Организационно-экономические механизмы управления системой образования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    955,09 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организационно-экономические механизмы управления системой образования

ВВЕДЕНИЕ

Второе десятилетие в нашей стране идут процессы обновления образования, его модернизация. Реалиями современности становятся новые организационно-экономические механизмы управления системой образования, повышение экономической самостоятельности образовательного учреждения, изменение системы его финансирования, создание государственно-общественного институтов участия в управлении системой образования в совокупности с изменениями запроса на образовательные услуги, неизбежно приводят к повышению прозрачности деятельности школы, к привлечению дополнительного социального ресурса - ресурса доверия и поддержки. Участие общества в управлении образованием требует адекватной информационной базы. Для обеспечения нового качества диалога общества и школы готовится, публикуется и распространяется информация в форме открытого школьного доклада.

Открытый школьный доклад - аналитический документ, задача которого дать содержательные ответы на вопросы о состоянии и развитии состояния и развития системы образования школы. Доклад адресован в первую очередь внешним по отношению к системе образования читателям - «заинтересованным непрофессионалам». Он подготовлен для широкой публики, органов законодательной и исполнительной власти, учащихся и их родителей, работников системы образования и задача доклада - обеспечить их достоверной информацией для принятия решения.

Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку школьной системе образования, являются:

·        анализ изменений показателей во времени;

·        сравнение характеристик с аналогичными характеристиками системы образования города в целом.

В докладе представлена общая характеристика школы, подробная информация о составе обучающихся, образовательных услугах и результатах, структуре управления школой, а также о ресурсном обеспечении образовательного процесса. В основу доклада легли материалы мониторинга образовательного процесса за последние три года.

Составители:

Филиппова Любовь Викторовна, директор школы;

заместители директора - Фомичева Людмила Григорьевна, Матусевич Светлана Александровна, Майстепанова Галина Викторовна, Гаттарова Татьяна Усмановна.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ

Полное наименование образовательного учреждения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2» (МОУ СОШ №2)

Адрес школы

ул. Парковая, 13Б, г. Лангепас, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область

Учредитель

Управление образования администрации города Лангепаса


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» была основана в 1985 году. Учреждение зарегистрировано Постановлением Главы администрации от 03.02.1992г. № 104 и имеет право юридического лица в части ведения уставной финансово - хозяйственной деятельности, направленной на организацию и осуществление образовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникло у учреждения на основании лицензии, выданной Службой по контролю и надзору в сфере образования от 21.05.2008 года серия А № 239846 регистрационный №299, сроком на 5 лет. На основании свидетельства о государственной аккредитации, выданного Департаментом образования и науки ХМАО - Югры 28 сентября 2005г. № 1212, муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №2» установлен статус:

тип - общеобразовательное учреждение;

вид - средняя общеобразовательная школа.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» (далее - Школа) находится во втором микрорайоне города Лангепаса, в трехэтажном здании. В школе действуют два спортивных зала, библиотека - медиатека, три кабинета информатики, специализированные предметные кабинеты по математике, физике, иностранному языку, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, столовая.

В школе созданы условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.

В своей деятельности Школа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления города Лангепас, Типовым положением об образовательном учреждении и Уставом, утвержденным приказом управления образования администрации города Лангепаса от 25.04.2008 года №167.

Цель деятельности школы:

Организация и осуществление образовательного процесса, призванного помочь обучающемуся воспитать в себе свободную личность, готовую к самоопределению, саморазвитию и самореализации.

Основными задачами Школы являются:

·              формирование общей культуры личности обучающегося на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ и программ повышенного (профильного) уровня по отдельным дисциплинам (курсам);

·              их адаптация к жизни в обществе, воспитание гражданственности и любви к Родине;

·              создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

·              воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

·              формирование здорового образа жизни.

Предметом деятельности школы является:

·        реализация общеобразовательных программ начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования;

·        оказание дополнительных образовательных услуг.

Проектирование и реализация образовательного процесса в Школе исходит из следующих принципов:

Принцип фундаментальности и вариативности означает построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими.

Принцип непрерывности и преемственности образования. Образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат.

Принцип многоуровневости предполагает образование на нескольких взаимосвязанных уровнях с учетом возрастных и образовательных возможностей обучающихся, задач их воспитания и творческого развития, формирования готовности к продолжению образования и жизни в обществе.

Принцип комплексности - это единство воздействия на сознание и поведение учащихся, включение их в разнообразные виды деятельности, формирование интегративных качеств личности, взаимосвязь общего и дополнительного образования и самостоятельной деятельности.

Принцип осознанного выбора предполагает, что участники образовательного процесса обладают субъективными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов образования, участия в жизнедеятельности школы и местного сообщества.

Реализация принципа демократизации нацелена на формирование и развитие демократической культуры всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, сотворчества, личной ответственности через развитие органов государственно-общественного управления школой.

Выше перечисленные принципы сориентированы на обучающегося и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира; на свободное сотрудничество педагогов и учеников, учащихся друг с другом, педагогов и родителей; на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер каждого участника образовательного процесса.

Результаты деятельности школы получили признание управления образования администрации города Лангепаса, ученической и родительской общественности.

В 2007 году по итогам конкурса образовательных учреждений школа выиграла грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в программе «Самоуправление и государственно-общественное управление образовательным учреждением».

В 2008 году итогам конкурса образовательных учреждений школа совместно с МОУ СОШ № 1 выиграла грант Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в программе «Партнерство для развития» и Премию Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в номинации «Лучшие проекты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по организации дошкольного образования детей 5-6 лет».

образовательный управление школа ресурсный

СОСТАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ

Основными потребителями образовательных услуг, предоставляемых школой, являются семьи, проживающие в 2-м микрорайоне города (диаграмма 1), что оказывает большое влияние на образовательную ситуацию в школе:

·   микрорайон застроен капитальным жилым фондом;

·   школа находится в микрорайоне, где не ведется строительство жилых домов, поэтому новые ученики, прибывающие в школу, - в основном братья и сестры обучающихся или дети бывших выпускников, что свидетельствует о сложившейся культуре, традициях, опыте, уровне знаний;

·   разнообразный национальный состав учащихся (в школе обучаются дети 32 национальностей).

Диаграмма 1. География проживания обучающихся МОУ «СОШ №2» (по микрорайонам города Лангепаса)на 10.09.2009 года


В целом социальный паспорт школы на конец 2009-2010 учебного года выглядит следующим образом:

Общее количество обучающихся

734 человек

Дети многодетных семей

97 человек

Дети семей группы риска

10 человек

Дети из неполных семей

158 человек

Дети - инвалиды

2 человека

Дети-сироты

16 человек

Дети малочисленных народов Севера

3 человека


Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Анализ динамики количества обучающихся по ступеням, получающих образование в школе, за последние три года (гистограмма 1) свидетельствует, что при общей тенденции сокращения численности детей 6,5 - 15 лет в городе охват детей начальным, основным и средним (полным) общим образованием остается примерно на одном и том же уровне. В целом отмечается некоторое снижение доли детей города, обучающихся в школе: 2007-2008 учебный год - 16%, 2008-2009 учебный год - 15,6%, 2009 -2010 учебный год -14,5%. На основании результатов подворового обхода (январь 2010 г.) II микрорайона детей от 6,5 до 15 лет, не охваченных организованным общим образованием, не выявлено.

Гистограмма 1. Доля обучающихся, получающих общее образование в МОУ "СОШ №2", по отношению к общему количеству детей соответствующего возраста

В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона РФ «Об образовании» школа обеспечивает доступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Приём, перевод учащихся из школы осуществляется на основании приказов директора школы. Ученический коллектив отличается стабильностью, коэффициент постоянства составляет 93%. Основной причиной движения учащихся школы является смена места жительства.

Таблица 1. Сведения о движении обучающихся МОУ СОШ №2 за 2009-2010 учебный год

Степень общего образования

Количество обучающихся


Начало учебного года

Прибыло

Убыло

Конец учебного года

1 ступень

283

12

12

283

2 ступень

381

5

11

375

3 ступень

75

2

5

72

Всего

739

19

28

730


Средняя наполняемость классов - 24 ученика (1-4 классы - 23 чел., 5-9 классы - 25 чел., 10-11 классы - 25 чел.).

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ

Школа работает в две смены в режиме шестидневной учебной недели (1 классы в режиме пятидневной недели). Продолжительность учебного периода и каникул регламентируется управлением образования администрации города Лангепаса.

Максимальное количество уроков в день:

-4 классы - 4-5 уроков;

-9 классы - 4-6 уроков;

-11 классы - 5-7 уроков.

Обучение ведется в две смены. Доля обучающихся занимающихся во вторую смену 9,5% от общего числа учащихся (только 3-и классы).

Диаграмма 2. Соотношение количества обучающихся в I и II смены в 2009-2010 учебном году

По запросам родителей (законных представителей) открываются группы продлённого дня для обучающихся начальной ступени общего образования.

Комплектование:

1. В первые классы принимаются дети, проживающие в 2-м микрорайоне, при наличии свободных мест - из других микрорайонов. По результатам собеседования, медицинских показаний и психолого-педагогической диагностики формируются классы по программам системы Л.В.Занкова, учебно-методического комплекта «Гармония» и УМК «Школы России».

2. В 5-х классах формируются классы: общеобразовательные и с углубленным изучением иностранного языка, по результатам обученности за курс начальной ступени образования, психолого-педагогической диагностики. В 7-х классах вводится углубленное изучение математики.

3. В 10-й общеобразовательный класс принимаются учащиеся по личным заявлениям. В 10-е профильные классы, где обучение ведется по индивидуальным учебным планам - на конкурсной основе по результатам итоговой аттестации за курс основного общего образования с обязательной сдачей экзамена по одному из профильных предметов: математике, физике, информатике, русскому языку, иностранному языку, обществознанию.

Школа предоставляет разнообразные формы обучения: очную, экстернат, индивидуальное обучение на дому. Развивается дистанционная форма обучения.

Обучение в 10-11 профильных классах осуществляется на основе трехстороннего соглашения (школа-обучающийся-родители) об индивидуальном учебном плане.

Учебный план школы на учебный год составляется на основе базисного учебного плана, утвержденного Приказом министра образования России от 09.02.1998 г. № 322, Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы начального общего, основного и среднего (полного) общего образования с русским языком обучения, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312, Регионального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 30.01.2007 года № 99 и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана, определении программно-методического и учебного обеспечения соблюдаются преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами и отдельными предметами.

Формы организации обучения и воспитания на разных ступенях школьного образования:

·   аудиторные (урок, лекция, семинар, практикум, лабораторная работа, консультация, учебные игры, курсы, самостоятельная работа, зачет, экзамен, классный час, коллективное творческое дело и т.д.)

·   внеаудиторные (детские движения, кружки, экскурсии, проектирование, реферирование, учебное исследование, предметные фестивали, интеллектуально-творческий марафон, научно-практические конференции, олимпиады).

На начальной ступени общего образования реализуются программы современных учебно-методических комплектов: «Гармония» под редакцией Н.Б.Истоминой (57,8% младших школьников), система Л.В.Занкова (33,2% обучающихся в начальных классах), УМК «Школы России» - 9,2%. В каждом учебно-методическом комплекте реализуется попытка развивающего обучения в широком смысле этого слова.

Со 2-го класса школьниками изучаются иностранный язык (английский язык), информатика.

Для формирования и проявления специальных познавательных способностей обучающихся, для самоопределения и социализации личности школьника предусмотрено:

·   курсы по выбору для предпрофильной подготовки девятиклассников;

·   элективные курсы в 10 - 11 профильных классах:

1.      Курсы по интересам обучающихся в различных сферах человеческой деятельности «Немецкий язык, как второй иностранный», «Основы технологии изготовления одежды» и др.

.        Курсы, которые развивают содержание одного из базовых учебных предметов: «Русский язык для говорения и письма», «Культура русской речи», «Генетика человека», «География международного туризма» и др.

.        Курсы, выполняющие роль надстройки профильного учебного предмета: «Деловой английский», «Решение задач по физике», «Компьютерная графика», «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно - ориентированного программирования и электронных таблиц» и др.

·   система дополнительного образования;

·   индивидуально-групповые занятия.

В школе реализуются программы профильного обучения в 10-11 классах: классы с индивидуальными учебными планами (с сентября 2007 года), реализация инженерно-технологического профиля (с сентября 2008года). Кроме того, общеобразовательное учреждение является ресурсным центром реализации предпрофильной подготовки девятиклассников в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений города.

В реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2009-2010 учебном году участвовали все 8-ые и 9-е классы (152 обучающихся), 10А класс (24 обучающихся) и 11Б класс (25 выпускников). В целом число старшеклассников, участвовавших в предпрофильной подготовке и профильном обучении, составляет 27,5% от общего числа детей, обучающихся в школе. В 2009 и 2008 годах эта цифра составляла 29,5%.

Диаграмма 3. Соотношение количества обучающихся в профильных и общеобразовательных классах старшей ступени общего образования в 2008-2009 учебном году


В настоящее время в школе активизировалась проектно-исследовательская деятельность педагогов и обучающихся: ежегодно проводится интеллектуально-творческий марафон по всем предметным областям для обучающихся 2-11 классов, в учебный плане 10-11 профильных классов предусмотрены часы для проектно-исследовательской деятельности, в 2009-2010 учебном году прошел IV школьный фестиваль учебно-исследовательских проектов, в котором приняли участие обучающиеся 4-11 классов. В этом учебном году наши обучающиеся были победителями и лауреатами IV Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке», а также призерами IX Городской конференции «Шаг в будущее»

Для обеспечения вариативности образования, удовлетворения потребностей школьников в дополнительном образовании, развития творческих способностей обучающихся в школе реализуются четыре направления дополнительного образования. (Схема 1)

Гистограмма 2. Динамика охвата обучающихся МОУ СОШ №2 дополнительным образованием (от общего количества обучающихся в школе)

В 2010 году проект «Делаем дом не только дома», реализующийся с 2007 года получил грантовую поддержку (100 тыс. рублей) по итогам Конкурса молодежных проектов, стимулирующих гражданскую активность обучающихся на реализацию социального проекта «Делаем дом не только дома».

КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Принятые в школе подходы в обучении и воспитании позволяют добиваться хороших результатов:

-       100% обучающихся закончили 2009-2010 учебный год без «2»;

-       доля второгодников на всех ступенях общего образования составляет 0%;

-       100% выпускников 9 и 11 классов получили аттестаты об основном и среднем (полном) общем образовании;

-       доля обучающихся, выбывших из школы без получения основного общего образования составляет 0%.

Качество усвоения государственного образовательного стандарта выпускниками основной ступени общего составляет 21%, повысилось на 4%, доля выпускников, окончивших основную ступень общего образования с аттестатом с отличием (2007 год - 6 чел, 2008 год - 2 чел, 2009 год - 4 чел, 2010 год - 1 человек.).

Гистограмма 3. Динамика образовательных результатов выпускников 9-х классов МОУ СОШ №2

% выпускников продолжают образование после 9 класса, растет доля получающих начальное и среднее профессиональное образование, что свидетельствует об осознанном выборе девятиклассниками своей образовательной траектории по результатам предпрофильной подготовки. (Гистограмма4).

Гистограмма 4. Количество обучающихся, продолжающих образование после 9 класса

О качестве образования свидетельствует факт подтверждения выпускниками 11 классов золотых и серебряных медалей по окончанию средней (полной) ступени общего образования. За последние три года из одиннадцатого класса были выпущены 9 золотых медалистов, 8 серебряных (таблица 4).

Таблица 4. Число выпускников, награжденных золотой и серебряной медалями по окончанию средней (полной) школы

Годы

Количество выпускников

Награждены золотой медалью

Награждены серебряной медалью

Доля медалистов от общего количества выпускников

2007

57 чел

1 чел

3 чел

7%

2008

60 чел

6 чел

4 чел

17%

2009

64 чел

2 чел

2 чел

6,3%

2010

48 чел.

1 чел

2 чел.

6,2%


В течение пяти лет выпускники школы проходят итоговую аттестацию за курс среднего полного общего образования в форме Единого государственного экзамена. В 2010 году все 100% обучающихся 11 классов проходили итоговую государственную аттестацию по русскому языку и математике в форме ЕГЭ.

В 2010 году успеваемость по результатам ЕГЭ по предметам:

Таблица

№ п\п

Предмет

средний балл (по 100 бальной шкале)

Сравнение со средне -городским баллом

Успеваемость (в %)

1

Русский язык

57,7

+1,7

95,8%

2

Математика

46,2

+0,2

98%

3

Физика

66

+9,12

100%

4

Химия

47

-8

100%

5

Биология

61,5

100%

6

Обществознание

56,3

-2,37

100%

7

История России

46

-6,83

100%

8

Информатика и ИКТ

92

+25

100%

9

Литература

87

+21

100%


Сравнительный анализ показателей среднего балла по ЕГЭ по отношению среднему баллу по городу Лангепасу свидетельствует о высоком уровне освоения обучающимися школы содержанием математики, русского языка, физики, информатики и ИКТ, литературы (т.е. профильных предметов, преподаваемых в школе) о соответствии уровня качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, их готовности к продолжению образования.

Гистограмма 5. Средний балл по результатам ЕГЭ в МОУ «СОШ № 2» по отношению к среднему по городу Лангепасу (город = 1)

Современный выпускник, чтобы быть востребованным, не только должен обладать хорошими знаниями, но и уметь находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, т.е. владеть средствами и способами деятельности. Учащиеся нашей школы из года в год доказывают наличие таких знаний и умений. Так в 2009-2010 учебном году школа уверенно заняла II место на городских предметных олимпиадах по количеству призовых мест. Особые успехи по результатам городских предметных олимпиад по следующим предметам: физика, русский язык, иностранный язык, литература, математика, информатика, обществознание, технология т.е. все профильные предметы.

Гистограмма 6. Количество призовых мест в городских предметных олимпиадах

Обучающиеся школы всегда входят в состав сборной команды города для участия в окружных предметных олимпиадах и конкурсах. В межрегиональной олимпиаде «Кодекс знаний» по истории России и обществознанию Диплом 1 степени среди 10-х классов (Мусина Г.)

Активное участие наши ученики принимают в дистанционных олимпиадах и конкурсах:

·              Международная конкурс-игра «Русский медвежонок» - принимали участие 142 ученика 2-11 классов - Диплом 1 степени и Диплом 2 степени в городе;

·              Международная конкурс-игра «Кенгуру» - принимали участие 149 человек 2-11 классов -1, 2 и 3 место в городе;

·              Конкурс «Эрудит - марафон» - ЭМУ для учащихся 2 - 4 классов - приняли участие 103 ученика.

·              Олимпиады по основам наук УРФО:

I тур - 66 учащихся;

II тур - 53 учащихся;

IIIтур - 17 учащихся 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени.

Обучающиеся и педагоги школы становятся стипендиатами и лауреатами:

o   Именная стипендия главы города Лангепас - 5 обучающихся;

o   Именная премия ООО «Лукойл - Западная Сибирь» - 11 человек;

o   Премия, учрежденная председателем общественной организации «Наш микрорайон» А.С. Филатовым - 45 обучающихся;

o   Премия одаренным выпускникам 11-х классов - 3 человека;

o   Премия главы города Лангепаса одаренным детям - 7 человек;

o   Премия педагогам, работающим с одаренными детьми - 2 человека.

В школе сложилась определенная система работы с детьми «группы риска» с целью профилактики и преодоления отклонений в социальном и психологическом здоровье обучающихся.

Одно из главных направлений деятельности педагогического коллектива является предупреждение правонарушений и преступлений среди обучающихся школы. С этой целью разработана и внедрена система социально - педагогического сопровождения. Координирующая роль в решении данного вопроса отведена Совету профилактики. Регулярно, в специальном журнале «Контроль за исполнением решений Совета профилактики», подводятся итоги о проделанной работе, принимается решение о продолжении патронажа, ходатайстве в КДН и ЗП или в милицию о снятии ребенка с учета. Создан конфиденциальный банк данных, на каждого ребенка «группы риска» заведена индивидуальная карта, в которой фиксируется социально - демографический портрет семьи, данные об особенностях его психики, физического и умственного состояния, сведения о занятости в досуговое время, а также результаты индивидуальных консультаций, рейдов посещения на дому, собеседований, как с подростком, так и его родителями, учителями - предметниками, классными руководителями.

В системе работы с детьми правонарушителями осуществляется взаимодействие социального педагога с классными руководителями, педагогом - психологом, инспектором по делам несовершеннолетних.

Такая работа привела к уменьшению доли учащихся, совершающих преступления (таблица 6).

Таблица 6. Доля учащихся МОУ «СОШ №2», совершивших правонарушения и преступления


2007\2008 уч.год

2008\2009 уч.год

2009\2010 уч.год

Доля учащихся, совершивших преступление

0,1%

0%

0%

Доля учащихся, совершивших правонарушения

0,48%

3,1%

2,9%

Соотношение обучающихся поставленных и снятых с учета в КДН и ЗП

сняты поставлены 5 чел. 3 чел.

сняты поставлены 4 чел. 9 чел.

сняты поставлены 11 чел. 10 чел.


Следует отметить, что ни один ученик школы не состоит на учете в учреждениях здравоохранения по причине алкогольной и наркотической зависимости.

Одним из критериев деятельности школы, показателей качества образования является удовлетворенность участников образовательного процесса различными его сторонами. Ежегодно проводится опрос обучающихся и их родителей о взаимоотношении УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, об условиях, созданных в школе для получения образования.

Анализ анкетирования показал, что, по мнению обучающихся, в школе созданы комфортные условия, обеспечивающие полное и прочное усвоение государственного образовательного стандарта по всем дисциплинам. Так, в 2008-2009 учебном году наблюдается самый высокий процент (по сравнению с двумя предыдущими годами) обучающихся, полностью удовлетворенных процессом жизнедеятельности в школе на протяжении всего времени обучения в ней. Отмечается также снижение числа выпускников, неудовлетворенных этим процессом, по сравнению с прошлым годом (гистограммы 9).

Гистограмма 9. Динамика изменения уровня удовлетворенности выпускников школы образовательными услугами


В 2009-2010 учебном году было проведено анкетирование родителей обучающихся с просьбой высказать свое мнение о школе, результатах ее деятельности. Опрошено 25% родительской общественности школы. Из анализа результатов опроса родителей следует, что

·              83% обучающихся осведомлены о школьной жизни;

·              87% обучающихся удовлетворены воспитательной работой;

Доля удовлетворенности обучающихся школьной жизнью составляет 87 % против 86% в прошлом учебном году, что также свидетельствует о качестве воспитательной работы.

Все эти результаты показывают, что педагогический коллектив и администрация школы ведут целенаправленную эффективную работу над развитием учебно-воспитательного процесса, на основе анализа и своевременной коррекции.

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одной из приоритетных задач деятельности школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и мотивации на здоровый образ жизни, обеспечение детей социально-психологическими и медицинскими условиями для обучения и развития. В настоящее время при оценке состояния здоровья детей школьного возраста и подростков основными показателями являются показатели заболеваемости и показатели физической подготовленности обучающихся.

К здоровьесберегающим условиям образовательного процесса можно отнести:

§  витаминизацию обучающихся (охват 100% обучающихся);

§  в 2008г. ,2009 г. наблюдается снижение заболеваемости учащихся простудными заболеваниями, заболеваниями органов зрения и опорно-двигательного аппарата. В 2010г. снизилась заболеваемость органов зрения количества простудных заболеваний объясняется неблагополучной эпидемиологической обстановкой в городе и по стране. Профилактические прививки: от гриппа 545(73%); Р-манту 675 (91%)- снижение количества породиагностированных детей объясняется несвоевременным поступлением туберкулина; от краснухи по плану-8, привито -8; АДС-М 7,14 лет по плану 95, привито 91чел; полиомиелит по плану 86, привито 70 учащихся; вакцинации от гепатита «В» и гепатита «А» учащиеся не подлежат, т.к. были привиты ранее.

§  организацию оздоровительного плавания в бассейне МУ «Спортивный комплекс» для 4 классов (охват 9% обучающихся);

§  плановую санацию обучающихся (охват 100% обучающихся);

§  проведение Дней и декад здоровья (охват 96% обучающихся);

§  проведение физкультминуток и зарядки для глаз (охват 100% обучающихся).

Основной профилактической работой в школе является контроль состояния здоровья обучающихся. С этой целью в школе проводятся медицинский осмотр учащихся по скрининг - программе для детей и подростков разного возраста. Проводя анализ основных видов заболеваний обучающихся, следует отметить, что по прогрессирующим видам заболеваний (опорно-двигательного аппарата, нервно-психические, стоматологические заболевания) наметилась тенденция небольшого снижения процента учащихся имеющих данные патологии (таблица 8). В 2010 году снижается заболевания по следующим показателям

Таблица 8. Динамика основных видов заболеваний обучающихся

Виды заболеваний

2006/2007 уч. год

2007/2008 уч. год

2008/2009 уч. год

2009-2010 уч. год

Простудные

389 (40,5%)

394 (44%)

362 (43%)

534 (72%)

Нарушение осанки

358 (37%)

403 (45%)

292 (35%)

328 (44,2%)

Нарушение зрения

383 (39,9%)

437 (45%)

375 (44%)

300 (40,4%)

Заболевания ЖКТ

43 (4,48%)

45 (5,0%)

52 (6%)

46 (6,2%)

ЦНС

25 (2,6%)

20 (2,2%)

22 (2,6%)

28 (3,8%)

Гистограмма 10 Доля детского травматизма, в 2008-2009 учебном году составляет 0,8 %.







По результатам медицинских осмотров, за последние 3 года наблюдается рост количества обучающихся отнесённых к основной физической группе (в 2007 году - 89%, в 2009 - 92%) и снижение процента обучающихся отнесённых к специальным медицинским группам (в 2007 году было 2%, а в 2009 году всего 0,9%). Гистограмма 11 показывает наличие однако, в 2010 году эти показатели несколько ухудшились.

Гистограмма 11. Соотношение обучающихся школы по группам здоровья

По результатам «Президентских тестов», проведённых в начале и в конце учебного года, наблюдается рост уровня физического развития обучающихся. Если в октябре с высоким уровнем развития было 5% обучающихся, то в мае стало 9%,со средним уровнем физического развития было 47% стало 47,6%% (гистограмма 12).

Гистограмма 12. Динамика уровней физического развития обучающихся МОУ СОШ №2 за 2009-2010 учебный год (президентские тесты)


Следует также отметить, что повысили уровень физического развития 20% обучающихся, а по общему количеству баллов 28% обучающихся улучшили свои результаты.

Для создания благоприятных условий пребывания детей в школе организовано горячее питание. Доля расходов на организацию питания обучающихся составила: 2009-2010 году -9,9%. Все 100% обучающихся школы обеспечены бесплатным горячим завтраком из расчета 21 рубль на одного человека, 15,9% обучающихся (льготные категории) - горячими обедами из расчета 50 руб. на 1 человека. Постоянно в питании присутствуют фрукты, овощи, соки, кисломолочные продукты. Большим спросом у обучающихся пользуются витаминные столы, это разнообразные салаты, йогурты, а также выпечка и кондитерские изделия. Постоянно осуществляется витаминизация третьего блюда.

Приготовление блюд соответствует требуемым технологиям, постоянно обновляется ассортимент, разнообразна буфетная продукция. Все необходимые требования к качеству приготовления пищи, составлению меню, санитарному состоянию пищеблока, хранению продуктов соблюдаются.

Все эти данные свидетельствуют об отсутствии отрицательной динамики состояния здоровья детей.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ

В своей деятельности школа руководствуется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, законами и распоряжениями Департамента образования и науки ХМАО-Югры, распоряжениями и приказами главы администрации города Лангепаса, приказами управления образования, Уставом МОУ СОШ №2, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса.

Цель управления на уровне школы заключается в формировании демократического учреждения, в основе которого положена идея психолого-педагогических, организационно-педагогических, социально-педагогических и правовых гарантий на полноценное образование.

Управление осуществляется на основе сотрудничества педагогического, ученического и родительского коллективов, с опорой на инициативу и творчество.

Административно-управленческая работа школы обеспечивается следующим кадровым составом:

директор,

заместители директора по учебно-воспитательной работе начальной и основной школы,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе (методическая работа),

заместитель директора по учебно-воспитательной работе (внеурочая деятельность),

заместитель директора по административно-хозяйственной части,

главный бухгалтер,

заведующая школьной библиотекой.

Доля администраторов, имеющих профессиональное специальное образование (менеджмент в образовании), составляет 13% (1 человек).

В основу системы управления положены следующие принципы:

1. Активное участие в управлении педколлектива, развитие демократических основ управления.

. Солидарность в управлении.

. Постоянное согласование в ходе управления интересов основных субъектов педагогического процесса.

. Моральное и материальное стимулирование творчески работающих педагогов.

. Ответственное участие в процессе принятий решений.

Для обеспечения реализации этих принципов разработана система управления школой:

·        принятие решений осуществляется администрацией в ходе непрерывно идущего процесса согласования ценностей и целей всеми структурными звеньями школы;

·        расширяются права общественности и родителей в управлении;

·        процесс принятия оперативных решений, кадровые вопросы, контроль за их исполнением и качеством образования в школе остается за администрацией, которая учитывает рекомендации и предложения родителей, педагогов, а также городского руководства управления образования.

Коллегиальное управление осуществляется Управляющим Советом школы и педагогическим советом.

Высшим органом управления является Управляющий Совет школы (собирается 4-6 раз в год), при необходимости созываются малые педсоветы. Тематика педагогических советов ежегодно определяется коллективом в ходе проблемно-аналитического заседания в августе при определении задач и плана деятельности школы на новый учебный год.

К совещательным органам управления относятся методический совет, комиссия по реализации предпрофильной подготовки и апробации профильного обучения, а также создаваемые творческие группы педагогов, деятельность которых направлена на решение возникающих профессиональных и образовательных проблем в системе образования школы/

За последнее время сложилась система самоуправления школой. В школе действует - Республика интересных дел (РИД). РИД - орган самоуправления учеников, работа которого направлена на организацию и проведение коллективной, общественной и трудовой деятельности, решение внутренних вопросов.

Цели республики: Обогащение внутриколлективных и межличностных отношений.

Обеспечение постоянной возможностью для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.Воспитание в учениках патриотических и гражданских чувств, чувства любви к школе.

На рис.1 представлена схема ученического самоуправления. Высшим органом школьного ученического самоуправления является Учредительное собрание. В период между собраниями высший орган - КПД, в состав которого входят старосты от каждого классного коллектива.

Рисунок 1. Схема ученического самоуправления


Самоуправление учащихся - это реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку своей деятельности. Доля обучающихся, участвующих в управлении учреждением - 6,7 %.

Первым звеном в системе самоуправления родителей является классное родительское собрание. В каждом классе созданы и действуют классные родительские комитеты. Цель классного родительского комитета - оказания помощи педагогическому коллективу в воспитании и обучении детей. В состав комитета входят 5 родителей. В целом доля родителей, участвующих в деятельности классных родительских комитетов, составляет 13% от общего числа родительского сообщества. Руководство деятельностью классного родительского комитета осуществляет председатель. Классный родительский комитет взаимодействует с педагогическим Советом, Советом школы, администрацией школы.

Совет школы является центральной структурой школьного самоуправления, «замыкающей» на себе системы школьного самоуправления групп школьного сообщества (самоуправление школьников, самоуправление родителей, самоуправление педагогических работников), и центральной структурой системы государственно-общественного управления школой (путем включения в состав Совета директора школы, работников школы, учащихся и родителей). В состав Совета школы входят 2,5% родителей от общего числа родительской общественности. Председатель Совета школы избирается общим голосованием из числа представителей родительской общественности.

В целом доля родителей, участвующих в общественном управлении школой составляет 15% против 13%, и это также наглядное свидетельство общественной активности родителей школы.

С декабря 2006 года в школе реализуется программа создания и введения в практику деятельности школы Управляющего совета как органа государственно-общественного управления качеством образования.

Таким образом, в школе создана и функционирует система управления. Однако, необходимость решения социальных проблем в стенах школы порождает разнонаправленные, разнородные процессы школьной жизни. Их соорганизация предъявляет новые требования к управленческой деятельности. Возникает потребность в придании системе образования характер большей мобильности и гибкости, в регламентации отношений социального партнерства педагогов, обучающихся, родителей и общественности.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Обеспеченность педагогическим кадрами в школе составляет 100%. В школе работает 75 педагогических работника, среди которых 85% имеют высшее педагогическое образование, 9,3% в коллективе - мужчины. Средний возраст педагогов 44 года. Все работники включены в штатное расписание.

Состав педагогического коллектива по стажу работу представлен на диаграмме 4. 6,7% педагогов - пенсионного возраста, 8 % имеют стаж работы до 5 лет.

Диаграмма 4. Состав педагогического коллектива школы по педагогическому стажу работы


Ежегодно педагоги школы выходят на аттестацию на квалификационную категорию. В этом учебном году 21,3% педагогических работников школы успешно прошли процедуру аттестации. Таким образом, на конец 2009-2010 учебного года в школе работают 9% педагогов высшей квалификационной категории, 60% - первой, 27% - второй (гистограмма 12).

Гистограмма 12. Состав педагогического коллектива МОУ СОШ №2 по уровню квалификации

На одного учителя в школе приходится в среднем 10 учеников. Средняя нагрузка по методическим объединениям представлена на гистограмме 13. Наибольшую нагрузку имеют учителя физической культуры и информатики, наименьшую - естествознания, начальных классов, русского языка и литературы. 85 % учителей 5-11 классов имеют нагрузку менее 27 часов.

С целью повышения профессионального мастерства руководящих и педагогических кадров школы организовывалось их участие в курсах повышения квалификации, семинарах и конференциях. 52% педагогических работников школы в 2008-2009 учебном году прошли курсовую подготовку. Из таблицы 9 видно, что из года в год растет количество педагогов, повышающих свою квалификацию через прохождение курсовой подготовки.

Гистограмма 13. Показатели средней учебной нагрузки педагогов школы по методическим объединениям

Таблица 9. Сведения о повышении квалификации педагогических кадров МОУ СОШ №2 (за последние пять лет)

Курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного проф. образования взрослых

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010


Кол-во человек

% от общ. числа

Кол-во чел.

% от общего числа

Кол-во человек

% от общего числа

Кол-во человек

% от общего числа

Краткосрочные (до 100 часов)

57чел

70%

38чел

46%

40чел

52%

19чел

26%


По содержанию можно выделить следующие направления повышения квалификации:

§  Управление образовательным процессом

§  Предметные курсы

§  Формирование компетенций педагогов

§  Внеурочная деятельность

§  Конкурс «Сердце отдаю детям».

Таким образом, в школе сложился работоспособный коллектив с достаточно высоким потенциалом. О благоприятной атмосфере в коллективе свидетельствуют и показатели стабильности кадров. 41 % педагогов проработают в МОУ СОШ №2 более 15 лет. В прошлом учебном году из школы выбыл 1 педагога - в связи с уходом на пенсию. Вакансий нет.

Качество и доступность образования прямо влияют на наши национальные перспективы, поскольку формируют уровень интеллектуального потенциала общества. И вполне закономерно, что движение к успеху в сфере образования стало одним из серьезных приоритетов государства.

Важные изменения в образовательном процессе происходят и в нашей школе. В этом учебном году было два направления инновационной деятельности: в начальной школе осуществлялось внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В основной и средней школе продолжается апробация инженерно-технологического профиля. В реализации первого направления принимали участие 12 (100%) учителей начальных классов. В апробации инженерно-технологического профиля - 13 учителей старшей школы (31,7% учителей 5-11 классов).

Анализ анкетирования педагогов показал, что, не смотря на сложности, внедрение ФГОС второго поколения, апробации инженерно-технологического профиля вызвало интерес педагогов к инновационным формам работы, заданиям и упражнениям. Учителя применяют на практике современные технологии: проектную, ИКТ, блочно-модульную, уровневую дифференциацию и др., а также развивающие методы и приемы работы: анализ учащимися своих ошибок, введение материала от общего к частному и др. (Диаграмма 5) Всего применяют информационные технологии в образовательном процессе - 50 педагогов (65%).

Доля применения современных педагогических технологий учителями школы

Успешное функционирование и развитие системы образования обусловлено достаточным финансированием. Доля расходов школы на образование от консолидированного бюджета системы образования города составляет: 2005 год - 1,9%; 2006 год - 2,8%. Согласно плановым цифрам по состоянию на июнь 2007 года доля расходов школы на образование составит 2,4 %.

Расходы на одного обучающегося в год составляют: 2005 год - 36,5 тыс. руб., 2006 год - 59, 7 тыс. руб., 2007 год - 59,15 тыс.руб, 2008 год - 78, 34 тыс.руб., 2009 год-76,61% тогда как этот показатель по городу составляет соответственно 39,3 тыс. руб., 52,2 тыс. руб.

Увеличиваются доходы учреждения от внебюджетной деятельности: поступления от продажи товаров, услуг, грантов: 2006 год - 35 тыс.руб, 2007 г. - 200 тыс.руб, 2008 год - 850 тыс.руб., 2009 год -0,0; 2010 год-100,0. Однако школа недостаточно использует привлечение дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных и иных услуг.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА

Год ввода здания школы в эксплуатацию - 1985. В настоящее время здание находится в удовлетворительном состоянии. Износ составляет 26%. Мощность объекта по типовому проекту - 900 учащихся, по лицензии - 900 учащихся, фактически 730 учащихся. Дата последнего ремонта - 2005 год.

Доля плановых расходов школы на развитие материально-технической базы составляет: 2005 год - 9% (ремонт школы), 2006 .- 1,7%.; 2007 год - 2,7%, 2008 год 37%, 2009 год- 2,3 %, тогда как доля расходов на заработную плату работникам школы составляет соответственно - 55%; 48%, 63,4%, 57,6%; 69,54%.

В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» в школе оборудовано 2 компьютерных класса. За прошедший учебный год оборудовано еще 4 класса с компьютерами для индивидуальной работы учащихся с выходом в локальную сеть. Общее количество компьютеров, задействованных в образовательном процессе - 67 шт., в среднем на один компьютер приходится 11 обучающихся начальной, основной и старшей ступеней образования (в 2008 году 14 учащихся).

В настоящее время средства субвенций, запланированные на приобретение учебно-наглядных и учебно-лабораторного оборудования, расходуются на укрепление материально-технической базы кабинетов профильного обучения (иностранный язык, русский язык), что связано с созданием достаточных ресурсов для качественной реализации программ филологического профиля. В ноябре 2007 года были открыты электронный лекционный зал и библиотека-медиатека. В 2008 созданы компьютерные рабочие места, с подключением в локальную сеть для обучающихся, в профильных кабинетах: математики и физики. В 2009 году оборудован мультимедийный лингафонный кабинет на 7 рабочих мест, компьютерный кабинет для учащихся начальной школы, мобильный компьютерный класс на 11 рабочих мест.

Обеспеченность обучающихся учебниками федерального перечня составляет 100%, учебной литературой по предметам регионального компонента - 100%. Обеспеченность учебниками одного ученика в среднем составляет 15 экземпляров (гистограмма 14). Процент обновления фонда учебной литературы - 30%. В целях экономии средств используется городской обменный фонд учебной литературой.

Финансовыми источниками для приобретения литературы являются: окружной бюджет, местный бюджет и субвенции. В 2009-2010 учебном году было приобретено:

из окружного бюджета - 495 экземпляров;

из местного бюджета - 409 экземпляра;

из бюджета школы - 1104 экземпляров.

По состоянию на 1 июля 2010 года объем библиотечного фонда составляет 18266 экземпляра, книгообеспечение - 22,6 экземпляра, объем учебного фонда - 15912 экземпляра.

Гистограмма 14. Количество учебников на одного обучающегося по ступеням общего образования


Наряду с приобретением учебных пособий, перед школьной библиотекой стоит важная задача приобретения программно-методической, педагогической, программно-художественной литературы, а также электронных изданий, необходимых для обеспечения качественного образовательного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический коллектив и администрация школы целенаправленно работают на развитием и совершенствованием образовательного процесса. Школа стремится обеспечить образовательные потребности обучающихся и их родителей. Следуя логике развития, приоритетными направлениями развития нашей школы можно считать следующие:

·        Расширение образовательных услуг, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни: внедрение современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий, освоение новых форм обучения (дистанционное, социальные практики, проектирование и т.п.), разработка индивидуальных образовательных программ, обеспечивающих обучающимся личностно-значимое образование.

·        Разработка содержания образования Школы технологической культуры как нового слоя общей культуры участников образовательного процесса, указывающего на развитый интеллект, высокий уровень способностей к созидательной деятельности, активную гражданскую позицию.

·        Обеспечение материально-технических и учебно-методических условий, соответствующих современным требованиям к образовательному процессу.

·        Развитие государственно-общественных форм управления посредством введения в практику деятельности школы Управляющего совета.

Движение по этим направлениям предполагает появление качественных новообразований, способствующих изменению качества образования в соответствии с требованиями современности.

Похожие работы на - Организационно-экономические механизмы управления системой образования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!