Россия в системе мирового хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    44,44 Кб
  • Опубликовано:
    2012-04-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Россия в системе мирового хозяйства

ФГОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева»











Курсовая работа

Экономическая теория












Лесниково 2011

Содержание

Введение

Теория международного разделения труда. Сущность международного разделения труда. Теория сравнительных издержек производства

1.1 Сущность международного разделения труда. Теория сравнительных издержек производства

1.2 Факторы, влияющие на участие стран в международном разделении труда

Российская Федерация в мировом хозяйстве

.1 Россия в системе международного разделения труда. Место России в международной торговле сырьевыми товарами

2.2 Динамика и товарная структура внешней торговли России

2.3 Понятие платежного баланса и основные теории

.4 Значение платежного баланса для благополучия РФ

3 Мировое хозяйство и тенденции интеграции

.1 Структура Российской экономики и интеграция России в мировое хозяйство

3.2 Россия и страны СНГ. Таможенный Союз

.2 Участие России в международных союзах

.3 Ближайшие и долгосрочные перспективы

Заключение

Список литературы

Введение

Со времени своего формирования во второй половине XIX в. мировое хозяйство прошло достаточно долгий путь развития. В настоящее время, спустя более чем столетие, происходит дальнейшее возрастание масштабов хозяйственной деятельности отдельных стран, диверсификация их мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда.

Таким образом, в начале третьего тысячелетия современной истории в мире практически уже не осталось стран, не взаимодействующих между собой в экономической и прочих сферах, не находящихся на разных ступенях подключения к сложной системе мирохозяйственных связей и взаимозависимости.

Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом, национальной специализацией и международной интеграцией.

Актуальность работы объясняется проблемами России при включении в мировые процессы в условиях глобализирующейся экономики, необходимостью поиска путей выхода из кризиса и занятия достойного места в системе мирового хозяйства.

Целью данной работы является рассмотрение России в системе мирового хозяйства, а также особенности интеграции России в мировую экономику.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: изучение теории международного разделения труда, определение места России в международном разделении труда,

1 Теория международного разделения труда

1.1 Сущность международного разделения труда. Теория сравнительных издержек производства

мировое хозяйство платежный баланс россия

Разделение труда - это исторически определенная система общественного труда. Она складывается в результате качественной дифференциации деятельности в процессе развития общества. Разделение труда существует в разных формах. Сущность международного разделения труда проявляется в диалектическом единстве разделения и объединения процесса производства. Производственный процесс предполагает обособление и специализацию различных видов трудовой деятельности, а также их кооперацию, взаимодействие.

Разделение труда выступает не только как процесс разрыва, но и как способ объединения труда, в особенности в мировом масштабе. Международное разделение труда является ступенью общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на специализацию производства отдельных стран.

Международное разделение труда играет все возрастающую роль в реализации процессов расширенного производства в мировом хозяйстве:

-обеспечивает взаимосвязь этих процессов;

-формирует соответствующие международные отраслевые и регионально-отраслевые пропорции.

Теория международного разделения труда получила свое обоснование и развитие в работах "классиков буржуазной политэкономии" А. Смита и Д. Рикардо. Анализируя МРТ, А. Смит в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) доказывал необходимость свободы торговли и предпринимательства, поскольку, по его мнению, различные ограничения свободы торговли препятствуют дальнейшему углублению разделения труда между отдельными регионами и целыми странами.

Уничтожение этих барьеров и расширение поля международного обмена должно вести к специализации национальных экономик и росту их взаимозависимости, к складыванию общемирового хозяйства. А. Смит выдвинул лозунг свободной торговли, ставший впоследствии таким популярным (laisser-faire).

Идеи А. Смита получили отклик и развитие в вышедших позднее работах английских экономистов Д. Рикардо, Р. Торренса и Джона Стюарта Милля. Главным достижением классиков в научной теории МРТ считается разработка одного из фундаментальных принципов экономической науки - теории сравнительных преимуществ.

Эта теория вошла в историю экономической мысли как "классическая" основа экономического учения о международной торговле.

В основу теории сравнительных преимуществ (или сравнительных издержек производства) положена идея о существовании различий между странами в условиях производства. В соответствии с этим предполагается, что в любой стране при любых природных и климатических условиях, в принципе, существует возможность наладить производство любых товаров. Например, виноград можно выращивать и в Шотландии.

Но его стоимость была бы весьма высока, а полученное из него вино - малоупотребимое. Сопоставление затрат, связанных с производством тех или иных товаров, приводит к заключению, что вместо выпуска всех товаров, на которые предъявляется спрос, значительно выгоднее сосредоточиться на производстве какого-либо одного, но требующего наименьших затрат. Специализация на этом товаре позволит посредством обмена приобрести на внешнем рынке все другие товары.

Теорией сравнительных издержек доказывается выгодность специализации не только в условиях абсолютного преимущества одной страны перед другой в производстве какого-либо определенного товара, но даже в тех условиях, когда такое преимущество отсутствует[2].

Когда с издержками ниже международного уровня не может быть произведен ни один товар, то по какому-то одному товару превышение этого среднего уровня будет наименьшим. На производстве именно этого товара, более выгодном в сопоставлении с издержками на другие товары, и следует специализироваться. Даже в этом случае специализация будет давать экономический эффект. Предусматривается и обратная ситуация. В условиях преимущественного положения страны в производстве нескольких товаров, ей следует специализироваться в выпуске лишь одного, по которому это преимущество максимально.

Сформулированный в работах Рикардо-Торренса закон сравнительных издержек лишь постулировал принципы международного разделения труда. Дж. Стюарт Милль в свою очередь доказал два основных положения:

) естественное стремление к международной производственной специализации ведет к установлению равновесия в выгодах, получаемых от этой специализации;

) условия полной или частичной специализации определяются неравенством в доходах, получаемых от производства.2

В результате идея конкурирующего равновесия дала теоретическое обоснование положения Рикардо-Торренса и раскрыла механизм его действия.

Идеи классиков буржуазной политэкономии были развиты в XX веке экономистами: Э. Хекшером, Б. Олином, П. Самуэльсоном, В. Леонтьевым и др. Они получили свое воплощение при формировании теории современной международной торговли механизма международных экономических отношений.

1.2 Факторы, влияющие на участие стран в международном разделении труда

К числу факторов, побуждающих страны к участию в МРТ относятся:

Объем внутреннего рынка страны. У крупных стран с развитым рынком больше возможностей найти на нем необходимые факторы производства и потребительские товары. И следовательно, меньшая потребность участвовать в международной специализации и товарообмене. В то же время развитый рыночный спрос в стране побуждает расширять импортные закупки, возмещая их расширением экспортной специализации.

Уровень экономического развития страны. Необходимость участия страны в МРТ тем больше, чем меньше экономический потенциал страны.

Обеспеченность страны природными ресурсами. Высокая степень обеспечения страны моноресурсом (например, нефтью), а также низкая степень обеспечения полезными ископаемыми вызывает необходимость активного участия в МРТ.

Удельный вес в структуре экономики страны базовых отраслей промышленности (энергетика, добывающие отрасли, металлургия и др.). Чем выше удельный вес базовых отраслей, тем, как правило, меньше ее включение в систему МРТ.

Следует иметь в виду, что все названные факторы не абсолютны в своем проявлении. Их влияние может быть в той или иной степени уменьшено,

например, изменение международной конкурентоспособности местной продукции, ограничениями экспорта.

Главное в процессе развития МРТ - это то, что каждый его участник ищет и находит экономический интерес, выгоду от своего участия в МРТ.

Реализация преимуществ международного разделения труда в процессе международного обмена любой страны при благоприятных условиях дает: во-первых, получение разницы между международной и внутренней ценой экспортируемых товаров и услуг; во-вторых, экономию внутренних затрат из-за отказа от национального производства при использовании более дешевого импорта.

Тенденции развития МРТ позволяют российским экономистам утверждать, что в перспективе оно будет постепенно углубляться.

Считается, что производство промышленно развитых стран во все большей степени будет ориентироваться на внешних потребителей, а внутренний спрос - на импорт.

2 Российская Федерация в мировом хозяйстве

.1 Россия в системе международного разделения труда. Место России в международной торговле сырьевыми товарами

Поиск своей ниши в системе МРТ независимой Россией происходит достаточно сложно, противоречиво и во многом стихийно. Либерализация внешнеэкономической деятельности способствует процессу открытия российской экономики мировому рынку.

Россия все больше включается в систему международного разделения труда. При этом ход этого включения имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивным моментом является то, что Россия может приобретать необходимые ей товары на мировом рынке по ценам ниже затрат их собственного производства.

В свою очередь, при экспорте собственной продукции страна получает выгоду, если внешние цены выше внутренних. Вместе с тем к концу 90-х годов в структуре российского экспорта и импорта закрепилось крайне неблагополучное сочетание факторов производства, преобладают такие факторы как сырье и неквалифицированный труд. Ухудшается экологический фон внешней торговли. В российском экспорте стабильно растет доля неблагополучных в экологическом отношении отраслей, а в импорте увеличивается объем поступления товаров не безвредных для здоровья человека.

Подобное участие в международном разделении труда, такая международная экономическая специализация хотя и может быть оправдана складывающейся ситуацией переходного периода, никак не соответствует долгосрочным, перспективным интересам России, ее роли и возможностям в мировом экономическом сообществе.

С распадом СССР специализация России сохранила топливно-сырьевую направленность. При этом вывоз топливно-энергетической продукции осуществлялся в обстановке снижения мировых цен на энергоресурсы. Только за 1992-1994 гг. удельная таможенная стоимость экспорта сократилась по нефти приблизительно на 22%, а по газу - более, чем на 14%.

Такая специализация в действительности отражает объективные закономерности экспорта существующих избыточных факторов производства в России - нефти и газа. Однако, делая упор на экспорте ресурсов, имеющихся в избытке, государство на протяжении многих десятилетий оставляло без особого внимания необходимость интенсивного использования избыточных факторов производства.

Фактически Россия игнорировала теоретический постулат Хекшера-Олина, гласящий, что любая страна экспортирует продукты интенсивного использования избыточных факторов.

Как свидетельствуют специалисты, отход от малоэффективной ориентации на вывоз топливно-энергетического и иного сырья в пользу экологоемкой продукции представляет собой шаг назад или даже тупиковое направление в процессе интернационализации российской экономики.

В этой связи особенно настораживает рост удельного веса металлургии в отраслевой структуре экспорта промышленной продукции. С 11,3% в 1989 г. он вырос до 25,3% в 2002 году.

В середине 90-х годов доля металлургической продукции в валовом промышленном производстве у России примерно в 2-4 раза выше, чем в промышленно развитых странах. Что касается участия России в международном разделении труда со своей готовой продукцией, то пока перспективы мало обнадеживающие. Определенные возможности просматриваются только у неэлектротехнического машиностроения, включая общее машиностроение и производство специализированного промышленного оборудования, в рамках расширения технического содействия и производственной кооперации с традиционными партнерами в регионах СНГ и Восточной Европы, а также среди развивающихся стран.

Объем технического содействия, оказываемый Россией другим государствам, составил в 1999 г. 589 млн. долл., увеличившись по сравнению с 1995 г. на 16%. В 1999 г. объем этого сотрудничества достиг порядка 750 млн. долл. В середине 90-х годов техническое содействие оказывалось 36 странам мира. Основной объем работ пришелся на Китай, Иран, Индию, Марокко, Грецию, Кубу.

В этих странах введены в действие ряд энергетических, металлургических и других промышленных объектов. Магистральное направление мирохозяйственной стратегии России состоит в развитии наукоемкой готовой продукции (авиационное машиностроение, научные приборы и инструменты, средства телекоммуникаций, некоторые виды химической продукции, фармацевтические товары).

Вся эта продукция имеет устойчивые и растущие рынки сбыта за рубежом. Для обеспечения прошлых позиций по вышеназванным направлениям наукоемкой готовой продукции на мировом рынке России нужна существенная финансовая, информационно-консультационная, маркетинговая инфраструктура государственной поддержки соответствующих производств.

Только при такой поддержке, а также агрессивной экспортной политике Россия сможет перевести накопленный интеллектуальный и технологический потенциал в конкурентные преимущества на мировом рынке.

Помимо развития эффективного экспорта Россия должна идти по пути широкого развития международного внутриотраслевого кооперирования. Этот вид МРТ открывает существенные возможности для вовлечения в мировое производство различных отраслей российского машиностроения.

Указывая на объективную необходимость всемерного участия России в системе МРТ, следует помнить, что включение в этот процесс отнюдь не самоцель, а должно быть направлено на повышение эффективности всего народного хозяйства. Основным (но не единственным) условием вовлечения России в современное международное разделение труда является то, насколько это участие отвечает национальным интересам России, ее экономической безопасности.

Россия, обладающая значительным ресурсно-сырьевым комплексом, а также наличием мощностей по добыче и переработке минерального сырья, играет большую роль в их поставках на внешние рынки.

Например, на мировой сырьевой рынок поставляется: палладия -70% от общего объема, платины - 20%. Нефтегазовая отрасль России обеспечивает около 45% экспорта, 60% валютных поступлений и примерно 20% ВВП.

Доля России в мировой добыче (производстве) и разведанных запасах основных видов минерального сырья (в процентах) особенно значительна по природному газу (29% - добыча, 33% - промышленные запасы); никелю (25 и 14% соответственно); ванадию (30 и 50); вольфраму (10 и 11); металлам платиновой группы (30 и 10); железной руде (8 и 28); промышленным алмазам (15 и 12%).

В условиях кризисного состояния экономики России, особенно в обрабатывающих отраслях, поставки продукции на экспорт способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности - добычи и переработки нефти и газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на указанных предприятиях. Если учесть, что названные производства имеют очень высокий уровень концентрации по территории страны, то экспорт их продукции способствует обеспечению жизнеспособности не только отдельных отраслей и предприятий, но и целых регионов России.

Таким образом, экспортный потенциал добывающих и перерабатывающих отраслей приобретает роль важнейшего стабилизирующего фактора в постдефолтных условиях развития экономики, а также выступает практически основным источником валютных поступлений в федеральный бюджет.

Одна из основных проблем реформируемой России состоит в поиске своего места в мировой хозяйственной системе, попытках позиционироваться на внешних рынках в качестве страны, способной включиться в международную конкуренцию в товарных нишах, которые заняты в настоящее время технологически продвинутыми государствами.

Россия интегрируется в глобальный рынок на весьма неблагоприятных условиях. Ее доля в мировом ВВП, при удельном весе численности россиян в населении мира в 3%, упала до 2% (2004 г.), а в мировых торговых и финансовых отношениях - еще ниже. Сокращается доля РФ в мировой торговле.

В настоящее время рейтинг РФ как субъекта мирохозяйственных связей продолжает снижаться, а степень зависимости ее экономики от мирового рынка постоянно возрастает. По каналам экспорта на мировой рынок поступает от 20 до 90% национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. В первые годы рыночных реформ динамика внешней торговли еще поддерживалась быстрым наращиванием вывоза продукции ТЭК и других базовых отраслей, не востребованной внутренним рынком, что обеспечивало шаткое равновесие в экономике и позволяло за счет валютных и финансовых доходов решать острые хозяйственные проблемы. Однако уже со второй половины 1995 г. этот фактор постепенно стал утрачивать свое значение из-за практического достижения экспортных квот в ТЭК и других базовых отраслях экономики. Неудовлетворительна и структура товарооборота: 2/3 экспорта приходится на минеральные продукты, древесину и целлюлозно-бумажные изделия, продукцию химии, каучук. В то же время в структуре экспорта доля машиностроительной продукции продолжает оставаться на довольно низком уровне (10,6%). Экспортируемые за рубеж машины и оборудование в основной массе представлены ядерными реакторами, транспортными средствами, летательными аппаратами, военной техникой. Такое положение является свидетельством общего кризисного состояния и низкого уровня конкурентоспособности российской промышленности. За годы реформ не произошло существенного облагораживания экспорта, наоборот, сырьевая специализация страны закрепляется.

Экономика России, обладая крупными сырьевыми, производственными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами, а также потенциально емким внутренним рынком, вполне самодостаточна для развития с опорой на собственные силы. Основа другого подхода - иностранные инвестиции и кредиты, привлечение мощных зарубежных ТНК, которые обеспечат не только необходимую финансовую поддержку, но и новейшие технологии, привнесут передовые методы маркетинга и менеджмента. Нам представляется, что оба подхода страдают некоторыми упрощениями и неадекватны сложнейшим условиям глобализирующейся мировой экономики.

Возрождение реального сектора российской экономики в этих условиях, по мнению многих специалистов, может быть осуществлено посредством расширения и укрепления экономических, научно-технических, культурных связей с мировым сообществом, максимального использования в своих интересах тех новых маркетинговых возможностей, которые открываются процессами глобализации, в первую очередь в тех российских регионах, которые привлекательны для иностранных предпринимателей высоким уровнем своего экономического, в частности экспортного, потенциала.

2.2Динамика и товарная структура внешней торговли России

Благоприятная ценовая конъюнктура на внешних рынках в 2005 году способствовала существенному росту экспорта товаров. Значительное повышение контрактных цен практически на все основные товары российского экспорта сопровождалось увеличением физических объемов вывоза большинства товаров на внешние рынки. Дальнейшее повышение внутреннего спроса на товары зарубежного производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов населения, способствовало значительному росту импорта товаров. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением физических объемов ввозимой продукции. Вместе с тем отмечалось повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары (преимущественно на потребительские и отдельные сырьевые товары). Условия торговли России с зарубежными странами в 2005 году по сравнению с 2004 годом улучшились за счет опережающего роста цен на экспортируемые товары.

В 2006 году высокими темпами росли как экспорт, так импорт товаров, причем стоимость импорта росла быстрее, так как улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, явившейся основным фактором быстрого роста экспорта, к концу года замедлилось - в основном из-за того, что цены на нефть вернулись к значениям осени 2005 года.

В то же время, импорт наращивался в основном за счет роста физических объемов, под влиянием роста доходов в экономике, укрепления рубля, усиления инвестиционной активности. Тогда как рост стоимости экспорта был обусловлен большей частью ценовым фактором.

Экспорт товаров, в 2008 году составил 354,4 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года на 16,8% (в 2006 году на 24,5 процента). Главным фактором увеличения объемов экспорта в 2007 году стала благоприятная мировая конъюнктура. Рост цен на нефть возобновившийся во второй половине января 2007 г., продолжался до конца года. Также прирост стоимости экспорта был обеспечен за счет расширения поставок неэнергетических товаров: за счет цветных металлов, а также древесины и целлюлозно-бумажных изделий, черных металлов, продукции машиностроения и продукции химической промышленности.

Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта России в 2008 году уменьшилась с 85,7% до 84,8 %, стран СНГ увеличилась соответственно с 14,3 % до 15,1 процента. Высокие темпы роста экспорта в страны СНГ, значительно опережают темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья (124,1% против 115,5%).

Анализ товарной структуры экспорта в январе-ноябре 2008 г. показывает, что наибольшими темпами рос экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного). Рост экспорта продовольствия определялся значительным увеличением экспорта важнейшего товара этой группы - пшеницы. Удельный вес основной экспортной группы - топливно-энергетических товаров снизился. Сокращение произошло за счет снижения экспорта физических объемов природного газа, что объясняется снижением его потребления в условиях теплой зимы.

Высокими темпами увеличивались также стоимости экспорта по товарным группам - металлов и изделий из них, древесины и целлюлозно-бумажных изделий, продукции химической промышленности - и неплохими темпами рос экспорт машин, оборудования и транспортных средств, направляемый в основном в страны СНГ.

Импорт товаров в 2008 году составил 223,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2006 годом на 36% (в 2006 году - на 31,3%). Доля стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме импорта России в 2008 году увеличилась с 85,1% до 84,8%, стран СНГ уменьшилась с 14,9% до14,2процента.

Основными факторами, обеспечивающими рост импорта, являлись высокие темпы роста российской экономики, рост доходов населения, продолжающееся укрепление рубля. Наблюдалось увеличение физических объемов ввозимой продукции, а также повышение контрактных цен на отдельные импортируемые товары

. По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд.долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 400,5 млрд.долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ - 68,5 млрд.долларов США (снижение на 35,5%).

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%.Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд.долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд.долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ - 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США).

За 2009 год внешнеторговый оборот Российской Федерации составил 492,400,000,000 долларов. Однако уже в первом полугодии 2010 года Внешний торговый оборот России резко увеличился и составил 293,900,000,000 долларов, сообщает Росстат со ссылкой на данные Банка России. Для сравнения - Внешнеторговый оборот в I полугодии 2009 года составлял 196,300,000,000 долларов.6

Стоимость импорта товаров в методологии платежного баланса в феврале 2010 года составила 16-17 млрд. долл.1, что соответствует росту к предыдущему году на 20-25%. Опубликованные предварительные данные ФТС об импорте из стран дальнего зарубежья за февраль и данные Банка России об импорте в методологии платежного баланса за январь позволяют сделать два вывода. Во-первых, тенденция роста импорта остается в силе и, во-вторых, рост импорта усиливается за счет расширения неучтенного таможней импорта (так называемого «серого импорта»).Если непосредственно до кризиса расхождение в импорте составляло около 7% то в январе 2009 г., когда кризис наиболее сильно ударил по внешней торговле, «серый импорт» вырос до 16%. Постепенный выход из кризиса несколько смягчил остроту этой проблемы, однако с октября прошлого года «серый импорт» стал вновь расти и в январе текущего года даже превысил кризисный показатель и достиг 17%2.

В 2010 году внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, $648,4 млрд, что на 30,9% превышает показатель 2009 года. Экспорт составил - $400 млрд, увеличившись на 31,9% по сравнению с аналогичным прошлогодним показателем, импорт - $248,4 млрд (+29,5%). Об этом сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат).Сальдо торгового баланса оставалось положительным, составив $151,6 млрд по сравнению с

$111,6 млрд в 2009 году. Таким образом, профицит торгового баланса вырос в 1,36 раза.Сальдо торгового баланса оставалось положительным, составив $151,6 млрд по сравнению с $111,6 млрд в 2009 году. Таким образом, профицит торгового баланса вырос в 1,36 раза.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России составил за 2010 год $625,4 млрд. и по сравнению с 2009 годом вырос на 33,3%.Экспорт из РФ по итогам 2010 года составил $396,4 млрд. и по сравнению с 2009 годом увеличился на 31,4%. Из него топливно-энергетические товары - $267,7 млрд., металлы и изделия из них - $41,9 млрд., машины, оборудование и транспортные средства $21,5 млрд. , продукция химической промышленности - $24,5 млрд.Импорт в Россию в прошлом году составил $229 млрд. и по сравнению с позапрошлым годом увеличился на 36,8%. Из него - машины, оборудование и транспортные средства - $101,7 млрд., продовольственные товары - $36,4 млрд. , продукция химической промышленности - $36,9 млрд.

Положительное сальдо внешнеторгового баланса России, по данным таможенной статистики, в 2010 году составило $167,4 млрд., по сравнению с предыдущим годом сальдо увеличилось на 24,6% ($134,3 млрд.).

Внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья, по данным таможенной статистики, составил в $534,1 млрд. (+33,4%), в том числе со странами Евросоюза -$306,2 млрд. (+29,6%).Эти данные по сравнению с предыдущими годами говорят нам о положительной тенденции в развитии российской экономики.

.3 Понятие платежного баланса и основные теории

Интегрированным выражением всех внешнеэкономических связей страны является ее платежный баланс. Платежным балансом называется соотношение между всеми платежами, которые страна сделала другим странам, и суммой всех средств ,которые были ею получены в течение того же времени от других стран. Платежный баланс состоит из трех больших разделов.

. Баланс (счет) текущих операций.

Экспорт товаров.

Импорт товаров.

Сальдо торгового баланса.

Экспорт услуг.

Импорт услуг.

Сальдо услуг.

Чистый доход от инвестиций.

Денежные переводы.

Итого сальдо баланса текущих отраслей.

. Баланс (счет) движения капитала.

Приток капитала.

Отток капитала.

Итого сальдо баланса движения капитала.

Итог первого и второго разделов.

. Изменение официальных резервов.

Баланс движения капитала должен уравновесить баланс текущих операций. Активное сальдо по текущим операциям уравновешивается оттоком капитала из страны. Пассивное сальдо по текущим операциям компенсируется притоком капитала в страну. Однако на практике суммарный итог первого и второго разделов баланса не уравновешивается автоматически. Для достижения равновесия платежного баланса используются официальные резервы центрального банка (золотой запас, СДР, иностранная валюта).

Каждая страна стремится к равновесному платежному балансу. Между тем платежные балансы стран мира постоянно находятся в состоянии неравновесия, поскольку сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса не равны нулю и их балансирование осуществляется посредством движения капиталов, государственными балансирующими операциями и изменениями в резервах. Если прежде неравновесное состояние платежного баланса наблюдалось сравнительно редко, то в настоящее время оно стало чуть ли не постоянным явлением и проявляется все острее. Такое положение объясняется существенными изменениями в мировой экономике. Возрастает доля в производстве ВНП Китая, Индии, России и других стран, что неизбежно сказывается на платежных балансах стран мира.

Механизм регулирование платежного баланса осуществляется на основе соответствующих теорий платежного баланса, которые имеют богатую историю, сменяя друг друга, обогащая практику различными концепциями. Здесь выделим наиболее распространенные из них.

Теория автоматического равновесия платежного баланса, выдвинутая английским экономистом, историком и философом Дэйвидом Юмом (1711-1776). Эта теория преобладала в XIX и начале XX в., когда существовал золотой стандарт, но лишилась своего влияния вместе с ликвидацией золотого стандарта. Между тем в последние десятилетия эта теория стала возрождаться. Основной крен делается на плавающий обменный курс национальной валюты, который уменьшается в условиях понижения платежного баланса и, наоборот, увеличивается при его повышении, в результате чего совершаются автоматические модификации в ряде текущих операций и частично в движении капиталов.

Неоклассический эластиционный подход был выдвинут Дж. Робинсон, А. Лернером, Л. Мецлером. Этот подход исходит из того, что центральным пунктом платежного баланса выступает внешняя торговля, что сальдо торгового баланса рассчитывается отношением уровня цен на экспортируемые товары к уровню цен на ввозимые товары, помноженное на валютный курс. Следовательно, наиболее эффективным средством достижения равновесного состояния платежного баланса, согласно этой концепции, выступает модификация валютного курса. Известно, что девальвация национальной валюты вызывает понижение экспортных цен в иностранной валюте, а ревальвация, наоборот, ведет к удорожанию для зарубежных потребителей покупки товаров данной страны и делает дешевле для своих резидентов импорт зарубежных товаров.

Абсорбционный подход к анализу платежного баланса разработан на идеях Дж. Мида и Я. Тинбергена и основан на кейнсианской теории. Эта концепция увязывает платежный баланс, в первую очередь торговый баланс, с совокупным внутренним потребительским и инвестиционным спросом. Абсорбционный подход исходит из того, что улучшение состояния платежного баланса ведет к росту дохода страны, т.е. и потребления и инвестиций. Отсюда сторонники этой концепции заключают, что необходимо поощрять экспорт, сдерживать импорт посредством роста конкурентоспособности национальных товаров и услуг.

Монетаристская концепция платежного баланса основана на работах ряда экономистов, и прежде всего X. Джонсона и Дж. Поллака. В этой концепции на первое место выдвигаются денежные факторы, в частности сальдо итогового платежного баланса и то, каким образом оно влияет на денежное обращение в стране. Сторонники этого подхода исходят из того, что неравновесное состояние денежного рынка обусловливает неравновесное состояние платежного баланса. Основные рекомендации монетаристов состояли в том, чтобы государство не вмешивалось ни в денежное обращение, ни в международные расчеты страны. Для того чтобы элиминировать дефицит платежного баланса, согласно их утверждению, необходимо осуществлять жесткий контроль над денежной массой. Что же касается дефицита платежного баланса, то, по их мнению, он содействует экономике страны освобождаться от лишних денег, обращающихся в экономике.

2.4 Значение платежного баланса для благополучия РФ

Отражая в целом уровень внешней валютной зависимости бюджетной, денежно-кредитной, внешнеторговой и валютной политики, фактически ее дезориентации, платежный баланс обусловливает ряд социально-экономических проблем, неразрешимых при экспортно-сырьевой модели даже в долгосрочной перспективе.

По сути, можно говорить о ситуации экспортно-сырьевого застоя.Проводимый с начала 1990-х гг. курс, лишь немного скорректированный благодаря огосударствлению части сырьевой ренты, фактически закрепляет, или консервирует экспортно-сырьевую ориентацию воспроизводства экономики России при внешней финансовой зависимости. Этим и предопределен новый виток системно-финансового кризиса в России конца 2000-х гг.Истоки этого застоя раскрыты вполне убедительно: «В России сейчас установлена частнокапиталистическая система, настроенная на максимизацию прибыли главным образом из промежуточного производства: сырьевого и добывающего. Положение усугубляется компрадорским характером данной системы, поскольку она подстегивает погоню за валютной прибылью, присваиваемой компрадорским меньшинством в форме сырьевой ренты».

По существу, коренных системных изменений нет. Правда, государственное руководство заговорило о необходимости посткризисной модели модернизации, преодолении зависимости от сырьевого экспорта. Но пока все остается по-старому проблемы обостряются.

Платежный баланс России в динамике демонстрирует нарастание диспропорций в российской экономике, что свидетельствует об усилении внешней зависимости по основным сегментам, неуклонности проведения бюджетной, денежно-кредитной, валютной политики в заданных международными финансовыми организациями направлениях.

Динамика платежного дисбаланса отражает принятие государственной властью навязываемого России статуса в мировой экономике как развивающейся страны. «В рамках данного статуса , предопределяется набор международных рекомендаций по обеспечению финансовой стабильности: бюджетные ограничения - ориентация на профицит; отвлечение существенной части нефтегазовых доходов в международные резервы - фактически инвестирование бюджетного дефицита разбитых стран; смещение долговой политики от государственного к корпоративному заимствованию (с созданием условий для нового витка приватизации), чем предопределено принятие стратегии масштабной приватизации в предстоящие три года; неуклонность курса ускоренной интеграции российской экономики как сырьевой в мировое сообщество». Это не оставляет в бюджетной и денежно-кредитной политике выбора направлений, целей, ориентиров и инструментов, но находит отражение в инерционности ежегодно принимаемых по федеральному бюджету решений - вне собственно национальных интересов, особенностей и приоритетов социально-экономического развития.

Вобществе все больше усиливается неприятие системной зависимости от экспорта сырья и курса нефтедоллара.Значительнонарастает социальное недовольство политикой, неспособной сконцентрироваться на решении базисных внутренних проблем. Важнейшая из них - это создание высокопроизводительных рабочих мест, обеспечение достойной и высокооплачиваемой занятости молодых специалистов, выпускников вузов, рабочей молодежи.

Так, за последние годы отношение импорта к экспорту возросло с 42,8% в 2000 г. до 61,9% в 2008 г. и 63,2% в 2009 г., снизившись до 54,8% в первом полугодии 2010 г., чего следовало ожидать. Обмен сырья на готовые промышленные изделия, причем преимущественно товаров широкого потребления, ставит предел спроса для отечественных производителей и сопряжение с монетарными ограничениями для промышленного производства внутри России

Так как Россия является страной с ярко выраженным экспортом сырья, занимающего в общей структуре экспорта более 50%, то невозможно в долгосрочном плане прогнозировать устойчивый приток валюты и не создает предпосылок для создания устойчивого курса национальной валюты. Максимальный горизонт прогноза, в зависимости от накопленных ЗВР не превышает 4-8 лет. Неустойчивость национальной валюты влечет за собой повышенные процентные ставки, что отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса, удорожая сам инвестиционный проект с одной стороны и увеличивая сроки окупаемости капитала с другой. Эти факторы будут приводить к выводу капитала (валюты) из страны. Чем больше экспортная выручка, тем больше отток средств. При существенном уровне экспорта создается иллюзия благоприятной ситуации с притоком валюты (как правило, на определенном этапе общий отток средств из страны - импорт товаров и услуг - имеет более низкий темп, нежели общий объем экспорта).

Такая ситуация способствует притоку внешних инвестиций, которые состоят из ранее выведенных средств (до 70%) и части мирового спекулятивного капитала. В результате укрепляется национальная валюта, что трактуется как долгосрочная тенденция. Определенная часть бизнес - сообщества может направить часть ресурсов на местные инвестиционные проекты. Следует иметь в виду, что при притоке внешних инвестиций возрастает внешний долг страны, как правило, корпоративный. Чем продолжительнее внешний благоприятный цикл, тем больше накапливается в экономике негативных факторов, связанных со структурой платежного баланса.

В определенный момент времени счет текущих операций резко снижается, и вопрос об устойчивости национальной валюты становится актуальным. Самые осторожные участники экономической деятельности, помня поведение государства в аналогичных ситуациях, начнут сокращать инвестиционную деятельность, основанную на местной валюте, и в качестве подстраховки, на всякий случай, часть инвестиционного капитала переместят за пределы страны. По тем же причинам (снижение счета текущих операций) спекулятивный капитал изменит направление своего движения - общая безрисковая доходность резко снизится, а отток капитала усилится. В дальнейшем ситуация будет полностью зависеть от позиции государства по отношению к расходованию ранее накопленных ЗВР. Вариантов несколько: Центральный банк может медленно снижать накопления; не тратить валюту; расходовать валюту на уровне, достаточном для удовлетворения спроса со стороны инвесторов, выводящих капиталы из страны. Также может быть выбран определенный максимальный уровень снижения национальной валюты или другие варианты. Однако в не зависимости от действия властей давление на национальную валюту будет резко возрастать и девальвация рубля, будет вопросом времени.

В январе - сентябре 2010 года платежный баланс формировался под воздействием разнонаправленных факторов. Улучшение конъюнктуры рынка основных товаров российского экспорта происходило наряду с восстановлением внутреннего спроса, способствовавшим ускорению роста импорта. Положительное сальдо текущего счета от квартала к кварталу снижалось. При этом расширялось привлечение иностранного капитала, которое, однако, не компенсировало его отток. В результате темпы прироста валютных резервов в III квартале 2010 года существенно замедлились.

Профицит счета текущих операций по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос в 1,8 раза и составил 60,9 млрд. долларов США(приложение А). Положительное сальдо торгового баланса увеличилось в 1,5 раза (114,5 млрд. долларов США). Экспорт товаров возрос до 286,5 млрд. долларов США (на 37,8%). Более половины его прироста обеспечено повышением средних контрактных цен на сырую нефть и нефтепродукты. По природному газу существенного изменения цен не отмечалось, а физический объем поставок вырос на 14,5%. Совокупный экспорт указанных топливно-энергетических товаров составил 183,0 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 129,6 млрд. долларов США). Их доля в структуре вывоза выросла с 62,4 до 63,9%. Увеличение экспорта других товаров (на 32,3%) также обусловлено преимущественно повышением цен.

Импорт товаров в январе - сентябре 2010 года возрос до 172,0 млрд. долларов США (на 30,8%). Почти две трети прироста получено за счет увеличения ввоза в натуральном выражении. Структура импорта, в которой традиционно преобладали машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, а также продовольственные товары и сырье для их производства, почти не изменилась.

Отрицательное сальдо международной торговли услугами увеличилось до 18,6 млрд. долларов США (на 30,5%). Объем предоставленных нерезидентам услуг вырос на 7,5% - до 32,6 млрд. долларов США. Стоимость полученных услуг была больше, чем в сопоставимый период 2009 года, на 14,8% - 51,2 млрд. долларов США, в том числе расходы, связанные с поездками резидентов за рубеж, превысили на 6,5% докризисный максимум января - сентября 2008 года.

Дефицит баланса оплаты труда изменился незначительно и составил 6,8 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - 6,5 млрд. долларов США).

Отрицательное сальдо инвестиционных доходов выросло с 20,5 до 24,9 млрд. долларов США. Суммы, начисленные к выплате, увеличились на 15,5%, к получению - на 10,2%. Рост реинвестированных доходов и дивидендов обусловил увеличение совокупного объема выплат частным сектором в пользу нерезидентов до 48,8 млрд. долларов США. Доходы, полученные банками и прочими секторами из-за рубежа, оценивались в 20,8 млрд. долларов США. Положительное сальдо инвестиционных доходов органов денежно-кредитного регулирования уменьшилось с 5,4 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 3,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года в результате падения доходности резервных активов.

Прочие секторы включают нефинансовые корпорации, финансовые орпорации (кроме кредитных организаций), домашние хозяйства и обслуживающие их некоммерческие организации.

Из-за опережающего роста объема денежных переводов физических лиц - резидентов за границу выплаченные текущие трансферты превысили полученные на 3,3 млрд. долларов США (в январе - сентябре 2009 года - на 1,9 млрд. долларов США).

В результате возобновившегося привлечения иностранных инвестиций государственным и частным секторами при снижении объемов вывоза капитала за рубеж дефицит по финансовому счету (без учета резервных активов, включая "чистые ошибки и пропуски") сократился с 46,8 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года до 15,6 млрд. долларов США в январе - сентябре 2010 года. Впервые с 1998 года государственный сектор значительно нарастил иностранные обязательства. Минфин России разместил еврооблигации на 5,5 млрд. долларов США (из них инвестиции нерезидентов оценивались в 5,1 млрд. долларов США). Зафиксирован также рост иностранных обязательств субъектов Российской Федерации вследствие приобретения нерезидентами облигаций, номинированных в рублях. Требования государственного сектора увеличились незначительно.

В январе - сентябре 2010 года кредитные организации - резиденты увеличили иностранные пассивы на 11,6 млрд. долларов США и сократили при этом соответствующие требования на 4,3 млрд. долларов США. За тот же период 2009 года банки погасили обязательства на сумму 35,7 млрд. долларов США, одновременно увеличив внешние активы на 4,6 млрд. долларов США.

В результате активного погашения внешних кредитных обязательств по итогам трех кварталов 2010 года привлечение прочими секторами иностранного капитала замедлилось до 17,3 млрд. долларов США (26,7 млрд. долларов США в январе - сентябре 2009 года). Увеличение пассивов в форме прямых инвестиций составило 22,3 млрд. долларов США (26,0 млрд. долларов США). В то же время вывоз капитала прочими секторами уменьшился до 39,7 млрд. долларов США (51,6 млрд. долларов США). Активы в наличной иностранной валюте у резидентов (кроме банков) сократились на 13,0 млрд. долларов США, в январе - сентябре 2009 года их прирост составлял 1,3 млрд. долларов США. По сравнению с январем - сентябрем 2009 года размер чистого оттока частного капитала снизился более чем в 4 раза: с 65,5 до 16,0 млрд. долларов США.

Прирост валютных резервов, отраженный в платежном балансе, по итогам января - сентября 2010 года составил 45,4 млрд. долларов США. С учетом прочих изменений, включающих курсовую переоценку, международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 октября 2010 года достигли 490,1 млрд. долларов США. Объем резервных активов был достаточен для финансирования импорта товаров и услуг в течение 20 месяцев (на 1 октября 2009 года - 19 месяцев).

В 2010 году ожидаемый уровень мировых цен на российскую нефть (в среднем 76 долларов США за баррель) будет способствовать укреплению платежного баланса. При экспорте товаров на сумму 394,3 млрд. долларов США и импорте на 250,4 млрд. долларов США профицит торгового баланса достигнет 144,0 млрд. долларов США. С учетом опережающего роста полученных резидентами международных услуг по сравнению с предоставленными и отрицательного баланса доходов и текущих трансфертов положительное сальдо счета текущих операций составит 70,5 млрд. долларов США. По итогам года нетто-отток частного капитала оценивается в 22,0 млрд. долларов США. Отрицательное сальдо финансового счета составит 20,6 млрд. долларов США, прирост валютных резервов - 50,0 млрд. долларов США.

Состояние платежного баланса на предстоящее трехлетие предопределяет также неуклонность роста наличных денег в обращении, что способствует коррупции. Согласно основным направлениям единой денежно-кредитной политики на 2011 г. и период 2012-2013 гг. прогноз наличных денег в обращении по трем сценариям в зависимости от цен на нефть отражает рост объема наличных денег в обращении (вне банка России) от 5,8 трлн. руб. на 1 января 2011 г. (оценка) до 7,5-9,1 трлн. руб. на 1 января 2014 г.3 ; Наряду с тем внешняя финансовая зависимость четко проявилась в формировании международных резервов страны, их вынужденном характере.

По оценке Банка России, уровень международных резервов на 1 апреля 2010 г. был достаточен для финансирования российского импорта товаров и услуг в течение 20,5 мес. Такой уровень обеспечивает возможность для экспортно-сырьевой паузы и, теоретически, даже полной остановки нефтегазового экспорта, с тем чтобы государство сосредоточилось на решении стартовых задач неоиндустриальной модернизации, на деле приступило к ликвидации экспортно-сырьевого застоя экономики и выводу народного хозяйства из состояния деиндустриализации. Такой стратегический маневр требует политической воли, во всем остальном он вполне реалистичен и имеет перспективу.Оценивая нынешнее состояние экономики и платежного баланса России, нельзя не согласиться с выводом редакции журнала «Экономист»: «По существу, как можно видеть, прогноз на 2011-2013 гг. оказался прогнозом развития без модернизации. Прогноз продиктован экспортно-сырьевой моделью, все еще доминирующей» .

3 Мировое хозяйство и тенденции интеграции

3.1 Структура Российской экономики и интеграция России в мировое хозяйство

Для того, чтобы рассуждать о роли России в системе международных хозяйственных связей, нужно сначала рассмотреть структуру Российской экономики, ее возможности и проанализировать ситуацию Российской экономики на данном этапе развития.

Российская экономика - уникальный формирующийся рынок, в том смысле, что по своей сути является усеченным вариантом экономики сверхдержавы - СССР с одной стороны, а с другой является наследницей плановой экономики с дополнительными аномалиями, приобретенными в 90-е годы. А если взглянуть под другим углом, то с одной стороны экономика основана на экспорте ресурсов и товаров низкого передела, а с другой Россия имеет богатый опыт в технологически сложных отраслях: аэрокосмическая, атомная энергетика, ВПК. Поэтому интеграция своеобразной формирующейся рыночной российской экономики, наравне с экономиками Бразилии <#"justify">Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одна четверть российской экономики «завязана» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое сообщество достаточно сложна и многообразна.

3.2 Россия и страны СНГ. Таможенный Союз

Многостороннее, ориентированное на создание дееспособного интеграционного объединения взаимное сотрудничество России и партнеров по СНГ имеет многолетнюю историю. Исходным фактором,побуждающим государства СНГ к интеграционному развитию, является их совместный ресурсный потенциал.Как показано на рисунке 1, обладая примерно шестой частью территории, страны СНГ сконцентрировали стратегически важную долю мировых ресурсов, создающих основу экономического развития. Однако интенсивность использования этого потенциала невелика. Совместно Росии я и СНГ обеспечивает лишь 3,5% мирового экспорта товаров и 2,5% - услуг.Более 50% торговли приходится на страны Европы, 20% - наша внутренняя торговля (для сравнения - в Европейском союзе это 65%) и10% товарного экспорта стран СНГ ориентируется на Азию. Снижение удельного веса взаимной торговли с 26% в 2000 г. до 20-21% в2008-2009 гг. - лишь одна из очевидных тенденций, характеризующих состояние дел в Содружестве. В обобщенном виде они представлены на рисунке 2.

На этом фоне появляются значимые альтернативные проекты. Китайская Народная Республика активно позиционирует себя в Шанхайской организации сотрудничества. Евросоюз выдвинул инициативу «Восточное партнерство», в которой важное значение имеет торгово-политическая составляющая, предусматривающая заключение соглашений о свободной торговле с рядом стран СНГ. Эти и другие проекты, не будучи встроены в логику долгосрочного развития самого Содружества, приведут к постепенному ослаблению консолидирующих его сил.

Рисунок 1Доля СНГ в мировых запасах природных ресурсов

СНГ (16,4% мировой территории ,4,4% населения мира)Природный газЗапас угляПроизводство электроэнергииЗапас лесаВозобновляемых водныхресурсовЗапас нефти40%25%10% 25%11%20%

Рисунок 2Тенденции развития СНГ

Тенденция развития СНГ Снижение удельного веса взаимной торговли стран СНГ (в том числе России) в их общем товарообороте, ускоренный рост импорта и инвестиций из третьихстран (ЕС, Китай, США и др.)Экономический рост при отсутствии модернизации, в результате - закрепление низкой конкурентоспособности дажеопорных отраслей, высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, всплески инфляции, дефицит платежного баланса, зависимость от внешних источников финансирования, нарастаниесоциальной напряженности Отсутствие программы качественных изменений в экономике и совместного видения будущего общего экономического пространства СНГ, появление значимых альтернативных проектов .(Китай - ШОС, ЕС -Восточное партнерство)

Каждая страна СНГ, хотя и в разной степени, в зависимости от достигнутой степени интеграции в мировую экономику может привлечь капиталы в совместные проекты, особенно при наличии правовых условий (таких как защищенность капиталовложений и эффективные процедуры урегулирования споров). В каждой из стран есть научно-технические заделы, созданные еще во времена СССР,сохранились высококвалифицированные кадры. Эти во многом уникальные ресурсы остаются далеко не в полной мере востребованными, их совместное развитие и коммерциализация давно назревшая задача. Наконец, существуют все основания для создания в рамках СНГ единого рынка рабочей силы, который первоначально был бы основан на упорядочении потоков трудовой миграции в Россию, а в процессе развития привел бы к созданию целостной системы управления занятостью, включая вопросы оплаты труда, социального и пенсионного обеспечения, совместного управления подготовкой кадров.»

Неотъемлемой частью интеграционного развития СНГ является формирование целостной энергетической политики, которая в конечном итоге должна включать вопросы производства, переработки и транспортировки всех видов энергоносителей. Быстро меняющаяся ситуация в мировой экономике, растущее понимание в странах СНГ необходимости ускоренных совместных действий по модернизации и инновационному развитию, а также не в последнюю очередь ускоренное формирование Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана требуют от Содружества формирования более компактной повестки дня первоочередных действий с выходом на конкретные результаты. При этом должны быть названы основные контуры будущего СНГ как интеграционной группировки, этапы ее дальнейшего развития, определение отношения с внешними партнерами.

В 1993-1994 гг. была предпринята попытка интегрировать все 12 стран СНГ в Экономический союз под эгидой России путем поэтапного формирования межгосударственной зоны свободной торговли, таможенного союза, общего экономического пространства. 24 сентября 1993 г. был подписан Договор «О создании Экономического союза», в развитие которого был принят ряд документов, нацеленных на интеграционное взаимодействие республик бывшего СССР, включая Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 14 апреля 1994г.. Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ от 21 октября 1994г., Соглашение о Таможенном союзе от 20 января 1995 г. Но эти соглашения не были реализованы.Невозможность создания Экономического союза всех двенадцати государств (в силу расхождения их политических и экономических интересов) привела к образованию нескольких региональных блоков на постсоветском пространстве.

В январе 1995 г.руководители России, Белоруссии и Казахстана подписали Соглашение о Таможенном союзе, предприняв тем самым новую попытку интеграционного сближения. Значительная экономическая выгода для стран - участниц таможенного союза (ТС) заключалась в том, что его создание избавляло их от немалых затрат на обустройство внутренних границ между собой, составлявших, поданным Таможенного комитета РФ, десятки миллиардов рублей. Страны - участницы ТС определяли его как экономическое объединение государств, основывающееся на наличии единой таможенной территории и однотипного механизма регулирования экономики, рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Целями создания ТС было предусмотрено:

·обеспечить совместными действиями социально-экономический прогресс стран-участниц, путем устранения препятствий для свободного экономического взаимодействия между их хозяйствующими субъектами;

·гарантировать устойчивое и всестороннее развитие экономики, свободный товарообмен и добрососедскую конкуренцию;

·укрепить координацию экономической и внешнеторговой политики; создать условия для формирования общего экономического пространства и для активного выхода государств - членов ТС на мировой рынок.

В октябре 2000 г. В Астане руководителями стран - участниц был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в соответствии с которым таможенный союз был преобразован в международную экономическую организацию. По сути, произошел отказ от концепции быстрого создания ТС на основе унификации таможенной политики.В ЕврАзЭС была закреплена лидирующая роль России в соответствии с ее экономическим весом.

Неформальный саммит стран - участниц ЕврАзЭС в августе 2006 г. обозначил в качестве наиболее реалистичного вариант создания таможенного союза в рамках трех государств - России, Белоруссии и Казахстана - с последующим постепенным расширением его состава за счет других государств - членов ЕврАзЭС по мере их готовности.

"В перспективе к трем странам будут присоединяться и другие страны, мы договорились всемерно способствовать этому процессу", - сообщил Дмитрий Анатольевич Медведев.

В октябре 2007 г. главы трех государств подписали ключевые документы, определяющие институциональную структуру ТС и механизм вхождения в него новых государств, утвердили План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, который установил последовательность и сроки осуществления конкретных мероприятий на период2008-2010 гг.ТС - наиболее эффективный генератор и гарант преобладания интеграционного вектора на постсоветском пространстве.

К моменту начала функционирования ТС страны- участницы подошли с очень низкой долей взаимной торговли и инвестиций в общих показателях внешнеэкономического сотрудничества. Политическая воля руководства России, Белоруссии и Казахстана и четкое соблюдение достигнутых договоренностей позволили за очень короткое время пройти путь от зоны свободной торговли к таможенному союзу с перспективой формирования в сжатые сроки единого экономического пространства трех стран. Еще два-три года назад в это мало кто верил, но с 1 января 2010 г. таможенный союз заработал, было принято свыше 40 международных договоров, определяющих условия создания и статус единой таможенной территории, институциональную структуру ТС, механизмы регулирования торговли с третьими странами, порядок взимания косвенных налогов, базовые нормы в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных требований.С начала 2010 г. введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами.3 Введены в действие Единый таможенный тариф, подготовленный путем унификации национальных таможенных тарифов, а также механизмы применения тарифных квот, системы льгот и преференций государств- участников ТС.

С 1 января 2010 г. полномочия КТС в области регулирования внешней торговли распространяются на изменение ставок ввозных таможенных пошлин, ведение ТН ВЭД таможенного союза, установление тарифных льгот и тарифных квот, определение системы тарифных преференций, введение нетарифных мер регулирования. Согласно Договору о Комиссии таможенного союза, решения КТС принимаются большинством в 2/3 голосов; при этом Россия имеет 57% голосов, Белоруссия и Казахстан - по 21,5%. В 2010 году ЕврАзЭС исполнится 10 лет и "на постсоветском пространстве ЕврАзЭС - это единственная структура, которая быстро движется к интеграционным целям.

Формат ТС усиливает индивидуальные переговорные позиции государств-участников во взаимоотношениях с третьими странами и их объединениями, что позволяет рассчитывать на улучшение условий торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами.Формирование и функционирование единой таможенной территории стран ТС обеспечивает свободное обращение товаров.

В неэффективной конкурентной среды единая таможенная территория может стать инструментом необоснованного получения преимущества какой-либо одной стороной за счет партнеров. Поэтому еще до начала функционирования ТС решением Межгоссовета ЕврАз ЭС 19 декабря 2009 г. был утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Все документы (21 международный договор), необходимые для формирования ЕЭП, разделены на два пакета. В рамках первого пакета и параллельно с работой по созданию единой таможенной территории ТС разрабатываются и принимаются международные правовые документы, устанавливающие единые базовые принципы и правила внутреннего регулирования экономик стран-участниц (их введение в действие предполагается с 1 июля 2011 г.).

Планируется, что завершится формирование ЕЭП к 1 января 2012 г. введением в действие международных договоров, определяющих единые правила в конкретных секторах экономики, а также единые принципы валютной политики (включая вопросы введения единой валюты). Одновременно с подготовкой двух пакетов документов предполагается разработка по отдельному графику единых технических регламентов. Пакетный принцип введения в действие договоров ЕЭП был избран потому, что позволяет обеспечить баланс интересов сторон и предотвратить возможные конфликтные ситуации, связанные с получением одной из сторон только преференций, а другой - только обязанностей.

Завершение формирования ЕЭП с точки зрения классической теории интеграции будет означать формирование общего рынка с более или менее выраженными элементами экономического и валютного союза.

"Создание таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана позволит трем странам получить к 2015 году прирост ВВП в размере свыше 15%", - сообщил Н.Назарбаев. При этом он подчеркнул, что создается рынок с населением 170 млн человек. По его словам, совокупный промышленный потенциал составляет $600 млрд, резервы нефти - 90 млрд баррелей, объем сельхозпроизводства - $112 млрд. Президент Казахстана констатировал, что общий ВВП трех стран составляет $2 трлн, совокупный товарооборот - $900 млрд. Общий эффект от создания таможенного союза составляет $400 млрд для России и $16 млрд - для Белоруссии и Казахстана. На взгляд Н.Назарбаева, создание единой таможенной зоны поможет усилить производственную кооперацию между странами. "Единый рынок в $2 трлн станет привлекательным для инвесторов", - подчеркнул он, добавив, что также существенно упростится торговля между субъектами хозяйствования трех стран .15В восходящее движение по ступеням интеграции является для стран ТС единственно правильным решением, позволяющим в полной мере раскрыть и реализовать совокупный экономический потенциал объединения. К тому же только при таком сценарии возможно выстраивание стратегических партнерских отношений с Евросоюзом в формате евразийского экономического пространства.

3.3Участие России в международных союзах

Практика показывает, что в настоящее время в силу, прежде всего географических причин, настоятельной становится необходимость более масштабного участия России в решении глобальных проблем человечества (освоение Мирового океана, проблема окружающей среды, регулирование мирового хозяйства и т.д.).

В этом случае подход России с глобальных позиций к участию в мировых делах должен стать основной частью национального интереса. Однако активное участие России, как и любой иной страны, в решении глобальных проблем через национальный интерес требует полнокровного участия в работе международных многосторонних структур, в число которых входят финансово-кредитные, экономические, специализированные и региональные организации ООН, например Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), региональные экономические комиссии.

Представляется также необходимость активного участия России в таких всемирных по сфере своего проявления организаций, как Всемирная торговая организация (ВТО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и региональные государственные образования (Европейский Союз - ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли - ЕАСТ, организация экономического сотрудничества и развития - ОЭСР и др.).

Еще одним направлением интеграции России в мировую экономику может быть участие в многосторонних международных экономических проектах, число которых постоянно увеличивается. Уже сегодня имеется много примеров активного участия России в престижных и экономически значимых проектах, например, в области освоения космического пространства (например, создание международных космических станций), в области военно-технического сотрудничества.

В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя ВТО. Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО.

Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ:

во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. По подсчетам специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

во-вторых, вступление в ВТО поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России;

в-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя;

в-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, облегчит получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна:

во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность;

во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно;

в-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения таможенных тарифов на металлургическую продукцию;

в-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и более развитую инфраструктуру;

в-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Россия и США в соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с которыми Россия и США взяли на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить ставки тарифов по промышленным товарам на 3% и снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15%, самолетов - с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения к ВТО. Кроме того, Россия и США договорились также снизить пошлины на лекарства, одежду и обувь, продукцию электроники. Правительство США взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемой в Россию продовольственной продукции в соответствии с международными нормами. Подписание российско-американского протокола о присоединении России к ВТО и само вступление в ВТО (если оно состоится) явится историческим шагом, который может возвратить Россию к рыночным принципам функционирования мировой экономики, и даст возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке.ВТО характеризуется очень жёсткими требованиями к своим членам, в особенности относительно перемещения через границы товаров и продукции.

Премьер-министр РФ Владимир Путин приказал не исполнять обязательства, взятые в переговорах по присоединению к ВТО, до присоединения России к этой организации. «Это прямое указание. Не надо этого делать, прошу вас. И партнерам это нужно сказать. Не будем ничего исполнять, пока не станем полноправными членами ВТО», - сказал глава правительства в ходе совещания по развитию отечественного энергетического машиностроения.

По словам Путина, пока Россия исполняет все свои обязательства, взятые в переговорах по присоединению к ВТО, у зарубежных партнеров нет стимула принимать ее в эту организацию, и она, неся издержки, не получает преимуществ от членства в ВТО. «Вопрос - на хрена им нас принимать, если мы и так все исполняем?», - сказал Путин. «Рынок денег стоит, а мы его бесплатно отдаем», - указал он.16

Россия планирует летом этого года завершить техническую работу по вступлению в ВТО и начать процедуру вступления в организацию. Об этом, как передает РИА НОВОСТИзаявил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на форуме по российско-американским отношениям. 16

марта 2011 года первый вице-премьер Игорь Шувалов выражал надежду, что все необходимые вопросы, связанные с присоединением России к ВТО, будут урегулированы до конца года. По его мнению, в настоящее время это больше политический вопрос. «Мы думаем, что в этом году нам удастся завершить все необходимые вопросы по вступлению в ВТО, но теперь это скорее переходит в плоскость политических решений, потому что все, что касается профессиональных решений, Российская Федерация практически завершила», - сказал Шувалов.16

Вхождение в 1998 г. России в Организацию Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по оценкам международных и российских экспертов, позволила ей увеличить объем ВВП на 10-12 млрд. долл. Присоединение России к ВТО даст ей возможность ликвидировать только потери от ограничения экспорта отечественной продукции до 1 млрд. долл. в год.

3.4 Ближайшие и долгосрочные перспективы

По мнению ряда российских экономистов сегодня глобальная мировая экономика находится в стадии стагнации. Об этом свидетельствуют неустойчивость развития ключевых западных экономик - США, Европы, Японии и начинающиеся напряжения в китайской экономике, вызванные действием слишком большого перераспределение мировых ресурсов в пользу Китая.

Согласно теории волнового развития экономики, в десятилетие 2010-2020 гг. стартует новая длинная экономическая волна (а своего максимума она достигнет в 2020-2040-е годы), содержание которой надо искать, с одной стороны, в тех ограничениях, которые сегодня препятствуют глобальному экономическому развитию или развитию отдельных регионов, а с другой - в тех инвенциях, которые уже имеются хотя бы в зачаточных хозяйственных форматах.

С точки зрения формирования экономической доктрины для России на этой стадии рассуждений можно определить основную задачу: в 2010-2020 гг. Россия должна вернуться в глобальную экономику в качестве игрока, в заметной степени формирующего хозяйственную парадигму следующей длинной волны. Это значит, что наши позиции в международном разделении труда будут формироваться не по "остаточному принципу", а Россией самостоятельно.

Это будет означать, что независимо от того, какие отрасли будут задействованы для сильного позиционирования в мировом хозяйстве, российская экономика будет по характеру инновационной, так как инновации - это не только технически новые продукты, но и новые рынки, использование новых технологий и т.д., то есть все то, что задействует творческий потенциал нации. Более амбициозная задача - Россия должна стать цивилизационным лидером, подобно тому, как в свое время им была Голландия, затем Англия, затем США. За несколько десятилетий до того, как стать явным лидером западной цивилизации, США, как и Россия сейчас, видели в качестве альтернативы открытости абсолютную замкнутость страны и ее хозяйства.

Несмотря на противоречивость результатов переходного периода с 1991 по 2007 гг. Россия объективно, по-прежнему имеет все возможности, чтобы играть роль ключевого элемента в новой парадигме развития, поскольку она имеет почти полный перечень условий, необходимых для того, чтобы начать формировать сильную хозяйственную структуру:

сырье. Россия может быть поставщиком сырья для всех заинтересованных стран без ущерба для собственных потребностей;

сырье и инновации. На базе сырьевого и энергетического секторов как потребителей и научно-технологического задела в бывшем оборонном комплексе как производителей Россия может развить ресурсосберегающие технологии и стать их поставщиком;

география. Географическое положение страны позволяет ей стать одним из главных элементов новой транспортной инфраструктуры евразийского континента. Оно же плюс политическое прошлое России и ее военный потенциал позволяют ей стать гарантом безопасности для азиатских стран.

территория. Большая территория открывает пространство для новой урбанизации. Она же создает перспективу для нового наземного транспорта

образование. Образованное население открывает пространство для новой рабочей среды. Зачатки нового образования, основанные на научной базе российского развивающего обучения, позволяют создать принципиально новую систему образования.

новый средний класс. Новый средний класс создает предпосылки для формирования исключительно большого для западного мира спроса на высококачественные товары и услуги. Западный спрос тоже велик, но там велика и доля людей в возрасте, отсюда возможное развитие медицинских, пенсионных услуг и спокойного туризма.

новое предпринимательство. Возникло в условиях хаоса и отсутствия господдержки. Отличается динамичностью. Это небольшие самостоятельные компании, предоставляющие основную часть рабочих мест для нового среднего класса. Они и формируют новую рабочую среду.

Таким образом, у России есть множество предпосылок для того, чтобы стать ключевым местом формирования будущей системы мирового хозяйства.

Заключение

Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. Основными из них являются: уровень и динамика развития национальной экономики, степень ее открытости и вовлеченности в МРТ, прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей, умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении.

Процесс внедрения России в систему мирового хозяйства весьма далек от завершения. Успешное решение этой проблемы для России будет в конечном счете зависеть, во-первых, от оздоровления экономики страны на путях ее структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования, а во-вторых, от создания действенных законодательных, организационных, материальных и технических предпосылок для этого.

При выработке верной стратегии, необходимой для успешной интеграции, обязательно использование ряда положительных факторов, таких как развитая научно-техническая база и высокий кадровый потенциал, обеспеченность сырьём и ресурсами, высокий "индекс человеческого развития"

Особое значение приобретает вопрос о месте России в глобализирующейся мировой экономике с учетом всего спектра проблем национальной экономической безопасности страны, осуществлении ей продуманной и целенаправленной, основанной на национальных интересах внешнеэкономической политики. Мощные ресурсы для успешной интеграции России в мировую экономку заложены в сокращении военных расходов и конверсии военной промышленности.

Многое зависит от того сумеет ли Россия сохранить свою экологию. Экологическая ситуация в России стала одной из важнейших причин ухудшения основных показателей здоровья населения, снижения средней продолжительности жизни и роста смертности. При этом в России существует развитая система охраны окружающей среды. Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в нашей стране.Россия ещё не потеряла шансы занять достойное место в системе мирового хозяйства, ввиду обладания необходимым для этого потенциалом.

Список литературы

1.Овчинников К.П.. Международное разделение труда: тенденции противоречия.- М.: Экономика, 1999 с.6

.Жуков Е.Ф, Международные экономические отношения.2-е узд.,перераб.и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2009

3.Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: Финансы-Юнити,2003

.«Наши взгляды на мировую экономику». Под ред. В.Е. Рыбалкина и В.М. Кутового. - М.: Научная книга, 2007.

.Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008.

6.Димулен ,И.И.Международная торговля : экономика, политика, практика Учебник/И.И.Димулен.-- М.: ВАВТ, 2010.

7.Написать автора

.Гатаулин А.М. Экономическая теория: микро- и макроэкономика. - М.: Статистика, 2007.

.Низкодубова Е.В. Макроэкономика. - М.: Эксмо, 2006. - С. 211.

.Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция (о формуле развития России)//Экономист.2009№8.с.9

.Тип платежного баланса как признак экономической отсталости / О. Рогова. - // Экономист. - 2011. - №2. - С. 15-21.

.Публикация данных платежного баланса страны http://www.cbr.ru/today/publications_reports/on_2011(2012-2013).pdf

.Информационный порта Банки.ру,Лента новостей,«РИА-Аналитика»: «структурных изменений в экономике РФ в 2010 году не произошло»

.Чернышев, С. В. Интеграционная перспектива СНГ: осознанная необходимость / С. В. Чернышев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2010. - N 6. - С. 41-51.

.Союз трех http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=112153

.ВТО и Россия http://www.ng.ru/economics/2011-04-11/1_tarify.html

.Оболенский В. Глобализация мировой экономики и Россия.// Наследие. 2001. №1.

Похожие работы на - Россия в системе мирового хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!