Трансграничная организованная преступность в системе угроз национальной безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,53 Кб
  • Опубликовано:
    2012-06-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Трансграничная организованная преступность в системе угроз национальной безопасности















Курсовая работа

«Трансграничная организованная преступность в системе угроз национальной безопасности».

Оглавление

Введение

1. Трансграничная организованная преступность: понятие, признаки, сферы проявления

1.1 Понятие и признаки трансграничной организованной преступности

1.2 Сферы проявления трансграничной организованной преступности

2. Угрозы безопасности Российской Федерации

2.1 Внутренние угрозы

2.2 Внешние угрозы национальной безопасности: понятие, содержание и проявление в различных сферах жизни общества

2.3 Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Трансграничная организованная преступность исключительно опасная разновидность социальной патологии, которая становится одной из главных угроз безопасности мирового сообщества, его демократическому и экономическому развитию в XXI веке. Во всем мире это явление принимает глобальный характер, его масштабы и разрушительное влияние представляет собой силу, угрожающую развитию любого из государств.

Опасное развитие ситуации определяется и ее неблагоприятными качественными характеристиками, поскольку наиболее типичными чертами трансграничной организованной преступности, тенденциями развития ее структуры можно назвать: постоянное совершенствование деятельности и расширение сфер влияния; наличие мощнейшей материально-финансовой базы; захват новых рынков; жизнестойкость и эффективную систему управления; опору на стратегические союзы и использование коррупции, которая в этой связи приобретает транснациональный характер. Сотрудничество трансграничных преступных сообществ с террористическими организациями позволяет отвлекать внимание правоохранительных органов и снижать эффективность их борьбы с трансграничной организованной преступностью.

К сожалению, реальная ситуация, отражающая эффективность совместной борьбы с трансграничной организованной преступностью, характеризуется тем, что возможности правоохранительных органов, как правило, ограничены границами государств, в то время как преступные организации распространяют свои связи далеко за пределы этих границ.

Поскольку речь идет о преступности имеющей трансграничный характер, т.е. существующей независимо от национальных границ, невозможно использовать опубликованную в отдельных государствах судебную практику или статистические данные для комплексного исследования этого глобального явления. Кроме того, трудность состоит и в сравнении баз данных разных стран, поскольку возникает вопрос об их сопоставимости, так как уголовно-правовая регламентация соответствующих видов преступлений не всегда совпадает.

Понятие трансграничной организованной преступности не тождественно понятиям транснациональной преступности и международной преступности. ТОП отличают специфические характеристики как самой трансграничной организованной преступной деятельности (непрерывный характер, глобальные масштабы, структурное сходство с легальным бизнесом, ее многообразие и высокая степень защиты от социального контроля, использование коррупции и насилия в качестве основных методов достижения целей), так и ее субъектов (высокая степень организованности, семейная или этническая основа, наличие транснациональных связей с другими преступными организациями, стремление к достижению и защите узко корпоративных интересов, быстрая адаптация к усилению воздействия правоохранительных органов).

В связи с этим, целью данной курсовой работы является ознакомление с трансграничной организованной преступностью, как явлением и внешними угрозами национальной безопасности, создаваемых посредствам деятельности трансграничных преступных групп.

Для достижения поставленных целей считаю необходимым решение определенного круга задач:

·дать понятие трансграничной организованной преступности;

·охарактеризовать виды противоправной деятельности ТОП.

·разобраться с понятием и признаками угроз национальной безопасности;

·определить угрозы безопасности в пограничной сфере;

1. Трансграничная организованная преступность: понятие, признаки, сферы проявления

.1 Понятие и признаки трансграничной организованной преступности

Организованная преступность во всем мире принимает транснациональный характер. На пороге нового XXI века именно транснациональная организованная преступность по существу стала реальной угрозой для безопасности всего человечества, как по своим масштабам, так и по разрушительному влиянию.

Транснациональная организованная преступность формирует силу, угрожающую социально - экономическому развитию любого из государств, при этом масштабы ее постоянно растут. Она способна не просто расширять свою деятельность, но и нацеливать ее на подрыв безопасности экономики государств, в первую очередь развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Как мы знаем, организованная преступная деятельность становится трансграничной, если она:

)связана с незаконными операциями по перемещению материальных и нематериальных средств через государственные границы, которые приносят существенную экономическую выгоду;

)при ее осуществлении используются благоприятная рыночная конъюнктура других государств, значительные различия в системах уголовного правосудия разных стран, а также проникновение в их легальную экономику с помощью коррупции и насилия.

Вместе с тем это явление носит глобальный характер, от него не застраховано ни одно государство, ни один регион. Необходимо адекватно оценивать масштабы и степень угрозы, которую несет в себе быстро разрастающаяся трансграничная организованная преступность. Прежде всего нужно понимать, что это явление представляет собой не новое проявление «традиционных» форм организованной преступности, а существенно новый вид деятельности, позволяющий организованным преступным структурам угрожать стабильности государства и препятствовать его экономическому развитию, а также подрывать демократические институты, демонстрируя при этом свое могущество и неуязвимость.

Четкое определение круга признаков трансграничной организованной преступности позволяет выявить ключевые аспекты, на основе которых можно исследовать особенности этого явления, а также выделить из круга различных организованных преступных структур те, которые составляют его ядро. Однако для оперирования понятием «трансграничная организованная преступность» необходимо прежде всего уяснить его содержание. С помощью понятийной характеристики трансграничной организованной преступности можно представить масштабы угрозы, которую несет это явление, определить пути формирования трансграничной организованной преступности, причины ее возникновения и существования. Это, в свою очередь, позволит международному сообществу попытаться предпринять адекватные меры противодействия ТОП, объединив усилия всех государств.

К сожалению, осознание глобализации угрозы, которую несет трансграничная организованная преступная деятельность, и постановка проблемы необходимости борьбы с ней начались лишь в последние годы уходящего столетия. Несмотря на отдельные попытки описания трансграничной организованной преступности до последнего времени нет всеобъемлющей характеристики этого явления, четкого определения его понятия.

Между тем усилия, направленные на формулирование определения рассматриваемого явления, предпринимались много раз, но они не проясняли сути проблемы.

Несмотря на это, «трансграничная организованная преступность» принято понимать, как «любое участие или организацию группы людей, которые непрерывно практикуют преступную деятельность непосредственно на Государственной границе, и чья главная цель - делать прибыль везде безотносительно к национальным границам».

Таким образом, исходя из анализа этого определения, можно выделить, по крайней мере, четыре признака:

·наличие организации или участие в ней;

·непрерывность;

·наличие цели - прибыли,

·способы ее достижения, базирующиеся на игнорировании национальных границ.

Все перечисленные признаки несомненно определяют те или иные аспекты трансграничной организованной преступности, однако три первых являются базовыми и для определения организованной преступности в целом. Для выделения в этой форме преступности ее трансграничной части остается единственный признак - осуществление преступной деятельности как внутри, так и за рамками национальных границ. Отражая суть трансграничной организованной преступности, этот единственный признак все-таки не позволяет в полной мере осознать глобальность проблемы и тем более охватить характеристику ее особенностей.

Формулируя определение организованной преступности, необходимо подчеркнуть такие ее характеристики, как:

а) устойчивость, систематичность и долговременность;

б) тщательное планирование преступной деятельности;

в) разделение труда, дифференциация на руководителей и исполнителей - специалистов разного профиля;

г) создание денежных страховых запасов ("общаков"), которые используются для нужд преступной организации.

Наиболее типичными направлениями криминальной деятельности преступных организаций:

·криминально коммерческая деятельность (криминальная приватизация и т.д.);

·рэкет, который носит более скрытые формы, чем это было в преступных группировках. Например, получение так называемых откатных определённого процента с коммерческих сделок, кредитов и другие виды традиционного промысла: торговля оружием, наркотиками, организация проституции;

·похищение людей с последующим получением крупного выкупа;

·отдельные случаи разбойных нападений, заказные убийства;

·организация осуществление мер по безопасности членов преступных организаций путём противодействия правоохранительным органам, а также криминальным конкурентам с использованием различных способов от коррумпированных связей до уголовного экстремизма;

·международная преступная деятельность, основной частью которой является контрабанда, финансовые махинации;

·сбор ''общаковых'' средств, как с преступников профессионалов, так и с отдельных коммерсантов и других лиц;

·фальшивомонетничество.

Не исключаются и другие направления преступной деятельности. Многое зависит от криминального опыта руководителя преступной организации и его подручных.

Криминальная практика показывает, что почти во всех развитых странах организованная преступность базируется на традиционных видах противоправного промысла: рэкет, торговля наркотиками, оружием, организация проституции. В России до сих пор наиболее распространенным путём получения сверх доходов была криминально-коммерческая деятельность.

Анализируя признаки, характеристики и направления деятельности трансграничных преступных организаций можно сказать, что стремление организованной преступности оказать воздействие на принятие государственных, в том числе политических решений, проявляется в создание ею позиций во властных структурах. Решению этой стратегически важной задачи способствует укрепление финансово-экономического потенциала организованной преступности, приобретение иммунитета к действию закона, защита от правоохранительных органов. Внедрение своих людей в госструктуры довольно устойчивая функция преступных организаций, позволяющая решать целый комплекс криминальных проблем.

.2 Сферы проявления трансграничной организованной преступности

Трансграничные преступные организации осуществляют самую разнообразную незаконную деятельность, причем невозможно составить всеобъемлющий перечень всех видов их деятельности. Тем не менее, некоторые из них имеют особое значение и заслуживают пристального внимания.

Традиционными для приграничных районов России являются такие преступные промыслы как контрабанда, нелегальная торговля потребительскими импортными товарами, вымогательство и другие. В последнее время этот перечень дополнился широкомасштабными операциями по незаконному вывозу из России сырья, энергоносителей, цветных, редкоземельных металлов и других природных ресурсов. Особенно неблагоприятны в этом отношении границы со странами СНГ, Балтией, Китаем и Кореей. Об интенсивной криминализации приграничной территории свидетельствуют высокие темпы прироста преступности, колеблющиеся в разных регионах России и пределах от 10 до 40%. В приграничье активно промышляют криминально ориентированные лица, которые стараются извлечь максимальную выгоду из неудовлетворительного состояния охраны вновь образованных участков государственной границы (обустроено не более пятой ее части при общей протяженности в 58 тыс. км.) и слабой правовой урегулированности внешнеэкономической деятельности.

Высокая доходность челночного бизнеса привлекает в приграничные края и области российского Дальнего Востока тысячи китайских торговцев. При этом вокруг "китайских рынков" формируется криминальная инфраструктура, пропускающая через себя оружие, наркотики, нелегальных мигрантов, фальшивые документы, огромные суммы укрытых от налогообложения доходов.

Большинство видов трансграничной преступности имеют экономическую направленность. Отдельные их стороны рассматриваются также при характеристике нелегальных рынков (наркобизнес, торговля крадеными автомобилями, кражи произведений искусства и предметов культуры, незаконная торговля оружием, торговля человеческими органами, торговля людьми и т.д.). К основным видам организованной преступной деятельности трансграничного характера отнесены следующие:

Индустрия наркобизнеса

Проблема незаконного оборота наркотических средств и злоупотребления ими в Российской Федерации с середины 80-х годов имеет устойчивую тенденцию к росту. Повышается уровень наркотизации населения.

Положение с незаконным оборотом наркотиков осложняется развитием в России сразу нескольких негативных тенденций. Быстрыми темпами растет число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди подростков и молодежи. Если еще в середине 80-х годов высокий уровень наркотизации населения отмечался в пяти-шести регионах России, то сегодня злоупотребление наркотиками распространено в большинстве городов страны; увеличивается число лиц, потребляющих синтетические виды наркотических средств, изготавливаемых в подпольных лабораториях, быстро прогрессирует количество злоупотребляющих опием, кокаином и героином. Преступность, связанная с наркотиками, увеличивается практически повсеместно. Во многих регионах России число выявляемых ежегодно преступлений данного вида увеличилось в 20 - 100 раз. Возрастают профессионализм и организованность действий преступных группировок, неумолимо растет число торговцев наркотиками. Увеличивается нелегальное производство наркотических средств.

Таким образом, следует констатировать, что масштабы этого явления в России принимают все более угрожающий характер и при отсутствии адекватных эффективных мер могут привести к тому, что распространение наркотиков превратится в реальную угрозу государственной политической системе, здоровью и благополучию россиян.

Незаконный оборот оружия

а) контрабандный ввоз оружия из-за границы. Ввоз оружия осуществлялся, преимущественно, как из регионов межнациональных конфликтов, так и из стран Балтии, в основном автомобильным и железнодорожным транспортом. Одновременно с ростом контрабанды оружия в нашу страну участились попытки незаконного вывоза оружия из России. При этом объектом интереса является не только штатное стрелковое оружие и боевая техника, имеющиеся в войсках, но и экспериментальные образцы, а также новейшие технологии производства отдельных видов оружия;

б) концентрация похищаемого оружия и оружия, ранее захваченного у незаконных вооруженных формирований в районах межнациональных конфликтов.

в) хищения с предприятий военно-промышленного комплекса. Только на Тульском оружейном заводе в 1994 г. выявлено и ликвидировано 17 групп, занимавшихся хищением и сбытом оружия, в Ижевске - 9;

г) хищения оружия и боеприпасов с объектов Минобороны. Более половины находящегося в нелегальном обороте оружия попадает в него со складов и хранилищ частей Министерства обороны.

д) нападение на работников милиции и захват табельного оружия, а также его утрата вследствие небрежного, халатного отношения к сбережению оружия и нахождения сотрудников в нетрезвом состоянии, нарушения требований нормативных документов по хранению оружия;

е) посредническая деятельность коммерческих структур, работников других ведомств в вопросах незаконного оборота оружия и боеприпасов.

ж) ослабление охраны режимных объектов, связанных с производством и хранением боеприпасов и взрывчатых материалов. Так, на горных предприятиях при общем снижении потребления взрывчатых материалов в 1994 году количество хищений возросло в 1,6 раза.

Торговля ядерными материалами

В зарубежной прессе в 1993-1994 гг. появилось множество публикаций ob «утечке» ядерных материалов из России.

«Система учета и защиты позволяет говорить, что утечка с военных предприятий оружейного плутония или урана, необходимого для создания бомбы, невозможна. А вторая часть проблемы - это научно-исследовательские институты, которые проводят эксперименты с малыми количествами плутония, стронция и т.д. Здесь утечка возможна».

Кражи и контрабанда автомобилей

Прослеживается устойчивая тенденция перегона похищенного транспорта для сбыта или использования в личных целях в страны ближнего и дальнего зарубежья. Вместе с тем большая часть разыскиваемого транспорта остается в пределах региона, где он был похищен или угнан.

Краденые же на Западе автомашины в подавляющем большинстве реализуются в Московской и Калининградской областях России, Львовской областях Украины, Брестской и Витебской областях Белоруссии, а также в городах Москве, Санкт-Петербурге. Зафиксированы продажи похищенных за рубежом автомобилей через коммерческие магазины. В то же время наблюдается обратный процесс транспортировки похищенных автомобилей из республик бывшего СССР в Польшу, Югославию и Венгрию. Анализ материалов задержания граждан бывшего СССР, причастных к совершению краж автотранспорта и его последующей контрабанде показывает, что примерно половина из них является жителями России.

Организованные преступные нападения на грузы

Для России эти преступления приобретают характер весьма серьезной угрозы национальной безопасности. Удельный вес регистрируемых краж грузов в 90-х гг. в общей структуре преступности на российском транспорте превысил 52%. Около 50% хищений в крупных и особо крупных размерах приходится на хищения грузов экспортно-импортного значения. Преступные действия расхитителей носят все более организованный характер, отличаются квалифицированным распределением ролей, поиском устойчивых каналов сбыта, осведомленностью об особенностях переработки и охраны грузов, установлением связей между работниками транспорта, клиентуры и эксцентричных организаций.

Организованные формы незаконной миграции

По данным паспортно-визовой службы МВД России иностранные граждане, нелегально пребывающие на территории Российской Федерации, пересекают государственную границу как в установленном порядке, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным делам, так и в нарушение его, въезжая из стран СНГ. Организаторы нелегального въезда базируются, в основном, вне пределов России. Они же изготавливают фальшивые документы и при этом обычно используют в качестве переправщиков иностранных граждан, уже осевших нелегально в Российской Федерации. В отдельных случаях переправщиками являются лица, прибывшие под прикрытием служебного и частного въезда.

Организованная проституция

Проституция в России приобретает все более организованный характер. Она нередко включена непосредственно в преступные организации разного вида для выполнения функций:

·Ублажение крупных дельцов, лидеров преступного мира;

·Получение крупных валютных сумм с иностранных граждан;

·Внедрение в противоборствующие группы;

·Компрометация должностных лиц для последующего включения их в коррумпированные структуры;

·Осуществление функций «наводчиц» для групп воров, грабителей, рэкетиров.

Незаконная торговля дикими животными

Этот вид криминального бизнеса уже получил широкое распространение в отдельных регионах России. К сожалению, организованные преступные группы в данной сфере часто остаются безнаказанными из-за несовершенства действующего законодательства.

Характеристика организованной преступной деятельности предполагает рассмотрение основных ее видов. Можно перечислить почти все преступления, предусмотренные в уголовных кодексах различных стран, которые могут быть совершены преступными организациями: одни (торговля наркотиками, оружием) как основная целевая деятельность, другие (убийства, террор) как способ устранения конкурентов, третьи (подкуп, коррупция) как форма самозащиты от разоблачения, четвертые (неуплата налогов, отмывание денег) как спасение преступного капитала, пятые (создание фиктивных предприятий) как метод легализации своей деятельности и т. д. Поэтому перечислить все совершаемые ими преступления невозможно.

2. Угрозы безопасности Российской Федерации

.1 Внутренние угрозы

К ним Иванов относит, в первую очередь:

попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

создание, оснащение, подготовку и функционирование незаконных вооруженных формирований;

незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

широкомасштабную деятельность организованной преступности, угрожающую политической стабильности в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации;

деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений.

Из приведенного перечня можно вывести характерные признаки внутренних угроз безопасности. Первое, что бросается в глаза - это четкая локализация угрозы в пределах одного государства или одного из его регионов. В обозначенных рамках находятся как представляющий собой угрозу субъект (преступная группировка, незаконное вооруженное формирование), так и источники финансирования деятельности субъекта. При этом деятельность, связанная с возникновением, подготовкой и осуществлением угрозы, также не выходит за пределы государства. Еще одним важным признаком внутренних угроз можно считать то, что они не являются угрозами как таковыми для какого-либо иного государства, помимо того, в котором они возникли. Если же угроза (например, организованная преступность) перерастает масштабы одной страны и угрожает политической стабильности других государств, то она, хотя и возникла на территории рассматриваемого государства, уже перестает быть исключительно внутренней, стоит ей пересечь хоть одну границу.

.2 Внешние угрозы национальной безопасности: понятие, содержание и проявление в различных сферах жизни общества

На Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями отмечено, что организованная преступность иногда глубоко проникает в государственную администрацию и политические структуры, включая вооруженные силы. Она подрывает демократический процесс, размывает этические нормы и является причиной покорности, а ее последствия пронизывают все аспекты жизни общества. Взятки, подкупы и пожертвования на политические кампании являются основными способами, путем которых преступные организации стремятся достигнуть политического влияния и защиты от судебного преследования.

В руководстве для дискуссии на девятом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями отмечено следующее:

«Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и законодательные власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества, особенно женщин и детей, и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия, в частности в проституцию».

В Стратегии Национальной Безопасности подчеркнуто, что "национальная безопасность" - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства. Наряду с этим, там упоминается о таком понятии, как "угроза национальной безопасности" - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Хотя в приведенных выше цитатах дается точная характеристика национальной безопасности, угрозам, исходящих от преступных организаций, однако представляет целесообразным более подробно рассмотреть различные сферы жизни общества, в которых эта угроза проявляется:

1. Угроза личности:

На уровне отдельных лиц безопасность может пониматься как обеспечение относительно безопасных условий, в которых отдельные физические и юридические лица могут заниматься своей повседневной деятельностью, не опасаясь насилия или запугивания. Они должны иметь возможность осуществлять свое право на жизнь и распоряжение имуществом, не опасаясь насильственных действий со стороны других лиц.

Совершенно очевидно, что права человека, для миллионов людей постоянно нарушаются в результате прямой или косвенной организованной преступной деятельности. Принуждение женщин или подростков заниматься проституцией или превращение их фактически в рабов вдали от своих стран; почти рабское положение лиц, попавших в руки ростовщиков; уничтожение предприятий, мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты»; боязнь простых граждан выйти вечером на улицы, потому что они небезопасны из-за наркоманов, которые нуждаются в деньгах для приобретения наркотиков; сами наркоманы, жизнь которых в результате этого укорочена и превратилась в ад, перечень этот можно продолжать без конца.

2. Угроза обществу:

Уже сам факт создания и расширения деятельности многих преступных организаций, независимо от их специализации, создает самую серьезную угрозу обществу. Организованная преступность подрывает основополагающие ценности как правового, так и политического характера, которые служат цементирующей основой общества. С помощью коррупции или запугивания представителей законных властей организованная преступность подрывает основополагающие институты, лишая их действенности не только в силу утраты ими эффективности, но и в долгосрочной перспективе за счет дискредитации тех ценностей, на которых основана их деятельность.

Как правило, организованная преступность предполагает два вида насилия: насилие, к которому прибегают соответствующие организации для защиты своей территории и доходов, и насилие против населения и имущества, которое применяют отдельные лица в целях получения средств для оплаты незаконных товаров или услуг. Незаконный оборот наркотиков сопровождается насилием, совершаемым отдельными лицами, находящимися под воздействием психотропных веществ. Было подсчитано, что среднестатистический потребитель героина совершает 200 преступлений в год с целью получения средств для удовлетворения своего пристрастия.

3.Угроза демократическим ценностям и общественным институтам:

Преступные организации не всегда вступают в прямую конфронтацию с государством. Один из альтернативных путей состоит в проникновении в органы государственной власти и в коррумпировании их с целью нейтрализации правоохранительных мер. Общая цель - создание такого положения, при котором правительство займет попустительские позиции и не будет принимать серьезных мер в отношении такой организации или для пресечения ее деятельности.

Один из путей достижения этой цели состоит в заключении молчаливого соглашения об ограничении насилия, покуда правительство не вмешивается в функционирование экономических предприятий данной группировки. Другим путем является коррупция лиц, имеющих полномочия или власть для принятия мер в отношении преступной организации, с тем чтобы они оставались в бездействии, получая за это вознаграждение от этой организации. Наихудшим является положение, при котором правительственные чиновники и преступная организация устанавливают симбиотические связи или вступают в сговор. В этих условиях роль правительства практически сводится к укрывательству преступной деятельности, причем в то же время оно становится заложником преступной организации.

4.Угроза суверенитету:

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. Хотя совершенно ясно, что в век высоких технологий и глобальных торговых и финансовых систем национальные границы стали более прозрачными чем когда-либо, государства по-прежнему пытаются регулировать проходящие через их границы потоки. Это регулирование представляет собой основополагающий атрибут суверенитета. Вместе с тем это регулирование неприемлемо для преступных организаций. Более того, подобные организации бросают прямой вызов государственному суверенитету и безопасности, т.е. тем атрибутам государственности, которые испокон веков считаются незыблемыми. Такие организации стремятся сделать национальные границы прозрачными, с тем чтобы иметь практическую возможность проникать на территории, номинально находящиеся под контролем государств. Государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального (в отличие от символического) значения.

Концепция суверенитета сохраняет свою действенность в качестве основы функционирования международного сообщества государств, однако она уже не отражает реального положения вещей в области контроля над территориальным наполнением государства. Хотя основная цель трансграничной организованной преступности заключается в извлечении дохода, неизбежным побочным продуктом такой деятельности, который в силу этого обычно носит скрытый - а иногда и явный характер, является вызов, бросаемый государственной власти и суверенитету. Эта угроза проявляется скорее не прямо, а скрытно. Она не носит характера угрозы для военной мощи государства, однако бросает вызов его прерогативам, представляющим собой неотъемлемую часть государственности.

5.Угроза национальной экономике:

В отличие от террористических групп преступные организации преследуют в первую очередь экономические, а не политические.

В докладе Генерального секретаря ООН отмечено, что многомиллионные доходы, полученные в результате организованной преступной деятельности, все шире вкладываются посредством глубоко разработанной системы отмывания денег в законные предприятия. Это проникновение преследует несколько целей, наиболее очевидной из которых является стремление отмыть незаконно приобретенные деньги. Огромные доходы, полученные в результате организованной преступной деятельности в последние десятилетия, сделали такое проникновение чуть ли не обязательным.

Утверждается, что лишь малая часть полученных незаконными средствами доходов используется для продолжения преступной деятельности, в то время как большая часть, направляемая частично через не подпадающие под национальное регулирование финансовые центры, поступает в иностранные холдинговые компании и поглощается международными потоками капиталов.

Помимо вышеуказанных целей проникновение незаконно полученных средств в законную экономику преследует цель уменьшить риск обнаружения получения этих средств и облегчить проведение операций, особенно тех, которые осуществляются в других странах, путем предоставления в распоряжение организованных преступных группировок созданных каналов транспортировки и распределения.

Вложение незаконно полученных средств в законную экономику обеспечивает также возможность легализации незаконно полученных средств путем вывода их из опасного круга инвестирования, продажи товаров, отмывания и последующего инвестирования, в ходе которого они могут быть потеряны в результате наложения ареста на доходы или конфискации товаров полицией.

Как мы видим, деятельность преступных организаций оказывает пагубное воздействие на национальную экономику и во многом тормозит её развитие. В настоящее время, в связи со всемирным экономическим кризисом, это явление приобрело более выразительный характер.

.3 Угрозы безопасности Российской Федерации в пограничной сфере

Анализируя современный уровень пограничной безопасности России, следует иметь в виду, что на исходе ХХ- начала ХХI в. в нашей стране и в мире произошли значительные военно-политические и социально-экономические изменения. Они существенно повлияли на состояние национальной безопасности России и востребовали к жизни разработку и реализацию принципиально новых подходов к ее обеспечению, в том числе в пограничной сфере.

Под трансграничными угрозами понимается потенциально возможный ущерб, который может быть нанесён личности, обществу и государству в результате деятельности, осуществляемой через государственную границу.

Как известно, пограничная сфера государственных интересов находится на пересечении двух крупных областей политико-экономической жизни любого государства - внутренней и внешней.

Одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы Российской Федерации.

В связи с этим основными угрозами интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере являются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы, незавершенность международно-правового оформления государственной границы Российской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на российскую территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий, а также активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через государственную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организации каналов незаконной миграции.

Оставляя в стороне основные причины внутренней нестабильности, отметим, что этот факт естественным образом повлек за собой "компенсирующее" изменение внешней среды. При этом в считанные годы возникли две группы основных факторов, повлиявших на состояние национальной безопасности государства, - соответственно внутреннего и внешнего характера.

К первой группе следует отнести:

. Экономические и финансовые потрясения основ развития государства последнего десятилетия, и прежде всего несбалансированное и непродуманное разгосударствление экономики.

Вторую группу факторов составляют прежде всего:

1. Утрата Россией традиционных союзников, резкое ухудшение геополитического положения государства, установление системы однополярного мироустройства.

. Активное "встраивание" России в общемировую систему социально-экономических отношений на роли поставщика сырьевых, экологических и территориальных ресурсов, дешевой рабочей силы, научно-интеллектуальных разработок и денежной массы; а также в качестве потребителя внешних товаров; производителя и утилизатора экологически небезопасной продукции и отходов и др.

. Использование евразийского положения России в качестве буферной зоны "противостояния Запада и Востока" между так называемыми "свободными" и "тоталитарными" цивилизациями.

Данные факторы, влияющие на состояние национальной безопасности в целом, в пограничной сфере нашего государства объективно проявляются в угрозах пограничной безопасности, основными из которых являются:

·Передел сфер влияния в ряде регионов, богатых сырьевыми, продовольственными, энергетическими, транспортными, демографическими и иными ресурсами, а также имеющих важное военно-стратегическое значение.

·Расширение НАТО на Восток, непосредственное соприкосновение России с государствами Североатлантического альянса или потенциальными кандидатами на вступление в него.

·Незавершенность территориального разграничения с рядом сопредельных государств и незаконченность международно-правового оформления отдельных участков Государственной границы Российской Федерации.

·Территориальные притязания к Российской Федерации со стороны ряда государств.

·Создание "санитарного кордона", изолирующего наше государство с запада.

·"Прозрачность" или неполная закрытость ряда участков восточных и южных границ Российской Федерации.

·Разведывательная и подрывная деятельность против России со стороны спецслужб иностранных государств; информационная (в том числе культурно-религиозная) экспансия.

·Активизация иностранных террористических организаций и течений, перенос ими своей деятельности через местных экстремистов на территорию отдельных постсоветских государств и регионов.

·Наличие "горячих точек" вблизи российских границ на территории России и сопредельных государств как основы возможной эскалации межэтнических, религиозных и других "тлеющих" конфликтов.

·Рост незаконного оборота оружия через границу и в приграничье - как российском, так и сопредельных государств.

·Нарастание потоков незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства через Государственную границу России.

·Незаконный оборот через границу Российской Федерации наркотических средств.

·Незаконное перемещение через границу сырьевых ресурсов, товаров и денежной массы, наносящее значительный ущерб экономике и кредитно-финансовой системе России.

·Неконтролируемый вывоз научных, архивных и культурных ценностей, составляющих информационный и духовный потенциал государства.

·Нанесение ущерба растительному и животному генофонду государства, уничтожение природных запасов в целях получения сверхприбыли от добычи редких и исчезающих видов представителей фауны и флоры.

·Вылов и неучтенная перепродажа морских биоресурсов в пограничном пространстве государства; браконьерство в приграничье.

·Обострение конкретной криминогенной обстановки на границе, в некоторых регионах российского и сопредельного приграничья как следствие социальных проблем населения.

·Объективная незавершенность разработки концептуальных целеполагающих положений перспективного развития системы обеспечения пограничной безопасности.

·Многолетнее недофинансирование и недостаточное техническое сопровождение работы отдельных элементов системы обеспечения пограничной безопасности как следствие экономических проблем государства.

·Общая необеспеченность и отсутствие реальных социальных гарантий офицерского корпуса и сотрудников Пограничных Органов - основы кадрового потенциала системы обеспечения пограничной безопасности.

·Недостаток квалифицированных кадров в отдельных структурных звеньях и элементах системы обеспечения пограничной безопасности.

·Реальное отставание в оптимизации и совершенствовании системы обеспечения пограничной безопасности от динамики изменения приоритетов угроз в конкретных регионах.

·Неполное или искаженное информационное представление общества об остроте проблем пограничной безопасности страны и т.д.

Нет никаких сомнений, что перечисленные угрозы пограничной безопасности государства вполне могут быть дополнены. Как несложно заметить, они располагаются в весьма широком диапазоне интересов государства - от глобальных внешнеполитических и экономических сфер жизнедеятельности нашего государства до круга вопросов, связанных с региональными экологическими вопросами или ростом преступности в приграничье.

трансграничный организованный преступность наркотический

Заключение

Последние десятилетия XX века в большинстве стран мира были отмечены валом террористических актов, расширением сфер влияния международной наркомафии, активным формированием организованной преступности, появлением новых, ранее не существовавших видов преступлений, связанных с бурно развивающимися новейшими технологиями, генной инженерией, информатизацией, всеобщей компьютеризацией мира. Особое распространение получили торговля оружием, отмывание и подделка денег, незаконная иммиграция и торговля детьми, коррупция и финансовые махинации, подделка кредитных карточек и экономический шпионаж, кражи интеллектуальной собственности, несанкционированный доступ к компьютерным сетям.

Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри государства. Субъекты оперативно - розыскной деятельности, каждый из которых в той или иной мере занимается борьбой с терроризмом и преступностью, на государственном уровне координируются слабо. При наличии единого Федерального закона Об оперативно-розыскной деятельности, внутриведомственные инструкции и наставления противоречат друг другу, что приводит к снижению качества всей работы.

Затянувшийся процесс принятия Федерального закона О противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов отбросил Россию на одно из последних мест в рейтинге стран, ведущих борьбу с отмыванием грязных денег. А принятый закон является самым мягким из всех существующих в мире и требует уже доработки и уточнений.

В настоящее время члены Комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности предлагают в проекте закона О борьбе с коррупцией жесткую регламентацию прав и обязанностей чиновников.

Требуют особого внимания службы безопасности коммерческих структур, по крайней мере в России, поскольку в них работают 1 млн. человек, из них 300 тысяч - имеют лицензию на огнестрельное оружие. В этих структурах много высококвалифицированных специалистов, которые в последнее десятилетие вынуждены по различным причинам покинуть правоохранительные органы. Имея хорошие специальные знания, практику работы, связи в силовых структурах, получая достаточное (несоразмерно большее, чем на государственной службе) вознаграждение, они стоят на страже бизнеса, к сожалению, не всегда честного. А получившее распространение в последние годы явление, которое в народе прозвали милицейская крыша, иначе как позором назвать нельзя. Нынешние усилия МВД РФ по изжитию этих явлений заслуживают поддержки.

Противодействие международной преступности должно строиться системно с целью их предельного сдерживания. Только силой эту проблему не решить. Мир должен бороться с преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом. Для мирового сообщества это принципиально.

Эффективная борьба с преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество.

Вызов мировому сообществу со стороны преступности оказался настолько мощным, что оно не может чувствовать себя удовлетворенным результатами предпринимаемых антикриминальных усилий. Как было уже отмечено, приходится с сожалением констатировать, что мозговые штабы транснациональных криминальных и террористических организаций в своих действиях более консолидированы, мобильны, информированы и энергичны. Во многом это объясняется тем, что даже авторитетные международные, межправительственные организации, участвующие в борьбе с преступностью, из-за необходимости соблюдения формальных процедур существенно запаздывают в своих решениях. К тому же далеко не по всем вопросам достигнуто взаимопонимание между официальными властными структурами и многочисленными специализированными общественными организациями. Отсюда вытекает необходимость поиска более эффективных механизмов взаимодействия всех государственных и негосударственных антикриминальных, антитеррористических сил различных стран мира с целью выработки новых подходов в борьбе с преступностью.

В связи с вышеизложенным, считаю, что борьбе с трансграничной организованной преступностью необходимо уделять наибольшее внимание, так как она проникает во все сферы жизнедеятельности государства и наносит непоправимый ущерб ему.

Единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с преступностью. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия

Список используемой литературы

Нормативно-правовая база:

.Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединённых Наций от 24 октября 1970 года / Организация Объединенных Наций // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1970. - № 12.

.Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях : принят резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 ноября 1987 г. / Организация Объединенных Наций // Бюллетень Верховного Суда СССР. - 1987. - № 15.

.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. : по состоянию на 21 июля 2007 г. // Рос. газ. - 1993. - 12 дек.

.Об оперативно-розыскной деятельности : федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 12, ст. 1534.

.О наркотических средствах и психотропных веществах : федер. закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 16, ст. 1433.

.О противодействии терроризму : федер. закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 13, ст. 1545.

.О федеральной службе безопасности : федер. закон от 03 апреля 1995 № 40-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 11, ст. 2143.

.Об обороне : федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 16, ст. 1453.

.О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации : федер. закон от 26 февраля 1997 г. // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 16, ст. 1235.

.О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 12, ст. 1233.

.О государственной границе : закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Собр законодательства Рос. Федерации. - 1993. - № 15, ст. 1352.

.Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации : указ Президента Рос. Федерации от 11 авг. 2003 г. № 960 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 33, ст. 3254; 2004. - № 28, ст.2883; 2008. - № 47, ст. 5431.

.Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков : указ Президента Рос. Федерации от 28 июля 204 г. № 976 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 35, ст. 3754; 2005. - № 26, ст.2843; 2008. - № 42, ст. 5445.

.О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Рос. Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 23, ст. 4323.

.О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : постановление Правительства Рос. Федерации от 25 апреля 2008 г. № 307 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 12. - ст. 1234.

Научная литература:

.Залужный, А.Г. Экстремизм: сущность и способы противодействия // А.Г. Залужный. - Современное право. - 2002г. - № 12.

.Словарь-справочник по социологии и политологии. - М.: Знание. - 1996г.

.Иншаков, С.М. Криминология // С.М. Иншаков. - СПб.: Лань. - 2005г.

.Проблемы преступности: традиционные и нетрадиционные подходы. - М.: Российская криминологическая ассоциация. - 2003 г.

.Ромашев, Ю.С. Международно-правовые основы борьбы с преступностью // Ю.С. Ромашев. - М. - 2006 г.

.Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. - М., - 1988 г.

.Рогов, В.А. Организованная преступность в условиях глобализации мира // В.А. Рогов. - М., - 2004 г.

.Кузнецова, Н.Ф. Уголовное право. Общая часть: учебник для вузов. // Н.Ф. Кузнецова. - М., - 2005 г.

.Журавлёв, М.П. Уголовное право России. Учебник, 5-е издание // М.П. Журавлев. - М., - 2004 г.

.Овчинский, В.С. Стратегия борьбы с мафией // В.С. Овчинский. - М., - 1993.

.Организованная преступность и коррупция (исследования, обзоры, информация). - Екатеринбург. - 2000г.

Похожие работы на - Трансграничная организованная преступность в системе угроз национальной безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!