Рынок труда в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    440,14 Кб
  • Опубликовано:
    2012-05-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда в Республике Беларусь

Введение


Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. В отличие от других рынков специфика этого рынка состоит в том, что здесь объектом контрактов выступает сам человек, его способность к труду.

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное исследование в общественном производстве. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, также мобильность рабочей силы, безработицу. Поэтому формирование и регулирование рынка труда - одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики.

Формирование белорусского рынка труда начинается с 1991 г. За этот период созданы нормативно-правовая база его регулирования, государственная служба занятости, организован мониторинг рынка труда, разрабатываются и реализуются ежегодные государственная и региональная программы занятости населения, оказывается широкий спектр услуг гражданам, обратившимся по вопросу трудоустройства или за консультацией в органы государственной службы занятости. Основными ориентирами белорусского рынка труда являются поддержание высокого уровня занятости населения, снижение безработицы и рост заработной платы.

Цели и задачи работы заключаются в следующем: исследовать функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определить особенности рынка труда в Республике Беларусь, проанализировав основные характеристики занятости и безработицы, пути решения этих проблем, вопросы о заработной плате, ее динамики за последние годы и государственного регулирования.

В работе представлен общий обзор ситуации на рынке труда в Беларуси. Раскрываются такие проблемы как, функционирование рынка труда в условиях переходной экономики. Определяются особенности рынка труда в РБ: проанализированы основные характеристики занятости и безработицы и их структурные изменения, произошедшие за последнее время. Кроме того, раскрывается вопрос о заработной плате, ее связи с производительностью труда и проблема государственного регулирования.

1.   Рынок труда в условиях переходной экономики: особенности становления, механизм функционирования


Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Исходя из данного выше определения рынка труда, установим составные части или элементы рынка труда. Ими будут:

·    Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди.

·        Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.

·        Конъюнктура рынка - соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

·        Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

·        Инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.

·        Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных.

·        Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

·    обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда;

·        гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда;

·        установление эффективных (в экономическом и социальном отношении) ставок заработной платы работникам и доходов работодателям;

·        обеспечение занятости населения;

·        обеспечение социальной защиты и поддержки населения;

·        социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений.

Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:

·    Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе).

·        Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы.

·        Занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.

Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное население, состоящее из занятых и безработных .

Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила, которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.

Что же касается тех носителей рабочей силы, которые являются в то же время собственниками рабочих мест (работодатели, самозанятые, члены кооперативов и иные коллективные собственники), то в этих случаях для соединения факторов производства купля-продажа рабочей силы не нужна. Это соединение осуществляется непосредственно а процессе распределения рабочей силы минуя рынок труда.

Реформирование экономики на рыночных началах способствовало тому, что работа по найму оказалась основной формой занятости. Через рынок трудоустраиваются 86,9% рабочей силы. Не по найму работают 13,1% занятых, являющихся индивидуальными и совместными собственниками средств производства. Наиболее многочисленная группа из них - члены кооперативов и других коллективных предприятий и организаций (около 7 млн. человек) [9,C.33].

Рынок рабочих мест как составная часть рынка труда, характеризующий потребность в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и потому ищущему им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюктура рынка труда может быть трех типов:

·    Трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда.

·        Трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда.

·        Равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Рынок труда - явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают модели или типы рынков труда, его виды и разновидности, а также сегменты. Важно понять, что под этим подразумевается. Имеются общие для любых рыночных условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

Среди типов выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний - внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

Внешний - профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, то есть предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности на другую пределах одного предприятия. Это перемещение может происходить по горизонтали - переводом на другое рабочее место и по вертикали - переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

·    Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.

·        Неофициальную часть - тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

Рынок труда и сфера занятости, отражая многие противоречия переходного периода, сегодня испытывают большое влияние специфики трудовых отношений.

В переходной экономике развитие рынка труда деформировано, ограничено в пространственном и функциональном отношениях из-за незавершенности политических и экономических реформ, сдерживающих конкуренцию.

Характерной особенностью безработицы в странах с переходной экономикой является ее застойный характер, т.е. достаточно низкие показатели поступления и выбытия из состава безработных. Значительная часть пополнивших ряды безработных не могут получить работу. Процессы перехода с одного места на другое преобладают над процессами поступления и выбытия из состава безработных. Одним из проявлений данной тенденции является увеличение средней продолжительности нахождения без работы и формирование крупной прослойки хронически безработных - более 40 % от их общей численности [9,C.33].

Как и для многих стран с переходной экономикой, серьезной проблемой для Республики Беларусь является рост длительности периодов безработицы, динамика нарастания которой отчетливо прослеживается даже по официальной статистике Государственной службы занятости, учитывающей только регистрируемую безработицу. При этом необходимо учитывать, что официальные данные, безусловно, несколько занижают реальную численность длительно безработных и продолжительность периодов безработицы в силу, по меньшей мере, двух обстоятельств. Во-первых, часть безработных, снятых с учета службы занятости, так и остаются безработными, не учтенными статистикой. Во-вторых, с момента потери работы до момента регистрации, как правило, проходит некоторый промежуток времени, в течение которого человек фактически оставался без работы и, соответственно, без средств к существованию, не прибегая к помощи государства.

Таким образом, продолжительность безработицы в странах с переходной экономикой быстро увеличивается, что порождает порочный цикл: чем выше доля хронически безработных, тем ниже выбытие из состава безработных при данных уровнях безработицы и вакансий.

В рассматриваемых странах отмечается относительно высокая доля среди безработных лиц квалифицированного труда и значительное несоответствие с профессионально-квалификационной точки зрения предложения рабочей силы и спроса на нее. С одной стороны, существует большое число вакантных рабочих мест, с другой - значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям работодателей.

Хотя общий уровень образования работников в странах с переходной экономикой достаточно высок, набор существующих профессий, как и вся структура экономики, в значительной степени деформирован. Отсутствие необходимой системы образования, подготовки и переподготовки кадров, нехватка работников, обладающих необходимой квалификацией, - все это снижает эффективность реформ, тормозя реакцию предложения на рынке труда.

Общей тенденцией является все увеличивающийся спрос на высококвалифицированную рабочую силу, работников широкого профиля и новых профессий, вызванный становлением рыночных отношений и социальным прогрессом. Возникает потребность в работниках новых профессий для управленческого звена, в ином типе руководителя, который должен обладать знаниями в области маркетинга, международного права, рекламы, знать языки, уметь работать с людьми.

Вместе с тем сложилась острая диспропорция между спросом на работников традиционно низкой профессиональной квалификации (для выполнения ручного, тяжелого физического труда, а также труда в неблагоприятных условиях) и возможностями удовлетворения этого спроса со стороны населения. Возникают сложности в трудоустройстве молодежи, имеющей высокий образовательный уровень и низкую профессиональную подготовку, но претендующей на творческий и содержательный труд.

Уровень безработицы среди молодежи во всех странах с переходной экономикой очень высок. Иногда он в 3-4 раза превышает уровень безработицы в целом по стране [9,C.33].

Существующая система трудоустройства не соответствует современным требованиям к организации рынка труда ни по содержанию выполняемых функций, ни по состоянию материально-информационной базы и кадровой обеспеченности государственных служб занятости.

Развитие рынка труда в переходной экономике также сдерживается низкой территориальной мобильностью рабочей силы. Во многих странах по-прежнему существует институт прописки. Впрочем, сегодня он уже не является абсолютно непреодолимым препятствием. Но за разрешение проживать в городах с регулируемой численностью жителей предусматривается взимание определенной платы, что для большей части населения неприемлемо.

Рынок труда в переходной экономике формируется в определенной мере стихийно и характеризуется наличием значительной по масштабам неформальной занятости. К неформально занятым относятся лица, не зарегистрировавшие в соответствии с законодательством экономическую деятельность и не уплачивающие налоги.

Существование значительного неформального сектора занятости (в т.ч. теневой и криминальной занятости) искажает представление о реальном спросе и предложении рабочей силы, изменении структуры занятости и масштабах безработицы, придает неуправляемость процессам, происходящим в сфере занятости и на рынке труда.

Характерной особенностью рынка труда в условиях переходной экономики является искажение такого важного фактора в формировании его конъюнктуры, как цена рабочей силы. Это отражается в том, что сложившееся соотношение роста цен и доходов, дифференциация заработной платы по отдельным отраслям экономики и внутри их по профессионально-квалификационным группам работников (следствие проводившейся в рассматриваемых странах ценовой, фискальной и социальной политики), достигшие в период экономической реформы огромных размеров, привели к значительной утрате заработной платой своих функций.

Заработная плата и распределительные отношения сегодня не выполняют роли регулятора пропорций занятости.

В результате динамика и структура занятости по отраслям не соответствуют реальным потребностям и объемам производства. Решающую роль в движении рабочей силы сейчас играют отраслевые различия в заработной плате, которые не всегда обосновываются объективными характеристиками работы, ее значимостью, а также реальными результатами производственной деятельности.

Остается актуальной проблема экономически необоснованной цены труда, существующий уровень которой не обеспечивает нормального воспроизводства рабочей силы, не создает заинтересованности работника в труде, повышении производительности и качества работы, не стимулирует профессиональное совершенствование. Низкая цена труда является ограничителем платежеспособного спроса на продукцию, расширения объемов производства, препятствием на пути внедрения новых прогрессивных технологий.

Как известно, в рыночных условиях цена труда в значительной мере определяется свободной конкуренцией со стороны работодателей и самих продавцов рабочей силы на рынке труда и развитостью системы партнерских отношений. Однако в переходной экономике конкуренция между субъектами рынка труда только зарождается, причем она сталкивается с серьезными препятствиями, ограничивающими ее воздействие на цену труда (недостаточная мобильность рабочей силы, значительная безработица, понижающая цену труда, необходимость массовой переквалификации работников).

Рынок труда в переходной экономике функционирует в условиях неразвитости института социального партнерства, который только начинает формироваться и пока охватывает не все уровни. Это значительно затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налогов с учетом интересов различных субъектов рынка труда.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы.

2. Особенности рынка труда в Республике Беларусь

 

.1 Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь и их решение


Занятость представляет собой важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности [3,С. 78].

Безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё. Этот процесс, если его рассматривать в масштабах страны, напрямую зависит от того, насколько обширна территория и как различаются в ней природно-климатические условия, какова структура экономики и какое место занимает в этой структуре промышленность, какими отраслями и темпами предприятий она преимущественно представлена. Среди других факторов в той или иной степени всегда фигурируют национальные традиции, но главную роль играет политическое устройство общества. Именно от последнего зависит, в какой степени при согласовании предложения и спроса учитывается специфика наёмного труда.

Скрытая безработица - форма безработицы, характеризующаяся неполной занятостью людей, имеющих возможность работать в полную силу: неполная рабочая неделя <#"559287.files/image001.gif">

В январе-феврале 2012 г. на учет было поставлено 42,9 тыс. граждан,обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными32,9 тыс. человек, или 76,7% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-феврале текущего года 26,1 тыс. человек, в том числе 20,1 тыс. безработных, или77,1% от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах потруду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены втаблице:


На оплачиваемые общественные работы в январе-феврале 2012 г. Было привлечено 10 тыс. человек, из них 7 тыс. безработных, или 69,6% от числа привлеченных.На конец февраля 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 50,7%.На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец февраля 2012 г. условно приходилось 0,6 безработных (наконец февраля 2011 г. - 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 75,9%предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в феврале 2012 г. составил 106,6 тыс. рублей, или 14,8% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса, кризиса в стране, резкое снижение потребительского спроса и спад производства в России и других государствах - наших торговых партнерах, взаимная задолженность по платежам, разбалансированность мировых цен и валютных курсов сказались на ухудшении условий работы белорусских экспортно-ориентированных предприятий. Отдельные производства вынуждены были перейти на сокращенный график работы.

Вместе с тем в республике не ожидается массовых увольнений работников. Ситуация с занятостью населения находится на постоянном контроле Главы государства и Правительства.

Результаты еженедельного мониторинга обращений граждан в органы по труду, занятости и социальной защите, а также их регистрации в качестве безработных показывают, что текущая ситуация с безработицей в стране не выходит за рамки штатной и не требует принятия дополнительных мер.

Однако по данным Департамента по гражданству и миграции МВД, в 1-м квартале 2011 года за границу с целью трудоустройства уехало 612 человек. Основной поток мигрантов по-прежнему направлен в Россию, отметили там. В то же время, как рассказали TUT.BY в пресс-службе ФМС России, только в Москве на учет с целью трудоустройства в январе - марте этого года стало 1500 белорусов.

Как пояснил TUT.BY заместитель начальника управления информации и общественных связей МВД Константин Шалькевич, законодательством Беларуси не запрещен самостоятельный выезд граждан Беларуси за границу. Именно поэтому, подчеркнул он, посчитать, сколько белорусов уехало на заработки в Россию, невозможно. Поэтому для того, чтобы выявить реальное количество белорусов, приехавших в РФ на работу, отметил он, ФМС России периодически сообщает в МВД Беларуси данные о ставших на миграционный учет белорусах.

Руководством республики принят план антикризисных мер и осуществляются шаги по модернизации и либерализации экономики.

В январе 2012 г. в экономике республики было занято 4 557 тыс. человек,что на 2,2% меньше, чем в январе 2011 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 382,9 тыс. человек, или 74,2% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось128,9 тыс. человек.

рынок труд занятость безработица

Распределение численности занятого населенияпо формам собственности (в процентах к итогу)


Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе 2012 г. было принято на работу 53,7 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 3,6 тыс., уволено по различным причинам 60 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников в январе 2012 г. по республике составило89,6% (в январе 2011 г. - 93%). Из общей численности уволенных 7,2% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1,2% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.


В январе 2012 г. 43,9 тыс. работников организаций (1,3% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе2011 г., соответственно, 30,2 тыс. человек и 0,9%). В январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась на 14,5% и составила 16 тыс.человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась на 27,3% и составила 27,9 тыс. человек.Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в январе2012 г. были предоставлены 10,4 тыс. человек, или 37,2% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе 2012 г. составило 150,5 тыс. человеко-дней(в январе 2011 г. - 116,1 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 6,8 тыс. человек (в январе 2011 г. - 5,8 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 59,2%, на строительные организации - 28,6%.

Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 4,1 тыс. человек, в строительстве - 2 тыс.человек.

В 2011 году в организациях республики численность потерпевших при несчастных случаях на производстве (кроме микроорганизаций) составила 2,3тыс. человек, что на 10,1% меньше, чем в 2010 году. Уровень производственного травматизма (численность потерпевших на производстве в расчете на 1000работающих) снизился с 0,68 человека в 2010 году до 0,61 человека в 2011 году.

Несчастные случаи на производстве приводят не только к потере трудоспособности и инвалидности, но и к гибели людей. В 2011 году от несчастных случаев на производстве в организациях республики (кроме микроорганизаций) погибло 169 человек, из них 39 человек, или 23,1%находились в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (в 2010 году - 198 и 50 человек, или 25,3%). Из общего числа погибших в 2011 году женщины составляли 11 человек, или 6,5% (в 2010 году -9 человек, или 4,5%).

К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:

·    снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;

·        создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;

·        достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;

·        повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

·    молодежи;

·        инвалидов;

·        лиц из числа детей-сирот;

·        родителей в многодетных и неполных семьях;

·        граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

За последние годы при сокращении общей численности безработных в их составе вырос удельный вес лиц, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, который достиг 24% [14].

Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. [14]

С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2011 году распределено на работу 114,5 тыс. выпускников[14].

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6 820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1 492 молодых человека[14].

Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.

В 2011 году организована временная трудовая занятость для 39,1 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи [14].

В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% - в общей численности безработных[14].

Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин.

Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.

В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин [14].

Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, - женщина [14].

Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

Активное содействие занятости женщин дает результаты: за прошедший год их удельный вес в численности безработных сократился с 65,5% (на 1 января 2008 г.) до 60,6%[14].

В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия - «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

В 2011 году в оплачиваемых общественных работах приняли участие 52,4 тыс. безработных[14].

Проблемы трудоустройства и трудовой реабилитации инвалидов в нашей стране решаются путем создания и бронирования для них приспособленных рабочих мест, организации профессионального обучения, поддержки специализированных предприятий инвалидов.

В прошлом году оказано содействие в трудоустройстве 2,6 тыс. инвалидам, в том числе 1,2 тыс. человек устроено на забронированные рабочие места; на профессиональное обучение направлено 463 инвалида; организована трудовая реабилитация 509 безработных из числа инвалидов. При этом государственной службой занятости компенсированы затраты за приобретенное оборудование для создания 134 рабочих мест инвалидов[14].

Органы по труду, занятости и социальной защите населения предоставляют предприятиям общественных организаций инвалидов возвратные бюджетные ссуды для создания рабочих мест.

Под особым контролем находится трудоустройство граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

В 2008 году трудоустроено 98,1% таких людей (в 2007 году - 84,3%).

Всего за 2007-2008 гг. обеспечено трудоустройство более 16,3 тыс. нерадивых родителей (99,2%)[14].

Заинтересованными органами государственного управления, нанимателями принимается комплекс мер по трудовой, медицинской и социально-психологической реабилитации обязанных лиц. Основная цель - защитить интересы детей из неблагополучных семей, возвратить асоциальных родителей к здоровому, трудовому образу жизни, добросовестному выполнению семейных обязанностей.

Одной из существенных проблем в сфере занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

За последние годы на национальном рынке труда сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет[14].

Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем.

Ожидается, что к 2020 году наступит настоящая борьба за талантливые кадры, легко адаптирующиеся к быстро меняющимся условиям, умеющие адекватно реагировать на поставленные задачи и принимать оптимальные решения.

Среди наиболее востребованных профессий будущего называют специалистов IT-технологий,логистики, инженеров, работников в сфере нано технологий, медицины, экологии.

Особо значимую проблему составляет присущая ряду населенных пунктов и районов неразвитость производственной и социальной инфраструктур. Наличие там лишь единичных предприятий ограничивает для местного населения возможности и сферу приложения труда.

В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. - в малых городах с наиболее сложным положением в сфере занятости.[14]

Решению проблемы занятости в сельской местности способствует реализация Государственной программы возрождения и развития села,утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства, обустройство агрогородков оказывают позитивное влияние на занятость сельского населения.

В 2010 году за счет всех источников финансирования на селе создано более 19 тыс. рабочих мест, трудоустроено 27 тыс. безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному [14].

Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.

Следует отметить, что государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства.

Так, в прошлом году переехали на новое место жительства и получили рабочие места 346 семей. 10 лет назад их число не превышало 20-25 [14].

Однако, следует подчеркнуть, что это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.

)вознаграждение за результаты труда (определяемое функциональными характеристиками рабочей силы и рабочих мест);

) результат дискриминационного отбора рынка труда (устанавливающего дифференциацию по дополнительным критериям рабочей силы и рабочих мест);

)результат информационной ассиметрии, неоднородности и адаптационной гибкости рынка труда (устанавливающих дифференциацию в оплате труда в зависимости от владения информацией, принадлежности к определенному сегменту рабочей силы или рабочих мест).

В настоящее время в Республике Беларусь восстановлена определяющая роль Единой тарифной ставки в зарплатообразовании для субъектов хозяйствования. Вместе с тем остаются нерешенные вопросы, связанные с необходимостью повышения стимулирующей и воспроизводственной функций заработной платы, устранения неоправданных отраслевых дифференциации и уравнительности.

В современной экономике труда основными зарплатообразующими факторами принято считать: 1)рыночные силы; 2)институты (профсоюзы и коллективные договоры, тарифная система, сегментация рынков труда); 3)специфические адаптационные механизмы («триггеры»), т.е. события, дающие толчок к повышению ставок оплаты труда[4,C.16-17]; явления помогающие субъекту хозяйствования сэкономить на оплате труда - невыплаты, задолженность, натуральные формы оплаты труда, использование «серых» схем.

Для сферы зарплатообразования в Беларуси характерны следующие тенденции:

·    появление ценовой конкуренции на рынке труда, означающей увеличение межорганизационной мобильности работников под влиянием изменений уровня оплаты труда;

·        наличие инфляции, которая обусловливает необходимость постоянного пересмотра тарифных ставок и процедуру индексации доходов;

·        высокий уровень начислений на фонд заработной платы организаций (отчисления в фонд социальной зашиты населения, др.), что провоцирует стремление субъекта хозяйствования к экономии средств на оплату труда и снижению себестоимости за счет выплаты заработной платы «в конверте»;

·        постоянное повышение заработной платы в экономике Республики Беларусь. Некоторые исследования объясняют это успехами белорусской экономики, другие же - «политико-деловым» циклом [5,С.32]. Причем повышение заработной платы в Беларуси также неоднозначное (она растет непропорционально в разных областях, темпы ее прироста замедляются и на многих предприятиях ниже, чем темпы роста производительности труда, особенно если рассчитывать последние не в стоимостном, а в натуральном выражении). В целом уровень заработной платы в Беларуси гораздо более низкий, чем в странах Центральной и Восточной Европы, России.

Как показывает анализ зарплатообразования Республики Беларусь, к наиболее важным факторам, его обуславливающим, правомерно отнести:

)результаты экономической деятельности организации и положение отрасли. Так, уровень среднемесячной заработной платы коррелирует не столько с результатами финансово-экономической деятельности, сколько с монопольным положением предприятия (отрасли): она намного выше в нефтехимии, топливной, электроэнергетике и ниже в легкой промышленности, машиностроении и приборостроении, т.е. в высококонкурентных отраслях.

)административные условия государства по повышению среднемесячной заработной платы входит в перечень основных показателей социально-экономического развития, директивно устанавливаемых органами власти и осуществляющих контроль за ее выполнением. Одновременно государственные органы осуществляют контроль за своевременностью выплаты заработной платы и состоянием задолженности;

)рост индекса потребительских цен, инфляция;

)особую роль надтарифной части оплаты труда в зарплатообразовании. Как показывает анализ, тарифная часть в оплате труда на предприятиях невысока и имеет некоторую тенденцию к сокращению. Это свидетельствует о снижении реальной цены труда (фонд рабочего времени остается неизменным и даже немного растет), вызывающим аналогичное изменение реальных часовых ставок заработной платы (цены труда). Дифференциация и повышение заработной платы до приемлемого уровня достигается только благодаря надтарифной части оплаты (возможность выплачивать которую имеют далеко не все организации).

В Беларуси межотраслевая дифференциация в оплате труда работников в отраслях экономики (с учетом подотраслей) за январь-март 2010 года составила 3,4 раза и снизилась по сравнению с 2000 годом в 2 раза. [15]

Для сравнения: разница между самыми высокооплачиваемыми и самыми низкооплачиваемыми работниками в различных отраслях республики в 2000 году была 6,7 раза, в 2003-м - 6,3 раза, в 2005-м - 4,6 раза, в 2008-м, 2009-м - 3,6 раза, в 2010-м - 3 раза. [15]

Для сравнения приведены данные о начисленной средней заработной плате феврале 2012 г. по данным Национального статистического комитета РБ.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-феврале 2012 г. составила 2 921,3 тыс. рублей (363$), в том числе в феврале - 2 964,2тыс. рублей (367$) и увеличилась по сравнению с январем 2012 г. на 2,9%, или на 83,7 тыс. рублей.

Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-феврале 2012 г. по сравнению с январем-февралем 2011 г. уменьшилась на 1,5%, в феврале 2012 г. по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 1,4%.

В феврале 2012 г. на транспорте и в связи средняя заработная плата составила 3 491,9 тыс. рублей, в промышленности - 3 349,5 тыс., в строительстве - 2 951,1 тыс., в образовании - 2 577,7 тыс., в том числе учителей - 3 095,8 тыс., профессорско-преподавательского состава - 4 331,5 тыс., в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 1 995,5 тыс. рублей. Заработная плата работников здравоохранения и предоставления социальных услуг в феврале 2012 года сложилась в размере 2 626,5 тыс. рублей, в том числе в области здравоохранения - 2 683,5 тыс. рублей. Средняя заработная плата врачей составила 4 484,4 тыс. рублей, среднего медицинского персонала - 2 612,9 тыс. рублей.

Отмеченные факторы формирования цены труда на рынке Республики Беларусь не соответствует стандартной модели конкурентного рынка труда, согласно которой величина заработной платы не должна зависеть от финансово-экономического состояния конкретной организации. Это положение - одно из основных в классической экономике труда[6,С. 25; С. 364] «На нем (конкурентном рынке труда) вознаграждение работников, выполняющих одинаковую работу, осуществляющих трудовую деятельность в одинаковых условиях и обладающих одинаковым запасом человеческого капитала, не будет различаться в зависимости от того, где он занят» [4,С. 25]. Закон экономики труда гласит, что цена труда работников, выполняющих одинаковую работу с одинаковым уровнем квалификации в одинаковых условиях, не должна различаться. Возникновение таких различий конкурентный рынок труда сглаживает - на нем цена труда устанавливается не инсайдерами, а внешними рыночными условиями. Белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В неё тарифная часть заработной платы ( до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами. Но в их числе не пересечение кривых совокупного спроса и предложения труда, а результат административных решений и ЕТС. Исследование методологических основ формирования оплаты труда в рыночной экономике и ее роли в модели рынка труда трансформационной экономике позволило сделать следующие выводы:

·    в модели рынка труда в период экономической трансформации заработная плата выполняет роль не столько ценовой детерминанты, сколько институциональных факторов;

·        несмотря на специфику сегментации рынка труда в Республике Беларусь на современном этапе, можно отметить снижение тарифной части в оплате труда высококвалифицированных работников и увеличение надтарифной части, что является инструментом регулирования соотношения «заработная плата - численность»;

·        в модели рынка труда Беларуси присутствует эффект запаздывания реакции заработной платы на действие как рыночных, так и не рыночных факторов;

·        в целом белорусский рынок труда использует механизмы численной и финансовой адаптации;

·        уровень, структура и существующая дифференциация заработной платы слабо заинтересовывают в инвестициях в численный капитал, а безусловное требование ее роста создает мягкие бюджетные ограничения для предприятий, обусловливает их медленное обновление и реструктуризацию.

Обозначенные закономерности следует учесть при формировании перспективной модели развития рынка труда в Республике Беларусь. Развитие инновационной экономики актуализирует необходимость адекватных изменений в оплате труда, поскольку экономика этого типа формирует принципиально иную экономическую и институциональную среду зарплатообразования - заинтересовывающую в инвестициях в человеческий капитал, увеличивающую отдачу от образования и квалификации и т.д.

3. Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь


Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей политики государства.

В Республике Беларусь создана Государственная служба занятости. Систему государственной службы занятости населения образуют Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, а также подчиненные ему управления областных служб занятости населения (Минское городское управление занятости населения), региональные, городские, районные центры занятости, районные отделения городских центров занятости, информационные центры, центры профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных и их филиалы и отделения.

Государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д. Она должна решать две основные задачи:

·    удержание безработицы на докритическом уровне;

·        разработка и осуществление мероприятий по социальной защите безработных граждан.

Для реализации политики занятости и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости, основными задачами которой являются:

·    учет граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства, оказание им помощи в поиске и предложении подходящей работы;

·        регистрация безработных и оказание им материальной помощи, включая выплату пособий по безработице;

·        организация профессионального обучения и переобучения безработных;

·        регулирование процессов трудовой миграции

Так как государственная служба занятости является посредником между безработными и работодателями, то правоотношения по трудоустройству устанавливаются между государственной службой занятости и безработным; между государственной службой занятости и работодателем; между работодателем и безработным, который имеет направление службы занятости.

Основанием возникновения правоотношений между государственной службой занятости и безработным является решение службы занятости о признании гражданина безработным. В обязанности службы занятости по отношению к безработному входит:

·    регистрация его в качестве безработного при наличии на то оснований;

·        оказание бесплатного посредничества в подборе подходящей работы;

·        помощь в выборе такой работы, в профессиональной ориентации и трудоустройстве, а также выплата в необходимых случаях пособий и стипендий, оказание материальной помощи.

К правам государственной службы занятости в отношении лица, признанного безработным, относится право требовать от него исполнения обязанностей безработного, предусмотренных Законом о занятости.

Государственная служба занятости обладает следующими правами в отношении работодателей:

·    требовать предоставления информации о предстоящих массовых увольнениях, о вакантных рабочих местах на предприятии, перечисления в Государственный фонд содействия занятости необходимых денежных сумм;

·        требовать принятия на работу граждан, направляемых государственной службой занятости в счет брони, установленной ст. 6 Закона о занятости; взыскания с работодателя средств на обучение высвобожденного работника, если в течение двух лет, предшествовавших высвобождению, работник (за исключением отдельных случаев) по последнему месту работы не прошел профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки [7,С. 14].

Главной целью деятельности государственной службы занятости является аккумуляция сведений о вакантных рабочих местах и предложение безработным подходящей им работы. Важное значение имеет четкое определение понятие подходящей работы, ибо с наличием или отсутствием подходящей работы законодатель связывает определенные правовые последствия для безработного. Так, например, если безработный дважды отказался от предложенной ему центром занятости подходящей работы, то выплата ему пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев либо размер пособия может быть сокращен [7, С. 18]

Подходящей считается работа, соответствующая профессиональной подготовке безработного, учитывающая его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы.

Подходящей не может считаться работа, если:

·    Она предоставляется в другом населенном пункте по административно-территориальному делению, в районе, где жилищные и иные существенные условия проживания менее благоприятные, чем те, которые безработный имел до обращения в службу занятости;

·        Заработная плата более чем на 10% ниже заработка по последнему месту работы;

·        Отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами.

Если в течение шести месяцев не было возможности предоставить безработному работу по профессии (специальности), то подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности), но с обязательным учетом способностей безработного, его здоровья, прошлого опыта и доступных для него средств обучения.

Для безработных, впервые ищущих работу, не имеющих профессии (специальности), а также для безработных, не работающих более одного года, в качестве подходящей может считаться работа, требующая предварительной профессиональной подготовки, а в случае невозможности ее предоставления - другая оплачиваемая работа (включая работу временного характера), с учетом возрастных и иных особенностей безработных и требований законодательства о труде.

Государственная служба занятости населения представляет собой разветвленную систему специальных государственных органов и организаций, осуществляющих реализацию политики занятости населения и социальной защиты временно незанятых граждан. В эту систему входят Главное управление Государственной службы занятости Министерства труда Республики Беларусь, управления областных служб занятости, городские, районные (региональные) центры занятости населения, информационные центры, центры по профессиональной подготовке, повышению квалификации и переподготовке безработных, их филиалы и отделения.

Основным звеном государственной службы занятости являются районные и городские центры занятости. Финансирование государственной службы занятости осуществляется Государственным фондом содействия занятости, который создается за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования; ассигнований из республиканского и местного бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений (Положение о Государственном фонде содействия занятости Республики Беларусь от 11 октября 1995 года).

Государственная служба занятости может предоставить финансовую помощь нанимателям для создания новых рабочих мест в виде беспроцентной ссуды, как правило, на срок не более 1 года. Правом на получение финансовой помощи обладают наниматели, создающие дополнительные рабочие места в соответствии с решениями местных исполнительных и распорядительных органов для трудоустройства безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.

Также существуют различные виды компенсаций и гарантий безработным.

Государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

·    выплату в установленном порядке пособия по безработице;

·        оказание в некоторых случаях материальной помощи безработному и членам его семьи;

·        выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки;

·        возмещение расходов и получение иных компенсаций в связи с переездом в другую местность на новое место жительства и работы по направлению государственной службы занятости;

·        возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

·        оплату в период безработицы пособия по временной нетрудоспособности.

Правом на получение пособия по безработице обладают безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости.

Решение о назначении пособий по безработице либо отказе в их назначении принимается государственной службой занятости в течение 10 дней с момента регистрации безработного.

Выплата пособий по безработице производится со дня регистрации безработного в центре занятости и сохраняется в период выполнения безработным временной работы, о которой он обязан уведомить центр занятости, а также во время выполнения оплачиваемой общественной работы по направлению центра занятости.

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в государственной службе занятости.Безработным, стаж работы которых составляет более 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, срок выплаты пособия по безработице увеличивается за каждый год работы, превышающий указанный срок, на две календарные недели.Безработным, имеющим на иждивении детей до 14 лет (инвалида - до 16 лет), размер пособия увеличивается на 10%, а при наличии двоих детей и более - на 20%[7,C.19].

В отдельных случаях выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев, причем этот срок включается в общий срок выплаты пособия по безработице, или размер пособия может быть сокращен, но не более чем на 50%. Это возможно в случае, если безработный нарушает условия регистрации или перерегистрации в центре занятости; если безработный не уведомляет центр занятости о трудоустройстве на временную работу в период получения пособия по безработице; если безработный дважды отказался от предложенной центром занятости подходящей работы или от профессионального обучения.

Безработному и членам его семьи за счет средств фонда занятости может быть оказана материальная помощь, размер которой, как правило, не может превышать минимальной заработной платы. Решение об оказании ее принимается центром занятости на основании письменного заявления с учетом материального положения безработного и членов его семьи [7,C.19].

На период профессионального обучения или переобучения безработным выплачивается стипендия в размерах, определенных Законом о занятости(ст.17). Стипендия безработным устанавливается в размере 50%, а при наличии иждивенцев - 75% средней заработной платы по последнему месту работы, но не ниже полуторного размера минимального пособия по безработице для данного безработного и не выше трехкратной минимальной заработной платы. Безработным, не работающим более 1 года, а также уволенным за нарушение трудовой дисциплины либо по собственному желанию без уважительных причин, стипендия выплачивается в размере минимальной заработной платы. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата ее прекращена в связи с неуспеваемостью либо систематическим непосещением занятий без уважительных причин.

При переезде безработных и членов их семей по направлению центра занятости на новое место жительства и работы в другую местность им возмещаются расходы на переезд (стоимость проезда, перевозки имущества, суточные за время нахождения в пути), выплата этих сумм производится центрами занятости по месту нахождения предприятия, принимающего безработного на работу. Кроме того, безработным оказывается единовременная материальная помощь в размере 5 минимальных заработных плат и по одной минимальной заработной плате на каждого члена семьи.

К социальным гарантиям, предоставляемым безработным, следует отнести также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. К общественным работам относятся такие виды работ, которые не требуют специальной профессиональной подготовки.

К ним относятся различные виды сельскохозяйственных работ, заготовка дикорастущих ягод, грибов, трав, работа на овощных базах, лесозаготовительные, погрузочно-разгрузочные работы, благоустройство городских территорий и т.п. Время участия в общественных работах включается в общий и непрерывный рабочий стаж. Общественные работы выполняются на основе трудового договора, договора подряда, иных гражданско-правовых договоров, которые заключаются между работодателем и безработным.

Особые гарантии в сфере занятости и трудоустройства предоставляются:

·    лицам, уволенным работодателем в связи с сокращением численности штатов либо в связи с ликвидацией предприятия;

·        лицам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС;

·        лицам, уволенным с военной службы без права на пенсию (Закон о занятости, ст. 16, 16.1, 16.2).

К социально незащищенным категориям лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, Закон о занятости относит: одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей-инвалидов, молодежь до 18 лет, инвалидов, граждан, выехавших из зон радиоактивного загрязнения, лиц предпенсионного возраста, воинов-интернационалистов, уволенных в запас в связи с окончанием срочной службы либо с сокращением военнослужащих, лиц, освобожденных из исправительных учреждений, исполнявших наказание по приговору суда.

Однако, существует и другая сторона медали:

Активное вмешательство государства в экономику, множество нормативных актов (часто противоречащих друг другу) регулирующих деятельность субъектов хозяйствования не способствует как развитию экономики в целом, так и решения вопросов связанных с проблемой безработицы в частности.

В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия.

Концепция реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений предполагает государственное воздействие на заработную плату, т. е. регулирование на микроуровне, на основе установления минимальной заработной платы, тарифной системы оплаты труда, индексации в зависимости от роста инфляции, нормативов распределения прибыли предприятий на оплату труда и накопление, гибкой политики налогообложения, участия в заключении генерального и отраслевых тарифных соглашений. В настоящее время ключевые проблемы в сфере реформирования заработной платы связаны с регулированием оплаты труда на основе системы тарифных соглашений и коллективных договоров, недопущением неоправданной дифференциации в заработной плате, повышением тарифной ставки первого разряда и установления дифференцированных нормативов формирования фонда оплаты труда в зависимости от результативности деятельности предприятий, введением новых нормативов индексации доходов населения, анализом действующих систем оплаты труда и влиянием на эффективность деятельности предприятий.

Изложенные подходы могут явиться методологической основой последовательного совершенствования механизма регулирования заработной платы, позволят усилить взаимосвязь государственных воздействий с результативностью труда и эффективностью деятельности предприятий в Республике Беларусь.

Заключение


Ситуация на рынке труда Беларуси является противоречивой. Проведенный анализ ситуации рынка труда позволил выявить основные проблемы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов:

·    становление и функционирование рынка труда в переходной экономике отражает специфику предшествующего этапа развития в рамках социалистической модели общественного устройства;

·        через рынок труда регулируются все составляющие занятости, включая воспроизводство, использование и распределение людских ресурсов;

·        безработица как экономическая категория является отражением сложности процесса согласования предложения рабочей силы со спросом на неё;

·        в стране создан широкий спектр правовых, экономических и организационных условий для сохранения, а в ряде случаев и роста производственного и кадрового потенциала;

·        белорусская модель зарплатообразования, как следует из изложенного выше, является нестандартной. В неё тарифная часть заработной платы ( до 40% в структуре среднемесячной заработной платы) определена внешними по отношению к работодателю и наемному работнику факторами;

·        государственная политика в области занятости основывается на принципах обеспечения равных возможностей всем трудоспособным гражданам в реализации права на труд, предоставлении социальных гарантий и компенсаций безработным, обеспечении мер, направленных на предотвращение безработицы и т.д.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений.

Рынок труда является фундаментом рыночной экономики. Он диктует свои непреложные законы. Эти законы достаточно просты. Они гласят, что заработная плата должна быть не ниже прожиточного минимума, что работающие по найму должны иметь нормальную продолжительность рабочего времени, что тот, кто оказался среди вынуждено безработных, должен получить трудовую и материальную помощь. Законы рынка труда действуют на уровне здравого смысла, опираясь на них человек, может добиться в жизни того, на что он действительно способен, не полагаясь особо на государство.      

Однако достижение этой простой истины дается чрезвычайно трудно. В общественном сознании безработица воспринимается как беда, ужасное несчастье, которое приносит в дом рынок труда. И, тем не менее, безработица - не оборотная сторона свободы труда, и ее определяют более глубокие обоснования, чем рыночные отношения купли продажи рабочей силы.

Список использованных источников


. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 720 с.

. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. - СПб, 1992. - 496 с.

. Трудовое право: Учебник/В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич [и др.] - Мн.: Амалфея, 1997. - 592 с.

. Капелюшников Р. Механизмы формированимя заработной платы в российской промышленности / Капелюшников Р. - М.: ГУ ВШЭ, 2003

. Гайдук К., Чубрик А., Парчевская С., Валевский М. Рынок труда в Беларуси: общий обзор / Гайдук К. (и др.) - Мн.: Ин-т приватизации и менеджмента, 2005.

. Кадры на перспективу. Горячая десятка // Эконом.газета. - 2008. - июнь.

. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991 г. «О занятости населения Республики Беларусь» в ред. 22.01.1999 г.

.Постановление Министерства Труда №7 от 21.01.2000 г. «Об утверждениирекомендаций по применению единой тарифной сетки работников РеспубликиБеларусь».

.Котляр А. О понятии рынка труда. /Котляр А. // Вопросы экономики - 1998

.Ванкевич Е. Рынок труда в РБ: тенденции и особенности развития. // Экономический бюллетень экономики РБ - 2009 г. - №1 - C.11-27

.К.Гайдук, А.Чубрик Рынок труда в РБ:общий обзор. /К.Гайдук //Эковест - 2006г. - в.5 - №3 - С.44-93.

.Рынки труда в странах СНГ// Эковеств - 2006- в.5 - №3 - С.18-27

.Гимпельсон, В., Капелюшников, Р. Нестандартная занятость и рынок труда/В.Гимпельсон// Вопросы экономики - 2006 -№1 -с.122-143.

14.Номинальная заработная плата в Беларуси. - Режим доступа: http:// www.belta.by <http://www.belta.by> / - Дата доступа: 10.03.2012.

Похожие работы на - Рынок труда в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!