основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.
Мен-т - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для кот. характерны: рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, движение капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости гибкости и адаптации в поведении фирмы на рынке, что невозможно без: ориентации на человеческий фактор, высокого профессионализма, творчества менеджера.
Охарактеризуйте современную парадигму и принципы управления, раскройте характерные черты менеджера 21 века
Современная парадигма управления в основу концепции управления персоналом ставит деятельность человека и все факторы ее осуществления. В этой парадигме решающую роль играют такие качества поведения человека и его деятельности, как мотивы, интересы, ценности, стимулы, установки и т.п. Эту парадигму можно назвать парадигмой управления человеческими ресурсами.
Принципы новой парадигмы управления персоналом:
) опора на основы современного менеджмента качество, нововведения, персонал, сервис;
- этика бизнеса;
- честность и доверие к работникам;
4) методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;
) атмосфера в организации, содействующая раскрытию способностей работающих;
) долевое участие каждого работника в общих результатах;
- качество личной работы и ее постоянное улучшение;
- открытое обсуждение уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их замещения;
- создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника;
Характерные черты менеджера 21 века:
Личная порядочность:
1. Этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.
. Добросовестность - высокие требования к результатам своей работы.
. Рассудительность - способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.
Целеустремленность и продуктивность:
1. Результативность - ориентация на конечный результат.
. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.
. Преданность организации и деловая ориентация готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.
. Уверенность в себе - готовность и умение решать неординарные задачи.
Навыки командной работы:
1. Командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими;
. Контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами;
. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства, дня воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания;
. Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации 3. Охарактеризуйте содержание, и основные этапы развития управленческой мысли в России.
Отечественная школа управления и ее представители внесли весомый вклад в развитие общемировой управленческой мысли. Российская модель управления, основанная на общинных, артельных и монастырских методах хозяйствования, на протяжении веков показывала свою экономическую состоятельность, позволяя России играть на мировой арене роль великой державы. В промышленном отношении Россия была одной из самых развитых стран мира, и поэтому управленческая наука развивалась теми же темпами, что и на Западе.
Российские специалисты разработали концептуальные и прикладные основы «тейлоризма» значительно раньше, чем это сделал Ф. Тейлор.
-1870 гг. - ученые Московского высшего технического училища разработали оригинальную методику рационализации трудовых движений, которая была в 1873 г. удостоена специальной медали на Всемирной торговой выставке в Вене. Методика применялась в английской промышленности.
Нач. ХХ в. - в Петербургском политехническом институте читался курс «Организация заводского хозяйства».
Нач. 1920-х - сформированы «основные законы научной организации производства и НОТ (научная организация труда)»
Центром отечественной школы НОТ стал центральный институт труда во главе с А.К. Гастевым.
Отечественные ученые изучали не только технику, трудовой процесс (как на Западе), но и рабочего, как творящего субъекта. Определились 2 основные группы концепций управления:
. организационно-технические (А.А. Богданов - концепция «организационного управления», О.А. Ерманский - «физиологического оптимума», А.К. Гастев - «узкой базы», Е.Ф. Розмирович - «производственной трактовки»)
. социальные (П.М. Керженцев - концепция «организационной деятельности», Н.А. Витке - «социально-трудовая концепция управления персоналом», Ф.Р. Дунаевский - «теория административной емкости»)
Одной из основных разработок Центрального института труда стала концепция трудовых установок, содержащая элементы инженерной психологии, организации рабочего места, теории трудовых движений, самоорганизации трудового процесса. Рекомендации ЦИТ распространялись в виде плакатов в производственных коллективах.
Основные функции менеджмента и их взаимосвязь в процессе управления организацией
Мен-т - вид профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.
Функция мен-та - вид управленческой деятельности, направленной на решение конкретной задачи управления, который осуществляется специальными приемами и методами.
Прогнозирование и планирование - определение целей деятельности, средств и методов их достижения. Составление планов-прогнозов, планов экономического, научно-технического и социального развития.
Организация - формирование структуры управления. Обеспечение связи (коммуникации) между объектом и субъектом управления.
Координация и регулирование - обеспечение согласованности в работе всех звеньев системы управления (подразделений, руководителей, управленческого персонала). Поддержание стабильной работы производства.
Мотивация - активизация работающих с целью побуждения их трудиться для выполнения целей, поставленных в планах, создание условий для творческой работы и поддержания постоянной заинтересованности персонала в результатах труда.
Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов труда путем проверки и анализа всех сторон деятельности и анализа их.
Характерной особенностью функций управления являются их взаимосвязь и взаимопроникновение
Каждая функция характеризуется целевой направленностью и имеет свои особенности, однако все они взаимозависимы. Составляя определенную, тесно увязанную систему. Только совокупность всех функций полностью раскрывает процесс управления, поэтому выполнение их обеспечивает комплексное и системное управление организацией и эффективность ее хозяйственной деятельности.
Обоснуйте роль и значение менеджера в управлении организацией, опишите его функциональную сферу
Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации.
Основными задачами менеджера являются: 1) постановка целей; 2) организация работы; 3) мотивация и общение; 4) измерение показателей; 5) развитие подчиненных.
Функции:
- обеспечивает выполнение организацией ее основного предназначения;
- проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями, действиями, выполняемыми в организации;
- разрабатывает стратегии поведения организации в изменяющимся окружении;
- обеспечивает служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию;
- является основным информационным звеном связи организации с окружением;
- несет формальную ответственность за результаты деятельности организации;
- официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Роли:
- по принятию решений (должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении);
- информационная роль (от того насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить ее до членов организации очень сильно зависит результат его работы);
- руководителя (формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.
Охарактеризуйте содержание школы научного управления и административной (классической) школы менеджмента
Классическое направление менеджмента включало в себя две области:
научный менеджмент - акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);
административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, МЛ. Фоллет);
Основателем школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженерпрактик (и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, Т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файоле (1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.
Охарактеризуйте содержание школы человеческих отношений и школы количественного подхода (науки управления)
Школа научного управления использует количественные методики, таких как построение моделей и исследование операций, чтобы помочь в принятии решений и повысить эффективность. Математика, статистика и др. науки внесли свой вклад в развитие теорий управления. Вклад школы науки управления: углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей (форма упрощенного представления реальности) и развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях. Школа человеческих отношений. С развитием психологии и социологии, учёные стали всё больше уделять внимание человеческим отношениям. Их точка зрения заключается в том, что понимание человеческих потребностей и социального взаимодействия имело ключевой характер для достижения организации. Представители школы человеческих отношений полагали, что если руководство проявляет большую заботу о своих сотрудниках, то и уровень удовлетворённости, а отсюда и производительности д вырасти. Школа поведенческих наук изучала прежде всего на методы налаживания межличностных отношений.
Процессный подход - рассматривает управление как процесс, состоящий из серии взаимосвязанных непрерывных действий.
Элементы процесса управления: планирование; организация; распорядительство; мотивация; руководство; координация; контроль; оценка; принятие решений.
Системный подход - рассматривает организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Организация рассматривается как открытая социальная система, которая приспосабливается к своей многообразной внешней и внутренней среде, а главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее. В социальных системах взаимосвязь элементов характеризует наличием общих целей или интересов. Это является решающим фактором совместной деятельности людей. Будучи элементами организации (социальной системы), люди попадают в зависимость от результатов работы друг друга. Целостность системы определяется постоянством отношений и связей между людьми. Представителем системы выступает орган управления или руководитель, который определяет общие цели и задачи каждого элемента системы. Роль руководителя в системе вызвана необходимостью разделения труда. Руководитель должен стремится к тому, чтобы цели организации как можно в большей степени отражали потребности и интересы людей - ее работников.
Ситуационный подход - говорит о том, что методы и формы управления не могут быть едиными, а зависят от конкретной жизненной ситуации, в которой в данный момент находится организация.
х шаговая модель действия руководителя:
- руководитель должен быть знаком со всеми средствами профсоюзного управления, которые могут быть применены;
- руководитель должен оценить преимущества и недостатки каждого метода управления;
- руководитель должен правильно оценит и интерпретировать сложившуюся ситуацию;
- руководитель должен выбрать один из множества управленческих методов, который принесет максимально положительный эффект при минимуме негативных последствий для деятельности организации.
Суть подхода сводится к тому, что каждая конкретная ситуация должна рассматриваться отдельно, вследствие чего не существует единых подходящих для любой ситуации методов управления.
Раскройте сущность, основные задачи и этапы реализации планирования как функции менеджмента
Планирование - это вид управленческой деят-ти, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем. В планах определяется перечень того, что необходимо сделать, кроме того определяется последовательность, ресурсы и время для выполнения работ, необходимых для достижения целей. Планирование как процесс включает установление целей и задач, разработку стратегий и программ. Под процессом подразумевается определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам. Доведение планов до тех, кто несет ответственность за их выполнение.
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
. перспективное планирование (прогнозирование),
. среднесрочное планирование,
. текущее планирование.
В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, решение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования.
Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения; стратегия сбыта; финансовая стратегия. Тактическое планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач.
Этапы планирования:
1. Выработка программ предприятия.
. Определение задач и целей.
. Анализ хозяйственного портфеля.
. Перспективное планирования развития организации.
Задачи планирования: (опред-ся каждой организацией самостоятельно, но в целом задачей страт. Планирования сводятся к:
1.планирование роста прибыли
2.планирование издержек пред-я и, как следствие их уменьшение
.увеличение доли рынка, увеличение доли продаж
4.обеспечение необходимыми количественными и качественными составом персонала улучшению социальной политики орган-ции.
Раскройте сущность, назначение, структуру и особенности процесса бизнес-планирования
Бизнес-планирование заключается в логическом изложении системы документов, убеждающих инвестора в выгодности проекта. При разработке бизнес-плана определяется жизнеспособность проекта и будущая устойчивость предприятия, прогнозируются различные виды рисков, а также определяются перспективы бизнеса через количественные и качественные показатели.
Ключевыми моментами бизнес-планирования являются анализ и оценка следующих аспектов:
возможности, необходимости и объема выпуска продукции
потенциальных потребителей
конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках
определение своего сегмента рынка
расчет показателей коммерческой, региональной и бюджетной эффективности
исследование достаточности капитала и возможных источников финансирования
Основные стадии процесса бизнес-планирования:
) подготовительная - формирование перспективной бизнес-идеи, т.е. идеи нового продукта или услуги, а также решение технического, организационного или экономического характера.
Источники бизнес-идей:
отзыв потребителя
продукция или услуги конкурентов
мнение работников предприятия, особенно отделов маркетинга и сбыта, оптовой и розничной торговли
публикации федерального правительства с информацией о новых патентах
проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
2) разработка бизнес-плана - сбор и анализ информации о продукции, рынках, потребителях, конкурентах и посредниках. Анализируется возможности предприятия реализовать выбранную идею потребности в различных видах ресурсов. Производится поиск источников финансирования и оценивается эффективность проекта. Особое значение имеет анализ рисков и выбор путей их снижения.
3) продвижение бизнес-плана - осуществляется презентация бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Основные положения презентации:
компания, ее продукция или услуги
описание рынка, потребителей, конкурентов
маркетинговая стратегия
первоочередные финансовые задачи
команда осуществления проекта
объемы финансирования направления использования средств
условия и сроки реализации инвестиций
В ходе аудита производится общий анализ бизнес-плана, в результате которого принимается решение об инвестировании или отказе от него.
4) реализация бизнес-плана - охватывает период от принятия решения об инвестировании и до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.
Раскройте сущность, основные этапы и принципы реализации организации как функции менеджмента
Сущность - обеспечение выполнения решения с организационной стороны, т.е. создание таких управленческих отношений, которые обеспечивали бы наиболее эффективные связи между всеми элементами управляемой системы.
Организовать - значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установление взаимосвязей между различным видами работ.
Этапы:
- приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности
подбор людей для конкретной работы и делегирование им полномочий, прав использования ресурсов предприятия
Принципы реализации организации:
1.принцип цели - организация, ее отдельные звенья работают во имя достижение общей цели
2.эластичности организации - при определении задач и ответственности должен быть установлен оптимум между свободой действий отдельных работников и административными предписаниями
.устойчивости - систему управления необходимо строить так, чтобы ее элементы не подвергались коренным изменениям под влиянием внешней и внутренней среды
.непрерывного совершенствования - предполагает необходимость систематической организационной работы по совершенствования процесса организации и реализации решений
.прямой соподчиненности - любой работник должен иметь одного начальника.
.объема контроля - менеджер в состоянии квалифицированно обеспечит и проконтролировать работу ограниченного числа подчиненных.
.соразмерности ответственности данным полномочиям
.комбинирования - необходимо обеспечивать наиболее правильное сочетание централизма и самостоятельности.
Дайте общую характеристику мотивации как функции менеджмента, раскройте структуру мотивационного процесса и обоснуйте значение мотивации в процессе управления
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив имеет персональный характер и зависит от множества факторов, как внешних, так и внутренних. Мотив побуждает человека к действию и определяет, что надо сделать и как.
Мотивация - совокупность как внешних, так и внутренних движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий. Мотивация воздействует на деятельность человека, которая характеризуется следующими параметрами:
) усилие, которое затрачивает человек при выполнении работы (в полную силу - вполсилы, легкая работа - тяжелая работа);
) старание (работа может быть безразлична человеку или, наоборот, человек все делает с полной отдачей);
) настойчивость продолжать начатое дело (необходимо поддерживать интерес к работе);
) добросовестность, т.е. подходить к делу ответственно и учитывать все требования работы;
) направленность - стремление человека (выполнение дела ради денег или ради достижения целей организации).
Мотивационный процесс является очень сложным процессом, поскольку требует больших затрат на наблюдения, и носит изменчивый характер. На практике мотивационный процесс не имеет четких разграничений между этапами и носит достаточно условный характер.
Мотивационный процесс состоит из нескольких этапов, которые последовательно сменяют друг друга.
) появление потребностей (физические, социальные, психологические);
) поиск путей устранения потребности, т.е. потребность можно подавить либо не заметить, а можно устранить;
) определение направленности последующих действий - понять, за счет каких средств, что и как мы можем сделать, оценить конечный результат;
) осуществление действий, которые должны устранить потребность, т.е. на этом этапе происходит корректировка целей;
) получение вознаграждения за осуществление действий. На этом этапе происходит либо сохранение, либо ослабление, либо усиление мотивации к действию.
6) устранение потребности - либо прекращение действий до появления новой потребности, либо поиск новых возможностей для устранения потребности.
Сущность содержательных теорий мотивации, закономерности их использования в практике управления
Мотивация-это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности и придают этой деятельность направленность, ориентированную на достижение определённых целей.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающими влияние на мотивацию наиболее известными теориями являются: теория, иерархии потребительская разработка Маслоу; теория приобретённых потребностей Мак Клелланда; теория 2-х факторов Герцберга.
Каждая из теорий имеет определённое принципиальное отличие. Например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идёт сразу вверх.
Макклелланд вел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимные отношения отдельных групп потребителей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека.
В теории Герцберга потребности делятся на две группы: мотивирующие и здоровья. Тем самым указывают, что не все потребности постоянно оказывают мотивированное влияние на человека, только те, которые приводят к развитию состояния удовлетворённости.
Характерной особенностью является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.
Две общие характеристики.
1) Данные концепции в очень наглядном виде, чётко и ясно излагают определённый взгляд на мотивацию - взгляд, подтверждённый эмпирическими исследованиями и уже продолжится время использования в практике управления, в наибольшей мере данное утверждение относится к теории Маслоу и Герцберга поэтому чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.
2) Все теории основное внимание уделяют анализу фактов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания анализу процесса мотивации. Данное замечание указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения.
Раскройте сущность и содержание процессуальных теорий мотивации персонала организации
Существенный ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
1. Теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов; как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы и как много усилий он готов затрачивать для этого. В соответствии с теорией ожидания, мотивация человека к исполнению зависит от того, на сколько он заинтересован, на сколько работа привлекательна для него. В теории ожидания считается, чтобы человек мог осуществить процесс мотивации должен быть выполнен ряд предварительных условий.
2. Теория постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определённые действия. Общие рекомендации по осуществлению процесса постановки целей можно свести к следующему:
а) необходимые определения в какой мере организация и люди, готовы к реализации процесса постановки целей;
б) если у организации есть потенциальная готовность, необходимость провести ряд мероприятий по практической подготовки введения процесса постановки целей;
в) постановка целей осуществляется с подчёркивания их сложности и специфичности.;
г) необходимо проведение промежуточного анализа и корректировка;
д) необходимо проведение анализа достижения целей, обобщение результата предыдущих этапов и выработка рекомендаций по дальнейшему осуществлению процесса постановки целей.
3. Теория равенства позволяет сделать несколько важных выводов для практики управления людьми в организации. Очень важно чтобы была доступна информация о том, кто, сколько и за что получил вознаграждения. Как неоднократно подчёркивалось восприятие равенства и справедливости носит сильно выраженный характер. Для успешного управления людьми, менеджер должен не только стремится быть справедливым, создавать атмосферу равенства, но и знать, считают ли работники, что вознаграждение строится на равной и справедливой основе.
4. Концепция партисилативного управления. Идеи, партисилативного управления, могут быть соотнесены с идеями теории мотивации, опирающийся на анализ потребностей человека. Участие в принятии решения, в постановке целей и в их последующей реализации способствует удовлетворению потребности. Аналогично более широкое участие в решении вопросов жизни организации способствует удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждению. Определённая связь имеется между партисилативным управлением и теорией ожидания, так как участие в принятие решения делает для работника более реальным и ясным что ему ожидать в качестве результата своей деятельности и каково может быть вознаграждение за его деятельность.15. Расскройте сущность виды контроля, как функции менеджмента, охарактеризуйте этапы процесса контроля и условия его эффективности.
Контроль - это процесс, в ходе которого руководство организацией получает информацию о достижении или не достижении организацией поставленных целей и намечает методы устранения отклонений.
Существует три основных вида управленческого контроля: входной (предварительный), текущий и итоговый (выходной).
Входной - по содержанию это организационный контроль, задача которого в основном состоит в проверке готовности организации, персонала, производственного аппарата, системы управления и пр. к работе.
Текущий контроль - обычно существует в формах стратегического и оперативного. Стратегический контроль - имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения её конечных целей и ведётся не только по количественным, но и по качественным показателям. Оперативный контроль ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность.
Выходной контроль - связан с оценкой выполнения организацией своих планов и составлением новых; он предполагает всесторонний анализ не только конкретных результатов деятельности за истекший период, но и сильных и слабых её сторон.
Процесс управленческого контроля - это само проведение контролирующих действий. Процесс контроля состоит из нескольких этапов.
) Происходит определение параметров функционирования и развития организации, которые необходимо впоследствии контролировать, и источников информации о них. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов.
) Получение информации о реально достигнутых результатах и сопоставлении их с существующими нормативами, что позволяет определить, имеются или нет отклонения от стандартов, насколько они находятся в пределах допустимого.
) Состоит в корректировке деятельности организации, модификации целей, пересмотре приоритетов, перераспределении заданий, совершенствовании технологии производства.
Главная цель контроля - не исправление, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле. Система контроля должна быть экономичной, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.
Раскройте сущность, признаки и содержание основных подходов к рассмотрению организации как объекта управления
Организация - системное сознательное объединение людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими организации являются: задачи, люди, управление.
Организация реализует 3 процесса: получение ресурсов из внешнего окружения; осуществление изготовления продукта; продажа изготовленного продукта во внешнюю среду. Необходимо поддерживать баланс между этими 3 процессами.
Во внутриорганизационной жизни управление призвано создавать и управлять функциями, процессами, протекающими в организации:
формирование и управление использованием технологической подсистемы организации,
управление кадрами
формирование и развитие организационной культуры
управление производством, маркетингом, финансами
осуществление анализа и учета проведенной работы.
Управление процессом взаимодействия организации с внешней средой направлено на поддержание необходимых отношений с общим внешним окружением и непосредственно с деловым окружением.
Учения об управления делятся на 2 группы.
Одномерные - концентрируют внимание на решении одной из проблем управления: задачи, люди, организация управленческой деятельности. Одномерными концепциями являются: «научное управление», бихевиористские учения, синтетические учения об управлении рассматривают управление организацией во всем его многообразии,
концепция ситуационного управления, концепция «7s», теория «z».
Открытая система - постоянно взаимодействует с внешней средой, энергия, информация, материалы - объекты обмена с внешней средой через границы системы. Все организации являются открытыми. Среда - важная переменная управления. Внешние факторы отражают влияние внешней среды, способствуя успешному решению задач организации (полезные) или противодействуя ее целям (вредные) - это потребители, поставщики, конкуренты, акционеры, рынок, власть и т.п.
Внутренние отражают взаимовлияние внешних переменных и движущих сил внутри организации на процесс ее функционирования и развития - цели, структура, культура, ресурсы организации.17. Раскройте сущность и дайте характеристику основных элементов внутренней и внешней среды.
Внутренняя среда организации характеризуется наличием ряда переменных факторов, оказывающих соответствующее влияние практически на все сферы деятельности организации. Факторы:
Цели. При определении целей учитываются следующие требования: цели должны быть ясными и достижимыми, конкретными, а технология их выбора подчинена определенной закономерности. Организационная структура. Структура организации представляет собой построение взаимоотношений уровней управления, функциональных служб и производственных подразделений в форме, которая позволяет организации достигать свою главную цель наиболее эффективным способом.
Задачи. Задача представляет заданную работу, которая должна быть выполнена определенным образом и в установленный заранее срок.
Технология. Совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции. Одно из основных требований, которое предъявляется к любой технологии заключается в том, чтобы она была эффективна и достаточно адаптивна к изменяющимся условиям, которые обычно присущи каждому производственному процессу.
Люди. Являются главной подсистемой любой организации. Основная задача организации в работе с людьми заключается в выработке таких условий, которые бы в максимальной степени мотивировали работников к эффективному труду.
Внешняя среда организации и её характеристики.
Среда прямого воздействия включает факторы, непосредственно влияющие на деятельность организации:
а) Поставщики. Поставщиками капитала в основном являются банки, акционеры и частные лица.
б) Трудовые ресурсы. Без нужных специалистов должной квалификации нельзя эффективно использовать сложную технику и оборудование.
в) Законы государства. Организации обязаны выполнять не только федеральные, но и региональные законы. Государственные органы обеспечивают принудительное выполнение законов в сфере своей компетенции.
д) Конкуренты. Руководство предприятия должно понимать, что неудовлетворённые нужды потребителей создают свободные ниши на рынке для конкурирующих организаций.
Среда косвенного воздействия состоит из факторов, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на деятельность организации:
а) Состояние экономики страны. Руководство организации, особенно при выходе на международный рынок, должно учитывать экономическую ситуацию в той стране, в которую поставляет спой товар. Состояние мировой экономики влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги.
б) Научно-технический прогресс. Технические новшества повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров.
в) Социокультурные факторы. Это, прежде всего, жизненные ценности и традиции, обычаи, установки, которые оказывают существенное влияние на деятельность организации.
г) Политические факторы. К ним относятся: экономическая политика административных органов государства, Т.е. систеr - .'13 налогообложения, льготные торговые пошлины, законодательство о защите потребителей, стандарты I-Ia безопасность продукции и стандарты по экологии.
Раскройте основные законы функционирования и развития организации как объекта управления
Законы организации
Закон - это зависимость. Закон, закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами достижения. Жизнь организации подчиняется определённым законам, которые разделяются на два вида: статики (упорядоченное состояние целого) и динамики (процесс по упорядочению).
1. Законы статики.
Закон пропорциональности и композиции - каждая система (биологическая или социальная) стремится приобрести, создать или сохранить в своей структуре все необходимые ресурсы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или заданном подчинении (пропорции). Профессиональная реализация закона основана на выполнении ряда принципов: планирования, координирования, ограничения, стабилизации, согласования и полноты.
2. Законы динамики:
Процесс усиления или ослабления потенциала (микроклимат, производительность, отношение к внешней среде) какой-то материальной системы, получивший название синергии. Синергия - это прежде, всего благоприятный климат, творческая работа, прибыль. Закон синергии - потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено взаимной поддержкой и дополнением.
Закон самосохранения - любая организованная система стремится сохранить себя как целостное образование, использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс). Закон информированности. Информация создает у работников организации представление о реальном положении вещей, что позволяет принимать им осмысленные решения. Чем большей информацией обладает организация, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения). Закон единства и синтеза - процессы анализа, которые дополняются синтезом. Суть анализа - в разделении его на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза - в объединении простых составляющих объекта в единое целое.
Говоря о единстве анализа и синтеза, подразумевается их неразрывность и взаимодействие в процессе любой деятельности.
Раскройте сущность, состав организационной структуры управления, перечислите основные характеристики, методы и принципы их проектирования
Организационная структура - форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение целей организации.
Элементы организационной структуры управления:
1) работник управления - человек, выполняющий определенную функцию управления;
2) орган управления - группа работников, связанными определенными отношениями;
) первичная группа - коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель но нет подчиненных.