" и "средний темп - выше среднего шаг", у пловцов III разряда чаще всего встречается вариант высокого темпа и ниже среднего шаг - 42,9% и среднего темпа и среднего шага - 25,0%. У пловцов юношеского разряда чаще всего используется вариант, где темп и шаг средние - 34,6%, а так же вариант где высокий темп и ниже среднего шаг - 27,3%.

.2 Изменение основных параметров техники плавания у пловцов экспериментальной и контрольной групп

Анализ показателей темпа движений и длины шага у пловцов- брассистов показал, что в экспериментальной группе темп движений в среднем по возрастным группам не имеет достоверных различий. Длина шага у пловцов экспериментальной группы во всех возрастных периодах в среднем статистически достоверно, чем контрольной группы, и с возрастом достоверность различий по t критерию Стьюдента возрастает (р<0,01 в 12 и 13 лет и р <0,001 в 14лет)(табл.5)

Таблица 4 Количество пловцов (в%), использующих при плавании с максимальной скоростью разное соотношение темпа движений и длины шага

Соотношение параметров техникиСпортивная квалификацияТемп, ц/минШаг, мIIрIIIрюнвысокийниже среднего33,342,927,3высокийсредний--9,1среднийниже среднего16,73,61,8среднийсредний33,325,034,6среднийвыше среднего16,7-3,6низкийвыше среднего-17,818,2низкийсредний-10,75,4

Соотношение темпа движений и длины шага у пловцов отличается. Пловцы экспериментальной группы на уровне юношеского разряда чаще всего используют средний темп (66,6%); III-го разряда ведут поиск наиболее оптимальных соотношений и темп варьируется от высокого до низкого. Около одной трети пловцов II разряда (30,8%) используют сочетание высокого темпа движений и ниже средней длины шага, а в 38,4% низкого темпа и среднего шага. С ростом спортивного мастерства прослеживается закономерность увеличения доли пловцов, использующих высокий темп это 30,0; 30,8; 33,3% соответственно для юношеского, III, II разрядов.

Таблица 5 Возрастная динамика длины шага у пловцов - брассистов 12-14лет в экспериментальной (А) и контрольной (Б) группах

ПоказателиВозраст, леттехники121314Шаг, мАX1,3851,4211,580σ0,0410,0660,034Шаг, мБX1,3121,3351,345σ0,0680,0450,066

Время, затраченное на преодоление дистанции 100,200 метров брассом, у спортсменов экспериментальной группы после эксперимента оказалось лучше времени показанного до эксперимента(p<0,05). В контрольной группе время изменилось не достоверно (по t-критерию Стьюдента p>0.05)(таб.6,7).

Таблица 6 Время преодоления дистанции 100 метров после эксперимента

ФамилияГруппаРезультат (с)Длина шага (м)Темп (ц/мин)Скорость (м/с)ГрачевА78,761,5848 1,27 ДымченкоА78,951,5848 1,27ЧерниковБ79,641,5548,5 1,26СургаевА81,081,4850 1,23ПанченкоБ81,541,4949,4 1,23БутаковА81,961,4949,1 1,22Окунев А82,381,4749,6 1,21НовиковБ82,451,4450,5 1,21БатуринБ84,631,4250 1,18Бартошевич Б85,911,34521,16КонновА86,581,3650,8 1,16ШутенкоБ88,861,32511,13ТитовА89,521,3051,31,12ФедоренкоА90,011,3150,91,11ХомяковБ90,221,28521,11КузьминБ90,831,2453,31,10МакаровА91,441,2552,51,09СмирновБ92,591,20541,08ЗайцевА92,721,2452,11,08ИванковБ 93,641,21 531,07

Таблица 7 Время преодоления дистанции 200 метров после эксперимента

ФамилияГруппаРезультат (с)Длина шага (м)Темп (ц/мин)Скорость (м/с)ДымченкоА170,081,7441,11,18ЧерниковБ174,641,6840,81,15ПанченкоБ178,021,5942,51,12ГрачевА178,171,60421,12СургаевА178,941,6241,41,12НовиковБ183,741,5741,51,09ОкуневА184,221,5542,11,09БутаковА185,531,54421,08БатуринБ188,141,52421,06БартошевичБ188,821,5042,31,06КонновА190,421,5141,61,05ШутенкоБ193,121,4243,81,04ТитовА194,501,4442,91,03ХомяковБ194,981,40441,03ФедоренкоА195,871,4143,31,02КузьминБ194,431,4243,61,02ЗайцевА199,331,3744,11СмирновБ202,191,3444,40,99МакаровА202,481,3643,60,99ИванковБ207,011,2845,30,97

Основные параметры техники плавания темп движений и длина шага у пловцов-брассистов с возрастом и ростом квалификация меняется в соответствии с целями и задачами периода многолетней подготовки, а так же с изменением пропорции тела, уровня силовой подготовленности на суше и в воде, индивидуальными особенностями координации движений. У пловцов при плавании с максимальной скоростью 50м дистанции длина шага с возрастом постоянно возрастала. Темп движений у 12 летних мальчиков выше, чем в другие возрастные периоды, а длина шага меньше. Это объясняется тем, что в этом возрасте техника плавания изучается в целом и важно уловить слитность и последовательность движений в цикле. В дальнейшем тренировка направлена на улучшение качества гребковых движений и возрастает длина шага. В период от 13 до 14 лет у пловцов повышается темп движений. Полученные данные согласуются со стратегией многолетней подготовки юных пловцов [19,29,30,36,52,56,59].

Пловцы экспериментальной группы имеют в среднем более высокие показатели длины шага за счет показателей физического развития, которые и определяют качество продвижения. При сохранении средней длины шага темп у этих пловцов высокий и средний. Это объясняется тем, что более низкий темп и увеличение длины шага не дает такой прибавки скорости, как увеличение темпа до пределов оптимально высокого. Более высокий темп движений снижает эффективность техники, значительно увеличивая энергозатраты.

Выводы и практические рекомендации

. Изучив показатели, характеризующие техническую подготовку прослеживается закономерность увеличения доли пловцов, использующих высокий темп это 30,0; 30,8; 33,3% соответственно для юношеского, III, II разрядов.

.Наиболее высокие темпы прироста показателей, характеризующих уровень технической подготовленности юных пловцов отмечены у пловцов в возрасте 14 лет.

. Возрастная динамика специальной технической подготовленности по показателям эффективности техники плавания у юных пловцов- брассистов выявила, что у пловцов наиболее значительные приросты длины шага отмечены в возрасте 14 лет.

. Темпы прироста показателей, определяющих спортивный результат, являются одним из критериев одаренности

.При увеличении темпа целесообразно стремиться к сокращению подготовительной фазы и времени выноса. Основную часть гребкового движения сокращать нельзя.

.Для закрепления и совершенствования исследуемых параметров необходимо проводить регулярные соревнования или курсовки.

.Рекомендуется за последние два месяца сезона стартовать 8-10 раз.

.Для удержания оптимальной скорости спортсмен должен научиться запоминать ощущения при прикладывании усилия, они должны быть отработаны до автоматизма.

.Спортсменам сначала следует научиться плавать в невысоком темпе, с большим "шагом", а уже впоследствии добиваться повышения темпа и достижения максимальной скорости.

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физ. культуры. -1980.

2. Бачин В.П. Возрастная динамика темпа и шага и максимальной скорости при плавании спортивными способами у пловцов 8-17 лет // Теоретические и методологические аспекты определения спортивной одаренности. - Омск

3. Бачин В.П., Шусианов СП., Мартынов В.Н. Прогнозирование уровня технической подготовки по показателям наиболее значимых параметров техники плавания // Теоретические и методологические аспекты определения спортивной одаренности. - Омск: ОГИФК, 1989. - С.59-63.

. Биневский Д.А. Возрастные особенности формирования спортивно - технических навыков у пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф.дисс.канд.пед.наук. - М., 1993. - 22с.

. Биомеханика плавания / КГИФК / Гринев В.Т., Погребной А.И.

6. Биомеханические основы обучения плаванию / Краснодарский государственный институт физической культуры.-Краснодар, 1990. - 81с.

. Братина В.О., Китаев В.Ф. Влияние "темпа" и "длины" шага на скорость плавания // На голубых дорожках. - М.: Физкультура и спорт, 1969.

8. Буланова Н.И. Морфологические особенности юных пловцов // Морфофункциональные особенности растущего организма ребенка: Сб. науч. трудов НИИОП. - М, 1978. - С.68-70.

. Булгакова Н.Ж. Проблемы отбора в процессе многолетней тренировки: Автореф. дисс... докт. пед. наук. - М., 1977. - 65с.

. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М., "Физкультура и спорт'*, 1978. - 152с.

. Булгакова Н.Ж., Воронцов А.Р. Возрастная динамика морфологических, силовых и функциональных показателей, лимитирующих спортивные достижения мальчиков 11-18 лет // Теория и практика физ.культуры. -1980.

12. Булгакова Н.Ж., Воронцов А.Р., Радыгина И.Ю. Соотношение темпов биологического развития и прироста основных морфофункциональных показателей юных пловцов // Теория и практика физ. культуры.-1985.- №11

13. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. - М.: "Физкультура и спорт", 1986. - 190с.

. Булгакова Н.Ж., Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В., Соломатин В.Р., Чеботарева И.В. Траектория развития морфофункциональных показателей как индификация таланта в спортивном плавании. // Плавание - исследование, тренировка, гидрореабилитация. - Санкт-Петербург, 2003.-С. 153-161.

. Вайцеховский СМ. Физическая подготовка пловцов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 140с.

. Вайцеховский С. М, Платонов В. Н. Тренировка пловцов высокого класса

17. Вопросы общей и возрастной физиологии / Сборник статей.

18. Воронцов А.Р. Определение спортивной одаренности в плавании на основе динамических наблюдений: Автореф.дис.. .канд.пед.наук. - М., 1977

19. Воронцов А.Р. Биомеханические основы техники плавания: Лекция.

20. Воронцов А.Р., Карташев М.Г., Морозов С.Н. Нормативные требования для отбора перспективных пловцов // Плавание. - 1984. - №1. - С.21-23.

. Воронцов А.Р., Чеботорева И.В. Соломатин В.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: Методические рекомендации.- М.: ВНИИФК

22. Гордон СМ. Техника спортивного плавания. - М. :Физкультура и спорт

23. Гордон СМ., Дмитриев Д.Р., Чеботарева И.В. Зависимость коэффициента сопротивления от скорости, возраста и антропометрических показателей // Теория и практика физической культуры. -1985. - №4. - С.11-13.

. Гордон СМ., Соколов В.В. Основы планирования многолетней тренировки пловца: Методические рекомендации.- Вильнюс: Гскомспорт

26. Гринев В.Т., Погребной А.И.Биомеханика плавания / Краснодарский государственный институт физической культуры.- Краснодар, 1991. - 46с.

. Дырко В.В. Контроль за физической подготовленностью юных пловцов // Актуальные вопросы спортивного плавания. - Омск: ОГИФК, 1985.-С.35-44.

. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов P.M., Сергиенко Л.Н. Проблемы спортивной одаренности и отбор в спорте: направления и методология исследований // Теория и практика физ.культуры. -1973. - №7

29. Жинкин Н.Д. Модельные характеристики технической и физической подготовленности квалифицированных пловцов-брассистов: Автореф.дисс.канд.пед.наук. -М., 1986. - 25с.

. Иванченко Е.И. Теоретико - методические основы становления высшего спортивного мастерства пловцов: Автореф.дисс.канд.пед.наук. - Минск

31.Иссурин В.Б., Глазков А.Б., Дементьев А.И. Определение сил

гидродинамического сопротивления и темпа, действующих при плавании //

Теория и практика физ.культуры. - 1977. - №9. - С.20-23.

. Кашкин А.А., Биневский Д.А. Основные параметры техники плавания юных пловцов различного возраста и пола: Методическая разработка для студентов специализации плавание тренерского и заочного фак., слушателей

33. Кашкин А.А. Комплексная оценка физического развития, силовой подготовленности, гидродинамических качеств, техники плавания и физической работоспособности юных пловцов: Учебное пособие для студентов специализации плавание тренерского и заочного фак., слушателей ФПК Акад./ РГАФК/ Кашкин А.А., Морозов С.Н., Попов О.И. - М., 1996.-96с.

. Кашкин А.А., Гордон СМ. Плавучесть и оптекаемость юных пловцов различного возраста и пола: Методическая разработка для студентов специализации плавание тренерского и заочного факультетов, слушателей

35. Кашкин А.А., Морозов С.Н., Попов О.И. Оценка силовых способностей юных пловцов: Учебное пособие для студентов специализации плавание тренерского и заочного факультетов, слушателей ФПК Академии ФК.-М.

36.Китаев В.Ф., Набатников М.Я. Спортивное мастерство пловца (Для пловцов высших разрядов).-М.: "Физкультура и спорт", 1960.-192с.

. Макаренко Л.П. Базовая подготовка юных пловцов // Плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - №2. - С.8-20.

. Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. - М.: Физкультура и спорт

39. Макаренко Л.П. Юный пловец. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

. Макаренко Л.П., Ширковец . Построение спортивной тренировки высококвалифицированных пловцов: Методическая разработка для слушателей ВШТ. - М., 1992. - 52с.

. Макаренко Л.П. Техника и тактика соревновательной деятельности при плавании способом брасс: Методическая разработка для студентов и слушателей ФПК Акад./РГАФК.-М., 1996.-40с.

. Медяников В.В. К вопросу отбора детей в ДЮСШ плавания // Тез.докл.конф. по итогам науч.-исслед.работы за 1966 год. - Минск, 1967

43. Морозов С.Н. Показатели основных сторон подготовленности пловцов - спринтеров и стайеров как критерии управления тренировочным процессом на этапе углубленной специализации: Автореф.дисс.канд.пед.наук.

44.0ноприенко Б.И. Влияние антропометрических данных на гидродинамику пловца // Теория и практика физ.культуры. - 1967. - №4. - С.47-52.

. Оноприенко Б.И. Зависимость сопротивления воды от положения тела пловца // Теория и практика физ.культуры. - 1968. - №9. - С.32-34.

. Оноприенко Б.И. Исследование влияния морфологических особенностей на гидродинамические качества пловцов: Автореф.дисс.канд.пед.наук. - М

48 Плавание: Учебник для ИФК / Под общ. редакцией Булгаковой Н.Ж. - М.: Физкультура, образование, наука, 1996. - 429с.

Плавание: Учебник для ИФК / Под общ. редакцией Булгаковой Н.Ж. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 320с..

. Платонов В.Н., Фесенко СП. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304с.

. Повышение скорости пловца-брассиста на основе совершенствования структуры движения: Метод, рекомендации/ Ком. по физ. культуре и спорту

52. Румянцев В.А. Биодинамические закономерности техники гребковых движений при плавании человека: Методическая разработка для студентов специализации и ФПК. -М.: ГЦОЛИФК, 1984. - 47с.

. Совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов-пловцов: Сборник научных трудов/ Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: ГДОИФК, 1981. - 42с.

54. Соломатин В.Р. Особенности воздействия тренировочных нагрузок различной направленности на юных пловцов: Автореф.дисс.канд.пед.наук.

55. Средства специальной спортивно-технической и тактической подготовки пловцов высокой квалификации: Сборник научных трудов/ Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л.: ГДОИФК, 1984. - 84с . Техника плавания способом брасс и ее совершенствование (Лекция для слушателей факультета усовершенствования).-М.,1974.-32с

. Тимакова Т.С. Экспериментальное обоснование методов определения перспективности юных спортсменов (на примере спортивного плавания)

57. Тимакова Т.С. Основные методические подходы к разработке и системы спортивного отбора в процессе многолетней тренировки // В сб. Организационные и программные методические аспекты системы отбора перспективных спортсменов. - М.: ВНИИФК, 1988. - С.6-24.

Тез.докл.2-го. 58.Фомиченко Т.Г. Совершенствование силовой и технической подготовленности пловцов разных возрастных групп.

59. Хальянд В.Б., Тамп Т.А., Каал P.P. Модели техники спортивных способов плавания с методикой совершенствования и контроля: Учебный материал/Таллиннский педагогический институт.-Таллин, 1984.-100с.

. Чеботарева И.В. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в работе ДЮСШ по плаванию: Методическая разработка для слушателей факультета повышения квалификации. - М.: РГАФК, 1993. - 22с.

Приложение 1

Результаты на дистанции 100 метров до эксперимента

ФамилияРезультат (с)Длина шага (м)Темп (ц/мин)Скорость (м/с)Бартошевич86,751,3053,21,15Батурин85,571,4050,11,17Бутаков83,961,4150,81,19Грачев82,131,4849,41,22Дымченко81,981,4849,41,22Зайцев94,991,1853,41,05Иванков94,841,2152,41,05Коннов89,661,2752,81,11Кузьмин92,251,2452,41,08Макаров92,711,1854,81,08Новиков84,331,3652,41,19Окунев83,841,38521,19Панченко83,421,41511,20Смирнов93,221,1754,81,07Сургаев84,111,43501,19Титов91,481,2253,71,09Федоренко93,431,2153,11,07Хомяков91,041,2552,71,10Черников83,741,4350,11,19Шутенко89,541,24541,12

Приложение 2

Результаты на дистанции 200 метров до эксперимента

ФамилияРезультат (с)Длина шага (м)Темп (ц/мин)Скорость (м/с)Бартошевич189,551,4643,41,06Батурин191,821,4742,61,04Бутаков189,371,5341,41,06Грачев182,581,56421,10Дымченко176,121,70401,14Зайцев202,631,3444,30,99Иванков208,741,27450,96Конов193,281,4542,81,03Кузьмин198,011,3943,51,01Макаров205,001,3444,10,98Новиков185,091,5043,11,08Окунев188,421,5042,51,06Панченко183,471,56421,09Смирнов203,081,3444,10,98Сургаев183,931,5442,41,09Титов196,891,3644,81,02Федоренко197,211,3545,11,01Хомяков195,911,4043,61,02Черников177,731,6441,21,13Шутенко194,941,3944,21,03

Приложение 3

Показатели длины и массы тела юных пловцов-брассистов

Возраст пловцов, лет121314Длина тела, см161,6±1,58166,5±1,52170,1±4,66Масса тела, кг42,6±3,4749,8±4,2658.U5.78

Приложение 4

Средние результаты лучших пловцов мира на дистанции 100 метров брассСредние данные первой десяткиРезультаты (с)Скорость (м/с)Темп (ц/мин)Шаг (м)Средние данные первой десятки1:02.131,5251,51,78Средние данные второй десятки1:05.011,49511,71

Средние результаты лучших пловцов мира на дистанции 200 метров брассСредние данные первой десяткиРезультаты (с)Скорость (м/с)Темп (циклов/мин)Шаг (м)Средние данные первой десятки2:08.721,4339,12,21Средние данные второй десятки2:12.561,4138,62,16

Похожие работы на - Изменение динамики темпа, длины 'шага', скорости у пловцов-брассистов 12-14 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!