Социологические аспекты пропаганды физической культуры в средствах массовой информации

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,92 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социологические аспекты пропаганды физической культуры в средствах массовой информации

Социологические аспекты пропаганды физической культуры в средствах массовой информации

В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства на 2001 год" отмечалось, что "…развитие страны определяется не одними лишь экономическими успехами, но не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации, хотя, разумеется, это все взаимосвязано. Здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей, с экологией, с развитием медицинской науки". Стратегической целью государства в решении как в целом социальных проблем в обществе, так и связанных с улучшением здоровья детей, подростков и молодежи является всемерное развитие в стране физической культуры и спорта.

По мнению многих исследователей, всемирно признан факт полезности занятий физическими упражнениями и оздоровительными видами спорта, являющихся превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и способствующих снижению риска неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.), а также эффективным средством профилактики девиантного поведения, распространения таких явлений, как алкоголизм, курение, наркомания. Причем, как отмечают специалисты, использование средств физической культуры практически не требует серьезных дополнительных затрат государства. В то же время известно, что потери от преждевременной смерти трудоспособного населения в США оцениваются в 20-30 млрд долларов в год, а прямые и косвенные расходы на лечение заболеваний, связанных с физической пассивностью, составляют примерно 2,5 млрд долларов в год.

Понимание того, что будущее любой страны или нации невозможно без здоровых членов общества, привело к выработке единого мнения, в том числе и в России, о роли и месте физической культуры и спорта в здоровом образе жизни населения, поддерживающего дееспособность государства и общества, и использованию массового спорта и оздоровительных систем в сохранении и укреплении здоровья населения.

На заседании Госсовета России 30 января 2002 г., на котором был обсужден вопрос "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян", отмечено, что развитие физической культуры и спорта в стране невозможно без осуществления целенаправленной пропаганды физической культуры и формирования здорового образа жизни населения.

Это требует создания массированной информационно -пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств с целью формирования престижного имиджа спортивного стиля жизни, ценности собственного здоровья и здоровья окружающих.

На том же Госсовете было отмечено, что ощущаются острая потребность в увеличении количества спортивных программ, необходимость создания в системе телерадиовещания спортивного канала, доступного широкой зрительской аудитории, производства видеороликов, фильмов, телепрограмм и телепередач, печатных и интернет-материалов информационно-образовательного характера, направленных на формирование у детей, подростков и молодежи потребности в занятиях спортом и здоровом образе жизни, выработку социально-психологического иммунитета к употреблению наркотических средств, адекватному отношению к агрессивной рекламе.

Средства массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта должны убедительно показывать значение физической культуры и спорта в воспитании населения, профилактике болезней, продлении активного долголетия, борьбе с наркоманией, курением, употреблением алкоголя, другими негативными явлениями и способствовать:

повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий.

На протяжении ряда лет, начиная с 2005 года, Госкомспортом России проводится опрос руководителей физкультурного и спортивного движения России (федеральный и региональный уровни) по некоторым проблемам функционирования средств массовой информации. Исследования показали, что, во-первых, среди руководителей российского спорта все больше тех, кто считает, что развитие физической культуры и спорта в России во многом зависит от эффективности пропаганды физической культуры и спорта средствами массовой информации. Если в 2005 г. так считали 26% опрошенных, в 2009 - 38%, то в настоящее время уже 47%.

Во-вторых, по мнению большинства экспертов, за последние годы работа средств массовой информации по освещению физической культуры, массового спорта ухудшилась - так считают 58% опрошенных, по мнению 20% - осталась без изменений и 16% указали на то, что улучшилась.

В-третьих, большая часть специалистов по физической культуре и спорту считают, что сегодняшние телепередачи не способствуют привлечению населения к здоровому образу жизни, вовлечению в активные занятия физической культурой и спортом. Причем, если в 2005 г. таких было 57%, то в настоящее время уже 77% из числа опрошенных. Лишь 14% экспертов отметили, что передачи по телевидению помогают телезрителям заниматься физической культурой и спортом, тогда как в 2005 г. таких было 31%.

В-четвертых, если в 2005 г. каждый пятый из числа опрошенных руководителей спортивного движения России считал, что средства массовой информации реально способствуют улучшению физкультурно-оздоровительной работы и развитию массового спорта в регионах, то сегодня так считающих оказалось всего лишь 6%.

По данным исследователей спортивных программ телевидения, за последние годы в России значительно сократился объем спортивных телепередач на российских телеканалах. Так, если в 2008 г. на ОРТ объем спортивных трансляций составлял 414 ч, то в 2011 г. - 105, соответственно на РТР эти показатели в 2008 г. - 348, в 2011 г. - 224, на ТВ-Центр - 369 против 263 и на НТВ в 2008 г. - 361, в 2011 г.- 201. В целом по сравнению с 2008 г. в 2011 г. объем спортивных телепередач по всем вышеперечисленным каналам сократился почти на 700 ч.

Анализ содержания спортивных программ, передаваемых по различным каналам телевидения показывает, что:

почти во всех телеинформационных программах определенное место отводится спортивным новостям, которые в основном касаются футбола, хоккея и ряда других видов спорта;

в структуре спортивных программ определенное место занимают передачи, помогающие телезрителям заниматься тем или иным видом спорта или одной из форм двигательной активности. Но, как правило, эти передачи рассчитаны только на детей и не охватывают других категорий населения;

спортивные программы, трансляции и информационные обзоры, как правило, посвящены футболу, хоккею, теннису и автогонкам. В основном это сообщения о международных спортивных соревнованиях. Очень мало на телевидении рассказывается о физкультурно-спортивной жизни в России, ее регионах, городах, селах;

в малой степени телевидение способствует просвещению и образованию телезрителей в области физической культуры и здорового образа жизни. Отсутствуют программы, в которых показывалась бы положительная роль физической культуры и спорта в профилактике таких негативных явлений, как пьянство, наркомания, курение и т.д. Почти не используются возможности спортивного телевидения в обобщении положительного опыта в организации физкультурно-спортивной работы как в стране в целом, так и в ее регионах;

все каналы российского телевидения недостаточно внимания уделяют пропаганде ценностей спортивной деятельности и всего многообразия возможностей физической культуры в воспитании и становлении личности, в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии человека;

по многим каналам спортивные трансляции идут преимущественно в ночное время;

в спортивных программах, передаваемых по различным каналам, не уделяется внимания популяризации народных и национальных систем физического воспитания, пропаганде собственно российских и национальных систем физического оздоровления, новых видов спорта, распространению наиболее эффективных форм вовлечения населения в активные занятия физической культурой и спортом;

отсутствует общая координация в освещении спорта, что ведет к дублированию, отсутствию "своего лица" у того или иного канала.

В пропаганде и освещении спорта телевизионные журналисты в основном лишь отслеживают происходящие события, констатируя только то, что произошло в сфере физической культуры и спорта. Это существенно снижает возможности телевидения в пропаганде физической культуры и спорта.

Анализ содержания ряда общероссийских газет за период 2008 - 2011 гг. показывает следующее:

· спортивные материалы в газетах появляются постоянно, в том числе в некоторых газетах регулярно выходят тематические спортивные полосы;

· почти 80% всех материалов на спортивную тему, опубликованных в газетах, - это сообщения информационных агентств. Лишь 10 -15% от всего числа материалов, опубликованных в газетах, - авторские;

· больше всего в газетах пишется о футболе, баскетболе, хоккее и шахматах;

· в основном вся спортивная информация о видах спорта, причем 90% из них -- о спорте высших достижений. Соответственно о массовой физической культуре и других аспектах физкультурного движения в газетах уделяется чуть более 2,0%;

· в газетах, как правило, рассказывается о прошедших соревнованиях на международном уровне (60%) и российском (30%). Менее одного процента в газетах информации о том, что делается в субъектах Российской Федерации по развитию спорта;

· в поле зрения прессы в основном попадают взрослые спортсмены. На долю детей приходится не более 1,1%, молодежи 11% и пожилого возраста -- до 2,0% от всего количества материалов о спорте;

· о спортивных успехах мужчин пишут в 9 раз больше, чем о таковых женщин;

· как правило, "героями" спортивных сообщений являются спортсмены-профессионалы. Почти нет материалов о том, как занимаются физической культурой и спортом трудящиеся (рабочие и работники села), пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и студенты;

· очень редко в газетах освещаются организационно -управленческие, материально-технические проблемы спорта;

· не более 3% всех сообщений в газетах приходится на освещение вопросов здорового образа жизни, оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Проведенный анализ содержания материалов СМИ, а также отношения к ним населения позволяет сделать следующие общие выводы о функционировании средств массовой информации в пропаганде физической культуры и спорта:

усилия средств массовой информации все еще не сосредоточены на формировании у каждого человека потребности в активных занятиях спортом, на оказании практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправленной пропаганды тех видов спорта, которые в наибольшей степени способствуют физическому совершенству, духовному и нравственному становлению личности;

не сформировано положительное общественное мнение по вопросам физической культуры и спорта. Не выработано личной ответственности каждого человека за свое здоровье. Не раскрываются ценности, ради достижения которых человеку имеет смысл тратить свое свободное время на занятия физической культурой и проведение досуга;

средства массовой информации медленно реагируют на коренные изменения в оценке роли и места физической культуры и спорта в решении социально -экономических проблем общества;

недостаточно активно и профессионально осуществляется пропаганда новых видов физических упражнений, технических, а также национальных и народных видов спорта;

медленно перестраивают работу по пропаганде физической культуры и спорта учреждения культуры, образования и здравоохранения. Поликлиники, больницы, школы, врачебно-физкультурные диспансеры не стали пока центрами активной и целенаправленной пропаганды здорового образа жизни. На низком уровне ведется работа в пансионатах, санаториях, на туристских базах и спортивных сооружениях, в местах массового отдыха;

как правило, не ведется целенаправленнаой разъяснительной работы по вовлечению трудящихся в активные занятия спортом. Отсюда, как следствие, недооценка ими пользы включения физических упражнений в режим своего труда и отдыха, неправильное питание, несоблюдение элементарных гигиенических требований, злоупотребление курением алкоголем и т.д.;

при осуществлении пропаганды физической культуры и спорта недостаточно учитываются адресность информации, интересы аудитории и отсюда -- низкая эффективность воздействия на читателя, зрителя, слушателя. Отсутствует стройная система, обеспечивающая координацию усилий всех средств информации в пропаганде физической культуры. Все реже СМИ выступают в роли инициаторов и организаторов проведения массовых физкультурно-оздоровительных кампаний, направленных на вовлечение населения в занятия тем или иным видом спорта. Не используются новые информационные технологии вовлечения людей в активные занятия спортом;

не освещаются в полной мере нормативно-правовые проблемы развития спорта в средствах массовой информации;

не полностью используются в целях пропаганды, образования и просвещения в области физической культуры и здорового образа жизни возможности устной и печатной пропаганды;

отсутствуют эффективные стимулы для привлечения наиболее одаренных журналистов к работе в спортивных изданиях по пропаганде физической культуры и спорта;

отсутствует специальная литература, научно-методические разработки, направленные на повышение эффективности пропаганды физической культуры и спорта как для отдельных средств, так и для системы в целом.

Вместе с тем в последнее время наметились определенные положительные тенденции в решении проблем пропаганды физической культуры и спорта. Так, Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от 31 мая 2002 г. № 736-р, которым одобрена программа (основные направления) проведения в российском обществе пропаганды здорового образа жизни на 2002 - 2008 гг.

В качестве мер предлагается:

разработка форм, методов и порядка проведения культурно-массовых мероприятий (всероссийских фестивалей народного творчества, смотров-конкурсов художественной самодеятельности и праздников здоровья) по пропаганде здорового образа жизни;

разработка эффективной методологии обучения в образовательных учреждениях здоровому образу жизни и профилактике заболеваний;

работа над порядком проведения массовых спортивных соревнований среди населения;

анализ опыта организации в субъектах Российской Федерации и освещения в средствах массовой информации национальных и традиционных праздничных мероприятий, пропагандирующих ценности здорового образа жизни, в целях подготовки к проведению всероссийских праздников здоровья;

подготовительная работа к проведению конкурсов на лучшее произведение в области литературы, художественного творчества, художественной фотографии, скульптуры, кино, телевидения, радио и печати, пропагандирующее ценности здорового образа жизни;

подготовка проектов проведения с участием средств массовой информации кампаний по пропаганде здорового образа жизни.

Кроме того, в настоящее время предпринимается ряд мер, направленных на улучшение пропаганды физической культуры и спорта в СМИ. Создан специализированный спортивный канал 7ТВ, который ориентирован на освещение вопросов развития физической культуры и спорта в стране.

В стране стали выходить специализированные печатные издания, рассчитанные на спортсменов -инвалидов и ветеранов спорта.

В 2011 г. было подписано соглашение между Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту и Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, согласно которому предусматривается тесное взаимодействие двух федеральных структур по кардинальному улучшению освещения в средствах массовой информации вопросов физической культуры и спорта.

Госкомспорт России совместно с Фондом "Спорт против наркотиков" и МПТР России реализовали в 2012 г. телевизионный проект "Альтернатива": "Спортсмены против наркотиков" ("Я выбираю спорт".)

Госкомспорт России стал проводить награждения спортивных журналистов за лучшее освещение вопросов физической культуры и спорта в средствах массовой информации.

Наблюдается положительная тенденция в увеличении издания литературы по физической культуре и спорту. Так, если в 2009 г. российские издательства выпустили 321 издание по физической культуре и спорту, то в 2011 г. их количество составило более 500 изданий.

В целях привлечения молодой аудитории к занятиям физической культурой и спортом, формирования здорового образа жизни более активно стали использовать возможности Интернета.

В настоящее время количество русскоязычных сайтов спортивной тематики неуклонно возрастает (порядка 50 в месяц) и составляет 2500. Сегодня многие спортивные издания имеют свои электронные версии. Причем зачастую они даже шире печатного варианта, имеют архивы, ссылки, поисковые системы, что придает им особую ценность. Например, постоянная аудитория сайта газеты "Спорт-Экспресс" (www.sports.ru). В 2011 г. было подано 137 заявок на премию Российской Академии Интернета. Лучшим сайтом был признан сайт "НТВ Спорт" (www.ntvsports.ru), содержащий последние спортивные новости, программу спортивных телепередач, биографии известных спортсменов.

Большое внимание освещению физической культуры и спорта в газетах, на телевидении и радио стали уделять в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Алтайском, Ставропольском и Краснодарском краях, в республиках Карелия, Чувашия, Ростовской, Томской, Московской, Самарской, Челябинской областях и др.

Актуальность разработки Концепции определяется:

огромными возможностями физической культуры и спорта в решении социально-экономических, воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, стоящих перед обществом;

незначительным числом занимающихся физической культурой и ведущих здоровый образ жизни в России;

все возрастающим потенциалом средств массовой информации в воздействии на личность и общество, которые неэффективно используются в пропаганде физической культуры и спорта, в формировании у населения потребности в активных занятиях спортом и здоровом образе жизни.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что в практической деятельности по развитию физкультурного движения средства массовой информации почти не реализуют своих просветительно -образовательных, воспитательных, а во многом и организационно-управленческих функций. Поэтому низок коэффициент полезного действия СМИ в формировании интереса к регулярным занятиям спортом, в повышении уровня информированности и степени знаний различными категориями и группами населения вопросов здорового образа жизни и физической культуры. Вследствие этого в структуре ценностных ориентаций личности физическая культура как ценность, определяющая поведение человека, занимает далеко не ведущую позицию. Средства массовой информации не стали проводниками государственной политики в области физической культуры и спорта.

Исследователями установлено, что пропагандистское воздействие зависит от ряда условий:

степени прибавления информация к уже имеющимся у человека знаниям;

степени близости информации к образу жизни и образу мыслей человека;

необычности преподнесения;

эффекта соучастия слушателя;

эмоционального настроя аудитории.

Приобретенные в области физической культуры знания воплощаются в практику в первую очередь там, где создаются соответствующие благоприятные объективные условия, где каждому человеку обеспечивается возможность систематически заниматься физическими упражнениями, пополнять свой уровень знаний. Только в результате практической деятельности человек способен реально осознать и проверить эффективность усвоенных знаний. пропаганда физический спорт телевидение

Поэтому помимо информационно-пропагандистской направленности СМИ большое значение имеет просветительно-образовательный аспект, позволяющий гражданам пополнять и углублять свои теоретические познания в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни, быть информированными о спортивной жизни и иметь возможность практически применять эти знания на занятиях физической культурой, спортом и вести здоровый образ жизни.

Цель Концепции - повышение эффективности информационных и образовательных средств в формировании потребности у различных категорий и групп населения в регулярных занятиях физической культурой и спортом.

Задачи Концепции :

создать стройную систему, обеспечивающую координацию работы всех средств информации и пропаганды физической культуры;

обеспечить регулярность, систематичность, непрерывность пропагандистского процесса, соблюдение преемственности пропагандистского воздействия (семья, дошкольные и школьные учебные заведения, ПТУ, средние и высшие учебные заведения, производственные коллективы), сочетание различных форм пропагандистской, воспитательной деятельности с физкультурно-спортивной работой на производстве, в учебном заведении, на базах и в зонах отдыха, в местах массового отдыха, на спортивных объектах по месту жительства, в общественных организациях;

разработать пропагандистские кампании по физической культуре и спорту;

организовать обучение студентов вузов методам и формам пропаганды физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения;

обеспечить дифференцированный учет социально -психологических особенностей, объективных и субъективных факторов, определяющих эффективность пропаганды физической культуры и спорта среди различных категорий и групп населения;

изучить эффективность пропагандистских воздействий на формирование целевых установок здорового образа жизни населения;

создать федеральный спортивный телеканал и увеличить объем спортивного вещания на общероссийских каналах, а в дальнейшем образовать "Медиа-Спорт".

Цель информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры и здорового образа жизни: вовлечь в физкультурно-спортивную деятельность тех, кто ранее не занимался физической культурой, а также поддержать (стимулировать) тех, кто занимается в настоящее время.

Общие задачи:

пропаганда среди населения, в том числе среди детей, подростков и молодежи, регулярных оздоровительных занятий массовой физической культурой и спортом;

повышение уровня информированности населения, в первую очередь детей, подростков и молодежи в вопросах физической культуры, гигиены, здорового образа жизни;

поощрение физической активности, удовлетворение разнообразных интересов и потребностей населения в физкультурно-оздоровительной деятельности с учетом различных климато-географических и национально -культурных традиций;

достижение высокого уровня физической подготовленности, закрепление физической активности как необходимого элемента здорового образа жизни.

Принципы Кампании:

общедоступность: кампания рассчитана на все категории населения, в первую очередь на детей, подростков и молодежь (а также на мужчин и женщин, молодых и пожилых, семейных и холостяков); участником кампании может стать каждый независимо от уровня физической подготовленности и состояния здоровья;

многообразие: кампания располагает большим набором видов физической активности; различными формами их организации; разнообразными формами проведения мероприятий; дифференцированными двигательными режимами;

эффективность: компания позволяет улучшить физическую подготовленность; повысить жизненный тонус и усилить жизненную активность; оздоровить психологический климат в коллективе, в семье, укрепить взаимопонимание детей и родителей; сделать увлекательным и интересным досуг;

мобильность: методы и формы в зависимости от опыта и интересов участников постоянно обновляются; учитывается появление новых видов физкультурно-оздоровительных занятий и модных направлений;

активность: призывает включать физкультуру и спорт в свой образ жизни, повысить уровень знаний по основам гигиены, медицинской помощи, физической культуре, психологии и т.д., проверить свою физическую подготовку и выполнить определенные нормативы.

Кампания позволяет каждому добровольно выбирать приемлемую для себя форму участия.

При осуществлении пропаганды физической культуры необходимо учитывать, что по степени включенности в физкультурно-спортивную деятельность потребители делятся на следующие группы:

занимающиеся спортом (спорт -- профессия);

занимающиеся в обязательных организованных формах (по учебным программам);

занимающиеся в организованных формах (секции, группы, кружки и т.д.);

занимающиеся самостоятельно (включая тех, кто ранее занимался в организованных формах, а ныне продолжает занятия самостоятельно);

в настоящее время не занимающиеся, но занимавшиеся ранее (самостоятельно или в организованных формах);

не занимающиеся, но проявляющие определенный интерес к спорту ("пассивные спортсмены" -- зрители);

не занимающиеся физической культурой и не проявляющие интереса к спорту.

Приоритетное внимание в пропаганде физической культуры и спорта необходимо уделять следующим категориям населения:

женщинам, имеющим семью (детей);

детям, подросткам, молодежи.

Важно сформировать у них устойчивую потребность в регулярных занятиях физической культурой, что, в свою очередь, положительно скажется на привлечении к физической активности и других групп населения.

В содержательном плане средствам массовой информации необходимо:

· представить всестороннюю информацию о том, где, когда, в каких формах и т.д. человек может удовлетворять свой интерес к занятиям физической культурой и спортом;

· убедительно рассказывать о том, для чего необходимо заниматься физической культурой и спортом, в чем их ценность и какое значение они имеют для каждого человека в отдельности и для общества в целом, какова взаимосвязь между физической активностью людей и решением социально-экономических проблем, здоровым образом жизни, личным благополучием и т.д.;

· систематически насыщать каналы информации материалами, позволяющими каждому человеку пополнять свои знания по основам гигиены, физической культуре, спорту, здоровому образу жизни;

· регулярно предоставлять читателям, зрителям и слушателям возможность использовать полученную информацию для практических занятий, предлагать конкретные советы, рекомендации, комплексы упражнений, а также проводить уроки спорта, занятия, тренировки с использованием тренажеров и т.д. для тех, кто дома (через телевидение);

· разъяснять людям, что такое двигательный режим, какое место он занимает в жизни каждого, каким он должен быть и как добиться его выполнения;

· широко освещать мероприятия и кампании, направленные на вовлечение людей в активные занятия физической культурой и спортом;

· постоянно рассказывать о положительном опыте (личном, семейном, коллективном) организации занятий физической культурой с использованием научно обоснованных проверенных систем закаливания, питания, дыхания и т.д. с обязательным комментарием специалистов;

· регулярно организовывать конкурсы, викторины, позволяющие людям проверять свои знания, степень информированности по тем или иным вопросам физической культуры и спорта, здоровому образу жизни.

Критериями эффективности пропаганды являются:

на уровне сознания - уровень информированности и знаний по вопросам физической культуры, здорового образа жизни;

на уровне поведения - отношение к физической культуре и спорту, т.е. активные занятия физкультурой и спортом, участие в тех или иных кампаниях, мероприятиях.

Средства массовой информации должны способствовать тому, чтобы каждый человек осознал, что:

· существует множество факторов, ослабляющих здоровье, наносящих значительный вред организму человека;

· целый ряд болезней можно избежать, систематически занимаясь физической культурой;

· физическая культура и спорт весьма эффективно снижают, а зачастую и полностью нейтрализуют негативные последствия факторов риска;

· физическая культура и спорт это:

здоровье и счастье детей;

оптимальная работоспособность и материальное благополучие, успех в карьере;

жизнерадостность, общение, хорошее настроение и самочувствие, успех, социальная активность, признание (формальное и неформальное);

резкое уменьшение затрат на лечение;

интересный и содержательный досуг;

организованность, целенаправленность, формирование положительных черт характера;

освобождение от вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения, переедания и т.д.);

познание своего организма, самосовершенствование, самовыражение и самоутверждение;

уменьшение усталости на работе и активный отдых в свободное время.

Руководители организаций и учреждений, политики, журналисты, представители всех органов власти, от которых зависит вовлечение россиян в занятия физической культурой и спортом, должны в своей деятельности исходить из того, что физическая культура и спорт способствуют:

повышению экономической и оборонной мощи страны;

сохранению и укреплению здоровья нации и генофонда страны;

резкому сокращению наркомании, пьянства и других негативных явлений в обществе, особенно среди детей, подростков и молодежи;

формированию хорошего социально-психологического климата, социальной активности людей, стабильности в обществе;

снижению количества профессиональных заболеваний и травматизма;

уменьшению сроков обучения и овладения специальностью;

повышению качества профессионально-прикладной подготовки и подготовки молодежи к службе в армии.

Необходимо вынести на рассмотрение заседания Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту и на обсуждение в Правительство Российской Федерации вопрос пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

В качестве первоочередных мер необходимо:

разработать и приступить к реализации программы по изданию для различных категорий и групп населения серий брошюр и книг по вопросам физической культуры и здоровому образу жизни;

разработать предложения по включению в сетку вещания государственных телеканалов 30-минутных еженедельных тематических передач о физической культуре, здоровом образе жизни и т.д.;

передавать по радиоканалам комплексы физических упражнений, рассчитанных на различные категории и группы населения, в том числе и для инвалидов (утренняя гимнастика, производственная гимнастика, физкультминутка и т.д.);

провести совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Всероссийское совещание совместно с представителями СМИ на тему "О пропаганде в СМИ здорового образа жизни, физической культуры и спорта";

обсудить и подготовить проект распорядительного документа Правительства Российской Федерации по эффективному осуществлению пропаганды физической культуры и спорта;

разработать систему пропагандистского сопровождения (обеспечения) наиболее массовых спортивно-физкультурных мероприятий и кампаний, проводимых в России;

создать цикл телепередач о звездах отечественного спорта, наиболее ярких политиках, деятелях науки, культуры, искусства и т.д., активно ведущих здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом;

провести всероссийский конкурс на лучший цикл теле- и радиопередач, лучшее издание, пропагандирующих физическую культуру, спорт и здоровый образ жизни как на федеральном, так и на региональном уровнях;

совместно с Минобразованием и Минздравом России разработать мероприятия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях и учреждениях дополнительного физкультурного образования, а также в медицинских учреждениях.

Процесс реализации кампании включает в себя следующие ЭТАПЫ:

Первый этап: информационно-методический

Разработка методических подходов осуществления информационно-образовательной кампании.

Разработка мер по организации проведения кампании по распространению знаний о физической культуре и спорту, пропаганде здорового образа жизни.

Подготовка образовательно-познавательного материала для организации целенаправленной работы по формированию потребности в занятиях физической культурой у различных категорий и групп населения.

Ознакомление различных групп населения с формами тестирования физической подготовленности и физического развития населения.

Второй этап: организационно-методический

Разработка организационно-методических подходов реализации кампании, направленных на широкое внедрение основ здорового образа жизни.

Повышение общего уровня образованности населения по вопросам физической культуры, и здорового образа жизни.

Разработка технологий и методик пропаганды здорового образа жизни и активного вовлечения населения, в первую очередь детей, подростков и молодежи в занятия физической культурой.

Организация тестирования физической подготовленности и физического развития населения.

Третий этап: организационно-практический

Дальнейшая работа по повышению уровня знаний по физической культуре и спорту среди населения, а также по формированию у них осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Разработка технологий и методик развития и пропаганды народных и национальных игр среди различных категорий и групп населения.

Организация и реализация кампаний, направленных на вовлечение различных категорий населения в занятия физической культурой.

Организация и проведение кампаний, направленных на внедрение разнообразных форм физической культуры в быт населения.

Четвертый этап: итоговый

Использование разработанных технологий и методик по обеспечению пропаганды физической культуры и здорового образа жизни среди населения, в первую очередь среди детей, подростков и молодежи.

Реализация кампании, направленной на привлечение максимального количества людей к выполнению рациональных двигательных режимов. Формирование у большинства детей, подростков, молодежи, взрослого населения устойчивого интереса к регулярным занятиям массовой физической культурой и спортом.

Реализация информационно-образовательной кампании по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни будет способствовать укреплению здоровья населения, созданию благоприятного материально-технологического климата в коллективах и обществе в целом. Вовлечение широких слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом позволит снизить воздействие негативных факторов (табакокурение, пьянство, наркомания, преступность) и снизить уровень заболеваемости населения.

Похожие работы на - Социологические аспекты пропаганды физической культуры в средствах массовой информации

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!