Характеристика экологических прав и обязанностей граждан

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,49 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика экологических прав и обязанностей граждан

Оглавление

Введение

. Дайте характеристику экологическим правам и обязанностям граждан

. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Экологическое право - это система правовых норм, регулирующих преимущественно административным методом отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью ее сохранения, воспроизводства и улучшения в интересах настоящих и будущих поколений людей.

Центральное место среди принципов экологического права занимает приоритет охраны жизни и здоровья человека. В связи с этим важнейшей особенностью современного экологического права является становление и развитие института экологических прав граждан в качестве одного из определяющих в его системе. Ст.42 Конституции РФ провозглашает одно из неотъемлемых прав человека - право на благоприятную окружающую среду, которое дополняется другими взаимосвязанными с ним экологическими правами: на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением. В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Вместе с тем нормы Конституции РФ конкретизируются в действующем экологическом законодательстве Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Теснейшим образом с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду связано и развитие системы особо охраняемых природных территорий. К ним относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. В данной работе рассмотрены экологические права и обязанности граждан, а также особенности правового режима особо охраняемых территорий и объектов.

1. Дайте характеристику экологическим правам и обязанностям граждан

Основные права граждан РФ в сфере экологии закреплены в Конституции РФ.

Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения.

Конституционные права и обязанности в области охраны окружающей среды раскрываются в ФЗ «Об охране окружающей среды». Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии с этим граждане РФ имеют право (ст. 11):

- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

направлять обращения в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;

выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

Данным правам корреспондируют установленные законодательством обязанности граждан:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

Более полно обязанности граждан по охране природы и бережному использованию природных богатств как природопользователей определены в природоресурсном законодательстве.

Экологические права и обязанности граждане РФ могут осуществлять как в индивидуальном порядке, так и через участие в общественных экологических объединениях (ст. 12) и имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в них в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления и иные с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать, проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу; рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;

подавать в органы государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

При этом обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды.

Таким образом, последовательная реализация экологических прав и обязанностей граждан по бережному отношению к природе и природным богатствам; соблюдение требований законодательства, имеют существенное правовое значение как основа для постепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране, призваны обеспечить нормальную жизнедеятельность человека.

экологический использование природный ресурс

2. Правовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Экологическая доктрина РФ рассматривает создание и развитие особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима в числе основных направлений государственной экологической политики.

Законодательство РФ об особо охраняемых природных территориях основывается на соответствующих положениях Конституции РФ и закреплено ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.

В соответствии с ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»

Особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды этих территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.

К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют федеральное значение и находятся только в федеральной собственности, относятся государственные природные заповедники и национальные парки. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью РФ или ее субъектов.

Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.

Территориями местного значения, находящимися в муниципальной собственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и курорты.

В целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Применительно к каждому из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны.

Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Наиболее характерной чертой правового режима государственного природного заповедника является то, что на этих территориях устанавливается абсолютно-заповедный режим, исключающий хозяйственную и рекреационную деятельность и любое вмешательство, несовместимое с целями и задачами данного природного комплекса.

Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников.

В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

В них действует относительно-заповедный режим, который допускает ограниченную хозяйственно-рекреационную деятельность. Вместе с тем субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой охраны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Для национальных и природных парков характерен смешанный (дифференцированный) режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. В отличие от государственных природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные задачи, но и рекреационно-просветительские: на их территориях могут быть выделены рекреационные зоны, предназначенные для отдыха и организации массовых спортивных и зрелищных мероприятий. Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения.

Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. В зависимости от рекреационной и экологической ценности природных участков на территориях природных парков могут выделяться природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов. На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологические (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных территорий.

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Правовой режим их отличается двумя особенностями: во-первых, на их территории запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов, и, во-вторых, территории ботанических садов и дендрологических парков могут быть разделены на функциональные зоны (экспозиционную, научно-экспериментальную, административную).

Порядок организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особенности их правового режима регулируются специальным законодательством, в т.ч. ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.

Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.).

Деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных лечебных ресурсов указанных особо охраняемых территорий, запрещается, а в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения населения, на данных территориях устанавливаются округа санитарной охраны, горно-санитарной охраны - для местностей, где лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, грязи и др.).

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей зонах - пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Основными законодательными и иными правовыми актами, регулирующими вопросы охраны и использования природных ресурсов на указанных территориях, являются (в действующих редакциях):

ФЗ от 10.11.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

ФЗ от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

ФЗ от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

Земельный кодекс РФ (ст.ст. 95, 96) и Лесной кодекс РФ;

Указ Президента РФ от 2.10.1992 №1155 «Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 19.10.1996 №1249 «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий»;

Положение о государственных природных заповедниках в РФ (Постановление Правительства РФ от 18.12.1991 №48); Положение о национальных природных парках РФ (Постановлением Правительства РФ от 10.08.1993 №769); Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения (Постановлением Правительства РФ от 7.12.1996 №1425).

Уголовный кодекс РФ (ст.262) и КоАП РФ (ст.8.39);

А также нормы субъектов РФ, устанавливающие юридическую ответственность за правонарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на указанных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

Заключение

Экологическое право - комплексная отрасль права, нормы которой регулируют отношения людей, организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду - одна из наиболее существенных новаций российского законодательства. Закон «Об охране окружающей среды» не только закрепил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, но и предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению его защиты. Законом установлена и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную.

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в России теснейшим образом связано с обеспечением соблюдения и защиты права каждого на благоприятную окружающую среду. В значительной степени характеристики благоприятной окружающей среды, связанные с поддержанием видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечиваются именно посредством объявления особо охраняемых природных территорий и объектов.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с Законом полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим, это: особо охраняемые природные территории, в т.ч. лечебно-оздоровительные местности и курорты; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения и иные особо ценные земли.

К таким землям относятся: земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009. №4. - Ст.445 (с учетом поправок).

2.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002. - №2. - Ст.133.

.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 №33-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ, 1995. - №12. - Ст.1024.

.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 №26-ФЗ (ред. от 18.07.2011) // Собрание законодательства РФ, 27.02.1995. - №9. - Ст.713.

.Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 №1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Российская газета, 2002. - №176. - 18.09.

.Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник / М.М.Бринчук. - М.: Юристъ, 2008. - 670 с.

.Капустин С.Ю. Экологические права и обязанности граждан РФ. Методическое пособие / С.Ю.Капустин. - Иванова: ИГТА, 2002. - 96 с.

Похожие работы на - Характеристика экологических прав и обязанностей граждан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!