Анализ социально-экономического положения г. Верхний Уфалей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    176,67 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ социально-экономического положения г. Верхний Уфалей

Введение

Современные рыночные отношения, которые на сегодняшний день сложились в Российской Федерации, диктуют особые условия для деятельности муниципальных образований.

В таких условиях муниципальные образования, также как и другие участники рыночных отношений, вынуждены повышать эффективность своего функционирования, быть конкурентоспособными. В то же время они должны принимать во внимание необходимость социальной направленности своей деятельности, так как основная функция муниципального образования, да и вообще муниципального управления, это, прежде всего, удовлетворение коллективных потребностей и интересов населения, улучшение его благосостояния и повышения уровня жизни.

В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления наделены полномочиями по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Практическая реализация новых подходов к управлению на местном уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

Социально-экономическое развитие муниципального образования является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Уже сегодня во многих муниципальных образованиях для повышения эффективности их деятельности применяются метод планирования социально-экономического развития, который предполагает разработку целей и задач для достижения определенного социально-экономического положения и позволяет определить параметры оптимального функционирования и устойчивого развития муниципального образования.

Для разработки плана социально-экономического развития на несколько лет необходимо знать, в каком положении находится муниципальное образование на сегодняшний день, поэтому проведение анализа социально - экономического положения МО довольно актуальная тема, которой и посвящена данная работа.

Цель курсовой работы - на основе проведенного анализа социально-экономического положения города Верхний Уфалей, разработать план социально-экономического развития на несколько лет.

Объектом исследования является МО г. Верхний Уфалей

Предметом исследования - социально-экономическое положение данного города.

Цель исследования заключается в анализе социально-экономического положения муниципального образования г. Верхний Уфалей, выявление и пути решения проблем, связанных с социально-экономическим положением.

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

. Раскрыть сущность понятия муниципальное образование и его социально-экономического положения

. Рассмотреть основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО

. Рассмотреть номенклатуру показателей и методику количественной оценки уровня социально-экономического развития территории

. Выявить проблемы и определить стратегию социально-экономического развития г. Верхний Уфалей

В основу курсовой работы положены труды В.С. Чекалина, Виханскогог О.С, Наумова А.И., Филиппова Ю.В., Авдеевой Т.Т., Постовой Н.В. и других российских экономистов.

1. Теоретические основы проведения анализа социально-экономического положения МО

.1 Понятие муниципального образования и его социально-экономического положения

Местное самоуправление - одно из проявлений народовластия, предполагающее самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) достаточно широкого круга проблем преимущественно местного характера. Они напрямую связаны с жизненными интересами людей, повседневными заботами жителей городских и сельских поселений.

Местное самоуправление - институт глубоко демократичный, поскольку оно приобщает граждан к участию в управлении делами общества и в значительной мере обеспечивает их политические права. Местное самоуправление направлено против неоправданного сосредоточения дел в руках государственных органов. Решение многих вопросов "внизу" - там, где обеспечивается наиболее полный учет местных условий и особенностей, существенно повышает эффективность управления делами общества и государства.

В Российской Федерации местное самоуправление не только признается, но его функционирование гарантируется как федеральными органами власти, так и органами власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные. Экономические гарантии предполагают наличие муниципальной, в том числе земельной, собственности, объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания данного поселения, например города или поселка. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается достаточными финансовыми ресурсами. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности решений субъектов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих различных рангов, информационное обеспечение местного самоуправления и др. [14, c. 158]

Одно из ключевых понятий местного самоуправления - муниципальное образование.

Легальное определение муниципального образования содержится в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон). «Муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления»[2]

Таким образом, можно выделить следующие элементы категории «муниципальное образование»:

поселение или поселения, объединенные общей территорией в пределах которых осуществляется местное самоуправление;

выборные органы местного самоуправления, действующие на территории данного поселения;

муниципальная собственность и бюджет.

Статья 131 Конституции Российской Федерации закрепляет осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании факта данной статьи и статьи 1 Закона территория местного самоуправления является в то же время территорией муниципального образования.

Местное самоуправление в Российской Федерации является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отграниченных друг от друга.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, то есть все субъекты Федерации обязаны обеспечить населению соответствующих территориальных единиц реализацию права на местное самоуправление. Из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, села и т.д.). Вопрос о признании иных территорий (районов, уездов, сельских округов и т.д.) территориями местного самоуправления находится в исключительном ведении субъектов РФ должен решаться с учетом местных условий, прежде всего исторически сложившейся практики самоуправления, органичности хозяйственных, культурных связей, объединяющих население данных территорий. Критерии определения этих территорий в качестве территорий местного самоуправления могут устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации [9, c. 187]

Большинство исследований с позиций системного подхода определяют муниципальное образование как социально-экономическую систему, представляющую собой локальный уровень в общей типологии социально-экономических систем, построенной по территориальному признаку.

Среди региональных социально-экономических систем РФ выделяют четыре основные типа:

. макрорегиональные (охватывают значительные по территории регионы страны - европейская часть России, азиатская часть России, российский Север и т.д.);

. межрегиональные (объединяют несколько регионов - субъектов РФ, которые наиболее интенсивно взаимодействуют между собой, например, регионы Северо-Запада, Центра, Черноземья, Урала и т.д.);

. региональные (соответствуют субъектам РФ - республикам, краям, областям, автономной области и автономным округам, городам федерального подчинения);

. локальные (территориально-административные части субъектов РФ - города, районы, муниципальные образования)

Следовательно, исходя из данной классификации муниципальное образование - локальная социально-экономическая система [18, c. 259]

1.2 Основные задачи, стоящие перед анализом социально-экономического положения МО

Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

Целью этого анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих лет, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста [12, c. 187].

С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям:

. Демографическая ситуация: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, состояние здоровья, миграция

. Природные ресурсы территории: наличие, возможности и эффективность использования

. Состояние образования, здравоохранения: социальная сфера, уровень жизни населения, финансы, производство продукции, инвестиции, потребительский рынок, жилищно-коммунальный и транспортный комплекс, экологическая ситуация [11, c.179]

По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативные правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. Экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми, территориальными органами Федерального казначейства и др. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования (с их согласия). Вопросы информационного (в том числе статистического) обеспечения муниципальной деятельности подробно рассматриваются в главе 8. Кроме того, при анализе социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, проводиться анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений и т.д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности [7, c.315]

При анализе социально-экономического положения г. Верхний Уфалей за основу была взята методика SWOT- анализа, так как она позволяет наиболее полно и качественно проанализировать различные аспекты социально-экономической жизни города. Так как в задачи данной курсовой работы не входит расчет как можно большего числа показателей и индикаторов, то анализ проводился по отдельным, наиболее общим, выбранным показателям. Для выявления проблем данного МО использовалась методика SWOT- анализа.

2. Характеристика объекта исследования

.1 Общая характеристика г. Верхний Уфалей

Верхний Уфалей - старый уральский город, основанный в 1761 году крупным заводовладельцем Иваном Мосоловым во время строительства чугуноплавильного и железоделательного завода.

История Верхнего Уфалея начинается с Уфалейского завода Исетской провинции Оренбургской губернии, образованного в 1761 году. Городом районного подчинения Челябинской области Верхний Уфалей стал в 1941 году, с февраля 1944 года - городом областного подчинения.

Верхний Уфалей находится в южной части восточного склона Среднего Урала. Территория городского округа занимает площадь 162481 га. Население, по данным на 1 января 2009 года, составляет 37,8 тыс. человек. На территории округа проживают русские, татары, башкиры, немцы, украинцы, белорусы и другие.

На административной территории города имеются залежи железных и никелевых руд, мрамора, огнеупорных глин и другие полезные ископаемые.

Мировую известность Верхний Уфалей получил благодаря своей продукции - не только никелю, но и кобальту, впервые в мире полученному в производственных масштабах на Уфалейском никелевом заводе в 1937 году, серому мрамору (он использовался при строительстве московского и свердловского метро, при реконструкции Петродворца) и черному мрамору, добыча которого велась с 1991 года.

Экономика города Верхний Уфалей развивается. В настоящее время на его территории функционируют:

ОАО «Уфалейникель» - цветная металлургия (Первый Никелевый комбинат в стране, 2-й в России производитель никеля)

ООО «Уфалейский завод металлургического машиностроения»

ОАО «Верхнеуфалейский завод „Уралэлемент“»

Завод «Металлист»

ОАО «Дормаш» (производство дорожных машин)

Предприятия лесной промышленности

ЗАО «Уфалеймрамор» (добыча и обработка мрамора)

Предприятиями обрабатывающей промышленности за 2007 год отгружено продукции собственного производства по чистым видам деятельности на 13 млрд руб.

На 2006 год ведущими предприятиями в городе являются ОАО "Уфалейникель", ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения". Динамично развивающиеся предприятия являются ООО "Уралмрамор", Предприятием высокой культуры производства является опытно-экспериментальный завод дорожных машин ОАО "Завод Дормаш",

В настоящее время сеть муниципальных учреждений здравоохранения города Верхнего Уфалея включает два лечебно-профилактических учреждений общей мощностью 318 коек. В городе работает 76 врачей и 304 средних медицинских работников.

Общее количество образовательных учреждений - 37, из них:

Общеобразовательные учреждения - 13

Специальная общеобразовательная школа № 9 VIII вида -1;

Дошкольные образовательные учреждения - 16;

Учреждения дополнительного образования - 7.

В Верхнем Уфалее действуют филиалы: Южно-Уральского государственного университета и Миасского электромеханического техникума.

В городе функционирует 15 библиотек, 13 клубов, 4 детских оздоровительных учреждений (лагерей), историко-краеведческий музей, стадионы и несколько десятков спортивных площадок.

В последнее десятилетие развивается инфраструктура туристического бизнеса. Живописные места озера Иткуль привлекают любителей отдыха со всех уголков нашей страны. Туристическая база ОАО "Уфалейникель", расположенная на озере, является центром туристического отдыха, способным принять одновременно до ста человек. К услугам отдыхающих - проживание в корпусах и комфортабельных коттеджах, центр досуга с бильярдной для любителей активного отдыха - лыжи, катамараны, водные мотоциклы и многое другое. Разработан экскурсионный маршрут, рассказывающий об истории озера, о древних стоянках и городищах.

В городе развита система средств массовой информации: Городская газета «Уфалейский рабочий», Городская общественно-политическая газета «NiCo», МУ Уфалейская телерадиокомпания, МУ «Радио Уфалея» [22]

2.2 Характеристика уровня жизни населения

.2.1 Демографическая характеристика г. Верхний Уфалей

Население - это важнейшая функциональная подсистема муниципального образования. Анализ демографических показателей необходим для понимания процессов, происходящих с населением МО и, соответственно, для разработки мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.

Исходя из имеющихся данных, можно сказать, что численность населения постепенно уменьшается, и с 2002 по 2008 год уменьшение составило 2,5 тыс. человек (Рис. 1).

Рис. 1 Динамика численности населения

Важными показателями, характеризующими демографическую ситуацию, являются коэффициенты рождаемости и смертности и естественного прироста.

Рис.2 Коэффициент смертности и рождаемости

Судя по поученным данным, рождаемость постепенно увеличивается из года в год и в 2008 году количество родившихся на 1000 человек составило 13,6, но при этом растёт и смертность населения. (Рис. 2)

Рис. 3. Динамика естественного прироста населения

Также следует отметить, что изменяется уровень младенческой смертности, в период с 2007 по 2008 год произошло резкое снижение младенческой смертности с отметки 13,2‰ до 6,0‰ (Рис. 4), что, скорее всего, обусловлено достижениями в медицине и обновлением материально-технической базы родильных домов.

Рис. 4. Динамика младенческой смертности

Говоря об изменении численности населения, необходимо учитывать не только естественное, но и механическое движение населения, которое характеризуется числом прибывших и выбывших человек, а также коэффициентом миграции.

Рис. 5. Механическое движение населения

Количество человек, прибывших в г. Верхний Уфалей до 2002 года уменьшалось и достигло отметки в 595 человек в год, с 2002 года эта цифра оставалась практически одинаковой. Количество выбывших росло с 2004 (615) по 2006 (644) ,а в 2008 году уменьшилось до отметки 573 человека в год, и в 2008 опять возросло до 655 человек (рис. 5).

Половозрастной состав населения г. Верхний Уфалей характеризуется следующими показателями:

1. Численность мужчин и женщин, а также их доля в общей численности населения:

Рис. 6. Доля мужчин и женщин в общей численности населения

Наблюдается небольшое постепенное увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в общей численности населения, и если в 2002 году дисбаланс составлял 8,4 %, то к 2008 году он увеличился до 9,6 %. (Рис. 6).

2. Распределение населения по возрастным категориям:

Рис. 7. Распределение населения по возрастным категориям

Происходит уменьшение доли лиц моложе трудоспособного возраста при несколько возрастающей доле лиц трудоспособного возраста, что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века (период самой высокой за последние несколько десятилетий рождаемости), также относительно стабильной и даже несколько возрастающей доле лиц старше трудоспособного возраста (Рис. 7).

3. Коэффициент пенсионной нагрузки и коэффициент замещения:

На рисунке 8 наглядно отображена тенденция уменьшения коэффициента замещения, что говорит о снижения численности населения до трудоспособного возраста, приходящегося на 1000 человек в трудоспособном возрасте: с 2001 по 2004 год этот показатель снизился с 333,3 ‰ до 290,3 ‰.

Также ситуация усугубляется повышением коэффициента пенсионной нагрузки, хотя в 2004 году показатель немного снизился до 396,6 ‰, в целом же количество пенсионеров, приходящихся на 1000 человек в трудоспособном возрасте остаётся достаточно большим.

Рис. 8 Динамика коэффициентов замещения и пенсионной нагрузки

Заканчивая демографическую характеристику можно сделать следующие общие выводы:

1. В Верхнем Уфалее в период с 2002 по 2008 года наблюдается увеличение естественного прироста населения, за счет увеличения количества родившихся и уменьшения количества умерших. Коэффициент естественного прироста населения в 2008 году стал -11,3, по сравнению с 2002 - 5,5, т.е изменился на 6 пунктов.

2. Механическое движение населения характеризуется незначительным увеличением количества прибывших, кроме 2006 года, там наблюдался небольшой спад, и незначительным увеличением числа выбывших.

. Наблюдается небольшое постепенное увеличение доли женщин и сокращение доли мужчин в общей численности населения.

. Происходит увеличение числа лиц трудоспособного возраста за счет уменьшения числа лиц младше трудоспособного возраста и относительно небольшого увеличения числа лиц, старше трудоспособного возраста.

2.2.2 Характеристика доходов населения

На уровень жизни непосредственным образом влияют доходы, получаемые населением и их соотношение с уровнем прожиточного минимума.

Первый показатель, характеризующий доходы населения - это средняя заработная плата.

Рис. 9. Среднемесячная заработная плата

В период с 2002 по 2006 год среднемесячная заработная плата росла умеренно, и была ниже по сравнению со среднемесячной заработной платой по Челябинской области, в 2007 произошел скачок, который приблизил заработную плату Верхнего Уфалея к заработной плате по Челябинской области. (Рис. 9).

Различается заработная плата и по различным сферам экономики:

Рис. 10. Заработная плата в различных сферах экономики

Исходя из схемы, можно сделать вывод, что сфера образования и здравоохранения остается самой низкооплачиваемой сферой деятельности в Верхнем Уфалее.

Немаловажным является и соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума.

Рис. 11. Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума

В период с 2004 по 2005 год наблюдается увеличение разницы между денежными доходами населения и установленной величиной прожиточного минимума, в 2005 денежные доходы были больше прожиточного минимума в 2,6 раза, а в 2008 уже в 3,4. (Рис. 11)

Такая категория населения, как люди пенсионного возраста, зачастую денежных доходов, помимо пенсий, не получают. По этому, необходимо выяснить соотношение размера пенсий и величины прожиточного минимума.

Рис. 12. Соотношение размера пенсий с величиной прожиточного минимума

С 2004 по 2005 год происходил рост размера пенсий, но не смотря на это, они оставались гораздо ниже величины прожиточного минимума, в 2004 - в 1,2 раза, а в 2006 уже разрыв уменьшился до 1,07 раз. Начиная с 2006 года пенсии стали расти, и уже в 2007 году превышали размер прожиточного минимума в 1,03, а в 2008 - 1,02. (Рис. 12)

Существуют показатели, которые косвенно характеризуют уровень благосостояния населения, одним из них является количество автомобилей приходящихся на 1000 населения.

Рис. 13. Количество автомобилей на 1000 населения

Количество автомобильного транспорта, приходящегося на 1000 населения с 2002 по 2008 год выросло со 110 до 181,9, что косвенно свидетельствует о повышении благосостояния жителей города. (Рис. 13).

Проведённый анализ позволяет судить о повышении уровня жизни населения:

1. За период с 2002 по 2008 год значительно увеличилась средняя заработная плата, однако она неодинакова в различных сферах экономики.

2. На фоне повышения денежных доходов населения увеличивается их разница с величиной прожиточного минимума, у людей появляются дополнительные финансовые средства. У лиц пенсионного возраста до 2007 года пенсия была ниже прожиточного минимума, но после этого года она возросла и превысила его.

3.      Повышение благосостояния населения косвенно характеризуется увеличением количества автомобилей, приходящихся на 1000 населения. Всё больше жителей города могут позволить себе приобрести автомобиль.

2.3 Экономическая база г. Верхний Уфалей

Согласно выбранной методике в экономическую базу муниципального образования включаются трудовые ресурсы, производственный сектор, включающий промышленность и сельское хозяйство, инвестиционная деятельность и малое предпринимательство.

2.3.1 Занятость населения

Коэффициент занятости показывает, сколько занятого населения приходится на 1000 всего населения данного МО.

Рис. 14 Динамика занятости населения

Исходя из рассчитанных данных, можно сделать вывод, что количество занятых, приходящихся на 1000 всего населения с 2002 года уменьшается, (такая же тенденция характерна для всей Челябинской области). (Рис. 14)

Такой показатель, как коэффициент безработицы отражает избыток предложения рабочей силы над спросом.

Рис. 15. Динамика численности безработных

Численность безработных за пять лет снизилась с 462 до 333 человек. В 2004 году наблюдался рост безработных до 803 человек. (Рис. 15)

2.3.2 Характеристика производственного сектора

Основной составляющей производственного сектора является промышленность.

Индекс промышленного производства - это относительный показатель, характеризующий изменение масштабов производства в сравниваемых периодах.

Рис. 16. Динамика индексов промышленного производства

Имеющиеся данные позволяют говорить о единой тенденции изменения масштабов производства в городе и Челябинской области: до 2007 года - увеличение, 2007 - 2008 годы - уменьшение масштабов производства, причём по г. В.-Уфалей этот показатель значительно превышал областное значение, до середины 2006года, после середины 2006 года наблюдается значительное уменьшение масштабов промышленного производства. (Рис.16)

Ситуация с производством потребительских товаров сложилась следующая: с 2002 по 2008 год производство непродовольственных товаров сократилось на 19997 тыс. руб., в то время как производство пищевых продуктов увеличилось на 19176 тыс. руб. В целом же объём производства потребительских товаров сократился на 821 тыс. руб. (Рис. 17)







Рис. 17. Производство потребительских товаров

К производственному сектору относятся не только предприятия промышленности, но так же и сельского хозяйства.

Рис. 18. Изменение количества продукции сельского хозяйства

С 2002 по 2007 год объем продукции сельского хозяйства увеличился на 198,4 млн. руб. (Рис. 18)

Значение индекса физ. объема продукции сельского хозяйства

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, %

2004

2005

2006

2007

Верхний Уфалей

88,4

105,6

115,4

95

Челябинская область

85,2

128,1

114,6

99


Индекс ф. о. продукции сельского хозяйства увеличивается за 2004-2006 года (как и по Челябинской области), это означает, что создаваемая в процессе производства стоимость также увеличивается в результате изменения только физического объема производимой продукции. А в 2007 году произошло уменьшение физического объема продукции. (Табл. 2)

Говоря об экономике муниципального образовании, следует охарактеризовать роста количества предприятий и организаций.

Рис. 19. Темпы роста количества предприятий и организаций

Начиная с 2002 по 2008 года количество предприятий и организаций в г.Верхний Уфалей возросло на 122. (Рис 19)

2.3.3 Инвестиционная деятельность

Инвестиционная деятельность в муниципальном образовании может быть охарактеризована такими показателями, как инвестиции в основной капитал и структура инвестиций по формам собственности.

Рис. 20. Динамика вложения инвестиций в основной капитал

Из рисунка 20 видно, что до 2006 года существовала тенденция увеличения объема инвестиций в основной капитал, а после 2006 сокращение объема инвестиционных, но пока не удалось достигнуть уровня 2006 с отметкой в 503,2 млн. руб. (Рис. 20)

Рис. 21 Структура инвестиционных вложений по формам собственности

В течение шести лет значительно изменилась структура инвестиционных вложений по формам собственности: на 77,8% уменьшилась доля вложений в предприятия смешанной формы собственности, на 61,2% выросли инвестиции частной формы собственности. (Рис. 21)

2.3.4 Малое предпринимательство

Одним из важнейших элементов рыночной экономики является малое предпринимательство, представленное совокупностью малых предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Закономерным результатом функционирования рыночной экономики явилось формирование и развитие малого бизнеса как наиболее мобильного вида хозяйственной деятельности.

Малое предпринимательство, являющееся неотъемлемой частью рыночных отношений, получило широкое развитие и в Верхнем Уфалее. Малые предприятия вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий.

Основная масса субъектов малого бизнеса действуют в торговой, промышленной, строительной сферах, а также в сфере материально-технического снабжения и заготовок. (Рис. 22)

Рис. 22. Структура малых предприятий по отраслям

Преобладающая форма собственности малых предприятий - частная. Ее доля в общем количестве предприятий составляет 85,6 процента, а в такой отрасли как торговля и общественное питание 98 процентов, смешанная и смешанная с долей федеральной собственности сосредоточены у малых предприятий строительства, промышленности, торговли и общественного питания.

По экономическому положению города Верхний Уфалей можно сделать следующие выводы:

1. Исходя из рассчитанных данных, можно сделать вывод, что количество занятых, приходящихся на 1000 всего населения с 2002 года уменьшилась с 744 по 641 в 2008 году,(такая же тенденция характерна для всей Челябинской области).

2.      Численность безработных за пять лет снизилась с 462 до 333 человек. В 2004 году наблюдался рост безработных до 803 человек.

.        Имеющиеся данные позволяют говорить о единой тенденции изменения масштабов производства в городе и Челябинской области: до 2007 года - увеличение, 2007 - 2008 годы - уменьшение масштабов производства, причём по г. В.-Уфалей этот показатель значительно превышал областное значение, до середины 2006года, после середины 2006 года наблюдается значительное уменьшение масштабов промышленного производства.

.        В городе также наблюдается рост объема продукции сельского хозяйства, с 2002 по 2007 год произошло увеличение на 198,4 млн. руб.

.        Начиная с 2002 по 2008 года количество предприятий и организаций в г. Верхний Уфалей возросло на 122.

.        Вложение инвестиций в основной капитал в период с 2002 по 2008 год росли, особый пик роста наблюдался в 2006 году. Общая сумма роста составила 310,3 млн.руб.

.        В течение шести лет значительно изменилась структура инвестиционных вложений по формам собственности: на 77,8% уменьшилась доля вложений в предприятия смешанной формы собственности, на 61,2% выросли инвестиции частной формы собственности.

.        Преобладающая форма собственности малых предприятий в г.В. Уфалей - частная. В основном распространены торговля в общ. питание и промышленность.

2.4 Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг

В выбранной методике данный блок включает достаточно большое количество индикаторов, но так в задачи курсовой работы не входит анализ как можно большего числа показателей, то целесообразно ограничиться следующими:

2.4.1 Жильё и его доступность

Рис. 23. Жилищный фонд

Жилищный фонд г. В-Уфалей по состоянию на конец 2008 года составляет 842 тыс. кв. метров общей площади, увеличение по сравнению с 2002 годом составляет 30 тыс. м2 (Рис. 23).

На 3 м2 увеличилась площадь жилищ, которая в среднем приходится на одного жителя города. (Рис. 24)

Рис. 24. Средняя площадь жилищ, приходящаяся на одного жителя

2.4.2 Здравоохранение

Рис. 25 Число больничных коек и врачей на 10000 населения

Начиная с 2002 года, происходит ухудшение ситуации в области здравоохранения. Уменьшилось численность среднего медицинского персонала, число больничных коек и численность врачей, приходящихся на 10000 населения. (Рис. 25)

2.4.3 Образование

Систему образования г. В.-Уфалей можно охарактеризовать следующими показателями:

Система образования

 

 2004

 2005

 2006

 2007

 2008

Число постоянных дошкольных учреждений

16

16

16

16

16

Численность детей в них

1666

1702

1829

1857

1988

Число детей на 100 мест

125

128

129

125

123

Число общеобразовательных учреждений

17

17

15

13

13

Численность учащихся в них

4557

4209

3890

3632

3525

Численность учителей

371

351

339

340

333

Число филиалов высших учебных заведений

3

3

3

4

4

Число студентов в них

405

524

482

1055

1823


Исходя их данных таблицы можно сделать следующие выводы:

1. Численность детей в дошкольных учреждениях растет, но рост числа самих учреждений не меняется.

2.      Численность обучающихся в дневных общеобразовательных школах, как и численность учителей, ежегодно сокращается.

.        Увеличивается число филиалов ВУЗов в городе. Численность студентов только высших учебных заведений возросла в 2008 году в 4,5 раз по сравнению с 2004 годом.

.4.4 Услуги, торговля и общественное питание

Рис. 26. Оборот торговли, общественного питания, платных и бытовых услуг на душу населения

Судя по статистическим данным, можно говорить о том, что с 2005 по 2008 год оборот розничной торговли увеличился на 18927,8 руб., общественного питания - 43 руб., платных - на 6508 руб. и бытовых услуг - на 2082 руб. в расчёте на душу населения. (Рис. 26)

Подводя итоги развития городского хозяйства, социальной сферы, и сферы услуг, можно сделать следующие выводы:

Жилищный фонд г. В-Уфалей по состоянию на конец 2008 года составляет 842 тыс. кв. метров общей площади, увеличение по сравнению с 2002 годом составляет 30 тыс. м2

Также произошло увеличение средней площади жилищ, приходящейся на одного жителя, на 3 м2.

Начиная с 2002 года, происходит ухудшение ситуации в области здравоохранения. Уменьшилось численность среднего медицинского персонала, число больничных коек и численность врачей, приходящихся на 10000 населения.

Численность детей в дошкольных учреждениях растет, но рост числа самих учреждений не меняется. Численность обучающихся в дневных общеобразовательных школах, как и численность учителей, ежегодно сокращается. Увеличивается число филиалов ВУЗов в городе. Численность студентов только высших учебных заведений возросла в 2008 году в 4,5 раз по сравнению с 2004 годом.

Также происходит рост оборота розничной торговли, общественного питания, объема платных услуг и бытовых.

3. Анализ проблем муниципального образования и выявление путей их решения

.1 Общая оценка положения г. Верхний Уфалей

Для оценки социально-экономического положения, а также для выявления проблем муниципального образования целесообразно воспользоваться методикой SWOT - анализа, который позволит выявить отрасли и сферы деятельности МО, в которых оно значительно преуспело и которые являются «сильными сторонами», а также те, по которым существует отставание от других МО, так называемые, «слабые стороны». Также SWOT - анализ позволяет определить возможности и угрозы, существующие во внешней среде МО.

Матрица SWOT - анализа по г. Миасс

Сильные стороны

Слабые стороны

· Увеличение числа родившихся и уменьшени детской смертности · Увеличение естественного прироста населения  · Увеличение количества предприятий и организаций в городе. · Активная инвестиционная деятельность предприятий города. · Увеличение инвестиционных вложений в частную форму собственности · Рост числа высших учебных заведений и студентов в них · Увеличение объемов продукции сельского хозяйства. · Значительное увеличение среднемесячной заработной платы · Доходы населения значительно выросли по сравнению с прожиточным минимумом · Рост жилищного фонда

· Сокращение численности населения · Увеличение смертности · Достаточно низкий уровень доходов населения. · Высокая разница заработной платы по отраслям экономики · Низкий уровень инвестиционных вложений в государственные и муниципальные формы собственности · Рост безработицы. Увеличение незанятого населения. · Низкая численность врачей и среднего медицинского персонала · Сокращение общеобразовательных учреждений и учителей в них · Устаревание основных фондов крупных промышленных предприятий · Уменьшение масштабов производства · Уменьшение индексов промышленного производства

Возможности

Угрозы

· Увеличение численности работающих на крупнейших предприятиях города · Тенденции к развитию сферы здравоохранения и образования · Проведение национальных проектов в сфере образования и здравоохранения.  · Действие программ по поддержке малого и среднего бизнеса · Появление новых технологий, позволяющих делать продукцию предприятий более конкурентоспособной · Развитие туризма · Развитие сферы строительства

· Нестабильность занятости · Рост уровня безработицы · Тенденции снижения экономического роста в Челябинской области. · Слабое внимание государства к предприятиям оборонной отрасли города. · Сокращение численности всей Челябинской области · Сокращение мест в больнице для стационарного лечения · Сокращение промышленного производства в целом по области


3.2 Ранжирование проблем МО

В каждом муниципальном образовании, несмотря на его размеры, численность населения и многие другие факторы существует ряд проблем, которые требуют своевременного решения. Город Верхний Уфалей не исключение.

Проведенный SWOT - анализ, а также анализ социально-экономического положения позволил выявить и классифицировать городские проблемы.

В первую очередь, наиболее важными, конечно являются проблемы экономического развития города, а точнее сокращение производства продукции на крупнейшем предприятии города ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения".

Для решения этой проблемы необходимо искать заказчиков данной продукции, привлекать инвестиции в ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения". Также необходимо обновление оборудования на автозаводе, чтобы продукция была более качественной и конкурентоспособной. Еще один вариант решения этой проблемы - это инновации, которые нужно внедрять для того чтобы привлекать заказчиков, и также остаться конкурентоспособным предприятием на рынке машиностроения.

Сокращение производства продукции на крупнейшем предприятии города Верхний Уфалей ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения" ведет к появлению второй немаловажной проблеме - безработицы и сокращению персонала. Для решения этой проблемы необходимо поднимать производство в экономическом плане. При случае увольнения персонала возможно предоставить другую вакансию, на этом же предприятии или на предприятиях - сотрудниках, чтобы не возрастала доля безработицы в городе. Переквалификация работников на другие должности, с дальнейшим восстановлением по должности по мере поступления заказов на ООО "Уфалейский завод металлургического машиностроения". Обучение новым профессиям, не требующим долгого времени, для того чтобы не происходил рост безработицы.

Рост безработицы также можно сократить при непосредственном участии государства, органов местного самоуправления. Это можно сделать при помощи стимулирования на создания своего малого бизнеса, также расширение рынка вакансий за счет новых отраслей, государственных и муниципальных организаций.

В-третьих, существуют и проблемы в сфере здравоохранения города. Низкая численность врачей и работников среднего медицинского персонала по сравнению в Челябинской областью. Это приводит к загруженности медицинского персонала и большую трату времени на лечение больных. Для решения этой проблемы необходимо привлечение людей на работу в больницы, соответствующей квалификации. Набор студентов в медицинское училище. Развитие образования в сфере здравоохранения. Стимулирование людей на получение высшего медицинского образования. Привлечение специалистов из других городов.

В-четвертых, существуют проблемы касающиеся сферы образования и культуры. В городе происходит сокращение числа общеобразовательных учреждений, численности учителей. Для решения этой проблемы необходимо стимулирование работников этой сферы, например, увеличение заработной платы, улучшение условий труда, предоставление каких-либо льгот и пособий, возможности роста квалификации и другое. Что касается культурного развития города, то можно сказать что оно не удовлетворительно. В городе нет мест для проведения досуга, отсутствие различного рода кружков и секций. Необходимо проводить своего рода городские соревнования, как художественные, так и спортивные.

Все перечисленные проблемы, с которыми столкнулся г. Верхний Уфалей, требуют повышенного внимания. Для их решения необходимо взаимодействие населения, администрации города, а также бизнеса. Только при этом возникнут условия для положительной экономической динамики и социальной стабильности.

Заключение

В ходе работы были рассмотрены муниципальное образование и социально-экономическое положение и развития.

Таким образом, муниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная Федеральным законом, в пределах, которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В курсовой работе был проведен анализ социально-экономического положения города Верхний Уфалей. При анализе социально-экономического положения г.Верхний Уфалей за основу была взята методика «Подходы Фонда «Институт экономики города»»

Согласно выбранной методике был произведен расчет показателей, характеризующих социально - экономическое положение города. А именно, характеристика уровня жизни населения, экономическая база города Верхний Уфалей, характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг.

Подводя итоги по характеристики уровня жизни населения можно сказать, что численность населения постепенно уменьшается, но, тем не менее, рождаемость увеличивается, естественный прирост населения растет. Наблюдается увеличение среднемесячной заработной платы, но она различна в разных отраслях сферах экономики. На фоне повышения денежных доходов населения увеличивается их разница с величиной прожиточного минимума, у людей появляются дополнительные финансовые средства. У лиц пенсионного возраста до 2007 года пенсия была ниже прожиточного минимума, но после этого года она возросла и превысила его.

Анализируя экономическую базу г.Верхний Уфалей можно отметить, что снижается уровень занятости населения, что приводит к повышению уровня безработицы. Также происходит изменение масштабов производства в городе и Челябинской области: до 2007 года - увеличение, 2007 - 2008 годы - уменьшение масштабов производства, причём по г.В.-Уфалей этот показатель значительно превышал областное значение, до середины 2006года, после середины 2006 года наблюдается значительное уменьшение масштабов промышленного производства. Наблюдается рост предприятий и организаций, в основном преобладает частная форма собственности. В течение шести лет, с 2002 по 2008 год, значительно изменилась структура инвестиционных вложений по формам собственности: на 77,8% уменьшилась доля вложений в предприятия смешанной формы собственности, на 61,2% выросли инвестиции частной формы собственности, практически не инвестируется государственная и муниципальная собственность.

Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг дает нам следующую картину: происходит рост обеспеченности жильем населения с каждым годом, происходит упадок в сфере здравоохранения, в городе наблюдается нехватка врачей и медицинского персонала, также в городе не хватает общеобразовательных учреждений и учителей.

Подводя итоги можно сказать, что город Верхний Уфалей развивается небольшими темпами, но у него есть большие перспективы. На ближайшее будущее главной целью города должно стать развитие экономической базы, поддержка малого бизнеса, и поднятие на должный уровень сферы образования и здравоохранения.

Список использованных источников и литературы

1.   Конституция Российской Федерации

2.      Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Режим доступа [http://www.garant.ru от 25.04.07]

.        Муниципальные образования Челябинской области. Основные

социально-экономические показатели: Стат.сб. В 2 ч. Часть 1/

Челябинскстат.- Челябинск, 2009. - 1168 с.

.     Муниципальные образования Челябинской области. Основные

социально-экономические показатели: Стат.сб. в 2ч. Часть 2

/Челябинскстат - Челябинск, 2009. - 310 с.

.     Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. - 383с

6.      Вавенков И.В. Социально - экономическое развитие района. - 2006, 240 с.

.        Василенко И. А. Административно-государственное управление. - СПб.: «Нева», 2008. - 498 с

.        Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для экон. спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2004. - 249 с.

.        Глазунова Н.И., Забродин Ю.М., Поршнев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Справочник.- М., 2003. - 320 с.

10. Игнатенко В., Штурнев С.А. Российское избирательное право:Словарь-справочник.

.     Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. Учебник для вузов: банки и биржи - М., 2005. - 250 с.

12.    Мухин В.И., Шумянкова Н.В. Система муниципального управления в России. М., 2001.- с.320.

.        Незнамова А.Е. Местное самоуправление. Органы власти. - М.: «Издательство ПРИОР», 2008. - 96с.

.        Постовой Н.В. Местное самоуправление. История, теория, практика. М., 2005. - с.520.

.        Чекалин В.С. Стратегическое управление в городском хозяйстве. Учебное пособие. 2001.- с.348.

.        Филиппов Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы местного хозяйства. М., 2007. с.763.

.        Шугрина Е.С. Проблемы формирования территориальных основ местного самоуправления: Местное самоуправление: Проблемы, противоречия, перспективы. М., 2005 - с.415.

.        Шумянкова Н.В. Муниципальное управление в России: проблемы развития. М., 2005 - с.369.

.        http://chelstat.gks.ru - территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области

.        http://chelindustry.ru/ - Челябинская область

22.    www.v-ufaley.ru <http://www.v-ufaley.ru> - официальный сайт г.Верхний Уфалей

социальный образование муниципальный экономический

Приложение

Таблица 1.1

Численность населения, тыс. чел., Верхний Уфалей

Год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Численность населения, тыс. чел

40,3

39,5

39,3

38,9

38,6

38,3

38,1


Таблица 1.2

Коэффициент умерших и родившихся на 1000 чел.

год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Коэффициент умерших

20,9

19,1

20,1

20,9

19

19

19,1

Коэффициент родившихся

9,6

10

11,3

10,4

10,7

12,6

13,6


Таблица 1.3

Динамика естественного прироста населения

год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Верхний Уфалей

-11,3

-9,1

-8,8

-10,5

-8,3

-6,4

-5,5

Чел. Область

-6,3

-6,1

-5,5

-5,9

-4,6

-3,1

-2,2


Таблица 1.4

Динамика младенческой смертности

год

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел. Область

518

473

475

399

344

369

385

В. Уфалей

5

4

5

6

4

6

3


Таблица 1.5

Механическое движение населения в г. В-Уфалей

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Прибыло

595

660

580

697

666

596

607

Выбыло

668

647

615

620

644

573

655


Таблица 1.6

Доля мужчин и женщин в общей численности населения

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Доля мужчин, %

45,8

45,4

45,4

45,3

45,4

45,3

45,2

Доля женщин, %

54,2

54,6

54,6

54,7

54,6

54,7

54,8


Таблица 1.7

Распределение населения по возрастным категориям

Доля лиц, %

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

моложе трудоспособного возраста

7,7

7,2

6,9

6,6

6,4

6,1

6,1

в трудоспособном возрасте

23,1

23

23,2

23,5

23,5

23,5

23,2

старше трудоспособного возраста

9,5

9,3

9,2

8,8

8,7

8,7

8,8


Таблица 1.8

Среднемесячная заработная плата

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

В.- Уфалей

2571,7

3884,2

4686

6089,6

7667,5

10716,9

12230

Чел.обл.

3847,2

4838,5

5959,6

7462,7

9356,5

11897,5

14829,2


Таблица 1.9

Заработная плата в различных сферах экономики

 

Добыча пол.иск

Строительство

Транспорт и связь

Финансы

Образование

Здравоохранение

В.- Уфалей

24187

9229,7

8351,1

17597,3

7201,3

9012,9

Чел.обл.

14941,6

16291,9

16431,3

30237,4

9463,3

10851,6


Таблица 1.10

Средний размер назначенной пенсии

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

1467,2

1754,3

2008,4

2504,5

2808,1

3611,5

4485

В.-Увалей

1444,3

1721,7

1959,8

2441,2

2734,1

3516

4358,6


Таблица 1.11

Количество автомобилей на 1000 населения

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

153,9

161,4

163,5

173,3

184,8

200,5

217,7

В.-Увалей

110

141,2

137,1

144,8

157,8

170,9

181,9


Таблица 2.1

Численности безработных

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

32448

32425

48525

40505

31229

29107

37266

В.-Увалей

462

454

803

545

448

431

333


Таблица 2.2

Индекс промышленного производства

 

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

105,3

110,5

112,8

96,1

В.-Увалей

159,8

121,6

103,9

60,8


Таблица 2.3

Количества продукции сельского хозяйства

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Чел.обл

17828,3

22512,5

25720,5

35650,8

46464,9

50501

В.-Увалей

104,1

156,9

187,6

214

302,5


Таблица 2.4

Индекс физ. объема продукции сельского хозяйства

Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, %

2004

2005

2006

2007

Верхний Уфалей

88,4

105,6

115,4

95,0

Челябинская область

 85,2

 128,1

 114,6

 99,0


Таблица 2.5

Количество предприятий и организаций

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

73292

79673

85098

91999

86989

94266

103523

В.-Увалей

392

429

446

445

454

454

514


Таблица 2.6

Вложения инвестиций в основной капитал

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

33405,5

36662,7

59004,2

72847,6

89200,3

130926,1

178413

В.-Увалей

95,2

118,7

129,2

198,3

503,2

486,6

405,5


Таблица 2.7

Структура инвестиционных вложений по формам собственности по г. В-Уфалей

 

Гос-ая

Муниц-ая

Смешанная

Частная

2002

3,5

1,1

79,7

15,7

2003

4,3

9,4

45,3

41

2004

1,4

11,8

41,7

45,1

2005

0,5

6,1

83

10,4

2006

0,2

6,8

33,1

59,9

2007

3,2

8,6

0,2

88

2008

5,1

16,1

1,9

76,9


Таблица 2.8

Жилищный фонд

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

70014

70577

71342

72771

73771

75411

77205

В.-Увалей

812

818

824

828

835

840

842


Таблица 2.9

Средняя площадь жилищ, приходящаяся на одного жителя

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

19,4

19,7

20,1

20,6

21

21,5

22

В.-Увалей

19,3

20,8

21,2

21,5

21,8

22

22,3

Таблица 2.10

Число больничных коек

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

42823

42507

42828

42240

42104

41222

39279

В.-Увалей

475

470

425

420

390

365

318


Таблица 2.11

Численность врачей

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

14291

14290

14321

14260

14448

14433

14238

В.-Увалей

80

83

81

83

86

88

76


Таблица 2.12

Численность среднего медицинского персонала

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел.обл

37835

37371

38081

37864

37629

37231

36135

В.-Увалей

395

384

376

364

362

346

304


Таблица 2.13

Число дошкольных образовательных учреждений

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Чел. Обл

1511

1516

1503

1503

1508

1538

1549

В-Уфалей

15

16

16

16

16

16

16


Таблица 2.14

Число общеобразовательных учреждений

 

2002/

2003/

2004/

2005/

2006/

2007/

2008/

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Чел. Обл

1417

1410

1367

1318

1226

1227

1196

В-Уфалей

18

18

17

17

15

13

13



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!