Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,26 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал г. Мурманск










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы










г. Мурманск

г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Профессиональные особенности социальной работы

2. Становление специальности «социальная работа»

3. Структура социального образования

. Проблемы содержания социального образования

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире профессия специалиста по социальной работе в связи с бурным развитием социальной сферы общества стала одной из самых востребованных на рынке труда. В условиях России в связи со становлением и развитием системы учреждений и организаций социальной защиты населения, социальная сфера остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые могут решать самые сложные задачи, связанные с осуществлением социального прогнозирования, социальной реабилитации, проводить консультативную, профилактическую и другие виды работ с различными категориям населения, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. В то же время последние десятилетия в России стали временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности.

Поэтому представляется необходимым рассмотрение социального образования в рамках настоящей контрольной работы, цель которой: исследование сущности современного социального образования, его социальных функций и проблем.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

1.Выявить профессиональные особенности социальной работы.

2.Рассмотреть процесс становления специальности «социальная работа».

.Охарактеризовать структуру социального образования.

.Рассмотреть проблемы содержания социального образования.

1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями.

Еще одна важная особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что является следствием ее ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Основные направления посредничества:

¾между клиентом и различными социальными институтами;

¾между клиентом и другими специалистами;

¾между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента;

¾между клиентами.

Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.

В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника.

Социальный работник должен:

¾знать речевой этикет и уметь его использовать;

¾уметь формулировать цели и задачи делового общения;

¾организовывать общение и управлять им;

¾анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них;

¾владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;

¾уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги;

¾иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения;

¾владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

¾уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Таким образом, задача социального работника - помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе.

2. СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»

Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии.

Социальная работа возникла как благотворительность, религиозный долг личности. И только в XX веке социальная работа была признана профессией, требующей специальной подготовки. Система обучения социальных работников берет начало в конце XIX века и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других.

Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым соответствующее образование, которое позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб.

В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились:

¾обязательный минимум практических и теоретических знаний, которые должны содержаться в учебных планах;

¾соответствие образования требованиям практики;

¾выработка и применение стандартов обучения.

В современной России специальность «социальная работа» была введена в систему профессионального образования страны 7 августа 1991 года приказом Государственного комитета образования СССР. В том же году новая должность «специалист по социальной работе» была внесена в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» важнейшими принципами образования в Российской Федерации были названы его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

В соответствии с этими законами были введены в действие государственные образовательные стандарты начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

За прошедшие годы была проведена большая научно-исследовательская и учебно-методическая работа, опубликованы сотни научных, учебных и учебно-методических работ и материалов, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций по различным аспектам социальной работы. Накоплен эмпирический материал по истории и практике социальной работы, разработан ряд важных теоретико-методологических моментов, имеющих большую эвристическую ценность, проведена большая работа по разработке содержания образования в области социальной работы. Выделилась значительная группа исследователей, активно занимающихся теорией социальной работы, среди которых следует назвать Жукова В. И., Беличеву С. А., Блинкова Ю. А., Гуслякову Л. Г., Зимнюю И. А., Лаврененко И. М., Мартыненко А. В., Павленка П. Д., Топчия Л. В., Фирсова М. В., Холостову Е. И. и других.

Сегодня эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.

Подготовкой специалистов в области социальной работы ныне занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах России. В них обучаются около 30 тыс. студентов и работают более 3 тыс. преподавателей, свыше 80 % которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.

. СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Социальное образование структурно состоит из трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие. Первый уровень включает семь блоков профессиональной подготовки, второй - три блока, третий уровень подготовки представлен одним блоком:

¾Первый блок первого уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

¾Второй блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовой базе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами второго блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

¾Третий блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца - результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

¾Четвертый блок есть разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты - учебно-методические объединения, исследовательские группы.

¾Пятый блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности - социально-психологическая служба вуза.

¾Шестой блок подготовки - комплектование учебных групп. Субъекты деятельности - администрация вуза, психологическая служба.

¾Седьмой блок профессиональной подготовки - организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

¾Восьмой блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты - преподаватели и сами студенты.

¾Девятый блок подготовки - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности - администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

¾Десятый блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект - кафедры.

¾Одиннадцатый блок подготовки - руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности - как преподаватели, так и сами студенты.

. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Все это привело к тому, что под социальным образованием в начале XXI века стали понимать:

¾подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

¾обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

¾подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

¾социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

¾формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Следует также сказать, что в узком смысле социальное образование иногда сводят или к социологическому (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе.

Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются в следующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия были связаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой - с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития, трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.

Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном плане следует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке и обществе.

Это сближение вместе с тем оказалось многократно осложнено многообразием парадигм социального знания вообще и социологии как науки об обществе, его строе как типах функционирования и развития - в особенности. В XX в. получили дальнейшее развитие, пережили ренессанс не только многие из классических социологических парадигм (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новые направления, школы и теории.

В результате существенно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.

Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и с растущим разнообразием, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.

Во весь рост встала проблема социального воспитания, опирающегося на достоверное социальное знание, его прогнозы, создаваемые на этой основе социальные идеалы, технику социального проектирования, оптимальные технологии разрешения социальных противоречий, конфликтов, возникающих проблем. Эта проблема многократно усложнилась вследствие ускорения темпов социокультурного развития, радикальных общественных реформ в России, разделивших ценностными барьерами разные поколения, социальные и национальные, территориальные и образовательные группы.

Еще одним направлением развития социального образования в России последнего десятилетия стало массовое развертывание подготовки профессиональных социальных работников и социальных педагогов, создание специальных программ обучения, переподготовки, повышения квалификации. Обозначены и развиваются наиболее нужные для практики специализации (социальная работа: с семьей, в службах занятости, в здравоохранении, с группами риска, в армии, в правоохранительных органах, в системе социального обеспечения и др.).

Эти специализированные программы в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых, конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметом забот современного общества в целом и в каждой стране в отдельности, в том числе и в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, те проблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защиты населения. Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии (антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

Все это в полной мере относится и к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней. Это связано прежде всего с уходом от практики преимущественно директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования социальных процессов в обществе.

В данном плане Россия сегодня переживает настоящую революцию, переход на новые принципы управления, а также обеспечивающие его образовательные и экспертно-аналитические программы. При этом центральной программой становится поиск адекватных типов социокультурного развития российского общества, программ обучения менеджеров, способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.

Последнее имеет прямое отношение к четвертому направлению модернизации социального образования в современной России - обновлению массового социального просвещения, социального воспитания широких масс. В условиях, когда оказалось разрушенным политическое и экономическое просвещение через систему общества «Знание», советскую и партийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управления советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.

Главное, что сейчас требуется от массового социального просвещения, сводится, во-первых, к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловое значение имеет просвещение людей в области социального права федерального и регионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значение приобрела подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные для социального просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма, любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальных ориентации, адекватных этим ценностям.

Пятое направление совершенствования содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Например, система социального образования в советское время ориентировала обучающихся на справедливость социального равенства, на целесообразность вмешательства государства в ограничение доходов граждан, на общественную собственность, коллективистские ценности. После 1991 г. в стране формируется иная идеология, которая все более основательно закрепляется в программах обучения социальным наукам, в социальном образовании в целом. Она исходит из того, что социальное неравенство естественно и справедливо, оно должно стимулировать жизненную активность, предприимчивость. При этом государство не должно вмешиваться в доходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частной собственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.

Необходимо в этих взаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, что содержится в каждом из них, сохранять преемственность в развитии общества и человека. В этом заключается одна из основных задач модернизации социального образования, повышения уровня его культуры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальная работа образование общество

Таким образом, изучение социального образования, его социальных функций и проблем позволяет прийти к следующему заключению.

За последнее десятилетие преподавание социологии в России прошло большой путь. Социология как учебная и научная дисциплина вошла в Государственный стандарт.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности и др., представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов, определяемых тестированием, практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Выпускники вузов по направлению и специальности «социальная работа» получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35 - 40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т. п. Особое внимание уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы.

Проведенная Минобразованием Российской Федерации государственная аттестация и аккредитация вузов показала в целом достаточно высокие показатели подготовки специалистов в области социальной работы.

Но в тоже время остаются еще не решенными многие проблемы. Это прежде всего касается включения этой дисциплины в единую систему непрерывного гуманитарного образования, обновления методологических и методических основ ее преподавания. Назрел вопрос об укреплении статуса социологии в составе комплекса наук об обществе, преподаваемых во всех звеньях российской образовательной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125 - ФЗ : в ред. от 20.04.2007 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

2.Об образовании : Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266 1 : в ред. от 30.06.1997 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

.Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации : Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 ФЗ : в ред. от 22.08.2004 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

.Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов : учебное пособие / Владислав Алексеевич Никитин. М. : Москов. психолого-социал. ин-т, 2002. С. 15.

5.Социальная работа за рубежом : учебное пособие / cост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова ; под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 140.

6.Теория социальной работы : учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М. : Юристь, 2001. С. 240.

7.Фирсов, М. В. История социальной работы в России : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов. М. : ВЛАДОС, 2001. С. 169.

.Фирсов, М.В. Теория социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 216.

Похожие работы на - Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!