Средневековое городское право

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,5 Кб
  • Опубликовано:
    2012-03-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековое городское право














КУРСОВАЯ РАБОТА по теме:

Средневековое городское право

Оглавление

Введение

Глава 1. Возникновение средневековых городов в Европе

.1 Теории происхождения городов

.2 Становление городов в результате коммунальных революций

Глава 2. Становление и развитие городского права

.1 Предмет, содержание и основные институты городского права

.2 Источники права: от первых хартий к систематизации городского права

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность выбранной тематики исследования обусловлена научной и практической значимостью проблемы возникновения и развития самоуправления, демократии в городах средневековой Европы. Представляется важным изучение опыта становления прав и свобод, выработки юридических норм, в которых оформились права европейского горожанина, формировались основы гражданского общества. Осознание своих экономических, политических интересов позволило уже в раннем средневековье регулировать отношения внутри каждого социального слоя и обеспечивать взаимодействие с другими слоями феодального общества. Так возникли корпоративные системы права у каждого сословия отдельно, и они одновременно позволяли «вписываться» в общую схему феодальных правоотношений. Поэтому интересен не только сам процесс возникновения и развития городского права и тех демократических институтов народовластия, которые защищались и юридически закрепились в разных правовых источниках, но значимым представляется и процесс интеграции городского права в общую систему средневекового права.

В городском праве раньше, чем в других средневековых корпоративных системах, возникло понятие юридического равенства граждан перед законом. Несмотря на то, что оно редко соблюдалось, значимо само возникновение этого принципа, являющегося незыблемым в праве новейшего времени. Важным представляется изучение процесса возникновения первых прав и свобод, повлиявших на формирование политической культуры средневекового горожанина. Изучение этого опыта позволяет понять общее и особенное в формировании правосознания, общей политической и правовой культуры европейцев и россиян. Без понимания этих основ европейского опыта, по-видимому, невозможно эффективное движение к правовому государству в современной России.

Западная историография изучает историю средневекового европейского города уже несколько столетий. Особенно известны труды британского историка и философа права Гарольда Дж. Бермана, описывающие происхождение и раннее развитие европейских городов и городского права. Берман первым из исследователей дал оригинальную характеристику городского права, подчеркнув его коммунитарный характер, способность к постоянному развитию и интеграции в рамках средневекового корпоративного права. Отечественные историки также обращались к изучению средневекового европейского города. Весомый вклад в изучение проблемы западноевропейского города внесли историки Саратовской школы медиевистов, во главе со С.М. Стамом. Они изучали отдельные средневековые города Германии. Так, Т.М. Негуляева занимается историей Страсбурга. Ее интересуют вопросы, связанные с возникновением здесь патрициата, складыванием сеньориального режима, условиями возникновения городского права, самосознанием и правосознанием средневековых горожан. Л.И. Солодкова - одна из видных историков-урбанистов 90-х годов ХХ века - опубликовала ряд работ по истории средневекового Кельна. Круг ее интересов достаточно обширен: складывание торгово-ремесленного центра, борьба кельнских горожан с сеньором города, истоки городского права, городского правосознания.

В рамках цивилизационного подхода оригинальным исследованием является работа Жака Ле Гоффа «Цивилизация средневекового запада». Автор основательно изучил влияние экономических факторов в совокупности с социокультурными, хозяйственную деятельность во взаимосвязи с культурой, религией, правом.

Современный взгляд на историю позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода города и их право рассматриваются не отдельно, а в контексте истории возникновения и развития средневековых городов Европы. Это дает возможность глубже понять общее и особенное в формировании правовой культуры, в источниках права, в становлении городского самоуправления.

В целом зарубежными и отечественными исследователями: историками, правоведами, экономистами изучены разные аспекты проблемы становления и развития городского средневекового права. Появились исследования по отдельным городам: Франции, Италии, Германии. Но пока нет специальных исследований, посвященных комплексному изучению проблемы средневекового городского права. Ввиду сложности перевода, мало изучены первые городские хартии как источники права.

Поэтому в данной курсовой работе ставится цель: раскрыть сущность, содержание, правовой природы и значения средневекового городского права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выявить причины подъема новых городов в X-XI вв., изучить и проанализировать основные теории происхождения средневековых городов;

Провести классификацию средневековых городов в соответствии с особенностями их исторического развития;

Раскрыть понятие и содержание коммунальных революций, показать их значение и роль в формировании городского права;

Сформулировать особенные черты средневекового городского права;

Определить предмет и содержание средневекового городского права;

Провести классификацию и анализ существующих видов источников городского права;

Изучить основные институты средневекового городского права;

Хронологические рамки исследования: XI-XIII столетия. Верхняя граница связана с периодом начала образования новых городов в Европе, конечный рубеж - период, когда происходит окончательное складывание городской правовой системы, системы самоуправления, закрепление прав и свобод горожан.

Территориальные рамки исследования: в работе рассматриваются средневековые города разных европейских стран. Классическим примером западного средневекового города является город Германии, которая была одним из наиболее сильных государств Европы Средневековья и где на ХI начало ХII века приходится настоящий градостроительный бум. Также именно в Германии были систематизированы и законодательно закреплены наиболее прогрессивные своды городского права, которые широко использовались в разных городах и странах, в том числе в России.

Объектом данного исследования выступает город средневековой Европы и его право.

Предмет изучения - социально-экономическая сфера, система власти и управления городов средневековой Европы, а также нормы городского законодательства.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава: «Возникновение средневековых городов в Европе, вторая глава: «Становление и развитие городского права».

Глава 1. Возникновение средневековых городов в Европе

Город XXI века - какой он? Это корпорация, наделенная статусом юридической личности, обладающая правами и свободами, это политическое образование, обычно управляемое мэром или городским управляющим и выборным советом, это экономическая единица, обеспечивающая себя всем необходимым и контролирующая торговлю, это учреждение для обеспечения социального благосостояния. Конечно, все это образовалось не на пустом месте. И как раз средневековый город стал фундаментом зарождения демократических основ жизни и именно он являлся показателем уровня развития, достигнутого обществом в тот период.

1.1 Теории происхождения городов

В период с I в. до н.э. по IV-V вв. н.э., то есть до падения Западной Римской империи, в её состав входили тысячи городов. Почему же появилась надобность в их «реформации»? Как подчеркивал Берман, существующие в Европе до XI века города, лишены были двух основных признаков западного города нового времени: там не было среднего класса и муниципальной организации. Действительно, города Римской империи представляли собой своеобразные административные посты центральной власти, а, например, города Древней Греции, наоборот, были самодостаточными самостоятельными республиками. По отношению же к новым европейским городам нельзя сказать ни того, ни другого, они были новым явлением времени. Конечно, не все города быстро пришли в упадок после падения Империи. В Южной Италии, где сильно было византийское влияние, выжили такие города как Сиракузы, Неаполь, Палермо; морские порты за пределами Южной Италии - Венеция, города средиземноморского побережья будущих Испании и Франции, а также крупные города Лондон, Кельн, Милан, Рим.

Итак, в конце XI и в XII столетии появились тысячи новых городов в различных частях Европы - в Северной Италии, Франции, Нормандии, Англии, немецких княжествах, Кастилии и на других территориях. Конечно, и до этого времени существовали различные города, но среди них не было ничего, в точности похожего на новые, которые отличались не только большими размерами и большим количеством жителей, но и четко выраженными социальным и экономическим характером и относительно четко выраженными политическим и правовым характером.

Подъему новых городов способствовали различные факторы: экономические, социальные, политические, религиозные, правовые. Рассмотрим их подробнее.

Экономические факторы. Английский исследователь Гарольд Дж. Берман отмечает, что возникновение европейского города нового времени в Европе в XI-XII вв. связано прежде всего с возрождением торговли. Он подчеркивал тот факт, что в XI в. рынок, обычно располагавшийся на окраинах замка, или епископского дворца, начал поглощать главную территорию, которая становилась ядром нового города. Кроме того, нужно учесть, что еще одной необходимой предпосылкой для снабжения городов сырьем и продовольствием был рост благосостояния сельского населения, и, следовательно, рост сословия мастеров и ремесленников. Значение экономических факторов также подчеркивал Жак Ле Гофф: «Возобладала одна функция, оживлявшая старые города и создававшая новые, - функция экономическая… Город стал очагом того, что было столь ненавистно феодальным сеньорам: постыдной хозяйственной деятельности».

Социальные факторы. Данный период времени сопровождался активными социальными перемещениями как по горизонтали, так и по вертикали. Вновь обратимся к словам Бермана: «постоянно создавались новые возможности… вскарабкаться из одного сословия в другое… подмастерья становились мастерами, удачливые ремесленники становились предпринимателями, новые люди делали состояния на торговле и предоставлении займов». Также можно отметить тот факт, что с XI-XII вв. в городах Северной Европы рабство почти отсутствовало.

Политические факторы. Отличительным явлением было то, что в новых городах горожане обычно получали право и долг носить оружие и подлежали призыву на воинскую службу для защиты города, то есть города эти в военном плане были куда более эффективные, чем замки. Помимо военной поддержки жители городов уплачивали правителям пошлины, рыночные налоги и ренты и поставляли промышленные товары. Что вскоре привело к необходимости чеканки монет, как в интересах правящих лиц, так и в интересах новых промышленных сословий. Нужно заметить, что эти политические стимулы к основанию городов были и раньше, но к XI-XII столетиям политические условия для их реализации стали более благоприятными.

Для того, чтобы наиболее полно и точно обозначить причины возникновения новых городов, чтобы объяснить процесс их развития, нужно принять во внимание религиозные и правовые факторы. Новые города были религиозным ассоциациями в том смысле, что каждый из них держался на религиозных обрядах, клятвах и ценностях. Но не нужно путать «новый город» с церковной ассоциацией. Как раз наоборот, их можно считать первыми светскими городами, полностью отделенными от церкви. К тому же новые европейские города основывались на общем правовом сознании, на определенных правовых принципах.

На практике основание города в основном происходило путем жалования ему хартии, то есть в результате юридического акта, правовое содержание которого все еще включало в себя религиозные мотивы (клятвы соблюдать городские законы). Конечно, нельзя представить возникновение европейских городов без системы городского права, городского правового сознания, которые дали основу, фундамент для корпоративного единства и органичного развития.

Рассмотрим основные теории возникновения средневековых городов.

В XIX и в первой половине XX в. большинство исследователей основное внимание обращали на институционально-правовые решения проблемы, т.е. занимались изучением городского права, различными городскими институтами. Эти теории получили название институционно-правовых.

Романистическая теория. Создателями этой теории были французские ученые Гизо и Тьерри. Они считали, что средневековый город не является порождением или феноменом феодализационных процессов и рассматривали его в качестве преемника античного города, города Римской империи. Отсюда и название теории - романизированная.

Немецкие и английские ученые на материале Северо-Западной и Центральной Европы, т.е. Европы не романизированной, искали генезис средневекового города в процессах самого феодального общества и прежде всего в институционных и правовых областях.

Вотчинная теория происхождения средневекового города. Она связывает генезис города с вотчиной. Ярким ее представителем в германской исторической науке был К. Лампрехт. Возникновение городов он объяснял как результат роста производства и разделения труда в вотчинном хозяйстве, на базе которого создавались излишки, сделавшие возможным обмен, породивший города.

Марковая теория также была создана немецким ученым - Г.Л. Маурером, в соответствии с которой генезис города связывался с понятием «свободной сельской общины - маркой», присущей немецкому феодализму, а сам средневековый город являлся лишь дальнейшим развитием деревенской организации.

Бурговая теория (от слова burg - крепость). Ее создатели (Кейтген, Мэтланд) объясняли появление феодального города вокруг крепости, жизнь в котором регулировалась бурговым правом.

Создатели рыночной теории (Шредер, Зом) выводили город из торговых мест или местечек, на территориях оживленной торговли - ярмарок, на пересечении торговых путей, на реке, вдоль морского побережья.

Создатели этих теорий и концепций брали какой-то отдельный момент или аспект в истории города и пытались через него объяснить такой сложный, противоречивый феномен как средневековый город. Все эти теории, безусловно, страдали односторонностью, которая ощущалась и самими исследователями. Поэтому уже в XIX и особенно в первой половине XX в. ученые, которые занимались историей западного средневекового города, объединяли, синтезировали разные концепции его происхождения. Например, немецкий историк Ритшель пытался объединить бурговую и рыночную теории. Но даже в процессе объединения этих концепций и теорий все же не удавалось ликвидировать односторонность в объяснении генезиса средневекового города.

Английский исследователь Гарольд Берман говорит о попытке ввести в концепцию возникновения города экономический фактор - межрегиональную и межконтинентальную торговлю. При этом указывает на огромную роль средневекового купечества. Эта теория получила название торговой концепции, или торговой теории. Но эта теория не была принята многими исследователями города и историками Средневековья.

Современные городские теории, о которых речь пойдет ниже, страдают теми же недостатками, которые были присущи теориям XIX и первой половины XX в. - ни одна из них не может объяснить генезис города во всей совокупности. Одной из таких теорий является распространенная в настоящее время археологическая. Исследователи, разрабатывающие эту теорию, (Ф. Гансгоф, Планиц, Э. Эннен, Ф. Веркотерен) занимаются археологией средневековых городов. Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Так, Г. Планиц прослеживает процесс возникновения города Германии с римских времен до оформления здесь цеховой структуры. Крупный вклад в развитие средневековой урбанистики внесла Э. Эннен. Ею был изучен широкий круг вопросов: социальная структура города, его право, топография, экономическая жизнь, взаимоотношения городов и государства, горожан и сеньора. Европейский город, по ее мнению, это постоянно изменяющийся феномен, динамический элемент в довольно статичном обществе Средневековья. Но этот метод исследования также отличается односторонностью.

Таким образом, в исследовании генезиса средневекового города зарубежная историография усиливает значение экономических факторов. При всей многочисленности теорий возникновения города, ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью. По-видимому, следует учитывать всю совокупность социальных, экономических, политических, религиозных, социо-культурных факторов при возникновении средневекового города. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и сложны были конкретные исторические пути его возникновения.

Конечно, все эти города, появившиеся на карте Европы, возникали и развивались в разное время и под влиянием разных факторов. Но все же возможно выделить общие модели, с учетом которых можно выделить следующие группы:

Епископские города: Камбре, Бове, Лан, Лорри, Монтобан (Пикардия /Франция/) получили свободу в результате борьбы против власти императора и его епископов, что привело к основанию городской общины, «коммуны». К примеру, город Бове в XII веке получил хартию, обеспечивавшую большие полномочия самоуправления и широкие привилегии граждан (буржуа) после четырёх десятилетий острого конфликта между буржуа и епископами.

Нормандские города: Верней и другие (Нормандия) в отношении свобод, законов, управления был очень похожи на города Франции. Классический пример - город Верней, получивший хартию с 1100 - 1135 гг. герцогом Нормандии Генрихом I и королем Англии.

Англосаксонские города: Лондон, Ипсвич (Англия) получили свой статус в последней трети XI века, после нормандского завоевания. Почти сразу после этого Вильгельм даровал Лондону хартию (Хартия Генриха I от 1129 года), которая послужила примером, моделью для таких городов как Норидж, Линкольн, Нортхемптон и др. В целом же английские города не достигли такой независимости от короля и князей, как другие районы Европы.

Итальянские города: Милан, Пиза, Болонья (Италия) изначально образовывались как независимые, самоуправляющиеся сообщества, коммуны, общины, корпорации. X столетие характеризуется бурным ростом итальянских городов, но нельзя сказать те же слова о их собственном органичном развитии. Их новая история началась в 1057 году с борьбы народного движения, возглавляемого сторонниками папской реформы, против аристократии в лице высшего духовенства во главе с императорским епископом и закончилась изгнанием последних. Города получили хартии, начала складываться система городского самоуправления.

Фламандские города: Сент-Омер, Брюгге, Гент (Фландрия) были передовыми промышленными районами Европы (текстильная промышленность), в большинстве своем достигли коммунального статуса мирным путем, получив хартии в качестве поощрения от графа. Образцом для более поздних хартий была Хартия Сент-Омера, дарованная Вильгельмом в 1127 году.

«Бургские» города: Кельн, Фрайбург, Любек, Магдебург (Германия). Рассмотрим их подробнее. В X - начале XI столетия свой переход от города «римского» к городу в новом европейском смысле осуществил Кельн. Сначала к его территории был присоединен пригород, затем там были учреждены рынки, пошлины, монетный двор. Кроме того, после восстания 1106 года, Кельн получил независимое городское правление, была установлена система городских прав, то есть политическая и правительственная власть была сильно ограничена, тем не менее, архиепископ Кельнский оставался важной фигурой в жизни города. Муниципальное управление Кельна в XII в. было полностью патрицианским. На практике же власть аристократии и лично самого архиепископа оказалась в подчинении власти гильдий заседателей, бургомистров и приходских магистратов.

Необычна история образования других немецких городов. К примеру, в 1120 году герцогом Конрадом Церингенским на пустыре, прилегавшем к одному из его замков, был основан город Фрайбург. Первоначально его население состояло из купцов, затем появились ремесленники, аристократия, епископы и прочие сословия. В 1143 году граф Адольф Гольштейнский позвал жителей Вестфалии, Фландрии и Фризии поселиться на Балтике, там был основан город Любек. Император Фридрих Барбаросса, захватив Любек в 1181 году, даровал ему хартию. И уже к середине XIV в. Любек стал богатейшим городом севера.

Особое место в истории формирования средневековых европейских городов принадлежит городу Магдебургу. К началу 1100-х гг. Магдебург создал собственные управленческие и правовые учреждения и выработал собственное гражданское сознание. Уже через семь лет было издано первое писаное законодательство Магдебурга и, усовершенствованное и отчасти исправленное, распространилось на более чем восемь десятков новых городов. Данная группа городов Германии будет основой для характеристики средневекового городского права.

1.2 Становление городов в результате коммунальных революций

На становление средневековых городов большое влияние оказали коммунальные революции - освободительное движение горожан против сеньориального режима.

Рассмотрим ситуацию, в которой находились города и их население в начале развитого феодализма (IX-XI вв.). Власть в городе принадлежала сеньору или представителю королевской администрации. Король, и феодалы были чрезвычайно заинтересованы в процветании города, в развитии его производства - город для них был существенным источником доходов. Горожане предпочитали освободиться от этой зависимости, но короля и феодалов такая независимость не устраивала. С начала существования города происходит несовпадение интересов горожан и сеньора (феодала или короля) - несовпадение стремления к свободе со стремлением к наживе. По всей Западной Европе в X-ХIII вв. начинается политическая борьба - борьба города и сеньора, города и короля, которая в исторической науке получила название коммунального движения.

В разных регионах Западной Европы коммунальное движение имело свой характер. В Северной и Средней Италии и Южной Франции города уже в Х-ХII вв. добились независимости. В Италии крупные северные и средние города получили статус городов-государств. Независимость получили также многие города в немецких землях. Некоторые города в немецких землях получали статус городов-республик. Они управлялись городским советом во главе с бургомистром. Эти города жили по Магдебургскому праву, разработанному специально для города Магдебурга, отсюда его название.

Магдебургское право, предоставлявшее городу форму самого высшего и широкого самоуправления, является классическим правом городской независимости. В результате коммунального движения на немецких землях получили независимость и статус городов-республик: Гамбург, Бремен, Франкфурт на Майне и др. Многие города Северной Франции, практически не романизированные, такие как Суассон, Амьен и др., а также города Фландрии - Брюгге, Гент и др. - в результате коммунального движения стали городами-коммунами, со своим самоуправлением, свободными от сеньориальной зависимости.

Гораздо труднее и совершенно иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну. Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти. Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров.

При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение - жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой, прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Крылатое выражение «городской воздух делает человека свободным» явилось как бы метафорическим выражением результатом коммунального движения.

Коммунальное движение, которое привело к городской независимости, послужило причиной еще одного явления - складывания городского патрициата, которого не было на ранней стадии развития средневекового города. Суд, финансы, городская администрация начинают постепенно сосредотачиваться в руках патрициата. В результате в XIII-XV вв. почти во всех странах Западной Европы развертывается борьба уже внутри города - борьба горожан с патрициатом. Несмотря на некоторые особенности в разных городах Западной Европы эта борьба заканчивается победой богатых ремесленников и торговых слоев города, которые устанавливают городское олигархическое управление, практически сливавшееся с городским патрициатом.

На протяжении XI-XV вв. в городах Западной Европы складывается новое сословие: средневековое сословие горожан. Оно было связано с торговым и ремесленным производством, с собственностью. Это сословие в политико-правовом отношении пользовалось безусловными привилегиями и вольностями, которые составляли статус полноправного горожанина. В XIV-XV вв. жители города стали называться бюргерами. От этого слова в дальнейшем часть городского населения, преуспевшего в товарном производстве, получит название «буржуазия».

С ростом городов возрастает ремесленное производство, растет и торговля. Город и возникший вокруг него рынок становятся основой для образования единого внутреннего рынка. Уже в XIII-XV вв. складываются два крупнейших центра международной торговли. Первый центр - Средиземноморье, с которым было связано купечество романизированных регионов Европы, давал выход на Византию и далее на Восток. Второй центр международной и особенно общей западноевропейской торговли сложился на севере - регионы Балтийского и Северного морей. К этому торговому региону примыкала также Северо-западная Русь: Новгород, Псков, Полоцк и др. города. Северная торговля шла по знаменитому «Янтарному пути», получившему свое название от янтаря Балтийского моря. Этот путь становится главным торговым нервом Западной Европы.

В XIV-XV вв. город начинает оказывать все более существенное влияние на все сферы развития феодального государства. Город прочно становится не только центром производства, но и центром культуры Средневековья. Именно в нем, наряду с мощным производственным потенциалом и материальными богатствами, накапливается и культурный потенциал.

В целом коммунальное движение имело огромное прогрессивное значение. Успехи коммунального движения послужили одной из основных предпосылок превращения городов в важнейшие центры экономического, идейного и культурного прогресса. В наиболее передовых итальянских городах, чье развитие К. Маркс считал явлением исключительным, чья полная политическая независимость и прекращение их феодальной эксплуатации способствовали необычайно интенсивному накоплению богатств и превращению этих городов в XIV-XV вв. в очаги раннекапиталистического развития. Подрывая могущество крупнейших феодальных сеньоров, коммунальное движение явилось важнейшим фактором политического объединения страны. Оно способствовало складыванию сословия горожан, что при благоприятных условиях вело к возникновению сословной монархии - более прогрессивной формы феодального государства.

Глава 2. Становление и развитие городского права

Возникновение городского права как особой корпоративной средневековой системы права связано с необходимостью закрепления правового положения экономически свободных людей, их прав и свобод, принципа равенства людей, участия их в законотворчестве, представительном правлении - в этом и заключается суть городского права.

2.1 Предмет, содержание и основные институты городского права

городской право хартия

Как и в любой правовой системе, в городском праве можно выделить его особенные черты. В данном случае нельзя не согласиться с классификацией, предложенной Берманом, которая отличается объективной характеристикой и оригинальной систематизацией.

Коммунитарный характер. Городское право было правом тесно взаимосвязанного, интегрированного сообщества, которое часто и называли «коммуной», которая основывалась на общественном договоре. Это было согласие принять определенный статус, то есть вступить в отношения, условия которых устанавливались и регулировались правом. Коммунитарный характер проявился также в коллективности или патриципарности этих отношений, которые заключались во взаимной помощи граждан, взаимной защиты против чужих и врагов, проведении «общего совета» граждан.

Светский характер. Новые города не несли ответственности за поддержание религиозного культа, богослужение не входило в городскую юрисдикцию. Однако это не говорит о том, что городское сообщество не имело никакого отношения к вере, это лишь указывает на то, что город не претендовал на применение церковных законов и проведение религиозных культов, он оставлял эти задачи церкви, тем самым признавал себя светским политическим образованием.

Конституционный характер городского права заключается в том, что оно выражалось в письменной форме, и было законодательно закреплено. На примере древнейшего городского права Аугсбурга от 21.VI.1156 г, рассмотрим как фиксировался этот принцип: «…благочестивый и католический император, поскольку он вооружен не только оружием, но и законами, предписал провозгласить, что они [горожане] должны быть управляемы общим советом, каковой издревле был учрежден по праву и законному установлению. И он и, не измышляя ничего нового, не отбрасывая ничего из древнего устройства, ни права фогтов, городского префекта, горожан, всех сословий этого города, в присутствии фогта Адельгоца и префекта Конрада, которые ничего не возражали, объявили, что эта грамота засвидетельствована в курии Ratisponae, а император утвердил её своей властью…».

Но даже если городу не была дарована письменная хартия, считалось, что он имеет законодательную базу, которая устанавливает гражданские права и свободы граждан, предусматривает разделение властей внутри города, периодичность и выборность власти, освобождает горожан от феодальных повинностей и позволяет участвовать в городском самоуправлении, а также устанавливает основные полномочия властных органов. Например, в «Древнейшем городском праве Страсбурга» (последние десятилетия XII века) полномочия должностных лиц расписаны в статьях 5 - 60. Статья 5 указывает, что: «Все должностные лица этого города подчинены власти епископа, так что либо он сам их назначает, либо те, которых он сам поставил. Старшие же будут назначать младших соответственно тому, как они им подчинены. Статья 6. Никому епископ не должен давать общественной должности, кроме [тех], кто принадлежит к людям, зависимым от его церкви. Статья 7. Четырех же должностных лиц, на которых лежит управление городом, епископ инвестирует своей рукой (властью), а именно: шультгейса, бургграфа, телонеария и магистра монеты». И далее - расписаны все их полномочия и обязанности как городских управляющих.

Четвертую, характерную для городского права черту, можно обозначить как его способность к росту и развитию. Она отражает возможность сбора и систематизации обычаев города, присяг различных должностных лиц, постановлений и законов органов городского управления, рецепция римского права и применение его в некоторых постановлениях городского права, систематизация городского права в статутах, указах, постановлениях, хартиях, городских конституциях.

Предмет городского права - отношения жителей города между собой, а также между жителями города и владельцами городских земель. Эти отношения можно разбить на три группы:

. Отношения, в большинстве своем имеющие договорный характер (между жителями города и сеньорами, епископами, князьями). Нормы городского права вступали в силу после согласования интересов жителей с высшей властью;

. Отношения между городскими жителями, как правило, основывались на принципе равенства людей. Хотя в действительности равенства всех горожан не было ни на практике, (так как население делилось на сословия), ни в нормах городского права: высшие сословия имели привилегии, разные слои населения имели различные права и обязанности;

. Отношения внутри населения города в целом, как «коммуны», как интегрированного, взаимосвязанного сообщества, объединенного общими проблемами и целями и действующего как одно целое.

Городское право включает в себя все правовые нормы, которые регулируют отношения, составляющие предмет городского права. Это и есть содержание городского права. Позже, на примере различных хартий, дарованных городам, мы рассмотрим три группы норм.

Нормы, которые упорядочивали организацию городской жизни и регулировали управление городом, провозглашали принцип самоуправления, сословно-представительного правления, устанавливали сроки пребывания в должности. Любекский городской совет избирался в составе 24 советников пожизненно; каждые 2 года половина мест по жребию высвобождалась и как бы переизбиралась. Правом избирать пользовались городские собственники и цеховые мастера, гильдии и т. п. Пассивным избирательным правом, т. е. правом быть избранным, располагал еще более узкий круг горожан: так, лавочники и ремесленники не могли быть членами Совета.

Нужно сказать, что в разных городах этот вопрос решался по-разному: к примеру, в Англии два человека избирались в качестве управляющих, два - решали судебные дела, четыре - осуществляли сбор налогов (вели учет), еще два - выполняли функции полицейских, пять - руководили купеческой гильдией. В Германии же горожане получили более широкое представительство в органах управления. Так, в соответствии с Магдебургским правом, в частности по статьям 30-44 Саксонского Вейхбильда, управляющим городом был бургомистр, избираемый ратманами, которые также представляли слой горожан. Ратманы могли учредить свой, городской суд и «…имеют власть судить относительно всяческих правонарушений в тех же пределах, как и шеффены».

Нормы, которые определяли права, свободы и обязанности граждан также очень многочисленны и в разных источниках трактуются по-разному. В частности, Послание папы Гонория III Рижскому городскому обществу о дарованном ливонским епископом городу Риге Готском праве говорило о предоставлении бюргерам права избирать судью города, освобождение от судебного поединка, испытания раскаленным железом и берегового права, освобождение от различных пошлин. При этом упомянутое освобождение, предоставленное бюргерам, должно распространяться на всех желающих поселиться в городе для проживания.

Общими для всех были права на участие в законотворческой деятельности, право на мир и спокойствие, право на экономическую независимость, связанное с освобождением от феодальных налогов и повинностей; к числу обязанностей относятся такие: обязанность платить налоги, торговые пошлины и сборы, соблюдать общественный порядок, санитарно-гигиенические требования и другие положения;

Нормы, регламентирующие судоустройство и сам процесс правосудия, связанные с переходом к рациональным и объективным судебным процедурам, гарантирующим правосудие всем гражданам, а также компетенция судебных органов.

2.2 Источники права: от первых хартий к систематизации городского права

Естественно, что все эти нормы, которые были перечислены выше, возникали и развивались постепенно. Степень достигнутой независимости городов была различна, вольности получались то сразу, то постепенно, то вырывались силой у помещиков, то уступались ими добровольно. Везде - каждые шаги по направлению к полной свободе закреплялись писаными свидетельствами - договорами, которые можно разделить на четыре группы.

Собственно городские конституции - хартии. Одни из первых: «Древнейшее городское право Страсбурга», в котором статьи 5-60 посвящены полномочиям и обязанностям главных должностных лиц города, в статьях 60-79 содержатся положения о чеканке монет и обязанностях монетчиков, далее - положения, касающиеся городского быта, права и обязанности горожан: пастухов, кузнецов, пекарей, сапожников, трактирщиков, рыбаков. «Второе городское право Страсбурга» содержит статьи о порядке избрания городского совета, состоящего из консулов, судопроизводстве, правонарушениях и преступлениях, совершенных в пределах городской черты, долговых обязательствах. «Хартия вольностей города Лорриса» и первые хартии города Сент-Омера, в статьях которых говорится о личных и имущественных правах граждан, о сеньориальных правах, об администрации и судопроизводстве, особенно многочисленны статьи, содержащие отмену и ограничение отдельных феодальных платежей. Эти материалы являются законодательными памятниками европейского средневекового городского права.

Городская хартия - документ нормативный, возникший внутри города или в результате пожалования ему, в ней записаны права и обязанности горожан, нормы функционирования городского управления и суда. Каждая хартия была итогом длительной борьбы, отражая противоборство интересов сеньора и города, становление бюргерства как сословия. Она регламентирует хозяйственную жизнь города - ремесло и торговлю;

Императорские жалованные грамоты - документы о привилегиях, дарованных городам императорами: Рассмотрим «Указ Бремена», датируемый 28 ноября 1186 г. Он провозглашал так называемое «Право городской черты». По данному указу предусматривалось: «если какой-либо мужчина или женщина, пробудет беспрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье называется Weichbild в течение года и дня…пусть будет предоставлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок…». Сюда же можно отнести «Городское право, дарованное императором Фридрихом II городу Гослару» от 13 июля 1219 г, который провозглашал тот же принцип, зафиксированный в положении «Городской воздух делает свободным». В нем говорится о том, что человек, проживающий в городе Госларе и при жизни своей никем не уличенный в рабском состоянии, после смерти сохраняет статус свободного. По этой же статье чужак, который пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, мог пользоваться общей с другими гражданами свободой.

Епископские постановления - постановления епископов - сеньоров городов. Их содержание отличается большим разнообразием, характеризует разные стороны жизни городского социума: учреждение цехов, освобождение служителей церкви от уплаты налога, избрание должностных лиц города, разграничение компетенции городских чиновников;

Документы о «спорах» между горожанами и сеньором города - появились в результате начавшейся коммунальной борьбы. Споры между горожанами и сеньором-епископом закреплены в письменных актах: статутах, постановлениях, указах. К примеру, «Статуты Коммуны Падуи», как одного из самых крупных и экономически развитых городов северной Италии. Данный документ представляет собой систематизацию статутов, принятых ранее, регулирует обязанности высшего должностного лица итальянских коммун - подесты. Он избирался на срок один год и шесть месяцев и имел достаточно широкие полномочия: назначал должностных лиц, выполнял функции судьи. Подеста не мог самостоятельно принимать решения по отмене того или иного статута. Это предусматривает статья 31 данного документа: «…подеста не может просить и иметь освобождение от [выполнения] какого-либо необязательного статута, если сначала он не придет к согласию с двумя третями народных анцианов и анцианов коммуны о необходимости постановки [вопроса] об этом статуте перед Советом. … А по-другому не может быть».

Также документ регулирует обязанности должностных лиц вообще, суд и юрисдикцию Коммуны, земельные отношения, налоги и повинности. Можно заметить прогрессивный характер последнего положения, заключающийся в следующем: «…решаем и постановляем во имя блага и мира Коммуны Падуи, чтобы во всем соблюдалось равенство и чтобы каждый выполнял существующие повинности в зависимости от своего имущественного состояния. И с каждого следует требовать налог, увеличивая или уменьшая его размеры в зависимости от характера и возможностей его имущества…».

Также можно отметить как источник права решения, принимаемые городским советом в отношении того или иного частного случая, которые записывались в протокол (городскую книгу) и хранились в городских управах. В дальнейшем решения по таким делам стали называться прецедентами. Например, должностные лица городских округов Кёльна хранили документы в больших ларях, поэтому собранные там источники получили название «Ларцовые книги». Рассмотрим одну из статей: «Герлах и его жена Альверат передали Вольберону и его жене Кунезе и их наследникам половину того дома, который принадлежал Херзону, в каковом они сами остаются, за 12 марок, которые он возвратит в Пятидесятницу; если же он, Герлах, не сделает этого, Вольберон будет иметь эту половину дома по поручительству за 24 марки».

Для изучения средневекового городского права хартии - наиболее важный источник, заслуживающий подробного рассмотрения.

Итак, первыми городскими хартиями были хартии городов Вормс (1014 г.), Шпейер (1111 г.), Страсбург (последние десятилетия ХII в.), Лорисс (1155 г.), городское право Хагенау (1164 г.). Нужно отметить, что раннее городское право сложилось из сеньориальных предписаний и разрешений, поэтому по содержанию оно было посвящено главным образом регламентированию статуса сеньориальных официалов в городе, взаимных отношений между официалами и горожанами, а также твердому установлению тех конкретных повинностей, которые обязывались исполнять в пользу своего бывшего сеньора (епископа) горожане.

Чтобы рассмотреть их подробнее, обратимся к тексту древнейшего городского права Страсбурга: «102. Среди кожевников есть двенадцать, которые за счет епископа должны [обрабатывать] кожи и [изготовлять] меховые одежды, сколько епископу понадобится. Материал…пусть купит на деньги епископа в Майнце или Кельне... 106. Если епископ начнет осаду какого-либо замка или у него будет осажден [замок], то [кузнецы] дадут 300 стрел…108. Среди сапожников есть 8 [человек], которые будут давать епископу, отправляющемуся ко двору или в поход императора, чехлы для светильников (baccinorum et cyphorum). Все остальное…пусть делают за счет епископа».

В статьях Хартии вольностей города Лорриса много говорится о личных и имущественных правах граждан: «9. Никто…не будет требовать с жителей Лорриса тальи, никаких подмог и вымогательств… 15. Никто из жителей Лорриса не будет исполнять на нас барщину, исключая одного раза в год…16. Никто не будет задержан в тюрьме, если только представит поручительство, что явится в суд». И каждый человек - «как чужой, так и местный уроженец дабы имел в нем мир во всякое время и от всех».

Позднее городское право стало принимать все более самостоятельный характер. Особое место в истории возникновения и развития городского права в Германии занимала одна из самых древних правовых «семей» - Магдебургское право.

Город Магдебург был основан в 805 году Карлом Великим в месте, где шла оживленная торговля со славянскими племенами - вендами и аварами. В основу городского права, сложившегося в XII - XIII вв. в Магдебурге легли привилегии, полученные в 1188 г. горожанами от архиепископа.

Одним из важнейших органов власти того времени был суд. Он был орудием усмирения и ограбления (штрафами и вирами) подвластных, примирения господствующих. Вокруг суда шла ожесточенная борьба между городами и феодалами, а внутри городов - между городской верхушкой (патрициатом), рядовыми горожанами и плебсом. Также появившиеся суды шеффенов приобрели значительное влияние в Магдебурге. Этим объясняется то, что важнейшие источники Магдебургского права тогда носили характер судебников. Кроме этого, Магдебургские источники широко использовали Саксонское зерцало, приспособив его к потребностям развивавшихся городов, их ремесла и торговли, их борьбы против феодального грабежа и сопротивления угнетаемых.

Саксонский Вейхбильд был записан, по-видимому, в 60-х годах XIII столетия. До нас дошло лишь издание XV века. Отражая борьбу за самостоятельность судебной власти, подчеркивая превалирующее значение городского права, которое весьма долго существовало со старых времен, документ был составлен в форме наставления шеффенам и ратманам о том, как нужно судить, а горожанам - о том, как они должны искать свое право. Вейхбильд говорил словами купцов, обращенными к королю: Если каждой земле дано и установлено свое право, то и они хотят знать, при каком праве они существуют. Это говорит о том, что города настойчиво добивались определения своих прав, хотя бы в условиях относительной законности.

Магдебургское право приобрело почти завершенный вид, охватив типичными решениями основные области уголовного, вещного, обязательственного, торгового, наследственного и семейного права. Тогда же началась массовая рецепция Магдебургского права другими городами Центральной Европы.

Собственно городской систематизации права не сохранилось (в начале XVII в. магистратский и судебный архивы Магдебурга уничтожены пожаром). Основным сводом его остался сделанный в одном из дочерних городов кодекс: «Право, сообщенное шеффенами Магдебурга городу Гёрлицу в 1304 году», поэтому можно считать его наиболее значительным памятником Магдебургского права. Рассмотрим, как город Гёрлиц получил это право и в чем оно заключается.

К XIV веку немецкие города в результате острой борьбы полностью или частично освободились от власти местных феодалов, росла их экономическая мощь. Самостоятельные города стали сами для себя формировать право. В частности, местный феодал, маркграф Бранденбургский, не принимал никакого участия в передаче Магдебургского права городу Гёрлицу; его согласия на эту передачу не испрашивали. В заключительной части Гёрлицкого документа упомянуто лишь о том, что «право города Магдебурга было сообщено шеффенами Магдебурга горожанам города Гёрлица с доброй волей», а свидетелями этого являлись: «Бертольд Ронебиц рыцарь, Хеннинг - сын господина Яна, Купе Лянга, Бетман Конинг, Вальтер фон Слонштете, Бертрам Брандан, Хейнеман рыцарь, Бертольт фон Рандове, Бруно сын Бернгарда». Bce они были представителями городской верхушки - патрициата и связанного с ним рыцарства. Из их среды выбирали шеффенов на длительный срок (в Вейхбильде- на постоянный срок). Шеффенов в известной мере противопоставляли, городским советникам (ратманам) - представителям более широких кругов горожан. Ратманов выбирали лишь на один год, и они могли собираться, как правило, только по совету мудрейших

В Гёрлице, как и во многих немецких городах, между шеффенами и ратманами нарастала борьба за власть, в особенности за судебную, отражавшую борьбу патрициата и рядовых горожан. Гёрлицкое право свидетельствует о том, что шеффенскому сословию удалось в значительной степени отстоять свое привилегированное положение. И может быть, для его закрепления патрициат Гёрлица просил шеффенов Магдебурга сообщить ему право Магдебурга.

Постановления Гёрлицкого права очень разнообразны. Мы находим в нем положения, во многом и нередко дословно повторявшие положения «Саксонского Зерцала». К ним можно отнести статьи о структуре суда и порядке судопроизводства, так, очень схожи по своему содержанию статьи, регламентирующие форму подачи иска в суд о нанесении телесных повреждений, либо причинении вреда имуществу: «…должна быть подана жалоба (иск) так: Высокочтимый господин судья, я подаю жалобу перед богом и Вами на этого человека, которого я захватил на месте преступления, и это произошло в пределах городского права (вейхбильда) на императорской дороге, и он нарушил мир по отношению ко мне и злонамеренно ограбил мое тело и имущество и ранил меня. Так как он нарушил мир по отношению ко мне, чему я сам был очевидцем, и стал криком звать на помощь, и имею добрых свидетелей моего зова о помощи, и хочу за раны победить его в суде согласно закону (праву). И так как мне предоставлено здесь право, то я прошу о вынесении ему приговора, и я прошу указать в приговоре, где я должен привести его в исполнение, и чтобы мне помогли в осуществлении моего права». И соответствующая статья «Саксонского зерцала»: «…он должен обвинить его в том, что он нарушил его мир или на королевской дороге, или в деревне. …Затем он должен далее обвинять, что он его ранил и учинил над ним насилие,…что он ограбил его имущество…».

Важно обратить внимание на то, что различные виды преступлений и наказаний, направленные на охрану собственника и собственности, статьи о владении отчасти теряли чисто феодальные черты и приобретали все более явные черты зарождавшейся буржуазной собственности: «Если кто-либо подает жалобу на другого по поводу имущества, которым он обладает по праву и которое другой удерживает неправомерно, и которое он (жалобщик) получил по наследству от отца, и если явится тот, на кого подана жалоба, и скажет, что он приобрел владение на это имущество и имеет (право) владения, и что он имел это имущество год и один день без возражения с чьей-либо стороны, и что это его законное чиншевое имущество, то он должен немедленно подтвердить документом свое право владения и тогда он сохраняет за собою свое чиншевое имущество. Если кто-нибудь нарушил право владения данного лица (истца), то он (истец) восстанавливает свое правомерное владение на это имущество».

Все же нужно заметить, что статьи об имущественных отношениях, о брачно-семейных и наследственных отношениях, характеризуются зависимым и неравноправным положением женщин. Наиболее полно это отражено в следующей статье: «Если кто-либо берет жену и муж умрет, то жена ничего не получает из его имущества, кроме того, что он дал ей в качестве свадебного подарка или данного им ей на суде пожизненно. Жена не может обратить в свою собственность ни свадебный подарок, ни вдовью долю. Если же она умрет, то это (имущество) переходит к наследникам мужа. ...Если муж не дал жене имущества, то она владеет тем имуществом, которое дети должны давать ей на ее нужды, пока она хочет быть без мужа. …Наследство они (дети) не могут продавать, без согласия остальных наследников». Примечательно положение о том, что дети не обязаны были уплачивать долги отца, «если его не поставили в известность об этом долге, как то требуется по закону. Если же (должнику) предъявляют иск со свидетелями и (должник) утверждает, что он уплатил долг, то он должен это доказать сам-седьмой (поручившись) собственной рукой (nach totir hant)».

Итак, на основе анализа хартий можно сделать вывод о том, что средневековые горожане добились значительных успехов в борьбе за свою независимость. Самым большим завоеванием были гражданские права, такие как личная свобода - от зависимости освобождались крепостные, прожившие в городе 1 день и 1 год; защита частной собственности и имущества. Важную роль играло торговое право, уничтожавшее непосильные поборы и высокие пошлины, что позволяло более успешно вести торговлю. Семейно-брачное право оговаривало возможность совместного или раздельного владения имуществом в браке. Уголовное право давало гарантию мира и безопасности, которая достигалась за счет высоких штрафов и наказания в виде смертной казни за некоторые преступления. Конституция города гарантировала денежное обеспечение не только епископа, но и общины горожан. В ее пользу поступала часть судебных штрафов и пошлин. Все вышеперечисленные привилегии и свободы позволили прочно закрепиться такому феномену Западной Европы как городское право.

Заключение

На основании всех изученных материалов можно сделать вывод о том, что процесс возникновения и подъема новых городов в X-XII вв., был обусловлен многими факторами: экономическими, социальными, политическими, религиозными, правовыми. Это дало возможность сформулировать разные теории происхождения городов, которые получили название институционно-правовых: романистическая, вотчинная, марковая, бурговая, рыночная, торговая теории.

Кроме этого, на становление городского самоуправления и права повлияли коммунальные революции, в результате которых города становились независимыми, многие получили статус самоуправляющихся коммун, жители городов освободились от крепостного гнета, начало складываться сословие горожан, городской патрициат.

На этой основе возникает городское право, как особая, корпоративная система, в которой защищались и юридически закрепились права и обязанности граждан, возникло понятие юридического равенства граждан перед законом, регулировались культурная, торгово-ремесленная, хозяйственная жизнь города, что говорит о формировании основ гражданского общества.

Характерными чертами городского права являются: коммунитарный, светский, конституционный характер, а также его способность к росту и развитию. Основными источниками права стали хартии: Древнейшее городское право Страсбурга, Второе городское право Страсбурга, Хартия вольностей города Лорриса, первые хартии города Сент-Омера, Саксонский Вейхбильд, Право, сообщенное шеффенами Магдебурга городу Гёрлицу; императорские жалованные грамоты: Указ Бремена, городское право, дарованное императором Фридрихом II городу Гослару; статуты, постановления, указы, протоколы: статуты коммуны Падуи, Ларцовые книги.

Содержание исследованных документов: грамот, статутов, хартий, говорит о том, что в средневековом городе были регламентированы все городские обычаи, определены и законодательно закреплены отношения города к общественной власти в стране. Также были установлены и систематизированы правила, регламентирующие функционирование городских административных органов, нормы, регулирующие торговлю и ремесла в городе, основные положения гражданского и уголовного права, действующего в городе, процесс судопроизводства. Теперь закон стал гарантом обеспечения всех прав и обязанностей граждан.

Список использованных источников и литературы

1.Магдебургское право: Электрон. дан. - Режим доступа: text. phtml?id=576.

2.Саксонский Вейхбильд. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XIV/Magdeburg_recht/> text. phtml?id=5769.

.Право, сообщенное шеффенами Магдебурга городу Гёрлицу в 1304 году. - Электрон. дан. - Режим доступа: text. phtml?id=5769.

.Второе городское право Страсбурга 1214 г. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/burg2.htm.

.Указ Бремена от 28 ноября 1186 г.//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. В 2 т. - Т. 1. Изд-во НОРМА: М., 2007.

.Статуты Коммуны Падуи 1183 г.//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. В 2 т. - Т. 1. Изд-во НОРМА: М., 2007.

.Право города Хагенау 1164 г. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XII/1160-1180/ FriedrichIBarbarossa/Hagenau_ Stadtrecht/>text.phtml?id=5742.

.Городское право Аугсбурга от 21. VI. 1156 г. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Germany/ XII/1140-1160/>FriedrichIBarbarossa/Augsburg_ Stadtrecht /text. phtml?id =5740.

.Хартия Вольностей города Лорриса 1155 г.//Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. В 2 т. - Т. 1. Изд-во ЮРИСТЪ: М., 2003.

.Первые хартии города Сент-Омера 1127 г, 1168 г..//Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. В 2 т. - Т. 1. Изд-во НОРМА: М., 2007.

.Послание папы Гонория III Рижскому городскому обществу о дарованном ливонским епископом городу Риге Готском праве 1126 г. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/Italy/XIII/1200-1220/GonorijIII/Schreiben_ Stadt_ Riga_ 19_11_1226/ frametext.htm>.

.Саксонское зерцало 1221-1225 гг. - Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н.А. Крашенинниковой. В 2 т. - Т. 1. Изд-во НОРМА: М., 2007.

.Ларцовые книги прихода Св. Мартина 1120-1140 гг. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.vostlit.info/ Texts/Dokumenty/ Germany/ XII/ 1120-1140/Pozem_otn_Koeln/text.phtml?id=5738>.

.Берман Гарольд Дж. Западная традиция права: эпоха формирования/ пер. с англ.- 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ - НОРМА, 1998.

.Капшина М.В. Средневековые города. - Электрон. дан. - Режим доступа:

.Карева В.В. История Средних веков, М: ПСТБИ, 1990. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: pstgu.ru/download/1163007671. Istoria%20 Srednih%20 Vekov. pdf.

.Кашанина Т.В. Государство и право. М., 1998 г.

.Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. / Общ. ред. Ю.Л. Бессмертного; Послесл. А.Я. Гуревича. М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология, Соч., 2 Изд., М.: Изд-во полит. лит-ры. - т. 3.

.Стам С.М. Средневековый город: межвуз. науч. сб.: [в 10 вып.] - Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 1968-1991. Вып.6. - 1981 г. с.

.Стам С.М. Средневековый город: межвуз. науч. сб.: [в 10 вып.] - Саратов: Из-во Сарат. ун-та, 1968-1991. Вып.5. - 1978.

.Чернова Л.Н. Освободительная борьба горожан Безье. - Электрон. дан. - Режим доступа: <http://www.sgu.ru/faculties/ historical/ sc.publication/> vseob.hist./ srednevek_gor/ belya.php.

Похожие работы на - Средневековое городское право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!