Активизация темпов физического развития детей 4-5-летнего возраста
Активизация темпов физического развития детей
4-5-летнего возраста
В.К. Бальсевич, Н.Д. Васильев, К.М. Седов, Р.В.
Парамонов , Российская государственная академия физической культуры, Москва ,
Волгоградский государственный институт физической культуры
На
базе детских садов Волгограда проведено исследование по проверке эффективности
традиционной и двух экспериментальных программ физического воспитания. Первая
экспериментальная программа предлагала комплексное развивающее воздействие на
основные физические качества. Вторая экспериментальная программа предполагала
поэтапное акцентированное развивающее воздействие выносливости,
координационных, силовых, скоростно-силовых, скоростных способностей,
продолжительность реализации обеих программ - 5 месяцев, продолжительность
этапа акцентрированного развивающего воздействия - 1 месяц. Занятия проводились
3 раза в неделю, всего проведено по 65-66 занятий в рамках каждой из
сравниваемых программ. Набор используемых упражнений во всех программах был
практически одинаковым, различия состояли в распределении упражнений в одном
занятии и в серии занятий, а также в уровне моторной плотности занятий.
Контроль за динамикой изменения ЧСС в процессе занятий, проведенный с
использованием спорт-тестеров, позволил сделать заключение о том, что уровень
моторной плотности занятий, проводимых по традиционной программе, составлял
50-55%, в занятиях, проводимых по экспериментальным программам, этот показатель
составил 75-80%.
В
начале эксперимента, в конце каждого месяца и по завершении педагогического
эксперимента проведено комплексное тестирование уровня физической
подготовленности детей с использованием следующих тестов: бег на 10 м с/х,
прыжок в длину с места, метание теннисного мяча в цель, проба Ромберга,
степ-тест, измерение становой силы. Все упражнения были адаптированы для работы
с детьми. Кроме этого, осуществлялся контроль за изменением длины и массы тела
детей, состоянием их здоровья.
Проведенные
исследования позволили сделать следующие заключения:
1.
Программы физического воспитания детей 4-5-летнего возраста, предполагающие
выраженное развивающее воздействие на основные физические качества, более
эффективны для использования в детских дошкольных учреждениях, чем действующие
программы. Положительный эффект экспериментальных программ проявился в
достоверно более высоких темпах развития контролируемых физических качеств и
некотором ускорении темпов физического развития.
2.
Организм детей (мальчики и девочки 4-5 лет) характеризуется большими резервными
возможностями в развитии двигательной сферы, что целесообразно использовать в
организации занятий по физическому воспитанию, повысив моторную плотность
занятий до 75-80% и сместив акцент в методике проведения занятий с
образовательного на развивающий компонент. Организм ребенка характеризуется
высокой пластичностью при целенаправленном развивающем воздействии на
физические качества, однако в этом возрасте он предрасположен для развития
скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей.
3.
Программа физического воспитания, предполагающая комплексное развивающее
воздействие на основные физические качества, оказалась наиболее эффективной для
развития у мальчиков силовых и координационных способностей, у девочек - общей
двигательной выносливости, а также в улучшении показателей в метании теннисного
мяча в цель. Программа последовательного поэтапного развивающего воздействия на
базовые физические качества оказалась наиболее эффективной для развития у
мальчиков скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости, у
девочек - скоростных, скоростно-силовых, силовых способностей и показателей
статического равновесия.
4.
Одинаковые программы физического воспитания оказывают различное воздействие на
темпы физического развития и развития двигательных способностей у девочек и
мальчиков 4-5-летнего возраста, что может быть следствием половых различий уже
в столь раннем возрасте. Девочки этого возраста имеют преимущество над
мальчиками в темпах развития координационных и отчасти скоростных способностей,
мальчики 4-5-летнего возраста лучше реализуют силовой и скоростно-силовой
потенциал.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru