Сравнительный анализ социальной сети 'В контакте' и 'Одноклассники'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21 Кб
  • Опубликовано:
    2012-09-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ социальной сети 'В контакте' и 'Одноклассники'












КУРСОВАЯ РАБОТА

Сравнительный анализ социальной сети «В контакте» и «Одноклассники»

Введение

Актуальность темы обуславливается целым рядом факторов. Во-первых, о рассматриваемом в данной работе конструктивистском подходе (исследования науки и технологии) можно говорить как о передовом направлении в социологии, рассматривающем различные явления и процессы с совершенно новой точки зрения, которая позволяет найти, казалось бы, в уже изученных феноменах социальной жизни множество новых проблем. Более того, изучение виртуальных социальных сетей представляется нам крайне актуальной темой, т.к. современное мировое общество неразрывно связано с такими феноменами как глобализация и информатизация, причиной которых является повсеместное распространение различных информационных технологий. Данные информационные технологии, в свою очередь, оказывают большое влияние на повседневную жизнь индивидов, создавая новые практики коммуникации, поиска информации и пр. Исследование, проведенное в данной работе, направлено на изучение и сравнение двух самых популярных российских социальных сетей, что, при дальнейшем, более глубоком изучении данной проблемы, может позволить выявить специфические особенности российского сообщества, которое диктует разработчикам социальных сетей определенные требования, влияющие на популярность различных веб-сайтов, специализирующихся на формировании определенных виртуальных сообществ.

Степень научной разработанности темы: Первые работы, посвященные изучению виртуализации и информатизации общества, а также влиянию медиа на становление и развития современного общества представлены следующими авторами: М. Кастельс и М. Маклюэн. Изменения, произошедшие в результате информатизации общества освещены в работах К. Аксаузена, Дж. Винсента, В.А. Ивницкого, М. Берри, И.А. Мальковской. Интернет и виртуальные социальные сети исследуются в работах О. Овакимян, С. Коноплицкого, В.Л. Силаевой, Н.В. Корытниковой, В.П. Коломиец и С.О. Кремлевой, В.Н. Щербиной, А.П. Мохначевой, Е.И. Демьянова, Е.А. Ворониной.

Обзору теоретических подходов, имеющих для нас значение в данной работе, посвящены работы следующих авторов: П. Бурдье, Н.А. Шматко, Н. Кауппи, Б. Латур, Дж. Ло, С. Сисмондо, Е. Хаккет, И. Фариас, В. Вахштайн, Л. Коулдри.

Объектом исследования являются социальные сети «В контакте» и «Одноклассники». Предметом же исследования выступают повседневные практики пользования индивидами данными социальными сетями.

Цель курсовой работы - изучить современную виртуальную культуру, формируемую различными социальными сетями и провести сравнительный анализ двух российских социальных сетей: «В контакте» и «Одноклассники».

Цель курсовой работы предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

-описать изменение коммуникативных практик индивида, произошедших в результате информатизации общества;

-рассмотреть различные теоретические подходы к изучению виртуальных социальных сетей;

-выяснить особенности современной виртуальной культуры, диктуемой специфичностью современного интернет-пространства;

-рассмотреть практики пользования социальными сетями «Вконтакте» и «Одноклассники», виртуальную культуру данных виртуальных сетей, а также провести их сравнительный анализ.

Методологические и теоретические основы исследования.

Данное исследование было основано, в первую очередь, на теоретических и методологических положениях направления социологии, именуемого «исследованиями науки и технологии». Более того, был проанализирован ряд работ, авторы которых делали акцент на изучение Интернета как социального феномена. В работе использованы эмпирические методы социологического исследования.

1. Теоретико-методологические основания исследования виртуальных социальных сетей

1.1Информационное общество: трансформация коммуникативных практик актора

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Признаком современного общества, изучаемого социологией, является глобализация. Это - постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия. Другими словами, можно сказать, что глобализация представляет собой расширение и углубление социальных связей в мире, а также усиление взаимозависимости государств и народов. Глобализация на современном этапе развития общества неразрывно связана с информатизацией.

Информатизация - развитие общества посредством внедрения в повседневную жизнь новых информационных технологий. Информатизация обеспечивает переход общества от индустриального типа развития к информационному. Американский социолог М. Кастельс писал об этом феномене: «новое индустриальное пространство и новая экономика организует свои операции вокруг динамики единиц, вырабатывающих информацию».

Современное информационное общество имеет ряд характеристик, отличающих его от других типов обществ:

.С развитием различных информационных технологий и повсеместным их внедрением в повседневную жизнь расширились возможности накопления и переработки информации

.Основанием нового социального неравенства становится характер отношения к информации

.Появился «мировой информационный порядок» (Э. Гидденс), т.е. глобализация средств массовой информации и коммуникации

.Появились новые формы коммуникации: микро-координация посредством мобильных телефонов: «мобильные телефоны сделали возможным «микро-координацию», осуществляемую индивидом в процессе передвижения по городу. Микро-координация - мобильная практика, которая позволяет координировать встречи в ближайшем будущем», общение в социальных сетях: «В современных условиях виртуальные социальные сети становятся базовым инструментом, с помощью которого пользователи постоянно отслеживают и наращивают свою сеть контактов» и пр.

.Трансформация самой структуры коммуникативного опыта человека. Другими словами, в среде новых информационных технологий характерной особенностью коммуникации становится постоянная необходимость «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним. Дж. Винсент писал по этому поводу: «Пользователи мобильных телефонов в процессе разговора подчиняются некому набору «правил чувств»; при этом показ или скрытие тех или иных чувств зависит не от выражения лица собеседника при личном общении, а от информации о событии, которая передается электронными средствами…Таким образом, мобильный телефон становится доверенным лицом и посредником для передачи электронных эмоций, как положительных, так и отрицательных, при общении с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов».

.С развитием интернета усилилось размывание статусных позиций в виртуальных сетевых организациях.

Таким образом, можно говорить о том, что основной особенностью современного информационного общества является коммуникация. Теперь было бы логичным перейти к описанию новых распространенных способов коммуникации, которыми различные информационные технологии обеспечили современное общество.

Коммуникация посредством мобильных телефонов. Можно выделить два основных вида коммуникации посредством данной технологии:

.Во-первых, это общение посредством SMS-сообщений. Этот тип общения имеет свою собственную «культуру» и стиль мышления: возникают специфические сокращения слов, слоганы, а также сочетания символов, которые означают определенное слово или действие.

.Во-вторых, коммуникация посредством звонков. В отличие от стационарных телефонов, которые подключают друг к другу определенные места, мобильный телефон дает возможность подключения человека к человеку, делая, тем самым, повседневную жизнь индивидов более гибкой. Более того, во время разговора по мобильному телефону, человек создает свое личное пространство в более обширных общественных местах: «Мобильные технологии, включая телефоны, производят пространства, которые исключены во времени и пространстве от конкретного физического места». Таким образом, мобильный телефон позволяет, словами немецкого философа Новалиса, «быть повсюду дома».

Коммуникация посредством интернета. Интернет является местом для создания различных «виртуальных сообществ», т.е. определенных групп людей, которые участвуют в социальном взаимодействии и имеют какие-либо общие связи между собой в определенных пространственно-временных рамках. Попадая в определенное виртуальное сообщество, пользователь, как правило, получает свой собственный статус, более того, он должен следовать определенным нормам, которые существуют в данном сообществе. В противном же случае он может быть исключен из данного сообщества (например, удален из друзей или же может получить «бан», т.е. быть лишенным каких-либо прав пользователя). Коммуникация в виртуальном пространстве имеет свои специфические черты, которые, в последнее время стали распространяться и на общение в физическом пространстве: «обыденное сетевое общение характеризуется примитивизацией языка, введением в него антиграмматики, заключенной в употреблении «а» вместо безударного «о» и наоборот, «и» вместо безударного «е» и наоборот, «цц» вместо «тс», «тьс», «дс», также «жы» и «шы» вместо «жи» и «ши», «щ» вместо «сч» и наоборот, «йа» вместо начального «я», «ф» или «фф» вместо «в», противоположном использовании оглушенных звонких и глухих согласных, а также в слиянии слов воедино без пробела». Также виртуальному общению присуща фамильярность, которая сегодня начинает использоваться подростками, привыкшим к такому виду коммуникации, в формально-ролевом общении, что зачастую приводит к многочисленным неловким ситуациям и нарушению этических правил поведения.

Итак, в данном пункте был выделен ряд отличительных признаков современного информационного общества, после изучения которых можно прийти к выводу, что основной особенностью такого типа общества является коммуникация. Также были описаны самые распространенные виды коммуникации, которые стали доступны обществу благодаря информатизации: общение посредством мобильного телефона и интернета. Более того, после анализа многочисленных работ, посвященных изучению виртуализации общества, был сделан обобщающий вывод: появление и распространение различных информационных технологий явилось причиной преобразования повседневной жизни общества: появились новые практики и тактики коммуникации, индивиды стали перестраивать свою привычную жизнь для того, чтобы освободить время для пользования интернетом, были кардинально изменены и ускорены способы поиска нужной информации. В этой связи, следует обратиться к изучению различных теоретических подходов, которые делают упор на изучение способов организации индивидами социальной жизни, учитывая при этом различные технологические объекты с точки зрения их роли в конструировании повседневности.

1.2 Теоретические подходы к изучению виртуальных социальных сетей

Одним из традиционных исследований информационных технологий можно назвать работы Пьера Бурдье, французского социолога, который разрабатывал свою концепцию в рамках социального конструктивизма. В своем исследовании медиа П. Бурдье выделяет поле масс-медиа. Как и все поля, которые французский социолог выделяет в своей концепции, данное поле имеет свой собственный капитал - капитал известности и признания того или иного издания. В поле масс-медиа, как и в других полях культурного производства, наблюдается два типа признания: узкое, среди равных, коллег, профессионалов и широкое или внешнее - со стороны публики, непрофессиональных потребителей. Каждое поле в концепции П. Бурдье имеет своих собственных агентов, которые конструируют данное пространство: «В соответствии с представлениями здравого смысла, в социальном универсуме сегодня существуют журналисты, политики, телевизионные журналисты, интервьюирующие политиков, социологи, дающие интервью в газетах или интервьюирующие политиков и журналистов и т.д. То есть существуют видимые и непосредственно воспринимаемые агенты, встречающие друг друга, которые могут бороться друг с другом, конкурировать и т.д., и т.п.». Поле масс-медиа представлено следующими агентами: журналисты, репортеры, ведущие передач, редакторы и режиссеры, владельцы средств массовой информации (индивидуальные агенты); издательства, телеканалы, радиостанции, информационные агентства, газеты (институциональные агенты). Н. Шматко пишет: «С одной стороны, СМИ получают все большую власть в обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой, - они попадают под непрерывно растущие влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики».

Таким образом, можно заметить, что П. Бурдье совершенно не рассматривает публику как конструирующую поле масс-медиа. В его рассуждениях публика пассивна и лишь воспринимает данные ей новости. Участвуют же в создании телепередач, статей и радиотрансляций лишь те акторы, которые имеют определенный профессиональный капитал данного поля. П. Бурдье дает следующее определение полю: « «Поле есть место сил, внутри которого агенты занимают позиции, статистически определяющие их взгляды на это поле и их практики, направленные либо на сохранение, либо на изменение структуры силовых отношений, производящее это поле… Социальное поле является местом действий и противодействий, совершаемых агентами, обладающими постоянными диспозициями, которые некоторым образом усвоены в ходе опыта нахождения в данном поле». Отсюда следует, что социолог, считая что поле - это совокупность агентов, которые могут сохранить либо изменить структуру данного поля, не берет во внимание один из самых главных элементов, конструирующих поле масс-медиа - публику. В связи с этим, следует обратить внимание на другое направление, критикующее социальный конструктивизм П. Бурдье - французскую школу исследований науки и технологии.

Исследования науки и технологии (STS) представляют собой своеобразный конструктивистский подход к изучению взаимного формирования общественной жизни человеческими и нечеловеческими субъектами. Данное направление было разработано в 1960-1970-х годах. Ранние истоки STS можно отнести к социологии научного знания и философии науки. STS представлена множеством различных направлений, среди которых можно выделить акторно-сетевую теорию (ANT) и социальное конструирование технологий (SCOT). Данные направления объединяет вопрос о существовании научных вещей и об отношении людей и вещей друг с другом. Другими словами, цель данных направлений - изучение взаимного формирования общества и технологий. В STS можно выделить несколько основных характеристик:

. Научные факты (технологические артефакты) - результат конструирования взаимодействия человеческих и нечеловеческих агентов.

. Должны учитываться все социальные группы, имеющие отношение к конструированию артефакта, к развитию определенной технологии.

. Человеческие и нечеловеческие агенты рассматриваются одинаково, также одинаково должно объясняться конструирование общества и конструирование технологий.

Акторно-сетевая теория - это относительно молодое направление в социологии, появившееся во Франции в начале 80-х годов (Брюно Латур, Мишель Каллон, Джон Ло). Акторно-сетевая теория исходит из положения, что любое научное знание - это не открытие, а результат длительного процесса конструирования фактов, в котором участвуют как человеческие, так и нечеловеческие элементы. Таким образом, данная отрасль делает акцент на изучении лабораторий, в которых совершается производство научных знаний. Например, такой лабораторией может являться студия звукозаписи или, пример более актуальный для темы данной курсовой работы - любая виртуальная социальная сеть. Акторно-сетевая теория следует трем методологическим принципам в своих исследованиях, что говорит о ней как об очень полезной теории для эмпирики, в том числе для исследования медиа и виртуальных социальных сетей:

)следовать за акторами, не задумываясь над смыслом;

)описывать, но не объяснять;

)при описании не пользоваться умозаключениями.

С этой точки зрения, Б. Латур говорит следующее: «…Если вы попытаетесь нарисовать пространственно-временную карту всего, что присутствует во взаимодействии, и набросать список всех, кто так или иначе в нем участвует, вряд ли вы получите хорошо различимый фрейм; скорее - спиралевидную сеть с множеством самых различных дат, мест и людей». Эта цитата говорит нам о том, что акторно-сетевая теория включает в любой изучаемый феномен все возможные объекты, которые могли повлиять на конструирование данного феномена. Более того, данная теория изучает не только отдельные объекты, но и различные взаимоотношения между ними, считая, что любое изменение одного элемента сети или даже отношений между элементами сети может изменить изучаемый феномен в целом: «Когда создается (сетевой) объект, создается также и весь (сетевой) мир, с его собственной пространственностью…однако это лишь первый шаг…все гораздо сложнее, поскольку образование сетевых пространств предполагает также производство евлкидовой пространственности…объекты, регионы, измерения расстояний произведены сетевыми средствами».

Отсюда можно увидеть, что акторно-сетевая теория не просто описывает реальность, но и раскрывает при этом противоречия и способы ее конструирования, что также благотворно сказывается на эффективности применении теории к исследованиям. В 90-х годах эта теория обретает особенную популярность, что неразрывно приводит к увеличению инструментария и области применения данного подхода.

В этой связи, акторно-сетевая теория, в отличие от социального конструктивизма П. Бурдье, говорит, что любое медиа представляет собой сеть, которая состоит из множества элементов - объектов сети и отношений между этими объектами. Объекты в понимании Дж. Ло «являются «производными» некоторых устойчивых множеств или сетей отношений…объекты сохраняют свою целостность до тех пор, пока отношения между ними стабильны и неизменны». Более того, для объективного описания и анализа определенной сети должны учитываться все объекты, которые ее конструируют. Таким образом, с точки зрения акторно-сетевой теории, публика должна учитываться в изучении любой медиа как элемент, конструирующий данный феномен через определенных посредников. Посредник - объект, который позволяет индивиду при его использовании участвовать в создании сети. Примеры посредников: различные технические устройства (монитор, доступ к интернету) или же институциональные механизмы и коллективные структуры оценок (например, беседы о критиках).

Итак, в данном пункте были рассмотрены два конфликтующих друг с другом направления, оба из которых могут лечь в основу изучения таких феноменов, как: интернет и виртуальные сети. После изучения и сравнения данных направлений можно прийти к выводу что, с одной стороны, социальный конструктивизм П. Бурдье - традиционный подход к изучению данных феноменов. С другой же стороны, новая конструктивистская социология дает возможность изучить многие объекты и процессы совершенно с новой стороны: STS показывает, что не только индивиды создают социальное пространство, но также и многие технические артефакты играют значительную роль. Более того, акторно-сетевая теория дает возможность за счет своего принципа «описывать, но не объяснять» увидеть истинность изучаемого феномена, чего крайне сложно добиться при использовании других направлений и теорий, т.к. последние строятся на определенных теоретических моделях общества, имеющих определенные черты. Таким образом, теперь, после изучения и анализа определенной теоретической базы, было бы логичным перейти к изучению интересующих нас виртуальных социальных сетей, с непосредственной опорой на изложенные выше подходы.

2. Виртуальные социальные сети: современные практики пользования

2.1Социальные сети: становление специфической виртуальной культуры

Интернет в данной курсовой работе рассматривается как международная глобальная компьютерная сеть, выполняющая функцию сближения людей посредством ускорения процессов обмена информацией. Другими словами, является новым поколением СМИ - электронным средством массовой информации, которое, в отличие от телевидения и радиовещания, обеспечивает обществу двустороннюю коммуникацию посредством различных интернет-технологий. Интернет также может выступать так называемой «социальной медиа» в том смысле, что он является не только средством для трансляции СМИ, но еще и своеобразным «посредником», позволяющим конструировать пространство для общения людей. С этой точки зрения, интернет как компьютерная сеть является «уникальным киберпространством, дающим ее пользователям возможность виртуальной реализации своей личности в его пределах, возможность творить себя и свой мир». Данное пространство дает возможность представителем различных национальностей и вероисповеданий всего мира «встречаться» на различных тематических сайтах (форумах, чатах, социальных сетях), которые позволяют обмениваться любой информацией в режиме online (реального времени). Стоит также обратить внимание, что сайты, создающие интернет-сообщества, позволяют одномоментно и почти без затрат устанавливать большое количество прямых контактов, чем сильно облегчают поиск нужных и желаемых партнеров для общения.

Первым о возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ заговорил еще один из основателей кибернетики Норберт Винер. Считается, что первые интернет-сообщества появились благодаря сайту WELL (#"justify">На сегодняшний день можно говорить о следующих тематических сайтах, которые посредством своей специфичности производят различные виртуальные сообщества:

.Форумы - это веб-сайты Интернета, «где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующую их тему». Каждое сообщение в форуме имеет автора, тему и собственно содержание. Для того, чтобы отправить сообщение в форум, нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. «Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в треды (от англ. thread - «нить»). Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ «привязывается» к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тред. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тредов».

.Чаты - это веб-сайты, на которых осуществляется «общение в Интернете, когда разговор ведется в реальном времени. Содержание чата существует только «здесь и сейчас» - чат выглядит как окно, в котором идет поток сообщений от всех участников чата». В отличие от форумов, в чатах люди разговаривают на различные темы.

.Блоги - это «вид веб-сайтов, представляющих собой онлайн дневник, ведущийся одним пользователем и предназначенный для прочтения и комментирования другими пользователями Интернета».

.Социальные сети - «вид веб-сайтов, которые предназначены для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений».

Основным отличием виртуальных сетевых сообществ от реально существующих социальных групп является следующее: социальный статус пользователей интернета, участвующих в каком-либо обсуждении, перестает быть фактором, определяющим их поведение. В реальном же социальном пространстве любая социальная роль накладывает на действия актора различные формальные ограничения. В отличие от реального мира, в виртуальном, словами Корытниковой Н.В., «социальный статус можно не принимать во внимание и действовать, учитывая только дееспособность и честность вовлекаемых лиц». С. Кремлева выделяет следующие факторы успешности виртуальных социальных сетей:

.Построению сообщества должно уделяться должное внимание, чтобы это сообщество было привлекательным для людей.

.Успешные онлайновые сообщества должны безоговорочно быть сфокусированы на нуждах своих членов, а не спонсоров и рекламодателей.

.Слишком сильный контроль может повлечь за собой снижение количества членов сообщества. Чрезмерные полицейские меры в онлайновых сообществах способны попросту их убить.

.Самоорганизация не всегда означает самообеспечение. Большинство онлайновых сообществ требуют значительных затрат времени и сил для поддержания своей жизнедеятельности.

.Онлайновые сообщества имеют тенденцию быть более активными, когда присутствует общий дух, убеждение, что «нет никого умнее нас, всех вместе взятых».

Социальные сети, в отличие от других, перечисленных нами видов веб-сайтов, позволяют пользователям не только конструировать общение с другими индивидами, но и управлять своим образом. Управление образом осуществляется посредством создания и изменения «профиля» пользователя, который содержит некоторую информацию персонального характера. В отличие от блогов, используемых в первую очередь для публикации в Сети различных видов новостей, социальные сети ориентированы именно на общение, хотя в них возможна и блог-деятельность. Более того, современные социальные сети представляют собой еще и архив различной медиа-информации, заполняемый непосредственно пользователями данных виртуальных сообществ.

Коммуникация в Социальных сетях осуществляется посредством текстовых сообщений. На сегодняшний день становится популярной их визуализация: текст может сопровождаться различными «смайликами» (смайлик - «графическое изображение для передачи эмоций или действия, формируемое с помощью знаков, имеющихся на клавиатуре»), картинками, фотографиями и пр. В последнее время приобрело широкое распространение общение посредством интернет-мемов, т.е. «слов, фраз или картинок (и т.д.), которые спонтанно приобрели популярность в интернет-среде посредством распространения в Интернете всеми возможными способами».

Таким образом, можно прийти к выводу, что Социальные сети, являющиеся причиной появления различных виртуальных сообществ - весьма сложная система. В современном обществе виртуальные социальные сети, помимо своей основной коммуникативной функции, становятся также социализирующим звеном для миллионов подростков-пользователей Интернетом. Более того, Интернет становится причиной появления специфической виртуальной культуры. Наиболее ярким примером интернет-культуры является появление сленга, который сегодня стал распространяться и за пределы виртуального пространства. Примером такого сленга может являться деление пользователей на основании уровня профессионализма в компьютерных и Интернет-технологиях: «Самые неподготовленные носят уничижительное звание - «ламеры». Чуть выше по статусу «юзеры», а самые «продвинутые» - «профи» и «хакеры»». В этой связи, исследование различных социальных сетей, формирующих новые практики коммуникации у своих пользователей, является перспективным направлением. С этой точки зрения, стоит изучить повседневные практики пользования индивидами различных виртуальных социальных сетей и способы формирования данных практик. Отсюда было бы логичным перейти к описанию проведенного исследования, принципы которого строились на особенностях рассмотренных выше подходов.

2.2 Исследование и сравнительный анализ практик пользования социальными сетями «В контакте и «Одноклассники»

Автором данной курсовой работы была проведена исследовательская работа, направленная на сравнение двух популярных российских виртуальных социальных сетей: «В Контакте» и «Одноклассники». Методы исследования - включенное наблюдение и анкетный опрос. Объектом наблюдения выступали социальные сети в целом, а также предоставляемый ими набор возможностей. В рамках анкетного опроса было задействовано 119 человек в возрасте от 16 до 55 лет. Необходимым условием для участия в опросе выступал фактор пользования как минимум одной из двух изучаемых в данной работе социальных сетях. В ходе исследования рассматривались: способы доступа к информации данных веб-сайтов, способы общения, предлагаемые интересующими нас социальными сетями, а также сравнение социальных сетей с точки зрения определенных социальных классов, пользующихся данным веб-сайтом, с точки зрения набора возможностей, предлагаемого той или иной социальной сетью и с точки зрения оформления данного сайта. Анализ данных проведенного исследования позволяет выдвинуть ряд гипотез, которые могут рассматриваться как предварительные выводы данной исследовательской работы.

По предварительным результатам исследования выяснилось, что рассматриваемые нами виртуальные сети имеют как сходства, так и различия. Можно говорить о следующих сходных чертах:

.Во-первых, обе рассматриваемые нами социальные сети появились примерно в одно и то же время: 26 марта 2006 г. появилась социальная сеть «Одноклассники», а буквально через полгода (10 октября 2006 г.) - «В Контакте». Именно этот фактор мог повлиять на формирование и будущее развитие примерно одинаковых возможностей для пользователей данных сайтов: создание профиля с собственной информацией, управление настройками доступа, приватная и публичная коммуникация с другими пользователями, специфическая лента новостей, отражающая актуальную, недавно добавленную информацию друзей и различных сообществ (групп).

.Любому актору, который желает стать пользователем «В Контакте» и / или «Одноклассниками» необходимо пройти ритуал регистрации для доступа к предлагаемым возможностям данной виртуальной социальной сети. Этот ритуал представляет собой внесение собственных данных без прямого посредничества людей в электронную базу, состоящую из сплетений технических устройств, которым и «делегирована» с помощью программного кода способность пропускать в сеть или задерживать на «входе», требуя заполнить пропущенные строки.

.Создание новости. Любой зарегистрированный пользователь данных исследуемых виртуальных социальных сетей имеет возможность создать новость. Другими словами, эту возможность имеет тот, кто включен в сеть. Актуальная для определенной группы информация конструируется человеком во взаимодействии с определенными материальными устройствами (клавиатура, монитор, системный блок, подключение к интернету и пр.) и принимается на другом конце провода аналогичным набором посредников, но большим по масштабу. Новость может быть напечатана и на собственной странице и на стене какой-либо группы. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что создание новости это коллективный процесс - первоначальный автор может быть забыт. Отправленная информация может проходить стадию формирования и обрастать новыми подробностями в комментариях, где отправитель выступает как аудиторией, так и отправителем информации, а также репортером. Если участником сети становится кто угодно, то опубликованный рассказ в социальной сети при определенных обстоятельствах может быть преображен журналистами с внедрением самого разнообразного (политического, экономического и др.) контекста.

Можно также говорить о следующих различиях:

.Во-первых, изначально данные виртуальные социальные сети позиционировали себя для различных аудиторий. «Одноклассники» ассоциировали себя с социальной сетью, используемой для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников. «В Контакте» же никогда не говорили о себе как о веб-сайте, созданном для определенных социальный категорий и классов. Именно этот фактор лежит в основе различия данных социальных сетей по другим критериям, т.к. оформление сайтов и предлагаемый набор возможностей пользования данными веб-сайтами исходил непосредственно из нужд и особенностей предполагаемой более масштабной социальной группы, которая будет постоянным пользователем социальной сети.

.Распространение новости. С точки зрения распространения новостных сообщений, пользователям «В Контакте» предоставлено больше возможностей, чем пользователям социальной сети «Одноклассники». Виртуальная сеть «В Контакте» дает любому своему пользователю возможность транслировать каждую запись от виртуального сообщества до собственной стены. Любая новость может быть транслирована на страницах других пользователей и сообществ. За счет этой функции, отсутствующей в «Одноклассниках», «В Контакте» выступает более обширной базой для исследований». Рассмотрим данную функцию более подробно:

В случае, когда новость транслируется на страницах других пользователей или же сообществ, создатель новости не может «предостеречь» свое информационное сообщение от изменений: оно поддается исправлениям в обсуждениях (другими участниками события, аудиторией) или же непосредственно в самом информационном сообщении. Трансляция новости вполне способна приобрести механический характер, т.е. может приковывать интерес скорее к событию, чем к отправителю, делая тем самым получателей еще и отправителями (или же при некоторых условиях субъектами новости). Репрезентируя новость, пользователь приглашает к обсуждению или изменению опубликованной информации после получения. Стена в социальной сети выступает площадкой для дискуссий, а следовательно, на ней возможно появление новостных нарративов и других участников, включенных в сеть, превращающих отправителя в получателя, трансформируя себя как аудиторию в источник в процессе круговорота информации.

.По результатам анкетного опроса выяснилось, что виртуальная социальная сеть «Одноклассники» является более популярной для поколений, которым свыше 30 лет (85% респондентов старше 30 лет ответили, что пользуются только «Одноклассниками»), а социальной сетью «В «Контакте» является преимущественно молодежной сетью (67% респондентов моложе 30 лет пользуются только социальной сетью «В Контакте»). Также стоит отметить, что из опрошенных, пользующихся и «В Контакте» и «Одноклассниками» (всего 29 человек, 21 респондент до 30 лет (72,4%) и 8 респондентов старше 30 лет (27,6%)) подавляющее большинство - индивиды, которые еще не достигли 30-летнего возраста. Более того, акторы, использующие сразу две исследуемых в данной курсовой работе социальных сети (преимущественно молодежь), отдают предпочтение виртуальной сети «В Контакте».

Итак, во-первых, с точки зрения акторно-сетевой теории, конструирование новости - это процедура, подобная науке. Каждый элемент, участвующий в создании новости был когда-то предметом спора, а техническая неполадка может остановить всю работу по распределению и модификации информации. И люди и техника являются партнерами, которые сотрудничают в социотехнической сети и организуют новость. Кроме того, даже информационное сообщение, отправленное «здесь и сейчас» (например, с мобильного телефона или планшетного ПК), которое описывает произошедшее прямо сейчас определенное событие, не разграничивает однозначно получателей и отправителей, т.к. между ними существует «обязательная точка прохождения» в виде технических устройств и обслуживающего персонала.

Во-вторых, проведенное в данной работе эмпирическое исследование показало, что виртуальные социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники» имеют как ряд сходств, так и ряд различий. Сходства, в основном, заключаются в оформлении веб-сайтов и доступных пользователям функций. Различия - в аудитории данных виртуальных сетей.

Заключение

Итак, в данной работе была осуществлена попытка дать определение современному глобальному информационному обществу и выделить ряд характерных для него признаков. После чего автор данной работы пришел к выводу, что основной особенностью современного информационного общества является коммуникация. Далее были рассмотрены теоретико-методологические подходы, которые легли в основу эмпирического исследования, проведенного в рамках данной курсовой работы. Анализ данных подходов показал, что новая конструктивисткая социология (исследования науки и технологии) дает возможность увидеть истинность изучаемого феномена, чего крайне сложно добиться при использовании других направлений и теорий.

В данной работе были выделены различные современные типы веб-сайтов, которые производят различные виртуальные сообщества. Также были изучены определяющие факторы успешности виртуальных социальных сетей, которые являются наиболее популярным на сегодняшний день видом веб-сайтов, конструирующих интернет-сообщества. Более того, было показано, что виртуальные социальные сети являются создателем и распространителем специфической виртуальной культуры.

С этой точки зрения, была проведена исследовательская работа, частично направленная на изучение культуры построения новости в интересующих нас виртуальных социальных сетях («В Контакте» и «Одноклассники»), а частично - на сравнительный анализ данных социальных сетей. Синтез результатов интересующих автора направлений исследования привел к следующему выводу: исследуемые в данной курсовой работе виртуальные социальные сети «В Контакте» и «Одноклассники» имеют как ряд сходств, так и ряд различий. Например, регистрация участников в данных социальных сетях происходит по одной и той же схеме. Регистрация представляет собой внесение собственных данных без прямого посредничества людей в электронную базу, котоаря состоит из различных, зависящих друг от друга технических устройств. Данные технические устройства являются делегатами, которые был сделан людьми, заменили собой некоторые действия людей и, теперь, сообщают им, как нужно действовать, изменяя существующие практики передвижения и создавая новые: данные технические устройства получили способность пропускать пользователей в сеть или задерживать на «входе», требуя заполнить пропущенные строки.

На выбор же индивидами определенной социальной сети для повседневного пользования влияет возрастной фактор. Было выявлено, что виртуальная социальная сеть «Одноклассники» является более популярной для поколений, которым свыше 30 лет (85% респондентов старше 30 лет ответили, что пользуются только «Одноклассниками»), а социальной сетью «В «Контакте» является преимущественно молодежной сетью (67% респондентов моложе 30 лет пользуются только социальной сетью.

Список литературы

одноклассник виртуальный сеть социальный

1.Бурдье, П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики / П. Бурдье / О телевидении и журналистике / П. Бурдье - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - С. 107-140.

2.Вахштайн, В. Джон Ло: социология между семиотикой и топологией / В. Вахштайн // Социологическое обозрение. - 2006. - №1. - С. 24-29.

3.Винер, Н. Кибернетика и общество. / Н. Винер / Под ред. Э.Я. Кольмана. - М.: ИнЛит, 1958. - 200 С.

4.Винсент, Дж. Передача эмоций с помощью мобильного телефона / Дж. Винсент // Информационное общество. - 2010. - №2. - С. 46-56.

5.Воронина, Е.А. Влияние интернета на молодежь / Е.А. Воронина // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 97-99.

6.Демьянов, Е.И. Информационное общество сегодня: досуг молодежи / Е.И. Демьянов // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 76-80.

7.Ивницкий, В.А. Теория сетей массового обслуживания / В.А. Ивницкий. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2004. - 772 С.

8.Кастельс, М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: 1999. - С. 494-505.

9.Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. - 2010. - №1. - С. 58-66.

10.Коноплицкий, С. Сетевые сообщества как объект социологического анализа / С. Коноплицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. - 2004. - №3. - С. 167-178.

11.Корытникова, Н.В. Виртуализация общества и интернет как средство производства сетевых коммуникаций / Н.В. Корытникова // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С. 85-93.

12.Латур, Б. Где недостающая масса? Социология одной двери / Б. Латур // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 199-223.

13.Латур, Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социология вещей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 169-197.

14.Ло, Дж. Объекты и пространства / Дж. Ло // Социология вещей. Сборник статей / Под ред. В. Вахштайна. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - C. 223-244.

15.Мохначева, А.П. Социальные сети как феномен современности / А.П. Мохначева // Молодежь в меняющемся мире: актуальные проблемы и перспективы изучения. Материалы II всероссийской научно-практической конференции 24 марта 2011 года / Под ред. Е.А. Дементьевой, А.Д. Лашевкой, Е.А. Полторак, В.С. Харченко. Сост. В.С. Харченко. В 2-х частях. Часть вторая. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та. - 2011. - С. 95-97.

16.Овакимян, О.С. Виртуальные социальные сети в ракурсе социологического анализа / О.С. Овакимян // Гранi. - 2011. - №2 (76). - С. 68-71.

17.Силаева, В.Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // Социологические исследования. - 2008. - №11. - С. 101-107

18.Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. - М.: республика, 1993. - 447 С.

19.Шматко, Н.А. Предисловие. Блеск и нищета масс-медиа / Н.А. Шматко / О телевидении и журналистике / П. Бурдье - М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. - С. 7-18.

20.Щербина, В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа / В.Н. Щербина. - Бердянск: Бердянский педагогический институт, 2001. - 228 С.

Похожие работы на - Сравнительный анализ социальной сети 'В контакте' и 'Одноклассники'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!