Экологические права и обязанности граждан и их объединений

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,85 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологические права и обязанности граждан и их объединений

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин







Курсовая работа

Экологические права и обязанности граждан и их объединений в Республике Беларусь

Введение

Окружающая природная среда служит условием и средством жизни человека, территории, на которой он проживает, пространственным пределом осуществляемой государственной власти, местом для размещения объектов промышленности, сельского хозяйства и других объектов культурно-бытового назначения. Таким образом, окружающая природная среда образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы.

Первая - потребление природы человеком, использование природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Эта форма названа - экономической.

Второй формой взаимодействия стала охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Эта форма получила название экологической формой.

Экологические функции государства выполняются через соответствующие экономические, организационные, правовые механизмы. Правовой механизм экологической функции государства служит средством реализации экологической функции права.

Цель экологической функции права состоит в обеспечении качества окружающей природной среды в условиях хозяйственного развития общества средствами правового регулирования. Такая цель достигается путем разработки, принятия и применения норм права, отображающих требования экологических закономерностей во взаимодействии общества и природы, закрепляющих научно обоснованные нормативы хозяйственного взаимодействия на естественную среду обитания.

Государственная экологическая стратегия РБ: обеспечение экологической безопасности, охрана среды обитания, оздоровление (восстановление) нарушенных экосистем в экологически неблагоприятных районах, участие в решении международных и глобальных экологических проблем.

1.Понятие правового экологического статуса и источники его формирования

Любой субъект, вступающий в те или иные правоотношения, обладает определенным статусом, который представляет собой совокупность прав и обязанностей такого субъекта, закрепленных в законодательстве. Не являются исключением в этом смысле и экологические правоотношения. Поэтому применительно к участникам таких правоотношений правомерно говорить о наличии у того или иного субъекта определенного правового экологического статуса, формируемого совокупностью закрепленных в экологическом законодательстве прав и обязанностей.

Основным источником формирования правового экологического статуса граждан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, законно находящихся на территории нашего государства, является Конституция РБ, в которой сказано о регулировании и защите прав и свобод человека и гражданина. Это, с одной стороны, может быть истолковано как исключительная прерогатива Республики Беларусь на законодательное установление тех или иных прав человека и гражданина, в том числе экологических прав. Однако, усиление правового статуса личности дополнительными правами за счет принятия конкретным субъектом Республики Беларусь своего законодательного акта и возложения им на себя обязанностей по финансовому, материальному и иному обеспечению таких прав едва ли можно назвать антиконституционным шагом. Тем более, согласно Конституции РБ, перечисленные в ней права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. Экологические права и обязанности граждан

Конституционное законодательство Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду (ст.46 Конституции Республики Беларусь) и право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34 Конституции Республики Беларусь). Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды.

Эти нормы закрепляют именно охранительный аспект экологических прав, составляя, таким образом, самостоятельную группу прав белорусских граждан. Иные экологические права и обязанности, в основном объединяющие правомочия граждан по использованию природных ресурсов, составляют содержание других законодательных источников, таких, как Кодекс о земле, Кодекс о недрах, Водный и Лесной Кодексы, Законы «Об охране и использовании животного мира», «Об охране атмосферного воздуха». Эти права являются юридической формой реализации экономических прав и имеют в значительной степени потребительский характер.

Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь. Впервые это право как известно было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды», принятом 26 ноября 1992г.

Статья 2 этого закона называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды - обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду.

Ныне действующая конструкция экологических прав граждан, закрепленных в статье 5 Закона «Об охране окружающей среды» отражает, в основном, сферу организационных отношений, в которых могут участвовать граждане с целью реализации своей социальной активности в общественном экологическом движении. Однако, признавая необходимость экологических прав, как прав отдельного индивидуума, мы отдаем себе отчет, что реализовать экологические права гражданину легче в общественном объединении, чем самостоятельно. По смыслу ч.1ст.7 Закона «Об охране окружающей среды» общественные объединения в области охраны окружающей среды могут быть двух видов: собственно общественные экологические объединения и иные общественные объединения, осуществляющие экологические задачи. Первые осуществляют природоохранную деятельность, как основную свою функцию, в силу того, что природоохранная проблематика зафиксирована в их Уставах как основной вид деятельности. Иные общественные объединения могут осуществлять природоохранную деятельность наряду со своей основной, не входя в противоречие со своими уставами.

Право на благоприятную окружающую среду предполагает знание о её состоянии. Мы отдаем себе отчет в том, что реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно-правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды».

Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды. Таким образом, Конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

В силу ст.44 Закона "Об охране окружающей среды" общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется, в частности, общественными организациями и ставит своей задачей проведение общественной проверки соблюдения юридическими лицами и гражданами природоохранного законодательства, а также выполнения мероприятий по охране, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов. Порядок организации общественного контроля регулируется Законом «Об охране окружающей среды», Законом «Об особо охраняемых природных территориях и объектах», Законом «Об охране и использовании животного мира», Кодекса о Земле, Водного Кодекса, иными нормативными актами и уставами общественных организаций.

Экологические права общественных объединений.

В соответствии со ст. 7 Закона "Об охране окружающей среды", общественные экологические объединения, иные общественные объединения Республики Беларусь, осуществляющие экологические функции, имеют право:

разрабатывать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы населения в области охраны окружающей среды, способствовать повышению экологической культуры населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

за счет своих средств и добровольного трудового участия членов организаций выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов, сохранению и улучшению окружающей среды, оказывать содействие государственным органам по охране природы в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

принимать участие в проведении государственной экологической экспертизы по размещению, проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию экологически опасных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, вносить предложения, требовать в судебном порядке отмены решений по размещению, строительству, эксплуатации экологически опасных объектов, ограничению, приостановлению, прекращению, перепрофилированию их деятельности;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, здоровью, имуществу граждан и общественных объединений, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

Согласно ст. 13 Закона "Об особо охраняемых природных территориях и объектах", общественные объединения в соответствии со своими уставами или положениями имеют право:

принимать участие в осуществлении мероприятий по созданию (объявлению), использованию и охране особо охраняемых природных территорий и объектов;

осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь в области создания, использования и охраны особо охраняемых природных территорий и объектов;

требовать и получать у соответствующих государственных органов полную и достоверную информацию, касающуюся создания (объявления), использования и режима содержания особо охраняемых природных территорий и объектов;

обращаться с исками в суд о возмещении в пользу государства урона, причиненного нарушением законодательства Республики Беларусь об особо охраняемых природных территориях и объектах.

В соответствии со ст. 22, 23 Закона "О радиационной безопасности населения", общественные объединения в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять контроль за соблюдением норм, правил и гигиенических нормативов в области обеспечения радиационной безопасности. Представители общественных объединений имеют право доступа на территорию пользователя источников ионизирующего излучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно ст. 6 Закона "Об охране и использовании животного мира", общественные объединения имеют права:

содействовать реализации соответствующих государственных программ;

проводить общественную экологическую экспертизу;

осуществлять общественный контроль;

проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

получать достоверную информацию в области охраны животного мира;

предъявлять в суде иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан в области охраны и использования животного мира.

Согласно ст.7 Кодекса Республики Беларусь о земле общественные объединения имеют право участвовать в рассмотрении затрагивающих их интересы вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о предоставлении земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает интересы этих граждан.

Решения исполнительных и распорядительных органов, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков и затрагивающие интересы граждан, принимаются с учетом общественного мнения.

В соответствии со ст.11 Водного Кодекса Республики Беларусь общественные объединения в области использования и охраны вод в установленном порядке имеют право:

принимать участие в рассмотрении местными Советами депутатов, органами государственного управления вопросов, связанных с использованием и охраной вод;

принимать участие в проведении мероприятий по рациональному использованию и охране водных ресурсов;

инициировать проведение в установленном порядке общественной экологической экспертизы, информировать о ее результатах органы, уполномоченные принимать решения о размещении, проектировании и строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, сооружений и других объектов, связанных с использованием вод;

осуществлять общественный контроль за использованием и охраной вод;

получать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, информацию о состоянии водных объектов, об источниках загрязнения вод и о мерах по охране вод;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного нарушением прав граждан вследствие загрязнения и (или) засорения вод.

Общественные объединения обязаны соблюдать санитарные и другие нормы и правила в области использования и охраны вод, а также выполнять установленные Водным Кодексом требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в этой области.

Общественные объединения имеют право и на осуществление общественного контроля за использованием и охраной вод. Так, согласно ст.88 Водного Кодекса РБ общественный контроль за использованием и охраной вод вправе осуществлять общественные объединения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, и общественные инспектора по охране природы.

Порядок осуществления контроля за использованием и охраной вод общественными инспекторами и их полномочия определяются положением об общественных инспекторах по охране природы, утверждаемым республиканским органом государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды.

Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены: свободный доступ к экологической информации; свободное функционирование средств массовой информации; возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы. Так, свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности. Статьи 4-5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст.9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологической информации возлагается на государственные органы. Специальным органом, осуществляющим сбор, хранение и предоставление информации о состоянии окружающей среды в соответствии со ст.12 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но в силу того, что сбор информации о состоянии отдельных природных объектов осуществляют и иные государственные органы (в первую очередь, государственные органы специальной компетенции, такие, как Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Государственный Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, органы санитарно-эпидемического надзора и другие), они также должны выступать субъектами предоставления экологической информации. В административном законодательстве Республики Беларусь закреплены меры ответственности за сокрытие или искажение сведений о состоянии окружающей среды.

Предпринятый в данной курсовой работе краткий анализ экологических прав граждан РБ показывает, как представляется, что институт прав человека формируется в направлении прав коллективных, как фундамента гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав индивида. Очевидным является и то, что проблемы охраны окружающей среды вошли в ряд проблем дальнейшего развития цивилизации. Именно так расставлены акценты Международной конференцией по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992г. в Рио-де-Жанейро. Декларация по окружающей среде и развитию, как гласит текст ее преамбулы, «преследует цель установления справедливого глобального партнерства путем создания новых уровней сотрудничества между государствами и людьми».

Характерно, что содержащиеся в Декларации 27 принципов объединяют в одном документе проблемы прав человека, роли женщин и молодежи, местных общин, интересы угнетенных народов с проблемами международного сотрудничества государств в охране окружающей среды и регулировании природопользования.

Такая постановка не только «вписывает» требования поддержания благоприятной для жизни человека окружающей среды в систему прав человека, но и показывает, что дальнейшее развитие человечества возможно лишь при постоянном внимании к проблеме прав человека как индивида и как члена человеческого общества.

.Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года

Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

Впервые НСУР Республики Беларусь (НСУР-97) была разработана и одобрена Правительством страны в 1997 г. Она основывалась на идейных принципах и методологических подходах «Повестки дня на XXI век», определенных Конференцией ООН по окружающей среде и развитию

(Рио-де-Жанейро, 1992г.). НСУР-2020 призвана учесть изменения, произошедшие в стране и мире за последние годы, а также важнейшие программные документы, принятые в Республике Беларусь, новые международные соглашения, в том числе Декларацию тысячелетия Организации Объединенных Наций, принятую Генеральной Ассамблеей 8 сентября 2000 г., Политическую декларацию и План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.) и др.

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь - Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001-2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек-окружающая среда-экономика».

Экологический компонент и экологический императив

Экологический компонент НСУР представляет собой фундаментальную составляющую устойчивого развития в триаде

«человек-окружающая среда-экономика». Он включает три аспекта:

процесс взаимодействия человека и окружающей среды;

экологическую политику, реализующую экологический императив в интересах всех сторон жизнедеятельности общества.

Первый аспект предполагает при переходе к модели устойчивого развития постоянное отслеживание и оценку состояния и динамики природного потенциала, в том числе хозяйственной емкости экосистем в целях непревышения предельно допустимых уровней антропогенного воздействия на них.

Второй аспект предусматривает реализацию мероприятий по постепенному снижению антропогенного давления на природную среду, создание условий для роста емкости среды обитания с восстановлением естественных экосистем Беларуси до уровня, гарантирующего стабильность окружающей среды, защиту биоразнообразия и сохранение здоровья человека. экологический статус право обязанность

Третий аспект обобщает все системные характеристики экологического компонента в целом и реализуется в НСУР в процессе разработки и осуществления экологической политики на основе экологического императива - требования согласования экологических целей с целями социально-экономического развития.

Экологический императив включает следующие требования:

в центре внимания должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;

обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;

охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой частью общего социально-экономического процесса и не может рассматриваться в отрыве от него;

в отличие от сложившейся практики охраны природы акцент следует перенести на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности, в первую очередь, на устранение причин отрицательных техногенных воздействий, а не их последствий;

социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

экологизация сознания и мировоззрения человека, системы воспитания и образования.

Эти требования выражают сущность экологического императива, неразрывную и органическую взаимосвязь социальных, экологических и экономических целей устойчивого развития.

В краткосрочной перспективе важно в рамках укрепления национальной экономики, повышения ее эффективности расширить внедрение современных экологически безопасных технологий, обеспечить осуществление структурных преобразований при строгом выполнении экологических ограничений.

В среднесрочной перспективе главной целью становится создание эффективной экологически ориентированной экономики, обеспечивающей экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции, рост производственного потенциала в пределах хозяйственной емкости экосистем.

В долгосрочной перспективе основной целью устойчивого развития будет гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе воспитания высоких духовно-нравственных ценностей.

Содержание и наполнение экологического императива, в зависимости от времени и достижения поставленных целей изменяются, причем в сторону трансформации экономико-экологических отношений (с предпочтением экономических целей) в эколого-экономические (с предпочтением экологических целей), а затем и социально-экологические отношения природопользования (с предпочтением социальных и экологических целей).

Экологический императив определяет необходимость выработать на основе идей и принципов устойчивого развития, являющихся базисом общемирового процесса трансформации общества, соответствующую экологическую политику и внедрить ее во все сферы жизни страны.

4.Способы защиты экологических прав

Любые закрепленные в Конституции РБ и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и должностными лицами не принимаются меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому республиканское законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.

К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, закрепленных в статье закона «Об охране окружающей среды», а именно:

● непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

● активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Республики Беларусь акциях;

● выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;

● оказание содействия органам государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

● обращение в органы государственной власти Республики Беларусь, органы государственной власти субъектов Республики Беларусь, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду.

Кроме того, граждане могут обращаться в правоохранительные органы с заявлениями по фактам совершения теми или иными субъектами уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжаловать действия (бездействия) и решения органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Что касается обращения физических лиц в суды общей юрисдикции и арбитражные суды, то здесь необходимо исходить из характера нарушения того или иного права. Нарушенные общие и особые экологические права должны восстанавливаться в судах общей юрисдикции путем вынесения решения, например:

● о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

● об обязанности уполномоченного органа власти предоставить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

● об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

● об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

в свою очередь воспрепятствование со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности в осуществлении физическими лицами своих специальных экологических прав может служить основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве таких фактов можно выделить:

● нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

● принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина-предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

.Экологические обязанности граждан

Действующее законодательство устанавливает:

а) экологические права и обязанности граждан;

б) экологические права и обязанности общественных объединений;

в) нормы, представляющие интерес с точки зрения определения экологических обязанностей государства;

г) гарантии и способы защиты экологических прав граждан и иных субъектов.

. Экологические права и обязанности граждан. В законодательстве Республики Беларусь нет единого понятия и перечня видов прав граждан в сфере "общество-природа".

Конституция предусматривает, что "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Эти права принято называть экологическими правами граждан в собственном (узком) смысле слова. Кроме того, национальные законы устанавливают: право каждого гражданина "на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде" право граждан "на радиационную безопасность" право граждан "запрашивать и получать от органов исполнительной власти, организаций информацию по безопасности намечаемых к сооружению, проектируемых, сооружаемых, эксплуатируемых и выводимых из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну"; "получать информацию о радиационной обстановке в данном регионе от организаций ' системы государственного контроля за радиационной обстановкой"; право граждан, подвергшихся облучению, "на получение соответствующего документа о дозе полученного облучения" право каждого гражданина "на благоприятную среду жизнедеятельности" право граждан "на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека" . Эти права, в совокупности с перечисленными выше, могут рассматриваться как экологические права в широком смысле слова.

В Конституции и (или) законодательных актах также установлены: право на охрану здоровья право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены .

Они могут именоваться смежными (с экологическими) правами граждан.

Наконец, граждане имеют право:

согласно Конституции - на объединение; проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом и другими, в соответствии с законом "Об охране окружающей среды"

а) создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность и области охраны окружающей среды;

б) направлять обращения в органы государственной власти РБ, органы государственной власти субъектов РБ органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;

в) принимать участие собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РБ акциях;

г) выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

д) оказывать содействие органам государственной власти РБ, органам государственной власти субъектов РБ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды; обращаться в органы государственной власти РБ, органы государственной власти субъектов РБ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

е) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

ж) осуществлять другие предусмотренные законодательством права Перечисленные права, являясь самостоятельными видами прав граждан, одновременно являются правами гарантиями экологических прав граждан.

В законодательстве Республики Беларусь в последние годы активно формируется система правовых норм, регулирующих отношения по участию граждан (общественности) в принятии экологически значимых решений. Конституция и (или) национальные законы устанавливают:

право граждан участвовать в управлении делами государства

право граждан и общественных организаций на участие в обсуждении проектов законодательных актов и программ в области использования атомной энергии, а также в обсуждении вопросов по размещению, проектированию, сооружению, эксплуатации и выводу из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения право экологических объединений рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу; требовать назначения государственной экологической экспертизы право граждан и общественных организаций выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы

В законодательстве Республике Беларусь закреплены следующие экологические обязанности граждан:

а) сохранять природу и окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам;

б) сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства.

Заключение

Сегодня в нашем государстве продолжается кропотливая работа по кодификации экологического законодательства - упорядочивается система существующего экологического законодательства, принимаются обобщенные системные и дополняющие нормативные акты.

Для применения экологического законодательства предусматривается деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленных на выполнение экологической функции государства, осуществляемой в установленном законом порядке и выражающейся в принятии необходимых организационных и правовых мер по практической реализации эколого-правовых мероприятий.

С начала 90-х годов экологическая функция государства во всем мире претерпевает ряд изменений. Её особенностью становится ориентация на соединение экологических проблем с проблемами выживания человеческой цивилизации целом, то есть она приобретает общечеловеческое значение.

Для обеспечения соблюдения конституционных экологических прав государства всего мира в лице законодательных органов создают систему современного экологического законодательства, обеспечивающего комплексное регулирование экологических правоотношений. В связи с этим, законодателями особое внимание должно быть уделено совершенствованию экологического законодательства РБ в целом, и, в частности, установлению адекватных правовых мер по предупреждению любого ущерба окружающей среде в процессе хозяйствования и иной экологически значимой деятельности на основе предварительной оценки ее воздействия на окружающую среду и вовлечения граждан в механизм принятия решений, а также по восстановлению благоприятного состояния окружающей среды.

Список литературы

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1994 ГОДА

(с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.)

Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. М.,1990.

ООН. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. 1992. (Рио-де-Жанейро). Нью-Йорк, 1993, т.1.

ООН. IV Конференция министров «Окружающая среда для Европы». Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Орхус (Дания), 1998. принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхус(Дания) и признана нашим государством.

Фокин А.В.: Экологические права и обязанности человека и гражданина

(теоретико-правовой аспект). Автореф. дис. канд. юрид. наук, 2006г.

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

на период до 2020г. Минск, май 2004.

Обзор экологического законодательства Республики Беларусь/С.А. Балашенко, Е.В, Лаевская, В.Е. Лизгаро, Т.Н. Макарова: Научно-практическое пособие. -Минск, 2003.-190 с.

Терминология экологического права: проблемы единообразного понимания и подходов к унификации // Право и демократия: Сб. науч. тр. Спец. вып./Редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред) и др. - Мн.: БГУ, 2006 - С.

(в соавторстве с В.Е. Лизгаро)

Хромов С. С. Проблема окружающей среды в деятельности ООН. М.: Наука, 1984. 190с.

Тихиня, В.Г. Нормы международного права об охране окружающей среды в системе законодательства Республики Беларусь (к вопросу о кодификации экологического законодательства) / В.Г. Тихиня // Право и демократия: сб. науч. тр. Спец. вып. / Редкол.: В.Н. Бибило (отв. ред.) и [др.]. - Мн.: БГУ, 2006 -С.154-164.

Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2002 № 126З)

Об особо охраняемых природных территориях и объектах: Закон Республики Беларусь от 20.10.1994 № 3335XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 23.05.2000 № 396З)

Об охране и использовании животного мира: Закон Республики Беларусь от 19.09.1996 № 598XIII

Кодекс Республики Беларусь о земле от 04.01.1999 № 226З (изм. от 08.05.2002 № 99З)

Водный Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998 № 191З

www.minpriroda.by <http://www.minpriroda.by> - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Похожие работы на - Экологические права и обязанности граждан и их объединений

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!