Концепция стратегического управления на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    102,66 Кб
  • Опубликовано:
    2012-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Концепция стратегического управления на предприятии

Оглавление

Введение

1. Описательная часть

.1     Общая характеристика УВО при УВД по Оренбургской области

.2     Обоснование необходимости разработки стратегии в УВО при УВД по Оренбургской области

. Аналитическая часть

2.1   Институциональный анализ (PEST) УВО

2.2   Отраслевой анализ (по модели М.Портера)

.3     SWOT-анализ УВО при УВД по Оренбургской области

.4     Анализ рынка и охранных услуг по области

. Определение стратегии Управления вневедомственной охраны

3.1   Определение действующей эталонной стратегии организации и её краткая характеристика

3.2   Определение миссии и стратегических целей

.3     Определение стратегической альтернативы

.4     Определение конкурентной стратегии

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования. Сущность концепции заключается в ответе на вопрос "Как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?" Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой, характером и результатами деятельности организации. Объектом данной работы является разработка концепции стратегического управления, а предметом - потенциал организации Управления вневедомственной охраны при УВД по Оренбургской области. Цель работы: применить концепцию стратегического управления на предприятии. Данная цель и предопределила постановку задач исследования: охарактеризовать исследуемую организацию; обосновать необходимость применения стратегического подхода в данном предприятии; провести институциональный, отраслевой, SWOT анализы, а также анализ рынка и услуг, предоставляемых УВО; отразить эталонную стратегию организации; дать характеристику миссии, стратегической цели, альтернативы организации. Базу работы составляет законодательство РФ, а научную основу - учебники, монографии и научные труды различных авторов. При выполнении исследования использовались методы экспертных оценок, структуризации целей, экономико-статистического анализа, и другие.

. Описательная часть

1.1 Общая характеристика УВО при УВД по Оренбургской области

Управление вневедомственной охраны при УВД по Оренбургской области (далее УВО) является государственной структурой. Организация находится по адресу: г. Оренбург, ул. Кобозева, дом 58.

Перед исследуемой организацией стоит цель: защита имущества собственников (различных форм собственности).

Задачи, стоящие перед УВО: охрана имущества собственников на основе договоров; участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей; проведение на территории Оренбургской области единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания.

Функции, выполняемые организацией [3, ст.3]:

обеспечивает охрану имущества, а также оказывает другие услуги, предусмотренные договорами с собственниками;

в пределах своей компетенции подготавливает проекты нормативных актов по вопросам защиты имущества от преступных и иных противоправных посягательств;

участвует в подготовке и выполнении государственных, региональных и иных программ и мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;

осуществляет инспектирование ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

осуществляет на охраняемых объектах технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию средствами охранной сигнализации, использованием приборов и систем охраны в соответствии с технической документацией, прием их в эксплуатацию, обслуживание и ремонт. Проводит эти работы на договорной основе на неохраняемых объектах;

организует и проводит испытания средств охранной сигнализации.

И многие другие функции.

Организационная структура УВО при УВД:

Коллектив состоит из 70 человек (вольнонаемный и аттестованный состав). Возглавляет аппарат управления - начальник, в его отсутствие руководство осуществляет один из 4 заместителей. Каждый заместитель отвечает за свое направление работы (служба, кадры, техника, финансы), а также обязан владеть оперативной обстановкой в целом по области (в части касающейся службы вневедомственной охраны), а также осуществлять прямое и непосредственное руководство отделами. В УВО созданы 6 отделов и 10 отделений по различным направлениям службы.

Организационная структура является линейно - функциональной (линейная структура). Основу этой структуры составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (кадры, служба, финансы (бухгалтерия), отдел снабжения, договорно-правовой, отдел техники и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Сегодня подразделениями вневедомственной охраны Оренбургской области охраняется более 5 тысяч объектов и свыше 22,5 тысячи квартир, домов, гаражей граждан. Численность сотрудников - около 3 тысяч.

Основным итогом работы, проводимой поколениями сотрудников вневедомственной охраны, является повышение качества охраны и уровня надежности. Если в 70-е - 80-е годы количество краж из охраняемых объектов исчислялось десятками, то 1998 году их было 2, а, начиная с 1999 года, не допущено ни одной. Подразделения вневедомственной охраны созданы и успешно работают во всех городах и районных центрах Оренбургской области. Среди охраняемых объектов - банки, офисы, квартиры граждан, ювелирные магазины, предприятия, где сосредоточены огромные ценности, объекты культуры, образования здравоохранения, склады оружия и боеприпасов. В 2010 году сотрудниками предотвращено 18 краж из охраняемых объектов, при этом задержано 20 преступников.

Не менее важное направление - участие в охране общественного порядка. Группы задержания вневедомственной охраны, действуя в рамках единой дислокации, оперативно реагируют по информации дежурных отделов внутренних дел о преступлениях. В 2010 году нарядами вневедомственной охраны раскрыто 1332 преступления, при этом задержано 2614 правонарушителей. Кроме этого, милиционерами вневедомственной охраны доставлено в дежурные части органов внутренних дел 87418 человек за совершение административных правонарушений.

.2 Обоснование необходимости разработки стратегии в УВО при УВД по Оренбургской области

Исходным пунктом формирования стратегии предприятия является осознание руководством невозможности сохранить и укрепить позиции организации, действующей в условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. В связи с этим следует переориентация методов управления развития предприятия с опорой на достигнутые результаты, опыт, освоенные услуги и используемые технологии на изучение ограничений, которые накладывает внешняя рыночная среда [6, с.32].

Каждая организация, сориентированная на достаточно длительное существование и развитие, должна постоянно оценивать свое положение как внутри, так и внешне: анализировать технологию и организацию производства, оборудования, деятельность персонала, а также систему снабжения и сбыта, обслуживаемые рынки, законодательство, которое регулирует его деятельность, и тому подобное [9, с.78].

Оценка потенциала рынка охранных услуг приводит к выводу, что, несмотря на сложности в получении новых объектов охраны он не занят охранными предприятиями даже на треть. Причиной данной ситуации, является неопределенность нашего законодательства, позволяющего обеспечить выполнение по сути охранных функций штатными работниками предприятий, формально не являющихся охранниками. В штате магазинов их называют менеджерами или администраторами, на предприятиях сторожами, вахтерами, контролерами и т.д. Парадокс в том, что данная форма обеспечения сохранности имущества вполне законна, несмотря на формальный запрет оказывать охранные услуги без соответствующей лицензии. Пультовая охрана - один из наиболее привлекательных с коммерческой точки зрения сегментов охранного рынка. Рост рынка охранных услуг в РФ составляет порядка 22% в год. Для частных клиентов и юридических лиц организация пультовой охраны своей недвижимости часто является самым экономичным и надежным способом ее защиты. Цель данного исследования - анализ тенденций развития рынка пультовой охраны, основных представителей "охранного бизнеса", предоставляемых ими услуг и ценовой политики для клиентов; оценка преимуществ и недостатков частных охранных предприятий и УВО, а также их возможностей. Анализ проведен на примере Оренбургского региона. Рынок охраны недвижимого имущества (объектовая охрана) может быть в свою очередь сегментирован по принципу степени участия охранного предприятия в комплексе мероприятий по обеспечению его безопасности. Условная градация рынка по мере усложнения методов, может выглядеть следующим образом:

. Информационное обеспечение - предоставление сведений о криминогенной обстановке, потенциальных угрозах объекту недвижимости и рекомендаций по их минимизации, в том числе рекомендации по оборудованию объекта техническими средствами.

. Оборудование объекта автоматическими техническими средствами контроля, сигнальная информация с которых выводится на централизованный пульт и обеспечение мер реагирования на их срабатывание.

. Выставление постов охраны на объекты с целью контроля пропускного режима, обхода территории и выполнения иных традиционных действий охраны с дооборудование или без оного техническими средствами, выполняющими сигнальные функции для дежурной смены. Более сложный вариант оборудование объектов интегральными достаточно сложными техническими средствами контроля доступа.

В ориентации на разные конечные цели главное отличие государственных правоохранительных органов и частной охраны при всем сходстве применяемых конкретных приемов. Главная причина различной ориентации деятельности - экономическая. Охране платят не за то, что она раскрыла хищение, а за то чтобы никакого хищения не было [8, с.54].

Мероприятия, направленные на выявление и пресечение преступных посягательств, в основном в полной мере соответствуют действующему законодательству. Это - объектовая охрана, сопровождение грузов, а также монтаж и эксплуатация технических средств. Большинство экспертов [12, с.35] выделяют три периода в развитии рынка охранных услуг:

. 1989-1992 годы - стихийное возникновение частных охранных предприятий, обусловленное появлением спроса на частную охрану;

. 1992-1998 годы - бурный количественный рост и экономических расцвет частных охранных структур после принятия закона о частной охранной и детективной деятельности, наиболее востребованной услугой было снятие бандитских крыш;

. 1998-2000 годы - борьба за выживание, обусловленная тяжелыми последствиями экономического кризиса; как следствие - создание, внедрение и развитие новых технологий в обеспечении безопасности, интеллектуализация охраны с одной стороны, и предложение более дешевых охранных услуг - с другой. По мнению некоторых специалистов, начиная с 2000 года, развитие рынка охранных услуг вступило в новую стадию, характеризуемую постепенной сдачей позиций вневедомственной охраной и укреплением негосударственной, а также ростом интереса к возможностям частной охраны со стороны исполнительной власти, особенно после громких террористических актов. В тоже время возникает новая ситуация в вопросе взаимоотношений частной охраны с правоохранительными органами. Анализ данных о числе созданных частных охранных организаций (7 по г. Оренбургу, 35 по области) позволяет сделать вывод о постоянном росте объемов данного рынка. Одним из важных факторов, способствующих развитию рынка охранных услуг, становится рост благосостояния граждан и постепенное увеличение прослойки людей, не только нуждающихся в услугах охраны, но и способных их оплачивать в качестве физических лиц. При этом, очевидно, что предлагаемый сегодня набор охранных услуг не устраивает потребителя. Таким образом, выявляется необходимость применения стратегического управления в такой организации как Управление вневедомственной охраны при УВД по Оренбургской области. Планирование и организационный процесс, где в определенном варианте совмещаются все функции управления, каждая из них должна развиваться стратегически. Далее, в работе, будут рассматриваться следующие процессы, протекающие в исследуемой организации: формулировка стратегий; развитие деловых способностей компании; управление внедрением стратегий.

. Аналитическая часть

2.1 Институциональный анализ (PEST) УВО

Одним из инструментов анализа внешней среды предприятия является РЕST-анализ. PEST-анализ это аббревиатура четырех английских слов: P - Policy - политика; E - Economy - экономика; S - Society - общество (социум); T - Technoloqy - технология. Это означает, что данным инструментом стратегического анализа исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации [13,с.121].

Политика государства в отношении правоохранительных органов противоречива. Если в органах госбезопасности ситуация стабилизировалась, то МВД находится на пороге серьезных преобразований и количественного сокращения. Наиболее важным для частных охранных организаций, является начало реформирования вневедомственной охраны. За время "демократических реформ" в сознании людей сложился четкий стереотип, что реформа это синоним развала и уничтожения структуры, поэтому первый шаг реформы - перевод вневедомственной охраны на финансирование через казначейство - воспринят сотрудниками как начало ее конца. Во многих регионах это уже привело к оттоку кадров из вневедомственной охраны в ЧОПы. Как именно будет реформирована вневедомственная охрана, а также будет происходить тотальная реорганизация системы МВД и переход на новые "рельсы" - туманно. Многие "хозорганы" рассматривают предложения отказаться от пультовой охраны квартир и охранных услуг, за исключением объектов, подлежащих обязательной государственной охране. В любом случае частично или полностью вневедомственная охрана уменьшит долю своего присутствия на рынке, которая будет в основном занята частной и частично ведомственной охраной.

Анализ экономического аспекта позволяет понять, как на уровне государства формируются и распределяются основные экономические ресурсы. Как было оговорено выше, с 2004 года все финансирование вневедомственной охраны осуществляется через казначейство, и все денежные средства полученные за услуги охраны отправляются в Москву для дальнейшего распределения денежных потоков.

Социальная компонента внешней среды в наибольшей степени связана с формированием потребительских предпочтений населения, и в нашем случае потребитель в большем случае доверяет сотрудникам вневедомственной, милицейской (в дальнейшем полиции) охраны. Но загвоздка здесь в том, что согласно директив МВД и проводимой политики государства, с 2009 года под охранной милиции должны находится только государственные учреждения, что позволило предпринимателям, расторгать договоры на охрану с ОВО и заключать договора с ЧОПами. В результате чего вневедомственная охрана потеряла большую долю своих клиентов на рынке охранных услуг.

Технологический анализ исследуемого предприятия, показывает, что государство полностью обеспечивает организацию информацией, которая позволяет ей вовремя перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта и предоставления качественных услуг; внедрением высокотехнологичных и более надежных систем пожарно-охранных сигнализаций; параллельно с этим организация успевает получать достаточную прибыль от своих традиционных услуг. Хотя в условиях расцвета технологии, в настоящее время, многие фирмы и хозорганы выбирают "автоматическую охрану", все таки остается большое число собственников, которые доверяют именно постовой, милицейской охране своего имущества. Для определения угроз и возможностей УВО была построена таблица (приложение А).

Таким образом, при PEST-анализе организации были учтены следующие аспекты: политический, экономический, социальный, технологический. Стратегический анализ каждого из указанного компонента системный, т.к. в жизни все эти компоненты между собой тесным и сложным образом взаимосвязаны. Значимое изменение любого из компонентов, как правило, влияет на всю цепочку.

.2 Отраслевой анализ (по модели М.Портера)

Чтобы выбрать желаемую конкурентную позицию в бизнесе, прежде всего, нужно начать с оценки отрасли, к которой он принадлежит. Для выполнения этой задачи, мы должны понять фундаментальные факторы, определяющие прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, потому что именно прибыльность является наиболее важным показателям привлекательности отрасли.

Наиболее известной и широко используемой моделью оценки привлекательности отрасли является модель пяти сил конкуренции Портера. В модели Портера предполагается, что существует пять основных сил, которые формируют структуру отрасли: интенсивность соперничества среди конкурентов, находящихся внутри отрасли, угроза со стороны потенциально-возможных конкурентов, которые находятся вне отрасли, но собираются туда войти, угроза со стороны товаров заменителей, переговорная сила покупателей и переговорная сила поставщиков. Эти пять сил определяют границы цен, издержек, инвестиционных требований, которые являются основными факторами для определения прибыльности отрасли в долгосрочном периоде, и, следовательно, для привлекательности отрасли. Портер аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании [14, с.49]. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу, стратегия исследованной организации представлена в виде схемы (приложение Б).

Риск входа потенциальных конкурентов (ЧОПов) создает опасность прибыльности Управлению вневедомственной охраны. В нашем случае, этот риск мал, так как охрана государственных структур (административных зданий Правительства области, Прокуратуры и т.д.) направление сугубо милицейской охраны, УВО не может повышать цену и увеличивать доходы, в связи с политикой диктуемой департаментом охраны свыше.

Второй конкурентной силой при отраслевом анализе по Портеру является соперничество существующих в отрасли охранных услуг организаций. Здесь оказывают влияние три фактора:

1)  структура отраслевой конкуренции; - в структуре охраны госучреждений для милицейской охраны конкурентов нет.

2)   условия спроса; - в рассматриваемом случае спрос на охрану сотрудниками милиции у предпринимателей есть, но повторимся, что политика государства такова, что милиция/полиция должна охранять только государственные структуры и учреждения.

) высоту барьеров в отрасли.

Третьей силой по Портеру, учитываемой при отраслевом анализе является возможность покупателей "торговаться". В нашем случае, опять-таки данный фактор не представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, представлены гражданами пользующими услугами охраны путем подключения к ПЦО, а сильные это государство, в лице хозорганов уполномоченных заключать договора с УВО.

Четвертой конкурентной силой, оказывающей влияние при отраслевом анализе, выступает давление со стороны поставщиков, которыми в нашем случае являются фирмы по изготовлению охранно-пожарной сигнализации (например: "Аргус-СПЕКТР г.С.-Петербург). Давление может заключаться в их угрозе поднять цены, вынуждая УВО снизить количество поставляемой продукции (датчиков, оповещателей, тревожных кнопок и т.д.), а, следовательно, и прибыль. Рассмотрим данную позицию как возможную угрозу.

Последней, пятой силой, учитываемой при отраслевом анализе, является угроза появления заменяющих продуктов, что в нашем случае будет выглядеть как введение в штат госорганами власти штатных единиц охранного персонала. Данную угроза рассматривается, по крайней мере, в настоящее время как "блеф". Так что услуги милицейской охраны не имеют полных заменителей, но организация так же не имеет возможность повышать цены и получить дополнительную прибыль, так как, повторимся, что вся ценовая политика охранных услуг УВО зависит от политики государства и "спускаемых" свыше расценок.


.3 SWOT-анализ УВО при УВД по Оренбургской области

Любая организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым возможность выживания. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации с внешней средой, что позволило бы ей поддерживать потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей и тем самым давало бы возможность выживать в долгосрочной перспективе. Эту проблему решает SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет сравнения внутренних сил и слабостей своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам [10, с.132]. Итак, составим анализ исследуемой организации.

К сильным сторонам организации следует отнести постоянную организационную культуру, которая сложилась в течение всего периода существования предприятия. Организационная культура дает возможность объединять сотрудников, что достаточно положительно отражается как на моральном климате персонала, так и на эффективности деятельности организации, а также на способности руководить и инспектировать подчиненные подразделения вневедомственной охраны. К сильным сторонам так же можно отнести большой опыт работы на рынке охранных услуг (более 50 лет), поддержка государства, дисциплинированность сотрудников, сложившая профессиональная этика, умение зарабатывать деньги (подразделение вневедомственной охраны единственные в системе МВД, состоят на самофинансировании и, безусловно, являются самыми обеспеченными по техническому оснащению и мобильными, в смысле ориентирования и экстренного реагирования), серьёзный кадровый отбор.

К слабым сторонам УВО можно отнести: зависимость от распоряжений Департамента государственной защиты имущества и от УВД Оренбургской области; дополнительные задачи по охране общественного порядка (сотрудникам ОВО, по мимо охраны объектов, приходится дополнительно обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность при проведении массовых мероприятий, и других операций проводимых на территории области и России), а также умение организовать контроль за подчиненными сотрудниками за их действиями в свободное от службы время и организацию работы по сбору персонала, в любое время дня и ночи, на вызов по сигналу тревоги.

Внешней потенциальной угрозой для организации, в настоящее время, является ухудшение экономической ситуации в стране и нестабильность законодательства.

На основе этих данных представлена матрица SWOT-анализа (приложение В), которая включает:

Сильные стороны - возможности (ССВ):

. Увеличивать количество заказов на охрану административных объектов.

. За счет использования высокопрофессионального персонала введение новых видов техники, оборудования, автотранспорта.

Сильные стороны - угрозы (ССУ):

. Повышать выполнение плана по привлечению объектов под охрану.

. Используя постоянные связи с хозорганами активно поддерживать позитивно-сформированный имидж организации.

Слабые стороны - возможности (СлСВ):

. Удерживать высокий уровень качества предоставляемых охранных услуг.

. Увеличивать объемы охранных услуг, путем привлечения новых хозорганов.

Слабые стороны - угрозы (СлСУ):

. Прием и перевод новых сотрудников, в которых не всегда выявишь положительный и отрицательный потенциал и возможность его проявления в экстренной ситуации.

. Удержать рыночную нишу, не сбавлять своих завоеванных позиций.

. Поддержание конкурентоспособности.

Таким образом, можно сделать выводы относительно благоприятного положения Управления вневедомственной охраны перед частными охранными предприятиями. Но учитывая реорганизацию правоохранительной системы в целом, а также экономическую ситуацию, которая стабилизируется в России и которая непосредственно повлияет на качество управления организацией, можно ожидать установления позитивного баланса предприятия и дальнейшего развития объема предоставляемых услуг, и, следовательно, доходов от охранных услуг.

.4 Анализ рынка и охранных услуг по области

Для оценки тенденций развития рынка охранных услуг необходимо оценить основные факторы, как внешние по отношению к охранным организациям, так и внутренние, влияющие на данный рынок. В частности к таким факторам относятся: перспективы развития экономики в целом, уровень жизни населения, уровень криминогенной напряженности в обществе, политика государства в области правоохранения и частной охраны, планируемые изменения законодательства, демографическая ситуация, развитие технических средств охраны и охранных технологий [8, с.55].

В силу вторичности рынка услуг, наиболее существенным фактором, влияющим на его развитие или сокращение, является состояние российской экономики. Прогноз экономического развития на ближайший год в целом благоприятен. Растет число субъектов экономической деятельности, расширяются объемы производства на ныне действующих предприятиях, в связи с этим повышается уровень жизни не только предпринимателей, но и в том числе среднего класса (квалифицированных рабочих, менеджеров, инженерно-технических специалистов, работников сферы услуг и т.д.). Отмечается, что деятельность организованных преступных группировок сместилась в область "интеллектуальных" видов преступлений - мошенничество, коррупция в правоохранительных и судебных органах и т.д.- борьба с которыми требует адекватных мер защиты и не входит в сферу деятельности физической охраны объектов. В тоже время, продолжающееся социальное расслоение российского общества, обнищание одних категорий людей и скупка предприятий частными лицами, заинтересованными в налаживании их эффективной работы, неизбежно обостряет проблему хищений материальных ценностей с объектов. Даже по милицейской статистике растет уголовная преступность, а с ней растет и объективная потребность в охране собственности.

Управление вневедомственной охраны при УВД Оренбургской области играет доминирующую роль в оказании услуг для частных лиц, государственных и коммерческих предприятий по организации комплексных мер защиты объектов и обеспечения личной безопасности с использованием технических средств охраны. УВО осуществляет, следующие виды охранных услуг: централизованная охрана объектов и квартир с помощью технических средств сигнализации; оснащение объектов комплексами технических средств охраны; физическая охрана объектов постами милиции или сторожевой охраны; сопровождение грузов.

Большая часть охранных предприятий, работающих на рынке традиционно ориентируется на крупных клиентов, преимущественно на юридических лиц, и не замечает появления других групп потребителей. А при попытках работать с такими клиентами выясняется, что существующие привычные технологии не в состоянии удовлетворить их проблемы, кроме того услуги слишком дороги для данной категории лиц. Коренным отличием массового потенциального клиента от традиционных клиентов частной охраны является различный характер угроз в отношении их безопасности и безопасности их семей [12, с.36].

Конкуренция между ЧОПами имеет свою специфику и заметно проявляется лишь в отдельных секторах рынка. Так, например, отчетливо конкурируют между собой крупные оренбургские ЧОПы, которые в состоянии предложить клиенту высококачественные услуги любого объема и любой степени сложности. Именно они в последние годы участвуют в тендерах на охрану гипермаркетов и больших торговых центров, строительство которых интенсивно ведется в городе, и получают соответствующие масштабные заказы. У мелких охранных предприятий, располагающих ограниченными людскими ресурсами и слабой технической базой, просто нет шансов бороться за такого рода клиентов.

Таким образом, потенциальный рынок пультовой охраны в Оренбургском регионе, и, прежде всего, в самом Оренбурге, несмотря на присутствие на большого количества охранных структур и вневедомственной охраны, огромен и лишь только начинает серьезно осваиваться. Можно сказать, что каждая структура нашла свою нишу (например, вневедомственная это квартиры и административные здания госучреждений, ЧОПы - частные предприниматели, различные рынки, образовательные учреждения и т.д.). Поэтому говорить о жесткой конкуренции охранных предприятий в этом виде услуг пока преждевременно.

. Определение стратегии Управления вневедомственной охраны

стратегия институциональный конкурентный альтернатива

3.1 Определение действующей эталонной стратегии организации и её краткая характеристика

Представленные выше данные позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день вневедомственная охрана имеет ряд неоспоримых конкурентных преимуществ перед частными охранными предприятиями в обеспечении безопасности объектов с использованием технических средств охраны. В числе таких преимуществ:

наличие большого количества мобильных групп, находящихся на круглосуточном патрулировании и способных практически обеспечить своевременное реагирование на тревожный сигнал;

вневедомственная охрана, имеет собственную сеть опорных пунктов, в состоянии эффективно решать проблемы клиента, даже если его объекты разбросаны по всему городу. Как правило, даже крупный ЧОП имеет техническое оснащение и влияние в ограниченной зоне города.

сотрудники вневедомственной охраны имеют статус работников милиции, то есть имеют право на задержание преступника и на применение оружия. Преступники чаще всего предпочтут не связываться с сотрудниками ОВО, поскольку любые силовые действия в отношении милиционера, находящего при исполнении служебных обязанностей, наказываются в соответствии с УК РФ на порядок строже, чем в отношении частного охранника.

сотрудники ОВО вооружены гораздо лучше (табельное огнестрельное, автоматическое оружие и проч. спецсредства), чем частные охранники, вооружение которых жестко регламентировано законом.

Централизованная охрана объектов обеспечивается сочетанием современных технических средств сигнализации и более 10 мобильных групп милиции ОВО. Сигнал о срабатывании сигнализации с объекта поступает на пульт централизованного наблюдения. Дежурный офицер по радиосвязи направляет на охраняемый объект ближайший автопатруль. Время прибытия мобильной группы к объекту, по нормативам, составляет от 3 до 7 минут.

Таким образом, вневедомственная охрана прочно обосновалась на рынке предоставляемых охранных услуг, завоевав доверие граждан, и определив свой круг постоянных клиентов. Системами сигнализации, подключаемыми на пульты охраны ОВО, оборудуются банковские хранилища и торговые павильоны, склады и офисы, квартиры и автозаправочные станции, музеи и магазины. В течение всего срока эксплуатации любого комплекса сигнализации, установленного на объекте или в квартире, обеспечиваются его техническая поддержка, изменения конфигурации или программы функционирования системы, выявление и устранение причин неактуальных срабатываний, экстренное устранение неисправностей.

.2 Определение миссии и стратегических целей

Организации и люди имеют много общего. Со временем и те, и другие приобретают собственное лицо и убеждения, которыми определяются их конкретные действия. Каждая компания, как и человек, должна иметь свою философию, указывающую направление движения. Это особенно важно для компании, которая связана с акционерами, клиентами и персоналом, нуждающимися в такой информации. Наконец, работники компании должны объединиться для достижения общих целей [11, с.87]. Миссия организации решает все эти вопросы, если она написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости, если она глубоко продумана авторами, а ее цели разделяются коллективом компании. Миссия - это короткий абзац, обычно содержащий от 1 до 10 предложений, в котором раскрыт смысл существования и главная долгосрочная цель организации. При этом с одной стороны, заявление о миссии является довольно конкретным, с другой стороны, оно не подразумевает выполнения задачи в течение определенного временного интервала. Формулировка миссии организации должна подразумевать постоянное развитие в краткосрочной и в долгосрочной перспективе. В нашем случае, миссия будет звучать следующим образом: Охрана государственной, муниципальной и частной собственности на основе договоров.

В рамках данной миссии можно сформулировать цели, стоящие перед организацией. Среди всех компонентов внутренней структуры организации они занимают особое место, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность УВО. Итак, в цели исследуемой организации входят:

предоставление качественной охраны имущества собственников на основе договоров;

участие в разработке и реализации мер по упорядочению и совершенствованию охраны материальных ценностей;

проведение на территории Оренбургской области единой технической политики в области создания средств охранной сигнализации, их промышленного освоения, контроля за качеством, тактики их применения, внедрения и эксплуатационного обслуживания;

охрана имущества при транспортировке (сопровождение грузов);

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

охрана общественного порядка и обеспечение безопасности граждан на территории области;

пресечение преступлений и административных правонарушений.

Таким образом, в данном структурном элементе исследования были представлены существующие миссия и цели организации. Создание миссии организации - это этап стратегического планирования. Цели организации, представленные выше, не только придают смысл ее деятельности и ориентируют в отношении внешней среды, но и способствуют объединению коллектива организации на основании единства устремлений его членов и являются основой формирования организационной структуры.

3.3 Определение стратегической альтернативы

В УВО применяются на данный момент "Комбинированная стратегия" управления, которая предполагает работу организации по двум направлениям (стратегиям), включая стратегию стабилизации и стратегию экономии.

Стратегия стабилизации - нацеленность на постоянное наращивание улучшения оперативной деятельности, повышения качества предоставляемых охранных услуг, продолжая работать в соответствии со своей миссией. Данная стратегия ориентируется на "качественную отработку" уже существующих деталей организации (то есть повышение профессионализма у сотрудников ВО, установка более надежной, современной охранно-пожарной сигнализации, и другой аппаратуры, оснащение автотранспортом и т.д.). Стратегия экономии - направлена так же на улучшение предоставляемых услуг путем ликвидации мелких и убыточных подразделений вневедомственной охраны по области в рамках действующих целевых установок МВД, а так же пересматривает сокращение, увольнение сотрудников пенсионного возраста и увеличения, за счет высвободившихся сотрудников, заработной платы действующим работникам. Так, например, были реорганизованы подразделение вневедомственной охраны Пономаревского и Александровского районов Оренбургской области и присоединены к Шарлыкскому ОВО, который получил название межрайонный отдел вневедомственной охраны.

.4 Определение конкурентной стратегии

Потребность в новых видах услуг, осознаваемых как комплексная безопасность, созрела и осознается потребителем. Российский охранный бизнес в целом еще не предложил продуктов, адекватных этой новой потребности. Успех в создании нового пакета услуг, который будет востребован потребителем, лежит на стыке разных сфер деятельности; одно лишь совершенствование охранных функций здесь недостаточно. Необходимы новые технологии, способные сделать услуги по безопасности необходимыми и доступными для среднего класса.

Только начинает формироваться опыт сотрудничества частных охранных предприятий с государством в форме получения крупных госзаказов и участия в реализации проектов обеспечения безопасности широких слоев населения. В настоящее время рынок охранных услуг, в том числе по охране объектов недвижимости с использованием технических средств, является динамически развивающимся сектором рынка, имеющим хороший потенциал дальнейшего роста [8, с.56].

В условиях реальной угрозы терроризма, в качестве заказчика охранных услуг все чаще выступают местные органы власти, а в случае развития административной реформы, грядущих преобразований вневедомственной охраны и МВД в целом, объективная востребованность частных охранных организаций на рынке охраны с применением технических средств будет возрастать. Среди реализуемых проектов в настоящее время преобладают системы видеонаблюдения. Реализация потенциала рынка госзаказа требует серьезных вложений в разработку программ и их лоббирование во властных структурах. В Оренбурге частные охранные предприятия стараются взять на себя стратегию лидерства по низким ценам. Если выставление милицейской охраны за час стоит 220 рублей, то за предоставление своих услуг частные охранники просят до 150 рублей (в зависимости от квалификации сотрудника).

Таким образом, с учетом относительной заполненности сектора охранных услуг для крупных и средних организаций, а также роста реального благосостояния населения, прежде всего среднего класса, наиболее перспективным рыночным сектором охранных услуг представляется сектор услуг мелким предпринимателям и физическим лицам по комплексной защите их имущества от всех видов рисков на основе пультовой технологии, либо в сочетании ее с системами видеонаблюдения.

Заключение

Любая модель управления организацией базируется на соответствующей концепции. Концепция управления - это система идей, принципов, представлений, которые предопределяют цель функционирования организации, механизмы взаимодействия субъекта и объекта управления, характер взаимоотношений между отдельными звеньями его внутренней структуры, а также необходимая степень учета влияния внешней среды на развитие организации. Стратегическое управление - это реализация концепции, в которой совмещаются целевой и интегральный подходы к деятельности организации, которая дает возможность устанавливать цели развития, сравнивать их с имеющимися возможностями (потенциалом) организации и приводить их в соответствие путем разработки и реализации системы стратегий ("стратегического набора"). Концепция стратегического управления лежит в основе стратегического мышления и находит выражение в характерных чертах ее приложения.

Подводя итоги, следует отметить, что для выживания или победы в жесткой конкурентной борьбе любая организация должна обладать определенными преимуществами перед своими конкурентами. Знание возможностей организации и источников конкурентного влияния позволяет выявить направления, где предприятие может пойти на открытую конфронтацию с конкурентами, а где - избежать её.

В контрольной работе была предпринята попытка применения концепции стратегического управления на примере УВО при УВД по Оренбургской области. По ходу исследования были выведены миссия и цели организации, представлен анализ рынка охранных услуг, осуществлены другие виды анализа. В итоге определено, что стратегией организации является предложение клиентам охранных услуг самого высокого качества и надежности. Исследование применяемых в компании стратегий достижения конкурентных преимуществ, показали успешную деятельность УВО по предоставлению своих услуг, в том числе благодаря тому, что предприятие ведёт грамотную политику в этом направлении и обладает преимуществами перед своими конкурентами на данном рынке.

Библиографический список

Нормативные источники

.   Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.//Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

.   О милиции : [федер. закон: Ведомости СНД И ВС РСФСР № 1026-1 от 18.04.1991г.: по состоянию на 26 дек. 2008г.]-19-е изд.-М.: Ось-89, 2008. - 48с.

.   Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации : [Постановление Правительства РФ от 11.02.2005 N 66].

.   О полиции : [федер. закон РФ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ: Вступает в силу 1 марта 2011, принят ГД 28 января 2011, одобрен СФ 2 февраля 2011] // Российская газета. - 2011. - 8 февраля.

Учебники, монографии, учебные пособия, статьи

.   Акмаева Р. И. Стратегический менеджмент: пособие / Р. И. Акмаева. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 424 с.

.   Ансофф И. Стратегический менеджмент: учебник / И.Ансофф - СПб: Питер, 2009. - 344 с.

.   Стратегический менеджмент/ С. П. Бараненко, М. Н. Дудин, Н. В. Лясников. - М.: Центрполиграф, 2010. - 320 с.

.   Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебное пособие/ В. Р. Веснин, В. В. Кафидов. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.

.   Долгов А. И. Стратегический менеджмент: пособие/ А. И. Долгов, Е. А. Прокопенко. - М.: Флинта, МПСИ, 2008. - 280 с.

.   Екатериновская М. А. Стратегический менеджмент: пособие / М. А. Екатериновская. - :М. Компания Спутник +, 2008. - 234 с.

.   Еременко О.В. Охрана: вчера, сегодня, завтра / О. В. Еременко // Охрана. - 2010.- октябрь (№10). - С.65.

.   Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник/ Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. - М.: Магистр, 2008. - 528 с.

.   Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: монография / Д. В. Исаев. - М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2010. - 220 с.

.   Карпов А. Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса: пособие/ А. Карпов.- Ростов - н/Д: Результат и качество, 2008. - 512 с.

.   Мирошниченко В. А. Наша служба и опасна и трудна / В.А. Мирошниченко // Охрана. - 2011.- январь (№1). - С.34-38.

.   Михарева В. А. Стратегический маркетинг: учебное пособие / В. А. Михарева. - М.: Издательство Гревцова, 2009. - 208 с.

.   Сазерленд Д. Стратегический менеджмент. Ключевые понятия / Д. Сазерленд, Д. Кэнуэлл. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2009. - 440 с.

.   Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления: учебник / под ред. М. Чернышева. - М.: Феникс, 2009. - 512 с.

.   Томпсон-мл. А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа: учебное пособие/ А. А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд III - М.: Вильямс, 2007. - 928 с.

.   Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - 5-е изд.- СПб: Питер, 2008. - 368 с.

.   Чувакова С. Г. Стратегический маркетинг: учебное пособие / С. Г. Чувакова. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 272 с.

.   Эткинсон Дж. Стратегический маркетинг. Ситуации, примеры: пособие / Дж. Эткинсон, Й. Уилсон. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 472 с.

Приложение А

РЕST - анализ тенденций, которые имеют существенное значение для стратегии УВО при УВД по Оренбургской области



Приложение Б



Приложение В

Матрица SWOT-анализа УВО

Внешняя среда       Внутренняя среда

Возможности: 1.Расширение ассортимента охранных услуг. 2.Выход на новые секторы рынка. 3.Разработка новых технологий. 4.Поддержка государства.

Угрозы: 1. Нестабильная экономическая ситуация в стране. 2. Нестабильность законодательства. 3. Сокращение охраняемых объектов. 4. Увеличение конкуренции.

Сильные стороны: 1. Большой опыт работы. 2. Квалифицированный персонал. 3. Доверие со стороны граждан 4. Сформирован фирменный стиль.

Поле ССВ: увеличение количества заказов на охрану; введение новых видов техники, оборудования, автотранспорта.

Поле ССУ: повышение выполнения плана по привлечению объектов под охрану; активная поддержка позитивного имиджа.

Слабые стороны: 1. Необходимость уделения сотрудниками свободного времени на возможные непредвиденные ситуации. 2. Коммуникационные барьеры (из-за субординационных отношений принятых в организации). 3. Необходимость выполнения дополнительных функций по охране общественного порядка.

Поле СлСВ: уровень качества предоставляемых услуг; увеличение объемов охранных услуг.

Поле СлСУ: прием и перевод новых сотрудников; поддержание рыночной ниши; поддержание конкурентоспособности.


Похожие работы на - Концепция стратегического управления на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!