инструментальную.
Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально - экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования. Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.
Последние включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей, этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три стороны социальной ориентации.
Культурно - репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебное - воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и приумножать культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно - воспроизводящая функция образования.
Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.
Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.
Инструментальная функция социального института образования проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.
История существования сферы образования показала, что на каждом этапе ее функционирования проявляются свои тенденции развития, вызванные внутренними причинами или внешними условиями. Вместе с тем, есть ряд тенденций, которые сопровождают институт образования на протяжении всего его существования.
К первой группе таких тенденций относятся те, которые характеризуют внутренний мир образования, определяют его сущностную сторону и поддерживают социальную феноменальность института образования. Ко второй группе таких тенденций относятся те, которые являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах (экономических, политических и других факторов). К первой группе тенденций относятся: гуманистическая сущность института образования; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; диалектического единства обучения и воспитания; социализации учащихся в процессе обучения и воспитания; стимулирование самообразования учащихся как личностей; оптимальности в управлении образованием.
Взаимодействие института образования и внешней социальной среды, вторая группа тенденций, предопределяет образовательное - воспитательные изменения, формируя следующие закономерности:
Øопределяющее воздействие экономики на жизнестойкость института образования;
Øзависимость характера и содержания образования от изменений в социальной структуре общества;
Øнепосредственное влияние культуры общества на перманентное повышение качества образования;
Øвозрастание требований общества к уровню и содержанию образования;
Øсоответствия государственной политики образования потребностям социума.
Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к таким переменам в ней, которые не отвечают требованиям современного общества.
2.Политическая культура
Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.
Самые разумные законы и реформы без учета человеческого фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку - в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна.
Таких типов выделяют пять:
Øконфуцианско - буддийская;
Øиндо - буддийская;
Øисламская;
Øзападная;
Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций:
)когнитивная (накапливает политические знания);
)эмоциональная (формирует политические чувства);
)оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок);
)регулятивная (регулирует политическое поведение);
)коммуникативная (культура лежит в основе политического общения);
)интегративная (объединяет людей через систему ценностей).
Политическая культура оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государства и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической и религиозной культурой.
Основные элементы политической культуры:
)политические традиции;
)идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов;
)ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом.
То есть политическая культура является ценностно - нормативной системой, которую разделяет большинство населения. В системе ценностей и установок политической культуры центральное место занимают те, которые способствуют формированию и сохранению политической системы.
Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы. Символ - это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею. К ним относятся флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки.
Приобщенность к политике - важнейшая характеристика политической культуры современного российского общества. В России сегодня остро стоит вопрос о совершенствовании системы управления всеми сферами жизнедеятельности людей, и политической в частности.
образование воспроизводство социальный культура
Список литературы
1.Б.И. Добреньков, К.Г. Власюк, А.С. Зайналабидов. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001, раздел «Основы социологии» гл. 7.
2.В.С. боровик, Б.И. Кретов. Основы социологии и политологии. М., Высшая школа, 2001, раздел «Основы социологии», гл. 5.
.Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт // Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.