Граффити как проявление молодежных субкультур
Дистанционный
тур краевого форума «Молодежь и наука»
Исследовательская
работа
Граффити
Туруханска как проявление молодежной субкультуры
Автор Шевченко
Дарья
Руководитель Зубова
Светлана Сергеевна,
Введение
Еще 30 лет назад никто и представить не мог, что
нацарапанное на стене слово породит новый вид искусства, которое специалисты
будут изучать, посвящать ему свои монографии.
Проблема
исследования состоит в противоречивости отношения к граффити населения и
возможностей граффити в современном социуме. Население по большей части
рассматривает граффити как хулиганство. Но если отбросить встречающиеся
действительно хулиганские и вандалистские граффити, то можно отметить, что
граффити являются прекрасным средством украсить неяркую городскую и даже
сельскую среду обитания человека.
В середине 19 века оформилась как
самостоятельная область знания эпиграфика - вспомогательная историческая и
филологическая дисциплина, изучающая древние и средневековые надписи на камне,
металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях. Но зов
предков оказался настолько притягательным, что и в 20, и в 21 веках надписи
появились уже не только на изделиях, но и на стенах, на заборах, на крышках
школьных парт. В словарях появилось новое слово «граффити». Граффити
(итал. Graffito
«нацарапанное», от греч. graphein
- «писать») - это посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на
стенах зданий. Но под словом граффити стали подразумевать не только надписи, но
и рисунки на различных частях зданий. В этом значении мы и рассматриваем
граффити в работе.
Объект
моего исследования - граффити Туруханска. Что заставляет молодых
людей самовыражаться подобным образом? Меня заинтересовал этот вопрос, и я
выбрала тему «Граффити Туруханска как проявление молодёжной субкультуры».
Социально-психологические особенности молодёжи
как социальной группы часто проявляются в существовании специфической
молодёжной субкультуры. Субкультура - (подкульту́ра,
лат. sub - под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание,
почитание) в социологии и культурологии - часть культуры общества, отличающаяся
от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры.
Предмет исследования:
В своей работе я хочу рассмотреть проблемы граффити с четырёх точек зрения: исторической,
нравственной, психологической и лингвистической.
Новизна исследования
- в выборе объекта исследования. В нашей стране этот феномен почти не изучен,
социальные и психологические исследования граффити проводятся мало. С помощью
моей работы можно изменить мнение о граффити и доказать, что эта молодежная
субкультура, при правильной её направленности, может приносить пользу обществу.
В этом актуальность моей работы.
Методика исследования.
Цель:
исследовать граффити Туруханска как проявление молодежной субкультуры.
Задачи:
1. Найти в граффити Туруханска черты молодёжной
субкультуры.
.Описать типы, виды и стили граффити в крупных
населённых пунктах Туруханского
района - Туруханске, Бору.
. Выявить причины обращения учащихся к граффити.
. Выявить все «за» и «против» использования
граффити.
Методы исследования:
1.Анкетирование.
.Фотосъемка.
.Зарисовки современных надписей и символов.
. Изучение и систематизация собранного
материала.
Респонденты:
109 учащихся Туруханской средней школы в возрасте 13-17 лет. Выбор этой
возрастной группы обусловлен тем, что райтеры Туруханска и Бора находятся
именно в этом возрасте. Более старшая молодёжь граффити не увлекается.
Исследовано более 50 рисунков, в том числе 18 с
надписями, которые прислали школьники из села Бора Туруханского района, и ещё
отдельно 14 надписей в Туруханске (т.е. надписей всего исследовано 32).
Способ изложения:
тематический (по главам).
Граффити с исторической точки зрения
Не все знают, что современное молодежное
искусство, называемое «граффити», имеет глубокие корни. Во всяком случае, ещё
на раскопках древней Помпеи были обнаружены фрагменты стен с рисунками,
похожими на граффити.
Само слово граффити в археологии означает
надписи и рисунки на стенах, иными словами наскальную живопись. Первыми граффити
считаются рисунки, высеченные в пещере Краманьо.
Современная «наскальная живопись» началась в
прошлом веке в США. Впервые граффити было обнародовано в Нью-Йорке в конце 60-х
годов.
Один манхэттенский паренек греческого
происхождения по имени Деметриус (Деметривс) обычной шариковой ручкой написал
на стене одной из станций подземки свою кличку -Taki
и номер улицы 183 (Taki
183) . Это был первый тэг в истории граффити, а Деметриус (Деметривс) - первый
райтер.
После Второй мировой войны в Англии, США и Австралии
уже имелись свои метки: «Kilroy»,
«Foo», «Chad».
А в СССР существовал корпоративный тэг «УШАЦЪ» - ещё до появления меток
Деметриуса. «УШАЦЪ»ом были помечены практически все памятники архитектуры уже к
60-м годам ХХ века. Этот тэг принадлежал студентам Московского архитектурного
института.
В этом направлении образовалось много команд,
которые конкурировали друг с другом не столько в качестве рисунков, сколько в
их количестве и расположении в молодежных местах. Стены в то время были просто
«убиты» тэгами. Но поскольку число тэгов росло, постепенно начался поиск нового
стиля, чтобы выделиться из толпы. Тогда лучшие из тэгеров стали уделять большое
внимание артистизму, введению чего-то своего. Ребятам из Нью-Йорка наскучило
просто тратить краску на какие-то подписи, и появились первые цветные рисунки.
Они были низкого качества и состояли из малого набора цветов. Особенно
пострадало нью-йоркское метро. Поезда, как снаружи, так и внутри, были
испещрены непонятными никами, буквы которых сплетались в каракули и узоры. В
1975 году люди впервые увидели этакое «художественное полотно» размером в
вагон, а год спустя - целый состав. Полиция боролась с райтерами, но все
бесполезно. Муниципальные власти Нью-Йорка даже запретили продажу баллончиков с
краской несовершеннолетним. Граффити-работы нещадно закрашивались, но
практически сразу на том же месте появлялись новые тэги. Высшим пилотажем
считалось нанести свою подпись самодельными маркерами, которые изготавливались
из банки дезодоранта, напичканной «копиркой» и спиртом с ацетоном. Отверстие
затыкалось старым носком. Рисунки начали «переползать» в подъезды, постепенно
меняя свои очертания. Вместе с тем, граффити сливалось с хип-хоп культурой.
Но настоящая революция в граффити произошла,
когда мир узнал первый 3D-рисунок.
Автором его был бруклинский мастер по прозвищу Пистол. Именно с появлением
объемных шедевров мода на граффити вскрикнула и ещё долго орала на улицах
американских городов.
С появлением новых типов и стилей начались
«войны». Они сопровождались не только честными соревнованиями в мастерстве.
Конкурирующие команды закрашивали рисунки друг друга. Поверх рисовали
специальным шрифтом «blockbuster»,
который позже преобразовался в абсолютно нечитаемый «wildstyle».
Так конкурирующие команды «маркировали» свою территорию.
Иногда поступали еще проще: неугодное граффити
жирно перечеркивали крест-накрест. Такие коллективы стали называть «tagbangers»»
Слово пришло из Южной Калифорнии, производное от
«tagger» и «gangbanger»,
что на местном сленге означает членов различных криминальных группировок.
Процветали итальянское и французское граффити,
раскрашивались Польша и Чехия, в Берлине был открыт специальный граффити -
салон, куда могли обращаться и заказчики, и художники.
История нашего (тогда ещё советского) граффити
началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк - данс, что вполне
закономерно, ведь и то, и другое - часть культуры хип-хоп. В середине 80-х
годов по стране волной прокатились брейк - фестивали. Началось все с
Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в городах СССР - от
Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу.
Первые райтеры оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их
незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты
танцоров. Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда,
Питера. Спустя почти 10 лет раскачалась и Москва. В Риге и Калининграде
граффити прижилось сразу же, не в пример Москве. Причина трудной приживаемости
нового поветрия была проста - краска-аэрозоль в России была дорогим
удовольствием. Ну, и конечно, запреты властей. 1970-е годы были выдающимися для
граффити - это были годы изобретений. Это были годы, когда начиналась история
современного граффити и ее развитие до наших дней.
Типы
современных граффити можно разделить на три условных группы:
. Трафаретные. Само название говорит за
себя - эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене
прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или
рисунка.
. Художественные. Художественные граффити
- это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше
трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один
день. Такие граффити ценятся больше всего.
. Малохудожественные. Чаще всего
представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и
несвойственные литературной речи.
Объектами граффити могут быть
различные постройки, машины, бытовые предметы, такие как холодильник и т.д.
Порой дело доходит даже до одежды.
Настенные рисунки и надписи представляют собой
весьма неоднородное явление - от детских каракулей до политических лозунгов,
поэтому существуют классификации граффити по видам. Е.Л. Эйбл и
Б.Е. Беркли (1977) различают публичные и личные граффити; М. Кокорев
выделяет содержательные, разрушающие и надписи в стиле «хип-хоп».
Хип-хоп
(англ. hip
hop)
- молодёжная субкультура, появившаяся в середине 1970-х в среде афроамериканцев
и латиноамериканцев. Для неё характерны своя музыка (также называемая хип-хоп,
реп), свой сленг, своя хип-хоп мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.),
графическое искусство (граффити) и свой кинематограф.
Граффити с нравственной точки зрения
В России на сегодняшний день преобладает
негативное отношение общества к этому направлению молодежной субкультуры, что
легко объясняется обилием некачественных и неприличных рисунков и нецензурных
надписей на улицах наших городов, среди которых редкие шедевры зачастую
остаются незамеченными. Кроме того, тем же способом продвижения своих идей в
массы часто пользуются не самые благонадежные и миролюбивые молодежные
организации. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямых
ассоциаций своего творчества с откровенным вандализмом - уродованием памятников
архитектуры, оскорблением национальных и культурных ценностей. Однако на самом
деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити. Существует
неписанный кодекс чести, который стараются выполнять все уважающие себя
райтеры:
. Никогда не рисуй на жилых домах, зданиях,
представляющих какую-либо культурную ценность, школах, детских садах, больницах
и т.п.
. Никогда не рисуй на памятниках, мемориальных
плитах, надгробиях.
. Никогда не рисуй на работах других райтеров,
это позорно и бесчестно, этим ты сделаешь хуже только себе.
. Граффити существует для того, чтобы сделать
серый и унылый городской мир ярче и красивее.
Издавна в Туруханске, как и во всех городах и
сёлах, заборы на улицах были полем для уличных надписей и рисунков. Сначала
рисовали и писали мелом. Увлечение граффити к туруханским подросткам пришло
позднее, чем в центральных городах - в начале 21 века. Первые граффити рисовали
маркером, а теперь используют баллончики с краской и разными насадками. Стоит
это всё достаточно дорого и приобретается в Красноярске. При этом стиль, цвет,
размер и форма немаловажны, сам процесс работы с поверхностями стоит на первом
месте, т.е. важно не творчество, а потребление. Спреем для граффити в
Туруханске ещё не пользуются.
Мы провели анкетирование. По его результатам среди
учащихся Туруханской средней школы 48,6 % увлекаются граффити.
Среди изученных нами граффити мы встретили два
типа граффити: художественные и малохудожественные. Больших неприличных
рисунков и нецензурных надписей не оказалось, хотя отдельные нецензурные слова
встречаются на стенках балков (так в Туруханске называют гаражи). Сделаны они
мелом, из чего мы заключаем, что это дело рук не подростков, а более младших
детей. Подростку писать мелом в наше время несолидно. Нецензурные надписи
компрометируют стиль граффити в глазах обывателей, склонных объединять всех
любителей рисовать на стенах в общую категорию - «хулиганов», к тому же именно
так расценивает закон все эти художества на стенах населённых пунктов.
Для своего творчества туруханские школьники
используют следующие стили граффити:
а) Tagging
- чаще всего это подпись райтера, его ник, выполняемый одним цветом очень
быстро, но всегда со вкусом.
б) Throw
- up - самый простой
вид граффити, выполнен в двух цветах. Одним видом выполняют контур, другим -
заливку. Чаще всего выполнен в черном и белом, черном и серебристом цветах,
возможны и другие разнообразные варианты, главное, чтобы цвета сочетались друг
с другом и были контрастными.
в) Blockbusters
- этот тип граффити отличается большими и широкими буквами, что и делает его
простым в исполнении. Именно этот тип хорошо подходит для того, чтобы громко
заявить о себе.
г) Freestyle
- это свободный тип граффити. Чаще всего рисуется то, что первым приходит в
голову, это должна быть свежая и неординарная идея.
По нашему мнению выбор стилей можно объяснить
тем, что:
) Эти виды граффити проще всего поместить
на любую поверхность, так как они занимают немного места.
) Перечисленные стили не требуют больших
затрат на краску и аэрозоль. Чаще всего такие граффити выполнены не более чем
тремя цветами.
) Данные виды и типы проще всего освоить.
Они не имеют замысловатых шрифтов и художественных элементов. Любой желающий в
короткий срок сможет обучиться любому из этих видов.
) Самым простым объяснением является
незнание туруханскими и борскими райтерами других стилей граффити и отсутствие
у них опыта. На это влияет отдаленное расположение наших населенных пунктов от
больших городов и отсутствие профессионалов в этой области.
В современных российских городах граффити
размещаются на улице (стены зданий, подземных переходов, гаражей, таксофонные
кабинки, припаркованные автомобили, асфальтовое покрытие во дворах и т. д.), в
транспорте, в подъездах и на лестницах (включая двери квартир, почтовые ящики и
т. д.), в интерьерах публичных (чаще всего учебных) учреждений. Кроме того, в
больших городах существуют так называемые «стены» - своего рода галереи
граффити, места скопления рисунков и надписей.
В Туруханске таких «стен» нет. Большая часть
рисунков расположена на пристани с. Туруханск и в районах, отдаленных от центра
поселка, т.е. в местах, где реже появляется старшее поколение. В условиях села,
даже если это районный центр, как наш Туруханск, надписи могут появиться на
всех легкодоступных гаражах и даже на стенах жилых домов. Граффити имеют
публичный и неофициальный характер. Как неофициальная форма массовой
коммуникации, граффити находится за рамками социальных институтов и цензуры.
Поэтому места, где чаще всего можно встретить граффити, это, как правило,
маргинальные зоны поселения, скрытые за его парадным фасадом.
Характерно, что в собственной квартире, комнате
граффити, как правило, не выполняются, за редким исключением.
Правда, бывают случаи, когда граффити как раз и
находятся в положительных рамках социума. Например, в Туруханске возникла
традиция в день России на обрыве, где Нижняя Тунгуска впадает в Енисей,
выложить из побелённых камней патриотические надписи: «Виват, Россия» или
«Туруханск». Но делают это не отдельные подростки, а организованные в трудовой
отряд, и, как правило, такие надписи появляются в День России. Когда самолёт из
краевого центра идёт на посадку в Туруханске, сверху очень хорошо видны такие
надписи.
Надписи на заборах иногда носят политический
характер. Например, много лет после первых выборов президента, на длинном
заборе вдоль почты красовалась надпись: «Зюганов - наш президент» (орфография
сохранена). Пример современного политического граффити у нас только один:
символы «Молодёжного единства» на кирпичной стене универмага «Мангазея»
Граффити с психологической точки
зрения
С точки зрения психологии граффити - способ
самовыражения личности. «Ваше отношение к граффити как к молодежной
субкультуре?»,- задали мы вопрос в анкете. «Положительно»,- ответили 67%
респондентов. Но не мал процент и тех, кто равнодушен к граффити: «Равнодушно»
- 23,8 %. Значит, в Туруханске явление граффити не является среди подростков
массовым.
И всё же граффити рисуют, а, значит, есть мотивы
для этого. Граффити рисуют по разным причинам. В анкете мы задали респондентам
вопрос: « С какой целью вы рисуете граффити?». Не стали объяснять цель 75,2%.
Если учесть, что вообще не рисуют граффити 49,5% респондентов, а рисуют иногда
1,9 % , что в сумме даёт 51,4 %, и вычесть из 75,2 % эту сумму, то не стали
объяснять цель именно из рисующих граффити 23,8 % . Дополнительный устный
вопрос дал объяснение, что просто затруднились с ответом, то есть не
самоопределились.
У тех, кто ответил на вопрос о цели рисования
граффити, диапазон ответов колебался от «Нервы успокоить» и «Повеселиться» (0,9
%) до «Для красоты» и «На память» (по 5,5 %). «Самовыражение» в ответах
составило 2,8 %. Значит, судя по анкетам, для туруханских подростков главное не
самовыражение, хотя оно имеет место, а стремление оставить память о себе или
каком-то памятном для себя событии, а также наравне с этим стремление украсить
сельский экстерьер с помощью ярких красок граффити. Это - авангардность,
т.е. признак молодёжной субкультуры.
Анализируя рисунки, мы увидели, что граффити
создают по таким причинам:
. Желание сообщить о каком-либо факте или
событии, что перекликается с ответами на анкету. Для школьников таким событием
является окончание школы. Граффити, повествующие об этом, имеются на стенах
средних школ Туруханска и Бора.
. Стремление рассказать о своём чувстве -
злости, ненависти, счастья, радости или любви. В ответах на анкету такого
варианта не было, но, возможно, это просто очень личное, а. возможно, это
скрывается за такими ответами как «Надо» или «Просто так». В граффити особенно
интересны признания в любви. Одно признание сделано у моста, где девочка Маша
проходила каждый день. А надпись из приложения 6, лист 2 сделана на
трансформаторной будке на уровне окна на втором этаже, где жила любимая девочка
«художника». Может быть, это был единственный способ заявить о себе, доступный
каждому подростку. Наверное, можно было высказать свои мысли в стихах, песнях и
еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто
стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их чувства заметит
адресат.
.Утверждение личностной и групповой
идентичности: собственные имена и портреты, статус в группе. Это поиск своего
пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период
взросления отличают стремление обособиться, прежде всего от старших, и желание
принадлежать к какой-либо общности сверстников. Присоединившись к группе.
Молодой человек обретает определённую степень безопасности, окружающие теперь
имеют представление о том, как его воспринимать, потому что на него
распространяются общегрупповые признаки.
. Мотивы творчества с использованием символов.
Это солнце, звезда, могила, крест, круг, квадрат, треугольник. Многие из них
отражают глубины человеческого подсознания. «Треугольники говорят о логическом
подходе к жизни. Хорошо организованные люди предпочитают рисовать квадраты.
Толстые, жирные стрелки обычно рисуют весьма целенаправленные люди». «Цветочки,
солнца, гирлянды… Вы больше всего мечтаете о дружбе и нежности, а слова,
которые вертятся на языке, невольно переносите на бумагу: «Обрати на меня
внимание!» Спирали, круги и волнистые линии свидетельствуют о том, что чужие
проблемы вообще не интересуют».
Целый спектр чувств, мыслей, переживаний
скрывается за простыми рисунками учащихся: нежные чувства к кому-то,
переживания о чём-либо, надежда на лучшее в жизни, бунтарство, скрытая печаль,
негативизм, направленные против кого-либо или чего-либо.
Однако мотивы творчества встречаются реже,
чем мотивы потребления граффити в качестве самовыражения. Это один
из признаков молодёжной субкультуры.
Ответы на анкету показывают, что граффити
являются романтической компенсацией повседневной рутины, а это тоже -
признак молодёжной субкультуры.
Высказываний протеста против социальных или
культурных норм или каких-либо призывов в наших граффити мы не нашли. Они почти
не встречаются и в надписях, выполненных на стенах гаражей, на заборах, на
спинках стульев в школе.
Все изученные нами граффити по видам являются
публичными, личными, содержательными.
По-прежнему современные школьники, как и их
родители в своё время, рисуют в учебниках. По мнению психологов, надписи и
исправления школьников в собственных учебниках и книгах - один из способов
символического опровержения чужих взрослых знаков. Учебники для подростков тоже
представляют чужое пространство, как и те поверхности общественных сооружений,
на которых они рисуют граффити. Молодёжное сознание является основой, носителем
особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого
населения. Обособленность от культурных ценностей старших поколений -
признак молодёжной субкультуры.
Исследуя результаты анкеты, я наткнулась на
интересный факт - одна девушка рисует граффити с целью оказания психологической
поддержки своим друзьям. Дело в том, что её одноклассники входят в состав
школьной команды по киберспорту «АК - 47» и каждый из них имеет свою кличку
или, как принято их называть, «ник». Именно эти «ники» она и зарисовывает,
используя при этом замысловатые шрифты.
Все вышеприведённые мотивы создания граффити
говорят о том, что граффити с психологической точки зрения несут важную
положительную социальную функцию: они являются своеобразным средством
коммуникации. Настенные рисунки и надписи - разновидность коммуникации,
свободной от повседневных общественных ограничений в силу своей анонимности. Но
одновременно они же, по мнению психологов, являются оригинальной формой
девиантного поведения подростков. При правильном подходе любые формы
девиантного поведения поддаются коррекции. Коррекционно-воспитательная
деятельность в данном случае должна быть направлена, главным образом, на
разрушение определённых установок, представлений, ценностей, мотивов,
стереотипов поведения и формирования новых с целью достижения самореализации
личности в обществе.
Исследуемые граффити ориентированы либо на
проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные
акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности
субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую
государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная
сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая
удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не
работы.
Граффити с лингвистической точки
зрения
граффити молодежный субкультура
стиль
Граффити, в основном, представляют собой рисунки
с небольшим количеством текста. При этом 8 надписей (25 % текста) написаны на
английском языке. Мы насчитали 24 надписи на русском, что составляет 75 %.
Проанализировав их, мы выявили следующие жанры.
. Информативный - 59 % (например, «Я люблю
школу»).
. Оценочный - 23 % (например, «Катя самая
красивая »).
. Императивный - 18 % (например, «Король и шут»
- лучшая группа»).
Тематика надписей разнообразна: школа (20%),
близкий друг (14%), учителя (3%), любовь (15%), музыка (13,8%), политика (1%),
имена (25%), похвала (8,2%).
Мы определили уровень орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся.
Основными орфографическими ошибками являются:
НЕ с глаголами- 0,7%;
Ь после шипящих (глагол, наречие) - 0,6%;
Проверяемые, непроверяемые согласные в корне
слова - 1%.
Другие ошибки встречаются один раз или не
встречаются вовсе.
Основные пунктуационные ошибки:
Знаки препинания при обращении - 18%;
Знаки препинания в предложениях с вводными
словами - 3%
Предложения чаще всего простые (95%),
повествовательные (78%), невосклицательные (81%), двусоставные (91%),
распространённые (75%), полные (85%).
Изучением надписей занимается эпиграфика. Мы
задали респондентам вопрос, знают ли они об этой науке? Оказалось, знают 13,8
%, а не совсем знают, т.е. примерно представляют 3,6 %. Это совсем неплохой
показатель, ведь слово «эпиграфика» не относится к распространённым.
«За» и «против» граффити
Как всякое проявление молодёжной субкультуры
граффити имеют положительные и отрицательные стороны.
Доводы «за»:
. В последнее время рисунки и надписи в
публичных местах перестали активно обсуждаться и осуждаться в обществе и
считаться чем-то зазорным и маркирующим поведение человека как антисоциальное.
К нему привыкли, граффити начинают постепенно приобретать статус социально
нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент
общегородского экстерьера. Граффити становится массовым культурным явлением и
приобретает все большую и большую популярность среди молодежи.
. Язык граффити стремится стать универсальным
кодом городской коммуникации. Сегодня постепенно граффити утрачивают значение
протеста, альтернативности официальной культуре и, актуализируя свой
диалогический потенциал, максимально расширяют «сферу влияния» в
коммуникативной области. В системе современного города всякое начертанное слово
(изображение) интерпретируется как провоцирующая ответ реплика, а совокупность
городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство. Поэтому
имеет смысл относиться к граффистам внимательнее - возможно, им действительно
есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в
целом.
. Граффити могут просто украсить серый и унылый
пейзаж современного поселения. Например, мой руководитель видела, как с помощью
граффити на стенах городского двора двор совершенно преобразился. Туристы,
проходя мимо арки, через которую виден фрагмент росписи, непременно входят под
арку и стоят в восхищении.
Доводы «против»:
.Отчасти расплывается грань между
санкционированной и самостийной публичной письменной речью. Это ведёт к отказу
от норм литературного русского языка.
. Граффити легко нарушают культурные табу и
социальные условности, в них упрощены и снижены темы смерти, любви и секса,
декларируется приверженность девиантному образу жизни, снимается запрет на
открытое выражение агрессии. Это вызов миру общепринятого, потому что граффити
аккумулируют вытесненные из доминирующей культуры нормы и ценности.
Считаю, что граффити имеют право на
существование, естественно, в цивилизованных рамках.
Заключение
По результатам исследования мы пришли к
следующим выводам. 1. Признаки молодёжных субкультур выделяются не столько по
мотивации действий, сколько по выявлению внешнего фактора, способствующего
субкультурным проявлениям. Это могут быть и криминализация общества, и западные
влияния, и романтическая компенсация повседневной рутины. Они выражают и
особенности данного времени, и общего для молодежи стремления к обновлению,
приключению, испытанию себя в необычных условиях, поиску смысла жизни и т. д.
Молодое поколение, стремясь быть впереди, не считается с историческими и
культурными традициями, превращает новизну выразительных средств в самоцель. В
этом и проявляется авангардность данной субкультуры, которая отражает
индивидуальное мировоззрение райтеров. В граффити Туруханска мы находим
признаки молодёжной субкультуры: обособленность от культурных ценностей
старших поколений, преобладание потребления над творчеством, авангардность,
романтическую компенсацию повседневной рутины. Что касается главных черт
молодежной субкультуры, то для старшего поколения не приемлемо и не понятно все
новое и неординарное, они более консервативны и сдержаны в своих взглядах на
жизнь, поэтому отрицательно относятся к граффити.
2. В Туруханске и в Бору граффити относятся к
двум типам: художественному и малохудожественному. При этом используются
публичные и личные виды граффити, а также изредка содержательные. По стилю
граффити относятся к Tagging,
Throw - up,
Freestyle, Blockbusters.
Исследуемые граффити ориентированы либо на
проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Социальные
акции наши райтеры не проводят. Это или из-за недостаточной сформированности
субкультуры, или из-за особенностей российского общества, той ролью, которую
государство играло в жизни человека. Досуг часто воспринимается как основная
сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая
удовлетворённость жизнью молодого человека. Это скорее культура досуга, а не
работы.
. Причины обращения учащихся к граффити: желание
сообщить о каком-либо факте или событии, стремление рассказать о своём чувстве,
утверждение личностной и групповой идентичности, стремление к творчеству. Это
поиск своего пути во «взрослом мире», особый характер отношений со
сверстниками.
. Использование граффити имеет свои
положительные и отрицательные стороны, как и любое другое проявление молодёжной
субкультуры. Украшение современного городского пейзажа и возможность стать
универсальным средством городской коммуникации, сообщая взрослым о каких-либо
проблемах, - это положительные черты граффити. В то же время аккумулирование
ценностей и норм, вытесненных из официальной культуры, являются отрицательными
чертами данной молодёжной субкультуры.
Таким образом, задачи исследования выполнены.
Цель работы достигнута. По своим определяющим чертам граффити являются
проявлением молодёжной субкультуры.
Возможности продолжения
исследования: проследить эволюцию граффити в
Туруханске с точки зрения появления новых черт молодёжной субкультуры или
отсутствия изменений, что будет говорить о замирании этого направления
молодёжной субкультуры.
Приношу благодарность
всем, кто помог мне в написании работы: моему научному руководителю Светлане
Сергеевне Зубовой, моим родителям и респондентам.
Литература
1. Белокопытов,
Ю.Н., Панасенко, Г.В. История и культура менеджмента.- Красноярск: Кн.
Издательство, 1994.- С.327.
. Вудуорд,
У. Покажи мне, что ты рисуешь. // Ровесник.- 1994.
. Евелькин,
Г.Н., Соколова, О.В., Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - с. 1312
. История
граффити: от пещерных людей до хип-хопа//www:http.
Graffiti
zone.kiev.ru
. Кобылинский,
Н. Капот Да Винчи// Лазурь. - 2008. - №4. - С. 15 - 16.
. Луков
В. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. - 2005. - № 1. - С. 147-151.
. Молодежные
движения// www:http.
Sabotage.ru
. Молодежные
субкультуры в современной России//www:http.
Graffitishool.ru
. Мулина,
О. В нарисованном городе ярче живется//Семья. - 2009. - №33. С. 14
. Разноцветные
стены вместо серых//www:http.
Graffiti.calligraphy-mvk.ru
. Советский
Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Москва 1988 г. С.337,
1560
. Феномен//-
Вокруг света. - 2007. - №11. - С. 14-22
. Энциклопедия
социологии. / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко