Основы социологии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,47 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы социологии

1.Образование как социальный институт

Социальный институт образования это организация деятельности и социальных взаимодействий, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены необходимостью развития способностей и социализации индивидов, передачи им накопленных знаний, умений и навыков с целью приумножения последних в интересах сохранения общества, его развития, совершенствования и гармонизации.

Институт образования обладает специфическими особенностями, которые проявляются, в частности, в следующем:

Øэто подлинно социальный институт, так как в нем реализуются социальные интересы представителей всех без исключения общественных классов и социальных групп;

Øон задает тональность в развитии и совершенствовании общества, его участники это люди разных возрастов и поколений;

Øэто специализированная сфера самовыражения личности как субъекта социальных взаимодействий;

Øэто такая форма организации жизни, при которой происходит одноцелевое взаимодействие индивидов, представляющих различные социальные статусные группы и значительно различающиеся по своим знаниям, навыкам, опыту.

Социальная организация института образования строится с учетом горизонтальных и вертикальных перемещений его субъектов. Горизонтальная организация выражает переход человека из одного состояния развивающегося обучения и воспитания в другое: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольное образование и воспитание; профессионально - техническое образование; средне - специальное образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантура, докторантура; самообразование.

Суть вертикальной организации заключается: в упорядочении социальных взаимодействий между субъектами образования; в обеспечении рациональных, целенаправленных социальных действий и взаимодействий между различными типами школ с целью взаимообогащения опытом обучения и воспитания, повышения учащихся по ступенькам знаний, умений, навыков и максимального раскрытия способностей обучаемых и обучающих.

Социальные институты образования, независимо от общественно - экономического устройства и политической организации, ряда других особенностей той или иной страны, выполняют следующие общие функции:

Øсоциального воспроизводства /репродуктивную/;

Øсоциального перемещения /изменения социального статуса/;

Øкультурно - репродуктивную;

Øкоммуникативную;

Øселективную;

Øсоциального регулирования и контроля;

Øинструментальную.

Функция социального воспроизводства состоит в том, что образование репродуцирует различные стороны социальной жизни. За счет образования происходит накопление непосредственно духовного и опосредованно материального богатства общества. Суть этой функции выражается через социально - экономическое развитие, которое в конечном итоге выигрывает та страна, у которой лучшая система образования. Функция социального перемещения связана с изменением положения человека в обществе. Образование дает основание для изменения социального статуса личности. В этом случае многое определяется социальными ориентациями обучающегося.

Последние включают три взаимосвязанные стороны: ретроспективную (осознание человеком своего социального происхождения), ситуативную (осознание наличных социальных позиций и путей их достижения) и перспективную (выбор будущего социального положения и путей, этапов движения к нему). Образование предоставляет возможности осуществить все три стороны социальной ориентации.

Культурно - репродуктивная функция отражает ту реальность, что в ходе учебное - воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранять и приумножать культурный пласт общества. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися, не штампуются, а индивидуализируются. И чем большее число поколений участвует в этом, тем значимее проявляется культурно - воспроизводящая функция образования.

Селективная функция образования выражается в естественной дифференциации учащихся по способностям, предметным и профессиональным симпатиям.

Функция социального регулирования и контроля проявляет себя в силу экономической и других форм зависимости образования как непроизводительной сферы деятельности людей. Через сферу образования происходит воздействие на внутренний мир учащихся и учителей в нужном направлении. Здесь происходит формирование уважительного отношения к общечеловеческим ценностям, а также традициям, обычаям своего народа, региона и т.п.

Инструментальная функция социального института образования проявляется в разработке методов социализации учащихся, поиске наиболее эффективных средств подготовки подрастающего поколения к выполнению функций в различных сферах жизнедеятельности общества: труде, учебе, семейной жизни и т.п.; в разработке превентивных мер против возможных вариантов девиантного поведения.

История существования сферы образования показала, что на каждом этапе ее функционирования проявляются свои тенденции развития, вызванные внутренними причинами или внешними условиями. Вместе с тем, есть ряд тенденций, которые сопровождают институт образования на протяжении всего его существования.

К первой группе таких тенденций относятся те, которые характеризуют внутренний мир образования, определяют его сущностную сторону и поддерживают социальную феноменальность института образования. Ко второй группе таких тенденций относятся те, которые являются результатом воздействия на образование со стороны окружающей социальной среды во всех ее вариантах (экономических, политических и других факторов). К первой группе тенденций относятся: гуманистическая сущность института образования; взаимного благоприятствования в социальных действиях субъектов образования; диалектического единства обучения и воспитания; социализации учащихся в процессе обучения и воспитания; стимулирование самообразования учащихся как личностей; оптимальности в управлении образованием.

Взаимодействие института образования и внешней социальной среды, вторая группа тенденций, предопределяет образовательное - воспитательные изменения, формируя следующие закономерности:

Øопределяющее воздействие экономики на жизнестойкость института образования;

Øзависимость характера и содержания образования от изменений в социальной структуре общества;

Øнепосредственное влияние культуры общества на перманентное повышение качества образования;

Øвозрастание требований общества к уровню и содержанию образования;

Øсоответствия государственной политики образования потребностям социума.

Указанные закономерности еще в большей степени подчеркивают социальный характер института образования. Поэтому реформирование системы образования без учета институциональных основ ее жизнедеятельности и связей с другими институтами общества может привести к таким переменам в ней, которые не отвечают требованиям современного общества.

2.Политическая культура

Политическая культура - часть духовной культуры народа и включает те элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами. Это система ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Она тесно связана с представлениями о мире политики и политического, его законах и особенностях их функционирования. Обществу с развитой политической культурой присущи такие признаки, как гласность и плюрализм, высокая политическая культура личности, политическая активность людей. Последняя проявляется в их «включенности» в процесс реализации власти, в управление государственными и общественными делами, в осуществление гражданских прав и обязанностей.

Самые разумные законы и реформы без учета человеческого фактора исторически сложившегося социума обречены. Политическую культуру определенной страны можно понять лишь в том случае, если рассматривать ее как часть общенациональной культуры. Поэтому в современной политологии утвердилась классификация политических культур по цивилизационному признаку - в соответствии с типом той цивилизации, к которой принадлежат данный народ и страна.

Таких типов выделяют пять:

Øконфуцианско - буддийская;

Øиндо - буддийская;

Øисламская;

Øзападная;

Политическая культура выполняет в обществе целый ряд важных функций:

)когнитивная (накапливает политические знания);

)эмоциональная (формирует политические чувства);

)оценочная (политические ценности и идеалы лежат в основе политических оценок);

)регулятивная (регулирует политическое поведение);

)коммуникативная (культура лежит в основе политического общения);

)интегративная (объединяет людей через систему ценностей).

Политическая культура оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государства и политических институтов, задает направление политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культура политическая сосуществует с экономической и религиозной культурой.

Основные элементы политической культуры:

)политические традиции;

)идеи, концепции и убеждения о взаимоотношении различных общественно-политических институтов;

)ориентации и установки людей в отношении существующей политической системы в целом.

То есть политическая культура является ценностно - нормативной системой, которую разделяет большинство населения. В системе ценностей и установок политической культуры центральное место занимают те, которые способствуют формированию и сохранению политической системы.

Связующими элементами политической культуры являются национально-государственные символы и идеалы. Символ - это художественный образ, воплощающий в себе какую-либо идею. К ним относятся флаги, гербы, гимны, конституции, праздники, денежные знаки.

Приобщенность к политике - важнейшая характеристика политической культуры современного российского общества. В России сегодня остро стоит вопрос о совершенствовании системы управления всеми сферами жизнедеятельности людей, и политической в частности.

образование воспроизводство социальный культура

Список литературы

1.Б.И. Добреньков, К.Г. Власюк, А.С. Зайналабидов. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001, раздел «Основы социологии» гл. 7.

2.В.С. боровик, Б.И. Кретов. Основы социологии и политологии. М., Высшая школа, 2001, раздел «Основы социологии», гл. 5.

.Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт // Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.


Похожие работы на - Основы социологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!